Монтессори что это за методика

Воспитание и развитие детей. Педагогическая система Марии Монтессори

МАРИЯ МОНТЕССОРИ: «ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ»

Если вы, родители, с содроганием вспоминаете командный голос своей воспитательницы в детском саду, учеников, ходивших по кругу на школьных переменах, и ратуете только за индивидуальный подход в воспитании, то педагогика Марии Монтессори сразу вас подкупит.

Имя итальянского педагога Марии Монтессори (1870— 1952), первой женщины-врача в Италии, известно всему миру. Она создала особую методику воспитания детей, которую сегодня изучают во всех педагогических вузах. В России все больше детских садов осваивает эту зарубежную методику, которая обеспечивает больший эффект, чем традиционная.

На фоне провалов традиционных методов образования сегодня в мире возродился интерес к Монтессори. Ее понимание внутреннего мира ребенка и ее идеи помощи в форми­ровании всесторонне развитой личности кажутся новыми и значимыми сегодня. Метод Марии Монтессори включает Детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка.

Сама Мария Монтессори свой метод коротко называла «помощью жизни». В этом смысле он не имеет никакого отношения к многочисленным методикам раннего развития, потому что развитие имеет свои законы, которые нельзя нарушать, и свой темп, который опасно форсировать. Другое дело, что темп у каждого ребенка свой, и задача педагога состоит в том, чтобы устранить препятствия на пути естественного развития малыша. В современном понимании эта задача не отличается от задачи воспитания, под которым понимают целенаправленное создание условий для развития человека.

➠ Система Монтессори предлагает свой целостный и логичный путь воспитания, который коротко можно передать одной емкой фразой: «Свободная работа ребенка в специально подготовленной среде». Он заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, подталкивает его к самостоятельному решению задач. Все это предлагается в игровой форме — специально оборудованная комната, где находится множество специальных игровых пособий, соответствующих возрасту детей.

Монтессори-педагогика подразумевает равноправные отношения между взрослыми и детьми. Семье в процессе вос­питания ребенка, по данной системе, отводится главная роль. Если семья принимает позиции системы, то ребенок быстро адаптируется к системе Монтессори (детский сад, школа) и чувствует себя комфортно.

Если вы будете воспитывать своего ребенка по системе Марии Монтессори, то у вашего ребенка появятся:

• любовь к порядку и работе;

• способность к спонтанной концентрации;

• любовь к тишине и индивидуальной работе;

• способность действовать по своему выбору;

• самодисциплина и послушание;

• независимость и инициатива;

• радость как критерий, указывающий на правильно выбран­ный путь развития.

Если, хорошо все взвесив и подумав, вы решили отдать своего ребенка в школу Монтессори, знайте, что в основе метода Монтессори лежат три кита: ребенок, подготовленная окружающая среда и учитель. В центре стоит ребенок, в отличие от традиционной школы, где центром является учитель.

Ребенок

— Дети! Все быстро сели за столики, взяли карандаши и рисуем грибок!

— А можно я буду рисовать яблочко?

— Яблочко дома с мамой будешь рисовать, а тут я сказала — грибок, значит, грибок!

Вряд ли вы, родители, услышите что-то подобное в классе Монтессори, так как здесь все основано на индивидуальном подходе к каждому малышу.

Педагогика Марии Монтессори не признает повелительного наклонения в отношениях с детьми, не торопит развитие маленького человека, предоставляя ему учиться и развиваться самостоятельно, согласно внутренним ритмам и потребностям, в отличие от традиционных методик. Она позволяет ребенку проходить путь познания в ситуации, когда знания приобретаются в деятельности.

Ребенку предоставляют свободу в выборе занятий. Он сам выбирает материал, с которым хотел бы работать, и сам решает, что именно он будет из него делать. Малыш может потратить на свои занятия столько времени, сколько захо­чет. При этом краткое двух-, трехминутное обучение обра­щению с выбранным материалом воспитатель или учитель обязательно проводит с каждым подопечным индивидуально. Ребенок может упражнять свои чувства свободно и спон­танно; он испытывает удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, потому что он делает то, что он хочет делать, а не то, что ему кто-либо укажет. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Малыш также учится сам находить ошибки и исправлять их. Это приучает его к деловитости и точности с ранних лет, что очень полезно для его внутренней организации.

➠ Метод Монтессори создает условия для возникновения в ребенке любви к учению и исподволь внушает устойчивые мо­тивации для продолжения учебы.

Огромное внимание уделяется обучению детей навыкам самообслуживания, так как ребенок, умеющий ловко зашнуро­вать собственные ботинки, застегнуть курточку и пришить пуговицу к рубашке, не только приобретает бесценный опыт самостоятельности и ответственности, но и разовьет те мышцы, которые необходимы и для овладения навыками письменной речи.

Бытовые упражнения по обслуживанию себя и других в классе Монтессори — это одна из частей подготовленной среды. На одном из родительских собраний кто-то из родителей испуганно вскрикнул: «Вы им и ножницы даете? Даже взрослый человек порою может себя поранить». Это так, но этих родителей и вас никто не учил обращаться с острыми предметами. Перед тем как взять в руки ножницы, они и вы не могли потренироваться на разных пинцетах и зажимах. А дети из класса Монтессори могут. Так же как могут выйти из этой зоны и перейти в зону сенсорного материала или математики, языка, космоса. Все это они делают в индивидуальном темпе, когда созреют сами, а не тогда, когда учитель построит их и по­ведет на занятие.

Учитель определяет зоны ближайшего развития ребенка и предлагает ему войти туда, взяв новый материал, но окончательный выбор за малышом.

Детям очень важно быть самостоятельными. Не у каждой мамы хватает терпения смотреть, как ребенок размазывает грязь, вытирая пыль со стола, или неумелыми ручками моет чашку. Мамам легче помыть самим, а вот учитель в Монтессори-группе, возможно, перемоет за малышом, но сначала покажет, как это делается, и даст ребенку попробовать это сделать самостоятельно.

➠ Итак, что является самым важным для вас, родители, главное в системе Монтессори — не пособия, не методики. Главное — это ваш ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одно­го систему обучения. И Монтессори в своей методике предоставила каждому ребенку самостоятельно разрабатывать для себя индивидуальную программу обучения, выбирать, чем, когда и как ему заниматься в развивающей среде, созданной педагогами.

Для вас, родители, в методике Монтессори основной плюс — это то, что она «нормализует» поведение ребенка, чтобы он мог полностью использовать свои возможности. Некоторые характерные признаки такого ребенка:

• способность к концентрации внимания;

• чувство собственного достоинства;

• самостоятельность;

• самомотивация;

• привычка к порядку;

• удовольствие от повторения;

• способность к самостоятельной работе;

• самодисциплина;

• стремление к свободе выбора;

• удовольствие от работы как таковой, без необходимости вознаграждения и наказания;

• послушание;

• предпочтение работы игре;

• любовь к познанию.

➠ Мария Монтессори доказала, что разные типы навыков у ребенка лучше всего воспитывать в определенном возрасте, иначе можно упустить самый благоприятный момент для их формирования. Поэтому детские сады и школы основывают свою работу по этой методике на принципе строгой возрастной пе­риодизации. К двум годам малыши умеют различать людей и предметы, окружающие их. До трех лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.

К трем годам ребенок овладевает очень сложными языковыми навыками. В тот период, когда никто не может стать для него учителем, ребенок сам формирует основу своего интеллекта. В период от трех до ше­сти лет ребенка можно назвать «строителем самого себя»: он стремится сам выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого. А в следующий период (до девяти лет) он становится на позицию исследователя окружающего мира.

Рекомендуем посмотреть:

Как родителям создать идеальную среду для развития своего ребенка?

Обучение и развитие ребенка – дошкольника. Заповеди для родителей от Марии Монтессори

Классная система обучения и развития детей. Классы Монтессори

Учебно-игровые зоны. Создание учебно-игровой зоны для ребенка

О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей

Современные прогрессивные родители уделяют много внимания развитию детей буквально с самого рождения. А методика Монтессори остается одним из любимых подходов мам, пап и педагогов. К счастью, для того чтобы развивать малыша по методике Монтессори, необязательно подыскивать специализированный сад или детский клуб. Это вполне можно устроить и дома, правда, необходимо организовать специальную «Монтессори-среду» для игр и придерживаться основных принципов обучения.

Главные принципы методики Монтессори

  • В целом методика рассчитана на детей от 2-3 лет, но какие-то элементы обучения можно вводить и в играх с младенцами и годовалыми малышами.
  • Ребенок обязательно должен учиться самостоятельности. Он сам выбирает, во что, как, с кем и как долго играть — взрослый не должен навязывать правила и условия игры.
  • Также взрослому не стоит решать задачи за малыша, лучше предоставить ему возможность самому справиться с проблемами.
  • Если играют сразу несколько детей, они должны соблюдать правила: не шуметь и не мешать другим, не отбирать игрушки (кто первый взял, тот и играет).
  • После игры малыш должен аккуратно убрать игрушки на место.

На что направлена методика Монтессори? Она прекрасно развивает моторику, речь, математические представления, учит ребенка понимать причинно-следственные связи, обучает бытовым навыкам. Единственный минус программы Марии Монтессори — отсутствие подвижных игр и творческих заданий, которые так любят малыши, поэтому над этой частью развивающих занятий вам придется подумать отдельно.

Монтессори-среда дома

Основное условие гармоничного развития ребенка согласно методике Монтессори — правильно организованная игровая среда. Никакого творческого беспорядка, деталек лего на ковре и пластилина под подушкой (нам тоже кажется, что это скучно, но увы). В детской должен царить порядок, так что вам определенно понадобится умная система хранения, куда ребенок сам сможет складывать игрушки и материалы. Идеальный вариант — невысокий стеллаж с контейнерами.

Какие игрушки выбрать, чтобы они вписались в концепцию?

Отдавайте предпочтение долговечным игрушкам из натуральных материалов. Они должны быть не самыми простыми, чтобы малышу было над чем подумать. Много разных деталей, многофункциональность игрушки, небанальные игры и задачи приветствуются. В интернет-магазине Ivan da Marya большой выбор именно таких, экологичных и умных игрушек и игр, которые отлично подойдут для развивающих занятий по методике Монтессори.

Следующий этап — зонирование. Комнату или игровое пространство стоит поделить на несколько тематических зон: по задумке Монтессори так ребенку проще будет ориентироваться и выбирать, чем именно он хочет заняться.

  • Практическая зона поможет детям освоить бытовые навыки: подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки, нарезать овощи и так далее.

Для этой зоны подойдут всевозможные шнуровки, бизиборды, игровые наборы посуды и бытовых предметов.

  • В сенсорной зоне располагаются предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с такими игрушками направлены на развитие моторики, тактильных ощущений, памяти и внимания.

Купите мячики из разных материалов, разного размера и цвета, кубики, пирамидки, балансиры, сортеры. Кроме того, полезно смастерить сенсорные коробки, наполнив их разными крупами, бусинами, желудями и шишками, пуговицами, песком, камешками и прочим сенсорным материалом.

  • Игры в математической зоне должны помогать малышу освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами.

Здесь также пригодятся сортеры, балансиры, пирамидки, кубики, счетный материал.

  • В языковой зоне кроха будет изучать буквы и слоги, расширять словарный запас. Для этой зоны понадобится игрушечная азбука, кубики со слогами, наборы игрушечных зверей и тому подобное.
  • Космическая зона знакомит детей с законами природы и дает первые представления о физике, химии, космосе, живой природе, человеке, народах мира, культуре и экологии.

Для самых маленьких в этой зоне стоит расположить фигурки птиц и зверей, емкости с песком, водой и камнями для игр и опытов. Старшим дошкольникам будет интересно рассматривать карты, глобус, изображение звездного неба, макеты планет, коллекции камней и минералов.

Когда игровая среда будет готова, смело запускайте туда ребенка и наблюдайте (вы же помните, что вмешиваться не нужно?). Еще один приятный бонус методики Монтессори — пока чадо активно развивается, вы можете неспешно попивать утренний кофе. Особенно, если правило убирать за собой игрушки уже освоено.

И в любом случае, какую бы методику развития малышей вы ни выбрали, не забывайте, что игра — ведущая деятельность у дошкольников. А значит, именно игры и игрушки позволят ребенку развиваться гармонично, познавать мир и, что особенно важно, проводить время с близкими взрослыми. Психологи утверждают, что никакие развивающие занятия в клубах и детских садах не заменят игр с родителями. А во что вы любите играть с детьми?

Расстановка ударений: МОНТЕССО`РИ Мария

МОНТЕССОРИ (Montessori), Мария (3. VIII. 1870 — 6. V. 1952) — итал. педагог. Окончила Римский ун-т и была первой женщиной, получившей степень доктора медицины. Ассистент психиатрич. клиники ун-та, где работала со слабоумными детьми; проф. антропологии и гигиены в Высшей женской школе и лектор пед. антропологии в ун-те в Риме.

М. Монтессори

Следуя идеям франц. врача психолога Э. Сегена, М. разработала свои методы развития у слабоумных детей органов чувств и достигла больших успехов. Положила начало подготовке в Риме учителей — специалистов для воспитания умственно отсталых детей. Постепенно пришла к выводу, что разработанные ею методы применимы и к нормальным детям. М. подвергла резкой критике школу за неподвижность, муштру, игнорирование естественных запросов ребёнка. Она считала, что физическое и духовное развитие ребёнка совершается на основе специфич. законов, тогда как взрослые навязывают ему свои навыки и установки, чем тормозят естественное развитие ребёнка. Взгляды М. — разновидность теории свободного воспитания. Она призывала к предоставлению детям свободы для «самовоспитания и самообучения», утверждая, что «мы так же мало способны создавать внутренние качества человека, как и внешние формы тела» («Самовоспитание и самообучение в начальной школе», М., 1922, с. 5). Нач. школа, по М., должна быть лабораторией, дающей возможность изучать психич. жизнь ребёнка. Внутренние потребности ребёнка нельзя «отгадать», а можно только определить, если оставить ребёнка свободным в самопроизвольных, естественных проявлениях. Необходима такая обстановка, к-рая соответствовала бы его потребностям, и такие пособия, к-рые помогали бы выявлять запросы ребёнка и способствовали бы его «самовоспитанию и самообучению».

Свои пед. идеи М. начала применять на практике в 1907 в дошкольных учреждениях, организованных «Обществом дешёвых квартир» для бедняков. М. выдвинула принцип единения школы и семьи, надеялась без изменения существующего строя, через благотворительные учреждения общественного воспитания поднять материальный и культурный уровень бедняков, способствовать эмансипации женщин и вместе с родителями осуществлять новое воспитание, ведущее к «возрождению человечества». В «домах ребёнка», работавших под руководством М., детям предоставлялась свобода выбора любого материала для занятий, к-рый наиболее соответствует «внутренним потребностям» ребёнка, но любое занятие включает в себя пед. цель и может проводиться только в определённом направлении. В дошкольном и младшем школьном возрасте М. придаёт особенно большое значение сенсорной культуре. Для усовершенствования слуха, зрения, осязания ею разработана система дидактич. материалов.

Работа над этим материалом помогает ребёнку самостоятельно обнаруживать свои ошибки. Педагог — только наблюдатель-экспериментатор. М. подчёркивает, что при упражнении с дидактич. материалом не столько важны приобретаемые знания, сколько внутренние процессы психич. и физич. развития, приобретение нового «видения», помогающего распознавать разницу в предметах и их свойствах. Исправление ошибок требует сосредоточенного внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю. Это способствует и преодолению «хаотичности», свойственной дошкольному возрасту, и является основой для «самовоспитания и самодисциплины». М. недооценивала значения игры, живого слова. В «домах ребёнка» был установлен определённый режим. День начинался «упражнениями обыденной жизни»: руководительница учит детей навыкам самообслуживания, хорошо держаться, грациозно двигаться, приветливо здороваться, вежливо разговаривать, правильно сидеть и т. д.; грубые и «бесполезные» поступки детей подавлялись. М. была сторонницей религиозного воспитания, утверждала, что корни религии заложены в самой природе человека. Прирождённым она считала и «инстинкт послушания».

М. смотрит на ребёнка как на личность активную, развивающуюся благодаря сосредоточенной внимательной работе над заинтересовавшим материалом. Но при обучении детей по методу М. развитие ребёнка оказывается очень ограниченным: ребёнок работает лишь с искусственно созданными пособиями, он очень мало изучает жизнь, объекты самой действительности; главным в его занятиях считается «упражнение активности», а задача приобретения знаний является попутной. М. полагала, что ребёнок сам себе построит систему идей, если педагог предоставит ему систематич. материал. При методе М. занятия детей происходят гл. обр. в индивидуальном порядке, по выбору: в одно и то же время разные дети могут заниматься разными делами. И хотя М. утверждала, что дети в школах, работающих по её методу, проявляют внимание и интерес друг к другу, чувство коллективизма, на деле они воспитывались в духе индивидуализма.

Придя к власти, фашисты закрыли «дома ребёнка», М. вынуждена была покинуть Италию. За границей она очень активно пропагандировала свои идеи; проводила междунар. конгрессы, создавала школы, работающие по её системе во Франции, Англии, США, Испании, Дании, Нидерландах, Индии. М. имеет последователей в капиталистич. странах. Она неоднократно выступала против войны, призывала к воспитанию в детях стремления к миру. После второй мировой войны М. вернулась в Италию. В России первые работы, пропагандирующие систему М., стали появляться с 1914. Первый детский сад был открыт в 1913 Ю. И. Фаусек. Резкой критике систему М. подвергла Е. И. Тихеева за подавление дет. личности, инициативы, ограничение умственного развития. В сов. период в порядке изучения опыта М. работали 2 детских сада (в Москве и Ленинграде), к-рые были реорганизованы в 1927 после критич. анализа системы М. дошкольной секцией ГУСа.

В системе М. много противоречий. Экспериментальные данные о физич. и психич. развитии уживаются с мистикой и религиозным воспитанием. Принятая в начале за основу теория «спонтанного развития ребёнка», опровергается на практике её же целеустремлённой и властной системой воспитания. Защищая права детей на удовлетворение их естественных запросов, М. лишает детство наиболее свойственной ему деятельности.

Соч. в рус. пер.: Руководство к моему методу, М., 1916; Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в «домах ребёнка», 4 изд., М., 1920; Самовоспитание и самообучение в нач. школе, М., 1922.

Лит.: Янжул Е. Н., Итальянский детский сад по системе г-жи Монтессори, М., 1912; Александрович Э., Новая педагогика. (Метод М. Монтессори), СПБ, 1913; Сухотина Л., М. Монтессори и новое воспитание, М., 1914; Тихеева Е. И., Дома ребёнка Монтессори в Риме, их теория и практика, П., 1915; Фаусек Ю. И., Месяц в Риме в «Домах детей Марии Монтессори», П., 1915; её же, Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори, М., 1922; её же, Детский сад Монтессори, Берлин, 1923; её же, Метод Монтессори в России, П., 1924; Бойд У., Система Монтессори, пер. с англ., М., 1925; Gessen S., Die Methode der М. Montessori und ihr Schicksal, Halle, 1936; Ремидди M., Против разобщенности и эгоизма, «Курьер ЮНЕСКО», 1964, апр.

Л. И. Красногорская. Москва.

Скачать: Программа групп 0-3 | Мюнхенская диагностика

Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – создаем условия. Ведущая роль в раннем развитии принадлежит самому ребенку – внимание малыша нельзя удержать насильно. Метод Марии Монтессори предлагает подход, при котором ребенок сам выбирает себе занятие в специально подготовленной для этого среде. Что при этом главное для взрослого? Наблюдать, стараться понять, поддержать, показать как. Для ребенка важна атмосфера безопасности и порядка, безусловного принятия, любви. В такой обстановке он активно накапливает опыт. Раннее развитие невозможно, если взрослый подавляет импульсы ребенка к самостоятельному действию. Поэтому девиз Монтессори-педагогики подслушан у детей: «Помоги мне это сделать самому!»

Раннее развитие в Монтессори группе

Монтессори-группы «Вместе с мамой»

Группы «Вместе с мамой» для детей от 8 месяцев до 3 лет, работающие с использованием Монтессори-метода, были созданы Ассоциацией Монтессори-педагогов России в 2000 году. В 2004 году в газете «Детский сад со всех сторон» Программа работы таких групп была опубликована.

В основе — представления Марии Монтессори о законах естественного, раннего развития детей, о впитывающем разуме и сензитивных периодах развития. В соответствии с этим построена и специально подготовленная среда для детей до 3 лет.

Двухэтажная Монтессори-среда 0 - 3

Она включает в себя следующие зоны:

  • Развития общих движений (крупной моторики),
  • понимания причинно-следственных связей (перехода к деятельности),
  • сенсорного развития,
  • упражнений с водой,
  • развития мелкой моторики,
  • развития речи,
  • изодеятельности.
подготовленная среда и свобода выбора Удерживать равновесие хождение по узкой дорожке Кататься с горки Скат для шариков - моторный модуль Движения по направляющим Висеть на кольцах очень весело! к точной работе пальцев Одновременная работа двух рук

Все используемые нами материалы, в том числе и вновь созданные, отвечают требованиям к Монтессори-материалу; они всегда имеют точную цель и алгоритм деятельности, соответствуют возрастным потребностям детей, имеют способ самоконтроля и возможность усложнения задачи. Модульное оборудование, разработанное педагогами Ассоциации, позволяет даже самым маленьким детям активно работать по подбору пар, построению ряда, развивать зрительно-моторную координацию, работу рук, память, концентрацию внимания.

Обычно занятие в группе продолжается 1,5 часа. Большая часть этого времени — свободная работа ребенка в сопровождении педагога (и близкого взрослого). Слово «работа» подразумевает 5 этапов деятельности: выбор, подготовку материала и рабочего места, выполнение основного алгоритма (или упражнения), контроль ошибок, уборку. Основные действия педагога во время свободной работы — показ презентаций, упражнений, проведение трехступенчатых уроков.

Предельная концентрация внимания Раннее развитие тактильных ощущений Зрительное различение размеров Различение формы Зона упражнений с водой тренировка глазомера сыпучие материалы Вместе с мамой не опасно лепим красим клеим Речь лучше развивается в коллективе

Часть времени посвящена коллективным занятиям на кругу с использованием музыкальных и пальчиковых игр. Это могут быть игры-приветствия, игры на эмоционально-тактильный контакт мамы и ребенка (в т.ч. массаж), игры на выполнение вербальных инструкций, игры на ассоциативные действия (в т.ч. пальчиковые), игры на повторение тестовых движений, тематические песенки с танцевальными движениями, музыкальные игры с использованием инструментов, ритуал прощания. Главные правила наших групп очень просты и понятны: » Все, что хочешь, можно взять, поработать и убрать», «Мы друг другу не мешаем, если просят — помогаем».
Раннее развитие Раннее развитие по Монтессори Матрешка мыльная пена очень успокаивает раннее развитие мелкой моторики Речь лучше развивается в коллективе Монтессори круг 0 - 3 творчество в группе 0 - 3 Расширение словарного запаса На круг

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *