Как заставить мозг работать?

Хотите улучшить свое благополучие и производительность? У вас есть два выбора. Первый: займитесь йогой и защитите кандидатскую степень. Такой подход результативен, но занимает долгие годы и заканчивается облысением. Второй: используйте встроенные чит-коды, чтобы форсировать деятельность мозга без всяких диссертаций и неудобных поз. Мы расскажем, как это делается. Нижеперечисленные методы отличаются степенью сложности, но не несут в себе угрозы для жизни, здоровья или экологии. К тому же, ученые подтверждают, что они-таки работают!

Знание – сила!

Запоминайте списки методом Локи

Мы не умеем запоминать длинные списки, как это ни грустно. Подумайте: когда вы отправляетесь в продуктовый магазин, сколько товаров вы можете запомнить без шпаргалки? Три? Пять? Что, больше? Ну да, конечно – а потом вы приходите домой и понимаете, что забыли купить кефир, из-за которого, ешкин кот, и затевали поход в магазин.

Все это довольно странно, если учесть, что в отношении запоминания многих вещей в жизни мы никаких проблем не испытываем. К примеру, мы без труда припоминаем местонахождение сотен разных мест в черте города, даже если и не знаем их адреса. Вы хоть адрес своей любимой булочной знаете? Точно так же мы запоминаем местонахождение сотен разных бытовых финтифлюшек – от «еще чистых» носков до холодильника. О том, чтобы составить список всего своего барахла, никто из нас никогда и не задумывался, но когда сосед приходит с просьбой одолжить фонарик, мы обычно знаем, где его найти – как правило, в чулане со сгоревшей лампочкой. Вот если бы мы могли точно так же запоминать все, что захочется…

Метод:

Вы без труда находите дорогу потому, что огромная часть ваших вычислительных мощностей используется памятью для изучения окружающего пространства. Эти же мощности можно использовать для запоминания длинных списков. Настоящие мнемоники пользуются этим методом с незапамятных времен.

Умел запоминать до 320 Гб с помощью очков и перчаток или 160 Гб методом Локи

Как это работает: первым делом выбираем какое-нибудь место, которое мы можем представить без труда – свой дом, квартал, все что угодно. Затем мысленно симулируем прогулку по знакомому месту, а отдельные пункты в списке ассоциируем с конкретными точками маршрута.

Предположим, что вы пытаетесь запомнить список продуктов, выбрав окрестности для визуализации перечня. Что там первое в списке? Презервативы? Представляем дорожку разбросанных презервативов, ведущую вниз по лестнице. Дальше пиво – представляем соседа в отключке возле подъезда, можно даже без штанов. Следующее в списке – пельмени, а значит, пусть на елках во дворе вместо шишек растут пельмени. Дайте поработать своему воображению. Чем больше абсурда, тем лучше, ибо абсурдные сцены проще запоминаются.

Поначалу будет казаться, что это лишняя трата времени, но только поначалу – пока вы не поймете, насколько простым становится запоминание перечней. Все сводится к привлечению пространственной памяти. Причем, пользу вы увидите сразу, так как метод не требует долгих лет практики. Во время одного исследования в 1968 году, американским студентам предложили запомнить список из 40 пунктов путем ассоциирования каждого с местом на территории университета. Мало того, что в среднем они запомнили по 38 пунктов, но на следующий день студенты смогли вспомнить по 34 наименования в списке.

В ходе другого исследования, немецкие пенсионеры пытались запомнить аналогичный список по ассоциации с берлинскими достопримечательностями. До использования метода Локи (а именно так он называется), они могли запомнить по три слова в среднем. Ассоциировав слово «отец» с берлинским зоопарком, пенсионеры смогли поднять показатель уже до 23 слов в списке. И да, совсем не обязательно ассоциировать поштучно для каждого пункта. Серьезно, попробуйте.

Удерживайте информацию в памяти с помощью рационального повторения

Время имеет подлую привычку наобум стирать файлы в нашей памяти. Вот и получается, что вспомнить теорему Пифагора – никак, зато перечислить второй состав сборной Ямайки по хоккею – запросто. По этой же причине студенты так любят готовиться к экзаменам в последнюю ночь – это не только из-за характерного разгильдяйства, но и из-за страха забыть часть материала при подготовке заранее в течение, скажем, месяца. Вот и получается, что впихивают всю информацию в голову в последний момент, зная, что сразу после экзамена она улетучится. Еще ничего, если это не студенты медицинского университета… Скальпель не давать.

Завтра же контрольная по квантовой электродинамике! Дотянул…

Что нам требуется, так это способ запоминать много и надолго, но без лишних заморочек. Другими словами, научный метод оптимизации темпорально-энергетических затрат при увеличении объема сохраняемой информации до максимального уровня в пределах биологически допустимых норм. Элементарно!

Метод:

Процесс потери информации головным мозгом можно измерить с помощью так называемой «кривой забывания». Для всех она немножко разная, но одинаково кривая. Суть в том, что чем больше проходит времени, тем больше вы забываете, причем наиболее быстро забывание происходит в первые же дни. Если вы хотите, чтобы информация не терялась, для этого есть отличный метод. Придется затратить больше времени, чем в случае с методом Локи, но если на кону работа или диплом, оно того стоит. В общем, необходимо выяснить с какой скоростью вы забываете данные, и адаптироваться с помощью «осмысленного запоминания» методом «рационального повторения».

Предположим, что вы учите испанский, а через четыре месяца грядет сессия. Самый примитивный вариант осмысленного запоминания потребует написания русских слов и их испанских аналогов (которые и являются целью) на карточках. Кроме того, потребуются три картонных коробки (в случае дефицита коробок, можно просто распределять карты по трем кучам, не важно) с маркировкой:

  1. Ежедневно
  2. Еженедельно
  3. Ежемесячно

Маркировка указывает на то, как часто вам придется просматривать карты в конкретной коробке. «Еще чего! Я и так могу запомнить!» – скажете вы. Можете, только ненадолго. А вот для того, чтобы определить насколько, нужны наши коробочки. Итак, целью метода является максимально возможное сокращение времени, потраченного на полное запоминание.

Поначалу, просматривайте карты каждый день. Те, которые вы запомнили, перемещайте из ежедневной коробки в еженедельную. Спустя неделю пересмотрите карты в еженедельной коробке. Те, что не вспомнили, положите обратно в коробку для ежедневной проверки. С каждым днем количество карт в ежедневной куче будет уменьшаться. Спустя пару-тройку недель вы заметите, что некоторые карты сидят в еженедельной коробке безвылазно. Можно попробовать переместить их в ежемесячную коробку. По истечении месяца проверяем третью, ежемесячную кучу и если что-то там забыли, кидаем забытое в еженедельник. В итоге все карты должны мигрировать в последнюю коробку, а слова прочно осесть в памяти. Растягивание же периодов проверки служит для экономии времени. Зачем зубрить определенное слово каждый день, если достаточно сделать это раз в неделю или в месяц?

Естественно, периоды повторения в нашем примере чисто условны. Если экзамен через две недели, то можно сортировать материал по иным трем группам: раз в день, раз в два дня, раз в три дня. Главное – постепенно увеличивать длину периода между просмотрами.

И да, метод работает, да еще как! Один польский ученый по имени Петр Возняк провел на себе эксперимент, в ходе которого он запоминал бессмысленный набор из нескольких тысяч слогов. Оказалось, что он смог вспомнить эту абракадабру спустя три года! Так что, если вы видите на улице бомжа, бормочущего какую-то несуразицу себе под нос – это он выпрямляет свою кривую забывания рациональным повторением. Не верите – спросите сами!

Записывайте (даже если не будете перечитывать)

А ну-ка, быстренько, когда вы в последний раз что-то писали? Когда расписывались в паспорте? Когда припарковывались во втором ряду и оставляли записку тем, кого вы заблокировали – так и так, припарковался, пошел за спичками, вот номер телефона? Что-нибудь из избранных сочинений Есенина (или, как вариант, Маяковского) на стене подъезда? В наш век смартфонов, СМС-ок и соцсетей, мало уже кто умеет хотя бы шантажировать блудное начальство с помощью записок, изящно выведенных от руки на листке бумаги. И очень жаль, ибо тем самым мы жертвуем эффективным методом применения моторной памяти для запоминания абстрактной информации.

Метод:

Процесс написания от руки вызывает всплеск активности нервной системы, о котором не стоит и мечтать тем, кто просто «долбит по клаве». Во время эксперимента, проведенного в Индианском университете, ученики-первоклашки, изучавшие алфавит, были распределены в две группы. Первой показывали буквы и разъясняли что к чему, а вторую заставляли еще и практиковаться в написании тех самых букв. Когда детишек запихнули в магнитно-резонансный томограф, мозги «писателей» светились, как чернобыльская капуста. Активность головного мозга была не просто повышена, но и напоминала картинку вполне взрослых особей гомо сапиенс, хотя и без взрослых глупостей, вроде «раз уж я в этом ящике, может, уровень холестерина проверите?».

Иначе говоря, этот метод схож с методом Локи, описанным выше. Схож в том смысле, что мы можем задействовать дополнительную часть мозга для помощи с запоминанием. Клавиатуру изобрели потому, что печатать выходит быстрее и проще, чем писать от руки. Но в то же время, мы пожертвовали уникальной способностью рукописи отпечатывать информацию в памяти. Помните те самые карточки со словами для заучивания? Вместо того чтобы распечатать карты, подпишите их от руки. Плюс к запоминанию гарантирован.

Исследования подтверждают, что этот метод особенно эффективен при работе с совершенно непонятными буквами или цифрами: языками программирования, иероглифами, счетами за горячую воду и т.д. Повторим: сложные движения рук задействуют моторную память, усиливая эффект запоминания.

Итак, головой можно есть и запоминать. Но это еще не все! Следующий пример будет интересен тем из нас, у кого в наличии ярко выраженный темперамент.

Контролируйте эмоциональные всплески с помощью недоминантной руки

Все мы знаем хотя бы одного дядьку, который любит побычиться из-за сущей ерунды – светофоров, перепутанного заказа в забегаловке, грядущего апокалипсиса. Обычно это милые ребята, пока у них не поедет крыша, и они не раскатают пенсионерку в блинчик асфальтным катком потому, что ее такса пометила не ту дверь.

Есть, конечно, куча всяких психотерапевтических фокусов для моментального успокоения, которым вас научила еще ваша классная руководительница («Остановись и сосчитай до десяти!»), но которые нифига не работают, ибо в момент озверения подойти к проблеме «взвешенно и конструктивно» оказывается несколько затруднительно. Что вам нужно, так это повысить барьер сопротивления желанию физической расправы, пока не пострадали невинные люди или Польша.

Еще не факт, что на его планете используют десятичную систему счисления

Метод:

Этот метод придумали ребята из Университета Нового Южного Уэльса. Будучи серьезными учеными, они отодвинули на второй план джаз и котят в солнечных очках, а вместо этого предложили особо буйным хоббитам почаще пользоваться недоминантной рукой. Нет, суть эксперимента не в том, что правша успокоится, если возьмет монтировку в левую руку. Все немного интересней. Подопытным предлагали сменить роли рук в течение длительного периода и для выполнения вполне обыденных задач, не несущих угрозы человечеству – открывать и захлопывать двери, наливать кофе, писать начальству анонимные гадости по электронной почте и прочее. Спустя пару недель участники эксперимента проявляли повышенный уровень эмоционального контроля даже при намеренных попытках вывести их из себя.

Как такое может быть? Дело в том, что «колоритное» поведение зависит не только от эмоционального уровня, но и от уровня самоконтроля. Это и хорошо, и плохо. Плохо потому, что самоконтроль не безграничен. Хорошо потому, что это физический процесс. Другими словами, самоконтроль можно качать, как бицепс.

Привычные методы борьбы с темпераментным поведением включают в себя медитацию, психотерапию и смирительную рубашку. В данном же случае, человека ставят лицом к лицу с целой кучей маленьких бытовых раздражителей, что позволяет выработать иммунитет к нервным срывам, не переступая через черту. Ведь делать привычные вещи непривычной рукой не очень то и удобно, не так ли? А вот бить за это сковородкой некого. Приходится привыкать.

Итогом эксперимента стало повышенное сопротивление подопытных сильным раздражителям. Амбидекстрам этот метод вряд ли поможет, но их должен успокаивать тот факт, что в случае перестрелки они и так могут вести огонь сразу с двух рук.

И наконец:

Повышайте иммунитет, разглядывая картинки

Казалось бы, у нас нет никаких возможностей контролировать собственную заболеваемость, не считая диеты и гигиены. Но мы же здесь не для того, чтобы учиться, как правильно есть тофу и выковыривать его из зубов? Хотите усилить иммунитет – полистайте медицинскую энциклопедию. Читать не обязательно, хватит и картинок.

Метод:

Ваш мозг заправляет всем, включая иммунную систему. И мы знаем, что определенного рода картинки могут вызвать всякие-там соматические реакции – слюни при виде бутерброда, эрекцию при виде Мисс Вселенной и т.д. А если перед вами картинки больных людей, организм включает на полную катушку защитные механизмы.

Ученые из Университета Британской Колумбии показали своим жертвам слайд-шоу с занимательными картинками пациентов, чтобы измерить уровни иммунитета подопытных до и после. Так вот, целых десять минут студенты провели, разглядывая больных проказой, туберкулезом и энурезом. По окончании эксперимента выяснилось, что лейкоциты в организмах «морских свинок» поняли, что от них требуется, и принялись вырабатывать интерлейкин 6 (IL-6) – белок, производимый для борьбы с инфекциями и ожогами.

Если вы думаете, что подобную реакцию можно просто списать на повышенный уровень стресса, то вы не угадали. Хотя подопытных в этом случае никто не заставлял принимать участие в эксперименте под угрозой расстрела, другой группе абитуриентов были показаны картинки со злыми дядьками, направляющими на них широкий ассортимент огнестрельного оружия. Уровень выработки IL-6 в последней группе повысился всего на 6%. А вот у тех, кто разглядывал болячки, уже на все 23%.

Извини, Брюс, но у тебя волосы не отрастут, даже если ты посмотришь

С точки зрения эволюции тут все ясно – если вы видите, что пещерная братия падает замертво налево и направо из-за доисторического гриппа, то есть смысл быстренько выработать иммунитет, дабы не испытать прелести смертных мук на самом себе. Так что, эти ваши врачи пудрят вам мозги, развешивая милые картинки чудесных пейзажей и веселых клоунов в приемной. Хотели бы помочь, повесили бы результаты вскрытия больного бубонной чумой.

Работать нужно не 12 часов, а головой. Так говорил Стив Джобс. Правда, как заставить наш мозг действовать максимально эффективно, основатель Apple не уточнил. А вот наш корреспондент Дмитрий Тарасов посетил нейрофорум, поговорил с учеными и выяснил, как можно взломать свой мозг.

Заставить мозг работать лучше можно и с помощью таблеток, и электрических импульсов, или просто решая задачки на внимание. Так, герой фильма «Области тьмы» пил мощные ноотропы, за счет чего стал богатым и успешным. По ту сторону экрана эффективность фармакологической стимуляции мозга намного скромнее. Согласно наблюдениям ученых, «таблетка для интеллекта» часто не оправдает даже ожидания студентов во время сессии. Поэтому мозг лучше «качать». Проще всего это делать на онлайн-тренажерах, например, делать упражнения на память, внимание и концентрацию.

«Сейчас слишком большой поток информации отовсюду просто бомбардирует наше внимание и просто уничтожает его: нейромаркетинг, речь как меч — вот эти все словечки из маркетинга. Мы все это знаем, но наше внимание действительно потихонечку разрушается и мы уже не такие, как наши предки, это сто процентов».

Сергей Белан, , основатель образовательного проекта:

Определить степень вовлеченности человека в образовательный процесс может специальный нейроинтерфейс. Его научили измерять энцефалограмму и бить тревогу, когда ученик отвлекается. Отслеживать мотивацию помогает индивидуальный трекер.

«Запустили онлайн-школу, но запустили трекера, который говорит: эй, иди обратно! Делай задание. Зачем ты запустил нас. 80% людей дошли до конца».

Сергей Белан, , основатель образовательного проекта:

Мозг можно научить и управлять различными устройствами с помощью нейрокомпьютерного интерфейса. Микросхема фиксирует реакцию 16 тысяч нейронов и посылает обратные сигналы клеткам.

«Интерфейс мозг-компьютер он обычно используется для инвалидов, для управления колясками, креслами. Но имеют достаточно большую перспективу, в том числе управление разными устройствами».

Олег Бахтияров, , автор концепции психонетики:

Кроме того, на эффективность мозга влияют и силовые тренировки. Так, занятия спортом в два раза увеличивают выработку тестостерона и гормона роста. Это помогает выращивать новые нейроны, что в свою очередь улучшает память. А вот недосып, наоборот, снижает работоспособность на четверть.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях» , Instagram и «ВКонтакте» .

Знание – сила!

Казалось бы, у нас нет никаких возможностей контролировать собственную заболеваемость, не считая диеты и гигиены. Но мы же здесь не для того, чтобы учиться, как правильно есть тофу и выковыривать его из зубов? Хотите усилить иммунитет – полистайте медицинскую энциклопедию. Читать не обязательно, хватит и картинок.

Метод:

Ваш мозг заправляет всем, включая иммунную систему. И мы знаем, что определенного рода картинки могут вызвать всякие-там соматические реакции – слюни при виде бутерброда, эрекцию при виде Мисс Вселенной и т.д. А если перед вами картинки больных людей, организм включает на полную катушку защитные механизмы.

Ученые из Университета Британской Колумбии показали своим жертвам слайд-шоу с занимательными картинками пациентов, чтобы измерить уровни иммунитета подопытных до и после. Так вот, целых десять минут студенты провели, разглядывая больных проказой, туберкулезом и энурезом. По окончании эксперимента выяснилось, что лейкоциты в организмах «морских свинок» поняли, что от них требуется, и принялись вырабатывать интерлейкин 6 (IL-6) – белок, производимый для борьбы с инфекциями и ожогами.

Если вы думаете, что подобную реакцию можно просто списать на повышенный уровень стресса, то вы не угадали. Хотя подопытных в этом случае никто не заставлял принимать участие в эксперименте под угрозой расстрела, другой группе абитуриентов были показаны картинки со злыми дядьками, направляющими на них широкий ассортимент огнестрельного оружия. Уровень выработки IL-6 в последней группе повысился всего на 6%. А вот у тех, кто разглядывал болячки, уже на все 23%.

Извини, Брюс, но у тебя волосы не отрастут, даже если ты посмотришь «12 обезьян»

С точки зрения эволюции тут все ясно – если вы видите, что пещерная братия падает замертво налево и направо из-за доисторического гриппа, то есть смысл быстренько выработать иммунитет, дабы не испытать прелести смертных мук на самом себе. Так что, эти ваши врачи пудрят вам мозги, развешивая милые картинки чудесных пейзажей и веселых клоунов в приемной. Хотели бы помочь, повесили бы результаты вскрытия больного бубонной чумой.

Мы уже предлагали вам выяснить в нашем тесте, кто главнее — вы или ваш мозг. Надеемся, что ответ вас не очень удивил или расстроил, ведь авторы книги «Уход за мозгом» Владимир Яковлев и Марина Собе Панек, помимо исследований, подготовили еще и советы, позволяющие одновременно беречь свой мозг от перегрузки и использовать его возможности по максимуму. Мы выбрали пять правил из книги, с которых можно начать уход за мозгом.

Правило 1. Чтобы что-то забыть, нужно очень хорошо это вспомнить

Когда ваш мозг подкинет вам неприятное воспоминание, не сопротивляйтесь, а, наоборот, выберите удобный момент и попробуйте сделать то, о чем мозг просит, — то есть полностью и подробно вспомните неприятное событие, как бы омерзительно это ни было.

Для мозга нет разницы между воображением и реальностью. Поэтому, если в воображении вы замените концовку с негативной на позитивную, мозг легко поверит в это, и воспоминание сразу потеряет для него прежнюю значимость, поскольку уже не будет связано с безопасностью.

Правило 2. Чтобы что-то запомнить, нужно поспать

Если днем вы занимались на каких-то платных курсах — вождения, рисования, английского или другого иностранного языка, — а потом по какой-то причине не спали ночь или спали мало, то считайте, что выкинули деньги на ветер. Закреплением новых знаний наш мозг занимается, только и исключительно в то время, когда мы спим. Процесс запоминания, если очень упростить схему, выглядит примерно так: во время сна новые знания, полученные днем, связываются с долговременной памятью. Это называется «консолидация памяти». Все неконсолидированное мозг попросту забывает.

Правило 3. Не стоит делать несколько дел одновременно

Наше сознание монозадачно. Наш мозг, при всей его сложности, на сознательном уровне способен контролировать только одно дело в одну единицу времени. Если дел оказывается два или три, то, чтобы выполнить их, мозг использует специальный прием. Поскольку сознательно заниматься несколькими делами одновременно он не может, мозг начинает быстро переключаться, перескакивать с одного на другое и обратно. Это создает у нас иллюзию, что мозг делает несколько дел сразу. Но в реальности мозг по-прежнему придерживается принципа одно дело на единицу времени, только быстро чередует дела.

Правило 4. Хотите похудеть — больше думайте

Если бы наш мозг имел возможность самостоятельно «ходить в холодильник» и брать оттуда то, что ему нравится, он питался бы салом в шоколаде. Потому что больше всего на свете мозг любит жирное и сладкое. То есть жиры и углеводы. Жиры обеспечивают энергетический запас мозга, как, впрочем, и всего тела. А быстрые углеводы мозг использует для обеспечения своих текущих потребностей.

Мозг «ест» очень много, поскольку является самой энергоемкой частью нашего организма. Мозг составляет всего 2-3 процента от массы тела, и при этом потребляет пятую часть всей энергии организма!

Правило 5. Если мозг чего-то требует — дайте

Случай, который произошел с инженером-исследователем Александром Пельцером, можно рассказывать на ночь как классическую детскую страшилку. Пельцеру приснился кошмарный сон, в котором он упал на дно колодца. Там, на дне, сидела страшная лохматая женщина. Увидев Пельцера, она закричала: «Съешь паука!»

Пельцер проснулся с дикой головной болью. И с этого момента в его жизни начался ад. Днем Пельцера мучила головная боль, от которой не помогали никакие таблетки. А по ночам ему безостановочно снился кошмарный сон с колодцем и женщиной, кричавшей: «Съешь паука!» Пельцер обратился к психиатрам. Но обследования ничего не обнаружили. Спустя месяц мучений Пельцер решился на совершенно безумный поступок. Он поймал живого паука и съел.

Все. С этого момента головные боли и кошмарные сновидения немедленно и полностью прекратились.

Хочу пить, есть, спать, бегать, хочу сидеть и ничего не делать, хочу в отпуск на море, хочу немедленно похудеть — все эти требования мозга обоснованы и имеют конкретную причину.

Уход за мозгом. Владимир Яковлев -10% Уход за мозгом. Владимир Яковлев Владимир Яковлев Вайнер, Марина Собе-Панек Мягкая обложка632 ₽702 ₽ В корзину В корзину

Несмотря на интенсивное изучение, данные о функциональном значении отдельных областей головного мозга для процессов рабочей памяти (РП) остаются противоречивыми. Целью данного исследования было определить активацию участков коры на разных этапах выполнения задачи на РП (запечатление, удержание и извлечение информации). На 19 здоровых добровольцах была использована функциональная магнитная резонансная томография (фМРТ) с модифицированной задачей Стернберга. Суть задачи — в запоминании и удержании в памяти последовательности из семи букв с последующим сравнением с ней одной буквы. Проанализирована активация в трех периодах задачи по сравнению с периодом покоя, а также динамика изменения интенсивности BOLD-сигнала в зависимости от времени в трех областях: левой дорсолатеральной префронтальной коре (ДЛПФК), левой задней теменной коре и левой затылочной коре. По результатам анализа, на протяжении всех периодов задачи наблюдали статистически значимую активацию участков ПФК и задней теменной коры (р < 0,05), но с изменением их локализации и латерализации. При этом паттерн активации в периоде удержания соответствовал компонентам лобно-теменной сети контроля. По результатам анализа изменения интенсивности BOLD-сигнала наиболее выраженную активацию ДЛПФК и теменной коры наблюдали в конце периода запечатления, периоде удержания и начале периода извлечения, что подтверждает роль данных областей в процессах РП. Пик активации затылочной коры соответствовал периоду запечатления. Данное исследование подтверждает функциональное значение ДЛПФК и задней теменной коры для процессов РП на всех этапах выполнения задачи Стернберга.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *