Моральный выбор

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Слишком важно для него общественное мнение. Проще убить друга, чем прослыть трусом. Совершенно безнравственный поступок, говорящий о трусости героя.

Стоит упомянуть и про повесть Железникова В. К. «Чучело». Новенькую в классе девочку Лену ученики не приняли, издевались над ней из-за её некрасивой внешности, называли её «чучело». Когда ей пришлось взять вину одноклассника Димы на себя, стало ещё хуже. Дима же из-за страха, что ребята его не простят и перестанут с ним дружить, проявляет малодушие, и не рассказывает правды. Его трусость приводит к тому, что Лене пришлось покинуть школу и уехать. Отрицательные черты характера и низкие моральные принципы позволили Диме сделать такой безнравственный выбор.

Тема нравственного выбора затронута и в повести Тургенева И. С. «Ася». Главный герой руководствуется в своей жизни строгими жизненными принципами, и его поступки не противоречат его совести. Когда он узнает о своей незаконнорожденной сестре, не бросает её, помогает и заботится. Поступает честно и порядочно по отношению к сестре.

Трусость и эгоизм, как пример безнравственного выбора, прекрасно описан в сказке Салтыкова-Щедрина

М. Е. «Премудрый пескарь». Герой сказки между жизнью, наполненной трудностями и опасностями, и жалким, но безопасным существованием, выбирает последнее. Жизнь в норе, куда он забился, чтобы его никто не достал, протекает тихо и беззаботно, но все лучшее прошло мимо него. Здесь видно, что нравственный выбор пескарь делал под влиянием своих слабых, неразвитых моральных принципов.

Исходя из вышесказанного, нравственный выбор это тяжёлый выбор, так как необходимо тщательно взвешивать «за» и «против», стараться предвидеть последствия. Выбор не должен противоречить моральным принципам человека и не нести вред окружающим.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id67386

Обновлено: 2019-11-11 Опубликовал(а): Юлия Хор

Ситуация морального выбора

Рассмотрим следующую ситуацию15.

В одной из европейских стран у некой женщины обнаружена поздняя стадия развития рака. По мнению врачей, спасти ее может только одно лекарство – особый вид радия, недавно открытый фармацевтом, живущим в том же городе. Изготовление препарата связано с очень большими расходами, сам же фармацевт назначил за него цену, вдесятеро превышающую стоимость сырья. Небольшая доза препарата стоит $2000, стоимость же необходимого для его производства сырья составляет всего $200. Хайнц, муж больной женщины, попытался собрать нужную сумму, но ему удалось занять всего $1000, то есть половину нужной суммы. Он стал умолять фармацевта продать лекарство за эти деньги или отпустить его в долг. Однако фармацевт ответил: «Нет, я открыл это средство, и я хочу заработать на нем». Охваченный отчаянием Хайнц стал даже подумывать об ограблении аптеки, чтобы достать лекарство для жены…

Предлагаем вам кратко ответить на следующие вопросы («да или «нет):

1. Будет ли неправильным, с точки зрения Хайнца, забраться в аптеку?

2. Имел ли фармацевт право назначать за свой препарат столь высокую цену?

3. Можно ли считать подобную кражу нравственно оправданной?

4. Предположим, что Хайнц был в достаточно сложных отношениях с супругой. Должен ли он идти на кражу и в этом случае?

5. Предположим, что от рака умирает лучший друг Хайнца, а не жена. Должен ли он красть лекарство для друга?

6. Предположим, что человек, умирающий от рака, не относился к числу его близких. Должен ли Хайнц пойти на кражу?

7. Предположим, Хайнц узнал о том, что некая женщина умирает от рака, из газет. Должен ли он идти на кражу в этом случае?

8. Пошли бы вы на кражу ради того, чтобы спасти собственную жизнь?

9. Предположим, что Хайнца взяли на месте преступления. Его дело передано в суд. Должен ли он быть приговорен к тюремному заключению?

Единственно правильного ответа не существует. Ваше решение зависит от направленности вашей личности, принципов, личной морали, нравственных норм, зрелости норм, которыми вы руководствуетесь, ценностей и идеалов. Некоторые комментарии к этим понятиям и к данной ситуации вы найдете далее в этом разделе.

Критерии, показатели нравственной оценки поведения, приводимые разными мыслителями, различны. По И. Канту, поведение нравственно, если мотивировано уважением к нравственному закону (категорический императив) и свободно от внеморальных побуждений – себялюбия, стремления к личному счастью, социального престижа.

Нравственная составляющая личности – это квинтэссенция души человека, определяющая смысл и цели его существования, способы достижения целей, стиль жизни, отношение к себе и другим. Нравственность является тем ключевым фактором, который способен определить личность как положительную или как отрицательную. И хотя это крайние позиции континуума, на котором имеется место для массы полутонов, превалирование положительного или отрицательного в оценке окружающих влияет на роль и перспективы личности, на ее цели и средства их достижения.

Нравственно-мотивационный потенциал может оцениваться и на основе элементов морального сознания человека.

Моральное сознание, как и другие формы общественного сознания (политическое, правовое, эстетическое, религиозное и др.), отражает социальное бытие людей, фиксирует моральные отношения, представляет собой субъективную сторону нравственности.

Система морального сознания не должна быть противоречивой. Отобранные позиции служат критерием оценки поведения, определения добра и зла, рассмотрения сути конфликтов.

Человек должен иметь не только некую систему ценностей, но и систему принципов, которыми он руководствовался бы в своем поведении. В противном случае условия поведения ему будут диктовать другие люди.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добро и зло. Эти два понятия сопровождают человека на протяжении всей его жизни. С момента осознания себя как личности человек идет к пониманию того, что такое выбор моральный. Это то, что сопровождает личность фактически на каждом этапе жизненного пути и показывает уровень ее морального развития.

Выбор как часть человеческой жизни

Каждый день человек стоит перед выбором. Можно сказать, что мы ежедневно решаем множество задач, связанных с проблемой выбора. Философы считают, что данная проблема является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Конечно, мы не каждую минуту принимаем судьбоносные решения, но именно из этих маленьких шажков складывается длинная жизненная дорога. Поэтому можно сказать, что каждую секунду своего существования мы выбираем себе будущее. Что ж, эта теория имеет право на существование. Впрочем, как и многие другие. Ведь вопрос выбора стоит в философии и этике очень остро. Особенно это относится к такому понятию, как выбор моральный. Это является основополагающим моментом нравственности и системы ценности человеческого общества. Данную тему хочется рассмотреть более детально.

Выбор моральный — это что такое

Любой выбор предполагает активность субъекта ситуации. А вот выбор моральный — это оценка системы ценностей и принятие решения в пользу одной из них в определенных ситуациях. В более широком смысле это понятие воспринимается как проблема борьбы добра со злом, решение в пользу темной или светлой стороны.

Моральный выбор людей в пользу той или иной стороны не всегда является постоянной величиной, в повторяющихся схожих ситуациях субъект может принять совсем иное решение. Это обуславливается его нравственными ценностями и полученным опытом. К тому же стоит учитывать и условия, в которых воспитывался индивид. Ведь в каждом социуме существуют свои границы добра и зла. То есть в случае, когда два субъекта ситуации производят выбор в сторону добра, это могут быть абсолютно разные направления в системе морально-этических норм.

Ответственность морального выбора

Моральный выбор — это ответственность, которую будет нести индивид после принятия своего решения. Данная ответственность является непосильной ношей для многих представителей социума, поэтому они стараются уклониться от принятия того или иного решения. Но в любом случае каждый человек хотя бы один раз в жизни оказывается перед моральным выбором, который вскрывает все его этические и психологические деформации. Ведь в подобных ситуациях индивид должен идентифицировать себя с какой-либо социальной группой, причем с самой яркой и характерной ее частью.

Если учитывать тот факт, что моральный выбор — это ответственность, то можно уверенно заявить, что, попадая в данную ситуацию, ее субъект должен продвинуться в своем нравственном развитии на определенную ступень.

Нравственная составляющая индивида

Чтобы понять, что такое моральный выбор, требуется понять, что именно мотивирует человека принять определенное решение. В философии определяющей считается нравственная составляющая личности. Ее можно представить в виде скана его души, в котором отображаются все цели, способы их достижения, приоритеты и смысл жизни данного конкретного индивида. Именно нравственная составляющая дает оценку поступков других людей и своих собственных, в том числе. Она характеризует личность как положительную или отрицательную в призме определенных действий. Стоит понимать, что в случае отдельного человека эта оценка весьма субъективна, но вот в иных ситуациях она может показывать моральное сознание всего социума в целом.

Моральное сознание индивида

Общественное сознание имеет множество форм. Но одной из самых важных является моральная составляющая общественного сознания. Оно представляет собой некий цемент, который закрепляет правила морали и этики в конкретном социуме, определяет оценочные критерии поведения людей. Стоит отметить, что моральное сознание является статичной величиной, и включает в себя принципы и совокупность этических норм, принятых в социуме.

Объекты морального выбора

Не стоит рассматривать проблему выбора, не отметив объектов данного процесса. Их можно представить в следующем виде:

  • индивид;
  • отдельная группа людей;
  • социальная структура;
  • многочисленная прослойка общества или класс.

В любом случае индивид должен принять решение в пользу кого-то. Это может быть выбор между субъектом и группой либо решение, которое вообще не затрагивает интересы субъекта, и касается группы других людей.

Ситуация морального выбора

Встав перед моральным выбором, человек попадает в ситуацию морального выбора. Она может существовать только в случае нескольких вариантов принятия решения. Причем каждый из вариантов должен быть понятен индивиду и поддаваться разумному объяснению.

Ситуация морального выбора не предполагает безграничного количества вариантов решений, они не могут выходить за пределы понимания добра и зла. Это является непременным условием сложившейся ситуации, в противном случае выбор не может быть отнесен к моральному.

Свобода морального выбора

Стоит отметить, что проблема выбора имеет ряд особенностей и заданных условий, вне которых ситуация полностью перестает существовать. Моральная свобода выбора является непреложным условием ситуации. Индивид должен принимать решение, основываясь только на своих собственных представлениях и учитывая шкалу ценностей, никто не должен оказывать на него давление и создавать специальные рамки.

Свобода выбора складывается из полученной возможности принять решение и реальной способности совершить то или иное действие для того, чтобы обозначить свою позицию.

Условия морального выбора

Выбор между добром и злом требует четкого соблюдения условий, они являются основой предложенной ситуации и делают ее статичной, несмотря на массу вариантов решения:

1. Диапазон возможностей.

Каждый индивид должен осознавать и оценивать все варианты выбора и их последствия. Если по разным причинам он не имеет возможности провести объективный анализ, то выбор не в полной степени отразит моральные ценности и устои индивида.

2. Социальные условия.

Каждый человек всегда совершает выбор в пределах своего социального класса, где приняты те или иные нормы поведения и ценности. Это позволяет принять решение рационально, относя себя к определенной группе.

3. Понимание необходимости выбора

Индивид должен четко осознавать, что он следует своим принципам и моральным нормам, а не принимает решение потому, что так поступают все, либо не поступает никто.

При соблюдении всех этих нюансов индивид становится субъектом ситуации.

Моральный конфликт

Существуют ситуации, когда моральный выбор вытекает из определенных обстоятельств, не приводящих к однозначной победе добра над злом. Данную проблему называют моральным конфликтом. Индивид попадает в него, когда в предложенных обстоятельствах принятое решение станет злом в другой шкале морально-этических норм и ценностей. В такой ситуации личность не может решиться на тот или иной вариант.

Выбор при моральном конфликте может быть обусловлен только сугубо личными моральными ценностями индивида. В этой ситуации на второй план отходят нормы, принятые в социуме, и личность остается один на один со своими принципами. Довольно часто при такой проблеме можно говорить о зрелости личности в целом, полученный жизненный опыт и совокупность закрепленных норм станут тем, что послужит мотивацией для принятия решения.

В популярном фильме 1982 г. «Офицер и джентльмен» Ричард Гир сыграл роль Мэйо, циничного молодого человека, почти лишенного нравственных принципов, который захотел быть летчиком. Ко времени окончания училища военно-морской авиации он становится не только летчиком, но офицером и даже джентльменом. Перевоплощение Мэйо явилось результатом процесса, называемого социализацией. Социологи определяют социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям.
Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.
Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т. д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас — социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить свое поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда, соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.
Что касается Мэйо, то его новая социальная роль почти полностью отличается от старой. Вместо того чтобы бесцеремонно переступать через тех, кто по воле случая оказывается на его пути, он вынужден учиться считаться с окружающими. Он больше не может позволить себе просыпаться, когда вздумается, чистить обувь по настроению; теперь он должен соответствовать определенным стандартам, связанным с его новой ролью. Во время военной подготовки Мэйо проходит социализацию, рассчитанную на превращение его в офицера.
Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей сущности социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и кто социализируется.
А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок) ; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.) ; по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Подходя к вопросу, что такое моральный выбор у человека, стоит определить границы морали. У каждой личности своя мораль, свои моральные устои, которые формируются по ряду причин. Во-первых, под действием воспитания родителями в младенческом возрасте. Именно в детстве наши отцы и матери вкладывают в нас основные человеческие понятия. Что такое хорошо, и что такое плохо? Что такое добро, и что такое зло? Что такое любовь, искренность, верность, преданность и так далее.

Индивидуальность и общество

В дальнейшем, свой отпечаток на мораль человека, наносит общественное мнение, которое ограничивает его от ряда недопустимых поступков и действий (убийство, кража, оскорбление, например), а также устои той области, где проживает индивид. Жить в социуме – это значит жить по его законам, по его традициям.

Собственные понятия о моральных ценностях индивидуальны, и могут меняться со временем. Каждая личность вносит свои коррективы в моральную картину, и следует им определенным образом. К примеру, у вора нет запрета на то, чтобы совершить кражу, а у законопослушного гражданина иная мораль, он не сможет поступить подобным образом.

Каждый в своей жизни сталкивался с моральным выбором. Дружба или карьера? Уступить место товарищу, сохранить отношения или идти по головам, невзирая на мнение остальных, дабы добиться вершины карьерного роста. Любовь или деньги? Быть с любимым человеком, невзирая на невзгоды и бедность, или выйти по расчету замуж, женится, только бы быть обеспеченным, и иметь положение в обществе. Власть или жизнь человека? Правда или ложь? Независимость или рабство? Вариантов много, и каждый делает свой выбор, который чего-то лишает, что-то дает, но дает, то главное и ценное: собственные принципы и мораль. К чему это может привести? Соблюдение моральных ценностей всегда вызывает одобрение и взаимопонимание в обществе. Дает возможность жить духовно. Достигать тех вершин в бизнесе, искусстве, семье и обществе, которые несут добро и вечные ценности.

Многие тираны и деспоты, а также стоящие у власти люди, не взирают на общественную мораль и законы, создают их сами. Такие люди не перед чем не остановятся, только бы иметь больше денег, материальных благ, высокий статус и власть. Такая жизнь наполнена гонкой наживы и стремлением быть на самой вершине мира. Только стоит ли это того? Там, на вершине, нет никого, только ты один.

В заключение

Что влияет на выбор? Влияет сама природа. То, каким человек родился, его характер и индивидуальные особенности. Те ограничения и вложенные понятия, рассмотренные в самом начале, также сказываются при окончательном выборе. Сложная жизненная ситуация, беда, катастрофа, меняет многих и может сыграть как в одну, так и в другую строну.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *