Классическая музыка с чего начать

До тех пор, пока не появились звукозаписи и классическая музыка не превратилась в индустрию в том виде, в котором мы её знаем сейчас, исполнители играли музыку интересных им авторов, не задумываясь над тем, классическая она или нет. Для понимания классики не нужно каким-то особенным образом менять своё восприятие.

Главное — знакомиться с ней постепенно и начать ходить на концерты. Любое классическое произведение, вероятно, потребует от вас большего внимания, нежели обычная современная песня. Не переживайте, если с первого раза оно покажется вам сложным и непонятным. После пяти-семи прослушиваний вы начнёте чувствовать его внутреннюю логику, узнавать определённые моменты и выхватывать темы, сменяющие одна другую. Продолжайте слушать — дома, по дороге на работу и в лифте — и постепенно произведение, которое на первый взгляд казалось вам «неподъёмным», станет вам близким и понятным. Для тех, кто хотел начать слушать классику, но не знал с чего начать, The Village выбрал несколько эффективных методик.

Метод № 1: последовательный

Наиболее традиционный способ познакомиться с академической музыкой — слушать знаковые произведения известных композиторов в хронологическом порядке, переходя от эпохи к эпохе, а затем выбрать оказавшийся наиболее близким по духу период и посмотреть на него более внимательно.

Так, например, считает кинокритик Антон Долин: «Начните с Баха и Моцарта, это базис и основа. Сначала фортепианный Бах в исполнении Гленна Гульда, затем «Хорошо темперированный клавир», «Вариации» Гольдберга и Бранденбургские концерты в исполнении Николауса Арнонкура. Моцарта можно начать — также в его исполнении — с последних симфоний (с 34-й по 41-ю). Затем прослушать «Реквием», «Волшебную флейту» и Дон Жуана. Это прекрасный старт».

С чего начать слушать Баха

«Хорошо темперированный клавир» — вероятно, самое совершенное произведение в истории музыки: два цикла по 24 прелюдии и фуги во всех существующих тональностях. Первую Прелюдию до мажор может подобрать на пианино почти любой, однако затем цикл постепенно становится всё сложнее. И интереснее.

Бранденбургские концерты — одновременно масштабный и компактный цикл из шести глав от 10 до 20 минут длиной. Шесть абсолютно разных концертов, объединённых чисто баховской радостью жизни.

Сонаты и партиты для скрипки соло докажут вам, что слушать одинокую скрипку в течение долгого времени совершенно не скучно. Бах стремится к полному охвату её возможностей. Жемчужина цикла — знаменитая Чакона, пронзительнее которой нет на свете.

По легенде, Вариации Гольдберга должны были служить успокоительным и снотворным средством для российского дипломата, которого мучила бессоница. Пианист Иоганн Гольдберг должен был играть их в его спальне перед сном. Почему бы не попробовать использовать эту музыку по её назначению и сейчас?

С чего начать слушать Моцарта

«Дон Жуана» называют оперой опер, главной для всех времён и народов. Ни в одной другой великой опере до такой степени не выдержан баланс между трагическим и комическим, высоким и низким, волей к жизни и неизбежностью смерти.

Всем известное «Турецкое рондо» на самом деле не самостоятельная пьеса, а финал «Сонаты для фортепьяно № 11», другие части которой не менее восхитительны. Как, собственно, и другие фортепьянные сонаты Моцарта, не говоря уж о его же Фантазиях.

Начало Симфонии № 40 может вызвать у вас непроизвольное раздражение, настолько оно хорошо известно. Постарайтесь настроить свой слух так, будто слышите его впервые, тогда в качестве вознаграждения вы получите не менее прекрасные, но не столь избитые части произведения.

Соната для скрипки и фортепиано № 21 — самая грустная музыка на свете.

С чего начать слушать Бетховена

Дальше вам стоит перейти к музыке Людвига ван Бетховена, его Симфониям № 5 и № 7, первой — чтобы узнать, что же следует за всем известным «та-да-да-дам», второй — чтобы открыть для себя «непривычного» Бетховена — лёгкого, светлого и даже весёлого. Гениальная вторая часть Седьмой знакома даже далёким от классики слушателям по обработке группы Deep Purple.

Концерт для скрипки с оркестром — один из величайших скрипичных оркестров. Если заскучаете в середине, будете вознаграждены в финале: он подарит вам такую красивую и грустную мелодию, что будет сложно удержаться от слёз.

Соната для фортепиано №14 — символ нераздлённой любви. Среди 32 фортепианных сонат Бетховена «Лунная», возможно, не лучшая, но уж точно самая знаменитая; её цитировали многие от Шостаковича до The Beatles.

С чего начать слушать Мендельсона

Следующим открытием для вас может стать творчество романтика Феликса Мендельсона. Его «Свадебный марш» стал популярным после свадьбы принцессы Виктории и принца Фридриха III и, не являясь лучшим его произведением, к сожалению, затмил все остальные. Понять, что его музыка — это нечто более изящное и лиричное, можно благодаря «Песням без слов», которые он писал на протяжении всей своей жизни. Их порой прописывают как один из способов лечения от депрессии.

Чтобы достроить образ, стоит услышать знаменитую Симфонию № 4, созданную им на волне восхищения Италией.

«Скрипичный концерт» Мендельсона не менее важен, нежели бетховенский, но куда более доходчив.

С чего начать слушать Чайковского

Если хотите понять, что такое симфония, послушайте Пятую Чайковского — это один из лучших и цельных образцов жанра. Она не так популярна, как его балеты, хотя её мелодический потенциал ничуть не ниже.

Для многих Чайковский — это «Щелкунчик», «Спящая красавица» и Первый фортепианный концерт. Ничего общего с этим не имеет трио «Памяти великого художника» — трагичное, глубоко интимное высказывание, лишённое какой бы то ни было тяжеловесности и помпезности. Такого Чайковского вы ещё не слышали.

С чего начать слушать Брамса

Первую симфонию Брамса называли «Десятой симфонией Бетховена», имея в виду преемственность традиции. Но если девять симфоний Бетховена неравноценны, то из четырёх симфоний Брамса каждая — шедевр. Помпезное начало «Третьей» — лишь яркая обложка для глубого лирического продолжения, достигающего апогея в незабываемом Аллегретто.

Камерный ансамбль — один из тончаших видов музицирования: скрипичная соната, фортепианное трио или струнный квартет часто могут выразить больше, чем балет или симфония. Синоним камерной музыки — имя Брамса, у которого каждое камерное сочинение — шедевр. В том числе Соната для скрипки и фортепиано № 3, незабываемое начало которой рождается из фразы, как бы прерванной на полуслове.

Если симфонический оркестр играет на бис, как минимум в половине случаев дирижёр выбирает Первый венгерский танец, в крайнем случае — Пятый. «Венгерские танцы» — это два десятка миниатюр для двух фортепиано, позже переложенных для оркестра, создавались на основе подлинных венгерских мелодий; результат — 21 образцовый бис.

Метод № 2: слушать близких по духу

Музыкальный критик Илья Овчинников считает, что традиция начинать знакомство с классикой через музыку Баха и Моцарта не совсем верна. Ведь есть несколько классических композиторов, музыка которых более созвучна внутренней жизни современного человека. Среди них — Малер, Шостакович и Стравинский. Рубеж веков породил гениев, которые разговаривают с нами на одном языке. Если музыка XIX века, которая составляет основной массив репертуара современных исполнителей, могла уже заранее вам надоесть, то эти произведения наверняка покажутся вам свежими, интересными и близкими по духу.

Слушаем Малера

Хотя большая часть жизни Густава Малера пришлась на XIX век, он стал первым композитором, который, разрушив романтические каноны, смело прыгнул в XX век, очень точно предсказав разорванное сознание людей, которые станут свидетелями мировых катастроф. В его жизни был переломный год, когда он написал произведение необыкновенного трагического накала — Симфонию № 6. Несмотря на свою продолжительность (80 минут), она слушается на одном дыхании, напоминая захватывающий роман с постоянными поворотами сюжета. У Малера почти вся музыка берёт за душу. Её можно не любить, но остаться к ней равнодушным невозможно. С 1960-х благодаря усилиям Леонарда Бернстайна начался малеровский бум, так что услышать Малера вживую не представляет большой сложности.

Слушаем Стравинского

Игоря Стравинского не зря называют композитором-хамелеоном. В течение жизни он несколько раз кардинально менял свой стиль, так что, если услышать его произведения, созданные в начале, середине и конце творческого пути, совершенно невозможно поверить, что их написал один и тот же композитор. Стравинский всю жизнь переживал, что, несмотря на то, что он продолжает творить, самыми известными его произведениями остаются ранние балеты — «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Премьера балета «Весна священная», поставленного Нижинским, считается самым громким музыкальным скандалом XX столетия. «Весна» — во многом провидческое произведение, рассказ о полулюдях-полузверях накануне эпохи, когда людям предстояло потерять человеческий облик. Для Стравинского это было первое по-настоящему оригинальное произведение, созданное без оглядки на других композиторов, настоящий прорыв. С него вам и стоит начать.

Слушаем Шостаковича

В отличие от Стравинского, творчество Шостаковича представляет собой единое целое, как лирика Пушкина или романы Достоевского. У некоторых музыка Шостаковича может ассоциироваться с чем-то грубоватым и «советским». Это ошибочное мнение складывается из-за того, что самым известным (но не самым лучшим) его произведением является «Ленинградская симфония». У Шостаковича есть произведения более яркие, которые могут произвести сильное впечатление на начинающих. Например, Симфония № 5, которую он написал в 1937 году, пытаясь спастись от лавины обрушившейся на него партийной критики. Властям понравилась классическая, ясная структура симфонии и торжествующая пафосная концовка. При этом по содержанию это совершенно гениальное, многослойное произведение, идеальный вариант для знакомства с музыкой Шостаковича. После можно перейти к Симфониям № 6 и № 9. Они обе довольно короткие, пёстрые, настроенческие и не дают заскучать.

Метод № 3: теоретический

Если хочется подойти к изучению классики основательно, начиная с азов, можно сначала прослушать несколько теоретических курсов и прочитать пару специализированных книг. Чаще всего новичкам советуют базовый курс Роберта Гринберга How to Listen to and Understand Great Music и его же курс Great Masters, в котором каждая лекция посвящена одному из известных композиторов. Если не понравится манера изложения Гринберга, можно прослушать вводный курс Listening to Music профессора Крейга Райта, который весело и доходчиво объясняет структуру классических произведений. Замечательную двадцатиминутную лекцию о том, как полюбить классику, прочитал Бенджамин Зандер на TED.

Понятных и интересных книг о классической музыке на русском языке не так и много. Можно прочитать «Неполную и окончательную историю классической музыки» Стивена Фрая, «Кратчайшую историю музыки» Дарена Хенли и совсем простенькую «Когда можно аплодировать» скрипача Дэниэла Хоупа. В серии «ЖЗЛ» можно найти биографии многих композиторов, например, несколько лет назад вышла очень удачная книга о Чайковском. Возможно, для начала читать жизнеописание Листа или Шопена будет интереснее, чем читать о Бахе, жизнь которого была не столь богата яркими событиями и любовными драмами.

Метод № 4: эмоциональный

Академическую музыку окружает множество предрассудков, и один из главных заключается в том, что все классические произведения якобы похожи одно на другое. Это не так. Дуглас Адамс однажды написал: «Моцарт рассказывает нам о том, как это — быть человеком, Бетховен — как быть Бетховеном, а Бах размышляет о том, как чувствует себя вселенная». Один из способов познакомиться с классикой как раз состоит в том, чтобы оценить всё её разнообразие, выделив индивидуальный характер музыки каждого композитора. Для этого музыкальный обозреватель Бенджамин Карлсон советует попробовать соотнести их музыку с вашими собственными эмоциями и настроениями. Слишком часто классику начинают слушать «головой» и из-за этого упускают её суть.

Например, для романтичного состояния подойдут волшебные композиции импрессиониста Дебюсси. Для сосредоточенной работы — систематичный и сдержанный Бах и другие барочные композиторы. В моменты душевной смуты — Шопен и Шуберт. Когда переполняет гнев, почему бы не послушать Бетховена или Вагнера? Весело и свежо на душе — Моцарт. Взвинченное, нервное состояние — Лист. Хочется эпики и трагедии — Брамс. Иронии и излома — Прокофьев и Стравинский. Безусловно, это деление грубое и сугубо субъективное. Однако сам принцип — посмотреть на классику через призму эмоций — возможно, поможет вам сделать первый шаг в сторону её понимания.

Метод № 5: уточняющий

Важно понять, что вы и так окружены классикой, осталось только её распознать. Вы уже знакомы с очень многими классическими произведениями, просто не знаете, как они называются. Есть мелодии, которые мы постоянно слышим в кино, рекламе, телевизионных заставках и звонках на чужих телефонах. Например, вы много раз слышали устрашающую кантату Carmina Burana Карла Орфа, завораживающий «Дуэт цветов» из оперы «Лакме» Лео Делиба, арию Nessun Dorma из оперы «Турандот» Пуччини, сюиту «Утро» из «Пер Гюнта» Грига. Метод заключается в том, что, когда вы в очередной раз услышите знакомую мелодию в фильме, вы просто должны найти в интернете её название и затем прослушать полностью.

Метод № 6: ходить на концерты

Слушать классику в записи — это хорошо, но большего эффекта вы достигнете, если начнёте слушать её вживую. В Рахманиновском зале Московской консерватории чуть ли ни ежедневно проходят недорогие, а порой и бесплатные концерты. Кого из современных исполнителей, часто выступающих в Москве, стоит услышать обязательно? Пианиста Алексея Любимова, Геннадия Рождественского, Михаила Плетнёва, виолончелистку Наталью Гутман, альтиста Максима Рысанова. Среди дирижёров следует обратить внимание на Владимира Юровского, возглавляющего Госоркестр, и Александра Рудина, руководящего одним из лучших камерных оркестров России Musica Viva.

Экспресс-метод

Однажды музыкальный критик The Guardian Том Сервис по просьбе радиодиджея BBC составил недельный гид-введение в классическую музыку. Чтобы музыка подействовала, Сервис попросил слушателей «сесть на классическую диету», то есть в течение пяти дней не слушать никаких других композиций, кроме предложенных им. Ниже представлен распорядок, составленный Сервисом. Три сочинения, рассчитанные на день, всегда представляют три различные музыкальные эпохи.

Первый день:

Джоаккини Россини — «Вильгельм Тель»
И. С. Бах — «Вариации Гольдберга»
Джон Адамс — «Краткая поездка в быстрой машине»

Второй день:

Франц Шуберт — Струнный квинтет в си, Адажио
Бедржих Сметана — «Влтава»
Стив Райх — «Музыка для 18 исполнителей»

Третий день:

Джузеппе Верди — Dies Irae из «Реквиема»
Игорь Стравинский — «Жар-Птица»
Карлхайнц Штокхаузен — Gesang der Junglinge

Четвёртый день:

Морис Равель — «Болеро»
Густав Малер — Симфония № 2
Дьёрде Лигети — «Реквием»

Пятый день:

Эдуард Элгар — «Энигма-вариации»
Людвиг ван Бетховен — Симфония № 9
Кшиштоф Пендерецкий — «Плач по жертвам Хиросимы»

как научиться понимать классическую музыкуЭто поразительно, но на фоне однообразия современной поп-музыки серьёзную классическую музыку некоторые почему-то считают скучной. Давайте разберёмся, почему так происходит? В первую очередь, те, кто утверждает, что классическую музыку невозможно слушать, скорее всего с академической музыкой толком никогда и не соприкасались.

И дело даже не в том, что они не имеют основ специального музыкального образования. Просто для того чтобы научиться понимать классическую музыку, нужно быть готовым кинтеллектуальной работе, к сопротивлению обыденности, а этого сегодня не многим хочется.

Современная эстрадная музыка потому стала популярной, что является, в подавляющем большинстве, легковесной музыкой – она, как правило, не заставляет думать. И все же, направление данной статьи вовсе не сводится к тому, чтобы в итоге сказать: «Классика – это шедевры, а современная музыка только на помойку годится» – конечно нет! В истории культуры и искусства и для современного музыкального творчества должно быть место и оно будет! Тем более, что есть настоящие шедевры и в музыке современности.

Молодежь не знает, что делать с классической музыкой только потому, что ей элементарно не объяснили этого! Мне не раз встречались молодые люди с репликами: «Бах? О ужас, это же убийственно скучно!» Но если б им только научиться понимать классическую музыку…

Научиться понимать классику? Просто начните слушать!

И это на самом деле так! Причем необязательно сразу обзаводиться стопой музыковедческих книг! Главное начать слушать. И вот здесь есть свои правила, следуя которым, вы откроете для себя новый удивительный мир!

  • Новичку в классике нельзя слушать все подряд. Например, музыку двадцатого века лучше приберечь на потом. Новорожденного ведь не кормят сразу мясом! Так и здесь – начав с XX века вы рискуете получить неправильное представление о ней.
  • Все знают состав тройки самых знаменитых классических композиторов – Бах, Бетховен, Моцарт. Начните с них – они понятны всем! Только не нужно начинать с самых больших и сложных произведений. Выбирайте!
  • Время от времени включайте в список прослушивания оперные арии (например, арии из опер Верди, Пуччини, Чайковского) и даже целые оперы. Это всегда очень красивая и доступная музыка. Только постарайтесь разыскивать записи на понятном вам языке – многие известные зарубежные оперы исполняются в оригинале на итальянском, немецком или английском языках, но почти всегда можно найти их же и в русском исполнении.
  • Перед прослушиванием оперы прочитайте её фабульное краткое содержание, чтобы быть в курсе сценической ситуации. Будет замечательно, если в ваших руках будет либреттто, то есть текст оперы – всё это тоже очень просто найти. Вместо либретто вы можете держать в руках клавир оперы, в котором есть не только все слова, но и нотные партии.

Если вы решили научиться слушать классическую музыку, то скорее всего вас приведут в восторг русские композиторы – Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Танеев, Свиридов и многие другие.

Концепция классической музыки: образность и абстрактность

Как научиться понимать классическую музыку, разбираться в ней и полюбить её? Композиторы-классики создавали музыку под впечатлением каких-либо образов, сюжетов, философских изысканий и жизненных впечатлений. В некоторых произведениях даже новичок услышит то явления природы: шум прибоя, крик чаек, грозу, а то и социальные портреты: песню шарманщика, серенаду рыцаря, а то и поступь войска. К музыкальным произведениям о природе в какой-то мере относится и знаменитый цикл Сен-Санса «Карнавал животных”.

Программная и непрограммная музыка

Всю музыку условно разделяют на три большие категории:

  1. музыка вокальная и вокально-инструментальная;
  2. музыка чисто инструментальная;
  3. музыка театральная.

Инструментальную классическую музыку в свою очередь делят на программную и непрограммную.

Программная музыка имеет название (например – Зима, или Пилигримы, или Звёздная ночь и т.д.) или изложенное словами содержание. Непрограммная музыка не сообщает ни того, ни другого.

К программной относят те произведения, которые имеют какой-то немузыккальный подтекст. Программная музыка, как правило, уже даже в своём названии определяет содержание, а нам остается только улавливать и воспринимать звуковые ассоциации, которые хотел передать композитор.

Непрограммная музыка гораздо сложнее в силу своей абстрактности. Она предназначена для более серьёзной, подготовленной аудитории. Но она и интереснее, загадочнее. Она дает огромный простор воображению. К области непрограммной музыки относятся, например, фуги – полифонические произведения, в которых нужно уметь слышать темы и следить за их развитием, или сюда же относятся симфонии без названия – музыкальные закадки, философский смысл которых нужно разгадывать.

Научиться понимать классическую музыку дано тем, кто этого действительно желает, кто слушая, умеет размышлять, улавливать ассоциации, искать новые впечатления. Старайтесь и всё получится!

Автор – Ольга Фелициани

«Для меня настоящим откровением стал хронологический подход к классической музыке: благодаря ему я разобрался, что происходило в голове у композиторов. Так, когда состоялась премьера Симфонии №3 Бетховена, её невероятный по тем временам размах сбивал слушателей с толку. До неё развитие сонаты никогда не было столь долгим. Но вам, человеку, который слышал Вагнера (и раз уж на то пошло, The Velvet Underground), будет сложно представить, насколько она поражала воображение тогда — нужно поставить себя на место слушателя того времени.

Сегодня большинство людей волнует только мелодия. Но в произведениях вроде Симфонии №3 (и почти во всём Бетховене) суть не в мелодии. Мелодия Симфонии №3 — это лишь арпеджированные аккорды и неожиданный гармонический переход. А слушателей того времени поражало прежде всего то, как Бетховен обращался с формой. Местами он растягивал некоторые особо захватывающие части композиции, а иногда сбивал слушателя с толку. Если вы научитесь воспринимать музыку так, как её воспринимали люди того времени, то она вас поразит.

К счастью, слушатели того времени по большей части не изучали музыку и не готовились к каждому концерту. Они просто слушали музыку той эпохи, в которой жили, — и только её. Никакого «канона» ещё не было: если вы жили в 1820-х, то вы слушали музыку 1820-х. Так что попробуйте погрузиться в классическую музыку. Целую неделю слушайте только Генделя; уверен, что так вы полюбите и Гайдна, и Моцарта. Потом повторите это с Брамсом, Вагнером, Стравинским, Кейджем, Адамсом. Такой подход позволит вам прочувствовать контекст. Нет ничего более прекрасного, чем слушать музыку и понимать, что она значит. Современные же композиторы интересны тем, что нарушают определённые правила, и вы можете прочувствовать их музыку, только если интуитивно понимаете, что это за правила».

Фото белгородской филармонии

— Музыкой вы привносите в свою жизнь ум, красоту, гармонию, подлинные чувства. Даже фоновое прослушивание классики нас меняет. А если вы учитесь музыке, то это влияет ещё больше. Классическая музыка развивает память, музыкант-исполнитель пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулируя абстрактными звуковыми фигурами. Многие выдающиеся ученые учились музыке: Альберт Эйнштейн играл на скрипке. Он даже писал в одном из писем, что если бы не было фуг Баха, то он бы никогда не пришел к формуле, выражающей эквивалентность массы и энергии. 70 процентов профессоров физики и математики Оксфордского университета являются членами музыкального клуба, а руководство компании Microsoft при приёме на работу отдаёт предпочтение сотрудникам с музыкальным образованием.

Классическая музыка, как и классическое искусство в целом, элитарно. Так было и будет всегда. Вы никогда не привлечете к нему 100 процентов населения. И, по-моему, этого делать не надо. Могу ошибаться, но где-то мне попадалась цифра, что только четыре процента людей увлекаются классической музыкой. Поэтому решите, интересно ли это именно вам.

Начинатьнеобходимо с желания. В любом делетак. Вы хотите, например, научиться печьблины. Вам могут сто раз рассказать, каких печь, показать сам процесс, но, покавы сами не разведете тесто, не выльетеего на сковородку, не сможете перевернутьблин — не научитесь.

Как выбрать музыку?

— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю.Это, например, Шопен, Григ, Моцарт,Чайковский. Их музыка просто красива,мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомствас классикой можно прийти на концерт изфортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов,мазурок, ноктюрнов. «Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианныепроизведения доступны длявосприятия. Они поэтичные и трогательные.

Можноначинать по-другому — с концерта вокальноймузыки. Это могут быть арии из опер,романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетноразвивается. Поэтому новичку легчепроследить ход мыслей автора.

Лучшевсего начинать слушать классику спрограммной музыки — той, которая имеетназвание, литературную программу, сюжет.Например, можно послушать даже такого»сложного» композитора, как Ференц Лист.У его симфонической поэмы «Прелюды»есть программа, которую чаще всего печатаютв специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самимпоинтересоваться и прочитать ее. Тогдавы все услышите! И мечты «героя» о любви,и как от отдыхает на природе от житейскихбурь, и сами эти бури — грозные ивоинственные, и как в конце он побеждает. Другие примерытакой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди.Программную музыку слушать и восприниматьнамного проще, ведь можно следить засюжетом.

Есть ещё один способ — искатьсвое, то, что понравится. Вообще хорошобы сделать так, чтобы звучание классическоймузыки, которая вам, предположим, ужепонравилась, звучала с вами постоянно.Вы побывали на концерте, состоящее из произведений,например, Шопена или Вивальди, после концерта создайтесебе плейлист в телефоне, на компьютереи слушайте эту музыку фоном: дома, когдаотдыхаете, готовите еду, занимаетесьгимнастикой, едете в машине на работу.Много музыкив 18 веке было написано именно для застолья, прогулок и бытовых дел.Например, Йозеф Гайдн «Музыка на воде» илисюиты Иоганна Себастьяна Баха. Окружите свое личноепространство классической музыкой ипостепенно расширяйте круг того, чтовам нравится, другими произведениямиэтих авторов.

Запомните: нельзя любить все жанры,все эпохи. Кому-то нравится звучаниерояля, кому-то скрипки, а есть любителихоровой музыки. Начинайтес того, что нравится, и ищите своих исполнителей. Стивен Кинг вмемуарах «Как писать книги» говорил:»Если вы хотите научиться писатькниги, вы, в первую очередь, должны ихчитать». Вывод: чтобы полюбитьклассическую музыку, надо не боятьсяее слушать.

Наталья Горявенко. Фото белгородской филармонии

На что обращать внимание?

— Не надо пугатьсятого, что ничего не понял в музыке. Если тебе не понравилась месса Баха, то это не значит, что ты недостаточно хорош. Обращайтевнимание на детали, старайтесь разобраться. Например, романсы Сергея Рахманинова. Вы слушаете текст, вам всё понятно. Но естьи пианист, который сопровождает пение.У него своя партия, и нередко он»досказывает» то, что уже пропел певец. Вслушайтесьв это!

Вы пришли наконцерт из оперных арий Джузеппе Верди, а онизвучат на итальянском. Вы не знаететекста, а ария большая, звучит минут пять.Например, ария короля Филиппа из оперы»Дон Карлос». Даже не зная, о чем поетбаритон, вы при желании расслышите егоскорбные, тяжелые размышления, душевныемуки. Тут вы обратите внимание на егопрерывающуюся речь, словно он неторопливоо чем-то размышляет, на медленный темпмузыки, скорбное выражение лица у певца.Если это произойдет, вы начинаетесочувствовать ему. Вас тронули не слова— их вы не поняли — вас задела музыкальнаяатмосфера! А потом, конечно, если вамзапала в сердце эта музыка, надопоинтересоваться, о чем он пел.

На концертесимфонической музыки перед вами оркестр.Обратите внимание, кто и как играет. Вас может увлечь какой-то исполнительдаже тем, как он извлекает звуки изсвоего инструмента, как двигается еготело. Обратите внимание на формупроизведений. Вот отзвучала тема,началось ее развитие, вот тема вернулась,но в ином качестве, звучании, в новыхтембрах. За всем этим можно следить и,одновременно, задавать себе вопрос, зачем эти изменения? Наконцертах симфонического оркестра, иликонцертах с солистом, я бы посоветовалабрать билеты поближе к сцене — смотритена музыкантов! Следите за солистом, егоруками, как он извлекает звуки изинструмента. Это помогает и увлекает.

Мне всё равно не понятно

— Если в классическоймузыке что-то непонятно, то надо «копать»глубже. К примеру, Иоганн Бах. Его музыка полна тайнописи! У Бахаесть «Токката и фуга ре минор», «Шутка»,знаменитые клавирные или скрипичныеконцерты, которые нравятся всем с первого прослушивания. Но это малаячасть баховской музыки, это даже неверхушка айсберга.Остальные его произведения сложнее.

Можно слушатьлюбую из хоральных прелюдий, «Мессу»,кантаты эмоционально, просто закрывглаза и отдавшись потоку музыки. А можноиначе: с дополнительной подготовкой. Чтобы погрузитьсяглубже в понимание классической музыки,стоит узнавать новые факты о ней издополнительных источников. Это повышает шансына успех, более глубокий уровеньвосприятия классики.

Книги

— В поиске книг омузыке, нужно исходить из своегоплейлиста. Вам нравится, к примеру,Шопен. Ищите книги о нем, о его жизни,судьбе, расширяйте свое представлениео любимом, или пока понравившемсякомпозиторе. Если вы прочтете книжку польскогоисследователя Ярослава Ивашкевича о Фридерике Шопене, товы многое узнаете о нем. Кстати, есть замечательная серия «Жизнь замечательных людей».

Передачи и лекции

— Хорошо рассказываето классике Артем Варгафтик, музыковедмосковской филармонии. У него был большойцикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравитсяМихаил Казиник. В интернете есть сотниего фильмов о музыке с привлекательныминазваниями «Эффект Моцарта», «ЭффектШуберта», «Тайные знаки культуры». Крометого, у него есть серия книг «Тайныгениев». Все это очень доступно,увлекательно, классно!

Есть различныеобразовательные сайты: «Магистерия»,Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классическоймузыке, где размещаются лекции, рассказыо музыке и не только. Можете найти такжеуже переведенные выступления ЛеонардаБернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики.

Московскаяфилармония имеет специальный абонемент»Мама, я меломан» — это серии ночныхконцертов с предварительной лекцией окаждом. Их записи есть в интернете, насайте московской филармонии.Зарегистрируйтесь и станьте слушателемэтих лекций. Там музыковеды замечательнорассказывают о произведениях.

Что не стоит делать?

— Не слушайте мифы и не думайте, что вы не поймёте, что у вас нет слуха, а классика — это скучно. Чтобы слушать музыку или учиться музыке, не нужен какой-товеликолепный слух. Такой слух важен только музыкантам. Хотя дажедалеко не все композиторы имели его, нопри этом стали великими. Как-то у Фредерика Стендаляя прочитала курьезный факт. Стендаль,рассказывал о своем знакомом, экспедиторевоенного бюро, который имел абсолютныйслух: «Вот скрипнет половица, а он тутже говорит «фа-диез». Абсолютныйслух! Но при этом этот экспедиторненавидел музыку».

По-настоящемуважна отзывчивость на музыку, желаниереагировать на нее. В XX веке был такойзамечательный австрийский пианистАртур Шнабель, он говорил: «Самоеглавное — это любовь к музыке. Любовьвсегда дает некоторое знание. Но яникогда не слышал, чтобы знание давалочто-либо, подобное любви». Надо простослушать с желанием и любовью. Этоискусство, которое само до вас дойдети достучится.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *