Кто в России тайно ходит в масонах

Масонство, несмотря на свою 300-летнюю историю, остается самой закрытой организацией. Ему приписывают невероятное влияние в мире, несметные богатства, тайные заговоры, свержение правителей и революции. Кто такие масоны, или, как они еще именуются, «вольные каменщики»? Сколько их в России? И кто из известных отечественных деятелей входит в масонские ложи сегодня?

И цари туда же

Было бы странно, если бы слово «масон» в России не стало синонимом «заговор». Сама российская политика, во все времена кулуарная, чисто византийская, когда все решается «под ковром», не могла не породить идею о тайном заговоре. Да и немудрено. Взять хотя бы декабристов — почти половина из них были масонами (самые известные — Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев, Рылеев). Даже Пушкин — наше все — и тот состоял в масонской ложе. Больше того, масонами были и русские цари! По некоторым сведениям, первым масоном России был Петр I. В братстве «вольных каменщиков» состоял и император Петр III. Царь Павел I воспитывался масонами и окружил себя масонами. Расцвет масонства в России наступил в начале XIX века, при Александре I. Он сам был масоном. Виновник русской моды на масонство — Наполеон Бонапарт, который возвел масонство во Франции в орган государственного управления. Русский истеблишмент активно ездил во Францию и решил скопировать идею для России. Но у нас масонское дело не пошло. И в 1822 году Александр I ложи запретил, хотя и долго сопротивлялся: «Я сам разделял и поощрял эти иллюзии, потому не мне карать их». Но и при Александре II еще были масоны-министры.

После революции 1917 года русские ложи переместились за рубеж. А в России появились только в 1992 году. Кто же заседает теперь в ложе?

Горбачеву тоже предлагали

Скандально известный историк Платонов, раскрывающий разного рода «заговоры против русского народа», опубликовал «списки русских масонов». Он утверждает, что масонами были Брежнев, Ельцин, в ложах состояли или даже состоят Горбачев, Лужков, Примаков, Абрамович, Березовский, Волошин (экс-глава кремлевской администрации), Кириенко, Козырев, Гайдар, Явлинский, Немцов (и почти все известные политики 90-х), Каспаров, банкир Авен, экс-банкир Геращенко, Ходорковский, режиссер Говорухин, бизнесмен Бендукидзе, Церетели, а также правозащитники Алексеева, Пономарев, Ковалев. И еще несколько сот известных имен. (Кстати, сами масоны официально опровергают причастность к масонским ложам Ельцина, Горбачева, Гайдара.)

В одной из исторических книг опубликован забавный факт: якобы в 1990 году секретарь советского посольства во Франции был приглашен в масонский орден. Ему было предложено передать приглашение Президенту СССР Горбачеву вступить в ложу. Секретарь ответил отказом: «Михаил Сергеевич придерживается общечеловеческих ценностей и в ложах состоять не намерен!»

Думается, к этим спискам следует отнестись с большой долей иронии.

Секретные знаки

Что еще удалось разведать про масонство. Узнать масона (в представлении многих — мрачного господина с цепким взглядом, похожего на шпиона) в гражданине, который мило шутит с вами на светской вечеринке и вообще само обаяние, дело практически нереальное. Хотя существует немало тайных, строго засекреченных масонских знаков, которыми они могут обмениваться друг с другом (один из таких знаков, говорят, образующие круг большой и указательный пальцы). Но сейчас тайные знаки практически не работают. Ни одна ложа не примет у себя приезжего масона, если у него не будет рекомендательного письма и подтверждения по телефону от руководства «братской ложи». Чужие, короче, там не ходят. Если масоны обнаружат в своем кругу чужака, предупреждают друг друга: «Дождь идет». Так что, если услышите это, сумейте хотя бы не выглядеть чудаком и не восклицать: «Где? Солнце же на дворе!»

Масонские символы в основном отражают строительную тематику. Циркуль, молоток, топорик, линейка; пятиконечная и шестиконечная звезды; треугольник с помещенным внутрь всевидящим оком и др.

Кажется невероятным, но в Москве вполне можно открыть экскурсионный тур «Москва масонская»: сохранились здания с масонскими символами, построенные архитектором масоном Василием Баженовым в XVIII: например, усадьба «Царицыно», Путевой царский дворец на Ленинградском шоссе. Масонские знаки есть на особняке князя Гагарина (известного масона) в Гагаринском переулке, а также на старом здании МГУ на Моховой (построенном в конце XIX — начале XX века).

Типично масонский знак изображен на долларовой купюре США (что неудивительно, учитывая принадлежность к масонству большинства президентов США), а также на 500-гривенной украинской купюре.

Мне повезло: удалось пообщаться с главным масоном России Андреем Богдановым, который именуется «великим мастером Великой ложи России».

ИЗ ИСТОРИИ

Масонство родилось в Лондоне в 1717 году, 24 июня отмечается до сих пор как главный масонский праздник. Четыре лондонские ложи, объединяющие ремесленников, получившие названия по тавернам, где они собирались — «Виноградная кисть», «Корона», «Яблоко», «Гусь и противень», — объединились в Великую ложу Лондона. Потом в братства «вольных каменщиков» стала вступать интеллигенция, коммерсанты, знать. Историки считают, что интеллектуалов привели в масонство идейные искания, им нравились демократические нравы и построения класса ремесленников, стремление помогать друг другу.

ЛЕГЕНДЫ

Есть версия, что член масонской ложи Моцарт был отравлен, потому что в своей «Волшебной флейте» раскрыл масонские тайны. Масоны очень любят это произведение. Когда «Волшебная флейта» исполняется в Венской опере, во время арии Мастера несколько десятков человек в зале встают — это масоны.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В США 1 млн. 800 тысяч масонов, в Великобритании — около 300 тысяч. В России — около 400 масонов.

Членские взносы (в год): в США — 100 долларов, в Европе — 400 — 600 евро, в России — около 300 долларов в год плюс добровольные пожертвования.

КСТАТИ

Женщинам путь закрыт

Ложа собирается один раз в месяц. Кандидат в масоны должен получить рекомендации 2 — 3 «братьев». Будущий «вольный каменщик» проходит «опросы под повязкой» (на глазах). Главный вопрос — мотивы вступления в ложу. Голосуют черными и белыми шарами. Если кандидат набрал 3 черных шара, ему закрыт доступ не только в эту ложу, но и в любую другую.

Также на заседании лож масоны зачитывают доклады морально-философского характера (т. н. «зодческие работы»).

После официальной части — ужин (агапа): первый тост обязательно — за Россию, второй — за ее президента, третий — за ложу и ее мастера.

Женщин в «вольные каменщики» не принимают.

МНЕНИЕ ИСТОРИКА

Олигархи пока стоят в стороне

За ответами на вопросы, которые не прояснил главный масон, я отправилась к доктору исторических наук, автору четырех книг по масонству Сергею КАРПАЧЕВУ: «Современное отечественное масонство состоит из интеллигенции — преподаватели, журналисты, предприниматели, офицеры, в основном отставные. Действующих политиков, в том числе высокого ранга, олигархов среди масонов нет. Масонство не ставит политических задач. Основное занятие российских «вольных каменщинков» — ритуальные работы, подготовка «зодческих» сочинений на этические, философско-исторические темы. Оно крайне слабо в материальном отношении и едва может содержать себя. Расцвета масонства, как в начале XIX века, в России не будет: ни нравственно, ни интеллектуально она к масонству не готова. Россия — антимасонская страна, у нас скорее может возродиться нацизм, фашизм, но точно не масонство. Другое дело, что к масонству эксперты и журналисты (иногда по незнанию, чаще сознательно) относят другие организации — элитный Ротари-клуб или Мальтийский орден, который как раз создан католической церковью для борьбы с масонством.

Кто был масоном?

Президенты США Вашингтон, Теодор Рузвельт, Франклин Рузвельт, Трумэн, премьер Англии Черчилль, банкир Ротшильд, автомагнаты Ситроэн, Генри Форд, композиторы Лист, Моцарт, Гайдн, писатели Свифт, Дефо, Скотт, Уайльд, Киплинг, Конан Дойль, поэты Гейне, Гете, иллюзионист Гуддини, джазмен Дюк Эллингтон.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

В цене сейчас другие связи

Не секрет, что масоны помогали друг другу в карьерном росте. Не случайным ведь стало «повальное» масонство среди президентов США и высшего чиновничества России в начале XIX века. Возможно ли возрождение масонства в России на столь высоком уровне? Маловероятно. Сейчас в цене не масонские, а кремлевские связи. А в Кремле масонов, похоже, все-таки нет.

Разумеется, отечественные масоны хотели бы видеть в своих рядах влиятельных политиков и состоятельных сограждан, в идеале — олигархов. Но первые вряд ли рискнут участвовать в тайных проектах. А вторые слишком заняты своим бизнесом и участвовать в архаичных ритуалах и философских слушаниях им некогда. А если у деловых людей и появляется время, то его можно скоротать в другом закрытом элитном клубе. Не случайно ведь к масонству приходят офицеры-отставники, испытывающие дефицит общения, а может, и потребность «подумать о душе».

Конечно, масонство может стать модным, если вдруг какой-нибудь оч-чень влиятельный политик объявит себя масоном. Но таких «оригиналов» во власти пока не просматривается. Хотя, учитывая извилистый и таинственный путь масонства, в отношении этого явления вряд ли можно утверждать что-то категорично. Всяко, знаете ли, бывало в нашей истории…

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Главный масон России Андрей БОГДАНОВ: Имена братьев не раскрою!

— Андрей Владимирович, о масонах люди думают, как о чем-то пугающем, мистическом и архаичном, но по-прежнему очень влиятельном. А на самом деле что такое масонство?

— Масонству 300 лет, это организация, точнее, конгломерат древних посвятительных организаций с очень почтенной историей, с внутренней философией, с целями, лежащими в сфере морали, где чрезвычайно значим масонский этикет. Это специфический взгляд на мир, может, даже специфический образ жизни. Главная масонская задача — раскрытие духовного потенциала человека. Путем морально-философских исканий. Цель, если хотите, сделать хорошего человека еще лучше. Организация закрытая, но во всех странах неукоснительно лояльная властям, на территории которых она действует.

— Говорят, масоны хотят возродить в России монархию и что это они написали сенсационную книгу «Проект Россия»?

— Обсуждение политических вопросов, в том числе государственного устройства, у масонов запрещено. 300-летняя история предполагает: мы должны вести себя респектабельно и думать о долгом будущем.

— Не может ли случится такого, что масонская ложа в России попытается пройти в Госдуму?

— Исключено, так как масонство — неполитическая организация. Хотя в обычной жизни (как говорят масоны, профанской) человек может заниматься любым видом деятельности, в том числе и политикой. Но в целом ложа — нет, конечно.

— А скажем, выйти из «подполья» и открыть офис в Москве на Тверской?

— Так когда-нибудь и будет. Масонские ложи в Великобритании, Франции имеют официальные офисы в центре столиц.

— А в каких-то открытых общественных проектах российское масонство собирается участвовать?

— Масонство в мире проводит очень много социальных и благотворительных проектов. Например, в США официально содержит большую сеть детских госпиталей, в которых бесплатно лечатся дети, больные онкологическими и другими серьезными заболеваниями. Я думаю, когда российское масонство укрепится, какие-то сложные социальные проекты возложит на себя.

— В «Войне и мире» описан впечатляющий ритуал посвящения в масоны Пьера Безухова. Сейчас он такой же — закрытая комната, свечи, повязка на глазах у новичка?

— Многие ритуалы сохранились.

— Есть версия, что советский символ — пятиконечная звезда — был позаимствован большевиками у масонов?

— Пламенеющая пятиконечная звезда — один из символов второго градуса масонских лож. Символ древний, у масонства нет на него никаких исключительных прав, он мог быть позаимствован из других источников.

— Есть среди российских масонов известные люди, политики?

— Имена братьев всегда и при всех обстоятельствах вне разглашения. Масон имеет право раскрыть свое имя, но только свое. Но никогда — имена братьев. Это обстоятельство, как вы понимаете, препятствует откровенному ответу на ваш вопрос. Мне хотелось бы использовать масонскую традицию неразглашения имен. Задайте этот вопрос лично тем, от кого вы хотите услышать ответ.

— Да, могу себе представить: «Иван Иванович, вы масон?» Особенно эффектно получится на пресс-конференции. Но скажите хотя бы, есть ли среди них политики высшего ранга?

— Без комментариев.

— Нередко ставят знак равенства между масонами и евреями, говорят о заговорах…

— Те, кто использует термин «жидомасонство», — публика очень понятная в своей простоте. Масонство вненационально и внеконфессионально. Масоном может быть и христианин, и мусульманин, и иудей.

— Но почему тогда масонам приписывают заговоры?

— А разве только масонам? Политика закрытости, разветвленная сеть масонства, вековая история — все это располагает к тому, чтобы обвинять масонство в каких-то тайных заговорах.

— Но враги у масонства есть?

— Лень и невежество. С 1992 года масонство в России пришлось создавать заново. В России практически нет адекватных специалистов по предмету, многие паразитируют на слове «масонство». Сложилась ситуация: кто знает, молчит, а кто говорит — не знает. Это, кстати, одна из причин, что мы приняли решение о том, чтобы я открыл свое имя.

Основные принципы

Масонство берет свои корни из слияния традиций работы цеховых каменотесов и постулатов средневековых рыцарских орденов. Принцип образования тот же – замкнутое элитарное объединение людей с определенными целями и идеологией. Проследить точную дату появления этой идеологии невозможно из-за того, что масонство окружено тайнами, легендами и мистикой.

Доподлинно известно лишь то, что первая Великая ложа была основана в Англии в 1717 году.

Каменщики и строители (необязательно буквально каменщики – также и люди, которые участвуют в духовном построении вселенной, ученые, предприниматели, политики и религиозные деятели) наделяются в масонстве определенной моральной миссией. Эти люди объединяются в тайное братство, обязуются блюсти определенные правила и эзотерические ритуалы, участвовать в собраниях, дискуссиях и обсуждении насущных вопросов. Каких именно – решает ложа.

Вообще все, что касается непосредственной жизни масонов внутри сообщества, остается в строжайшей тайне. Однако свою принадлежность к масонам можно и не скрывать.

Таким образом, в масонство привлекаются люди образованные, не бедные и способные влиять на мировые процессы в области культуры, экономики, политики.

Символы масонства

Так как масонство является тайным учением, символов и инструментов иносказания у них очень много. Пожалуй, самый распространенный из них – это перекрещенные циркуль и угловая линейка. Единой их интерпретации не существует, как и не существует никаких масонских догм. Но зачастую это расшифровывается как обладание инструментами для точного замера и понимания своего положения и влияния на мир.

В масонстве используется большое количество символов в виде строительных материалов, инструментов, многие восходят к архитектурному искусству. Это отсылает к сравнению строительства зданий и строительства человека и общества.

Наиболее часто встречающиеся символы масонства:

  • Молоток;
  • Мастерок;
  • Транспортир;
  • Уровень;
  • Отвес;
  • Каменные плиты;
  • Фартук;
  • Перчатки;
  • Цветы акации;
  • «Лучезарная дельта» — пирамида с глазом внутри как символ бога.

Практически все масонские символы имеют древние аналоги в религиозных трактатах и легендах, но точную их интерпретацию узнать невозможно.

У масонов также существует свой невербальный язык – жесты и рукопожатия, которыми они общаются друг с другом и обмениваются тайными сигналами в публичных местах.

FAQ о масонстве

  • Так что вообще делают масоны?

Основная практическая деятельность масонских орденов – это благотворительность и участие в финансовых операциях, способных, по их мнению, изменить мир к лучшему. Все остальное относится к деятельности духовной – соблюдение принципов братства людей, проведение ритуалов, дискуссий, изучение философии и побочных наук.

  • Масоны – сектанты или нет?

Вопреки всем теориям, масоны – это не секта. По сути, они вообще не имеют отношения к религии, хотя основные символы и легенды перекликаются с христианством и иудаизмом. Это скорее эзотерически-философские объединения.

Стать масоном, если вы атеист, невозможно. Каждый член масонской ложи исповедует ту или иную религию, на свой выбор. Ложа не вмешивается в эту часть жизни, но любой из существующих образов бога называют лишь Великим Архитектором Вселенной. То есть, по части религии в масонстве плюрализм и демократия – каждый волен верить в то, что ему близко. Никаких дискуссий на тему религии не ведется принципиально.

Тут же можно сказать о том, что никаких «жидомасонов» не бывает – сообщество не состоит исключительно из евреев. По доступным данным, они даже не имеют численного преимущества.

  • Масоном может стать женщина?

Масонство делится на европейское и американское. Отличия двух направлений в том, какие правила соблюдают посетители ложи. Так в европейской традиции женщины могут войти в братство, в Америке это категорически невозможно.

Единственная женщина, которая пыталась познать тайны масонства и проникла в здание ложи в Кентукки, была поймана и продержана в плену месяц.

  • У масонов есть своя книга или заповеди?

Да, есть – это свод принципов и моральных законов сообщества, который называется ландмарками («разметками земли»). У масонов нет доминирующего класса, каждая ложа находится в самоуправлении, поэтому любые возникающие споры или разногласия регулируются именно через ландмарки.

Загвоздка в том, что их количество и содержание варьируется в каждой ложе. В европейских принято считать, что их 25 (сформулировал Альберт Маккей в 1856 году) или 40 (авторства Джорджа Оливера, 1863). Американцы пошли дальше и установили разное количество ландмарок в разных штатах. Так в ложах Нью-Джерси их 10, а в Кентукки аж 54.

  • Как выглядят масонские ложи?

О том, как они выглядят изнутри, мы знаем немного и лишь через кино – о достоверности судить нельзя. Но снаружи это ничем не примечательные здания, часто в европейском стиле. Разве что на фасаде может быть изображение символов масонства.

Особо отличилось разве что построенное в 1892 году здание масонской ложи в Чикаго. Это было здание высотой 22 этажа, которое считалось самым высоким в мире.

Ложа должна быть постоянной локацией, то есть, занимать какое-то строение. Они имеют иерархию, всякая новая сначала получает разрешение от вышестоящей и только после этого может считаться масонским храмом. Часто ложи могут отличаться друг от друга контингентом: есть те, в которых собираются люди определенной профессии, в некоторых – живущие неподалеку.

Для придания таинственности и некоей загадочности в ложах нет окон. Масонам привычнее проводить свои мероприятия в полумраке. Двери, стены и все свободное пространство в залах заседаний украшены всевозможной атрибутикой:

  1. Масонские флаги;
  2. Звезда Давида;
  3. Хоругви;
  4. Каббалистическая символика.

Стоит сказать, что зрелище не самое веселое, для новичка со слабыми нервами — настоящий шок.

В самых важных комнатах, предназначенных для высших масонских чинов, все пропитано роскошью. Они восседают за шикарным столом и на креслах, созданных искусным мастером. Полы покрыты дорогими коврами, сверкают золоченые рамы картин.

Ложа имеет отдельное помещение для масонской трапезы (агапы). В гардеробной каждый член братства может облачиться в специальные одежды, а с помощью парикмахера и гримера нанести необходимый грим и причесаться.

  • Масоны и иллюминаты – это одно и то же?

Нет, иллюминаты – это абсолютно секретное общество «просвещенных в тайны мира» с немецкими корнями. В отличие от масонов, члены сообщества иллюминатов не могут разглашать свою к ним принадлежность и официально иллюминатов не существует.

Масонство – одна из частей американской культуры. Попасть в это общество и задать вопросы самому довольно непросто. Но приехать в США и изучить вопрос на месте – почему бы и нет.

  • Каково разнообразие американских масонских лож?

Кроме розенкрейцеров, первым императором которых был Спенсер Льюис, существует множество других направлений и разветвлений масонства.

Все американские масоны горды своей страной, уверенно считают, что это «великая масонская сверхдержава».

В Америке расположены штаб-квартиры многих обществ масонов таких разновидностей:

  1. Орден тамплиеров.
  2. Еврейские братства иудеев, в которые допускаются члены по национальному признаку, т. е., только евреи. Все их совещательные мероприятия проходят в строжайшей тайне.
  3. «Пилигримы сионизма» также относится к национальной еврейской организации.
  4. Орден «Бнай-Брит» — центр еврейских масонов. Его члены занимают самые ответственные должности во властных и бизнесовых структурах.

Масон Генри Форд признавал масонство, как прочную точку опоры для США. Главный критерий — они точно знают, чему должны учиться их дети.

  • Как построить карьеру через масонство?

Каким бы загадочным и не до конца изученным ни было масонское общество, в Америке пребывание в его рядах означает вероятность более успешной карьеры.

К масонам сохраняется противоречивое отношение, но их влияние на развитие общества достаточно велико. Лишь единицы приверженцев ордена стесняются таким членством. В основном, это те, кому пришлось стать масоном исключительно, чтобы сделать карьеру.

У большинства это вызывает гордость и ощущение нескрываемого превосходства. Например, представители такого вида масонства, как розенкрейцеры (в их обязанности входит пропаганда оккультной литературы), уверены, что обладают особой исключительностью и значимостью. Они несут высоко свое право обладания «великими тайнами».

Они владеют тайнами древности, проводят загадочные ритуалы и, разумеется, правят миром. Разберемся, кто такие масоны и почему их до сих пор боятся.

Кто боится масонов?

«Я верю в существование тайного мирового правительства», – заявили 45% участников опроса, проведенного ВЦИОМ в 2014 году. Опрошенные подтвердили: по их мнению, некая организация или группа лиц контролирует действия властей многих государств и оказывает влияние на мировую политику.

Многие участники опроса не просто убеждены в этом, но и способны назвать тех, кто входит в организацию. Самые популярные варианты – политики, олигархи и масоны.

Во многом интерес и даже страх по отношению к тайным обществам подогревают СМИ. Материалы о масонах в российских СМИ появляются часто и вызывают у аудитории неизменный интерес.

Например, выпуск программы телеканала РЕН ТВ «Странное дело» о тайных обществах собрал более миллиона просмотров на YouTube. При этом другие выпуски передачи куда менее популярны: так, программу о путешествиях во времени посмотрели около 300 000 раз.

Заявления, которые звучат в передаче о тайных обществах, крайне провокационны. Один из экспертов программы, например, говорит: «Все мировые войны устроены масонами, тут нет никаких сомнений».

Во влияние масонов на политическую обстановку верят не только в России. Например, в период предвыборной гонки 2012 года во Франции два крупнейших еженедельных журнала посвятили тайному обществу несколько статей.

Издание L’Express вынесло на обложку заголовок «Масоны: как они манипулируют кандидатами», еженедельник Le Point откликнулся статьей «Масоны – нарушители границ».

Тема вызвала живой интерес: обычно в розницу удается продать около 73 000 экземпляров журнала L’Express, но статья о масонах помогла продать 80 000 копий. Сейчас автор статьи Франсуа Кох ведет на сайте еженедельника отдельный блог, посвященный масонству.

]]>]]>

Сам Кох говорит: «Эта тема никогда не перестает интересовать читателей. Тайна – вот что привлекает внимание».

Материалы о масонах стабильно вызывают интерес, а провокационные выводы лишь усиливают его. Издания постоянно конкурируют за аудиторию, поэтому отказываться от такого надежного способа привлечь читателей невыгодно.

Традиционные СМИ переживают сложный период: часть их потенциальной аудитории уходит в Интернет, так что редакции и дальше будут обращаться к теме масонства как к надежному источнику читательского внимания.

]]>]]>

Легенда о масонах

Когда же появилось масонство? Сами масоны возводят историю своего общества к незапамятным временам – строительству храма Соломона.

Согласно легендам, строители храма образовали братство для взаимной поддержки и передачи знаний об архитектуре. С библейской эпохой связаны основные мифологические сюжеты масонства, например, легенда о смерти мастера Хирама.

Согласно преданию, Хирам руководил строительством храма Соломона. При нем работников разделили на три разряда – учеников, подмастерьев и мастеров. Труд оплачивался в зависимости от того, к какому разряду принадлежал работник. Мастера, разумеется, получали больше всех.

Для каждой «ступени» Хирам разработал особые знаки и пароли: когда наставало время получать оплату за работу, строитель с их помощью подтверждал, что относится к одному из разрядов. Это и привело к смерти Хирама: однажды трое рабочих решили силой выпытать у него пароль, по которому оплату получали мастера.

]]>]]>

Согласно другой распространенной версии, учеников не интересовали деньги – они хотели выведать тайну архитектурной и мировой гармонии, которой владел лишь великий мастер Хирам.

Каковы бы ни были причины, когда архитектор отказался выдать тайну, рабочие убили его и похоронили в лесу. На могиле убийцы оставили ветку акации, которая пустила в землю корни – так другие братья-строители узнали, где похоронен Хирам.

В этой легенде «зашифрованы» основные принципы масонства.

Братья делятся на учеников, подмастерьев и мастеров – каждая степень отражает, насколько полноценно участник вовлечен в жизнь братства. Масоны обмениваются знаниями между собой, при этом сохранение тайны знания принципиально важно.

Члены общества проводят ритуалы и находятся в поиске смысла масонских символов. Например, ветвь акации символизирует и возрождение после смерти, и чистоту, и святость.

Размышление над символами – важный путь продвижения по иерархии степеней: открывая новые трактовки, ученик становится подмастерьем, а в дальнейшем – мастером.

Важно, что у масонов нет единых догматов, поэтому толкования символов могут заметно отличаться. Также легенда о Хираме легла в основу ритуала посвящения масона в степень мастера.

От легенды к истории

Историки масонства сходятся во мнении, что легенда о Хираме – чисто символическое повествование, и истоки масонства следует искать гораздо позже. Обычно началом масонства считают средневековые братства каменщиков, что согласуется и с названием общества (англ. freemasons и франц. franc-maçons означают «вольные каменщики»).

В Средние века каменщики объединялись вокруг больших строек. Например, многие соборы строились столетиями, и работники компактно селились неподалеку от площадки. Считается, что само слово «ложа», которым сейчас называются масонские объединения, происходит от английского lodge: так называли помещения, где хранились инструменты.

Со временем объединения строителей приобрели цеховую организацию. Появились строгие правила, которые регулировали прием новых членов в братство, разрешение конфликтов между братьями, порядок оплаты работ и выплаты компенсаций при несчастных случаях на стройке.

Как и другие средневековые профессиональные объединения, цехи материально поддерживали братьев, попавших в трудную ситуацию.

С окончанием масштабного строительства соборов, к XVII–XVIII векам, объединения каменщиков постепенно пришли в упадок. В Англии в братства все чаще вступали те, кто не имел отношения к строительству, их называли «сторонними каменщиками». Это были богатые и просвещенные люди.

В середине XVII века в ложу вступил антиквар Элиас Эшмол – его коллекция легла в основу старейшего общедоступного музея Великобритании. В конце столетия масоном стал король Англии Вильгельм III Оранский.

Историки предполагают, что именно «сторонние каменщики» решили создать новые просветительские общества в «оболочке» существующих братств каменщиков, чтобы не привлекать лишнего внимания властей.

Политическая обстановка в Англии в конце XVII века была неспокойной, в 1688 году произошел очередной государственный переворот, названный Славной революцией. При нестабильности в обществе собрания любого рода вызывают подозрения, поэтому братства строителей могли стать камуфляжем для встреч просвещенных и обеспеченных «сторонних каменщиков».

От средневековых строителей масоны унаследовали многие свои символы. Знаменитые циркуль и наугольник обозначают обучение, умение проводить границы и распознавать истину. Белый фартук ученика символизирует высокие этические стандарты, которыми должен руководствоваться масон.

Современную историю масонства отсчитывают с 24 июня 1717 года. Тогда представители четырех лондонских лож собрались в таверне «Гусь и вертел» и приняли решение создать объединенную Великую ложу Лондона и Вестминстера.

Малые ложи продолжали работать, как прежде, но начиная с 1717 года их участники проводили ежегодные совместные собрания, где обменивались опытом. Эту схему повторяет и современное масонство – у масонов нет центральной управляющей организации.

Несколько масонских лож на определенной территории объединяются в Великую ложу. При этом такая лидирующая организация не может существовать сама по себе, ее обязательно должны признать другие Великие ложи.

Таким образом ложи оказываются связаны международными отношениями, во многом похожими на дипломатические. Каждая ложа может проводить собственные ритуалы и по-своему толковать масонские символы.

Чем заняты масоны?

Для начала разберемся с определением понятия «масонство». Согласно толковому словарю под редакцией С. И. Ожегова, масонство – это «религиозно-этическое течение с мистическими обрядами, обычно соединяющее задачи нравственного самоусовершенствования с целями мирного объединения человечества в религиозном братском союзе».

Представить, в чем заключалось «нравственное самоусовершенствование», позволяют источники: воспоминания, письма и личные дневники масонов, в том числе российских.

Подробнее об этом в интервью Naked Science рассказала заведующая отделом научного проектирования выставок и экспозиций Государственного музея истории религии, кандидат философских наук Марина Птиченко.

]]>]]>

По словам Марины Птиченко, «у вновь принятого брата был наставник, который помогал ему идти по пути самовоспитания. Масон должен был вести ежедневные дневниковые записи и периодически отчитываться наставнику о проделанной работе. Человек должен был стараться “проживать” каждый свой день – рефлексировать, думать над своими действиями и мыслями в конце дня. <…> Следовало также размышлять о полезном чтении: какая из книг оказала на него наибольшее влияние, произвела наибольшее впечатление, и почему, какие струны души затронула.

Таким образом, масон должен постоянно давать себе труд размышлять над собой и своими действиями, одновременно “оттачивая” и воспитывая сам себя. Существуют очень трогательные дневники, в которых какой-нибудь помещик, владевший сотнями крепостных душ, записывал в дневник: “Сегодня я предавался гневу, мне очень стыдно” и т. д.»

Рефлексия важна и для современных масонов.

Еще одно проявление масонской деятельности – написание так называемых «зодческих работ». Жанры этих работ традиционны: доклад, статья, эссе, обзор, перевод. Согласно информации на сайте Великой ложи России, темами работ могут стать проблемы истории, философии и символики масонства. Тексты зачитывают на собраниях ложи, некоторые из них можно найти в открытом доступе в Интернете.

Исторически деятельность масонов связана с благотворительностью и просвещением. Многие просветители XVIII века входили в масонские ложи, в том числе и российские. Масоном был, например, Николай Новиков, прославившийся не только изданием сатирических журналов, но и публикацией редких исторических источников.

Марина Птиченко говорит: «Сегодня никакой особенной тайны вокруг масонства уже нет: мы знаем, как проходят ритуалы, известны даже некоторые слова-пароли, с помощью которых масоны узнают друг друга (хотя периодически они их меняют) и т. д. В Интернете публикуются зодческие работы масонов, а специальные ложи занимаются историей масонства и тоже публикуют результаты своих исследований».

Чего масоны не касаются на своих собраниях? Как ни странно, политических вопросов. Прямой запрет на обсуждение политики в ложах закреплен в «Конституциях Андерсона».

Британский масон Джеймс Андерсон начал составлять этот документ после появления Великой ложи Лондона и Вестминстера в 1717 году, в 1723 году книгу издали в Англии. Она содержит историю масонства и базовые правила, которых придерживаются все масоны.

Как возник миф о масонах-заговорщиках?

Секретный характер масонских лож и их широкие международные связи с самого начала вызывали подозрения властей. Запрещать деятельность лож начали еще в середине XVIII века.

В Голландии масонские собрания запретили в 1735 году, в Швеции – в 1738-м, в Цюрихе – в 1740-м. Несколько булл и энциклик римских пап посвящены осуждению масонов как опасной секты, первый такой документ вышел в 1738 году.

Критика в адрес масонов усилилась после Великой французской революции. В 1797 году вышла книга аббата Огюстена Баррюэля «Памятные записки к истории якобинства».

Автор утверждал, что к революции привел «тройной заговор». В нем, по мнению Баррюэля, участвовали три группы возмутителей спокойствия.

Первых он называл «софистами безбожия» – это были философы-атеисты эпохи Просвещения. Вторые, «софисты возмущения», – основоположники либерализма Жан Жак Руссо и Шарль Луи Монтескьё, выступавшие за естественную свободу личности, разделение властей и равенство перед законом. Интересно, что и Руссо, и Монтескьё были масонами. Третьи, «софисты безначалия», – это масоны и баварские иллюминаты, призывавшие, по словам Баррюэля, к полному упразднению государств во имя всемирного братства людей.

]]>]]>

Баррюэль считал, что «софисты» не только стремились насаждать атеистические взгляды и идеи равенства, но и хотели со временем разрушить все формы политической и общественной организации, следующие моральным принципам католической церкви.

С точки зрения автора «Памятных записок…», они были «режиссерами» революции, создав систему, которая привела к свержению монархии.

Тройная структура заговора укладывалась в формулу «свобода, равенство и братство» – Баррюэль считал, что в этих словах и заключается тайное знание масонов.

Аббат утверждал: сама структура тайных обществ, состоящих из отдельных лож, помогает сохранять заговор в секрете. Свой вывод он иллюстрировал историей баварских иллюминатов — философско-мистического объединения последней трети XVIII века.

Иллюминаты действительно призывали к радикальным политическим реформам. Образовалось это объединение в 1776 году независимо от масонства, но с начала 1780-х иллюминаты стали вступать в масонские ложи, чтобы использовать их популярность для распространения своих идей. В 1785-м деятельность баварских иллюминатов официально запретили.

«Запрещение иллюминатов баварскими властями в 1785 г. и публикация секретных документов ордена, попавших в руки полиции, вызвали настоящую панику как среди самих масонов, внезапно узнавших, что их пытались сделать орудиями в опасной игре, так и среди их традиционных противников», – пишет российский историк и литературовед Андрей Зорин.

Несмотря на запрещение деятельности баварских иллюминатов, Баррюэль считал, что существует множество других «ячеек» общества, которые втайне продолжают работу и намерены полностью разрушить политическую систему Европы.

Европейцы были напуганы революцией и последовавшими войнами, и многие горячо поддержали теорию аббата Баррюэля.

«Памятные записки…» обсуждали в крупнейших политических и литературных журналах, а спустя два года после публикации книгу перевели на английский, и вплоть до ХХ века регулярно переиздавали.

Спустя год после выхода «Памятных записок…» британский физик Джон Робинсон выпустил труд под названием «Доказательства тайного заговора против всех религий и правительств Европы», повторяющий большинство заявлений Баррюэля. Обе книги вызвали мощную волну обсуждений и подражаний.

И Баррюэль, и Робинсон не старались разграничить информацию о масонах, иллюминатах и других тайных обществах. Чем популярнее становились книги, тем отчетливее вырисовывался единый образ заговорщика, в котором слились все отрицательные черты.

Поскольку масонство было самым старым и известным течением и имело представительства во многих странах Европы, этот образ в сознании европейцев прочно связался именно с масонством.

Еще одно явление, которое повлияло на репутацию масонов – антисемитизм. Масоны в своих ритуалах и обсуждениях часто обращались не только к ветхозаветной символике, но и к истории и символике каббалы, мистического течения в иудаизме.

Поэтому массовое сознание связало между собой иудеев и масонов. Так исторически сложившееся негативное отношение к иудеям отчасти отразилось и на масонстве.

Наследники аббата Баррюэля

Современные теории заговора повторяют многие положения книги Баррюэля и высказывания антисемитов XIX и XX веков.

Например, читаем в книге экономиста и публициста Олега Платонова «Россия под властью масонов», вышедшей в издательстве «Русский вестник» в 2000 году: «Масонство во всех его проявлениях – тайное преступное сообщество, преследующее цель достижения мирового господства на началах иудаистского учения об избранном народе. Русская Православная Церковь всегда осуждала масонство, справедливо считая его проявлением сатанизма. <…> Масонство всегда было злейшим врагом человечества, тем более опасным, что пыталось свою тайную преступную деятельность прикрывать завесой лживых рассуждений о самосовершенствовании и благотворительности. <…> Масонское влияние было одним из главных факторов во всех войнах, революциях и великих потрясениях XVIII–XX веков».

]]>]]>

В своей книге Платонов утверждает: «Обычный масонский ритуал в наше время отходит на второй план. Большая часть “масонской работы” осуществляется уже не в традиционных масонских ложах, а в различных закрытых организациях масонского типа».

К этим организациям автор относит в том числе и ПЕН-клуб, международную правозащитную организацию, объединяющую писателей, поэтов и журналистов.

Публицист делает множество крайне смелых заявлений. Как и аббат Баррюэль в конце XVIII века, он смешивает множество понятий в единый образ заговорщика. Платонов соединяет понятие «масонской ложи» с расплывчатыми определениями «закрытых организаций масонского типа» и «мировой закулисы» и утверждает, что российских масонов финансирует ЦРУ.

Также он заявляет, что масоны стоят за обвальным падением рубля в 1994 году («Черный вторник») и несколькими войнами конца ХХ века.

При этом Платонов не приводит доказательств своих утверждений. В списке литературы, использованной при подготовке книги, всего 21 источник, из них 15 – публикации в СМИ. Также в списке знаменитая книга Нины Берберовой «Люди и ложи», написанная для широкого круга читателей, и всего два документа из архивов.

Один из оставшихся источников озаглавлен так: «Материалы специальных аналитических разработок (по данным внутренней масонской информации)». Платонов не приводит ни автора, ни выходных данных «специальных аналитических разработок».

На такие «неназванные источники» автор ссылается неоднократно. Книга претендует на высокий уровень анализа сложнейших политических проблем, но при этом не использует в качестве источника ни одной научной работы.

Ежегодно в России и за рубежом выходят сотни книг о теориях заговора, построенных по той же схеме: вольное смешение понятий, не подкрепленные фактами громкие заявления, отсутствие научной базы.

Так кого же бояться?

Образ масона-заговорщика активно используется по всему миру. В 2007 году американец Эдвард Льюис Браун призвал сограждан не платить федеральный подоходный налог – по его мнению, за повышением сбора стояли масоны и иллюминаты.

Без «вольных каменщиков» не обходятся многие популярные во всем мире теории заговора. Масонов обвиняют в убийстве Джона Кеннеди, фальсификации фотографий с Луны и сотрудничестве с рептилоидами. Абсурдность этих идей не мешает их популярности.

Марина Птиченко говорит: «Я думаю, что обществу, наверное, просто нужна вера в какую-то легенду, нужен образ врага, потому что действительность отличается от наших представлений о том, как должно быть».

Задачи и цели масонства.

Конечный идеал масонства.

На пути к утверждению масонского Эдема на земле стоят религия, нация и монархические государства. Эти исторические установления мешают соединить все нации в один союз, а отсюда неизбежность борьбы с ними.

К разрушению церкви, нации и монархии масонство подходило постепенно, осторожными шагами, подготовляя общество к более решительным мерам и действиям.

Но борьба против церкви и духовенства не прекращалась никогда, даже и в эпоху строительных корпораций.

«Братство везде восставало против испорченности духовенства и во многих случаях расходилось даже с католическим учением. Так в церкви святого Зебальда в Нюрнберге изображены были монах и монахиня в неприличной позе. В Страсбурге, в верхней галерее, против кафедры изображены были свинья и козел, которые несли как святыню спящую лисицу: за свиньей шла сука, а впереди шествия медведь с крестом и волк с горящей свечей, осел стоял у престола и служил мессу. В Брандербургской церкви лисица в священническом облачении проповедует стаду гусей. В другой готической церкви иронически представлено нисхождение Святого Духа. В Бернском соборе в изображении Страшного Суда помещен и папа и т. п.»

Строительные ложи всегда были верным убежищем для людей свободомыслящих и преследуемых церковным фанатизмом. Строительные корпорации давали приют всем еретикам, преследуемым католической церковью, как-то: катарцам, альбигойцам, вальденцам и пр.

В кодексе масонских уставов и традиций, так называемой «Новой Книге Конституций», составленной в 1721 г. пресвитерианским пастором и доктором, богословом Андерсоном, в 1-м параграфе сказано:

«В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии, какова бы она ни была, но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех: это та всеобщая, всех людей объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем не называлось наше вероисповедание и какие религиозные догматы не отличали нас от других людей. Верность этим началам превратить масонство в объединяющий центр поможет ему связать узами дружбы людей, доселе бывших друг другу чужими».

Все почти без исключения философы двух последних столетий, вышедшие из тайников внутреннего масонства, с неописуемым ожесточением и ненавистью писали против христианской религии. Эти писания «великих» философов, как Локк, Вольтер, Дидро и других, распространяли в обществе рядовые масоны.

«В течение двух веков, — пишет Нис, — во всех пунктах земного шара члены лож находились во главе борцов за торжество идей политической свободы, религиозной терпимости, соглашения между народами; не раз самые ложи втягивались в борьбу; наконец, и по своим основным принципам, масонство есть противник заблуждения, злоупотребления, предрассудков».

В начале борьба с религией велась осторожно. О свободе совести масоны говорили лишь в своем кругу, подготовляя будущих борцов против религии и церкви.

«Для проведения своих идей путем печати, — пишет Соколовская, — они выбирали чужие мысли, чужие статьи, вполне соответствующие их воззрениям и повторяя их, укрываясь за других авторов, содействовали масонской пропаганде».

Чтобы иметь лучший успех, масоны поддерживали различные секты и вольнодумцев в области религиозной. Под видом широкой веротерпимости вносились ереси и расколы в христианскую церковь. Реформация на западе и протестантство тесно связаны с масонством и имеют корни своего происхождения в масонстве.

Словом, история масонства — это есть история борьбы с религией и церковью, главным образом христианской, словом и действием.

Эта борьба в новое время вылилась в определенное отрицание религии и церкви.

В борьбе против церкви масонство видит свою главную заслугу перед человечеством, ибо разрушая «предрассудок», оно тем самым подготовляет почву для лучшего будущего.

«Оно (масонство) более чем какое-либо учреждение содействовало усилению значения общественного мнения и возложило на него миссию контроля. Оно работало в пользу признания прав гражданской власти, оно проповедовало терпимость в религиозных вопросах и настаивало на мирском характере государства. Оно последовательно вело борьбу за удаление из всех правовых норм и юридических проявлений религиозного элемента, этого прямого наследника магического элемента, преобладавшего в первобытных обществах».

Современное масонство осталось верным тем принципам, которые были провозглашены «Великой Революцией 1789 г.» Основные линии его программы остались неизменными — это борьба с религией и церковью, религиозной моралью, семьей и национальным государством и перевоспитание общества на масонских принципах.

«Общество, — пишет Гирам, — делилось на два лагеря, две церкви, две группы. Одна, более обширная, доминирующая в прошлом, доминирующая еще и сейчас, состоит из «верующих людей», другая, менее значительная, состоит из «рационалистов». Первые слепо веруют, вторые все подвергают критике разума. Первые высказываются за единоличную власть, за олигархию, за авторитарное начало в политике и социальной экономии, вторые за демократию и либеральную реформу в политической области, за прогресс в области социальной экономии. Вся история цивилизованных европейских народов проникнута этой «борьбой»; ей мир обязан идейным прогрессом».

Отсюда масонский вождь делает решительный вывод:

«Масонство, чуждое мистицизму, отрицает авторитарное начало; глубоко-рационалистичное не есть только определенная общественная ассоциация. Масонство есть противо-церковь, противо-католицизм, церковь еретиков, скептиков, церковь свободной мысли». И Гирам кончает заявлением, совершенно парализующим принципиальные утверждения мира, братства и терпимости:

«Борьба против церкви кончится, когда отделение церкви от государства станет свершившимся фактом, когда церковь станет частной общиной, тогда масонства направит свои главные усилия на воспитание философское, политическое своих членов, находящихся в пренебрежении сейчас, когда борьба отодвинула на задний план все другие заботы».

Внешняя церковь не признается масонством за церковь, за божественное установление: война с догматами церкви и составляет основную обязанность масона, война с «религиозным деспотизмом», «предрассудком» и гасителем света в лице представителей церковной иерархии.

Идея отделения церкви от государства и превращения церкви в частный союз, являющаяся центральным пунктом программы либеральных и социалистических партий, вышла из масонских лож.

Отвергая Бога, христианство, христианскую церковь и христианскую мораль, масонство создает новую религию — религию гуманитаризма, совершая замену Бога человечеством.

«Мы больше не можем признавать Бога, как цель жизни, мы создали идеал, которым является не Бог, а человечество».

«То неоценимое благо, которое человечество завоевало и мы должны прежде всего охранять, это мысль, что нет священной истины…, что всякая истина, которая исходит не от нас, есть ложь; что тайный мятеж должен сопровождать все наши утверждения и мысли; что даже если бы идея Бога приняла осязательную форму и сам Бог в видимом образе появился над толпой, то первой обязанностью человека было бы отказать ему в повиновении и отнестись к нему, как к равному, с которым можно вести переговоры, а не как к несносному Господину, которому должно подчиняться. В этом весь смысл, величие и красота нашего масонского учения».

Масоны проповедают новую религию и новую мораль.

«Для счастливой жизни, — писал еще в 1720 г. Джон Толланд, — достаточно одной добродетели: она сама является своей наградой».

«Нам необходимо выработать мораль, способную соперничать с моралью религиозною».

В одном из своих циркуляров Совет Великого Востока напоминает ложам, что масонство питает притязание создать новую мораль, превосходящую мораль и христианства и стоицизма:

«Эта новая нравственность заключается в проповеди альтруизма или, как любят говорить масоны, солидаризма».

Отвергая положительную религию и восставая против влияния церкви на государственную и национальную жизнь, масонство враждебно настроено к монархическому государственному устройству народов и их национальному своеобразию.

Монарх, опирающийся на определенное религиозное сознание народа, по мысли масонов, не может жить в мире с другими нациями.

Монархический образ правления, с масонской точки зрения, неизбежное зло и терпим лишь до установления более совершенного строя республиканского. Носители монархической власти — враги масонства, тираны, более страшные, нежели церковь.

Масонская идея равенства исключает монархию:

По учению масонов, все члены общества есть братья и ни язык, ни звание, ни состояние, ни богатство не делает между ними различия.

Не будь породой здесь тщеславен,

ни пышностью своих чинов;

и нет ласкающих рабов;

у нас и царь со всеми равен

сердец масонских не прельщает

ни самый блеск земных царей,

нас добродетель украшает

превыше гордых всех царей,

— поется в одной масонской песне.

Масонство может примириться, при том временно, с ограниченной властью монарха; идеал его достижений — демократическая республика.

Идея демократии, нашедшая свое определенное выражение в учении английского масона Локка, получила дальнейшую разработку у французских «просветителей» — идеологов революции 1789 г., которые, как известно, все принадлежали к масонам. Масоны Вольтер, Дидро, Монтескье и, наконец, Ж.Ж. Руссо на опыте утверждали демократическую идею и своей работой создали демократическое движение во всем мире.

Знаменитая формула: Свобода, Равенство и Братство — это хартия политической свободы — чисто масонское произведение.

«Декларация прав человека» была составлена масоном Томасом Джефферсоном (впоследствии президент в Америке) при участии масона Франклина и объявлена на конгрессе колоний в Филадельфии в 1776 году.

Идея народовластия и народоправства (пресловутый «суверенитет народа») и теория разделения властей — все это зародилось в масонских головах и из масонских лож широко распространилось по всему свету.

Ближайшая задача масонства — захват в свои руки политического влияния и власти и перевоспитание общества на новых началах. Масонство должно охватить все сферы человеческой жизни в современных государствах. Религия, государство, политика, семья, школа, армия, общественный строй, наука, искусство печать, промышленность, международные отношения и так все это перестраивается масонством на новый лад.

Масонство стремится разрушить все старое, уничтожить все существующие устои и на развалинах прошлого построить новое масонское царство.

Руководящими принципами масонской деятельности являются атеизм и космополитизм.

Цель масонства разрушение христианской культуры и замена ее масонским миром, основанным на атеизме и материализме.

Человечество выше отечества — вот весь сокровенный смысл масонской премудрости.

Масонство должно зачеркнуть прошлое народов. Оно должно создать международное движение, следствием которого будет Вечный Мир и восторжествуют идеалы свободы, равенства и братства между народами, населяющим вселенную.

Путь к достижению этой священной для масонства цели — перевоспитание человеческих обществ в масонском духе, активная борьба с религией и национализмом, революция.

Народ в представлении масонов только средство для создания всемирного масонского государства:

«Народ всегда несдержан и груб, — это быки, которым нужны — ярмо, погонщик и корм», — говорит масон Вольтер, идеолог «великой французской революции».

«Народ больше всего ценит силу» — вторит ему знаменитый масон Гёте.

«Для них, что день, то праздник настает.

С плохим умом, с большим весельем в мире

они кружатся в танце круговом,

точь в точь котята за хвостом,

им только бы был кредит в трактире,

да не трещала б голова:

так все им в мире трын-трава»,

— заканчивает свою характеристику «царственной демократии» масон Гёте.

Девиз масонства:

«Через национальные революции и разрушения исторически сложившихся государств к революции интернациональной и созданию масонского сверх-государства».

«Масонство, которому история обязана национальными революциями, сумеет произвести и самую крупную, т. е. интернациональную революцию» (Официальный бюллетень Великой Ложи в 1902 г.).

«Предстоящая интернациональная революция будет творением масонства» (Конвент Великой Ложи 1922 г.).

Идея всемирной масонской республики никогда не умирала среди масонов.

В небольшой книге, озаглавленной: «Четыре масонские речи, только для верных братьев. Для тщательного сбережения. Краузе, Дрезден. 18-го февраля1809 г.», вот, что пишет Краузе, знаменитый масон, на стр. 61 — 62:

«Величайшая заслуга государства была бы соединить все народы в одно государство… но, всестороннего, гармонического довершения человечества было бы напрасно ожидать от церкви и государства, потому что жизнь человеческая может быть осуществлена лишь в союзе, которого надежнейший зародыш находится в братстве вольных каменщиков».

«Если масонство будет закончено, если оно будет жить, в сердцах людей, если его сила наполнит все земное, тогда только царство человеческое состоится во истину, небо будет на земле».

А страница 77 — я гласит:

«И тогда только строение может удастся во всем своем объеме, когда будет единая ложа во всей земле… Ибо масонство всеобщее, как ясно сказано в древнейшем объяснении Ритуала».

В 1848 г. 4 ноября масон Виктор Гюго в заседании Законодательного Собрания заявил: «Французский народ заложил среди старого монархического континента начало, фундамент колоссального здания, которое будет называться Соединенными Штатами Европы».

В 1884 г. «Альманах франк-масонов» говорит о том счастливом времени, когда «республика будет провозглашена в Европе под названием Соединенных Штатов Европы»

В июне 1917 г. масонство союзных и нейтральных стран организовало в Париже съезд, одной из главных задач которого, по словам его председателя Карно, было:

«Подготовить Соединенные Штаты Европы, создать сверх-национальную власть, задачей коей будет разрешение конфликтов между нациями; агентом пропаганды этой концепции мира и всеобщего благополучия будет масонство».

Идея Лиги Наций, как зародившаяся в недрах масонства, является только этапом к достижению поставленной мировым масонством цели создать сверх-государство, ибо, по словам итальянских масонов, «конечная цель, к которой в течение стольких веков стремится масонство, есть освобождение человечества от всякого морального, религиозного, политического и экономического порабощения».

Конечный идеал масонства есть организация сверх-государства в виде мировой атеистической республики.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *