Кого можно считать другом

Тема. Всех ли мы называем друзьями?
Цели : показать учащимся, как трудно быть хорошим другом; какими качествами должен обладать настоящий друг; учить дорожить дружбой; развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение.

Планируемые результаты.

Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.

Коммуникативные УУД: развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.

Личностные УУД: учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.

Ход занятия.

I. Организация класса

Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.

II. Сообщение темы и цели урока

-Что вам рассказывали родители о дружбе и о своих друзьях детства?

Что по-вашему мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?

Хотели бы вы, чтобы у вас было много-много друзей?

На все эти вопросы мы постараемся ответить в ходе урока.

Иметь настоящего друга – необыкновенное счастье. А иметь много – много друзей и пронести это чувство через всю жизнь – счастье вдвойне.

III. Работ по теме урока.

1. Расскажи о своём друге

Что самое главное в дружбе?

Какого друга вы хотели бы иметь (или имеете)

Чем вы больше всего любите заниматься со своими друзьями?

Что вас объединяет с ними?

Знаете ли вы об увлечениях вашего друга? Что он любит?

Что хорошего есть в вас, в ваших друзьях? Не очень хорошего?

2. Обсуждение пословицы.

«Раздели радость с другим – она станет вдвое больше. Раздели горе с другим – оно станет вдвое меньше».

3. Игра » Нарисуй друга»

Учащимся предлагается нарисовать соседа по парте, акцентируя внимание на положительные, лучшие качества. Выбрать лучший рисунок.

Посмотрите на рисунки. Большинство из вас нарисовали улыбающегося, доброго человека. Вы смогли заметить положительное в одноклассниках. Это очень хорошее качество в дружбе – видеть в человеке только хорошее.

Как вы понимаете значение пословиц:

Друга иметь — себя не жалеть.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Мудрость каких пословиц вы проверили на собственном опыте. Расскажите об этом.

4. Надо ли учиться дружбе?

-Как вы думаете, если у человека нет друзей, кто в этом виноват?

— Он сам или окружающие?

-Дружба не гриб- в лесу не найдешь: Как понимать поговорку?

Чтение стихотворения

А.Л. Барто «Требуется друг».

Все живут не тужат

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки,

И характер кроткий.

Я шепчу Дружи со мной…

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки.

Из одной скорлупки.

Я шепчу но ты учти_

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

-Ты дружи со меной одной !-

Есть разряд у ильиной,

И спортивный свитер

И девчонок свита

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: — А ты со мной

Подружись хоть на день,

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать_

Дашь контрольную списать

А девчонки на дыбы!

Говорят:- Молчала бы!

Не вставать же на колени

Уговаривать подруг…

Напишу я объясненье:

Срочно требуется друг!

-Почему же с этой девочкой никто не хотел дружить?

-Какие требования она предъявляла к будущим друзьям? (идти на уступки, дружить только со мной, будешь давать списывать и т. д. )

Таких ребят называют эгоистами (себялюбцами)

5. Игра » Отгадай кто это?»

Придумайте загадку о друге ( однокласснике ), не называя имени, назовите черты его характера, любимые увлечения. А мы попробуем определить, о ком в классе можно так сказать.

-Вы смогли заметить не только положительное, но и отрицательные качества. Ребята, задумайтесь, почему о вас так говорят. Может быть, пришло время изменить своё поведение, привычки. Потому что в дружбе нет места хвастливости, эгоизму (т. е. тем отрицательным качествам, которые назовут дети).

-Ребята, а можно ли по объявлению найти друга?

А есть книга (мультфильм), в которой действительно написали объявление, что…. Хочет завести друзей?

-Кто этот герой? (крокодил Гена Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

-Что же помогло вам подружиться ?

-А кто им помешал?(Шапокляк)

Но ведь у героев этой книги была замечательная мысль: построить дом дружбы.

-Хотели бы вы жить в таком доме?

-Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме дружбы…..

-Продолжите мысль:

-Считаю, что друг должен обладать следующими качествами……(какими?)

(скромность, общительность, обязательность, доброжелательность, настойчивость, принципиальность….)

-Чтобы быть хорошим другом (подругой) мне нужно освободиться от таких качеств как …(каждый размышляет о себе).

(эгоизм, зависть, необязательность, лень, равнодушие, пустословие, робость, неуверенность в себе).

Кто может ласково назвать своего соседа по парте?

А часто ли вы так говорите?

Попробуем назвать предметы только ласково: друг- дружочек, кошка- кошечка и т. д.

А как ласково вы называете самых любимых, дорогих людей?

6. Просмотр и обсуждение мультфильма «ПАУЧОК С КОТОРЫМ НИКТО НЕ ДРУЖИЛ»

III. Итог урока

— Как мы ответили на вопрос, поставленный в названии темы: «Надо ли учиться дружбе?»

Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда мы начинаем доверять определенному человеку и считать его своим другом, а на деле оказывается, что это совсем не так. После этого невольно задумываешься, а кого можно назвать настоящим другом? Как понять, нашел ли ты друга для себя, а кто вовсе не твой друг?

Друг, товарищ или приятель

Ежедневно мы контактируем с различными людьми: родственниками, близкими, коллегами. Кто-то из них для нас всего лишь знакомый, кто-то – приятель, кто-то – друг. Но как отличить, в какую категорию попадает определенный человек? Важно понимать, чем эти категории отличаются друг от друга.

Знакомый – это человек, которого вы знаете, но с которым тесно не общаетесь. Разговоры с такими людьми могут ограничиваться вежливыми фразами о делах, здоровье, работе. Чаще всего вы встречаетесь с такими людьми случайно и не общаетесь с ними.

Приятелем можно назвать человека, с которым вы периодически общаетесь, но происходит это либо достаточно редко, либо ваше общение не очень тесное. Так приятелем может быть человек, с которым вы в одно время занимаетесь в спортзале и обсуждаете тренировки и питание, коллеги с работы и другие люди, с которыми у вас есть определенные общие интересы.

Кто на самом деле друг

Но как понять, когда человек уже становится не просто знакомым или приятелем, а другом?

С друзьями мы как правило общаемся чаще, чем с другими людьми. Это может быть переписка в Интернете, телефонные звонки и, конечно же, встречи и посиделки.

С другом у вас скорее всего есть определенные интересы и общие темы для разговора, поэтому вам вместе интересно. С другом приятно поговорить и хочется делать это как можно чаще. Обычно с друзьями мы общаемся очень продолжительное время.

Бывают ситуации, когда вы долго не общаетесь с человеком, но при встрече вам все так же легко и комфортно, как и раньше. В таком случае также можно сказать, что этот человек – ваш друг.

Друг готов прийти вам на помощь именно тогда, когда вам это будет нужно. Он подсобит в сложной ситуации либо дельным советом, либо определенными действиями. Вы всегда можете положиться на помощь вашего друга, так как он вряд ли откажет вам.

Конечно, друг – это человек, к которому вы также готовы прийти на помощь в трудную минуту.

Кого считать другом

Кого можно назвать другом? Не каждому человеку удается найти друзей. У кого-то их очень много, а кто-то всю жизнь не может найти друга, которому можно довериться и на которого можно положиться.

Только вы можете понять, является ли другом определенный человек, ведь очень часто это понимание приходит само. Друга невозможно найти или обрести, он сам приходит в нашу жизнь именно тогда, когда нам это нужно.

(1)Прошло много лет после того, как я уехал из деревни своего детства. (2)Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности. (3)Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.
(4)И вот случилось так, что судьба забросила меня в страну моего детства. (5)Здесь ничего не изменилось. (6)Я обошёл знакомые мне места, с радостью узнавая их. (7)Вдруг остановился: навстречу мне шёл Шарик – мой Шарик! (8)Я давно забыл о нём, а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. (9)Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом, как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая, что я уезжаю навсегда. (10)Он стал совсем седым и старым.
– (11)Шарик! – окликнул я его дрогнувшим голосом.
(12)Он вздрогнул, испуганно остановился, но тут же отвернулся и свернул с тропы.
– (13)Шарик!
(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он, конечно, узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…
(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. (19)Но он ведь был твоим лучшим другом! (20)И разве есть ему дело до таких тонкостей?!
(21)А потом я встретил одноклассника. (22)Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…
(23)Я ходил по деревне в надежде встретить Шарика, но он, завидев меня, из последних своих старческих сил убегал от меня. (24)Но потом заскулил, лёг и закрыл глаза.
– (25)Шарик! – я припал лицом к его холодной морде. – (26)Ну, прости меня, прости! – я гладил его седую, всю в репьях голову.
(27)…На следующий день я уезжал. (28)За остановкой я увидел Шарика: он тайком пришёл проститься. (29)Я бросился рядом с ним на землю и вдруг неожиданно для себя заплакал. (30)Шарик стал лизать мои руки, щёки, в нём неожиданно появилось что-то из давних лет – из детства.
– (31)Ну ладно, старина, прощай. (32)Прости меня за всё, если сможешь.
(33)Глаза его сразу потускнели, словно в них бросили горсть золы, но он пересилил себя, понимающе вильнул поникшим хвостом, словно хотел улыбнуться, но улыбки не получилось.
(34)Автобус тронулся. (35)Старый и седой, Шарик сидел в клубах дорожной пыли и угрюмо смотрел в землю…
– (36)Стой! (37)Тормози!
(38)Водитель, недовольный, остановил автобус, и я, видя только счастливые глаза Шарика и уже не поникший хвост, выскочил на пыльную просёлочную дорогу. (39)Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться с самым преданным в моей жизни другом…
(По М.А. Чванову*)
* Чванов Михаил Андреевич (род. в 1944 г.) – российский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.

Поддержка

Можно считать другом того, кто надежен. Человек должен поддерживать вас в любых начинаниях. Его верное плечо должно стать вашим залогом уверенности в себе. Если тот, кто называет себя вашим другом, может бросить вас, когда вы нуждаетесь в его присутствии, значит, он только приятель.
Найти верного друга можно в беде. Когда в вашей жизни случается настоящее ЧП, не все придут вам на помощь. Речь идет не о банальной поддержке, а о реальных действиях, способных вытащить вас из сложившихся обстоятельств. Практика показывает, что единицы могут бросить все силы на решение чужих проблем. Считать другом можно именно такого человека, который ставит ваши беды наравне с собственными.

Общие интересы

О вкусах не принято спорить, но когда у двух людей есть, о чем поговорить, это делает общение приятным. Люди сближаются за счет общих интересов. Совместное дело сплачивает недавних знакомых, дает им почву для настоящей дружбы. Хобби позволяет им проводить вместе больше времени и узнавать друг друга с разных сторон. Кроме того, можно приятельствовать со всеми людьми, но реальную близость создают только одинаковые интересы.

Приоритеты

Случается, что когда человек попадает в ситуацию, где нужно сделать выбор, он ставит не на вас. Деньги, карьера, удовольствия — все это может стоять для человека выше дружбы. Алчность и корысть неуместны там, где есть дружеские отношения. Вы можете назвать другом лишь того, кто ценит вас и не променяет на материальные ценности.

Правда

Дружеские отношения не могут быть построены на лжи. Только истинный друг способен выдать чистую правду. Ложь и лесть скорее характеризуют врагов, чем друзей. Злые языки могут заваливать вас комплиментами, а за спиной твердить обратное. Лицемерие стало частым в любом коллективе, поэтому доверяйте людям, которые могут прямо сказать вам любую неприятную правду. Критика в ваш адрес может быть не только объективной, но и полезной. Возможно, человек открыт с вами и настроен на близкое общение, раз говорит вам в лицо правду, не опасаясь за реакцию. Такая связь гораздо честнее и крепче ложной.

Время

На вопрос, кого можно считать другом, можно ответить, что лишь тех, кто проверен временем. Если человек находится с вами долгие годы, вы знаете друг друга досконально, ничто внезапно не разрушит этой связи. Привычка и доверие, которое вы подарили ему за годы, наверняка имеют отклик. Другом нельзя стать за пару недель, а вот несколько лет, проведенных бок о бок, дают право на это священное звание.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *