Как выбрать куда поступать?

Читать: 4 мин.

Вы задумались о том, что делать после окончания 11 класса? Какие образовательные возможности есть у выпускника школы? Представляем обзорную статью о выборе учебного заведения.
Вы читаете эту статью, значит, выбираете, в какой вуз или колледж лучше поступать после 11 класса. Если у вас еще нет полной ясности, то мы поможем подойти к выбору учебного заведения системно и развеять несколько распространенных заблуждений.

Большинство старшеклассников при выборе места обучения совершают одну и ту же ошибку: сначала выбирают предметы ЕГЭ, которые они могут сдать. Затем, по полученным баллам ЕГЭ, начинают подбирать доступный вуз. То есть, к сожалению, государственная итоговая аттестация стала основным профориентационным тестом страны. Хотя на самом деле лучше использовать обратную последовательность действий:
Шаг 1. Сначала определиться с подходящей профессией или профессиональным направлением.
Шаг 2. Отобрать 5-6 вузов с разным проходным баллом, чтобы 1-2 из них были запасным вариантом в случае низкого балла ЕГЭ.
Шаг 3. Готовиться к ЕГЭ, ориентируясь на самый желанный вуз из списка.
Поэтому самым первым шагом к выбору образования может стать тест на выбор профессии. Рекомендуем наши популярные тесты:

Профессиональные склонности

Профперспектива

Тесты на выбор профессии

Куда поступить учиться после 11 класса

Если вы готовитесь получать аттестат о среднем образовании, то у вас есть 3 варианта дальнейшего обучения:

    ✔ Высшее образование. Обучение в вузе в нашей стране до сих пор работает как социальный лифт. Самые высокие средние зарплаты в стране — у людей с высшим образованием. В большинстве специальностей при приеме на работу человек с высшим образованием находится в более выигрышной позиции, чем соискатели без него. После 11 класса вы можете поступить на программы бакалавриата или специалитета. Основное различие в том, что диплом бакалавра проще будет подтвердить за рубежом. Но существуют и другие тонкости в выборе, поэтому решайте этот вопрос применительно к каждому конкретному вузу и специальности.
    ✔ Среднее профессиональное образование. Количество специальностей, которые можно получить в колледжах и техникумах, больше тех, которым обучают в университетах и академиях. Но некоторым профессиям учат только в учреждениях СПО. Например, машинист, пожарный или инкрустатор.
    Более подробно о том, когда стоит идти в колледж, читайте в нашей статье Куда поступить после 9 класса.
    ✔ Специализированные курсы. Чтобы стать косметологом, стюардессой, баристой или аниматором, может быть достаточно специализированных курсов, как офлайн, так и онлайн. Во-первых, многие работодатели обучают персонал при приеме на работу. Во-вторых, есть целый класс профессий, которым еще нет соответствующего классического образования, и работодатели ориентируются не на диплом, а на навыки, которые соискатель показывает в тестовом испытании. Это касается геймдизайнеров, e-mail маркетологов, веб-дизайнеров и т.д.

В колледжах и вузах вам доступны разные формы обучения: очная, очно-заочная, заочная и дистанционная. Очная, или дневная, форма обучения предполагает присутствие на лекциях, семинарах, лабораторных работах в дневное время 5-6 дней в неделю. Очно-заочная, или вечерняя, форма дает возможность студенту совмещать работу и учебу, занятий меньше, чем у студентов очной формы, значительная часть материала отдается на самостоятельное изучение. При заочной форме студент посещает занятия периодами 2 раза в год и сразу сдает сессию, а остальное время учится самостоятельно. При дистанционной форме студент или присутствует на занятиях онлайн или слушает уже записанный курс, а выполненные задания отправляет преподавателю по e-mail или с помощью специальной платформы для онлайн-образования.
Дистанционная форма обучения сейчас активно развивается. Онлайн-образование помогает студентам из регионов и людям с ограниченными возможностями (в том числе инвалидам по зрению и слуху) изучать курсы лучших российских преподавателей и получать дипломы государственного образца. Правда, в России еще далеко не все вузы предоставляют полноценное дистанционное образование. А те государственные вузы (МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, СПбГУ), у которых заявлена дистанционная форма обучения, указывают, что на часть занятий все-таки нужно являться очно или что в онлайн-формате вы сможете пройти только определенные курсы. Получить диплом государственного образца после полноценного онлайн-обучения можно пока только в коммерческих вузах страны на платной основе (Синергия, Московский университет им. С.Ю. Витте и др.).

Читайте по теме:
Как выбрать вуз для поступления: три главных правила
Куда поступить после 9 класса

Куда поступить после 11 класса мальчику (юноше)

С нашей точки зрения, не стоит делить профессии на мужские и женские, а всегда ориентироваться на собственные профессиональные склонности. Тем не менее, в нашем обществе от мужчин ждут карьерных и финансовых успехов. И если руководствоваться этим стереотипом, в выборе вуза и факультета стоит оценивать уровень средних зарплат выпускников.
Наиболее высокооплачиваемыми, по данным Минобрнауки, стали выпускники следующих вузов:
• Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина
• МГТУ имени Н.Э. Баумана
• Ульяновского института гражданской авиации имени Б.П. Бугаева
• МИФИ
• НИУ ВШЭ
• МГУ имени М.В. Ломоносова

А среди направлений подготовки самыми перспективными для молодых людей станут:
✎ Прикладная геология и нефтегазовое дело
✎ Экономика и управление
✎ Информатика и вычислительная техника
✎ Ядерная энергетика и технологии
Если вы стремитесь к финансовому успеху и карьера для вас очень важна, то обратите внимание на эти направления.

Куда поступить после 11 класса девочке (девушке)

Девушек не принимают на ряд военных и «опасных» специальностей, но во все другие профессии им дорога открыта. Среди самых востребованных современных профессий, в которых женщина может преуспеть:
✎ IT-специалисты
✎ Инженеры
✎ Маркетологи-аналитики
✎ Сотрудники социальной сферы
✎ Переводчики

Наши профконсультанты считают, что если девушка не нашла подходящей профессии, то можно выбирать универсальные направления – педагогическое или медицинское. Они вероятнее пригодятся в жизни, хотя бы для семьи и близких.

Читайте по теме: Какую профессию выбрать

Список востребованных профессий (отраслей)

По результатам мониторинга Минобрнауки в 2017 и 2018 гг., большинство московских абитуриентов стремятся изучать «Науки об обществе», то есть, психологию, социологию, юриспруденцию, СМИ, экономику.

Хотя 5 отраслей с самыми высокими зарплатами в стране приходятся не на социальные, а на технические и естественно-научные специальности. По данным Росстата самые высокие зарплаты в стране у специалистов в следующих отраслях:
✔ Производство нефти и газа
✔ Деятельность трубопроводного транспорта
✔ Воздушный и космический транспорт
✔ Производство нефтепродуктов
✔ Производство табачных изделий

Куда поступить на бюджет

Считается, что количество бюджетных мест с каждым годом сокращается. Все образование становится платным. Хотя данные приемной комиссии в 2017 и 2018 гг. показывают, что в 2018 году число бюджетных мест в вузах осталось на том же уровне, что и в прошлом году, или даже выросло. Поэтому паниковать не стоит.
В Москве и Санкт-Петербурге конкуренция среди абитуриентов ниже. Значит, проблем, куда поступить на бюджет с низкими баллами после 11 класса, в Москве меньше, чем в регионах. Главное, как мы уже говорили, подобрать несколько возможных вузов, подстраховаться в случае не очень удачной сдачи ЕГЭ.
Наибольшее количество бюджетных мест предлагают профильные университеты (данные 2018 года):
• Финансовый университет при Правительстве РФ (703 бюджетных места по направлению «Экономика»)
• Московский государственный юридический университет имени Кутафина (545 бюджетных мест по направлению «Юриспруденция»)
• Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (525 бюджетных мест по направлению «Информатика и вычислительная техника»)
• Государственный университет управления (245 бюджетных мест по направлению «Менеджмент»)
• Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (700 бюджетных мест по направлению «Лечебное дело»)
Но обратите внимание, что и конкурс на одно место в эти вузы высокий. Если вам необходимо поступить в вуз на бюджетное место, и вы не готовы платить за высшее образование, изучите непопулярные специальности в многопрофильных вузах. Например, в МГУ им. М.В. Ломоносова самый низкий конкурс традиционно на геологию и социологию. При всей популярности направления «Экономика» в НИУ ВШЭ, на специальности «Психология», «Культурология» и «Философия» в этом престижном вузе конкурс от 1 до 1,5 человек на место. Ищите варианты — и обязательно найдете.

Колледжи, куда можно поступить после 11 класса

Для поступления в колледж после 11 класса не понадобятся результаты ЕГЭ. Учреждения СПО проводят конкурс аттестатов. Чем выше ваш средний балл в аттестате после 11 класса, тем больше шансов попасть на бюджетное место. При спорных случаях колледж отдаст преимущество тем абитуриентам, у которых выше баллы по профильным для колледжа предметам. Но результаты ЕГЭ вам могут пригодиться, если после колледжа вы пойдете в вуз.
Большинство московский и петербургских колледжей принимают абитуриентов после 9 и после 11 классов. Но каждое учреждение СПО имеет специфические правила приема на бюджетные и платные места. Например, в колледже МИД РФ бюджетные места доступны только для тех, кто поступает после 11 класса, после 9 класса можно поступить исключительно на платной основе. В колледже связи №54 бюджетные места предусмотрены как для выпускников 9-го, так и 11-го классов. А в Московском финансовом колледже Финансового университета при Правительстве РФ нет бюджетных мест для выпускников 11 классов. Обратите на это внимание при выборе колледжа.

Полезные ресурсы для выбора вуза

Чтобы найти вузы или колледж по конкретным специальностям, зайдите в раздел Образование на нашем сайте. Там вы сможете отфильтровать образовательные учреждения по нужным вам параметрам, ознакомиться с описанием и узнать контакты учебных заведений. Какие ресурсы еще помогут в поиске?
✎ Информационный ресурс для абитуриентов от Минобрнауки «Поступай правильно»
✎ Сайт отзывов о вузах «Типичный абитуриент»
✎ Сайт, где можно подобрать вуз по разным параметрам — Вузопедия
✎ Рейтинг вузов России — Вузотека
✎ Для выбора колледжа или техникума по направлениям можно использовать портал College News
Время и силы, потраченные на поиск подходящего вуза, обязательно окупятся в будущем. Желаем вам успешного поступления!
Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о поступлении в колледж или вуз, подпишитесь на нашу рассылку.

Технологии изменили всё, в том числе и рынок труда. Кто останется у руля, какие профессии исчезнут совсем и, главное, на кого идти учиться — или переучиваться — в этом сумасшедшем мире? Почитайте как раз на выходных.

Что нас ждёт, или как не остаться без работы

Собственные исследования в области востребованных профессий будущего проводят издания Forbes, The Economist, Inc., IT-корпорация Cognizant и другие серьёзные ребята.
Вот какие тенденции сегодня наблюдаются, согласно их отчётам, и какие профессии необходимы, чтобы быть востребованным специалистом в следующем десятилетии:

  • Обучение становится пожизненным. Технологии развиваются, постоянно появляется новая информация, поэтому схема «выучился один раз на всю жизнь» больше не работает. Наши навыки, как мобильные приложения, требуют постоянных обновлений.
  • Смена профессии стала доступна в любом возрасте. Прогнозы говорят, что в будущем мы будем менять 4–6 профессий в течение жизни.
  • Обучение массово кочует в онлайн.
  • Многие популярные профессии можно получить не за 4–5 лет, а за 4–5 месяцев. Этого достаточно для «входа в специальность». Дальше можно начинать работать и в процессе наращивать скилы (помним про первый пункт).
  • Для многих профессий будут нужны междисциплинарные знания. В первую очередь в области технологий и маркетинга.

Перспективные профессии и где их получить

Медицина и биотехнологии

Медицина развивается стремительно. Люди в развитых странах нацелены жить долго и сохранять здоровье до старости. В Америке уже сегодня есть те, кто планирует дожить до 120, а то и до 150 лет. Тренд на биохакинг, то есть анализ своих жизненных показателей и омоложение организма на его основе, существует не один год. В целом люди стали жить дольше, больше заботиться о своём здоровье и качестве жизни, в том числе, с помощью технологий.

Чтобы поддерживать эту индустрию нужны специалисты. Как непосредственно в сфере медицины, так и на стыке медицины с генетикой, биохимией, экологией, робототехникой, IT. Остаются востребованными врачи, диетологи, косметологи. Развиваются такие профессии, как IT-генетик, молекулярный диетолог, консультант по здоровой старости, биофармаколог, системный биотехнолог, урбанист-эколог.

Где учиться

  • На «классического» врача — в отечественном или зарубежном медвузе. В мире лидируют медицинские и биологические вузы Великобритании, США и Австралии.
  • В США очень дорого учиться на врача и практически нереально поступить, но можно пойти в младший медицинский персонал и неплохо зарабатывать в перспективе. Другой вариант — пойти в науку. Например, в области разработки лекарств или биопротезов.
  • Зато вполне реально учиться в Европе или Австралии: в Германии и Чехии на немецком и чешском соответственно обучение бесплатное. Венгрия, Словакия, Польша, Ирландия и Австралия считаются странами, которые дружественны к иностранным студентам.
  • Для тех, кому интересна работа в науке или в сфере проектирования медтехники, подойдут некоторые технологические вузы. Например, Университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) в Питере, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева в Москве и другие. Посмотрите наш подробный гид по университетам мира.
  • Чтобы попасть в отрасль, не обязательно даже учиться 7–8 лет: можно получить одну из околомедицинских специальностей на курсах.

Анализ больших данных

Данные собирают все. Это трафик с сайтов, звонки, информация из приложений, сведения о финансовых транзакциях. Делается это не ради праздного интереса. Все гигантские массивы информации — big data — необходимо анализировать, структурировать, хранить и использовать для бизнеса, политики и прочего. Data scientist, он же аналитик данных, занимается как раз тем, что выявляет закономерности в потоках информации и интерпретирует их.

Основные скилы для этой специальности: разбираться в математике и статистике, уметь извлекать нужную информацию из потока данных и разных источников, устанавливать закономерности в массивах данных и анализировать их для принятия решений. Часто в анализ больших данных приходят математики.

Где учиться

  • Бакалавриат прикладной математики и информатики/статистики в отечественных технических вузах.
  • Бакалавриат или онлайн-курсы зарубежных университетов по Data science. Тут нужен высокий уровень английского.
  • Подходящие программы на Coursera и Open Data Science.
  • В Школе анализа данных от Яндекс.
  • В Udacity есть хороший курс по Business Analytics для новичков.

Робототехника

Мир будущего из книг писателей-фантастов ХХ века уже наступил. Видеозвонки, всемирный «информаторий» и, конечно же, роботы — наша реальность. С каждым годом они будут отвоёвывать у людей рабочие места, выполнять всю рутинную механическую работу. С другой стороны, потребуется всё больше и больше специалистов для их проектирования, настройки и обслуживания.

Роботы нужны в промышленности, военном деле, сфере безопасности, медицине, быту. Перспективное направление — разработка киберпротезов и специальных устройств для поддержания качества жизни.

Где учиться

  • В России сильная школа робототехники. Её единственный существенный недостаток — фокус на промышленной робототехнике. Специализированных направлений в области медицины или сервисных услуг пока нет. Получить специальность можно в технических и технологических вузах, которые традиционно сосредоточены в Москве и Питере. Например, Московский политех, Российский технологический университет (МИРЭА), МГТУ Баумана.
  • Также робототехнике учат в Республике Татарстан в Университете Иннополис, в Томском государственном и политехническом университетах, в Уральском федеральном университете, в Новосибирском государственном техническом университете.
  • За границей медицинскую, бытовую и сервисную робототехнику, как правило, объединяют в программу Computer Science. В рамках таких курсов изучают ряд компьютерных дисциплин — от программирования до нейронных сетей.
  • Сильные бакалаврские, магистерские и докторские программы по робототехнике есть в США, Австралии, Канаде, Китае, Японии, странах Западной Европы, в частности в Германии и Швейцарии. Вот несколько вузов: Centennial College в Канаде, ETH Zurich в Швейцарии, The Hong Kong Polytechnic University в Гонконге.

Программы и курсы легко находятся по поиску robotics или computer science.

Креативные специальности и создание контента

Контент по-прежнему король. Всё, что связано с созданием контента останется востребованным. Дизайнеры всех мастей — от UX до VR, иллюстраторы, копирайтеры, фотографы, видеографы, блогеры, ютьюберы и другие творцы от бизнеса могут быть спокойны.

Оптимистичные прогнозы говорят, что скоро простые профессии будут переданы роботам, а у людей высвободится больше ресурсов для занятий творчеством и наукой. Так что профессии вроде художника или писателя также останутся в строю. Искусственный интеллект и нейросети ещё далеки до того, чтобы тягаться с человеком в креативе.

Спокойны могут быть и маркетологи: всем нужно продавать то, что создаётся.

Где учиться

  • Прелесть креативных специальностей в том, что большинство из них можно получить на курсах и попасть в профессию довольно быстро. Другое дело, что опытным специалистом сразу не стать. Но это везде так, хоть после полугода курсов и тренингов, хоть после четырёх лет университета.
  • Разбираться придётся в нескольких смежных специальностях одновременно. Всё происходит на стыке творчества, компьютерных технологий, маркетинга и рекламы. Видеоблогер должен не только уметь снимать и монтировать, но и понимать основы журналистики и продвижения. Дизайнеру нужно знать хоть что-то о копирайтинге, копирайтеру — уметь работать с изображениями и так далее.
  • Всему этому учат на онлайн-курсах Coursera, Udemy, The Vlog Academy. Онлайн-обучение можно дополнять поездками на «живые» тренинги и мастер-классы. В идеале нужно проходить курсы не только по основной специальности, но и по смежным.
  • Традиционные вузовские программы тоже никто не отменял. Большой выбор креативных специальностей и направлений в учебных заведениях США, Великобритании, Франции, Нидерландов: Институт искусств Сотбис (Нью-Йорк), Дрексельский университет (Филадельфия), Кингстонский университет (Лондон), Istituto Marangoni (Лондон), Утрехтский университет прикладных наук (Утрехт и Амерсфорт), Амстердамская академия моды (Амстердам), ISAL Paris (Париж).

Сфера образования

Хорошие новости для учителей и преподавателей. Во всяком случае, для тех, кто интересуется новыми методиками, хочет менять и развивать систему образования. На самом деле, эта система уже меняется, начиная от школ и до последипломного образования.

В школах уходит в прошлое «зубрёжка». На первый план выходит умение найти и структурировать информацию. В странах Скандинавии, где педагогика находится на высоком уровне, обучение уже сегодня строится на предпочтениях и склонностях учеников.

Меняется и образование для взрослых, в том числе последипломное. Набирает обороты онлайн-обучение. Становится больше курсов переквалификации. Люди начинают понимать необходимость учиться всю жизнь. Возраст перестаёт быть проблемой для смены профессии.

Одна моя знакомая из Швейцарии еще лет пять назад рассказывала, что у них люди нередко меняют две профессии за жизнь. И это никого не удивляет. Причём перемена может быть радикальной: стоматолог становится архитектором, например.

Где учиться

  • Педагогические вузы либо аспирантуры других вузов — для того, что иметь возможность преподавать в школе или институте.
  • На онлайн и офлайн-курсах: OpenEdu.ru, Сontented. Там прокачаете скилы ораторского искусства, создания презентаций, узнаете новые техники и веяния.
  • За границей хорошее педобразование можно получить в Великобритании (University of Warwick), Ирландии (University of Limerick), Австралии (Edith Cowan University), Канаде (Trent University).

Игровая индустрия и киберспорт

Киберспорт перерос из развлечения в бизнес и уже составляет конкуренцию обычному спорту по количеству зрителей и фанатов. Помимо, собственно, разработчиков игр, зарабатывать в киберспорте могут профессиональные игроки, тренера команд, киберспортивные комментаторы.

Киберспорт — это не просто многочасовое сидение за компьютером, это целая культура. У профессиональных спортсменов есть команды, тренера, графики тренировок — всё как в реальной жизни. Хотя понятие «реальная жизнь» в их случае уже и так чуть размыто.

Где учиться

  • Разработчик игр или gamedev учится там же, где и другие разработчики: в вузах, на курсах и самостоятельно. Из популярных онлайн-курсов: курсы от GeekBrains, Coursera, Udemy, Lynda (онлайн-платформа, ориентированная на программистов), курс Design and Development of Games for Learning на платформе eDx от разработчиков Массачусетского технологического института и Гарвардского университета. Как правило, это курсы по дизайну и разработке игр для разных платформ.
  • Для киберспортсмена образование не принципиально, но нужно знать английский. Среди скилов, которые помогут стать хорошим игроком: аналитический склад ума, терпение, усидчивость, коммуникативные навыки для игры в команде. Ну и само собой, нужно уметь играть хотя бы в одну игру.
  • Кроме разработчиков и игроков любому проекту нужны менеджеры, дизайнеры, юристы, экономисты, маркетологи. Всем им необходимо разбираться в специфике отрасли, знать основные игры. Эти навыки и знания также можно получить онлайн на перечисленных площадках.

Психологи и психотерапевты

Скорость мира, все эти перемены, новые требования и бесконечный стресс привели к тому, что даже у нас пойти к психологу почти перестало считаться зазорным. В развитых странах это давно нормальная практика. Люди понимают, что заботиться нужно не только о здоровье тела, но и о здоровье психики. Так что в ближайшее время психологи и психотерапевты точно не останутся без клиентов.

Где учиться

  • Базовое образование психологи получают в многопрофильных, педагогических или медицинских университетах. Психотерапевты могут сделать это обычно только в медицинских вузах. Затем нужно постоянно проходить курсы повышения квалификации, изучать новые методики и техники, работать с супервайзером и проходить личную терапию.
  • В России хорошо готовят психологов и психотерапевтов в МГУ, Российском государственном гуманитарном университете, Московском педагогическом государственном университете, Сеченовском университете.
  • Европейские и американские университеты, само собой, предлагают много качественных программ по психологии и психотерапии. Вот только некоторые из них: Университет Зигмунда Фрейда (Вена, Австрия), Вебстерский университет (Вена, Австрия), Университет Данди (Данди, Шотландия), Florida Institute of Technology (Мелборн, Флорида, США), University of Delaware (Ньюарк, Делавэр, США).

Есть и другие, пока ещё малоразвитые, но перспективные специальности: пилот дрона, специалист по утилизации и переработке мусора — Trash Engineer, специалист по восстановлению экосистем, космический гид, сотрудник по этическим вопросам. Держите руку на пульсе и помните, что сейчас выбранная профессия — не приговор на всю жизнь.

Полезные ресурсы

  • Атлас новых профессий.
  • Индекс Cognizant Jobs of the Future.
  • Онлайн-курсы от разных университетов по всему миру Coursera.
  • EdX — бесплатная платформа интерактивных курсов, основанная Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом.
  • Codecademy — интерактивная онлайн-платформа по обучению 12 языкам программирования.

Этот пост изначально должен был быть ответом на пост «Честный рассказ об образовании в IT. Стоит ли оно того?», однако, по-видимому, вышел за эти пределы и может рассматриваться как самостоятельное произведение.

Нам часто приходится читать в подобных постах, а также слышать из уст студентов и выпускников, что их ожидания от учёбы в университете не оправдались. Эту проблему можно рассматривать с разных сторон. Я коснусь лишь некоторых аспектов. А именно, тех, которые относятся ко взаимодействию университетов и студентов. Итак, давайте разберём сетования автора исходного поста, сформулируем причины происходящего, и дадим вновь поступающим советы о том, как отучиться в университете, и не пожалеть, о том, что это было скучно и бесполезно.

Диссонанс, описываемый автором поста, происходит от непонимания студентами того, что такое собственно вуз. Если отбросить ведомственные вузы, занятые подготовкой профессиональных кадров для определённых областей жизнедеятельности, то целью вузов (далее университетов, чтобы не путать с ведоственными вузами) является научная деятельность. В целом, всё, что в них происходит, подчинено этому, в том числе и обучение студентов. Фактически, студенты для университетов это просто «свежая кровь». Да, университет это человеческое сообщество, и для того, чтобы оно не вымерло, но «плодилось и размножалось», и нужны студенты. Сколько из выпускников каждый год остаётся в разных качествах в стенах альмаматер? Вот ради них весь этот учебный процесс в принципе и существует.

Автор сетует, что их курсовые работы никому были не интересны. Ну, не совсем так: руководителю не интересны ваши эмоции, сколько и как вы страдали над ними, но интересно:

  1. Полученный результат. Тема курсовой могла быть небольшим оригинальным исследованием, и вам поручили его выполнить. Если вы справились, то побочным эффектом будет то, что вас запомнили и будут иметь ввиду.
  2. Навык научно-исследовательской работы. Академические работники должны регулярно демонстрирвать результаты своей исследовательской работы. А вы (студенты), ежегодно, или обычно чаще, нарабатываете этот навык, привыкаете не только к тому, что вам нужно постоянно быть занятыми поиском новых знаний, но и терпеливо и качественно писать об этой деятельности отчёты (студенты пишут курсовые работы, а исследователи статьи, монографии, учебники).

Также автор жалуется, что многие предметы преподавателями были проведены неинтересно. Здесь нужно понимать и держать в голове две вещи:

  1. Потоковые дисциплины. Обычно это курсы лекций и семинаров (или лабораторных работ, или практикумов) в общеобразовательных и в общепрофессиональных областях. Например, в компьютерных науках это будут дискретная математика, программирование, базы данных. Такие курсы проводятся большому числу студентов, и ориентируются на некий средний уровень студента. Поэтому ожидать откровений не приходится. Как впрочем и особой заботы преподавателя об обучающихся у них студентах по «их» предмету. Здесь нечасто можно встретить лектора, являющегося специалистом в том, чему он учит, или, хотя бы, врывающегося в предмет. Обычный случай — это преподаватель, ведущий дисциплину постольку-поскольку (случайно досталась в начале карьеры, или ушёл человек её ведущий, и пришлось подхватить). Поэтому, если какой-то предмет вам провели познавательно и увлекательно, то считайте, что вам крупно повезло. Если нет, то не расстраивайтесь, ведь могло бы быть и хуже.
  2. Спецкурсы. А вот это то место, где шанс пройти интересный предмет уже гораздо выше. Такие курсы часто читают специалисты в этой области. Они либо проводят соответствующие исследования, либо работают на производстве в этой области. Часто такие спецкурсы и появляются в учебном плане под конкретных преподавателей.

Что здесь может сделать студент? На первый взгляд ничего. Но можно попробовать следующее: досконально изучите учебный план, выясните, кто какую дисциплину ведёт, и выстраивайте свои ожидания и стратегию их прохождения, сообразуясь с этим. Если дисциплина «рядовая», а ведущий преподаватель не ахти, то вы можете заняться самообразованием, а к занятиям отнестись в зависимости от мотивации творчески или формально. Также не помешает в этом случае выяснить у преподавателя, какие книги (возможно онлайн-курсы) он считает авторитетными, и пройти обучение по ним.

Отдельно поговорим о практике. Практика это особый вид учебной деятельности студентов. К сожалению, часто роль практики принижается. Обусловлено это разными причинами. Одна из которых это отсутствие реальной заинтересованности университета. Обычно практика проводится отдельно от так называемого теоретического обучения, например, после окончания учебного семестра, или в его начале, но может идти и параллельно обычному учебному процессу. Очевидно, что цель практики — дать студенту практические навыки в профессии. В идеале практика должна проходить на реальном производстве, куда студентов направляет университет. В реальности кейс часто такой: на первом и втором курсе бакалавриата студенты проходят практику в стенах университета, выполняя примитивную работу, возможно не имеющую прямого отношения к профессии, или практика подменяется на самостоятельное изучение одного из аспектов того, что изучалось в теории перед этим. От студентов же третьего и четвёртого курса часто ждут, что они самостоятельно найдут предприятие, где их возьмут на практику, и принесут отчёт и справку с места прохождения практики. Можно ли что-то выжать из университета с точки зрения практики? Конечно, можно. Во-первых, если вы себя зарекомендовали в качестве хорошего студента (см. текст ниже), то вместо примитивной практики на первых двух курсах вам могут предложить что-то поинтересней. А если не предложили, то можно поинтересоваться другими вариантами, возможно, что специально для вас найдётся что-то и получше. Во-вторых, (актуально для старшекурсников) местные предприятия могут активно хантить будущих джуниоров именно через университетскую практику. Наконец, некоторые университеты берут своих студентов на практику в лаборатории. Для начала академической карьеры — идеальный вариант.

Наконец, о выпускной квалификационной работе aka диплом. Стоит ли сетовать на то, что ваш диплом никому не интересен, его прочитали отсилы пару раз, и он «умрёт» сразу после его защиты? Как вы думаете, какова вероятность, что вашего руководителя ваш диплом заинтересует, если вы пришли к нему со своей темой? То-то же. Он в лучшем случае будет руководителем формально, никакого интеллектуального участия не примет, а вашу ВКР прочитает лишь с целью убедиться, что её можно допустить к защите. Хотите, чтобы от руководителя диплома был прок? Займитесь этим вопросом заблаговременно. Не за полгода до защиты, а хотя бы за год, лучше два. Дайте понять руководителю, что вам интересна тематика его академической работы, и вы хотели бы взять у него задачу на ВКР. Получив задачу или тему, приступайте немедленно. И выдайте первый результат не позднее чем через неделю. Пусть это будет просто библиография по теме. Зато вы продемонстрируете свою готовность работать над темой, и у профессора будет желание вам помогать. Ведите работу над темой регулярно. Не делайте больших перерывов, иначе может создаться впечатление, что вы забили на диплом. Прислушивайтесь к тому, что вам говорит руководитель, если хотите, чтобы он сохранял интерес к тому, что вы делаете. Если хотите, чтобы работа «жила» и после защиты, намекните руководителю, что планируете поступать в магистратуру или даже в аспирантуру, и продолжите заниматься этой темой.

Теперь пара слов о том, как студенту сделать жизнь для себя в стенах университета интересней и полезней.

  1. Влейтесь в местную студенческую тусовку. Это может быть кружок олимпиадного программирования, научный клуб или даже студенческое конструкторское бюро. Такая тусовка может управляться преподавателем-энтузиастом, а может быть и самоуправляемой. В первом случае о тусовке вы узнаете от соответствующего преподавателя, либо вас к нему направят. Во втором случае вы увидете соответствующее объявление или к вам придут с рекламой. Если ни того, ни другого в первые же дни с начала учёбы не произошло, то это повод для беспокойства. Либо тусовки нет, либо от вас ждут вашей же инициативы. По личному опыту: прямая реклама не эффективна, больше толку от самостоятельного прихода к тебе инициативных ребят.
  2. Если же такой тусовки вы не нашли, то создайте свою. Университеты благосклонно относятся ко внеучебной деятельности студентов и могут вам в этом помогать, например, выделить вам на постоянной или регулярной основе помещение, профинансировать закупку оборудования, оплачивать вам командировки. Создание своей тусовки это ещё и хороший опыт организаторской работы. Плюс вы заведёте знакомства с такими же энтузиастами своего дела.
  3. Найдите научного руководителя. Если вы чувствуете в себе большую тягу к знаниям, много просиживаете за чтением книг или изучением новых для вас технологий, то есть смысл найти себе научного руководителя и получить опыт исследовательской работы. Большинство преподавателей заинтересованы в научном руководстве студентами (но по моему ощущению не все, в том числе и продвинутые из них). Почему это так, написано выше. Для вас же двойная выгода, вы сможете погрузиться в узкую проблематику и как следует в ней разобраться, а заодно поймёте, хотели бы вы работать в академическом мире. Особо хочу подчеркнуть, что НИР для студента, планирующего пойти в R&D (research and development, исследования и разработка), вещь необходимая, навыки и репутацию нужно нарабатывать с юных лет.
  4. Будьте активным студентом. Даже если лектор хороший, а вы умный, и вам «всё понятно», задавайте вопросы. Но не поверхностные, то есть ответ на которые лежит на поверхности (легко гуглится, очевиден, или легко вычисляется), а такие, которые заставят задуматься не только вас. Подумайте, о чём не говорил лектор, но было бы уместно сказать? Посмотрите на рассматриваемую проблему под другим углом. Куда можно двинуться дальше? Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы, особенно, если вас что-то смущает, или заметили, что лектор ошибся. Иногда, если вы обнаружили серьёзную ошибку, можно сказать об этом лектору наедине, чтобы не выставить его в неприглядном виде перед другими студентами. Хороший преподаватель будет вам за это благодарен.
  5. Устройтесь на работу в университет. Это не про зарплату, это про то, чтобы выжать максимум из учёбы в университете. Чем это может быть полезно? И не навредит ли учёбе? Сначала разберёмся, какая именно работа доступна студенту в стенах университета. Скорее всего первокурсника никуда не возьмут. У него нет ещё никакой формальной подготовки, чтобы занять даже самую низовую должность. А вот начиная со второго курса, вас могут взять на должность лаборанта. Обычно эта работа связана с поддержкой учебного процесса. Будучи студентом магистратуры вы сможете претендовать на должность инженера. Здесь вы также будете заниматься поддержкой, но вероятно на более сложном уровне. Разница примерно такая: лаборанты протирают мониторы, а инженеры устанавливают операционную систему. В некоторых университетах работа лаборантом или инженером будет в стенах лабораторий, что на мой взгляд очень круто. Даже если ваши обязанности будут примитивными, вы можете подумать о том, а что и как можно сделать по другому и лучше, естественно, в рамках дозволенного. Вероятно плюсом будет и то, что вы увидете университет как бы изнутри. Вы увидите и, может быть, поймёте то, что не видно обычным студентам. Что касается совмещения с учёбой, то здесь, во-первых, так как вы студент, вы будете работать на полставки, и вас будут отпускать на занятия. Во-вторых, преподаватели будут банально к вам более лояльны с точки зрения учебного процессе, так как вы, какой-никакой, а коллега. Наконец, про зарплату тоже: воспринимайте её как повышенную стипендию… (В некоторых университетах появилось новшество: студентов магистратуры берут работать менторами. Ментор это помощник преподавателя, которому могут поручать проверку лабораторных работ и консультирование по ним. Зарплата небольшая, зато хороший старт академической карьеры.)
  6. Измените отношение. Вот, если у вас есть опыт хождения на какие-то мероприятия, например, в кружки или митапы, с каким чувством вы туда шли? Наверняка с предвкушением новых знаний, новых знакомств, «вкусного» разговора, причастности к чему-то крутому. Кто мешает иметь такое же отношение к хождению в университет?

На мой взгляд, написанное выше говорит о том, что решение проблемы скучной и бесполезной учёбы в руках в том числе и самого студента. Нужно перестать воспринимать университет исключительно как ненужное болото, которое вам ещё и что-то должно. А лучше приложить собственные усилия к тому, чтобы это болото высохло и «покрылось цветущими лугами».

Примечание

Развёрнутое рассуждение о том, что такое университет, и зачем он нужен даётся в книге «Зачем нужны университеты?» Стефана Коллини, переведённой на русский и изданной в 2016 году издательством ВШЭ.

Если вопрос «Куда поступать?» не даёт покоя, попробуй рассмотреть специальности, для поступления на которые нужно сдать ЦТ по предметам, что даются тебе легче всего. Возможно, предложенные варианты помогут тебе наконец определиться с выбором. Смотри подходящий набор предметов

Сдаю ЦТ по истории Беларуси и английскому языку

Сдаю ЦТ по математике и физике

Сдаю ЦТ по математике и иностранному языку

Сдаю ЦТ по биологии и истории Беларуси

Сдаю ЦТ по математике и географии

Сдаю ЦТ по истории Беларуси и обществоведению

Сдаю ЦТ по химии и биологии

Сдаю ЦТ по химии и математике

Сдаю ЦТ по обществоведению и иностранному языку

Сдаю ЦТ по языку, математике и экзамен «Творчество»

Сдаю ЦТ по языку, биологии и экзамен «Физическая культура»

Если твоего набора предметов в списке нет, поищи специальности по экзаменам самостоятельно. Для этого воспользуйся каталогом учебных заведений Адукар. Сервис отсортирует все программы учебных заведений по выбранным предметам.

Получи +20 баллов к ЦТ за 4 часа!Регистрируйся на итоговые занятия, где опытные преподаватели подробно разберут каждое задание, расскажут обо всех ловушках и сложностях. Не упусти возможность повысить свой балл всего за несколько часов!

Интересный факт: по результатам опроса на нашем сайте чаще всего абитуриенты выбирают сочетание «русский/белорусский язык + биология + химия». На втором и третьем месте по популярности — «русский/белорусский язык + математика + иностранный язык» и «русский/белорусский язык + математика + физика». Четвёртым предметом абитуриенты в основном выбирают математику или обществоведение.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Каталог учебных заведений Адукар

ЦТ онлайн: решай авторские тесты и готовься к ЦТ

Итоговые занятия перед ЦТ 2021

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *