Содержание
Этнограф – кто это, что за профессия
Этнограф – человек, профессионально занимающийся этнографией, изучающий обычаи, культуру, искусство, религию различных народов и этнических групп.
Профессия этнограф
Этнографы, как правило, специализируются на изучении какой-то определённой этнической группы – отдельной народности или группы народов, племени и т.д. Они изучают все аспекты жизнедеятельности данного народа. Научная деятельность этнографа сводится к следующим видам деятельности:
- Изучение фактического материала, документальных данных о народе, выбранном в качестве объекта для изучения.
- Непосредственное общение с представителями народности, взятие у них интервью, наблюдение за их бытовыми, культурными, религиозными особенностями.
- На основе общения с представителями изучаемого народа и личных наблюдений этнографом составляются научные отчёты, публицистические заметки, фото и видеорепортажи.
Местом работы этнографов бывают следующие учреждения и организации:
- Научно-исследовательские институты.
- Учебные заведения соответствующей специализации.
- Специализированные печатные и интернет издания, телеканалы, радио.
- Туристические фирмы и агентства.
Перечень обязательных профессиональных навыков этнографа выглядит следующим образом:
- Знание истории, как общей, так и непосредственно изучаемого народа.
- Предварительное знакомство с его обычаями, менталитетом, мировоззренческими и религиозными особенностями этноса.
- Знание языков исследуемого народа.
Также для этнографа желательно иметь познания в ряде смежных специальностей:
- Начальные познания в журналистике и публицистике.
- Культурология.
- Филология и языкознание.
- География.
Таким образом, этнограф является узким специалистом гуманитарной направленности, специализирующимся на изучении и сохранении культурных традиций определённых народов, племён и субэтнических групп.
Этнография как наука
Чтобы стали более понятны направления деятельности и особенности профессии этнографа, следует подробнее разобрать, какими вопросами и проблемами занимается этнография как наука.
Слово «этнография» происходит от двух древнегреческих слов: «этнос» – народ, и «графио» – описывать. То есть, этнография, это наука, изучающая и описывающая народы, племена и прочие этнические группы. В область изучения данной науки входит широкий спектр вопросов, касающихся изучаемого народа:
- Этногенез – происхождение этнической группы, время её образования, какие народы и племена являлись предками этого народа, отношения с соседствующими народами.
- Состав – структурные подразделения, существующие внутри этноса (племена и роды).
- Расселение – территория, которую занимает народность в настоящее время и какую занимала в прошедшие исторические времена.
- Культурные и бытовые особенности этноса, позволяющие твёрдо установить его уникальность, отличие от соседних и родственных этнокультур.
- Духовная и материальная культура, традиции, фольклор, религия и т.д.
История возникновения
Основы этнографии в России были заложены ещё во времена Петра Великого, повелением которого в Санкт-Петербурге была основана кунст-камера, в которой, среди прочих «диковинок и редкостей», коллекционировались предметы культур экзотических народов. Сейчас основанная Петром кунст-камера именуется Петербургским музеем антропологии и этнографии.
Как отдельная научная дисциплина, этнография появилась во второй половине 19 веке. В числе основоположников отечественной этнографии и антропологии следует особо упомянуть выдающегося русского путешественника Н. Миклухо-Маклая, посвятившего свою жизнь изучению обитателей Новой Гвинеи.
Основатель российской этнографии, Николая Харузин определил задачи новой науки следующим образом:
- Изучение быта и культуры исследуемого народа.
- Установление путей его исторического развития и формирования.
- Поиск общих закономерностей развития, свойственных для всех этнических групп на начальных этапах их становления.
В конце19 – начале 20 вв. за новой наукой в России закрепилось наименование «этнография», в то время как в странах Запада она чаще именовалась антропологией («знание о человеке») и этнологией («знание о народах). В российской и советской науке прочно закрепилось наименование «этнография», вплоть до 1990-х годов, когда официально, решением руководства РАН, единое научное направление было разделено на два направления – антропологию и этнологию. Данное решение вызвало множество споров и протестов среди научных сотрудников, но большинством голосов это разделение было всё же утверждено.
Научная методика
Главным методом этнографии как науки, с момента её зарождения и до наших дней, остаётся непосредственное изучение и наблюдение культурно-бытовых особенностей народов, ареалов их расселения, анализ взаимоотношений внутри групп (племён, родов, семей) и отношений с окружающими этносами.
Значительную роль в изучении народов играют различные письменные и документальные источники, исторические сведения. В них учёные-этнографы черпают неоценимые сведения о культурном развитии и этногенезе исследуемого этноса.
Все методы исследования в этнографии можно условно разделить на:
- Полевые или экспедиционные, связанные с выездом в места проживания изучаемых народностей.
- Стационарные, или камеральные – изучение собранного материала, его систематизация и обобщение.
Совокупность вышеперечисленных методов позволяет получить полную картину относительно этнографических данных изучаемых этнографических групп.
1. Этнография как наука. Предмет, объект, задачи исследования
Слово «этнография» происходит от «этнос» — племя, народ и «граф» — описание.
Этнография — это наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение. Этнография связана с другими науками, как с гуманитарными, так и с естественными.
Объекты исследования:
— народы, этносы;
— историко-культурные общества в прошлом и настоящем.
В этнографии предмет исследования — это комплексное изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира в прошлом и настоящем.
В этнографии существуют различные направления исследований:
— палеоэтнография — реконструкция культурно бытовых особенностей по археологическим материалам;
— этногенез — изучение процесса формирования народов;
— этническая история, демография;
— картография — методика фиксации этнических и этнографических процессов в картах;
— этническая экология – изучение процессов взаимодействия этноса с природной средой;
— этносоциология; этнопсихология; физическая антропология…
2. Методы и источники исследования в этнологии
Классификация источников:
1. По типам:
— вещественные – любые реально существующие предметы (одежда, пища, утварь);
— письменные – любые материалы, письменно зафиксированные (исследования и описания ученых, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты…);
— изобразительные (картины, фотографии, наскальная живопись);
— устные или мемораты (рассказы о жизни).
2. По видам:
— фольклорные;
— статистические;
— материалы делопроизводства;
— этнографические описания;
— материалы исследования других наук (археологические, этнолингвистические…).
3. По методам:
Метод – способ получения материала и его последующей обработки.
Основным является метод полевых экспедиционных исследований.
Метод сбора материала:
— опрос, интервьюирования;
— непосредственное наблюдение;
— аудиофиксация и видеофиксация;
— выборка и анализ статистических и архивных источников.
Методы обработки:
— описание;
— историко-сравнительный;
— историко-генетический;
— историко-типологический;
— структурно-типологический;
— структурно-функциональный;
— семиотический;
— системный подход;
— математико-статистический;
— социологический (анкетирование);
— картографирование.
3. Развитие этнографии как науки
2. 13-сер. 15 вв. – оживление интереса к культуре других народов из-за нашествия монгольских племен.
Плано Карпени: путешествие в Среднюю и Центральную Азию для заключения дипломатических договоров. Марко Поло: путешествия в Центральную, Восточную и Южную Азию.
1. сер. 15 — сер. 17 вв. — Эпоха Великих Географических открытий.
Плавание Христофора Колумба, Васко да Гама, колонизаторские походы Англии, Голландии и других стран; появляются сведения о Московском государстве; расширяются знания европейцев об окружающих народах.
4. конец 17-18 вв. — «Век Просвещения».
В это время организовывалось много экспедиций; появляются сведения об индейцах, народах Австралии и Океании, народах Сибири и Дальнего Востока, появляется интерес к культуре европейского крестьянства. Начинает применяться историко-сравнительный метод исследования (сравнение народов), а также начинает разрабатываться схема всемирно-исторического развития народов мира, где отсталые народы являются первой ступеней.
5. 1 пол. 19 века — бурный рост интереса к культуре европейского крестьянства, рост патриотизма и романтизма. Зарождается мифологическая школа.
— Первое научное направление в этнографии — эволюционная школа (середина 19 века).
Исследования проводились в Англии, Италии, США…
Представители: Джеймс Фрэзер, Адольф Бастиан, Генрих Морган.
Объект исследования эволюционистов:
— человек или общество;
— изучение семейно-брачных отношений;
— изучение первобытных верований и их эволюции;
— периодизация первобытного общества;
— изучение эволюционного хозяйства…
Основные идеи:
единство человеческого рода;
однолинейность развития от простого к сложному;
источником эволюции являются постоянное действие различных сил (принципы естественного отбора, классовая борьба, столкновение противоречий, накопление знаний…).
— Параллельно с эволюц. школой стала развиваться диффузионистская школа.
Центром стала Германия.
Представители: Фридрих Ратцель, Лео Фробениус, Фриц Гребнер.
Объект исследования: культура, как результат взаимодействия народов.
Методы: картографирование, культурных кругов, полевых исследований.
— Начало 20 века — «Фрейдизм» или «психоаналитическая теория».
Представители: Зигмунд Фрейд, Карл Густо Юнг, Рохейм.
Методы: психоанализ для исследования некоторых явлений в человеческой культуре: тотемизма (вера в сверхъестественное родство человека с растением, животным), табу (система человеческих запретов), экзогамия (запрет браков внутри родственной группы), эндогамии (заключение браков внутри родственной группы).
— «Социологическая школа» (конец 19- начало 20 века).
Центром являлась Франция.
Объект исследования: общество. Исследовались вопросы происхождения религии, изучали коллективные представления, выявляли особенности первобытного мышления.
Представители: Эмиль Дюркгейм (основатель), Марсель Мосс, Леви Брюль.
— «Структурный функционализм» (начало 20 века) Центром стала Англия. Представители: Бронислав Малиновский, Радклифф-Браун, Леви-Строс.
Б. Малиновский разработал теорию потребностей, методику включенного наблюдения в полевых условиях, сравнительно-социологический метод, создание социальных институтов. Радклифф-Браун создал направление – социальная антропология. Он разрабатывал сравнительно социологический метод и изучал сеть социальных отношений. Леви-Строс – основатель направления структурализм. Он рассматривал и изучал материалы мифологии и фольклора.
— Американская школа исторической этнологии «Школа Боас» (кон. 19-нач. 20 вв.). Основатель- Франц Боас. В рамках этой школы исследовалась динамика культуры, взаимоотношения человека и культуры.
Позднее стали развиваться Американская этнопсихологическая школа, а с сер. 20 в. – Американская культурная эволюционная школа, неофункционализм.
19 век — становление эволюции в России, как науки. В середине 19 века появляются профессиональные кадры, учреждаются академии наук.
1845 г. – создано императорское русское географическое общество, в котором были отделения географии, статистики и этнографии). Среди теоретических разработок следует отметить концепцию хозяйственно-культурных типов (Левин, Чебоксаров).
4. Этнос. Основные этнические процессы
Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общность культуры, языка и психики, а также самосознанием и самоназванием.
Основные признаки:
— самосознание (отнесение себя к определенному народу);
— самоназвание.
Основной культурный символ – язык.
Типы этноса (на основании качества и характера исторических связей):
1. Племя основано на мнимых или реальных кровнородственных связях. В процессе исторического развития племена объединили для усиления экономической, культурной, идеологической и территориальной связи.
2. Народность основана на территориальных связях.В последующем, с усилением культурных и экономических связей, ликвидируется раздробленность, характерная для народности.
3. Нации формируются в пределах одного государства. Для нее характерны общность экономики, территории, языка, культурной символики и идеологии.
Выделяется определенная иерархия или структура этнических образований.
Суперэтнос (славяне)
Этнос (русские)
Субэтнос (поморы)
Этнофор
Субэтнос – локальные группы.
Этнофор – носитель этнических свойств.
5. Этногенез. Этническая история. Этнические процессы
Этногенез – процесс формирования этноса. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
В этногенезе выделяют три основных составляющих:
1. антропогенез (расогенез) – формирование расовых особенностей;
2. глотогенез — формирование языковых особенностей;
3. культурогенез – формирование культурных особенностей.
Этнические процессы — любые изменения того или иного компонента этноса. Если этнические процессы не изменяют этнос как систему в целом, то они носят название этноэволюционные, а если изменяют самосознание, то они называются этнотрансформационные. Они делятся на этнические объединения и разделения.
6. Расы. Расовая классификация народов мира
Расовая классификация основана на физических отличиях между людьми, которые исторически сложились в различных природно-климатических условиях.
Раса — исторически сложившаяся реальная группа людей, связанных единством происхождением, что выражается в комплексе наследственных, морфологических и физиологических признаков.
К морфологическим признакам относятся форма и строение волос, степень развития третичного волосяного покрова, пигментация кожи, волос и глаз, строение черепа и зубной системы. К физиологическим признакам относят: строение внутренних органов, группа крови др. Выделяются большие, малые, смешанные и переходные расы, и в рамках расы выделяются антропологические типы: европеоидный, монголоидный, негроидный, австралоидный.