Конспект консультации для педагогов «Как правильно провести мастер-класс»

За последние 2-3 года список мастер-классов, которые можно проводить на детских, частных и корпоративных мероприятиях, резко увеличился. Нашим заказчикам стало трудно ориентироваться в этом многообразии, поэтому я решила сделать своего рода классификацию и оформить в виде табличек.

Сразу скажу, что это мое собственное видение и деление мастер-классов на группы, так как именно мне часто приходится консультировать заказчиков и помогать им сделать правильный выбор.

Почему нет описания каждого мастер-класса

Поверьте, я стремлюсь к этому всей душой, но это очень трудоемкий процесс. Если вам понравится какая-то идея, пишите, менеджеры пришлют краткое описание и фотографии работ.

Как узнать стоимость

Многоступенчатые таблицы опубликовать на сайте можно, но при формировании цены учитывается так много факторов, что вам в любом случае потребуется консультация.

Нам нужно знать: количество человек, дату и время, формат мероприятия, наличие рабочих мест, возможность пользоваться электричеством, в некоторых случаях доступ к воде.

Не обижайтесь, если я сразу не могу назвать стоимость вашего мероприятия. Запомнить наизусть цены на 200 мастер-классов с разным количеством участников мне пока не удается.

Какие бывают мастер-классы:

Мероприятия, на которых мы проводим мастер-классы, очень отличаются по формату. Что вам подойдет больше?

По форме организации:

Обучающие
У вас предусмотрены рабочие места для всех участников одновременно. Есть столы и стулья на каждого гостя. Мастер-класс может длиться 60-120 минут. За это время можно создать интересный арт-объект и действительно получить новые знания и навыки, которые потом часто перерастают в хобби.
Заказывают для небольших корпоративов, юбилеев, детских праздников.
Развлекательные (ознакомительные)
Если у вас на мероприятии очень много гостей, и вы хотите создать для них интересные развлекательные зоны, закажите мастер-классы в формате «заинтересовался-быстро сделал-ушел». У стола мастера может одновременно работать 4-5 человек, на работу уходит 10-15 минут, проходимость — 20 человек в час. Иногда и 30.

По возрастным категориям:

Для детей и подростков
Можно организовать занятия с детьми от 4 до 14 лет (в каждом случае подбираются задания по возрасту). Мастера имеют опыт работы с малышами и подростками, помогают сосредоточиться и выполнить сложные манипуляции. Для взрослой аудитории
В этом случае будет показана более сложная техника при создании и декодировании предметов. Больше информации, больше практики, больше самостоятельности

Виды мастер-классов

Напоминаю, это моя личная вольная трактовка и деление на тематические группы. Основано на опыте общения с заказчиками.

Декорирование предметов

Суть: вы получаете некий предмет, который станет в разы прекраснее после росписи, декупажа, покрытия декоративными лаками или приклеивания бусин-перьев-стеклярусов. Это самая большая группа мастер-классов, наберитесь терпения.

Перечислю те предметы, которые вы можете украсить на свое усмотрение:

Бейсболки Флаги Китайские фонарики Банданы Керамическая плитка Гребень для волос Солнечные очки Подсвечники Бутылки Чехлы для телефонов Подставки под кружку Матрешки Галстуки Каски Ободки Круглые камни Зонтики Вееры свечи Фонари со стеклами Стекло и керамика Венецианские маски Футболки и сумки Неоновые футболки Соломенные шляпки Шляпки-вуалетки Деревянные часы Альбомы Валенки Скворечники Пасхальные яйца Фигурки из папье-маше

Художественные мастер-классы

Суть: это рисование, живопись или элементы прикладного искусства, основанные на повторении пошаговых инструкций художника. В результате получается абсолютно новый арт-объект, созданный участниками мастер-классов.

Китайская живопись Эбру Граффити Фоторамки Мраморирование Каллиграфия Витражная роспись Арт-коллаж Батик Бумажная пластика Роспись по дереву Резьба по дереву Чеканка Жостовские подносы Лэмпворк (бусины) Гжель

Созидательные

Суть: вы получаете набор расходных материалов, из которых можно создать какую-либо вещь (собрать, склеить, слепить, сшить)

Бутылочки с пожеланиями Икебана Флористика Пальчиковые игрушки Цветы из ткани Ловцы снов Топиарий Цветы из полимерной глины Дискошар Брелоки Твистинг Квиллинг Декоративный террариум Цветочный шар Техника миллефиори Маски для сна Гончарное мастерство Обложка на паспорт Упаковка подарков Букет из конфет Креативные футболки Ткачество Русская народная кукла Кружевоплетение Теплые чашки Калейдоскопы Капитошка Галстук-бабочка Гелевые свечи Значки Декупаж Мыловарение Бижутерия Валяние из шерсти Фенечки и макраме Бисероплетение Мозаика Плетение из бересты Игрушки из соломы Витражи Тиффани

Вкусные

Суть: это создание или декорирование чего-то съедобного

Декор пончиков Леденцы на палочках Глинтвейн Блины Рисование шоколадом Кейк попсы Печенье с предсказаниями Варенье Чайная церемония Мороженое Пряничный домик Пицца Карамельные яблоки Украшения из марципана Фрэш-бар Карвинг Индийские сладости Пряники глазурью Лимонад Молочный коктейль Смузи Шоколадные конфеты Латте-арт .

К 8 марта

Суть: такие мастер-классы мужчины могут подарить женщинам к Женскому Дню и с удовольствием наблюдать со стороны за их творчеством. Все эти занятия призваны усилить красоту и очарование.

Косметика ручной работы Завязывать платки Макияж Бомбочки для ванны Прически из косичек Парфюмерная сессия . .

К 23 февраля

Мужчины не являются фанатами рукоделия, но я все-таки собрала коллекцию развлечений, почитайте вот эту статью: «Мастер-классы для настоящих мужчин».

Новогодние

Суть: тут собраны мастер-классы, связанные с любимым праздником, хотя новогодним может стать любой мастер-класс, стоит лишь подобрать рисунок для декора.

Елочки из сизаля Мраморирование елочных шаров Объемные снежинки Новогодний венок Снежный шар Игрушки из фетра Роспись новогодних игрушек Елочка из конфет

Роспись тела

Суть: предметом для декора становитесь вы сами, ваши друзья, члены семьи или коллеги

Акварим Тату хной Боди-арт Уроки визажиста

Анимация

Суть: под руководством профессионала вы создаете мультфильм или покадровую съемку для забавного ролика.

Стоп моушен Создание мультфильма . .

Крупногабаритные

Суть: все гости вместе создают один на всех арт-объект

Граффити Общая картина-комикс Мозаика Картина маслом из частей

Как заказать мастер-класс

Позвоните (а лучше напишите) мне и сообщите эту информацию:

  • количество участников
  • возраст участников
  • формат мероприятия (длительность, тематику)
  • опишите помещение, мебель, доступ к электричеству и воде

Снова Праздник
Лицо для контактов: Панасьян Ирина
Напишите мне: irina@snova-prazdnik.ru
Позвоните: +7 (925) 730-88-50

Здравствуйте, меня зовут Анастасия Данилова, я декоратор и педагог, успешно веду творческие мастер-классы с 2008 года. Сейчас занимаюсь собственным творческим проектом — LAVANDA shop.

Узнав о конкурсе публикаций решила принять участие и написать статью, которая давно просилась быть написанной, на мой взгляд, она будет очень полезна мастерам, которые думают о том, чтобы начать вести обучающие занятия. Мне бы такой материал точно пригодился в начале педагогического пути! Было бы совершено значительно меньше досадных ошибок.

Буду рада, если мой опыт вам пригодится.

Как организовать и провести хороший мастер-класс

Рано или поздно, почти каждый мастер задумывается о проведении мастер-классов.

Такая идея может посетить его сама по себе, или же мастер может получить предложение о проведении мастер-классов как от людей, желающих обучиться, так и от учебных и досуговых центров, школ, мастерских.

В этой статье я расскажу об обучающих платных мастер-классах, имеющих отношение к художественной среде. То есть под мастер-классом мы будем понимать обучающее занятие, рассчитанное на заинтересованного в получении знаний и навыков ученика.

Стоит сказать, что в данной статье я не буду разбирать особенности организации бесплатных мастер-классов, так как у них могут быть иные цели, также не буду говорить о развлекательных мастер-классах, столь популярных сегодня, ставших частью корпоративных и семейных торжеств. Они имеют свои особенности и заслуживают отдельной статьи.

С чего начать организацию мастер-класса?

Первое, что стоит сделать, после того, как вы получили предложение о проведении мастер-класса — это серьезно подумать и ответить себе на вопрос: хочу ли я делиться своими знаниями с окружающими людьми?

Почему это важно

Каждый мастер должен помнить, что как только он дает информацию в пространство, ей начинают пользоваться. Это касается не только мастер-классов с учениками, но и мастер-классов в журналах, блогах, на сайтах. Если это обычная справочная информация, которая и так находится в свободном доступе, а не авторская разработка — никаких рисков у мастера нет, так как получить подобную информацию ученик при желании может из другого источника. Но если мастер обладает уникальной технологией или приемами, то рассказав о них, он дает разрешение на использование учениками полученных знаний. То есть надо быть готовым к тому, что после того, как вы обучите других, в мире быстро появятся копии ваших работ, аналогичные мастер-классы и статьи на тему. Это риски и их надо осознавать.

Выбор темы

Если вы приняли осознанное решение делиться с миром своими знаниями и опытом, то следующим шагом будет выбор темы мастер-класса. При выборе стоит определиться с тем, на кого ориентирован ваш мастер-класс. По опыту могу сказать, что основные посетители мастер-классов — это люди далекие от ручного творчества. Готовя мастер-класс для новичков, надо учитывать отсутствие у них, как правило, творческого опыта и художественных навыков. Говоря просто, выбранная вами тема должна быть им по силам. Заранее продумайте, сколько времени понадобится вам на проведение мастер-класса, реально смотрите на вещи, то, что вам кажется простым, человеку далекому от прикладного творчества может оказаться затруднительно. Не ставьте перед учениками сложных задач, таких как рисунок от руки, сложное смешение цветов, выбор композиции.

Если можно подготовьте заранее шаблоны и ограничьте выбор. Понимаю, что это звучит странно, ведь многие мастера хотят дать ученикам максимум, но это не всегда разумно. Представьте, что вы в первый раз пришли на занятие по йоге, и вам за полтора часа предлагают освоить с десяток йоговских поз – ничего себе нагрузочка, согласитесь!

Так и тут, предлагая ученикам сразу несколько тем в одном мастер-классе, вы рискуете их перегрузить, запутать или даже напугать. Взрослые ученики очень требовательны к себе и часто болезненно переживают свои неудачи. Экономьте свое время и силы, и, конечно, время и силы ваших учеников. Помните, что вы работаете в группе, а значит, количество вопросов растет! Удобнее всего давать всем ученикам задачу одинаковой сложности. Ограниченный выбор не значит, что все должны делать одно и то же, хотя и такие мастер-классы есть. Кто-то рисует поле, а кто-то натюрморт — пожалуйста! Главное пусть это будут сюжеты, просчитанные вами, опробованные и не вызывающие у вас лично никаких сложностей и вопросов. Если вы не чувствуете в себе сил работать сразу над несколькими проектами в рамках одного мастер-класса, то установите единую тему для всех учеников.

Покупаем материалы

Когда тема выбрана, пора подумать о материалах: кистях, красках, заготовках для творчества. Посетитель мастер-класса сегодня готов платить за удобство, то есть не надо ставить его перед задачей докупать что-то к мастер-классу дополнительно, если только вы не проводите мастер-класс в художественном магазине, где все нужное есть под рукой.

Но и это в итоге может быть неудобно ученику. Ведь если вы не указали, что материалы нужно покупать отдельно, значит, вы ввели участников в заблуждение относительно конечной стоимости мастер-класса.

Обязательно предупреждайте учеников о необходимости покупки дополнительных материалов, если это предусмотрено мастер-классом. Или включите все материалы в стоимость мастер-класса, подняв цену. Может быть, это сделает его дороже, но однозначно увеличит привлекательность для ученика, ведь ему останется только придти в назначенное время, и никаких дополнительных покупок!

Где покупать материалы выгодно

Покупка материалов на группу может быть накладной, ведь понадобятся материалы на всех. Кисти разных форм и размеров, краски в большом объеме, клей, лак, декоративные материалы, а самое главное, что иметь одну банку краски на пять человек или одни ножницы просто неудобно! Необходимо, чтобы количество материалов и инструментов было рассчитано на количество участников. Помните, что мнение учеников о мастер-классе зависит от нескольких параметров, и один из них – комфорт. Если участники будут ждать своей очереди, чтобы воспользоваться тем или иным инструментом, то их эмоции могут быть самыми неприятными, ведь они пришли работать, учиться, а не сидеть без дела.

Чтобы сэкономить деньги закупайте материалы на оптовых базах, обычно для этого нужны документы юридического лица, если вы сами им не являетесь, то поспрашивайте знакомых, возможно, кто-то согласится оформить договор на свою компанию. Цены на оптовых базах в разы дешевле, чем в розничных магазинах. Вы точно сохраните не одну сотню рублей! Если документов не нашлось, попробуйте включиться коллективную закупку, их проводят такие же мастера как вы, только с оформленным юридическим лицом. Объявления о закупках можно найти на тематических сайтах и форумах для мастеров.

Еще один вариант сэкономить — постарайтесь закупаться в крупных магазинах. Где большой ассортимент, там и цены ниже.

Если такой вариант тоже не подходит, ищите интернет-магазины. Они не платят за аренду торговой площади, и их цены могут быть ниже, чем в обычных магазинах.

В любом случае если, вы не можете купить инструменты в нужном количестве, подумайте об их аренде у других мастеров или мастерских. В конце концов, за аренду тоже можно заплатить, но эта сумма в любом случае будет меньше, чем покупка всего инвентаря.

Сотрудничайте с производителями и продавцами

Для наиболее выгодных цен на материалы ищите варианты сотрудничества с производителями материалов для творчества и оптовыми продавцами.

Можете попробовать договориться с ними о частичном бартере: они вам материалы, вы им рекламу на мастер-классах, отчёты с фотографиями, которые они смогут использовать для продвижения своего товара. Мастер-классы на их выставочных стендах, фото мастер-классы для их сайтов и каталогов. Возможно, вы сможете предложить им и другие взаимовыгодные условия сотрудничества — подумайте об этом.

Удобство и еще раз удобство

Не упускайте из виду такие, казалось бы, мелочи, как сухие и влажные салфетки, чтобы вытереть руки или рабочее место, защитные фартуки, если предстоит грязная работа, защитные перчатки, ведь некоторые дамы очень дорожат своим маникюром. Общее впечатление складывается из мелких, но очень важных деталей. Таких как питьевая вода в свободном доступе и туалетная бумага в туалетной комнате. И это не шутка! Поставьте себя на место учеников, и вы многое увидите иначе.

Еще одна очень важная деталь любого мастер-класса, о которой частой забывают – аптечка. В ней должно быть только самое необходимое, но оно должно быть у вас под рукой. Учтите, ваши ученики неопытны, они могут порезаться ножницами или макетными ножами, обжечься, занозить руку и т.д. Их безопасность на мастер-классе — ваша ответственность.

И берегите себя!

Стоит помнить, что мастер-класс оценивают все-таки двое его участников – ученик и учитель. Ошибочно считать, что мастер-класс хороший, если довольны только ученики. Конечно, важно, чтобы те люди, ради которых мастер-класс проводится, были им довольны, но не менее важно, чтобы были довольны вы.

Не перегружайте себя! Особенно если вы ведете мастер-классы впервые, и вы не педагог по профессии. Говорить и показывать в течение полутора и более часов сложно без подготовки, тем более, если у вас группа новичков. Определите для себя комфортное количество обучающихся. Их должно быть столько, чтобы вы могли каждому уделить внимание. Так что о группе в 20 человек можете забыть! 4-5 учеников для начинающего мастера-педагога – это предостаточно. С опытом вы сможете увеличить это количество, но не берите на себя слишком много. Преподавание – энергозатратный процесс. А ученики отлично чувствуют, когда вы не справляетесь.

Цените себя, свои знания и свое время. Настоящий мастер знает, сколько стоит его время. Если вы еще не определились, то момент настал! Не работайте за копейки, назначайте цену за мастер-класс адекватно вашим затратам. Все стоит денег: и материалы, и аренда, и то, что вы можете дать. Но при этом помните о самокритике. Увы, сегодня рынок обучающих занятий переполнен слабыми с точки зрения знаний и навыков мастер-классами. Громкое название, а за ним вчерашний ученик, который не может объяснить, показать, ответить на вопросы. Ученики разочаровываются и теряют интерес к теме. Будьте честны перед собой и самое главное перед учениками, не беритесь за то, что вы не сможете сделать качественно.

Помещение для мастер-класса

Если вы решили провести мастер-класс и уже определились с темой и приобретением материалов и инструментов, то самое время решить, где вы проведете этот мастер-класс. Конечно, если вы планируете проводить его в собственной квартире, то вопрос практически решен. НО, лично я рекомендую вам всерьёз подумать о целесообразности такого выбора. Во-первых, подумайте, будет ли вам комфортно, когда у вас дома появятся незнакомые люди, не будут ли вас отвлекать домашние дела и заботы (дети, мужья, жены, животные, городские звонки), во-вторых, будет ли удобно вашим ученикам. Не многие хотят оказаться на чужой территории, имейте это в виду. Хотя это и самый бюджетный вариант, но он же и самый неудачный, конечно, если вы не живете в отдельном доме с собственной мастерской. Но даже, если это так, подумайте о ее расположении. Многие ученики хотят обучаться недалеко от дома, работы или в центре города, там, куда легко добраться.

Другой вариант, и он самый подходящий — проведение мастер-класса на нейтральной территории.

Сейчас уже довольно много предложений на рынке аренды помещений, которые могут быть рассмотрены вами. Масса учебных, тренинговых центров, мастерских и офисных зданий, интерьерных лавок, художественных магазинов – выбирайте, что душе угодно! Конечно, наиболее дорогими будут предложения об аренде помещения в центре города, оно и понятно, ведь это удобно. Даже на очень интересный мастер-класс, если он будет на окраине поедут единицы, учитывайте это.

Вариант «ближе к дому» может быть популярен, если вы подключаете рекламу в вашем районе и сотрудничаете с учебными и досуговыми центрами района, дворцами и домами культуры. Они, кстати, могут быть заинтересованы в предоставлении вам помещения на постоянной основе. Возможно, вам даже предложат открыть свою студию или мастерскую, или вы можете сами обратиться с таким предложением к администрации.

Арендуем помещение

При обсуждении вопроса аренды не стесняйтесь выяснять все интересующие вас детали:

— удаленность от метро или другого транспорта,

— возможность свободного подъезда на автомобиле,

— размер помещения,

— наличие мебели и электрических розеток,

— уровень освещения,

— состояние и наличие санузла и т.п.

Лучше задать все эти вопросы при первом же звонке.

А также попросите выслать фото сдаваемого помещения. Таким образом, вы сразу выявите неподходящие варианты, ведь ваше время не резиновое, осмотреть все помещения лично очень сложно. Помните, что все арендодатели очень любят приукрашивать собственное предложение, их задача, во что бы то ни стало сдать вам помещение. Но вы не обязаны соглашаться на первое же, ваше право выбрать лучшее. Будьте бдительны, если арендодатель начинает юлить, не отвечает конкретно, даёт размытые ответы, стоит задуматься, даже если он предлагает вам хорошую цену. Смотреть помещение перед мастер-классом необходимо, в том числе, если продавец легко отвечает на вопросы, и если вам понравились присланные фотографии.

Случай из моей практики: при переговорах арендодатель прислал фото помещения, которое мне подходило, на деле же оказалось, что это фото совсем другого помещения, и арендодатель просто взял его из интернета.

Оплачиваем помещение

К вопросу оплаты отнеситесь серьёзно, выясните детали: как и когда надо производить оплату. Заранее в форме аванса, прямо перед мастер-классом или после него. Некоторые арендодатель могут попросить аванс, чтобы забронировать за вами помещение, отнеситесь к этому с пониманием, ведь им тоже нужны гарантии.

Но чтобы вам не предложили всегда полезно заключить хоть какой-то письменный договор, пусть он будет составлен в произвольной форме, написан от руки, но в результате у вас должен оказаться подтверждающий оплату аренды документ.

Если арендодатель не готов вам дать расписку, уточните почему. Иногда люди просто бояться подписывать какие-либо документы. Однако это может быть и плохим знаком: в некоторых случаях помещение арендодателем сдаётся незаконно. Представьте возможные последствия такой сделки. Лично я бы не советовала вам на неё соглашаться.

Вопрос аренды лишь на первый взгляд кажется простым. Но решить его придётся, и лучше подойти к этому ответственно. Поспрашивайте знакомых мастеров или обратитесь к форумам, где мастера снимают и сдают помещения для мастер-классов, возможно, там вы найдете подходящий вам вариант.

Поделитесь ответственностью

Конечно, есть хороший и очень удобный способ избавить себя от подготовительной суеты — доверить организацию вашего мастер-класса специалистам. Это могут быть специальные учебные или досуговые центры, которые возьмут на себя всю подготовительную работу, если вы и ваш мастер-класс их заинтересуете.

Получив такую поддержку, можете быть уверены, что подготовка пройдет на совсем ином уровне!

Администратор будет принимать звонки, формировать группу, вести запись. Вам же останется только координировать его работу. Такое сотрудничество выгодно еще и потому, что большинство учебных центров уже имеют клиентскую базу, а стало быть, группы ваших учеников могут собираться быстро и регулярно. Конечно, придется поделиться заработком, но оно того стоит. Найдите приемлемый для себя вариант оплаты процентов учебному центру или частному администратору, и вы разгрузите себя, освободив время на творчество и общение с учениками.

Сотрудничество с учебными центрами также решит вопросов уплаты налогов, если они заключат с вами трудовой договор и будут проводить мастер-классы через свою кассу. Иначе вы будете вести незаконную коммерческую деятельность. Для разовых мастер-классов это возможно и не страшно, вряд ли налоговая служба заинтересуется вами, если вы проводите один мастер-класс в месяц на пять человек. Но если вы хотите заниматься обучением регулярно, и количество учеников будет расти, то стоит подумать о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и оплате патента на обучение – специальный документ, который оплачивается раз в год и дает вам право вести репетиторскую деятельность законно.

Однако сотрудничество с учебным центром может оказаться более выгодным, учитывая то, что индивидуальный предприниматель обязан сам оплачивать свои страховые взносы. При заключении трудового договора это делает работодатель.

Ученики

Итак, вы все продумали и просчитали, вы готовы провести мастер-класс, но достаточно ли желающих его посетить? Если вы известный мастер или имеете договор с учебным центром, то, скорее всего, у вас будут ученики, и вам не придется ломать голову, откуда их взять. А если все-таки у вас нет очереди желающих и нет договоренности ни с одним учебным центром, то подумайте серьезно, а имеет ли смысл ваша затея? Ведь если нет учеников, то нет и дохода. Покупка материалов стоит денег, арендную плату вы заплатите в любом случае, даже если у вас будет 1, а не 10 учеников, ведь арендодателю все равно, он сдает вам все помещение, а не квадратный метр.

Так что я рекомендую вам заранее подумать о том, откуда придут ваши ученики.

Найдите свою работающую схему привлечения людей на занятия – реклама в интернете, периодических изданиях вашего профиля, на тематических выставках. Но помните, если нет спроса, то и предложение не нужно.

На финишной прямой

Итак, когда вы решили все вопросы с выбором темы, покупкой материалов, арендой помещения и учениками. Все организовано и работает как часы. Считаете, что это слишком сложно, и поэтому невозможно? Это не так! Да, процесс подготовки имеет сложности, и, безусловно, есть риски, но даже при очевидных минусах проведение мастер-классов для мастера – это возможность хорошо заработать. Много людей желает научиться делать красивые вещи своими руками, и их больше, чем тех, кто хочет ими просто обладать. Мастер-классы, особенно регулярные — это постоянный источник доходов, он может помочь мастеру зарабатывать в те месяцы, когда уменьшаются продажи. А в некоторых случаях постоянные мастер-классы могут обеспечить мастеру такой доход, что не будет необходимости выполнять штучную работу, разве что на заказ или для души.

В конце хочется сказать, что помимо чисто коммерческой выгоды мастер-классы могут обеспечить мастеру узнаваемость и определённый статус, а накопленный практический опыт со временем может лечь в основу книги, а может быть и не одной. К примеру, так было у меня. Ну, и общение ученика с учителем при правильной организации учебного процесса может доставить обоюдное удовольствие. С некоторыми своими учениками я общаюсь до сих пор, вижу их успехи и радуюсь им, ведь так приятно осознавать, что ты кому-то дал возможность творчески реализоваться.

Спасибо за внимание! Удачи в творчестве!

Анастасия Данилова

Поскольку сейчас стало модно быть организатором разного рода семинаров, конференций и мастер-классов, но для многих это занятие новое и организацией они занимаются впервые, чтобы уменьшить количество набитых шишек, я попросила организатора фото-фестиваля «Альтернативы» Алексея Попова поделиться опытом и написать для хабралюдей небольшое техническое руководство по организации и проведению мастер-классов (кому интересно, могут почитать и хабратопик о фестивале).
Здравствуйте, уважаемые хабрапользователи!
В этой статье не будет написано, как найти команду, придумать темы для мастер-классов и договориться с ведущими, где и за сколько арендовать помещении и технику, и где взять деньги на организаторскую часть – представим, что всё это у вас есть.
Эта статья — скорее обобщенный алгоритм по проведению мастер-классов, семинаров, открытых лекций и других подобных мероприятий, расчитанных на аудиторию от 30 до 300 человек.
Вполне возможно, что у каждого могут возникнуть свои собственные дополнения и уточнения к написанному, но основные моменты должны обобщать процесс подготовки и непосредственного проведения мероприятий.
Основные этапы организации:

  1. Привлечение и оповещение аудитории
  2. Изучение места
  3. Составление списка необходимого
  4. Предварительная подготовка места проведения
  5. Проведение мероприятия
  6. Сбор отзывов и анализ
  7. Послесловие и подведение итогов

1. Привлечение и оповещение аудитории

Любой организатор несет двойную ответственность – во-первых, перед аудиторией за качество мероприятия, и, во-вторых, перед приглашенным лектором или ведущим мастер-класса за количество аудитории. Поскольку первая часть требует написания отдельной статьи, то затронем только вторую часть. Чтобы собрать аудиторию необходимы максимально-эффективные каналы коммуникации. Они должны полностью соответствовать интересам аудитории и легко доносить информацию. Это могут быть афиши, анонсы в целевых медиа, публикации в интернете и прочее. Но к выбору каналов и их использованию необходимо подходить очень ответственно, в частности, при использовании интернет ресурсов, необходимо уважать их правила и не делать анонсов там, где они будут лишними, хотя это же можно применить практически ко всему включая афиши или раздатку.
Не забывайте, что при этом Вы должны контролировать насколько хорошо распространяется Ваша информация – эти данные может дать предварительная регистрация. Замечу, что если Ваше мероприятие бесплатное, то такие данные не могут в точности отобразить количество людей, которые придут на мероприятие, а лишь дадут понимание того, насколько эффективно Вы действуете.
Не менее важным является правильное информирование о времени, месте и программе мероприятия. Не поленитесь нарисовать карту подъезда (в качестве альтернативы можно использовать сервисы онлайн-карт) и описать детально словами как добраться до места проведения, как будто описание адресовалось бы вашей бабушке, живущей в другом городе.
Оправьте письма всем зарегистрировавшимся и можете напомнить им в день мероприятия кратким письмом или звонком, что ждете их прихода.

2. Изучение места

Большинство организаторов не только выезжают на место проведения своего мероприятия за длительное время до мероприятия, но и пытаются получить максимально много полезной информации – площадь помещения, наличие освещения (окон и ламп), схема прохода внутри здания, расположение туалетов, где нужно и можно будет разместить указатели, где есть розеточные группы и их вольтаж. Будет ли нужна дополнительная аппаратура и есть ли она на месте или ее следует заказать отдельно.
Следует тщательно собрать (желательно, чтобы у вас уже было с собой что-то вроде небольшой анкеты) и проанализировать всю информацию о месте. Большим плюсом будет, если вы сможете посетить другое мероприятие, которое будет проходить перед вашим, чтобы осмотреться в обстановке близкой к «боевой». После чего, в соответствии с форматом мероприятия, следует продумать, как будет отформатировано пространство – где будет стоять выступающий, как будут располагаться участники, где разместить аппаратуру, баннеры и стойку регистрации, если они предусмотрены. После чего перейти к формированию списка необходимых средств.

3. Составление списка необходимого

Вот почти стандартный комплект оборудования, которое обычно требуется на мастер-класс:

  • ноутбук (проверить наличие CD/DVD, работу USB портов и работу с проектором);
  • проектор;
  • экран проектора;
  • микрофоны (по количеству одновременно выступающих и, при возможности, хотя бы один запасной). Большим плюсом будет, если микрофоны будут не только беспроводными, но и головными;
  • колонки и необходимые усилители;
  • шнуры питания и удлинители (с запасом);

Если до места проведения сложно дойти, сделайте необходимое число указателей (в идеале человек, подходя к одному указателю должен видеть следующий). Не забудьте взять скотч, кнопки, ножницы или канцелярские ножи.
Если вы хотите иметь данные сколько же точно людей пришло на мероприятие, подготовьте списки зарегистрированных и пустые листы для регистрации. Подготовьте расписание мероприятия, чтобы поместить его на заметном месте. Желательно приготовить пресс-релизы, на случай, если вашим мероприятием заинтересуются.
Предусмотрите возможность зарезервировать несколько сидячих мест для прессы, ведущих, важных гостей, организаторов (а также друзей, знакомых, родственников или тех людей, которые точно придут и вы не хотели бы, чтобы они стояли), для этого сделайте таблички с надписью «Зарезервировано» на сидения.
Не забудьте, что организаторы должны быть заметны и выделаться из всех пришедших – этого можно достичь футболками с надписями (или просто яркими в одном цвете) или бейджиками.
Следует также подумать о наличии воды и стаканчиков для выступающих (для каждого из них должна быть приготовлена новая бутылка воды).
Ну и если вы хотите оставить память для себя или пришедших возьмите фотоаппарат или видео-камеру (со штативом, двумя комплектами батарей и достаточным количеством памяти или кассет), а лучше пригласите людей, которые в этом профи.
Подготовьте легкую музыку для тех, кто пришел заранее. Например, мне нравится Coldplay.

4. Предварительная подготовка места проведения

Заблаговременно (в зависимости от формата мероприятия это слово может вмещать разные временные промежутки, но означать одно – главное, чтобы вы успели) перед мероприятием следует приехать на место и осмотреться – всё ли сейчас в том же состоянии, как вы описывали ранее и ничего ли внештатного или нового не образовалось?
Если всё «штатно», то следует по четкому алгоритму и распределенному ранее кругу задач – развесить афиши и указатели, подготовить помещение (обеспечить приток свежего воздуха, включить / выключить свет), подключить аппаратуру. Важно, чтобы вы имели достаточно времени починить или заменить любую деталь, на случай если не будут работать розетки или один из приборов выйдет из строя.
Все презентации также следует проверяться заранее. На этом оборудовании. Часто бывают случаи, когда у ведущего просто не отрылась презентации или видео-файл, поскольку не оказалось нужной программы или кодека.
Если же для проведения мероприятия вам нужен интернет, проверьте его работу в этом помещении и имейте не менее двух вариантов подключения.
Всегда следите за временем.

5. Проведение мероприятия

Этот момент можно считать выпускным экзаменом – ведь он явно покажет, насколько хорошо вы сделали все предыдущие пункты алгоритма.
При этом основная ваша задача – это провести пришедших до их мест и до начала основной части мероприятия обеспечить им комфорт и легкую фоновую музыку. А когда придет время, объявить о начале основной части, представиться, поблагодарить всех за их интерес к событию, сказать небольшое вступительное слово, в котором содержится краткие сведения о мероприятии (для тех, кто попал к вам просто случайно, а такие обязательно найдутся, даже если мероприятие закрытое и для избранных), объявить ведущего и его тему и наслаждаться действом.
Кроме того, вы должны поддерживать порядок среди пришедших и выполнять функцию информационно-справочной службы. Будьте внимательны и учтивы – каждый член вашей команды – это ее лицо.
После основной части ваша задача помочь участникам выйти, узнав некоторые их мнения. А также следует обеспечить прежний порядок в помещении и собрать аппаратуру. И не забудьте снять афиши и указатели – если вы уходите, другим они не понадобятся. Чем лучше вы отнесетесь к помещению, тем более вероятно, что вам не откажут в проведении в нем нового мероприятия.

6. Сбор отзывов и анализ

Постарайтесь получить отзывы аудитории, которые укажут на ваши ошибки – это поможет вам делать мероприятия качественней. Для отзывов можно предусмотреть книгу отзывов, отрывные части на пригласительных (в этом случае желательно обеспечить участников средствами для письма), устные отзывы после мероприятия (этот пункт можно внести в программу как «открытый диалог с организаторами» или попросить об этом непосредственно во время мероприятия). Кроме того можно попросить участников просто написать письма по электронной почте.
Помните, отзывы могут быть как позитивными, так и негативными, при этом последние гораздо более ценны и воспринимайте критику с благодарностью, ведь человек тратит время, указывая вам ошибку, которую в дальнейшем вы обязательно исправите.
Проанализируйте все отзывы и выделите основные ошибки. Также следует отдельное внимание уделить советам, идеям и рекомендациям от участников – многие из них станут находками для вас и вашей деятельности.

7. Послесловие и подведение итогов

Зачастую мероприятие не заканчивается его проведением
Следует помнить, что от недели до месяца после его проведения в информационном поле будут появляться заметки, публикации и отзывы о нем. Поэтому вам придется заниматься мониторингом СМИ и интернета, а также реагировать на каждое высказывание – либо благодарственно, либо стараясь сгладить негативные отзывы (а будут и такие).
Кроме того, если у вас будет возможность, то обязательно выложите итоги мероприятия, материалы и презентации ведущих, фотографии или видео о событии.

Как сделать свой первый мастер-класс

Пошаговое руководство о том, как сделать качественный, удобный и красивый мастер-класс, понятный как для опытной, так и для начинающей рукодельницы. Поверьте, это не сложно!

Предисловие (можно не читать)

Уважаемый Читатель! Мне и в голову не приходило, что нужен подобный мастер-класс. В интернете огромное количество МК. Казалось бы, что сложного: посмотри 10 чужих МК (или 20) и сделай свой. Всё ведь довольно стандартно. Материалы – этапы – фото…

Но, общаясь с мастерами в сети – молодыми, не очень молодыми, опытными и начинающими, южанками и северянками, куклоделами и мыловарами – я с удивлением обнаружила одну грустную закономерность. Мастера у нас с золотыми руками, добрейшими сердцами, богатейшей фантазией и… с удивительно заниженной самооценкой.

Посмотришь на изделие – дух захватывает, красота! А делать МК мастер боится: не получится, никогда не делала, да чему я могу научить, да всё уже в интернете есть… Я уже молчу про убийственное «нет времени»!

И я решила написать мастер-класс «Как делать первый мастер-класс». Предупреждаю сразу: если до этого вы читали другие публикации на эту тему, некоторые утверждения вас удивят. И даже, возможно, озадачат. И вы мне не поверите. «Ерунда! Всё это несерьёзно! Так МК не делают!» – вариант первой реакции.

Не верьте. Поспорьте со мной. Сделайте так, как я рекомендую – а потом разгромите меня в пух и прах (если захотите, конечно).

Только я думаю, что всё у вас получится. И вы сделаете качественный шаг вперёд в своём творчестве. Давайте проверим?

Предисловие (обязательно к прочтению!)

Три врага мастер-классов:

1. «Нет времени»

У человека, занятого делом, времени нет в принципе. Это нормально. С другой стороны, нужно просто чётко определиться, что для вас в этот конкретный отрезок времени важно: отлаженный быт (пыли нет, посуда сверкает, накрахмаленные рубашки скрипят в шкафу); карьера-работа (хотите повышения или боитесь увольнения); личная жизнь (без комментариев) и т.д.

Если вы честно скажете себе, что сейчас вы хотите реализоваться в творчестве (с прибылью, без прибыли), что вы хотите преодолеть себя, вырасти в своих глазах. Вам этого ХОЧЕТСЯ, вам это ИНТЕРЕСНО, вам это НУЖНО – вы найдёте время. Будете меньше смотреть телевизор. Меньше разговаривать по телефону. Меньше сидеть в интернете. Напишете план работы на день (неделю, месяц), мобилизуетесь и чётко его выполните. Это можно сделать, поверьте.

Маленькие дети, даже самые оручие и шилопопистые (вот как у меня, например, любимая дочка), тоже иногда спят. А вы в это время ходите на цыпочках и, затаив дыхание, фотографируете этапы работы…

2. Чему я могу научить? Всё уже есть в интернете

Не всё есть в интернете. Уверена: каждый(ая) из вас не раз часами сидел(а) у компьютера в поисках нужного описания (схемы, узора, выкройки, рецепта, МК) – и ничего путного не находили. Или находили. Но это было не совсем то, что вы хотели. Или слишком сложно. Или слишком дорого.

А бывает, что хочется посмотреть по одной теме не один МК, а несколько.

Мы все очень разные. И делаем всё по-разному. Поэтому всегда есть чему поучиться у другого.

И другому всегда есть чему поучиться у вас.

3. Я МК никогда не делала. У меня ничего не получится

Если вы никогда этого не делали, откуда вы знаете, что у вас ничего не получится? Попробуйте! В самом страшном случае (сделаете дикое, страшное, кошмарное нечто с жуткими фотографиями и непонятным текстом) – этот МК никто не опубликует. Или если вы сами его всё-таки опубликуете – никто им не воспользуется. Ну и что?! А вы приобретёте опыт. И следующий МК будет хорошим.

Кстати, лично мне случаи таких провалов неизвестны. Все, к кому мы обращались с предложением создать для нас МК и кто откликнулся, сделали хорошие материалы. Материалы смотрят (во многих странах!), отзывы приходят (положительные!), авторы довольны.

Итог: глаза боятся – руки делают.
А мы подскажем, как это сделать лучше!

Мастер-класс «Как сделать свой первый мастер-класс?»

I. Тема

Определитесь с темой МК. Если вы работаете в разных техниках (шьёте и вяжете; работаете с пластиком и делаете сладкие букеты и т.д.), выберите что-то одно.

Критерии выбора:

  • лучше всего получается;
  • мало материалов по этой технике (или нет вообще – вы первооткрыватель);
  • удобно делать фото (маленькая вещь – есть место для съёмок, например);
  • материалов по теме много, но у вас есть своя «изюминка» (если, конечно, вы готовы поделиться ею).

II. Название

Название для МК. Вовсе не обязательно сразу чётко формулировать название. Это можно сделать в самом конце работы. Возможно, в процессе и вещь получится другой. Творчество – дело тонкое…

Совет: «погуглите» примерное название вашего МК. Допустим, вы ищите (на примере поисковой системы Google): «кофейные топиарии мастер-класс». Обычно внизу страницы поисковик предлагает наиболее популярные словосочетания, которые вбивают в поле поиска пользователи: «вместе с “кофейные топиарии” ищут… (то-то и то-то)». Так вы увидите возможные варианты названия. Поймёте, что уже в Сети по этому вопросу есть, а чего нет. Что людям интересно.

III. Видеоурок

Плюсы Сложности Что делать?
Наглядно, довольно быстро.

Не нужно писать текст (для многих это проблема!).

Нужен кто-то, кто будет снимать вас (ваши руки). Найти человека, у которого есть опыт видеосъёмки (хотя бы домашнего видео).
Съёмка должна быть качественной, с чётким звуком, с красивой картинкой. Часто нужна съёмка с разных ракурсов, в движении. Сделать маникюр, чисто и не очень ярко одеться (это не показ мод, а мастер-класс по рукоделию)
Нужно проговаривать текст без запинок, красивым голосом. В первый раз хорошо получается не у всех. Потренироваться заранее перед зеркалом (несколько раз!). Во время съёмок поставить рядом (не в кадр!) стакан простой воды (может пересохнуть горло).
Конечное видео может расстроить (увы, не все мы фотогеничны, не у всех хорошая дикция). Попробуйте сделать МК с фотографиями.

Ремарка: обработка получившегося видео для начинающего пользователя ПК тоже может стать непреодолимым препятствием. Если есть специалист в этом вопросе, тогда проблем будет гораздо меньше – ведь его можно попросить смонтировать ролик, как вы скажете, «склеить» удавшиеся дубли или наоборот – вырезать неудачные кадры. Неоспоримые плюсы – «вылизанное» видео очень выигрышно смотрится на фоне статичных фотографий, но, вместе с тем, это требует на порядок больших трудозатрат, чем публикация простенькой фотогалереи с Вашим мастер-классом.

Кстати, не каждый автор хочет попадать в кадр (стесняется внешности, руки без маникюра, нечего надеть, просто камеры боится и т.д.).

IV. Мастер-класс с пошаговыми фотографиями

Начинаете новый проект и параллельно делаете МК.

Плюсы Сложности Что делать?
Можно делать сколько угодно по времени.

Можно переделывать бессчётное количество раз. Причём изменять не весь МК, а какой-то кусок.

Нужны хорошие, чёткие фотографии. Идеально: зеркальный фотоаппарат и профессиональный фотограф.

Реально: цифровая «мыльница» или даже мобильный телефон с хорошей камерой. Снимаете сами. Режим – макросъёмка, обычная съёмка.

Нужно писать текст. Можно начать просто с комментариев к фотографиям. А потом некоторые пункты распространить.

V. Как делать фотографии?

a) Делайте всегда несколько вариантов каждого этапа работы! Пробуйте разные фоны, разное освещение в квартире, разные ракурсы.

Повертели во все стороны.

Попробовали разный фон, разное освещение. Забраковали явно неудачные фото.

Рекомендуется делать и горизонтальный, и вертикальный вариант одного и того же снимка. Может пригодиться, если будете делать коллаж.

Например, на нашем сайте вообще гораздо удобнее ставить именно горизонтальные фото (о чём мы стараемся почаще напоминать нашим мастерам 🙂

Совет: у меня есть специальная полка в шкафу с огромным количеством шарфиков, шейных платков, салфеточек, скатёрок всевозможных расцветок, форм и фактур. А также «дежурный» набор безделушек для фона (искусственные цветочки, бантики, брошки, цепочки, вазочки, статуэточки, ленточки). Именно для съёмки.

б) Иногда белый фон – это лучший фон.

На промежуточном этапе работы не нужно добавлять на фото никаких «красивостей».

в) Не обязательно всё снимать «прямо в лицо»! Попробуйте снять под углом.

Так появляется настроение.

г) Итоговая (главная) фотография должна быть максимально красивой, ведь это «лицо» будущего МК! Постарайтесь подать ваше изделие в наиболее выигрышном виде.

Если где-то что-то не удалось (не самая ровная в мире строчка, неудачно провязана петля и т.д.), – не снимайте вещь с этой стороны) 🙂

Кстати, Ёжика я снимала у мусорных баков, рядом – стоянка маршруток. Я ползала в прямом смысле на коленях по собачьим …, мимо шли люди. Наверное, я выглядела глупо. Но какие интересные фотографии остались!

д) Сделали фото – обязательно сразу просмотрите их. Лучше на компьютере, но в крайнем случае – хотя бы в фотоаппарате. Не приступайте к следующему этапу, пока не увидите, что сделанные фото вас удовлетворяют. Так бывает: ясный день, в жизни всё красиво, а фото не получаются. Причины могут быть разные: ткань или пряжа бликует, тень некрасивая, вещь сливается с фоном, слишком яркое освещение, слишком темно. Вариант один – переснимать. Да! Не хочется, некогда, а надо.

Неудачные фотографии.

е) Если вы делаете МК конкретно для нашего сайта и не сильны в Фотошопе (или других программах по обработке фотографий), ничего с фотографиями специально не делайте. Пожалуйста! Не украшайте их виньетками, цветочками, узорчиками. Не ставьте своё имя.

Мы сами всё сделаем. Красиво. Бережно. И ваше имя будет стоять на КАЖДОЙ фотографии в правом нижнем углу, рядом с названием сайта.

Если не можете выбрать фотографию из нескольких вариантов, высылайте нам все варианты – мы выберем. Лучше больше, чем меньше! 🙂

VI. Как писать текст?

Текст пишем с обычном Ворде (Word).

1. У вас есть фотографии каждого этапа работы – просто поясните, что вы делаете на фотографии. Это может быть одно предложение, может быть несколько. Так уже сформируется костяк мастер-класса.

2. Прочтите свои пояснения. Где необходимо – дополните их. Добавьте советы (как сделать лучше, удобнее). Поделитесь и своими неудачами («вот так делать не нужно – не получится, развалится, разорвётся и т.д.»).

3. Текст можно сделать «сухим»: всё чётко, по-деловому. А можно добавить эмоций, юмора. Это уже на ваше усмотрение.

5. Не забудьте в начале МК перечислить все материалы, которые понадобятся в работе. Если необходимо специальное оборудование, также напишите об этом.

Идеально: точно указывайте вес, марку, цвет пряжи, метраж и сорт ткани, название специальных приспособлений и т.д.

В жизни: пряжа может вам достаться уже в мотках, без маркировки; ткань – куском неправильной формы, кожа – обрезком от старых сапог и т.д. В таком случае постарайтесь максимально точно описать тот материал, с которым вы работали. Не бойтесь писать что-то вроде «клубок синих ниток размером с апельсин» или «толщина пряжи примерно 2 мм (измеряла линейкой)». В любом случае, это лучше, чем ничего не написать. Если читателей ваше описание не устроит, они всегда смогут задать вам вопрос, оставить комментарий (и вы получите извещение об этом по электронной почте).

6. В начале МК должно быть вступление. Хотя бы несколько предложений.

Варианты:

а) рассказ о технике, в которой вы работаете. (Что это вообще такое? Давно ли этим видом рукоделия занимаются? Почему это интересно?)

б) Рассказ о конкретном МК (Что будем делать? Каков уровень сложности? Приурочен ли МК в какому-то празднику? Каково практическое применение полученной в итоге вещи?)

Совет: если в начале работы над МК вступление не получается, не мучайтесь – оставьте это на потом. Например, я чаще всего пишу вступление в самую последнюю очередь. Мне так легче.

ВНИМАНИЕ! Все рекомендации, данные в этом МК – это только рекомендации. Если Вы не можете по каким-то причинам выполнить тот или иной пункт, не впадайте в панику, не бросайте начатое дело.

Всё (почти всё!) можно исправить (переснять, дописать, переписать, переделать).

В оформлении МК на последнем этапе мы поможем.

VII. Резюмируем

  • Сделать МК под силу КАЖДОМУ мастеру.
  • Ваш МК – это Ваш МК. Он не должен обязательно быть похож на другие МК. Мир прекрасен в своём разнообразии.
  • Если у вас возникают проблемы, вопросы – пишите нам, спрашивайте, просите помощи. Поможем.

Ирина Гридчина
Конспект консультации для педагогов «Как правильно провести мастер-класс»

(Слайд 2) Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это актуальная форма для обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Ее особенность заключается в том, что она основана на практических действиях педагога и включает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.

В методической работе мастер-класс занимает ведущее место. Большой популярностью пользуются мастер-классы, где педагоги имеют возможность узнать технологию изготовления продукта и получить его самостоятельно. Это делает данную методическую форму привлекательной для воспитателей.

Ключевые правила проведения мастер-класса

Мастер-класс – это методическая инновационная форма. В основе любого мастер-класса стоит личность педагога-новатора, которому свойственно новое мышление и собственный взгляд на тему или проблему.

Во время мастер-класса педагоги знакомятся с конкретной технологией или методикой, которые подготовил педагог-мастер. В начале мастер-класса он создает проблемную мотивирующую ситуацию, которая стимулирует участников для дальнейшего выполнения заданий, вызывает их интерес.

Любой мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной цели. Но внутри каждого задания участники абсолютно свободны. Они самостоятельно выбирают пути исследования, средства и способы для достижения цели, темп работы, ищут ответы на проблемные вопросы, делают выводы. При этом педагог-мастер предоставляет им методические материалы и разработки для дальнейшей самостоятельной деятельности.

В результате мастер-класса педагоги совместно осваивают новую для них технологию или методику и создают собственный продукт.

Педагог-мастер должен обеспечить интерактивную форму общения в ходе мастер-класса, т. е. дать возможность участникам практически познакомиться с предлагаемыми технологией и приемами.

Таким образом, в процессе мастер-класса не нужно сообщать участникам новые знания. Знания или умения они получают сами с помощью всех участников мероприятия.

У каждого педагога должна быть возможность высказать собственное мнение, обозначить свою позицию и предложить самостоятельное решение проблемы, заявленной в мастер-классе. Такой подход и является интерактивным.

Мастер-классимеет определенную структуру: (Слайд 3)

• теоретическую часть;

• показ или демонстрацию технологии процесса;

• практическую часть – создание продукта;

• презентацию продукта (афиширование);

• выводы (рефлексию).

На основе структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. (Слайд 4) Согласно ему, педагог-мастер:

• определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;

• представляет участникам мастер-класса технологию;

• формирует рабочие творческие группы;

• организует самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;

• предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.

Самый ответственный момент – это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется в несколько этапов.

Предлагаю вам заранее продумать расположение столов и стульев для практической работы. Существует множество способов размещения участников мастер-класса в зависимости от целей и формы поведения. (Слайд 5 — 8)

Пример подготовки и проведения мастер-класса

Рассмотрим один из вариантов подготовки и проведения мастер-класса.

Это будет мастер-класс по ознакомлению педагогов с технологией изготовления лепбуков.

Структура мероприятия включает три части: общую организационную (теоретические аспекты, основную практическую (работу участников по отдельным мастерским) и заключительную (презентацию полученных продуктов).

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА «Использовани елепбуков в работе с детьми дошкольного возраста»

• Рассказ о видах лепбуков и возможности их применения.

• Создание творческих групп и распределение тем работы

• Практическая часть (мастерские) – создание лепбуков.

• Презентация лепбуков

• Обсуждение и обмен мнениями.

На этапе подготовки мастер-класса формируется инициативная группа. В нее могут входить методисты или старшие воспитатели, воспитатели, которые владеют практическими технологиями и выступают в качестве педагогов-мастеров, и инициативные родители.

Инициативная группа определяет тематику и количество мастерских,решает организационные вопросы: подготавливает помещение, необходимое оборудование и материалы, оформляет презентации.

После определения цели и этапов практической работы участники разбиваются на творческие группы по 3 – 4 человека. В мастерских они определяют форму своего лепбука и самостоятельно изготавливают его.

На заключительном этапе – этапе афиширования -участники мастер-класса демонстрируют изготовленные лепбуки, и предлагают варианты их использования в образовательной деятельности.

Цель подобных практических мастер-классов не просто изготовить продукт, а продумать последующее его применение в игровой, познавательно-исследовательской и других видах деятельности.

Изготовление лепбуков – увлекательное занятие. Педагог в совершенстве овладевший этой техникой может не только изготавливать их самостоятельно, но и привлекать к работе детей и их родителей. Лепбук можно использовать как для изучения какого-либо предмета или явления, но и для закрепления знаний по заданной теме. Работать с лепбуком ребенок может как самостоятельно, так и в группе сверстников. Создание лепбука может стать отличным завершением любого проекта.

Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов

1. Определите тему мастер-класса. Она должна быть интересной и увлекательной, отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что им покажут. Тема мастер-класса может быть любой – творческая продуктивная деятельность, современная образовательная технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации образовательной деятельности, эффективное применение технических средств обучения и т. д. Она может содержать азы по образованию дошкольников и быть рассчитана на молодых педагогов. В этом случае попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.

2. Соберите информацию по теме. Даже если вы в совершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить на любой вопрос участника мастер-класса по заявленной проблеме.

3. Сформулируйте цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться, чему научатся и что узнают участники мастер-класса.

4. Определите задачи. Они помогут в реализации поставленной цели.

5. Выделите проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории и введут участников в тему мастер-класса.

6. Определите форму проведения мастер-класса. Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Современная педагогика допускает разные приемы. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако мастер-класс должен быть методически грамотным. Поэтому сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.

7. Подготовьте необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия и материалы должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм. Подумайте и решите, какие расходные материалы участники должны принести с собой.

8. Составьте план проведения мастер-класса. Без него вы можете что-то пропустить или перепутать. На основе информации, которую вы собрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы, ответов на вопросы участников.

9. Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе. Заучивать наизусть его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в содержании выступления. Главные тезисы запишите на листок и возьмите с собой.

10. Подготовьте заключительную часть мастер-класса. В конце выступления не забудьте похвалить всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *