Material design

Ruslan Sharipov
Jan 8 · 4 min read

Привет. Меня зовут Руслан. Я UX/UI дизайнер в Siemens. У меня есть ютуб-канал, на котором записано несколько плейлистов по основам UX/UI дизайна. В этой серии постов однако я просто делюсь вольным переводом Material Design на русский язык. Оригинальный источник:

Material — это дизайн-система, которая была создана Google, чтобы помочь всем, кто заинтересован создавать высококачественные интерфейсы для Android, iOS, Flutter и веба.

Принципы

Понятие «Материал» — это метафора

Всё в этой дизайн-системе вдохновлено физическим, т.е. нашим реальным миром вместе с его текстурами и поверхностями, включая и тот факт, что свет имеет отражения, а объекты отбрасывают тени. «Материал» можно сказать переосмысливает бумагу и чернила.

Смелый, графический, сознательный

Вся дизайн-система руководствуется элементами, которые пришли из печатного дизайна, а именно: типографика, сетки, пространство, масштаб, цвет и изображения. Все эти элементы задают стиль и служат одной простой цели: создать иерархию, придать смысл и задать фокус, чтобы погрузить пользователей в опыт.

Анимации со смыслом

Анимация фокусирует внимание и поддерживает непрерывность действия, благодаря ненавязчивой обратной связи и взаимосвязанным переходам. Если пользователь взаимодействует с элементами, то это не мешает и не нарушает поток и непрерывность пользовательского опыта даже если элементы трансформируются, перегруппировываются или меняются каким-либо образом.

Компоненты

На картинке отражены примеры некоторых компонентов, которые предлагает Material Design для проектирования и разработки интерфейсов.

Компоненты — это интерактивные строительные блоки для создания пользовательского интерфейса. Они имеют встроенную (по умолчанию) систему состояний, чтобы пользователь понимал когда элемент в фокусе, выбран, активирован или когда произошла ошибка. Также, компоненты передают состояния наведения, нажатия, перетаскивания и отключения. Библиотеки компонентов доступны для Android, iOS, Flutter и интернета.

Компоненты охватывают и закрывают широкий спектр интерфейсных потребностей, например:

  • Отображение: размещение и организация контента с использованием таких компонентов, как карточки (cards), список (list) и набор действий (sheets).
  • Навигация: позволяет пользователям перемещаться по продукту с помощью таких компонентов, как боковая панель навигации (navigation drawers) и вкладки (tabs).
  • Действия: позволяет пользователям выполнять задачи с помощью таких компонентов, как плавающая кнопка (floating action button сокращенно FAB).
  • Ввод: позволяет пользователям вводить информацию или делать выбор с помощью таких компонентов, как текстовые поля, chips (не знаю как перевести) и элементы выбора (чекбоксы, радио-кнопки и свитчеры).
  • Коммуникация: оповещение пользователей о важной информации и сообщениях с помощью таких компонентов, как snackbars (не знаю как перевести), баннеры и диалоговые окна.

Темизация интерфейса

Цвет, типографика и форма компонентов, таких как кнопки, могут быть легко изменены в соответствии с вашим брендом.

Цвет

Если в качестве цвета у контейнера используется ”colorPrimary / основной» цвет (1), то для внутреннего содержимого можно использовать цвет ”colorOnPrimary / на основном” (2).

Пояснения к картинке
colorPrimary — это переменная, наиболее часто отображаемый на экране и в компонентах приложения. Этот цвет должен проходить рекомендации по доступности текста / иконок при рисовании поверх цвета поверхности или фона.

colorOnPrimary — это цвет, который передает рекомендации по доступности для текста/иконографии при рисовании поверх основного цвета.

Цветовая система материал— это подход к применению цвета к пользовательскому интерфейсу. В ней все глобальные цветовые стили имеют семантические названия и определенное использование в компонентах — primary (основной цвет), secondary (второстепенный цвет) — допустим это могут быть цвета вашего бренда, а также цвета для surface (поверхность), background (фон) и error (ошибка).

Каждый цвет также имеет дополнительный цвет, который используется для элементов, размещенных «сверху», чтобы предоставить согласованность и достаточный контраст (например colorOnPrimary, colorOnSecondary, colorPrimaryVariant, colorSecondaryVariant и т.д.).

Типографика

Вся типографика в компонентах использует один из 13 глобальных стилей.

Типографика представлена в виде шкалы из 13 стилей: от заголовков до основного текста и мелких подписей. Каждый стиль имеет четкое значение и применение в интерфейсе.

Важные атрибуты, такие как шрифт, начертание шрифта и регистр букв, могут быть изменены в соответствии с вашим брендом и дизайном.

Форма

Категории позволяют применять один стиль, например срезанный угол, в различных размерах в зависимости от размера компонента.

Если делать разные формы для компонентов, то это может помочь усилить внимание пользователя или более явно выделить/отделить компоненты, а также передать их состояние и выразить ваш бренд.

Все компоненты сгруппированы по категориям в зависимости от их размера (маленький, средний, большой). Эти глобальные стили позволяют быстро изменять форму компонентов одинакового размера.

Вы можете создавать свои собственные стили с помощью инструмента настройки фигур.

Немного истории

Сегодня мы привыкли к тому, что интерфейсы Google выглядят и работают примерно одинаково. Но так было не всегда. Еще десять лет назад приложения для Android, десктопная почта и мобильный веб были похожи друг на друга не больше, чем крот на пианино.

В 2011 году в Google решили, что с этим пора что-то делать, и действительно что-то сделали. А именно — унифицировали свои продукты, создали единый стиль для приложений Android Holo. Только вот они снова оказались разными.

В результате пользователи все так же терялись при переключении между мобильным и десктопным интерфейсами: выглядели они по-разному, управлялись тоже — проблема оставалась.

Gmail.com (Kennedy)
Gmail for Android (Holo)

Что такое Material Design

К 2014 году проблему удалось решить. Именно тогда на конференции I/O Google представили свою новую дизайн-систему Material Design. Компания не просто представила гайдлайн по визуальному стилю, но и заявила о себе как о единой цифровой среде.

Что касается визуального стиля, Material Design примирил скевоморфизм с флэтом. Он не вернулся к реализму, но добавил в плоский дизайн его опыт взаимодействия с реальным миром — за счет знакомых тактильных характеристик и глубины.

Скевоморфизм — стиль в веб-дизайне, максимально подражающий объектам реального мира.
Флэт — упрощенный, минималистичный стиль с акцентом на функциональность, а не визуал.

Material Design базируется на тактильной реальности, вдохновлен изучением бумаги и чернил, технологически продвинут и открыт
для воображения и магии.

В основе Material Design лежат четыре принципа:

1. Тактильные поверхности

Все элементы интерфейса — это слои цифровой бумаги. Они располагаются на разной высоте и отбрасывают тени. Это помогает пользователям отличить главные элементы от второстепенных и делает интерфейс интуитивно понятным.

2. Полиграфический дизайн

Логично, что на цифровой бумаге нужно писать цифровыми чернилами. Все, что изображено и написано на слоях-элементах, подчиняется законам печатного дизайна. Так можно акцентировать внимание пользователя на нужном элементе и обозначить иерархию интерфейса.

3. Осознанная анимация

Все элементы, которые есть на экране, не могут просто так появляться и исчезать, — ведь в реальной жизни так не бывает. Объекты плавно переходят один в другой и подсказывают пользователю, как работает интерфейс.

4. Адаптивный дизайн

Все вышеперечисленное должно работать на любых устройствах.

Четыре основных принципа Material Design наглядно. Источник

Как видите, анимация — одна из основ Material Design. И хотя некоторые ее критикуют, поклонников все же больше. И вот почему.

Анимация в Material Design

В отличие от Apple, у которых анимация несет преимущественно эстетическую функцию, Google делает ставку на UX и функциональность. В их рекомендациях анимации уделено гораздо больше внимания, а на конференциях то и дело им посвящаются доклады.

Основная идея анимации в Material Design — сделать пользовательский интерфейс выразительным и простым в использовании. Для этого она должна отвечать трем принципам.

Информативность

Анимация показывает пространственные и иерархические связи между элементами: какие действия доступны пользователю и что произойдет, если он выполнит одно из них.

Ориентированность

Анимация фокусирует внимание на том, что важно, и не отвлекает от основного действия.

Выразительность

Анимация выражает характер, индивидуальность и стиль каждого продукта.

Таким образом, с помощью анимации можно:

1. Обозначить иерархию

Показать пользователю, как элементы связаны друг с другом.

Учить пользователя

Показать, как выполнять разные действия.

3. Сделать вау-эффект

Добавить привлекательности, чтобы пользователь снова захотел взаимодействовать с продуктом.

И это только верхушка айсберга. Google действительно заставил мир пересмотреть отношение к анимации и сделал ее полноценной частью UX-дизайна. Можно искать недостатки в рекомендациях Material Design, но, думаем, не стоит совсем игнорировать значение анимации сегодня.

А вот забавное замечание об одном из положений Material Design — о том, что все предметы, выходящие из экрана, должны ускоряться. Ведущий разработчик Джон Шлеммер считает, что неважно, где именно они остановятся.

«В руководстве по материальному дизайну Google, похоже, думают, что вы должны только ускоряться при выходе из экрана», — Паскаль Д’Сильва. Источник

Благодаря Material Design анимация сегодня — не просто эффектное дополнение дизайна, а полноценная его часть. Если вы все делаете правильно, движение оживляет ваш интерфейс и заставляет пользователей любить интерфейс. Научиться создавать крутые анимации можно на курсе «Анимация интерфейсов».

Курс «Анимация интерфейсов»
Вы сможете самостоятельно создавать любую анимацию в интерфейсах и эффективно доносить концепцию проектов до клиентов. Мы начнем с анимации простейших элементов, таких как иконки, и дойдем до создания полноценных кейсов и шоурилов.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *