Курсы по геймдизайну

Гейм-дизайнер (game designer, геймдиз) — это создатель игр в широком смысле этого слова. Его можно назвать продюсером игр, ответственным за игровой дизайн проекта. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Чтобы быть создателем игр, необходимо любить игры и понимать их; необходимо находить удовольствие в анализе игры, разбиении игры на мельчайшие части и понимании того, как эти части образуют целое.

Любой проект начинается с ИДЕИ. А в игровом бизнесе гениальная идея и фантазия гейм-дизайнера являются определяющим фактором. Гейм-дизайнер не просто генерирует какие-то идеи и разные фичи, но и досконально продумывает способы их реализации, учитывая интересы целевой аудитории. Идею игры гейм-дизайнер формирует в концепцию, составляя первичный концепт-документ, в котором четко излагает краткое описание игрового процесса и особенности игры. На основании концепт-документа создается дизайн-документ («диздок» на жаргоне разработчиков игр). На этом же этапе решается вопрос финансирования проекта. Затем гейм-дизайнер собирает команду специалистов, которые на основе «диздока» создадут игру. В процессе разработки игры гейм-дизайнер контролирует работу команды, чтобы технические спецификации соответствовали основной идее игры. Дизайн-документ в процессе работы корректируется в зависимости от предложений разработчиков. В тестировании игры гейм-дизайнер также принимает активное участие.

Таким образом, гейм-дизайнер решает следующие задачи:

  • разработка идейной основы игры;
  • составление концепции проекта;
  • составление и редактирование дизайн-документа («диздока»);
  • при необходимости корректировка идейной основы игры;
  • контроль над процессом разработки в части игрового дизайна;
  • участие в составлении технической спецификации игры.

Особенности профессии

В современном мире разработка компьютерных игр – это четко отлаженный поэтапный процесс. В игровом бизнесе существует два типа компаний: разработчик (developer) и издатель (publisher). Часто бывает так, что разработчик и издатель совпадают. Это идет на пользу процессу разработки игры: разработчику не надо будет убеждать издателя в целесообразности капиталовложений.

Этапы создания типичной компьютерной игры:

  • Первый этап разработки игр называется Pre-production или подготовка к производству. Он включает в себя составление концепт-документа, подбор средств для реализации проекта, составление плана работ, работу с художниками для определения графического стиля игры, решение финансовых вопросов.
  • На втором этапе — Pre-alpha — составляется и утверждается подробный дизайн-документ, в котором детально расписана вся игра. Это основной документ, которым руководствуются в работе все специалисты. План работ согласовывается с компанией-издателем. Как правило, все современные игры разрабатываются для конкретного издателя, который вкладывает в разработку свои средства. На этом этапе в работу включается сценарист.
  • Третий этап – альфа-версия – ключевой этап в создании игры, в процессе которого разработчики занимаются реализацией плана, заполняют игру содержанием. Гейм-дизайнер ведет постоянную работу с дизайнерами уровней и художниками/моделлерами, контролируя соответствие концепции и обеспечивая целостность и единый художественный стиль игры. При этом необходимо уделять внимание и деталям, которые делают игровой мир живым. На этом этапе периодически анализируются текущие результаты разработки: работающая демо-версия игры, первый уровень. Эти промежуточные результаты используются в рекламе новых игровых проектов: демо-версии публикуют на игровых сайтах.
  • На четвертом этапе, который называют бета-версия, игра должна быть практически готова и полностью функционировать. Гейм-дизайнер принимает активное участие в тестировании, работает с дизайнером миссий. По результатам тестов на этом этапе в игру вносятся необходимые изменения.
  • И, наконец, финальный аккорд – релиз (англ. release), то есть выпуск. После создания, тестирования и отладки игры наступает долгожданное время ее выпуска. Интерес к этому событию усиленно подогревается издателем игры посредством рекламы. На этом этапе гейм-дизайнер активной работы не ведет.
  • Последний и неизбежный этап — поддержка. Компьютерные игры, даже после тестирования и многократной отладки, часто выходят с ошибками. Разработчики оставляют возможность исправлять ошибки на выпущенных играх, устанавливая патчи (от английского слова «patch» – заплатка).

Специфика работы специалистов по созданию игр:

Чтобы создать качественную современную компьютерную игру требуется не один год упорной работы. Поэтому над созданием игр работает одновременно несколько производственных команд, каждая из которых выполняет работу в своей собственной сфере. В создании компьютерной игры, кроме программиста участвуют и представители других профессий. Программист является центральным звеном всей разработки.

Программист занимается написанием программного кода игры, с помощью которого реализуется игровая физика и искусственный интеллект игры. Программист должен иметь богатый опыт работы в области информатики и разработки.

Аниматор — это самая творческая профессия. В некоторых играх, таких как Myst, аниматор играет даже более важную роль, чем программист. Аниматор — это человек с хорошим воображением, современным мышлением и множеством идей. Во все времена одним из критериев оценки игры была ее графическая составляющая. Аниматоры сегодня имеют в своем арсенале самое современное аппаратное и программное обеспечение (в частности, технологию Motion Capture), которое дает возможность записывать реальные движения человека и переносить их потом на игровых персонажей.

Композиторы, музыканты, актеры, звукорежиссеры работают над звуковым оформлением игры, пишут и исполняют музыку, читают тексты персонажей. Без достойной музыки и качественного озвучивания, как и без хорошей графики, современная игра не будет успешной. Музыкальное и звуковое сопровождение, конечно, не являются главным, но попробуйте поиграть в Need For Speed: Underground 2 без звуков и музыки – большая часть очарования этой игры исчезнет.

Сценарист. Сценарий игры обязательно присутствует в ролевых и приключенческих играх, а также в играх смешанных жанров. Но даже в FPS-играх требуются качественные и интересные тексты. Этим занимаются сценаристы и режиссеры.

Дизайнер игры занимается программированием игрового дизайна, уделяя особое внимание сюжетным линиям, структуре игры и правилам.

Дизайнеры уровней. После того, как программисты, аниматоры, художники, музыканты выполнят основную работу по созданию персонажей игры, игровых интерьеров, звуков, в работу включаются дизайнеры уровней. Если даже игра представляет собой один большой уровень без явного разбиения на части, дизайнерам приходится немало поработать над созданием игровой вселенной.

Тестер – испытатель игры занимается поиском различных ошибок и несоответствий в игре, анализируя детали игры. Любая игра перед выходом в свет должна быть протестирована.

Плюсы и минусы профессии

Профессия гейм-дизайнера чрезвычайно интересная и сложная, требующая полной самоотдачи. Авралы и ненормированный рабочий день – обычные будни. К плюсам можно отнести востребованность и высокую оплату труда.

Место работы

Компании, занимающиеся производством компьютерных игр.

Важные качества

  • любовь к играм;
  • широкий кругозор;
  • богатая фантазия;
  • хорошее воображение;
  • художественный вкус;
  • объективность и гибкость мышления;
  • навыки организатора, аналитика, психолога, игрока, технического писателя;
  • усидчивость;
  • умение работать в команде;
  • умение понятно излагать свои мысли людям разного мышления (художникам и программистам).

Обучение на гейм-дизайнера

До недавнего времени в России не существовало образовательных программ для подготовки специалистов в сфере разработки игр. Пройти обучение можно на курсах

Курсы

Компьютерная Академия ШАГ(Очно, Москва)
Обучает компьютерной графике и дизайну, предоставляются стажировки. Международное учебное заведение, специализирующееся на компьютерном образовании. Работает с 1999 года. 42 филиала в 16 странах мира. Крупнейший авторизованный учебный центр Microsoft, Cisco, Autodesk. Студенты получают международные сертификаты и международный диплом. Главная цель – трудоустройство каждого выпускника.

Геймдизайнер — это режиссёр игры. Задача геймдизайнера — собрать из сюжета, игровых механик и графики захватывающий мир и придумать правила, по которым он будет жить.На курсе вы освоите теорию, основные принципы геймдизайна и научитесь работать с популярными движками Unity и Unreal Engine 4. Узнаете, как монетизировать игры и удерживать интерес игроков. Сможете начать карьеру в игровой индустрии и больше зарабатывать.

Занятия ведут практикующие Гейм-дизайнеры с профильным образованием и стажем работы по специальности от 5 лет. 72 урока и 2,5 месяца стажировки. Примете участие в создании игры совместно с разработчиками на Unity или Blueprint.10 лет на рынке образования, 4 миллиона пользователей. Все курсы можно купить с беспроцентной рассрочкой на год. Также можно получить IT-специальность в Geek University, а оплатить учебу через год после ее начала.

Вузы

Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова
Дизайн(Факультет дизайна МГХПА им. С. Г. Строганова)

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Дизайн(Институт дизайна РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство))

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
Информационные системы и технологии(Факультет «Информатика и системы управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана)

Московский государственный университет геодезии и картографии
Информационные системы и технологии(Московский государственный университет геодезии и картографии)

Вятский государственный университет
Информационные системы и технологии(Институт математики и информационных систем ВятГУ)

История курсанта, который захотел стать дизайнером

Я рос в семье военных: отец, мама, брат, муж сестры работали в силовых структурах. Теперь ещё и я. Не то чтобы у меня не было выбора — меня никто не заставлял и не «пропихивал» на службу. Когда заканчивал 11 класс, бегал с огромными глазами, как и все, думал, что дальше делать и куда идти. Мой отец по специальности инженер-электрик, и раньше я часто ездил к нему на работу, помогал и смотрел, как что работает. Заинтересовался.

Однажды отец рассказал, что в академии РВСН им. Петра Великого есть энергетическая специальность, и предложил попробовать. Меня никто не заставлял — я подавал документы и в гражданские вузы: МГСУ, МЭСИ, ещё куда-то.

У детей военных, которые служат сейчас, есть хотя бы минимальное понимание происходящего в армии. А мои родители в возрасте, на пенсии, и то, что было во времена их службы, уже неактуально. И они живут тем временем — отец до сих пор убежден в псевдостабильности. Думает, что в армии всё супергуд и не слишком поменялось с его службы. Поэтому получилось, что я поступал в академию, имея устаревшие представления об армии. А когда начал сам в этом котле вариться — разочаровался. Пообщался с офицерами и понял, что немногие работают по своей специальности. Нам прямо говорили — какая должность будет свободна, ту вами и «заткнут». Увидел, как военные уезжают в поля и месяц не видят семью. Многие говорят, что армию испортили деньгами, нередко кого-то подсиживают и всё такое. Не захотел вариться во всём этом. Понял, что не моё, и начал искать себя в другой стезе. Уйти оказалось непросто — в меня вцепились и до сих пор не хотят отпускать.

Я уже закончил академию, работаю по распределению в Тагиле. Военная служба меня не устраивает уже давно: сейчас я на особом режиме, но есть ребята, которые уезжают в поля и две недели их нет дома. И я думаю — оно мне надо? Кажется, нет.

Пытался отчислиться ещё в академии, но у меня ничего не вышло. Наше министерство обороны считает тебя обязанным, если ты учился бесплатно. Хочешь уволиться — плати за обучение. Если ты учишься гражданском университете по целевому направлению, легко можешь написать заявление на отчисление, и тебе скажут: «Ну ок, плати и уходи». А в военке тебе говорят «Будешь платить деньги, но мы тебя все равно не отпустим». Я доучился и вот уже два месяца пытаюсь уволиться, но мне говорят «Подумай, может еще послужишь? А кто будет родину защищать?». В общем, уйти из армии тяжко.

На третьем курсе академии я заметил, что востребованы профессии, связанные с диджитал. Пробовал заняться рекламой, даже посидел на одной работе, не понравилось. Потом пробовал программирование, но тоже не не заинтересовало. Даже пошел в школу архитектуры и дизайна в Москве, на курсы по Photoshop, Indesign и другим редакторам. Так и не доучился, школа не понравилась. Но сама сфера дизайна понравилась — понял, что это интересно и есть возможность зарабатывать. Пошёл учиться, и на втором месяце занятий приключилась история с ноутбуком.

Мы были на пятом курсе в академии, жили в общежитии. Нужно сказать, что в военных учреждениях есть служба защиты гостайны (ЗГТ), и в связи с этим личный ноутбук — серьёзная тема. Всё командование знало, что у нас есть ноутбуки, но не подавало виду — выпускной курс, их трогать не надо, им надо дипломы писать. Но я-то был «рецидивист». Мы увольнялись, пытались отчислиться, нам делали мозги. Я уже учился на курсах веб-дизайнера, и офицеры об этом знали.

В один прекрасный момент меня вызывает начальник, говорит: «Будешь увольняться?» Да, говорю. Тут он достает мой ноут — пока меня не было в комнате, они провели обыск — и вызывает офицера из службы ЗГТ. Говорит: «Изымаем, описываем». Понятно, что у нас на ноутах ничего подозрительно не было, но вообще если находят какую-то запрещенную информацию, это грозит последствиями вплоть до уголовки. Было стрёмно.

Я написал куратору Geekbrains, объяснил ситуацию. Сказал, что нет возможности учиться, и спросил, какие есть варианты. Предыдущий курс я уже полностью оплатил, и куратор ответил, что меня проще перевести на другой поток через несколько месяцев. Так и сделали. Ноутбук мне к тому времени вернули.

Ещё во время учёбы в академии редко, но были проблемы с просмотром вебинаров. Всё устроено так, что задачу поступают сверху, потом спускаются до курсантов и мы сами между собой решаем, кто их выполняет. Когда ты в кругу сверстников, всё проще. Говоришь: «Ребята, у меня тут курсы, за которые я отдал бабки. Давайте я в следующий раз раз схожу, а сегодня у меня занятие». Все относились с пониманием.

Но был другой случай, как раз после того, как меня перевели на другой поток курсов. Мы уехали на стажировку академии на месяц в Йошкар-Олу, и, естественно, я не мог взять с собой ноутбук. Я тогда уже общался с преподавателем Ильей Полянским, и он посоветовал книги, которые нужно прочитать во время стажировки: «Интерфейс» Алана Купера , «Типографика» Эмиля Рудера, «Новая типографика» Яна Чихольда. В общем, я действовал по собственной программе, а курс нагнал, когда приехал домой.

Как я уже сказал, во время учебы начали общаться с Ильей Полянским — сначала по учебе, потом по работе. Дома у меня было достаточно много свободного времени, и я попросил Илью давать мне дополнительные задания, чтобы подтягивать навыки, которые провисают. Он тогда работал в «Инвитро», и там как раз освободилась вакансия дизайнера. Я поинтересовался, что нужно сделать, чтобы попасть туда, Илья накидал теоретические вопросы, которые надо подтянуть. После этого он начал давать тестовые проекты, которые мы сделали вместе.

В итоге Илья дал мне работу в «Инвитро и подтянул ещё в «Ситимобил». В «Инвитро» мы занимались продуктовым дизайном, в «Сити» — коммуникационным. В первом случае переходили на новую дизайн-систему, собирали в соответствии с ней страницы, адаптировали под мобилы. А в «Ситимобил» я с дизайнерами и сммщиками полностью вел соцсети — все рекламные кампании в ВК и Инсте. Плюс у них тогда был проект по «Игре престолов»: выходил последний сезон, и я как раз только пришел в компанию и мы рисовали материалы по сериалу.

Когда я выпустился из академии, курсы ещё не закончились. Я поехал в отпуск, и буквально за две недели случилось сразу два очень неприятных для меня события. «Ситимобил» расширили штат, им стало невыгодно работать с удаленщиками, и меня уволили. А в «Инвитро» пришел новый маркетинговый директор. Она сказала, что они больше не работают с частными лицами, а только с компаниями, и сократила весь отдел дизайна. Я остался без работы буквально в течение недели.

Мы с Ильей продолжали общаться, он подкидывал мне сторонние проекты. Один из крупных — компания «ЛеонМед», они занимаются поставками медоборудования. Илья подкинул мне задачу: сделать презентацию нового оборудования для новых клиентов. С этой компанией работаем до сих пор. Ещё немного поработал в «Альфа-Банке» в коммуникационном дизайне. Им не хватало рук, а я был без работы, и мне подкинули несколько проектов по анимации в соцсетях. Ещё как-то делали заказ для Высшей школы экономики, рисовали им баннеры в соцсети для новых программ обучения. С ВШЭ работаем до сих пор.

Поработал я немного, порисовал, отпуск закончился, и я поехал по распределению академии в Тагил. Здесь стало прям хорошо: Надя Владимирская, наставник на курсах, подкинула мне стажировку в Amber Light, и я до сих пор работаю с этой студией. Надя вообще помогает нам искать работу, сбрасывает в общий чат вакансии. Потом взяли ещё в студию Near, тоже на удаленке и по коммуникационному дизайну. Сейчас намечается ещё кое-что продуктовое.

Проблемы на курсе были не только из-за военной академии. Помню, у меня никак не ладилось с фотошопом. Тогда поставил себе челлендж — рисовать по баннеру в день. Потихоньку выросли руки из нужного места, и я начал мониторить вакансии в ВК и на hh.ru. Помню, тогда в ВК написал парень, сказал, что ему нужен дизайнер-стажер для проекта на Тильде. Преподаватель Артур Громадин тогда тоже делал какой-то проект на Тильде, и я работал с ним. На hh.ru я тоже находил какие-то интересные проекты, но был скромен в профессиональном плане, и меня просто не брали. Один фитнес-клуб написал, что постоянной работы нет, но если что-то будет — напишут, и потом пару раз подкидывали работу по баннерам.

Вообще работодатели смотрят не на сертификаты, а что ты реально умеешь. Можно сказать, что проходил где-то стажировку, но это всё условно. С Ильёй недавно разговаривали на эту тему. На формальное образование мало кто смотрит, если ты сам научился — молодец. Сейчас многие студии гонятся за просмотрами и лайками в Instagram, Dribbble и Behance, при этом абсолютно забивают на пользователя. Им не так важно, чтобы продукт был хороший, как то, чтобы дизайн привлек внимание общественности.

Пока живу в Тагиле, но планирую переезжать обратно в Москву и устроиться дизайнером в штат. Сейчас работаю по всем проектам на удалёнке. Когда прилетают правки, бегу исправлять, весь в мыле — мало ли что, может, кому-то срочно надо. Боялся, что по шапке прилетит, пока мне не сказали: «Чувак, это не армия. Здесь все адекватно относятся ко всему». Есть у меня армейский принцип «умри, но сделай». Это не то чтобы плохая установка, но в таком виде она явно гиперболизирована. Наверное, так проявляется профдеформация.

«Даже лучшее качество кода и арта не может дать игрокам маяк-цель в игре, ради которой они будут играть и платить свои деньги. Свет этого маяка может зажечь только геймдизайнер» Дмитрий Табаков, креативный продюсер Mail.Ru Group, преподаватель геймдизайна Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ.

Что это за профессия геймдизайнера?

Каждый настоящий геймер рано или поздно задумывается о том, кто же делает игры. У многих эта мысль весьма краткосрочна и тут же вылетает из головы, но есть и такие игроки, которые не только найдут всю необходимую информацию во всемирной паутине, но и захотят примерить эту профессию на себя. Если вы читаете этот текст, то высока вероятность того, что вы именно тот пытливый ум, который планирует связать свою дальнейшую профессиональную жизнь с разработкой игр.

Если вы уже все знаете о том, кто такие геймдизайнеры (Game designer) и зачем они нужны в игровой индустрии, если вы твердо намерены стать одним из них или уже им являетесь, то для вас открыта возможность принять участие в уникальной образовательной программе подготовки кадров для игровой индустрии. Узнать подробности про обучение геймдизайну и пройти геймдизайнер курсы можно уже сейчас по этой .

Ну а тем, кто еще не определился, будет полезно узнать о том, что же на самом деле представляет из себя профессия геймдизайнер. Существуют ли курсы геймдизайна? Есть ли определенные правила геймдизайна? Где можно пройти гейм дизайн уроки?

профессия геймдизайнер

Основные обязанности геймдизайнера

Профессия геймдизайнер ближе всего к понятию «тот, кто делает игру». Разработать игровой процесс, поставить технические задания исполнителям, участвовать во всех этапах разработки проекта от написания основного видения игрового мира до создания патч-ноутов, рассчитать экономику, сбалансировать бои, проработать монетизацию, проанализировать поведение юзеров, добавить нужный игрокам элемент в игровую вселенную — все это может сделать геймдизайнер.

Страшные аббревиатуры MAU, DAU, CCU, ARPPU, Retention для геймдизайнера (gamedesigner) всего лишь отсылка к определенным показателям. Игровой дизайнер всегда может донести свое креативное видение проекта до команды разработчиков, а также рассчитать математические модели экономической составляющей игры, разработать функционал клановой системы, проработать игровые фичи и поставить техническое задание исполнителям, а еще обработать фидбек от пользователей и принять решение на уровне геймдизайна игры.

Что еще должен уметь геймдизайнер?

Работа геймдизайнера предполагает знание и точных наук. Математика и теория вероятности являются одним из инструментариев специалиста. Несомненным плюсом для игрового дизайнера является знание основ программирования и алгоритмики, знание иностранных языков. Помимо этого геймдизайнер умеет работать с проектной документацией, с графическими редакторами и дизайнерскими приложениями, знает психологию игрока, изучает различные системы таскооборота для синхронной работы всей команды проекта и активно изучает проекты конкурентов.

Из личных качеств следует выделить коммуникабельность, умение грамотно формулировать свою мысль как устно, так и на бумаге, любовь к видеоиграм.

геймдизайнер вакансии

Примеры обязанностей к «живым» вакансиям геймдизайнера (геймдизайнер вакансии), опубликованных на портале Dtf:

  • Проектирование и выпуск обновлений для уже выпущенных проектов
  • Составление и ведение проектной документации в заданной форме и объеме
  • Работа с админ-панелью – заливка, проверка и правка контента через админку
  • Проработка гейм-дизайна игры
  • Написание технического задания другим специалистам
  • Написание игровых текстов
  • Проработка игрового баланса
  • Контроль исполнения и качества поставленных задач на своем проекте
  • Проектирование фич на проекте

Примеры требований:

  • Богатый игровой опыт в MMORPG
  • Широкий кругозор и эрудиция в области компьютерных игр
  • Владение техническим иностранным языком
  • Грамотный русский язык
  • Навыки работы в команде
  • Гибкость ума, прагматичность и здоровый перфекционизм

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии геймдизайнера:

  • Никогда не будет скучно. Без работы геймдизайнеру сидеть не придется.
  • Различные творческие задачи
  • Возможность получить разнообразный опыт в создании игрового мира
  • Приобрести максимальную славу и популярность в игровой и околоигровой среде. Именно геймдизайнеры в игрострое являются публичными лицами проекта, а судьба игровой вселенной зачастую зависит от решения игрового дизайнера.

Плюсы профессии геймдизайнера

Минусы:

  • Очень много работы, которая требует немедленной реакции
  • Скептическое отношение коллег. Программисты и художники впрочем, как и руководство, не всегда понимают, чем именно занимается игровой специалист в текущий момент.

Где учиться на геймдизайнера?

Образование геймдизайну в России начиналось с частных непрофильных курсов, организованных на базе школ Scream School и RealTime School. Кроме того существует практика обмена опытом и знаниями на профильных конференциях и выставках, а также посредством изучения статей по теме на популярных ресурсах геймдева, таких как: Dtf, Gamedev, Gcup, VC, Хабрхабр, App2top, Apptractor, Gameisart и другие.

Впервые возможность получить профессиональное образование в области геймдизайна, подтвержденное дипломом Высшей Школы Экономики, была реализована ВШБИ НИУ ВШЭ в 2014 году программой профессиональной переподготовки «Менеджмент игровых интернет-проектов».

Перспективы и карьерный рост

Есть два направления развития профессионального геймдизайнера:

  • Вертикальное, предполагающее карьерный рост с изменением должности. Обычно геймдизайнеры вырастают в креативных продюсеров, креативных литературных редакторов, руководителей направлений, руководителей студий.
  • Горизонтальное, которое предполагает повышение авторитета и расширение зоны ответственности геймдизайнера. Рост до старшего или ведущего гейм-дизайнера. Становление как эксперта, а не как руководителя.

Сколько зарабатывает геймдизайнер?

Уровень заработной платы зависит от уровня квалификации специалиста и региона. Зарплата гейм-дизайнера в Москве находится начинается от 40 тысяч рублей для молодого специалиста без опыта работы и может достигать 200+ тысяч рублей для ведущих геймдизайнеров страны.

Монетизация онлайн игр

Куда пойти работать?

Работать геймдизайнером (game design) можно в игровых компаниях России и СНГ (Mail.ru Group, Wargaming, Gaijin Entertainment, 101xp, Crytek, Nival, Destiny Development, RJ Games, Nikita Online, 2RealLife, Syncopate и многие другие). А со знанием языков для соискателя открыт весь мир.(Blizzard Entertainment, Electronic Arts, Rockstar Games, Valve, Ubisoft и прочие гиганты игровой индустрии)

Освойте искусство геймдизайна и откройте дверь в удивительный мир игровой индустрии!

Материал подготовили преподаватель «Игровой логики» и «Психологии игрока» программы «Менеджмент игровых интернет-проектов»» Константин Сахнов и продюсер образовательных программ по игровой индустрии Вячеслав Уточкин.

← Назад к списку

Видеоигры существуют более 50 лет. За это время технологии скакнули от текстовой The Oregon Trail до фотореалистичной Red Dead Redemption 2. Не говоря уже о VR-тайтлах вроде Half-Life: Alyx, которая выходит в конце марта.
И все же, игровая индустрии еще очень молодая. Постоянно появляются новые способы и инструменты, которые помогают изучать и улучшать геймдизайн. О пяти из таких — в переводе под катом.
Люди создают искусство и развлечения уже тысячи лет — сколько существуют живопись и музыка. За это время появились и улучшились техника, правила и инструменты: арт имеет золотое сечение, музыка — октавную шкалу. Но ими не всегда нужно пользоваться — это лишь некий объектив, через который можно взглянуть на свое творчество.
И я не первый, кто так считает. Есть много умных людей, которые работают над изучением и улучшением игрового дизайна. Среди них, например, Крис Кроуфорд, Джесси Шелл и Ральф Костер, чьи работы по созданию теоретических основ для лучшего понимания игр как искусства — бесценны.
Тем не менее, их было тяжело использовать. Я еще ни разу не встречался с менеджером, которого удалось бы убедить спланировать время для проектирования людемов, или проанализировать, как формируются ментальные границы игроков, когда они доходят до уровня 2-2. Честно говоря, я расстроился. Есть десятки материалов о нарратологии против людологии, но мало — о практических советах по геймдизайну.
С годами я стал коллекционером — ищу практические инструменты, которые можно применить в повседневных проектах. Несколько разных разработчиков столкнулись с одной и той же проблемой и поделились своими решениями. Некоторые их инструменты я использовал в своем последнем проекте Puppet Master. Сейчас расскажу о них.

Но сначала небольшой дисклеймер. Под инструментами я не имею в виду движки вроде Unity. Я говорю о концептуальных фреймворках, которые помогут найти решение проблем дизайна вашей игры. Но помните, нет такого инструмента, который одинаково подошел бы для любого проекта.

Agile Statement

Препятствие. Часто при запуске нового проекта мы все еще не знаем, почему люди захотят в него играть. Сказать «это будет весело» — не поможет. Веселых игр слишком много, какую ценность несет ваша?
Создатель. Методология Scrum.

Инструмент. Agile Statement помогает четко определить, для кого предназначена игра, о чем она и что делает ее особенной. Вы вместе с командой записываете все ключевые пункты на доске и заполняете пробелы. Это отличный способ начать проект и убедиться, что все находятся на одной волне.
Agile Statement для Puppet Master выглядит так:

Заметьте, я говорю не только о «крючках» игры, а еще о конкурентах и о том, чего хочет наша целевая аудитория.

Goal loops (циклы цели)

Препятствие. Наверняка все слышали об игровом цикле (core loop). Есть одна вещь, которую не включает в себя эта модель — игроки не всегда сосредотачиваются на основной цели. Обычно они основываются и отталкиваются от нее, чтобы находить другие цели. Геймдизайнеры должны их планировать и учитывать.
Создатель. Впервые об этом инструменте я услышал от своего наставника Александра Мандрики.

Инструмент. Циклы цели представляют собой четыре круга. Они описывают задачи игрока в зависимости от времени, которое он потратит на их выполнение.
Точная длина каждого цикла меняется от игры к игре. Важно определить их в первую очередь. В аркаде может не быть среднесрочной цели (установка рекорда будет долгосрочной целью), а 4X-стратегия не получит краткосрочных целей, так как там другие масштабы. Например, вот так это будет выглядеть для Mario Odyssey:

Полезно определить, в каких временных рамках будет работать игра, и какие цели вы ставите перед игроком на каждом этапе. Конечно, они могут придумывать свои собственные цели, но все же желательно их предусмотреть.
В Puppet Master нет мгновенных циклов, зато есть быстрые минутные решения.

Я хочу избежать того, когда игроки не знают, что делать дальше, или почему это нужно делать.

Карта механик

Препятствие. В сложных комплексных играх трудно получить целостное представление о всей системе. Можно представить себе различные игровые механики, но еще важно понять, как они влияют друг на друга.
Создатель. Впервые я об этом узнал из статьи Эрин Робинсон, где она приписывает авторство Стивену Свинку.

Инструмент. Карта механик — это график, который изображает каждую игровую систему и связывает их между собой. Стройте его до тех пор, пока все основные механики не будут связаны друг с другом.

По мере составления графика, мы находим циклы (что хорошо) и цепочки/тупики (что должно насторожить). Циклы поддерживают игру, и мотивируют игроков принимать решения. В тупике же игра останавливается, но это не всегда плохо. Например, это может быть механика, которая сама по себе служит целью (кастомизация).

Цепочки не имеют этой проблемы, но они могут быть лишними. Можно сократить некоторые механики и уменьшить масштаб игры, не влияя на игровой опыт.
Это одна из первых карт для Puppet Master:

Да, они могут разрастаться до больших размеров, поэтому разделяйте их на карты поменьше. Это будут полуавтономные системы, зависящие от карт более высокого уровня.

Матрица разнообразия

Препятствие. Каждый геймдизайнер хотя бы раз сталкивался с этим. Когда просят создать много разнообразных элементов, но у вас недостаточно времени и ресурсов.
Создатель. Этот инструмент из статьи Криса МакЭнти о геймдизайне Rayman. Он является частью философии рационального проектирования уровней от Ubisoft, хотя я применил его и для других элементов: оружия, юнитов и т.д.

Инструмент. С помощью матрицы разнообразия вы перечисляете все различные переменные, которые влияют на игровые элементы. Затем смешиваете и сопоставляете их, чтобы создать интересные комбинации.
Вот матрица способностей юнита из Puppet Master:

Идея в том, что каждая способность имеет как положительные, так и отрицательные эффекты — их баланс зависит от игрока. В конце концов, игра вышла за пределы этой матрицы, но ее использование было полезным для организации моих мыслей.

Крюк и якорь

Препятствие. Чтобы по-настоящему понять эмоции игроков, мы должны знать все отличия и схожести нашего проекта с другими.
Создатель. Я услышал термин «крючок» (hook) из подкаста Райана Кларка, а он в свою очередь из блога Криса Зуковски.
Инструмент. Крючок — любая функция, которая делает нашу игру особенной. Это может быть знаменитый актер, уникальный геймплей, необычная механика и все, что привлекает внимание игроков. Якорь — их концептуальная противоположность, они приземляют пользователей, заставляя их чувствовать себя в знакомых условиях и контролировать происходящее.
Portal — классический пример. Кор-механика с порталами и смешные диалоги были новыми и уникальными в свое время, поэтому стали мощными крючками. При этом схема управления пришла из традиционного FPS — это якорь.
Так выглядит мой список крючков и якорей:

Они охватывают самые разные аспекты игры, от механики до арта и настроения — любой игровой элемент может быть крюком или якорем.
Например, Иллюминаты (Illuminati) — это и то, и другое. Игрок не может быть частью этой зловещей организации, но и нет необходимости объяснять ему, о чем идет речь. Это заставляет игроков использовать информацию, которую они уже и так знают.

Курс
Школа
Стоимость со скидкой
В рассрочку
Длительность
Ссылка на курс

Профессия Геймдизайнер с 0 до PRO
Skillbox
82 944 ₽
6 912 ₽/мес.
12 месяцев

Геймдизайнер
Нетология
71 940 ₽
5 995 ₽/мес.
8.5 месяцев

Gamedesign
XYZ School
48 400 ₽
8 066 ₽/мес.
4 месяца

Out Block
XYZ School
48 400 ₽
8 066 ₽/мес.
5 месяцев

Архитектор идей: гейм-дизайнер
GeekBrains
102 720 ₽
8 560 ₽/мес.
12 месяцев

Факультет Разработки игр
GeekBrains
по запросу
от 4 990 ₽/мес.
12 месяцев

Профессия «Гейм-дизайнер»
Skillbox
62 832 ₽
5 236 ₽/мес.
8 месяцев

Компьютерные игры — целая виртуальная вселенная, в которой «живут» миллионы людей. Индустрия геймдизайна стремительно развивается и делает большие шаги вперед. Игровой мир поражает своими сюжетами, персонажами и графикой. Онлайн-курсы геймдизайна позволяют не только стать частью этой вселенной всего за пару месяцев, но и зарабатывать, занимаясь любимым делом. Для всех, кто неравнодушен к онлайн-играм, я подготовил подборку самых крутых курсов, список для студентов разных уровней начальной подготовки.

Курс «Профессия Геймдизайнер с 0 до PRO» от Skillbox

Длительность 12 месяцев
Уровень с нуля
Для кого подходит Дизайнерам, иллюстраторам, аниматорам и просто любителям онлайн-игр
Формат Видеолекции + домашнее задание + обратная связь от ментора
Гарантии Помощь в устройстве на работу
Итоги Диплом установленного образца + проекты в портфолио
Цена
  • полная – 138 240 ₽
  • со скидкой – 82 944 ₽
  • УСПЕЙ НА СКИДКУ! – 6 912 ₽ в месяц
Ссылка на курс Узнать подробности

Программа курса включает в себя следующие модули:

Программа курса

Преподаватели:

  • Николай Дыбовский — руководит студией Ice-Pick Lodge, выпустившей шесть игр, и сейчас работает над седьмой;
  • Роберт Кубус — 3D-моделлер студии «Паровоз».

После окончания курса вы сможете:

  • разрабатывать концепции игрового продукта;
  • анализировать и разрабатывать баланс уровня;
  • ставить задачи и оценивать работы игровых сценаристов;
  • разрабатывать техническое задание для программистов;
  • проектировать игровые уровни и механики;
  • разрабатывать стратегии продвижения и вывод игрового продукта на рынок;
  • анализировать и сравнивать различные модели баланса игр;
  • составлять техническую документацию для игровых продуктов.

Мои впечатления:

Курс состоит из 4 блоков, которые включают в себя 34 тематических модуля. Обширная программа курсов гейм-дизайнера охватывает темы от введения в профессию до подготовки модели к презентации. Подойдёт всем, кто хочет углубиться в тему создания игр, в том числе увлечённым школьникам, выбравшим профессию геймдизайнера. Обучение в форме видеолекций не будет отвлекать от основной деятельности (работы, учёбы или ухода за ребенком): онлайн-занятия проходят в удобном формате и остаются в доступе 24/7. Это же правило распространяется и на домашние задания курса. Комфортная система беспроцентной рассрочки делает платежи удобными, без большой нагрузки на кошелек ученика или его родителей.

Получить скидку →

Курс «Геймдизайнер» от Нетологии

Длительность 8,5 месяцев
Уровень с нуля
Для кого подходит Дизайнерам, иллюстраторам, аниматорам и просто любителям онлайн-игр
Формат Вебинары и практика
Гарантии Центр развития карьеры поможет с составлением резюме и подготовит к собеседованию
Итоги Удостоверение о повышении квалификации
Цена
  • полная — 119 900 ₽
  • со скидкой – 71 940 ₽
  • рассрочка – 5 995 ₽ в месяц
  • возможность возврата денег в течении 3 занятий, если не подошла форма обучения или манера преподавания
  • возможность получить налоговый вычет 13%
Ссылка на курс Узнать подробности

Программа курса включает в себя следующие блоки:

Программа курса

Продолжение можно посмотреть

Преподаватели:

  • Сергей Гиммельрейх — геймдизайнер, инди-разработчик;
  • Артём Волков — дизайнер компьютерных игр.

После окончания курса вы сможете:

  • разрабатывать концепции игрового продукта;
  • проектировать игровые уровни и механики;
  • оценивать работы игровых сценаристов;
  • составлять техническую документацию для игровых продуктов;
  • разрабатывать баланс конфликтных систем и игровой экономики;
  • разрабатывать техническое задание для программистов;
  • анализировать и разрабатывать балансы уровней.

Работы студентов курса Unreal Engine. Марекс Лейтанс.

Мои впечатления:

Курс подойдёт как новичку-любителю, так и разработчику, который хочет улучшить навыки в геймдизайне. Программа дает не только общие знания по специальности, но и предполагает обучение полной разработке сценариев игр и персонажей, обширному наполнению игромира. Кроме того, студент изучит основы маркетинга и сможет как разрабатывать игры, так и продавать их. Платформа позволяет студентам проходить стажировку в проектах «Нетологии-групп»: Фоксфорд, Нетология, EdMarket.

Получить скидку →

Курс «Gamedesign» XYZ School

Длительность 4 месяца
Уровень с нуля, опытные
Для кого подходит начинающим и опытным геймдизайнерам, инди-разработчикам
Формат видеолекции + домашние задания + обратная связь от ментора
Гарантии
Итоги диплом + проекты в портфолио
Цена
  • полная — 60 500 ₽
  • со скидкой – 48 400 ₽
  • рассрочка — 8 066 ₽/мес.
Ссылка на курс полная информация о курсе

Учебные блоки курса

Полную программу смотрите на сайте курса.

Преподаватели

Сергей Праздничнов — геймдизайнер, специализируется на системном дизайне и дизайне боёв. Начинал с мобильных студий, потом перешёл в компанию разработки игр Sperasoft.

Владимир Агарёв — креативный продюсер в игровой компании Gaming Point, работал гейм-дизайнером в игровой компании для мобильных платформ Zeptolab и геймдизайнером-консультантом в игровом сервисе Wargaming.

И ещё 3 преподавателя. Подробнее о них смотрите на сайте курса.

Чему вы научитесь

  • придумывать идеи и механики игры;
  • создавать прототипы базовых механик в Unreal Engine 4 Blueprints: передвижение, стрельбу, и др.;
  • составлять различную документацию, техническое задание для программиста, детальные сценарии боя и др.;
  • работать по техническому заданию заказчика и в условиях ограничений.

Трейлер курса

Мнение редакции

Практический курс для начинающих и опытных геймдизайнеров. Вы научитесь создавать персонажей и их поведение (механики) для многопользовательских игр на игровом движке Unreal Engine 4. Вы поймёте, на что обращать внимание, как сделать игру комфортнее для игроков и как взаимодействовать с программистом. На лекциях и стримах вы потренируетесь создавать оружие для персонажа, писать документацию и создавать сценарий боя. Вы пополните портфолио и на дипломе защитите рабочий прототип игры.

Получить скидку →

Курс «Out Block» XYZ School

Длительность 5 месяцев
Уровень с нуля
Для кого подходит начинающим левел-дизайнерам, любителям геймдева
Формат видеолекции + домашние задания + обратная связь от ментора
Гарантии
Итоги диплом + проекты в портфолио
Цена
  • полная — 60 500 ₽
  • со скидкой – 48 400 ₽
  • рассрочка — 8 066 ₽/мес.
Ссылка на курс полная информация о курсе
Учебные блоки курса

Подробную программу смотрите на сайте курса.

Денис Куандыков — левел-дизайнер, в Mail.ru games работал дизайнером уровней для мобильного шутера от третьего лица, сейчас участвует в разработке многопользовательской Action RPG — Frozen Flame.

Ольга Федотова — старшая геймдизайнерка в студии разработки игр Sargos Games, специалистка по взаимодействию геймдизайнерских систем с игровыми пространствами.

И ещё 5 преподавателей. Подробнее о них смотрите на сайте курса.

  • проектировать игровые уровни;
  • использовать блокауты — «каркасы» создания прототипов уровня;
  • создавать эмоциональные живые сцены с моделями, чтобы вовлекать игроков;
  • формировать композицию уровня, настраивать свет и навигацию;
  • работать с разными типами пространств;
  • полностью создавать геймплей — взаимодействие между игроком и игрой;
  • придумывать идеи и ритмы уровней.

Трейлер курса

Курс для новичков и начинающих левел-дизайнеров. Вы узнаете, какие инструменты использовать для проектирования новых игровых уровней, как генерировать идеи и работать по техническому заданию заказчика. Вас ждут лекции с теорией, мастер-классы и примеры готовых уровней, которые помогут вникнуть в процесс и создать свои. Вы пополните портфолио элементами игровой локации шутера и постановочного боя, а на дипломе защитите работающий прототип игрового уровня.

Получить скидку →

«Архитектор идей: гейм-дизайнер» от GeekBrains

Длительность 12 месяцев
Уровень с нуля
Для кого подходит Дизайнерам, иллюстраторам, аниматорам и просто любителям онлайн-игр
Формат Видеолекции + домашнее задание + обратная связь от ментора
Гарантии Всем выпускникам программы оказывается поддержка в трудоустройстве (подготовка к собеседованию)
Итоги Сертификат о прохождении курса
Цена
  • полная — 128 400 ₽
  • со скидкой — 102 720 ₽
  • рассрочка — 8 560 ₽ в месяц
Ссылка на курс Узнать подробности

Курс состоит из 3 блоков:

  • введение в гейм-дизайн;
  • специализация;
  • стажировка в кросс-функциональной команде.

Преподаватель:

  • Михаил Сипцов — геймдизайнер Mail.ru Group. Проекты – Эволюция 2: Битва за Утопию;
  • Александр Залесский — дизайнер игр в студии Whalekit (Mail.ru Group). Создаёт персонажей, пишет тексты и сюжетные концепции для игр;
  • Денис Анциферов — Game Designer в Playrix.ex. Game Designer в Belka Games, геймдизайнер-аутсорсер.

После окончания курса вы сможете:

  • разбираться в процессе препродакшна игр;
  • составлять проектную документацию;
  • разрабатывать сценарии, персонажей;
  • создавать свои сюжеты игр;
  • разбираться в вопросах внутриигровой экономики;
  • понимать цели и особенности игр;
  • презентовать игры.

Тизер курса

Мои впечатления:

Программа курса состоит из трёх блоков, которые делятся на подтемы. Вначале студент изучит принципы создания игр и узнает об особенностях игровой индустрии в целом. Далее в блоках «специализация» и «стажировка» ученик освоит тонкости разработки игр и начнёт делать собственные проекты. При необходимости опытные преподаватели будут направлять и корректировать процесс.

После окончания курса у студента будет две разработанные им игры для портфолио. Это позволит претендовать на позицию junior-специалиста по выбранному направлению.

Получить скидку →

Факультет разработки игр от GeekBrains

Длительность 12 месяцев
Уровень начинающий
Для кого подходит Начинающим разработчикам, дизайнерам, иллюстраторам, аниматорам и просто любителям онлайн-игр
Формат Видеолекции + домашнее задание + обратная связь от ментора
Гарантии Гарантированное трудоустройство
Итоги Диплом о профессиональной переподготовке и сертификат
Цена
  • УСПЕЙ НА СКИДКУ! – 4 990 рубля в месяц!
  • возможность вернуть налоговый вычет 13%
Ссылка на курс Узнать подробности

Программа курса включает в себя следующие блоки:

  • знакомство с Unity;
  • игра «3D-шутер»;
  • командный проект;
  • многопользовательская RPG.

Дополнительные блоки:

  • алгоритмы и структуры данных. Базовый курс;
  • операционные системы;
  • компьютерные сети;
  • базы данных. Базовый курс;
  • как студенту GeekUniversity найти свою первую работу;
  • видеокурс. Подготовка к собеседованию разработчика игр;
  • виртуальная реальность;
  • введение в Git.

Преподаватели:

  • Илья Афанасьев — Senior Unity 3D Developer;
  • Игорь Филимонов — глава департамента веб-разработки в «МакроИндекс».

После окончания курса вы сможете:

  • разрабатывать 2D и 3D игры;
  • разрабатывать мобильные игры;
  • разрабатывать игры с дополненной реальностью;
  • программировать для очков виртуальной реальности;
  • работать в команде;
  • работать с GIT;
  • успешно проходить собеседования и уверенно общаться с заказчиками;
  • проектировать архитектуру, использовать шаблоны проектирования, принципы SOLID, следовать code style

Кто такой разработчик игр

Мои впечатления:

Масштабный курс для тех, кто серьёзно настроен освоить геймдизайн как новую профессию. Тем, кто хочет изучить геймдизайн «для себя» или «для начала», советую обратить внимание на другие курсы из моей подборки.

Программа этого курса рассчитана на год и поделена на четверти. После окончания обучения студент сможет разрабатывать разные виды игр на разных ОС, работать в команде, а также грамотно составить свое резюме и успешно пройти собеседование на профильную позицию. Geekbrains гарантируют трудоустройство своим студентам.

Получить скидку →

Профессия «Гейм-дизайнер» от Skillbox

Длительность 8 месяцев
Уровень с нуля
Для кого подходит новичкам, разработчикам из геймдева
Формат видеолекции + воркшопы + экскурсии в компании-партнёры + домашние задания + обратная связь от ментора
Гарантии помощь с трудоустройством
Итоги диплом + проекты в портфолио
Цена
  • полная — 104 736 ₽
  • со скидкой — 62 832 ₽
  • рассрочка — 5 236 ₽/мес.
  • первые 3 месяца бесплатно
Ссылка на курс полная информация о курсе
Учебные блоки курса

Полную программу смотрите на сайте курса.

Николай Дыбовский — основатель и руководитель студии разработки компьютерных игр Ice-Pick Lodge.

Михаил Овчинников — главный методист технического направления Skillbox.

И ещё 3 преподавателя. Подробнее о них смотрите на сайте курса.

  • разрабатывать геймплей игры,
  • формулировать и проверять гипотезы,
  • взаимодействовать с командой проекта,
  • анализировать поведение игроков.

Курс подойдёт разработчикам из геймдева и всем, кто хочет создавать увлекательные игры, но раньше не программировал. Вы научитесь придумывать концепции, прорабатывать сюжет и персонажей и запускать игры на игровом движке Unity. Вы получите бесплатный доступ к практической лаборатории по разработке игр Gamebox и прокачаете навыки командной разработки, а на офлайн-воркшопах поработаете с экспертами отрасли и заведёте полезные знакомства.

Получить скидку →

Выводы

Разработчик игр — не просто увлечение, а перспективная и высокооплачиваемая профессия. Если вы давно мечтали зарабатывать, придумывая игры — сейчас можно воплотить мечты в реальность. Для этого нужны только целеустремленность и большое желание получить новые знания. Надеюсь, составленный мной по курсам «геймдизайнер-обучение» список облегчит принятие решения.

Курсы позволят плавно сменить профессию и стать полноценным геймдизайнером. Видеолекции можно смотреть даже между делом на смартфоне, но для практики лучше выделять несколько часов в неделю. Брать заказы можно, не увольняясь с основного места работы.

После курсов у вас будет достаточно знаний и навыков для самостоятельной разработки проектов игр удаленно и дополнительного дохода. Например, раньше вы приходили домой после работы и играли, чтобы отвлечься и окунуться в волшебный виртуальный мир. Теперь вы сможете по вечерам так же заниматься любимым делом в качестве гейм-дизайнера и получать при этом хороший гонорар.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *