МОРАЛЬНЫЙ

МБОУ «МЕЛЛЯТАМАКСКАЯ ООШ»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ГАРАЕВА Р.Р.

Урок 15.

Тема: Что значит быть моральным

Дидактическая цель: подвести учащихся к осознанию важности понятий: добро, зло, нравственный человек, моральный выбор.

Цели по содержанию:

Образовательная цель:

-Обобщить знания учащихся о морали и нравственности

Развивающая цель:

-Способствовать созданию условий для развития речи, обогащения словарного запаса слов, учить сравнивать, анализировать.

Воспитательная цель:

-Способствовать приобретению опыта коммуникативной деятельности, совершенствовать умение работать в группе, не нарушая принципов толерантности.

Оборудование:

1. Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

4. Презентация к уроку » Что значит быть моральным».

5. Карточки с понятиями и определениями понятий.

6. Сказка «Цветик-семицветик» В. Катаева.

7. Цветок с разноцветными лепестками.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Что значит быть хорошим человеком?

Наивнейший, казалось бы, вопрос.

Поразмышлять не вредно нам об этом,

Ведь вдуматься, ответ отнюдь не прост.

Чтоб рассуждать, определиться надо,

Что хорошо, что плохо вообще,

Чтобы потом обидой и досадой

Не замутили помыслы себе.

2.Проверка домашнего задания.

Мы отправимся в небольшое путешествие. В нашем путешествия встретятся разные препятствия, их надо преодолеть, а когда путешествие закончится мы должны ответить на вопрос «Что значит быть моральным?»

Определите цели нашего урока.

Но отправиться в это путешествие смогут только подготовленные ребята. Давайте проверим вашу готовность к путешествию. В любом путешествии и походе важно уметь правильно выбрать попутчика, товарища, друга. Дома вы написали рассказ о своем друге.

— В чем заключалась сложность задания, что вызвало затруднение?

— Расскажите о ваших друзьях. Обсуждение результатов выполнений домашних заданий.

Прослушивание мини-сочинений о своём друге.

(Сочинения вывешиваются на доске)

3.Актуализация опорных знаний.

С друзьями мы определились, но в путешествии важно иметь и определенный багаж – багаж знаний.

Давайте проверим ваши знания. Нас ждет задание «Соотнеси понятия и их определения»

( на доске карточки с понятиями и их определениями)

дружба

альтруизм

справедливость

долг

ответственность

моральный выбор

-выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремится; (моральный выбор)

-осознание человеком необходимости исполнения моральных норм; (долг)

-моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, доходов, наград и наказаний…(справедливость)

-нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей; (альтруизм)

-отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах; (дружба)

-черта характера личности и ее действия, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор; (ответственность)

(Проверка по слайду).

— Молодцы, я вижу что вы готовы начать путешествие.

4.Формулировка целей и задач.

Наше путешествие начинается. Путешествуя, мы с вами встречаем разных людей. Изучая курс «Светская этика» мы выяснили, что именно от человека зависит, какие поступки он будет совершать: добрые или злые, будет он нравственным или нет.

— Кого можно назвать нравственным человеком, давайте познакомимся с биографией одного очень интересного человека.

5.Изучение нового материала.

Дмитрий Игоревич Шпаро — математик, физик, путешественник. Совершил первую в истории экспедицию на лыжах к Северному полюсу.

Дмитрий Игоревич говорит, что в путешествиях человек испытывает много трудностей и встречает препятствия. Достичь цели можно только, если у тебя в команде нравственные люди. Человек должен правильно взаимодействовать с окружающим миром и предназначать себя окружающим людям. Дмитрий Шпаро начинал как математик. Он окончил механико-математический факультет Московского госуниверситета, защитил кандидатскую и 20 лет преподавал математику в Институте стали и сплавов. Увлечением Шпаро были лыжные походы: вместе с группой друзей-единомышленников он прошел несколько сложных полярных путешествий.

Всемирная слава пришла к Шпаро, когда в 1979 г. он возглавил первую в истории экспедицию на лыжах от земли к Северному полюсу. Это достижение было занесено в Лондонскую Книгу рекордов Гиннеса, в СССР он был удостоен высшей награды — Ордена Ленина.

В 1988 году советско-канадская экспедиция под руководством Шпаро пересекла на лыжах Северный Ледовитый океан по маршруту: СССР – Северный полюс – Канада. За этот переход Д. Шпаро был удостоен вторым по значимости советским орденом «Трудового Красного Знамени», а также престижным призом ЮНЕСКО «Справедливая игра».

В 1998 году Дмитрий Шпаро совершил еще одно путешествие, удостоенное занесения в Книгу рекордов Гиннеса. Вместе с сыном Матвеем он впервые в истории пересек на лыжах Берингов пролив, разделяющий Азию и Америку.

В 1989 году Дмитрий Шпаро организовал Клуб «Приключение», который в настоящее время имеет статус Благотворительного оздоровительного фонда. Шпаро является идеологом и организатором всех экспедиций и программ, проводимых клубом. Широко известны многие акции клуба: российская лыжная экспедиция через Гренландию (2000 г.), в которой принял участие спортсмен, использующий в обычной жизни инвалидную коляску; восхождение команды здоровых и инвалидов на высшую точку Северной Америки пик Мак-Кинли (6194 м, Аляска, 2002 г.); массовая российско-британская легкоатлетическая эстафета «Великий Русский путь» из Владивостока в Санкт-Петербург (2005 г.); экспедиция к Северному полюсу правящего князя Монако Альбера II (в которой Д. Шпаро отвечал за дистанционное руководство маршрутной группой по мере ее продвижения).

Вывод: только человек, устремленный, мужественный, умеющий оказывать помощь другим людям, в любую минуту выручить другого из беды, настоящий друг.

— Можно ли положиться на такого человека, как Дмитрий Шпаро?

— Как вы думаете, какой он «нравственный человек»?

(Нравственный человек творит добро вокруг себя).

-Вот перед нами препятствие. Чтобы продолжить путешествие нужно выполнить задание: вставьте пропущенное слово в предложение:

Добро и зло проявляются в людей. Добродетель – это

выбор наилучшего поведения. Человек должен за свои поступки. Стать добрым человек может

— Молодцы, и с этим заданием мы справились. Жизнь нам преподносит, много разных ситуаций, которые приходиться решать самим.

-Давайте рассмотрим несколько ситуаций из жизни. Наша следующая остановка называется «А как поступить?» (слайд) (рассматриваются ситуации, дети обсуждают, высказывают свое мнение).

Работа в парах.

— Мы с вами часто стоим перед выбором как поступить, а вот одна героиня известной сказки тоже стояла перед выбором. Давайте узнаем, как она поступила.

Отгадайте, о ком я говорю, назовите автора и произведение: «Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила

Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для

мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для

братика Павлика.» (В. Катаев «Цветик- Семицветик.»)

(для того, чтобы вспомнить произведение задаю детям вопросы по содержанию).

-Как Женя оказалась в саду старушки?

-Как старушка ей помогла вернуться домой?

-Какие слова надо было говорить перед тем, как оторвать лепесток, чтобы желание исполнилось?

-Какие желания девочки исполнились? (Вспомнить, куда потратила Женя 6 лепестков)

Работа с литературным текстом.

-Сейчас я зачитаю конец сказки. Перед каким выбором оказалась девочка.( учитель зачитывает отрывок.)

«…..Пошла она на улицу, идет и думает:

«Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило

«мишек». Нет, лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю

полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и

еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим,

все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше

трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего

доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет

в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые

сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых

сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо

торопиться».

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика,

который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но

смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, и Жене

захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так

близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя

косичками, разложенными по плечам.

— Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

— Витя. А тебя как?

— Женя. Давай играть в салки?

— Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

— Как жалко! — сказала Женя. — Ты мне очень понравился, и я бы с большим

удовольствием побегала с тобой.

— Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал

с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю

жизнь.

— Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! — воскликнула Женя и вынула из

кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на

минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском,

дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и

бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась».

6.Закрепление нового материала.

— Какой выбор был у Жени?

-Как она поступила?

-Можно ли считать этот поступок добрым.

-А если бы у вас остался последний лепесток, как бы вы им распорядились?

Вывод: Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным интересам.

— Наше путешествие подходит к концу и нам надо ответить на вопрос «Что значит быть моральным?» Обсудите в парах и закончите предложение «Быть моральным – это значит…»

(ответы детей).

-Давайте обратимся к учебнику, он даст нам ответ на этот вопрос. Наша последняя остановка так и называется «Что значит быть моральным?

-чтение статьи учебника стр.35(абзац 2 и до конца)

– Может ли светская этика дать ответы на все вопросы морали и нравственности? Почему?

7.Итог урока.

ВЫВОД УЧИТЕЛЕМ.

(Светская этика не дает готовых ответов на все этические вопросы. Ее задача сделать выводы из исторического опыта человечества, оставив за каждым человеком право и возможность использовать эти знания для принятия самостоятельного решения и морального выбора. Выбрать, решить за человека — это значит лишить его свободы и ответственности, лишить его возможности стать моральным)

8.Рефлексия:

Вот и подошло наше путешествие к завершению. Сегодня многие, возвращаясь из путешествия, делятся своими впечатлениями. Давайте и мы с вами выскажем свое мнение о нашем путешествии. ( Можно выложить цветок. Дети, отрывая лепестки, заканчивают фразу:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

  • задумался…

9.Домашнее задание:

Ответить на вопросы на стр. 35

Подготовься к сочинению на одну из тем:

1. Россия наша Родина

2. Что такое добро и зло.

3. Человеческие добродетели и пороки.

4. Кто такой добродетельный человек.

5. Дружба в моей жизни.

6. Свобода и мораль.

Смотреть что такое «Морально» в других словарях:

  • морально — морально … Орфографический словарь-справочник

  • морально — внутренне, этично, душевно, нравственно Словарь русских синонимов. морально нареч, кол во синонимов: 5 • внутренне (9) • … Словарь синонимов

  • морально — , нареч. Соответственно требованиям морали. * Морально устойчивый (стойкий). одобр. * Морально неустойчивый. неодобр. ◘ Морально устойчивый одно из определений в характеристике, которая требовалась для поступления на новую работу,… … Толковый словарь языка Совдепии

  • морально — Присл. до моральний 2), 3). •• Мора/льно застаріва/ти втрачати своє значення, цінність через появу новіших, досконаліших машин, апаратів, способів обробки і т. ін … Український тлумачний словник

  • морально — мораль … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • морально — см. моральный; нареч. Мора/льно поддержать кого л. Мора/льно устойчивый человек. Мора/льно подготовиться к испытанию. Мора/льно устаревшее оборудование … Словарь многих выражений

  • морально — прислівник незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови

  • Морально-психологическая подготовка — система мероприятий по формированию у личного состава, участвующего в аварийно спасательных и др. неотложных работах при ликвидации чрезвычайных ситуаций, необходимых моральных, психологических и профессиональных качеств. Целями М. п.п. является … Словарь черезвычайных ситуаций

  • Морально-психологическое состояние — качественная определённость личности, коллектива, характеризующая направленность и динамику психических процессов, межличностных отношений в коллективе; выступает конкретной формой проявления и реализации морального духа и боевых возможностей… … Словарь черезвычайных ситуаций

  • морально тяжелый — прил., кол во синонимов: 1 • морально тяжёлый (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Смотреть что такое «МОРАЛЬНЫЙ» в других словарях:

  • моральный — ая, ое. morale adj., пол. moralny < , лат. moralis. 1. Относящийся к морали. Лучшие из древних моральные книги. 1729. Кантемир Сатира Прим. Моральныя и политическия соображения подкрепляются соразсуждениями обширными, глубоким проницанием в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МОРАЛЬНЫЙ — (лат.). Нравственный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОРАЛЬНЫЙ лат. moralis, от mos, moris, нрав, обычай. Нравственный. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

  • моральный — См. нравственный… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. моральный духовный, нравственный, этический, честный, правдивый, порядочный; высоконравственный, внутренний, этичный,… … Словарь синонимов

  • МОРАЛЬНЫЙ — МОРАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. 1. см. мораль. 2. Высоконравственный, соответствующий правилам морали (книжн.). М. поступок. 3. полн. Внутренний, душевный. Моральное удовлетворение. Моральная поддержка. Высокий м. дух. • Моральный износ (спец.)… … Толковый словарь Ожегова

  • моральный — См. эстетический В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

  • моральный — • высоко моральный • глубоко моральный … Словарь русской идиоматики

  • моральный — ая, ое; лен, льна 1) полн. ф. Относящийся к морали; нравственный. Моральные принципы. Все эти категории в фольклоре являются моральными ценностями и составляют практическую мораль (Ю. Рождественский). Синонимы: эти/ческий 2) Высоконравственный,… … Популярный словарь русского языка

  • моральный — прил., употр. сравн. часто Морфология: морален, моральна, морально, моральны; моральнее; нар. морально 1. Моральным называют то, что имеет отношение к общепринятым правилам поведения. У него высокие моральные принципы. | нар. Морально устойчивый… … Толковый словарь Дмитриева

  • моральный — ая, ое; лен, льна, льно. см. тж. морально, моральность 1) только полн. к мораль М ые принципы. М ая деградация. 2) Высоконравственный … Словарь многих выражений

  • Моральный — I прил. 1. соотн. с сущ. мораль I, связанный с ним 2. Свойственный морали , характерный для неё. 3. Соответствующий требованиям морали ; высоконравственный. 4. Содержащий в себе нравоучение, поучение. II прил. Связанный с… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

В 2009 новелле Стивена Кинга см Мораль (повесть) . «Имморалист» перенаправляется сюда. Для романа Андре Жида, см Имморалист . Аллегория с портретом венецианского сенатора (Аллегория морали земных вещей) , приписываемой Тинторетто , 1585

Мораль (от латинского : Moralis , лит «образом, характер, правильное поведение») является дифференциация намерений , решений и действий между теми , которые выделяются , как собственно , и те , которые невозможно. Нравственность может быть свод норм или принципов , вытекающих из кодекса поведения от конкретной философии , религии или культуры , или она может получить от стандарта , что человек считает , должен быть универсальным. Нравственность также может быть специально синонимом с «благостью» или «правильностью».

Нравственная философия включает в себя моральные онтологии , которая является источником морали; и моральная эпистемология , которая изучает знания морали. Были предложены различные системы выражения морали, в том числе деонтологических этических систем , которые прилипают к набору установленных правил и нормативных этических систем , которые рассматривают достоинства самих действий. Примером нормативного этической философии является золотым правилом , в котором говорится , что: «Нужно относиться к другим так , как хотелось бы другим относиться к себе.»

Безнравственность является активным противодействием морали (т.е. оппозиции к тому , что является хорошим или вправо), а аморальность по — разному определяются как неосведомленность, безразличие к или неверию в любом конкретном наборе моральных норм и принципов.

Рано или поздно каждый человек сталкивается с такими особенностями характера, привычками в себе самом, которые могут его не устраивать, разочаровывать или даже раздражать. Начиная анализировать себя и работать над самосовершенствованием, один из первых вопросов с которым мы сталкиваемся – это вопрос о целостности нашей личности.

Как правило, в психологии под внутренней целостностью личности подразумевается способность человека в напряженных моментах держаться своей основной линии поведения, сохранять верность собственным взглядам и ценностям. Такой человек может жить совершенно независимо от других людей и при этом активно с ними взаимодействовать. Одной из характеристик целостной личности является способность реалистичного взгляда на вещи при любых жизненных обстоятельствах, даже если присутствует какое-либо давление со стороны. Цельная личность – это человек, который имеет устойчивое мировоззрение, дающее ему покой и уверенность.

Наравне с вышеописанными признаками, личность человека может носить фрагментарный характер. Так называемая «фрагментарная личность» несет в себе конфликтующие психологические элементы. Она не имеет единого взаимосвязанного функционального представления о мире.

Из чего же складывается целостная личность и как рождается гармония между внутренним состоянием и внешними проявлениями человека?

Гармония и цельность личности напрямую зависит от той среды, в которой этот человек пребывает постоянно. Среди чего он родился и вырос, какие люди его окружали и какие жизненные ориентиры они несли в мир и чему его учили. Конечно, всегда существует поправка на врожденные склонности человека. Они могут стать хорошей основой для дальнейшего развития в соответствующем направлении или же помехой, если входят в противоречие с теми целями, которые ставит перед собой сам человек.

В дальнейшем, в зависимости от внутренних и внешних факторов, личность может развиваться в направлении силовой модели, либо модели внутренней гармонии.

Для первого варианта развития личности характерно отсутствие гибкости в конфликтах и наличие жестких установок и убеждений, которые человек отстаивает непоколебимо даже при «лобовой атаке». В пределе личность такого типа сломается, но не уступит ни на йоту от своей первоначальной точки зрения. И чем эта позиция тверже, тем более ярко будет выражаться целостность такой личности в последовательности и соответствии ее проявлений внутренним установкам. Речь идет не только о бытовых моментах, но и о возвышенной морали и представлениях о духовности.

Это описание касается личности именно высокоорганизованной, с достаточным уровнем осознанности и является более характерным для мужчин, ведь как раз для них в порядке вещей не соглашаться с навязываемыми извне условиями, а настаивать на своих. Чтобы с чем-то согласиться, мужчине требуется пропустить это через себя, принять, сделать своим, и как только это произойдет, он уже сам станет следовать этим новым ориентирам. Он находится как бы на пути служения своей высшей цели и порой готов стоять за нее до смерти.

Если же человек придерживается другой модели развития и соотносит свои действия с состоянием внутренней гармонии, то его целостность как личности организуют два основных фактора: внутренняя самодостаточность и гибкость. Гармоничные взаимоотношения со средой, в которой такой человек находится, взаимопонимание и взаимоприятие между ним и окружением, а также удовлетворение, спокойствие и отсутствие внутренних противоречий способствуют целостности такой личности. Люди, идущие по этому пути личностного развития обычно хорошо понимают окружающих и склонны положительно воспринимать как их, так и себя. Для таких

людей характерна и внешняя мягкость в жестах и интонациях, доброта и спокойствие. Внутренняя же гибкость позволяет им на время адаптироваться к неблагоприятным внешним влияниям и при первой же возможности возвращаться в первоначальное состояние.

Эта модель развития более характерна для женщин, такие люди прежде всего живут для себя. Достигая внутренней гармонии они становятся счастливыми и делают мир вокруг себя таким же счастливым, теплым и радостным. В общении с такими людьми легко почувствовать мгновенное «родство душ», и даже в момент первой встречи разговор может быть таким доверительным, как будто вы знакомы уже много лет.

Итак, в любом из вышеописанных путей развития можно достичь и счастья, и гармонии и самореализации на различных жизненных уровнях. Для того чтобы ощутить себя целостной личностью прежде всего нужно понять свою природу, предрасположенность и дальше работать над развитием именно тех особенностей, которые Вам близки. Это и будет путем к Вашему счастью.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *