Лучший альбом

Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. Заканчиваем подведение итогов топом 50 главных альбомов нашей сцены, которые сделали последние 12 месяцев чуть веселее и приятнее.
Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и .

50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-1

Boulevard Depo «Old Blood»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | ВКонтакте

«Old Blood” начинается запитченными словами Ксении Собчак из интервью с Алсу, где она рассказывает, что вся модная рэп-музыка делается в Уфе, а Boulevard Depo — «это дико популярно”. Через полгода после релиза альбом больше месяца провисит на первой строчке Apple Music, а Юрий Дудь будет спрашивать у Моргенштерна, почему его автор так популярен (цитата: «Загадка прям для многих”). Boulevard Depo действительно не стремился быть известным — не написал хит, не выпустил прорывной альбом (хотя о каком мы сейчас пишем?), не гнался за медийностью. Вместо этого он как граффитчик оттачивал стиль и эта верность себе привлекла последователей.
«Old Blood” — это альбом-хроника от человека, который уже больше десятка лет пишет о себе главу в истории жанра. Инструменталы с клавишными в духе русского рэпа конца 10-х, одна из песен прямолинейно называется «Возраст” и на ней появляется олд уфимской сцены Artur Kreem, а Depo рефлексирует о своем статусе — «Не искушен и не стал искусителем, ни душегубом не стал, ни спасителем, я наблюдателем стал, улыбнись”. А ближе к финалу «Old Blood” прозвучит четкое определение его стиля — «старая школа, но в новом рейстайлинге”. Старая кровь разбавила текущий поток, но не растворилась в нем, а ушла в собственное русло.

Хаски «Хошхоног»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | ВКонтакте

Хочет этого Хаски или нет, к нему липучкой для мух намертво приклеился тег «поэт”. Мало кто в русском рэпе пишет с такой литературностью, куплеты немногих хочется разбирать на детальки и компоненты. После уже классического альбома «Любимые песни (воображаемых) людей” ждали как минимум чего-то похожего, но Хаски с улыбкой-ухмылкой-оскалом и фигами в карманах выпустил «Хошхоног”.
Если значительную часть альбома-предшественника сделал продюсер QT, в кредитсах «Хошхонога” числятся вышедший из театральной сцены Петербурга артист Бхима, White Punk, zavet (тоже артист с чертовщиной во взгляде), SP4K и не только. И на этом фоне Хаски зазвучал как никогда разнообразно. Дело даже не в трэп-битах и автотюне — «Владыка слов” будто сэмплирует киношные аранжировки прошлого века, «Частушки” заряжают инфернальным весельем, на «Реванше” звучит пронзительный аккордеон. Несколько лет назад лучшую песню альбома «Никогда-нибудь” просто невозможно было представить у Хаски — хотя бы за счет инородного «бэйби”, которое шокирует сильнее других провокаций «Хошхонога”.

Один француз-философ писал, что автор умирает, когда рождается его произведение. «Хошхоног” — это будто Хаски притворился мертвым, приоткрытым глазом следил за пришедшими помянуть из гроба, еле сдерживая хихиканье, а потом поднялся под возгласы и звуки падающих в обморок тел. «Смерть никогда не получит меня”, — читает он в последней песне альбома. Черному колдуну виднее.

ЛСП «One More City»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | ВКонтакте

В сентябре ЛСП провернули мощный трюк: выпустили «тот самый второй альбом» через неделю после первого. После царства абсурда на рэп-мюзикле «Свиное рыло» слушатели получили «One More City» — завершение трилогии, начатой альбомами «Magic City” и «Tragic City”. Но если на первом во главе угла стояли грехопадение и деструктив, а на втором — глубинный фатализм, закончившийся концом света и плевком в вечность, то «One More City” — дорога в afterlife, где находится место как самым трагичным, так и — неожиданно — светлым песням в дискографии ЛСП.
Олег ставит перед слушателем зеркало и дает взглянуть на мир его глазами. Мир, в котором демифологизируются истории про вечную любовь и про «жили долго и счастливо”. В одной из ключевых песен герой буквально убивает любимую, чтобы та навсегда стала слепком некогда большого чувства. Чтобы любовь стала вечной. «One More City” — история про романтику, которая оборачивается трагедией. А ее герой, который как будто оказывается у ворот рая, ближе к концу падает обратно в ад.
За последние пару лет концертный состав ЛСП оброс большой группой — и это случай, когда такой шаг нужен чтобы подчеркнуть не статус, а новые ориентиры: это самый нерэперский альбом в карьере Олега Савченко, от трэп-эстетики «Magic City» он улетает в миры неожиданных хуков и мелодий («Бинокль»), а заодно попадает в самое сердечко 2020 года, когда «Девочка-пришелец» находит своё своё место в 400 с лишним тысячах тиктоков. Отличным рэпером Олег при этом быть не перестал: вот «Парный дурак», вот «Ууу» — и пойди докажи, что ЛСП уже не тот.
«One More City» в очередной раз переворачивает творческую вселенную группы с ног на голову и двигает её в абсолютно новом направлении. Каком? Понятия не имеем, но если у Олега получилось придумать отличный альбом даже из фанатского фейк-треклиста, то уж он-то точно знает, что делать со своей карьерой.

VACIO «Индепендент»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | ВКонтакте

Екатеринбуржец Николай Васильев обучался в джазовом училище и играл инди-рок, а в рэп его привела, как ни странно, группа Каспийский Груз. Он был гитаристом на ее прощальных концертах, а первый альбом Васильева, назвавшего себя Vacio. выходил при протекции Веса.
«Индепендент” выходит уже на лейбле MLBC, которым руководит Роман Варнин из группы Мальбэк, да и вообще ощущение, что за этот год Vacio органично влился в другую тусовку: он продюсирует песню Федуку, фитует с OG Будой, а обложку альбома ему дизайнит Саша Сахарная. Изменились и песни: теперь Vacio делает музыку в жанре «пост-всё”.
Она похожа на игру в ассоциации: Молодой Платон фитует с Пасош, Кирилла Бледного приняли в РНБ Клуб, Увула и Melon Music устраивают общий бэк-ту бэк. Гитарные риффаки и дурацкие эдлибы, закатанный в автотюн голос и небрежная рок-н-ролльная манера пения сквозь зубы — причем ни один из элементов не мешает другому, а адаптирует его для своей вселенной.
Не сказать, что эта музыка какая-то высоколобая, скорее, развлекательная и нарочито глуповатая. Хотите цитат — вот несколько показательных. «Еник привел нам шлюх”. «Я влюблен в нее / дрочу на нее”. «Эта жопа как Мастер Кард / она спускается вниз, как спецотряд”. Насколько органичен Vacio в своем образе безголового рокстара, настолько же поразительно слушать его «на отходняках”, когда он тянет одну строчку под урезанный до единственного клэпа трэп-бит — и кажется, что время в его вселенной течет как-то по-особенному.

Mnogoznaal «Круг ветров»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | ВКонтакте

Mnogoznaal уже много лет относится к категории артистов со своим фирменным звуком — тем, который невозможно переложить на свой лад и сделать «песню как у Знаала». У этого скилла есть и обратная сторона: тебя нет-нет да обвинят «в самоповторах» и «ничего нового». Так случилось и с «Кругом ветров», критику комментировал и сам Макс: «Хоть убейте, я считаю, что мои треки разные. Да, их всех объединяет единая стилистика, но так оно и будет, так как я очень люблю этот звук всем сердцем».
И прелесть его песен — как раз в этой искренней любви автора к своей музыке. Он продолжает плести в треках истории, где сталкивает мир своих героев и нашего социума, превращает свой флоу в отдельный музыкальный инструмент и ловко читает хоть про вымышленных персонажей своей музыкальной вселенной, хоть обращается к невидимым соперникам в песне «Колхозник».
«Круг ветров» продолжает линию «Ночного ловца солнца» и «Гостиницы «Космос»» — это по-прежнему максимально задротский рэп, но сделанный с оглядкой на то, что его автор давно освоил классные хуки и припевы, служащие таким мостиком, связывающим фанатов Знаала-технаря с любителями его более мелодичной стороны.

Монеточка «Декоративно-прикладное искусство»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | ВКонтакте

Второй альбом Монеточки и Вити Исаева отразил их творческий голод: тандем не стремился написать сиквел «Раскрасок для взрослых», вместо этого «Декоративно-прикладное искусство» звучит как посвящение главным российским музыкантам от Аллы Пугачевой и Ленинграда до Короля и Шута. Среди них выделяется «Папина любовница», очевидно вдохновленная «Pump Up the Jam».
До этого мы знали Монеточку как ироничного автора, истории в песнях которой были зачастую преувеличены до абсурда (но от того работали ещё лучше). В новом же альбоме она больше внимания уделяет драме: одиночество звезды, измены в семье (в которой жалко всех, и даже любовницу), ностальгии по детству и онкологии. Шуток тоже хватает, но обращенные к Горшку и Сергею Шнурову «Коза» и «Шприц» написаны будто на грани дисса, упрекая безобразный русский рок в мужланстве и испорченном детстве.
Этот альбом доказывает, что Монеточка не стала жертвой «синдрома второго альбома» — она по-прежнему вызывает улыбку и эмпатию. Только сама Монеточка стала взрослее и серьёзнее. Отсюда и песни, посвященные не только миру, Монеточку окружающему, но и ее внутренним устоям.

ЛСП «Свиное рыло»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | ВКонтакте

Релиз «Свиного рыла» прервал трёхлетнее ожидание поклонниками ЛСП нового альбома. Только быстро оказалось, что этот релиз — не «большой альбом», а рэп-сказка про трех поросят и волка из Свинского союза (сюра добавляет и факт того, что идея релиза родилась из шутки фаната). Слушатели долго обсуждали, шутка ли сам альбом, а в итоге спустя неделю получили «настоящий» новый альбом (см. выше).
И выбирая между «Рылом” и «One More City”, именно о втором принято говорить как о более серьезной работе, а «Рыло”, мол, — так, пустячок и шалость, ставшая нерядовым промо-инструментом для последовавшей пластинки. Так вот, мы не согласны. Здесь проведена серьезная музыкальная работа, а эклектичный жанровый охват даст фору многим другим релизам года. Олег скачет от кабацкого шансона к поп-панку, затем сменяет его карикатурным кавером на «Минимал» Элджея, а поверх цитирует то Достоевского, то Многоточие. А завязка про поросят-артистов и волка-рэкетира на выходе оказывается историей о том, что жажда мести способна отравить душу любого, даже самого порядочного пятачка не хуже яда-новичка.

Matrang «Три»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | ВКонтакте

Матранг советует соблюдать порядок песен при первом прослушивании нового альбома — и его изучение точно нужно начать именно так. «Три» — меланхоличная, но очень красивая и понятная история взросления, вдохновляющий рассказ о постоянном поиске себя.
Альбом демонстрирует три этапа в творчестве музыканта. «Падал столько раз, что начал падать красиво», — читает Матранг в первой главе. Хип-хоп-треки о непростом детстве, непонимании близких и взращивании веры в себя отсылают к началу его пути. Вторая часть раскрывает любовь Матранга к танцевальной музыке и обнаруживает наследие 90-х. Мелодии тут продолжают линию «Медузы», но больше погружаются в личное — как минимум потому что музыку к ней, как и ко всему релизу, Алан написал сам. Последняя глава — грустный поп, воплощение нынешнего образа артиста и самая личная часть и без того исповедального альбома, доказывающего разносторонность музыки Матранга.

Витя Исаев «Привет! Как дела?»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | Вконтакте

Последние пару лет Витя Исаев известен в основном как «саундпродюсер Монеточки”, и это вполне заслуженная регалия. Они — такой же важный творческий юнит отечественной музыки десятых, как Олег ЛСП с Ромой Англичанином или Луна со своим саундпродюсером Александром Волощуком.
Только вот еще за пять лет до Монеточки Исаев уже вовсю записывал изобретательный неосоул под именем БЦХ, а вся имевшаяся музыкальная пресса писала про него: «русский Фрэнк Оушен”. Выпущенный под своим именем (то есть, считай, дебютный) альбом Вити — тонкая интеллигентная эстрада: песни терапевтического толка, о том, что мучает мужчину-интроверта 30+, по звучанию где-то между Мотауном 80-х и Пугачевой периода первых великих альбомов. Песни на «Привет! Как дела?” настолько выпуклые и осязаемые, что к их герою можно прикоснуться.
Вот он описывает мучительный брак по залету с нелюбимой женой и ненавистным тестем, который тянет героя в гараж. А вот строит целую песню на том, что Нетфликс лучше секса — и по ходу ее убедительно объясняет, почему. В этих эмоциональных горках главный прикол альбома: с первых нот песни «Розовые очки” ты ждешь безоблачного фонового соула, а тебе выдают музыку довольного сильного внутреннего напряжения.

Feduk «ЙАЙ»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | Вконтакте

Последние два года Федук не выпускал альбомы и отделывался только синглами. И это время он с пользой потратил на то, чтобы перезагрузиться. И творчески, и психологически: похмелье от «Розового вина» осталось где-то в прошлом.
А его настоящее — это свежая голова и альбом «ЙАЙ», записанный совместно с участниками группы Cream Soda, которые тут отвечают за звук. Получилась идеальная коллаба для всех участвующих сторон. Федук расслабился и записал альбом без оглядок на вообще любые ожидания, участники Cream Soda показали, что могут подыграть не только с хаус-хиточками, но пойти и в трэп, и в поп-баллады — и куда только не.

«Русский народный трэп, ты снимаешь тикток, я нет», — беззаботно открывается первый куплет этого альбома. И от «ЙАЙ» и дальше веет лёгкостью. «Было ощущение, что приехали в лагерь, где было домашнее задание на всю смену — сделать отчётный концерт и представить свой отряд», — так Федук описывает процесс записи, который проходил на даче Димы из Cream Soda в Ярославской области.
2020 — сложный и непростой год для всех нас. Здорово, что в это же время у талантливых людей получилось отключиться от бесконечного вала проблем и подарить всем музыкальный праздник. И довольно показательно, что он завершается строчками «тепла требуют наши сердца». Его и пожелаем всем в 2021-м.

С самого начала пандемии стало понятно, что этот год для музыкальной индустрии будет особенно тяжелым. Гастроли прекратились. Клубы закрыли свои двери. Артисты — даже знаменитые — лишились основного источника дохода — концертов. Прошло девять месяцев, и мы по-прежнему не видим света в конце туннеля — никто не может предсказать, когда мы снова вернемся на танцполы и стадионы.

Но случилось и хорошее: 2020-й оказался годом невероятного созидания, годом, когда альбомы действительно стали что-то значить. Вспоминаем 30 самых примечательных из них.

Haim — Women in Music Pt. III

«Это история о том, как в своих мыслях ты находишься на высоте, но в реальной жизни пребываешь в очень темном месте, когда ты не хочешь вылезать из кровати и ловишь себя на дурацких мыслях», — рассказывает Даниэль Хаим об альбоме, который был написан в период упадка и борьбы с депрессией — чувством, которое в 2020 году разделяют многие. Пластинка цепляет своей ошеломляющей честностью и игрой с музыкальными жанрами. Получилось хорошо? Даже великолепно — и абсолютно необходимо к прослушиванию.

Taylor Swift — Folklore

Пожалуй, нет такого артиста — в прошлом или настоящем, — как Тейлор Свифт. Бизнесвумен, бренд, миф, поп-звезда, писатель, певица, композитор. Она была в конфликтах, в отношениях, в проблемных ситуациях — и она пережила все через тексты. Часто ее песни — это лабиринт из референсов, пасхалок и тайн, переплетенных в дневниковых записях. Даже когда Тейлор пела не о себе — эти песни были о ней. Но два новых альбома, выпущенных в 2020 году, были на удивление универсальны: она масштабировала свои истории, она писала рассказы. Свифт превратилась в литературного сторителлера, и такой мы ее еще не видели. Сама музыка эволюционировала в неспешный поток инди-рока, кантри и поп-музыки. Она наконец стала артистом, которым ей было предназначено быть и которым, она, вероятно, всегда была, скрываясь за глянцевой тенью. Folklore — это альбом, который мы хотели услышать от Тейлор Свифт в 2020 году.

BTS — Be

«У нас украли целый год», — жалуются герои в одной из самых главных пандемийных песен Fly to my room, и у BTS есть причины расстраиваться: в 2020-м они готовились взять новую высоту со своим мировым турне Map of the Soul. Им пришлось отказаться от тура, сменить фокус и записать Be — альбом о надежде перед лицом разочарования. «Эта пластинка рассказывает нашу историю, — рассказал Esquire Джонгук, — и повествует о том, что даже в новой реальности мы продолжаем жить и творить. Мы надеемся, что этот альбом принес нашим фанатам по всему миру частицу радости и утешения». У группы получился экстрапозитивный альбом, настолько жизнеутверждающий, что в него включен трехминутный диалог между участниками группы, запрятанный между восемью треками.

The Chicks — Gaslighter

Самая продаваемая женская группа в истории Штатов вернулась в 2020 году с новым названием и невероятно приятным напоминанием о том, чего мы были лишены последние 14 лет. Продюсер альбома — Джек Антонофф, сотрудничающий с Ланой Дель Рей и Тейлор Свифт. Начиная от вызывающих признаний фронтвумен Натали Мэйнс о своем разводе до лишенных лоска эмоциональных просьб — Gaslighter со слушателем не церемонится.

Run the Jewels — RTJ4

«Я никогда так не гордился своей музыкой», — Киллер Майк в интервью Esquire в этом году, описывая марши в Атланте, где люди протестовали против полицейского насилия — шли и шли, напевая его треки. Майк и Эл-Пи создавали музыку, призывавшую к разрушению расистской и несправедливой американской системы на протяжении всей своей карьеры. И тот факт, что очередная смерть безоружного афроамериканца случилась накануне выхода их четвертого альбома, стал всего лишь совпадением. Вместе со статусом гимна протестов против убийства Джорджа Флойда RTJ4 — это беспощадный выпад против современного капитализма и против зла, которое принесла администрация Трампа. Но в то же время это и глубоко личный альбом о самих артистах, об их страхах, семьях и тревогах.

Beabadoobee — Fake it Flowers

Двадцатилетняя британка Беатрис Лаус пропитана инди-влиянием 1990-х — музыкой Джулианы Хэтфилд, Лиз Фэйр и саундтреком к фильму The Craft («Колдовство»), — и это влияние отлично считывается. Ее новая пластинка — бальзам для разбитых сердец. «Я не скрываю своих эмоций на этой пластинке и надеюсь, что она поможет девушкам, проходящим через то же, что и я, — рассказывала она Variety в этом году. — Я хочу, чтобы Fake it Flowers был альбомом для девушек. Вся эта история про то, что ты можешь быть тем, кем хочешь, понимаете? Никому тебя не остановить».

Jessie Ware — What’s Your Pleasure?

«Я хочу, чтобы под эту музыку люди занимались любовью», — говорила Уэйр весной о своей новой пластинке. Поскольку клубы по большей части остаются закрытыми, это неплохое применение для невероятного альбома с сильной энергетикой и вайбом 1970-х.

Phoebe Bridgers — Punisher

Невероятная Фиби Бриджерс в этом году не только выпустила одну из самых глубоких и чувственных пластинок года, но и создала самый неожиданный музыкальный трибьют 2020-го. Ее Punisher демонстрирует глубину и вариативность ее мастерства, и слушатели это оценили: вскоре после релиза альбом «забрался» в топ чарта Billboard. Но на этом Бриджерс не остановилась: в начале ноября она сделать кавер на хит Iris группы Goo Goo Dolls, если Байден выиграет выборы. Он выиграл. И она сделала кавер. Песня ворвалась в чарт Billboard Top 100, когда певицу номинировали на «Грэмми». В свою очередь, Люси Дакус пообещала сделать кавер на Iris, если Фиби возьмет награду. Надеемся, что так и будет.

Fontaines DC — A Hero’s Death

В эпоху, когда жанр alternative ассоциируется с Imagine Dragons, ирландцы Fontaines D.C. рискуют остаться без должного внимания. Не допустите этого. Hero’s Death — дерзкая, порой агрессивная запись, в которой вокалист Гриэн Чаттен как заведенный повторяет фразы «Жизнь не всегда пуста» и «Любовь — это самое главное», вдохновленные рекламными слоганами с билбордов, мимо которых группа проезжала во время тура в поддержку своего дебютного альбома Dogrel (вышедшего, к слову, всего годом ранее). «Я пропустил пару пинт пива, прежде чем стал записывать вокал, — рассказал фронтмен группы Грайан Хаттан журналу Upset Magazine. — Я хотел звучать так, будто я играю роль озлобленного завсегдатая кабаков, притащившегося домой после холодной ночи в пабе, полного принципов, но ужасно одинокого». Пока не открыли границы, эта пластинка — хорошая замена поездке в Дублин.

Roisin Murphy — Roisin Machine

Расставьте все стулья по периметру комнаты и сдвиньте в сторону кофейный столик. Танцполы могут быть по‑прежнему закрыты, но пятый альбом культовой ирландской певицы требует пространства — вы не сможете усидеть на месте. Мерфи открывает все карты перед первыми звуками: «Я хочу сотворить собственный хеппи-энд». В год, когда каждому из нас требуется именно это, не найти лучшего саундтрека, чем эта пластинка с лихорадящим диско.

Dehd — Flower of Devotion

Этот альбом передает энергию маленького DIY-шоу — такого, знаете, с потертым диваном, холодильником пива и обветшалым столом, чтобы тушить об него сигареты. Первая пластинка чикагской инди-группы, записанная в профессиональной студии, не потеряла живости звучания, и ее непременно хочется услышать вживую, как только снимут все пандемийные ограничения.

Brett Eldredge — Sunday Drive

Элдридж, казалось, всегда был более глубоким артистом, чем его сотоварищи по кантри-сцене, — и своим пятым альбомом он это доказал. На этой пластинке гораздо больше вайба 1970-х лос-анджелесского Лорел-Каньона, нежели Нэшвилла 2020-х, она пропитана уязвимостью, которая в этом сложном году пришлась как никогда кстати. Заглавный трек Sunday Drive Элдридж впервые услышал как демозапись лет десять назад, когда он был интерном в Universal Music, — и сохранил эту запись до тех пор, пока его голос не окреп достаточно, чтобы ее исполнить. Если она не выдавит из вас и слезинки — ваша душа в опасности.

The Killers — Imploding the Mirage

Прослушивание нового альбома The Killers вызывает желание пройти сквозь стену. Это если вкратце. Хотите подробностей? Это яростный, оркестровый и драматичный альбом. И в эпоху, когда гитары затихают, фронтмен группы Брендон Флауэрс включает инструмент на полную мощь. И это абсолютно работает.

Charli XCX — How I’m Feeling Now

Charli XCX начала сочинять эту пластику в начале карантина, когда большинство артистов стали переносить свои релизы, пытаясь переварить новую реальность. Записанный в первые шесть недель карантина, этот альбом запечатлевает момент времени, как гласит заглавие. Через калейдоскоп синти-попа и футуристичных клубных баллад певица исследует одиночество и тревогу глобальной пандемии. Здесь чувствуется жажда человеческого прикосновения, поиск человеческого контакта, что так тесно связано со временем и местом. Эмоция этой записи просвечивает через каждый неоновый блик и ломаную синти-линию мелодии. Спустя годы, когда наши внуки спросят нас, как мы пережили пандемию в 2020 году, мы просто включим им альбом Charli XCX.

Fiona Apple — Fetch the Bolt Cutters

Вероятно, все заинтересованные уже послушали этот долгожданный альбом, учитывая темп, с которым Фиона Эппл выпускает новую музыку. Надо сказать, почти восьмилетнее ожидание того стоило. Это всего лишь пятый студийный альбом одной из самых радикальных рок-див за 20 лет — резкий, неистовый и поразительный. Он пронзительно кричит, превращает лаянье собаки в бит, а травмирующие воспоминания — в музыку, которая поднимает планку честности на новый уровень.

Moses Sumney — Grae

Благодаря локдауну у нас было достаточно времени насладиться размашистым двухчастным альбомом Моисея Самни. Но даже этого времени мало, чтобы разобрать по косточкам каждый поворот в его треках, разобравших и собравших заново соул, блюз, поп и r’n’b. Это запись, которая иллюстрирует внутренние потрясения года в изоляции, когда самоанализ может стать одновременно пугающим, просвещающим и приносящим катарсис.

Dua Lipa — Future Nostalgia

Никто и представить не мог, как физически необходимо будет танцевать весной 2020 года. Хвала господу, наша любимая поп-принцесса приготовила целый диско-альбом. Future Nostalgia в первых же строчках упоминает архитектора Джеймса Лотнера, проигрывает биты групп INXS и White Town, декларирует Дуа Липу как «альфа-самку» и неожиданно делает социальную дистанцию модной в треке Don’t Start Now. Кроме нового гимна #MeToo Boys Will be Boys, у вас не будет ни одного шанса присесть, что особенно ценно — кто знает, какая еще травмирующая правда всплывет в голове, если вы вдруг решите перевести дыхание. Future Nostalgia — это настоящий побег вашей души на волю, пока тело заключено в четырех стенах.

Lil Uzi Vert — Eternal Atake

Не каждому рэперу удается взлететь в музыкальную стратосферу, при этом оставаясь удивительно созвучным своим слушателям. У Lil Uzi Vert получилось. В своем новом альбоме он не стесняется говорить о деньгах и славе, но умные отсылки к поп-культуре — от Yu-Gi-Oh! до G.I. Joe — делают его персону достижимой, реалистичной, такой, с которой могут себя соотнести все остальные. То, как честно он говорит о своих тревогах, разбитом сердце и страхах под звон сияющих битов, обсыпанный купюрами, делает этот альбом таким живым и интересным. Добавьте к этому сэмплы из игры пинбол «Звездный юнга» для Windows, из песен Backstreet Boys, Арианы Гранде и Лин Коллинс — и Uzi можно назвать музыкальной аномалией современной эры интернета.

Car Seat Headrest — Making a Door Less Open

Что бы вы сделали, если бы случайно превратились в 27 лет? Вилл Толедо, фронтмен Car Seat Headrest, придумал альтер эго в противогазе по имени Трейт и поиграл в поп-звезду стадионного масштаба. Making a Door Less Open не столько впитывает новые музыкальные влияния, сколько прорывается сквозь них. Ломаный электро-бит (Hymn), тягучий рок-грув (Can’t Cool Me Down) и танцевальный рок — в альбоме всему есть свое место. И так и хочется назвать этот альбом безрассудством, но, черт возьми, как он хорош!

Waxahatchee — Saint Cloud

Выпущенный в начале локдауна, этот альбом успокаивает тревогу и дарит ощущение комфорта. Его прослушивание напоминает долгую терапевтическую прогулку со старым другом, который знает, как снять все тревожные симптомы. В треке Lilacs Кэти Кратчфилд поет про одиночество и восстанавливающие силы природы. Ее тексты можно читать как дневник артиста на самоизоляции. Но если опустить тему пандемии, песня передает хорошее настроение и внутреннее ощущение надежды.

Ashley McBryde — Never Will

Совершившая прорыв в кантри-музыке Эшли Макбрайд выпустила второй очень энергичный LP. Она поет о серьезности своих грехов — мужчины, выпивка и долгие затяжки сигаретами, — и эти мысли прекрасно ложатся на музыку, исследующую жанр блюграсс (Velvet Red), заигрывающую с приемами Fleetwood Mac (Never Will) и зубодробительным роком (Voodoo Doll). МакБрайд, безусловно, хлещет виски, пока ее коллеги потягивают содовую.

Jason Isbell and the 400 Unit — Reunions

«Моя любовь не изменит, моя любовь не изменит, моя любовь не изменит… ничего», — поет Джейсон Иcбелл в Оverseas. Гимн трезвости It Gets Easier звучит многообещающе, но тут же напоминает «что ничего не дается легко». Dreamcicle будоражит воспоминания об идеальных летних ночах? Только для того, чтобы показать распадающийся мир протагониста и его стыдливое желание покинуть город. Исбелл заложил эмоциональные мины по всему альбому, но одна взрывается даже у опытных саперов: St. Peter’s Autograph — это нежный некролог другу, песня, отзывающаяся воспоминаниями о мире, который остался позади. Если вы сдерживали свои эмоции последние пару месяцев, включите эту запись и отдайтесь эмоциям.

Bob Dylan — Rough and Rowdy Ways

Боб Дилан бессмертен. Даже когда в своих текстах он бесстрашно вступает в схватку со смертью. И в этом сила его альбома — сборника новых песен впервые за восемь лет. Его голос имеет вес, он обволакивает приобретенными с годами мудростью и властью. В свои 79 лет Дилан не потерял ни грамма своего остроумия. Особенно в Rough and Rowdy Ways, где он шутит, что возьмет Аль Пачино из «Лица со шрамом» и Марлона Брандо из «Крестного отца», замешает их в миксере, чтобы получить робота коммандос. Но иногда Дилан отбрасывает абсурдистский юмор в сторону и серьезно исследует смерть — «в общем смысле слова, не в отношении себя», объяснил он The New York Times.

Chris Stapleton — Starting Over

Крис Стэплтон умеет начинать сначала. Его прорывной альбом Traveller 2015 года, который даже пять лет спустя остается одной из самых продаваемых кантри-пластинок, случился после того, как он заново переизобрел себя. Да, релиз 2020-го не может похвастаться настолько драматичными изменениями, но это 14 песен душераздирающего соула, рок-н-ролльной бравады и мощного вокала. Включите их погромче.

Jay Electronica — A Written Testimony

«В какое время мы живем / Как сказано в Священном писании / Землетрясения, пожары и эпидемии, воскрешение мертвых», — последние строки заглавной песни альбома читаются как сбывшееся предсказание — и так практически весь альбом. Джей не знал, что A Written Testimony выйдет в начале пандемии, но заложил в запись всю тяжесть мира (как чувствовал). Альбом готовился не один год и превзошел ожидания. Тихие биты, выверенная продюсерская работа, сложные темы и поэтичный язык.

Little Big Town — Nightfall

В Нэшвилле — городе, который превозносит молодость, — Little Big Town по‑своему стали революционерами. Четверка музыкантов под 50 вот уже на протяжении девяти альбомов экспериментирует с жанром, нагружая песни темной и эмоциональной лирикой в эпоху, когда на вершине прочно обосновались биты и хип-хоп.

Soccer Mommy — Color Theory

В 2018 году 19-летняя Софи Элиссон была в авангарде туманного инди-рока в стиле 1990-х со своим заметным дебютом Clean. В этом году она доказала, что ее музыка — это нечто большее, чем влияние любимых исполнителей, и включила в Color Theory оркестровые аранжировки. Альбом наполнен откровенными признаниями и щепоткой панк-рока. Страшно представить, что нас ждет дальше, если Софи только раскачивается.

Bad Bunny — YHLQMDLG

Реггитон — самое влиятельное звучание в глобальном попе и хип-хопе сегодня. Он звучит в хитах Дрейка и Карди Би, появляется в лидерах чартов и даже звучит со сцены Супербоула. На новом альбоме Bad Bunny доказывает, что он не только фронтмен жанра, но и одна из самых важных поп-звезд на планете. Это сборник отличных дэнсхолл-бэнгеров, в которых артист отдает дань уважения своим корням через новое звучание. Это вечеринка на острове, в которой есть место душевности и рефлексии. Каждая из песен на YHLQMDLG сияет, полна стиля и уверенности в дальнейшем мировом господстве жанра. Танцуйте под этот альбом, изучайте его и имейте в виду, что практически каждая поп-звезда попытается его повторить в ближайшие пять лет.

Perfume Genius — Set My Heart on Fire Immediately

Всегда было сложно определить жанр музыки, которую делает Майк Адреас, известный как Perfume Genius. Легкий поп? Минималистичное электро? Синти-американа? Загадка для тех, кто пишет об артисте, но безусловный бонус для тех, кто его слушает. Его новый альбом Set My Heart on Fire Immediately — это самый зрелый и цепляющий релиз, который заставит вас танцевать, петь, плакать и жить. Черт с ним, с жанром, — это музыка для души, в самой лучшей ее форме.

Glass Animals — Dreamland

В 2016 году британский квартет ориентировался на мир внешний. Тот LP How To Be a Human Being состоял из электро-попа плюс психоантологии, плохо сочетающихся между собой звуков, которые они собрали во время турне. LP имел успех, но оказался не таким долгоиграющим. В этот раз музыканты решили заглянуть вовнутрь: альбом вдохновлен трагичным событием — травмой головного мозга барабанщика, что сделало его мягче, камернее и, на удивление, танцевальнее за счет цепляющих хип-хоп-битов.

Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. Заканчиваем подведение итогов топом 50 главных альбомов нашей сцены, которые сделали последние 12 месяцев чуть веселее и приятнее.
Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и .

50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-1

Слава КПСС «Чудовище, погубившее мир»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | Вконтакте

Альбом-чучело, из которого выцветшей соломой торчат болячки и бесы. Слава КПСС называет его своим последним рэп-релизом — он был записан в очень невеселый период жизни, по идее такой называют терапевтическим. Это лучший альбом в его неподъемной дискографии, где он выворачивается наизнанку, но не забывает о звании одного из главных трикстеров русского рэпа (как минимум косплеит казахстанский рэп в «Мертвом игроке” и поминает жанр на сайфере «Ни надежды, ни Бога, ни хип-хопа”). Здесь хватает мрачняка, часто обсуждают заглавный трек и «Я убью себя”, но хочется говорить не только о них, а, например, о песне «Мальчиш-плохиш”, где с одной стороны пародируется хип-хоп новой волны, а с другой — это одна из лучших песен Славы, сделанная в непростом жанре «про любовь”, со строчками «Я делал свой е*****й рэп, а теперь вою, как Trippie Redd” и «Ты бесконечно больна, я бесконечно калечный”. Если это действительно прощание, то такое, когда после финальных титров ждешь фразу «Продолжение следует?”.
В нашем интервью Слава КПСС скажет, что дальше будет заниматься производством мультфильма, как бы делая полный круг. Чудовище погубило один мир и ушло создавать новый — есть в этом какая-то ирония.

Jahmal TGK «Неваляшка»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | Вконтакте

36-летний участник Триагрутрики, бытописатель с зорким до деталей глазом и поэт (да), чьи строчки нередко улетали в народ, написал альбом про «мужика с пакетом”, лучшие времена которого остались в прошлом. Его герой пьет, льет на листки стихи, ворчит на власть, на молодежь, на скорость времени и незыблемость тлена в замызганном окне троллейбуса. Совершенно безжалостный альбом, который сильнее всего бьет по тем, кто помнит былую популярность челябинского коллектива и то, как стиль, который он популяризировал наряду с ОУ74, the Chemodan Clan, Рем Диггой и другими близкими по духу людьми, был самым ходовым товаром в русском рэпе.
Но если вы успели подумать, что время не пощадило и талант Джамала в умении собирать виртуозные рифмоконструкции, будто города из монохромных деталек конструктора Lego, то вы сильно удивитесь. Будто герой «Гран Торино”, рэпер достает с антресоли ружье и наказывает молодежь на ее же битах. Такие точные тексты о провинциальном дне и русском быте, которые легко примерить хоть к сегодняшнему дню, хоть к обстановке десятилетней давности, Jahmal зачитывает под несвойственный ему локтетанцевательный трэп, а в списке битмейкеров релиза обнаруживаются Meep из Dead Dynasty и Брутто из Каспийского Груза. Получается лихой симбиоз двух нечасто пересекающихся эстетик, — будто кроссовер фильмов Балабанова и Нолана, — который емко очерчивает строчка: «Бас проникает через советский палас”.

Сестры «Когда были волны»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | Вконтакте

Массовый слушатель узнал о группе Сёстры этой осенью, когда они стали новыми артистами лейбла Скриптонита Musica36. «Адилю понравился наш звук, и сперва он пригласил меня сводить музыку на своем лейбле. А мы тогда как раз начали писать новый альбом. Когда он услышал демки, позвал нас всех в Musica36», — так историю попадания на лейбл описывает продюсер Павел Петренко, вместе с которым в группе состоят настоящие сёстры Настя и Маруся Муравьёвы.
Релиз «Когда были волны» хорошо объясняет, за что их звучание оценил Скриптонит. Это вдумчивая негромкая поп-музыка с огромным вниманием к деталям. «Альбом про вечеринки и о том, как хочется от них куда-то сбежать», — так «Когда были волны» описывают сами участники. Хочется добавить, что вечеринки тут именно что не про вечный угар, а момент, когда он остаётся где-то позади, а тебе ещё нужно добраться домой.

Polnalyubvi «Сказки лесной нимфы»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | Вконтакте

«Сказки лесной нимфы» во многом заставляют вспомнить прошлогодний альбом Билли Айлиш. С американкой Polnalyubvi разделяет творческий интерес к бесконечному пространству сна, инструменталам с тяжелым басом и готическим образам. В «Шапито» она даже использует похожий тревожный шепот под основным вокалом и напоминающий «You Should See Me in a Crown» бас-дроп.
Но во снах Polnalyubvi проявляются отчетливые приметы российского детства: вот «Больше ничего» начинается с цитаты из Олега Газманова, вот в «Девочке и море» певица превращает считалочку в очаровательный припев, а в «Источнике» она стремится в прекрасное далеко. Кроме этого в «Источнике» одна Polnalyubvi становится целым русским хором, соединяя крестьянское прошлое с советским Электроником.
Форма сказок дает Polnalyubvi ширину и возможность строить собственный мир, в котором бушуют стихии и оживают мифы. Ярким вокалом певица ведет слушателя в свой темный лес, а спустя 6 коротких песен обнажает клетку и громко хлопает дверью.

Анна Зосимова и Петар Мартич «Песня — это праздник»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | Вконтакте

Петар Мартич из Пасош и его тогдашняя девушка Анна Зосимова начали записывать свой шансон-альбом еще в 2019. Планы были серьезными: разобраться, как устроен этот жанр + создать универсальную музыку, понятную всем возрастам. Неизвестно, удалось ли выполнить первый пункт, но второй точно: «Песня — это праздник» не пародия и не постирония. Это грустные песни о социальном, простите, дистанцировании. О том, как любящие люди не могут быть вместе, и о чувстве неловкости, вызванном этим фактом. Хороша здесь и музыка саундпродюсера проекта Евгения Горбунова (ГШ, Интурист), который не позволяет себе кабака (хотя в некоторых местах душа прямо требует), а создает собственную версию интеллигентной эстрады для людей постарше. 2020 год разрушил много пар, в том числе и Петара с Анной — от этого песни о расставании, разлуке и выстроенных между людьми стенах звучат еще печальнее.

Lovanda «Turbo»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | Вконтакте

Тандем Lovanda — это уральский дуэт молодожёнов Паши Wonder K (много лет писал музыку для рэперов в диапазоне от ОУ74 до Kizaru и двигал битс-сцену в Екатеринбурге) и Лалы (пела в группе Groovbag, тоже писала биты). Вместе они начинали с экспериментов с джаз-хопом, а в итоге нашли себя в интеллигентном диско-фанке. Их альбом «Turbo» — один из самых уютных релизов года, где на русском языке уместно звучат хоть гэридж, хоть олдскульный хип-хоп.

«Музыка — это духовная пища, которая также важна человеку. И мы хотим создавать то, что будет десятки лет актуально, и то, что будет давать людям эмоциональную поддержку», — так Паша описывал свои ориентиры в нашем профайле. И альбом «Turbo» — их лучшее отражение.

Slimus и ВесЪ «Улей»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | Вконтакте

Партнерство Слима и ВесЪа Каспийского казалось многообещающим: рэперов объединяла эстетика бедных кварталов и желание забрать банк любыми средствами, перечисление которых составляло важную часть их песен.
Вдвоем Слим и ВесЪ снимают кино с собой в главной роли в духе фильмов Мартина Скорсезе. Причем среди запутанных схем и бандитской роскоши они находят себя по-нагиевски невозмутимыми героями боевика.
ВесЪ отлично вписывается в циничный мир вечных девяностых и дарит ему несколько симпатичных автотюновых припевов. Слим же не только привычно рифмует афоризмы, но и вносит долю безумия в эту картину, представляя президентом России Пашу Техника (чье обращение в роли лидера один из лучших новогодних моментов в русском рэпе).

Horus и Зараза «Вопрос времени»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | Вконтакте

Уже не первый совместный релиз мастеров по переплавке русской тоски в рэп-бэнгеры. Кто-то по инерции, взглянув на имена авторов, подумает: Horus опять наваливает закрученные тексты, а Зараза дополняет его автотюновой мелодикой — и будет неправ. Здесь искры в текстовом плане высекают оба, освещая унылый пейзаж чебоксарского Мордора, где «в любое время года — п****ц погода”, где круглосуточные ларьки осаждают гоблины да огры, а школьники «видят космос в подъезде”.
Horus и Зараза находят десятки способов для раскрытия довольно мрачных тем (от суицида и тоски по такой скоротечной весне и до темы отношений с публикой, которая обращает внимание на артиста только после его смерти), и то, как они это делают, если и не вызовет у слушателя улыбку, то по крайней мере, вооружит новой оптикой для сопротивления знакомым проблемам. «Вопрос времени” — альбом, авторы которого подходят к теме русского тлена как к неисчерпаемому колодцу смыслов и наблюдений лазерной точности. И ныряют в него с головой.

Dose «Loto»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | Вконтакте

Знакомая история с твистом — битмейкер, стоявший за песнями популярных артистов, решает лично выйти к микрофону, чтобы показать, как делать… нет, не рэп или передовой R&B, а урбан-поп с отсылкой к музыке 2000-х с гитарами, прилипчивыми мелодиями и прочими звучками, которые узнают поклонники раннего Джастина Тимберлейка. Так поступил Айдос Джумалинов, работавший еще с объединением Jillzay, а сейчас выступающий под именем Dose. Его первый сольный мини-альбом называется «Лото” — и после такого дебюта хочется, чтобы его автор как можно быстрее закричал: «Бинго!”

Хадн дадн «Ностальгия»

Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | Вконтакте

Ностальгический альбом Хадн Дадн начинается со звука кинопроектора и проката маршрутки по улицам Москвы, оживающим вместе с воспоминаниями фронтвумен Варвары Краминовой.
«Ностальгия» — это мир маленьких драм и радостей незначительных людей. От одинокой проститутки и потерянного скейтера до бесконечно приятной поездки вдвоем в метро и параноидальной прогулки с закладкой.
Мотив бесконечной тоски то ли по прошлому, то ли по несбывшемуся будущему врезается в память и напоминает о собственных травмах и потерянных мечтах, Благодаря топонимам и родным узнаваемым объектам в мире «Ностальгии» легко освоиться и признать своим, будто никогда его и не покидал.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *