лицей

от греч. Lykeion), тип ср. или высш. уч. заведения. Исторически первый Л. (ликей) — др.-греч. филос. школа близ Афин, основанная Аристотелем в 335 до н. э. и просуществовавшая ок. 8 столетий. Получила назв. от храма Аполлона Ликейского, вблизи к-рого находилась. В Др. Риме подобные уч. заведения носили такое же название (б-ка Цицерона в Тускулануме, гимназия на вилле Адриана). В эпоху Возрождения Л. назывались повышенные школы, готовившие к обучению в ун-тах. Средние образоват. Л. были созданы во Франции в 1802 указом Наполеона I по образцу иезуитских коллегий. Во многих странах Л. слились с гимназиями, с к-рыми их сближало содержание предлагавшегося учащимся образования. Назв. «Л.» сохранилось в ряде стран, гл. обр. для обозначения особой ступени подготовки между осн. классами общеобразоват. школы и высшими уч. заведениями. В Германии с 1912 Л. создавались как жен. уч. заведения, дававшие высш. образование. В Италии Л. назывались 3 высших гимназич. класса.
Л. имеются в ряде зарубежных стран (Зап. Европы, Лат. Америки и Африки). Во Франции Л. — единств, тип совр. ср. общеобразоват. школы с 7-летним сроком обучения (на базе 5-летней нач. школы). Со 2-го кл. (счет классов обратный) учащиеся распределяются на гуманитарные, естеств.-матем. и техн. секции; в выпускном классе 5 секций: философии и фило-лологии, экономики, математики и физики, биологии, техники (каждая из них имеет свой уч. план). Выпускники Л. сдают экзамен на бакалавра. В Италии
Л. делятся на классич. и реальные, срок обучения 5 лет (на базе 5-летней нач. а 3-летней промежуточной школы). В Швейцарии в кантонах с франц. яз. Л. наз. 3—4-летние ст. циклы ср. школы, в Бельгии — ср. школы для девочек, в Польше — 4-летние школы, дающие полное ср. образование.
Л. в России до 1917 — сословные привилегиров. уч. заведения для детей дворян, готовившие гос. чиновников. В 19 в. их было 6, к 1917 — 3.
Самым значительным был имп. Л. в Царском Селе. Учрежден в 1810 с целью «образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной». Устав Л., разработанный при участии M. M. Сперанского и мин. нар. просвещения А. К. Разумовского, был утвержден 12 авг. 1810. Л. открыт в Царском Селе 19 окт. 1811. Первоначально находился в подчинении мин. нар. просвещения, с 1822 в ведении управления воен.-уч. заведений. В Л. принимались дворянские дети в возрасте 10—12 лет. На 1-й курс было принято 30 воспитанников по личному выбору Александра I. На последующие курсы принималось до 50 чел., с 1832 — до 100 чел. За 6 лет обучения (два 3-годичных курса, с 1836 — 4 кл. по полтора года) лицеисты изучали закон Божий, логику, этику, правоведение, политэкономию, статистику, российскую и всеобщую историю, физ. и матем. географию, математику, начала физики и космографию, риторику, языки (рус., лат., франц. и нем.) и словесность, иск-ва и др. Выпускники получали права окончивших ун-т и (в зависимости от успехов) чин 9- 14-го класса. Для желающих поступить на воен. службу проводилось дополнит, воен. обучение, им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус. В 1814—29 при Л. состоял Благородный пансион, готовивший к поступлению в Л. или выпускавший воспитанников на службу.
1 янв. 1844 Л. переведен в Петербург, переименован в имп. Александровский и подчинен ведомству имп. Марии. По уставу 1848 комплект воспитанников увеличен до 156 (50 казеннокоштных, 100 своекоштных, 6 не платящих за обучение из детей служащих Л.). В 1877 реорганизован в 6-классный с курсом продолжительностью 1 год. В 1882 при Л. образованы 3 подготовит, класса на 90 воспитанников. В 1901 созданы Совет Л. из бывших его воспитанников и Конференция из профессоров, преподавателей и, курсовых представителей. Предметы преподавания в Л. неоднократно изменялись. В нач. 20 в. преподавались: на мл. курсе и в приготовит, классах — закон Божий, рус., лат. языки, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, химия, космография, география, естеств. история, психология и логика, языки (англ., франц., нем.), чистописание, рисование, музыка, пение и др.; на, ст. курсе — право (мн. отрасли), полит. экономия, статистика, история философии, история рус. и всеобщая, богословие, гигиена, история литератур русской, всеобщей, франц., англ. и немецкой. Преподавали в Л. лучшие проф. Петербурга. За 107 лет (74 курса) Л. выпустил ок. 2 тыс. чел. Среди выпускников многие получили известность как писатели, художники, гос. деятели и др. Первый курс занимает особое место: А. С. Пушкин и его друзья А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. Выпускниками Л. были педагог Н. А. Корф, министры нар. просвещения А. В. Головин, Д. А. Толстой. Л. закрыт после Окт. революции в связи с отменой сословных привилегий.
Старейшим в России был Демидовский Л. в Ярославле, учрежденный в 1803 как высших наук уч-ще на средства мецената П. Г. Демидова. По уставу 1805 уч-ще зависело от Моск. ун-та, управлялось выборным проректором и советом. Открыто 29 апр. 1805. Принимались лица, окончившие курс нар. уч-щ, а также имевшие домашнее образование. Для детей дворян (9—11 лет) был открыт приготовит, пансион. В программу обучения включались: юрид., экон., ист.-филол., матем. науки, естеств. история (с технологией), словесность древних языков и рос. красноречие, новые языки, закон Божий (с 1819 богословие и история рус. церкви). Окончившие курс принимались на службу с чином 14-го кл. С 1811 аттестаты Л. приравнивались к университетским. В 1833 уч-ще преобразовано в Л., принимались окончившие гимназию. Пансион был присоединен к Ярославской гимназии, проректор заменен директором. Курс обучения стал 3-летним. Особое внимание обращалось на юрид. и камеральные науки. Устав 1845 освободил Л. от подчинения Моск. ун-ту. В программу добавилось изучение основ с. х-ва, лесоводства, бухгалтерии. В 1868 преобразован в Демидовский юрид. Л. (работал с 1870). По уставу 1874 управлялся директором, советом и правлением, проф. и доценты назначались МНП. С 1886 для студентов введена университетская форма. На Л. распространялись врем, правила 27 авг. 1905 об университетской автономии. Уч. предметы те же, что на юрид. ф-те ун-та (4 года обучения). В составе профессуры были известные ученые. В 1846—49 читал лекции К. Д. Ушинский. В 1918 Л. преобразован в Ярославский ун-т (с 1924 Ярославский пед. ин-т им. К. Д. Ушинского).
Ришельевский Л. в Одессе вел свое начало от частного пансиона де Вольсен, взятого в 1803 под покровительство новороссийским ген.-губернатором А. Э. Ри-щелье. С 1805 пансион стал наз. Благородным воспитат. ин-том, исполняя роль гимназич. отделения коммерч. гимназии, осн. в том же году; в 1811 взят на казенное содержание. В ин-т могли поступать дети с 4 лет полными пансионерами, курс обучения был 8-летний. 2 мая 1817 ин-т и коммерч. гимназия были преобразованы в Л., к-рый по уставу состоял из собственно Л., начального и ланкастерского, а также 2 дополнит, уч-щ (где преподавались правоведение, полит., экон., коммерч. науки). При Л. были пансион и пед. ин-т. Обучение носило скорее гимназический, чем университетский, характер. Во главе Л. стояло правление из родственников обучавшихся (4 чел.) под председательством одесского градоначальника. В 1830—36 правление ведало всеми уч. заведениями Одесского округа. С 1829 вместо 6 стало 11 кл., в т. ч. 4 гимназических, 4 лицейских (с 2 отделениями- филос. и юридическим). По Уставу 1837 Л. приблизился к высш. уч. заведению, имел 2 отделения: физ.-мат. и юридическое; ин-т вост. языков (до 1854) с кафедрами, как в ун-тах. В 1842 открыто камеральное отделение (с.-х. и естеств. наук). Гимназия была почти совсем отделена от Л. В 1862 принято решение о преобразовании Л. в ун-т, в 1865 на базе Л. открыт Новороссийский ун-т.
Волынский (Кременецкий) Л. осн. в 1805 в г. Кременец прогрессивным польск. деятелем просвещения Т. Чацким с целью распространения польск. культуры среди укр. населения и для подготовки чиновников для Волыни. Содержался гл. обр. на пожертвования частных лиц. Был в ведении МНП. До 1819 наз. Высш. во-лынской гимназией. Состоял из 2 отделений: низшего (4 кл. по одному году) и высшего (3 курса по 2 года). В низших классах преподавались языки (лат., польск., рус., нем. и франц.), а также арифметика, география, учение о нравственности. На высш. курсах — многочисл. матем., словесные и юрид. предметы. Обилие предметов вело к тому, что воспитанники отказывались от многих из них, что приводило к узкой специализации и нарушало деление на курсы. Указом 21 авг. 1831 Л. был закрыт, т. к. все учащиеся примкнули к Польск. восстанию 1831. В Польше Л. был возобновлен в 1921 и действовал до 1939. При воссоединении Зап. Украины с УССР на базе быв. Л. был создан учительский ин-т (1940), реорганизованный в 1952 в Кременецкий пед. ин-т (в 1969 переведен в Тернополь).
Нежинский Л. кн. Безбородко основан нд средства, завещанные этим гос. деятелем и меценатом. Разрешение на создание высш. уч. заведения для укр. дворян получено в 1805, но только в 1820 была открыта Гимназия высш. наук кн. Безбородко; устав ее утвержден в 1825, Курс обучения — 9-летний. Преподавались закон Божий, древние языки, рус., нем. и франц. языки, математика, история и география, словесность российская и древних языков, философия, технология с химией, естеств. история, гос. х-во, финанс. наука, римское право и его история, рус. гражд. и уголовное право, судопроизводство и др. В 1832 гимназия преобразована в физ.-мат. Л., состоявший только из 3 высш. классов (гимназич. постепенно закрывались) с 6 отделениями (срок обучения на каждом 6 мес). В 1840 преобразован в юрид. Л. В программе Л. имелся только 1 теоретич. предмет из области права — энциклопедия законоведения. В Л. было 2 общеобразоват. кафедры: рус. истории и статистики, теории поэзии и рус. словесности. Курс обучения — 3-летний. При Л. был интернат (до 1863). Среди выпускников Л. — Н. В. Гоголь и педагог П. Г. Редкий. В 1875 Л. преобразован в Историко-филол. ин-т (с 1920 Нежинский пед. ин-т; с 1939 — им. Н. В. Гоголя).
Катковский Л., имп. Л. в память цесаревича Николая в Москве основан на средства публициста M. H. Каткова, проф. П. М. Леонтьева, банкира С. С. Полякова и др., в дальнейшем получал гос. субсидии. Открыт 13 янв. 1868. Состоял из 8 гимназических и 3 лицейских (университетских) классов. По сравнению с классич. гимназиями более обширны программы по древним языкам, преподавалась естеств. история, вводились вечерние занятия по новым языкам. Питомцы лицейских классов посещали в качестве вольнослушателей лекции в Моск. ун-те (кроме мед. ф-та), нек-рые университетские предметы преподавались в самом Л. Через 3 года (вместо 4) наравне со студентами держали гос. экзамен. В Л. принимались преим. пансионеры, но имелись полупансионеры и приходящие. Во главе Л. — правление (пред. — директор) и совет (пред. — Моск. . ген.-губернатор). Особенность Л. — система туторства (тьюторства). Тутор (на 15 пансионеров) наблюдал за учением, нравств. и физич. воспитанием, составлял об этом подробные отчеты. В 1872—78 при Л. действовала Ломоносовская учительская семинария. В 1899 лицеисты держали экзамены по 3 ф-там (ист.-филол., юрид., физ.-мат.), затем только по юридическому.
По уставу 1890 задачей Л. было дать общее ср. образование, содействовать успешному прохождению воспитанниками университетского курса, практич. подготовке учителей для гимназий. По врем, положению 26 апр. 1906 университетские классы организованы в объеме юрид. Ф-т с 4-летним курсом. Закрыт в 1917.
В Рос. Федерации с нач. 90-х гг. назв. Л. принимают нек-рые ср. уч. заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю (физ.-мат., естеств.-науч., техн. и др.). В В 1992/93 уч. г. насчитывалось ок. 200 Л. (св. 115 тыс. уч-ся).
Лит.: Постановление о Лицее, СПБ, 1810; Селезнев И. ЯИст. очерк имп. бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея, СПБ, 1861; 50-летний юбилей имп. Александровского лицея, СПБ. 1861; К аре ев Н., Краткий очерк истории имп. Александровского лицея (1861 — 1886), в кн.: Памятная книжка имп. Александровского лицея на 1886, СПБ, 1886; Грот Я., Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. Ст. и мат-лы, СПБ; Бернацкий В. А., Имп. Александровский лицей в Ведомстве воен.-уч. заведений, СПБ, 1911; Рубец А. А. «Наставникам, хранившим юность нашу». Памятная книжка чинов Александровского, б. Царскосельского лицея с 1811 по 1911, СПБ, 1911; Памятная книжка лицеистов. 1811 — 1911, СПБ, 1911; Кобеко Д. Ф., Имп. Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811 — 1843, СПБ, 1911; Гастфрейнд Н. А., Товарищи Пушкина по имп. Царскосельскому лицею. Мат-лы для словаря лицеистов первого курса. 1811 — 1817, т. 1 — 3, СПБ, 1912—13; Руденская М. П., Они учились с Пушкиным, Л., 1976; «Прекрасен наш союз». Сост. и сопроводит, текст Н. Я. Эй-дельмана, M. Гимназия высш. наук и лицей кн. Безбо-родко, СПБ; Сребницкий И. А., Очерки из истории Лицея кн Безбородко (1832—1875), Нежин, 1895; Образование и устав Ришельевского лицея в Одессе, СПБ, 1818; Михневич И., Ист. обзор 40-летия Ришельевского лицея с 1817 по 1857, Од., 1857; Маркевич А. И., 25-летие имп. Новороссийского ун-та, Одиз90; Головщиков К. Д., История Демидовского юрид. лицея в Ярославле (1803—1899), Ярославль; Щеглов В. Г. Высш. уч. заведение в г. Ярославле им. Демидова в первый век его образования и деятельности, Ярославль, 1903; Покровский С. П., Демидовский лицей в г. Ярославле в его прошлом и настоящем, Ярославль, 1914.

Александр Сергеевич Пушкин читает свое стихотворение перед Гаврилой Державиным на экзамене в Царскосельском лицее 8 января 1815 года У этого термина существуют и другие значения, см. Лицей.

Лице́й (через нем. Lyzeum ← лат. lусеum ← др.-греч. Λύκειον) — учебное заведение. 1) Среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки. 2) В России до революции 1917 года — привилегированное среднее или высшее учебное заведение, предназначавшееся главным образом для подготовки чиновников. 3) Наименование некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России, работающих (с 1988/89 учебного года) по своим учебным программам.

Этимология

Слово «лицей» пришло в русский язык через немецкий, в немецкий из латыни, а в латинский из древнегреческого. В др.-греч. Λύκειον — Ликей — это название одного из гимнасиев за восточной окраиной Афин (в нём были учителями Сократ и Аристотель), который стал называться так по имени соседнего храма Аполлона Ликейского. Слово др.-греч. Λύκειος — Ликейский — это эпитет бога Аполлона и переводится как «Истребитель волков» (др.-греч. λύκος — волк)

История лицеев

  • В XVIII—XIX веках (до 1917) — вид среднего и высшего учебного заведения,
  • В конце XX—XXI веке — среднее учебное заведение, главная задача которого — специализированная подготовка старшеклассников к поступлению в вузы.

Лицеи во Франции

См. Лицеи во Франции.

Лицеи в Российской Империи

В Российской Империи лицеями назывались привилегированные учебные заведения со сроком обучения от 6 до 11 лет, охватывавшие программу обучения средней и высшей школы. Они предназначались главным образом для подготовки государственных чиновников.

Понимание лицея в дореволюционной России хорошо отражает его определение в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля:

«высшее учебное заведение, то равное университетам и академиям, то ниже или даже выше их, но не разделяемое на факультеты; общее высшее училище».

Всего в дореволюционной России существовало 7 лицеев (в скобках указаны годы существования учебных заведений в качестве лицеев).

  1. Рижский Императорский лицей (Kaiserliches Lyceum zu Riga, 1733—1802) (до 1710 — Карлов лицей)
  2. Императорский Царскосельский лицей (1810—1918) (с 1843 — Императорский Александровский лицей)
  3. Ришельевский лицей (1817—1862)
  4. Волынский (Кременецкий) лицей (1819—1833)
  5. Нежинский юридический лицей (1832—1875)
  6. Демидовский юридический лицей (1833—1919)
  7. Лицей в память цесаревича Николая (Катковский лицей) (1868—1918)

Настоящее время

В настоящее время в странах СНГ некоторые школы получают звание «лицей», в результате существует множество «лицеев», с дореволюционными имеющих мало общего. Кроме того, лицеями иногда называются учреждения среднего профессионального образования (бывшие профессионально-технические училища). Многие школы узкой специализации (юридические, медико-биологические, художественно-эстетические, информационно-технологические) также носят название «лицей». Лицеями именуется большая часть образовательных учреждений при университетах и академиях. Значительное число лицеев имеет физико-математическую специализацию.

Примечания

  1. Этимологический словарь Фасмера «лицей» (недоступная ссылка). Дата обращения 8 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  2. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого «Λύκαιος» (недоступная ссылка). Дата обращения 8 июля 2014. Архивировано 28 декабря 2014 года.
  3. Архивная копия
  4. Рудаков В. Е.,. Лицеи в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература

  • Лицей // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

Это заготовка статьи об образовании. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
В другом языковом разделе есть более полная статья Lyceum (англ.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

  • Среднее профессиональное образование
    • программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
    • программы подготовки специалистов среднего звена
  • Высшее образование
    • программы бакалавриата
    • программы специалитета
    • программы магистратуры
    • программы подготовки кадров высшей квалификации (ранее – послевузовское профессиональное образование) – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
    • программы асситентуры-стажировки
    • программы ординатуры

  • Дополнительное образование детей и взрослых
    • предпрофильные программы
    • общеразвивающие программы
  • Дополнительное профессиональное образование
    • программы повышения квалификации
    • программы профессиональной переподготовки

  • Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
  • Программы повышения квалификации рабочих, служащих

Уровни, виды и направления образования (с указанием программ каждого уровня и вида)
Общее образование Профессиональное образование Дополнительное образование Профессиональное обучение Направления образования в России

  • Дошкольная образовательная организация
    • ясли, детский сад
  • Общеобразовательная организация
    • школа, гимназия, прогимназия, школа-интернат, кадетский корпус
  • Профессиональная образовательная организация
    • колледж, техникум, профессиональный лицей, профессиональное училище
  • Образовательные организации высшего образования
    • вуз, институт, академия, университет, национальный исследовательский университет, федеральный университет
  • Организация дополнительного образования
    • учреждения дополнительного образования детей
  • Организация дополнительного профессионального образования
    • институт повышения квалификации, факультет повышения квалификации

  • Органы управления образованием в России
    • федеральный уровень
    • региональный уровень
    • муниципальный уровень
  • ФГОС
  • УМО вузов по направлениям подготовки и специальностям
  • Лицензирование образовательной деятельности
  • Аккредитация
  • Государственный контроль (надзор) в сфере образования
  • Аттестация выпускников
    • ЕГЭ, ОГЭ, итоговая государственная аттестация студентов вузов

Организация образования в России
Типы образовательных организаций Организационное и учебно-методическое
сопровождение образования в России
Реформа образования в России

История образования в России
Этапы

Александр Сергеевич Пушкин читает свое стихотворение перед Гаврилой Державиным на экзамене в Царскосельском лицее 8 января 1815 года У этого термина существуют и другие значения, см. Лицей.

Лице́й (через нем. Lyzeum ← лат. lусеum ← др.-греч. Λύκειον) — учебное заведение. 1) Среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки. 2) В России до революции 1917 года — привилегированное среднее или высшее учебное заведение, предназначавшееся главным образом для подготовки чиновников. 3) Наименование некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России, работающих (с 1988/89 учебного года) по своим учебным программам.

  1. Этимологический словарь Фасмера «лицей»
  2. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого «Λύκαιος» (недоступная ссылка — история). Проверено 8 июля 2014. Архивировано 28 декабря 2014 года.
  3. Архивная копия
  4. Рудаков В. Е.,. Лицеи в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Отличие гимназии от школы

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов различия постепенно стираются, но пока еще присутствуют. Чем отличается гимназия от обычной школы:

  1. Разные правила приема в учебное заведение. Хотя вступительные собеседования и запрещены законодательством, на деле почти во всех гимназиях детям на стадии подачи заявления предлагают пройти мини-экзамен.
  2. Разная форма собственности. Гимназии в большинстве своем — негосударственные образовательные учреждения. В них может взиматься плата за обучение. Школы — строго муниципальные и бесплатные (оплачиваются только дополнительные образовательные услуги и родительские «пожертвования»).
  3. Разные материально-технические возможности. Гимназии в этом смысле в явном выигрыше. У многих есть спонсоры или попечительские советы, в которые входят состоятельные люди (как родители обучающихся, так и просто меценаты или местные чиновники).
  4. Разный преподавательский состав. Это не обязательное различие. Во многих «обычных» школах тоже работают высококвалифицированные учителя. Но в гимназию часто идут энтузиасты своего дела, которым предоставляют большие возможности для педагогического творчества. Помимо этого, учителя в гимназию приглашаются, как правило, на конкурсной основе. У них должна быть высокая квалификационная категория, большой опыт участия и побед в конкурсах педагогического мастерства. В процессе обучения они используют авторские программы и инновационные методики. В обычных школах зачастую наблюдается нехватка кадров.
  5. Разные образовательные программы. Отличие гимназии от школы в том, что в первой в программу вводится изучение дополнительных иностранных языков, углубленное изучение тех или иных предметов, проводятся внутренние олимпиады и конкурсы, позволяющие ученикам раскрыть свой потенциал. Экспериментальные и инновационные методики обучения дают возможность достичь высоких результатов в короткие сроки. При этом нагрузка на ученика в гимназии выше, чем в школе.
  6. Разное отношение к одаренным детям. Обычная школа ориентирована на «среднего» ученика, ее задача — дать базовые знания и подтянуть отстающих. Одаренные ученики в таких условиях не всегда получают должное внимание, поскольку учителю приходится больше заниматься с плохо успевающими. В гимназии средний уровень обучающихся выше, у педагогов есть время и способности заниматься с одаренными ребятами.
  7. Разный уровень подготовки выпускников. Обычная школа формирует универсального ученика, который теоретически смог бы учиться в любом среднем или высшем учебном заведении либо поступить работать в организацию, где не требуется квалифицированный труд, и постепенно освоить профессию. Здесь все зависит от желания школьника. Если он сам приложит усилия, будет посещать репетиторов, заниматься дополнительно, то станет конкурентоспособным и в процессе поступления и обучения в вузе. Если ученик не проявит желания, он наберет определенный балл на ЕГЭ или ОГЭ и станет обычным членом общества. В гимназии подготовка выпускников более направленная: в последних классах вводится специализация, позволяющая без дополнительных усилий поступить в престижный вуз.

Таблица: сравнение школ и гимназий

Что сравниваем Школа Гимназия
Нагрузка в школе В соответствии с возрастом учеников Повышенная
Длительность уроков 40-45 минут Пары из сдвоенных уроков по 45 минут
Наличие углубленного изучения предметов Только в старших классах в некоторых школах Есть
Вступительные экзамены Собеседование для определения уровня знаний. Отказать в приеме на основании плохо пройденного испытания нельзя Есть, для зачисления нужно успешно пройти испытание
Переводные экзамены Нет Есть. В случае неудачно сданного экзамена из гимназии могут отчислить
Выпускные экзамены ЕГЭ ЕГЭ, иногда внутренние экзамены по профильному предмету
Программа обучения Единая, разработана Минобразования Собственная на основе программы Минобразования

Гимназия и школа: сходство

И в гимназии, и в школе ребенок может получить хорошие знания. В обоих случаях результат зависит от желания ученика, от его мотивации (в этом значительную роль играют родители). Новые ФГОС уменьшили разницу в образовательных программах между двумя видами учреждений: каркас знаний, которые даются ученикам, теперь одинаковый.

Куда отдать своего ребенка

Специалисты советуют не спешить. К моменту поступления в первый класс не всегда можно определить, к чему склонен малыш. Кто он? Будущий технарь, а может, гуманитарий? Захочется ли ему углубленно изучать в гимназии те или иные предметы? Выход простой: начальную школу лучше освоить в обычном общеобразовательном учреждении. Наблюдайте за успеваемостью вашего ребенка; за тем, что его больше интересует; находите для него тесты, с помощью которых можно определить наклонности. А уже потом решайте: оставить его в школе или отдать в гимназию.

Чем лицей отличается от школы

Есть и еще один тип ОУ: лицей. Обычно считают, что это то же самое, что и гимназия. Но это не так. Отличие гимназии от лицея и школы в том, что в гимназии углубленное изучение гуманитарных предметов. Лицей же имеет больше техническую направленность: математическую, например. Иногда лицеи открываются при вузах, некоторые уроки там ведут преподаватели из университета.

Сходство и отличие лицея от школы

Что сравниваем Школа Лицей
Нагрузка В соответствии с возрастом учеников Повышенная
Длительность уроков 40-45 минут Пары из сдвоенных уроков по 45 минут
Вступительные экзамены Собеседование для определения уровня знаний. Принимают в 1 класс даже тех, кто не справился Есть, для зачисления нужно успешно пройти испытание
Переводные экзамены Нет Есть. В случае неудачно сданного экзамена из лицея могут отчислить
Выпускные экзамены ЕГЭ ЕГЭ
Чем отличаются программы школы и лицея Единая, разработана Минобразования Собственная на основе программы Минобразования
Начальная школа Есть Нет, принимают в средних или старших классах

Началось всё в 1991 году. В столице функционировал детский театр-студия, в котором ставились музыкальные спектакли. Наиболее одарённым детям поручались сольные арии кошечек, собачек и разных зайчиков. Таким образом, в результате различных арий возникли, а затем обратили на себя внимания три «бельканто»: Анастасия Макаревич, Елена Перова, Изольда Ишханишвили. Идея создать из девочек группу и начать с ней профессиональную серьёзную работу пришла в голову отца одной из барышень Алексея Макаревича — дизайнера, художника, музыканта, композитора, педагога и предпринимателя.
Работа началась. Свой проект Алексей назвал «Лицеем». Почему, он и сам не знает.
Впервые группа «Лицей» появилась на сцене программы «Утренняя звезда» с песней из репертуара группы «ABBA». Визитной карточкой «Лицея» является произведение «Субботний вечер», с которым трио впервые вышло на сцену «ОБОЗа».
Спустя несколько месяцев после создания группы, о ней заговорили, через год «лицеистки» представили свой дебютный альбом «Домашний арест», написанный Алексеем Макаревичем в соавторстве с Кареном Кавалеряном. Трио привнесло на сцену несколько подзабытый в 90-х годах дух — «корневой» гитарный рок-н-ролл, синие джинсы и белые рубашки, шлягерные мелодии, хорошо поставленный сильный женский вокал.
В 1994 году юные «лицеистки» окончили школу и начали активную концертно-гастрольную деятельность, естественным следствием которой стал их второй альбом «Подруга ночь».
В 1996-м году девушки записали новый диск (авторская пластинка Алексея Макаревича), но на этот раз не с компьютером, а с «живыми» рок-музыкантами группы «Треф». Песня и клип «Осень» альбома «Открытый занавес» стали 100% хитом и в одно мгновенье возвели девчонок из «молодых и многообещающих» в разряд суперпопулярных.
Первый большой сольный концерт состоялся в 1996-м году в Московском Дворце Молодёжи. Далее последовали концертные залы других городов и в 1997 году «Лицей» с аншлагом выступил в главном зале страны — ГЦКЗ «Россия».
В июле 1997 года за нарушение условий контракта из группы была уволена Елена Перова, и с августа третьей участницей группы после строжайшего отбора из восьмидесяти претенденток, становится Анна Плетнёва. В сентябре 1997 года вышла пластинка «Паровозик-облачко», записанная старым составом.
Новая «лицеистка» органично влилась в «Лицей» и через год новый состав выставил на суд слушателя альбом «Небо».
15 декабря 2000 года на лейбле «Реал Рекордс» выходит шестой номерной диск группы «Лицей» «Ты стала другой». Это первый альбом, в котором «лицеистки» участвовали не только как артистки, но и как авторы песен и музыки:
На этом история не заканчивается. С этого момента начинается отсчёт второго десятка лет творческой деятельности группы «Лицей».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *