Какая классическая музыка полезна для умственной деятельности

Почему классическую музыку продолжают слушать, несмотря на появление новых жанров? Ученые утверждают, что она оказывает на нас особое воздействие.

Читать в полной версии

Фото: Gabriel Gurrola/Unsplash

Фото: Gabriel Gurrola/Unsplash

Понижает давление

В эксперименте факультета психологии Калифорнийского университета участвовали 75 человек. В центре внимание было воздействие классической музыки на частоту сердечных сокращений и сосудистую систему, поврежденную в результате стрессов. Респондентам предложили решить арифметическую задачу в условиях ограниченного времени, а затем разделили на несколько групп. Участники первой слушали джаз, второй — поп-музыку, третьей — классику. В итоге у последних зафиксировали более низкий уровень систолического артериального давления. Другие музыкальные стили не привели к подобным эффектам, равно как и тишина.

Усиливает умственные способности

Журнал Learning and Individual Differences сообщает об исследовании, в ходе которого студентов разделили на две группы с равными показателями по возрасту, здоровью и успеваемости (среднему баллу). Участники из первой группы присутствовали на лекции, фоном на которой играла классическая музыка, а испытуемые из второго отбора прослушали тот же материал в тишине. После лекций студенты обеих групп решали одинаковый тест. Выяснилось, что добровольцы, которые занимались под классическую музыку, получили больше баллов за правильные ответы по сравнению с теми, кто слушал лекцию без аккомпанемента. Вывод: музыка способствовала лучшему усвоению новой информации.

Фото: Manuel Nageli/Unsplash
Фото: Manuel Nageli/Unsplash

Обеспечивает высокую продуктивность

Одни предпочитают работать в полной тишине, другим необходим офисный шум. Исследования подтвердили, что даже фоновые звуки в кофейне заставляют мозг работать активнее (недаром существуют специальные плей-листы для стимулирования посетителей магазинов). Ученые неоднократно проводили эксперименты по влиянию классической музыки на продуктивность. В одном из последних исследований Американской психологической ассоциации было описано влияние музыки на когнитивные способности человека. Участники выполняли задания либо в тишине, либо под треки различных направлений. В результате эксперимента ученые заявили, что музыкальные звуки в основном затрудняют выполнение сложных и незнакомых задач, однако значительно усиливают продуктивность при решении привычных задач.

Улучшает сон

Исследование института поведенческих наук при Университете Земмельвайса (Будапешт, Венгрия) подтверждают, что классическая музыка может помочь при бессоннице. Для эксперимента отобрали 94 человек в возрасте 19–28 лет, которые жаловались на проблемы с засыпанием. Две трети из них в течение трех недель слушали перед сном классическую музыку или аудиокниги. Остальные наблюдались без изменения образа жизни. Результаты еженедельно измерялись с помощью Питтсбургского опросника на определение индекса качества сна. Эксперимент показал, что классическая музыка успокаивала нервную систему и люди быстрее засыпали. Врачи рекомендуют использовать классику в качестве безопасного способа лечения бессонницы легкой степени.

Фото: Rajesh Kavasseri/Unsplash
Фото: Rajesh Kavasseri/Unsplash

Помогает снизить тревогу

Бороться со стрессом можно разными способами: с помощью спорта, еды, друзей или посещения психолога. Ученые из частного медицинского университета Kaohsiung на Тайване считают, что от тревожности нужно избавляться быстро и бесплатно — слушая классическую музыку. Они провели исследование с участием беременных женщин с зафиксированным повышенным уровнем стресса. Участницы слушали классику, звуки природы, колыбельные или нью-эйдж ежедневно. Плей-листы можно было чередовать и выбирать по настроению. Большинство женщин отметили заметное снижение тревожности и начали чувствовать себя спокойнее после сеансов аудиотерапии, проводимых в течение двух недель. Врачи подсчитали уровень стресса будущих мам и отметили, что наиболее позитивное влияние оказывают сонаты Бетховена.

Позволяет расслабиться

Снижение сердечного ритма — один из доказанных результатов воздействия классической музыки — неизменно приводит к расслаблению. К исследованию Медико-санитарного университета вооруженных сил в Бетесде, штат Мэриленд, привлекли 67 добровольцев. Сперва им создавали стрессовые и некомфортные условия, а затем предлагали успокоиться в тишине либо под классическую музыку. Но в первом случае нужно было концентрироваться на внимании по аналогии с медитацией, во втором — просто расслабиться и отдыхать. Абсолютно у всех участников были отмечены снижение уровня стресса и чрезмерной мозговой активности.

Фото: Lauren Mancke/Unsplash
Фото: Lauren Mancke/Unsplash

Уменьшает боль

Классическую музыку можно использовать как обезболивающее. Это выяснилось в ходе эксперимента с участием людей, страдающих от хронических болей. Большинство из них признали, что чувствуют себя лучше после прослушивания записей и испытывают конструктивные эмоции, не фокусируясь на страдании. Врачи сделали вывод, что классическая музыка помогает людям восстанавливаться после травм и операций, усиливая действия анальгетиков. Помимо этого, она способствует позитивному настрою, который очень важен для выздоровления.

Music Therapy

«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия”. А.С.Пушкин

Сегодня для многих людей отношение к классической музыке неоднозначно.

Ещё каких-то двести лет назад дамы и кавалеры танцевали менуэты и полонезы, английские моряки, обувшись в деревянные башмаки, отбивали очень быстрый танец жига. А сейчас представителям нового молодого неопытного поколения, даже трудно выговорить такие названия как пассакалья, фолия или аллеманда. Хотя, если бы представители того времени увидели нас танцующими диско, рэп или рок, они бы подумали, что мы явно не в себе и куда скатился мир, потеряв гармонию, изящество и красоту.

Вопрос, который я хотел бы адресовать всем нам: «В чём преемственность поколений? Как нам сохранить и не растерять ценности прошлого и передать их нашим детям?»
Мнения людей и их отношение к классической музыке часто диаметральные. Кто-то не может жить без нее и посвящает себя изучению и ежедневному прослушиванию многие часы. Кто-то ее «не переваривает” — в прямом и переносном смысле этого слова.

Я бы хотел напомнить всем о той огромной пользе, которую оказывает классика на наш организм в целом.

Известно, что музыкотерапия — это самый безопасный и экономичный способ, помогающий избавиться от многих заболеваний, который, к тому же, не имеет противопоказаний. Приятная музыка благотворно действует не только на нервную систему, но и на систему кровообращения, на работу органов дыхания и даже пищеварения. Любимая мелодия способна вызывать увеличение в крови количества лимфоцитов, отчего организму становится легче бороться с болезнями. И в целом, в тот момент, когда звучит любимая композиция, нервная система приходит в тонус, улучшается обмен веществ, стимулируются дыхание и кровообращение.

Практически никто сегодня не оспаривает того, что музыка влияет на общее психофизиологическое состояние человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т. д.

При нашем современном и таком активном темпе жизни, когда порой голова кипит от того, что нужно успеть сделать… Когда многие страдают нарушениями нервной системы, и, как следствие, появляются бессонница, раздражительность, депрессия… В эти моменты классическая музыка — это своего рода лекарство без побочных эффектов. Вы вот знали, например, что существует музыкальная фармакология? Американский ученый и основатель этого научного направления Роберт Шофлер доказывал, что все увертюры Моцарта, все симфонии Чайковского, баллада «Лесной Царь” Шуберта обладают исцеляющими свойствами и помогают скорее выздороветь.

Доказано, что даже 10 минут прослушивания музыки Барокко помогает обмену веществ, улучшает периферийное зрение, усиливает интеллектуальные способности человека.

Причем, этот эффект распространяется на всех: и на тех, кому нравится эта музыка, и на тех, кто ее не любит. Конечно, любители и знатоки получают большее.

В одном документальном фильме показывали результаты экспериментов над водой. Молекулы воды хаотичного вида превратились в нечто превосходное и совершенное за счет услышанной классической музыки и добрых слов. А ведь человек состоит из воды на 60–80% (цифра зависит от возраста). Новорожденный, например, – на 80%. А трехмесячный плод – аж на 95%!

Нам лишь остаётся пригласить вас на концерты, организованные Lisker Music Foundation, где вы сможете приятно провести время, послушать хорошую музыку и встретить новых друзей.

Звоните по телефону (847) 272-7003 или посетите www.liskermusicfoundation.org

​ ​ ​

Правильно подобранный музыкальный фон поднимает настроение, помогает сосредоточиться на работе и даёт заряд энергии. Наилучшие показатели в исследованиях демонстрирует классическая музыка.

Произведения Вивальди стимулируют работу мозга

Антонио Вивальди — один из ярчайших представителей композиторов эпохи барокко. Это время ознаменовалось новым направлением в классической музыке, преобладавшим в 1600–1750 годах.

Музыка барокко отличается размеренным темпом композиций (около 60 ударов в минуту) и наличием высокочастотных гармонических обертонов — дополнительных нот, подкрепляющих мелодию и привносящих в музыку оттенок экстравагантности и эмоциональной наполненности.

Проверить влияние барочной музыки на настроение может каждый: неспешный ритм приводит к успокоению, но при этом не парализует умственные процессы. Наличие данного эффекта подтвердили и учёные.

Например, в 2007 году команда исследователей из Стэнфорда, в которую входили сотрудники Школы медицины и музыкального факультета, провела эксперимент Music moves brain to pay attention, organize events. , в ходе которого проверялись способности испытуемых к концентрации, запоминанию и составлению прогнозов. Исследователи изучали с помощью томографа работу мозга при прослушивании музыки барокко.

Выяснилось, что пиковая активность мозга фиксируется в краткие моменты тишины между музыкальными частями. Это связано с тем, что музыка барокко обладает определённой долей непредсказуемости: мы строим прогнозы и анализируем будущие мелодические сочетания в следующем музыкальном фрагменте.

Подобный эффект возникает при прослушивании не только Вивальди, но и Баха, Генделя, Альбинони. Вслушиваясь в барочные произведения, мы тренируем мозг, заряжаем его на активную работу. Стоит отметить, что такого рода музыкальная терапия должна не сопровождать умственную деятельность, а предшествовать ей. Тем, кто не знает, с чего начать, поможет наша подборка.

Произведения Моцарта помогают учиться и творить

О физиологическом влиянии музыки австрийского композитора спорят не один десяток лет. Многие исследователи заявляют о положительном воздействии композиций Моцарта не только на умственную деятельность, но и на здоровье. Термин «эффект Моцарта» был введён в 1991 году отоларингологом Альфредом Томатисом, который использовал произведения композитора в своей работе.

В 1993 году Фрэнсис Роше, Гордон Шоу и Кэтрин Ки исследовали Music and spatial task performance. влияние прослушивания одной из сонат Моцарта на умственную деятельность. Они дали испытуемым один и тот же тест на пространственное мышление, разница заключалась только в музыке, сопровождающей прохождение задания.

Выяснилось, что лучшие результаты испытуемые демонстрировали при прослушивании Моцарта. Такого эффекта не наблюдалось при тишине или устных расслабляющих инструкциях. К сожалению, подобное воздействие не долговременное: эффект наблюдался только в течение 15 минут после прослушивания.

В скором времени эффект Моцарта стал зарегистрированным товарным знаком, а в рамках его популяризации было выдвинуто немало смелых тезисов, к которым мы советуем отнестись скептически. Но если физиологическое воздействие остаётся предметом споров учёных, то благотворное влияние музыки австрийского композитора на настроение и концентрацию — факт, который каждый может проверить на себе. Для ознакомления с произведениями Моцарта Лайфхакер предлагает следующую подборку.

Подборки произведений классической музыки на разные случаи жизни

Произведения классической музыки не универсальны. Случайные подборки композиций вряд ли настроят вас на нужный лад или погрузят в желаемое состояние. Для составления плейлистов Лайфхакер решил обратиться к профессиональному консультанту.

Марина Гелемент
Преподаватель в Брестском музыкальном колледже, музыковед, музыкальный критик, создатель и руководитель проекта «Музыка с неверными названиями».

Музыка для мотивации

Заставить себя что-либо делать поможет музыка героического характера. Эти произведения написаны в мажорном ладу и имеют призывные интонации. Многие из них написаны для духовых инструментов. Представленная в подборке музыка призвана не только мотивировать на действие, но и запрограммировать человека на успех.

Музыка для поднятия настроения

Такая музыка имеет преимущественно лёгкий характер. В подборке много и танцевальных произведений. Мажорный лад, запоминающиеся темы, обилие струнных инструментов — всё это позволяет человеку расслабиться и избавиться от неприятных мыслей. Под эту музыку хочется жить, дышать и творить.

Музыка для успокоения

Расслаблению способствуют звуки фортепиано и струнных инструментов, мажорный лад композиций и преимущественно медленный темп. Под эту музыку будет проще всего остановиться, расслабиться и даже заснуть. В подборке есть произведения эпохи барокко и классицизма, композиции Дебюсси, Рахманинова и Чайковского. Подойдёт не только взрослым, но и детям.

Музыка для физической работы

Для того чтобы активизироваться, подойдут композиции в быстром темпе. Конечно же, под эту музыку будет трудно сосредоточиться на умственной работе, но быстро навести порядок в доме, собраться на предстоящее свидание или даже перебрать ведро клубники с подобной подборкой будет куда проще.

265 лет назад, 27 января 1756 года, в городе Зальцбурге, который был тогда столицей независимого княжества-архиепископства, родился мальчик. Назвали его Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Впоследствии он слегка подправит это имя, переведя его последнюю часть с греческого на латынь. Полученный в результате перевода Амадей не оставляет никаких сомнений в том, о ком же идёт речь. Конечно, это Моцарт.

Считается, что Моцарт сейчас вроде бы как удерживает пальму первенства по частоте исполнения произведений на планете Земля. Каждые 6 минут в мире играют что-то из его немаленького наследия: 20 опер, 17 месс, около 50 симфоний, масса разного по мелочам, например 22 сонаты для клавесина, 15 циклов вариаций для фортепиано… В общей сложности выходит 626 сочинений. Впрочем, насчёт пальмы первенства можно утверждать именно что «вроде бы как»: наш Пётр Ильич Чайковский по частоте исполнения Моцарту не уступает, а временами даже вырывается вперёд.

Портрет шестилетнего Вольфганга в костюме, подаренном императрицей. Неизвестный художник, предположительно — Пьетро Антонио Лоренцони, 1763 г.

Другой вопрос, что сам Пётр Ильич никогда бы и не подумал всерьёз конкурировать с Моцартом, которого почитал как безусловную вершину композиторского искусства, дойдя в одной своей статье до почти кощунственного утверждения: «Его произведения — это музыка Христа. Моцарт — Христос музыкальный».

Словом, сомневаться в том, что Моцарт — своего рода вершина, довольно опасно. Тем не менее такие охотники находились раньше и существуют сейчас.

Известный отечественный композитор и музыкальный критик Цезарь Кюи, входивший наряду с Мусоргским и Римским-Корсаковым в содружество «Могучая кучка», имел насчёт Моцарта своё мнение: «Его «Дон Жуан» — опера устарелая и скучная…» А также он недоумевал, зачем вообще исполнять произведения этого автора и тратить силы русских артистов на «мёртвые, деревянные с незначительными исключениями звуки Моцарта». В целом же наследие Моцарта Кюи называл «пылью времени, пачкающей руки». На это он получил суровую отповедь от классика русской литературы Ивана Тургенева: «Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно естественно, так, как льётся какой-нибудь прекрасный ручей или источник… А г-на Кюи за его сквернословие о Моцарте всё-таки надо убить, проломив его пустую голову непременно грязным камнем, — а потом бросить его в одну яму со всеми этими…»

Остаётся только предполагать, какими страшными карами грозил бы Тургенев композитору Джузеппе Сарти, который заявил: «Его квартеты — это музыка, чтобы поскорее заткнуть уши». Впрочем, Иван Сергеевич вряд ли бы до него дотянулся: Сарти был современником Моцарта. К тому же итальянцем, что многое объясняет. В Италии весьма ревниво относились к успехам других европейцев на музыкальном поприще и совершенно не признавали Моцарта. В частности, его оперу «Волшебная флейта», о которой отозвались буквально в двух словах: «Musica scelerata». В буквальном переводе — «Мерзкая музыка».

Соотечественники Вольфганга Амадея иной раз высказывались ничуть не менее резко. Известный меломан Карл Цинцендорф вёл дневник, где записывал свои впечатления о музыкальных событиях Вены. Вот несколько его отзывов о произведениях Моцарта: «30 июля 1782 года вечером в театре «Похищение из сераля». Вся музыка уворована. <…> 1 мая 1786. В 7 часов вечера в опере «Свадьба Фигаро». Опера мне наскучила. <…> 4 июля 1786 года. Музыка Моцарта странная — руки без головы».

Но, пожалуй, круче прочих отозвался о Моцарте канадский пианист Гленн Херберт Гульд, мать которого приходилась внучатой племянницей знаменитому норвежскому композитору Эдварду Григу. Он неоднократно признавался в своей нелюбви к Моцарту: «Есть некоторые вещи из его раннего творчества, которые я ещё выношу: такие произведения, как «Сераль», например. Они, правда, влетают в одно ухо и вылетают из другого, но как музыку заднего плана я могу их терпеть… Что до позднего Моцарта, то можно сказать, что такие его вещи, как «Волшебная флейта» или Симфония соль-минор, ничего, кроме презрения, не заслуживают. Это композитор, пришедший в конце своего пути к посредственности. Говорят, что он умер слишком рано. Я же уверен, что он умер скорее слишком поздно: даже представить себе не могу, куда бы он скатился, если бы дожил до семидесяти! Часто можно встретить прекрасных музыкантов и дирижёров, которые есть не что иное, как результат двухвекового восхищения Моцартом… Довольно трудно поставить этих людей перед фактом, что все эти годы люди верили в неправильного бога».

Эти утверждения, разумеется, весьма спорные. Тем не менее в финале всё расставлено на свои места. Гульд вслед за Чайковским практически напрямую называет Моцарта богом, пусть и «неправильным». Что находит реальное подтверждение в одном любопытном эпизоде, который связан с этнографией.

Французский писатель и учёный Ален Гербран в 1948-1950 гг. возглавлял этнографическую экспедицию, работавшую в Южной Америке, в бассейнах рек Ориноко и Амазонки, и занимавшуюся исследованием местных племён, которые фактически жили как наши далёкие предки из каменного века. Вот как он описал действие музыки Моцарта на индейцев племени макиритаре: «Когда Диего закончил петь, мы поставили нашу симфонию Моцарта. Она производит на индейцев магическое действие. Даже молодые женщины не могли устоять перед ней. Превозмогая страх, они одна за другой появлялись из своих хижин и усаживались слушать… В музыке Моцарта присутствует неуловимое колдовство, причём в самом прямом смысле. Она действует как таинственное зелье, которому не в силах противостоять ни один индеец. На них эта запись производит успокоительный эффект: тело расслабляется, и, кажется, дышит сама душа… Но его музыка не приводит людей в оцепенение. Она открывает потаённые глубины бытия… Когда отзвучали последние звуки симфонии, вождь племени внезапно обратился ко мне и сказал: «Раз у тебя есть священная музыка, я могу открыть тебе сокровенные тайны». Так мы узнали историю рождения богов племени макиритаре и их прихода в мир. Если бы не Моцарт, этого могло не произойти».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *