Как стать писателем?

Содержание

Принимая решение стать профессиональным писателем, нужно отдавать себе отчет, что может ждать на литературном поприще. Ведь одно дело писать для души, родных и близких, и совершенно другое — для широкого круга аудитории.

  1. Как стать хорошим писателем: успешными рождаются или становятся?
  2. Что должен уметь известный писатель
  3. От слова к книге: где в России учат детских и взрослых писателей
  4. Куда отправлять пробные работы и с чего начать молодым писателям
  5. Как работают начинающие авторы в наше время — онлайн-площадки для размещения произведений
  • Ridero — популярный инструмент, чтобы начать публиковаться
  • Стать писателем на Author.today: как это сделать
  • Литнет — хороший способ начать писательскую карьеру
  • Продаман — знаменитый самиздат жанра фэнтези
  • Меценат — лучшая платформа для творческих людей

6. Как стать писателем с нуля: чек-лист из 30 советов

  • Нехудожественная литература
  • Художественная литература
  • Другие общие рекомендации

Как стать хорошим писателем: успешными рождаются или становятся?

Многие считают, что известным писателем может стать лишь тот, у кого есть талант, а все остальные так и останутся на любительском уровне. Однако одного природного дара недостаточно. И если взять двух авторов, один из которых писатель одаренный, сочиняющий только по вдохновению, а другой — упорно работающий и регулярно пишущий, шансов на успех больше у второго. Отсюда можно сделать первый и главный вывод: писательство — это труд, но не всегда он вознаграждается так, как хотелось бы.

Что должен уметь известный писатель

В писательском деле есть три кита:

  1. Технические умения и литературное образование. Если говорить простым языком, то хороший автор должен разбираться в стилистике, словоформах, средствах художественной выразительности и уметь все это грамотно применять на практике. В этом поможет литературное образование. ВУЗ не наделит талантом, если его нет, но поможет его развить, начать правильно оформлять мысли и образы на бумаге. Однако есть немало талантливых самоучек, ставших действительно известными. Но если без формального образования еще иногда можно обойтись, то начитанность и любовь к литературе — необходимые атрибуты всех без исключения успешных писателей.
  2. Жизненный опыт. Ни один автор, как бы идеально он не писал, не сможет глубоко прочувствовать тему и затронуть читателя, если он не разбирается в конкретной сфере. Военный, врачебный, любовный, криминальный и любой другой жизненный опыт — важное условие для успешного писателя. Например, Э. Хэмингуэй и Э. М. Ремарк имели богатый военный опыт, а детский доктор Е. Комаровский издал первую книгу, накопив многолетний опыт врачевания.
  3. Организованность и трудолюбие. Хорошим писателем вряд ли станет человек, который пишет только по вдохновению. «Гений лишь начинает великие работы, а заканчивает их один труд» — сказал Жозеф Жубер, и с ним сложно не согласиться. Писательство — это ежедневный труд, которому следует уделять много времени. Как говорил Генри Миллер, «Действуйте по плану, а не по настроению. Останавливайтесь в назначенное время». Нейл Гейман советует «Всегда доводить до конца то, что уже начал, чего бы это ни стоило».

От слова к книге: где в России учат детских и взрослых писателей

Получить филологическое образование можно на соответствующем факультете или в профильном литературном ВУЗе.

  1. Литературный институт имени А. М. Горького в Москве — при нем есть литературные курсы, где обучают авторов поэзии и прозе.
  2. Московский государственный институт культуры — факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных услуг.
  3. Краснодарский государственный институт культуры — информационно-библиотечный факультет.
  4. Литературные мастерские от Creative Writing School, где учат писать сценарии, делать художественные переводы и многое другое. Есть онлайн-курсы, а также очные занятия в Москве и Санкт-Петербурге.
  5. Писательское мастерство от 4Brain онлайн. Здесь научат создавать небанальный сюжет, а также помогут улучшить уровень грамотности и общий стиль письма.

При выборе места для получения знаний не нужно тратить деньги и время на сомнительные курсы и не менее сомнительное наставничество.

Куда отправлять пробные работы и с чего начать молодым писателям

Итак, рукопись готова, вычитана и отредактирована. С чего же начать свою писательскую карьеру? Есть несколько вариантов, как опубликовать работу.

  1. Издательство. Каждый, кто мечтает стать настоящим писателем, чаще всего выбирает этот путь к успеху. Это действительно неплохой вариант, чтобы начать работать в литературе. Но важно понимать, что у каждого издательства есть свои требования, и с ними нужно ознакомиться еще до отправки рукописи, так как в случае несоблюдения текст даже не начнут читать. Вся информация обычно расположена на сайте издательства в соответствующем блоке «начинающим авторам». Чтобы шансы на успех стали более ощутимыми, лучше отправить рукопись сразу в несколько мест, не забыв ознакомиться с требованиями каждого.
  2. Размещение произведения в интернете. Например, на таких профильных платформах, как proza.ru, yapishu.net и samlib.ru. А если хочется не просто стать писателем, но и сразу начать зарабатывать, можно опубликовать свою работу на специальном ресурсе, например, Меценат. В этом случае автор сможет получать определенный процент от продажи своих работ.
  3. Толстые литературные журналы, публикующие произведения малоизвестных писателей, которые только начинают свою писательскую карьеру. В России их не один десяток, например, Звезда или Новый мир. Тот же Вестник Европы, в котором когда-то публиковался А. С. Пушкин, существует и по сей день. Стать автором в подобном журнале — шаг к известности, так как издательства с удовольствием начинают сотрудничать с писателями, у которых уже были публикации.
  4. Массовые издания. Это газеты и журналы, которые читает широкая публика, и попасть на их страницы намного легче. Стать автором в таком издании — отличный способ заявить о себе. Даже если за это ничего не заплатят, начинающий писатель сможет найти своих первых поклонников.
  5. Литературный конкурс. Здесь не будут издавать рукопись, но это реальный шанс заявить о себе. Многие детские писатели, например, Дарья Доцук, стали знаменитыми именно благодаря им. Литературные издательства с удовольствием принимают произведения таких авторов, именуя конкурс ситом современного таланта.

Как работают начинающие авторы в наше время — онлайн-площадки для размещения произведений

Далеко не у каждого начинающего писателя есть возможность привлекать агента для своей раскрутки, поэтому этим вопросом им приходится заниматься самостоятельно. Проще всего заявить о себе, если начать публиковать свои произведения на специализированных платформах в интернете.

Ridero — популярный инструмент, чтобы начать публиковаться

Сервис Ridero предоставляет возможность самостоятельно выпускать электронные книги, которые становятся все более популярными в наше время. Для этого нужно зарегистрироваться и загрузить текстовый вариант рукописи. У сайта есть ряд платных функций: индивидуальная обложка и оформление, услуги редактора, корректора, личного помощника, а также реклама издания, но этими возможностями можно и не пользоваться.

После подготовки рукописи к публикации Ridero отправит ее во все крупные интернет-магазины, например, Озон или Литрес. Также будет возможность оформить бумажный вариант книги, если кто-то захочет ее купить — Ridero напечатает столько экземпляров, сколько нужно. У сервиса есть ряд особенностей, которые лучше учесть еще до начала сотрудничества.

  1. Цену на свой труд автор устанавливает сам, и именно эту сумму он получает в случае продажи. Естественно, Ridero что-то накрутит сверху, поэтому лучше указывать адекватную стоимость.
  2. Есть возможность заниматься самостоятельным оформлением рукописи в Личном кабинете.
  3. Сам по себе сервис бесплатный, но без платной рекламы вряд ли получится стать читаемым писателем и что-то продать.
  4. Чтобы качественно выпустить книгу, нужно или самому становиться редактором, корректором и дизайнером, или платить за это деньги.

Стать писателем на Author.today: как это сделать

На популярной платформе Author.today собираются творческие люди и делятся своими трудами, общаются, рассказывают истории, как они начали писать, участвуют в конкурсах и многое другое. Писатель может опубликовать свое произведение бесплатно или выпустить платную электронную книгу. Есть возможность творить в прямом эфире, размещая, допустим, по главе в неделю. При этом каждый, кто желает узнать продолжение, должен оформить платную подписку. В чем особенности работы с Author.today?

  1. Публикация произведения занимает буквально 5 минут — интерфейс платформы интуитивно понятен.
  2. Большое число как писателей, так и читателей, с которыми можно общаться. Благодаря этому несложно найти человека, который поможет при оформлении работы или в каком-то другом вопросе.
  3. К сожалению, без соответствующей рекламы обзавестись широким кругом читателей практически нереально.

Литнет — хороший способ начать писательскую карьеру

Самиздат Литнет — крупный портал, с которого можно начать карьеру в литературе. Здесь писатели размещают свои творения, издают электронные книги бесплатно или продают их. Есть возможность творить совместно с другим автором — для этого нужно оформить заявку на сайте Литнет. Как и на Ridero, есть платные функции: оформление обложки или редактура рукописи. К плюсам Litnet можно отнести возможность получить бесплатную рекламу, если книга соответствует ряду условий. Но минусы все же присутствуют:

  • портал не приветствует размещение произведения на сторонних ресурсах;
  • жесткие рамки для писателей: если произведение не соответствует политике Литнет, в публикации будет отказано.

Продаман — знаменитый самиздат жанра фэнтези

Платформа Продаман — хороший портал, где писатели могут публиковать и продавать свои произведения. Свое название сайт получил от слова «прода» — последующая часть литературного произведения, которое состоит из нескольких поэтапно появляющихся в доступе частей. Преимущественно здесь публикуются истории в жанре фэнтези. Писатель может выпустить платную электронную версию рукописи или разместить ее на сайте бесплатно. Выбирая Продаман, учитывайте следующие особенности платформы.

  1. Есть возможность публиковать произведения для всех, только для друзей или только для избранных лиц.
  2. Возможность собирать добровольные пожертвования от поклонников на выпуск следующей книги.
  3. Жанры, в которых можно писать, ограничены — в основном здесь пишут фантасты.
  4. Неудобный интерфейс.

Меценат — лучшая платформа для творческих людей

Все популярнее становится молодая платформа Меценат. Здесь писатели могут публиковать свои произведения бесплатно. Есть ряд дополнительных услуг, например, реклама. Ими пользоваться не обязательно, но это поможет в продвижении книги. Сервис появился относительно недавно, поэтому при его разработке были учтены недостатки других площадок. Преимущества платформы Меценат:

  • легкий вход — можно даже не регистрироваться, чтобы начать работать;
  • писать допустимо в абсолютно любом жанре — ограничений нет;
  • возможность отправить произведение на сайт, приложив фото и даже видео, или самостоятельно сверстать книгу и прислать для публикации уже готовый файл;
  • возможность сбора донат от поклонников и вывод полученных денег на электронный кошелек.

Как стать писателем с нуля: чек-лист из 30 советов

Прежде чем ступить на писательский путь, советуем ознакомиться с советами тех авторов, кто уже добился известности и смог стать знаменитым писателем.

  • Понять, сколько придется работать и что реально можно за это получить. К сожалению, большого дохода литературная деятельность вряд ли принесет, а вот работать придется много: на первых порах нужно выпускать 2–4 книги в год, чтобы автора хотя бы признали. Поэтому писательство — это, скорее, хобби, а основной источник дохода должен быть другим. О способах реального заработка мы писали в нашей статье «Как заработать писателю».
  • Не питать иллюзий по поводу заработка. Даже если получится стать действительно читаемым автором, гонорары за книги невелики. Начинающий писатель при самом удачном стечении обстоятельств сможет заработать не более 2–4 тысяч долларов в год. И это напрямую зависит от того, насколько он вложился в собственную раскрутку и рекламу. Со слов Германа Садулаева, среднестатистически автор получает 10 рублей с каждой проданной книги, например, при продаже 3000 экземпляров это всего 30000 рублей. И не факт, что весь тираж раскупят.
  • Адекватно воспринимать критику. Как сказала Дж. Роулинг, непринятие и критика — часть жизни любого писателя. И если не уметь слушать чужое мнение, можно просто забросить писательство после первой же неудачи. Умение собраться и продолжать работать дальше, несмотря ни на что — это бесценно. Можно взять перерыв, но позже нужно сделать выводы и продолжить трудиться.
  • Понять, в каком жанре хочется творить. К сожалению, художественная литература сегодня стала менее популярной, чем прикладная. А это значит, что писателю, допустим, романов придется сильно постараться, чтобы стать знаменитым.

Нехудожественная литература

  • Писатель прикладной литературы на момент издания своего труда должен быть уже довольно известен как эксперт, причем именно среди читателей.
  • Все научные термины и исследования должны быть написаны простым и понятным языком — только так книга non-fiction (так называют нехудожественные произведения) сможет стать популярной.
  • Рукопись должна решать конкретный запрос читателя, а не просто включать поток мыслей и рассуждений.
  • Необходимо уделить особое внимание оформлению — издание должно быть удобно читать.
  • Если есть сложная терминология, то все научные слова должны быть объяснены сразу, без отсылки читателя в конец книги или в интернет.
  • Обязательно привести практические примеры, а также упомянуть про типичные ошибки, которые может допустить читатель.

Художественная литература

  • Писателю художественной литературы стоит продумать серийную историю. В этом случае единожды придумав персонажей и их мир, далее можно будет развивать сюжет в продолжениях. Это намного проще, чем каждый раз начинать создавать историю с нуля.
  • Если выбран этот путь, и работа понравится публике, каждую последующую часть придется выпускать очень быстро.
  • Автор художественной литературы должен вызывать у читателя только позитивные эмоции. Скандальный образ может позволить себе только реально популярный топовый писатель.
  • Как сказал А. П. Чехов, не надо гнаться за количеством строк. Чем короче пишет автор, тем у него больше шансов стать популярным. «Краткость вообще не портит дела. Растянутая резинка стирает карандаш нисколько не лучше нерастянутой».

Другие общие рекомендации

  • Принять пиратов как данность. Реалии литературного рынка в России таковы, что чуть ли не сразу после выпуска платной версии издания, начинают появляться бесплатные копии. Это не послужит автору рекламой, как считают многие. Маркетолог С. Демьянов провел интересный эксперимент. Он выпустил платную книгу, отсрочил появление бесплатной версии на 3 недели и продал за это время 8500 экземпляров. Но как только вышла пиратская версия, продажи упали практически до нуля — за 4 месяца было раскуплено чуть более 1000 работ. При этом о произведении говорили, его хвалили, то есть объективно книга стала популярной, но продажи не росли.
  • Если делиться с пиратами не хочется, можно попробовать стать автором Амазона — крупнейшей в мире платформе по выпуску электронной продукции. Иностранные читатели привыкли платить за книги, которые они читают. Однако прорваться в Амазон непросто. Для начала нужно сделать качественный перевод своей истории — это очень затратно. А далее, после выхода рукописи, придется постоянно поддерживать связь с читателями, общаясь с ними на английском языке.
  • Не стоит издавать книгу для привлечения клиентов — это касается авторов, у которых основная деятельность отличается от писательства. Как показывает практика, людям все равно, есть у вас книга или нет. Например, известный психолог Нина Рубштейн, по трудам которой обучают в университетах, не увеличила число своих реальных клиентов благодаря публикациям. Поэтому в этом случае писать нужно, если реально хочется или без книги невозможно подняться по карьерной лестнице.
  • Выбрать путь написания работы. Можно придумывать сюжет, персонажей, истории или же выпустить книгу на основе своих постов в блоге, собрав все воедино. Например, известный детский доктор Сергей Бутрий сначала долго вел страницу VK, где писал о здоровье ребенка простым и доступным языком, а потом издал книгу на основе собственных публикаций. И многие его читатели ее купили.

  • Не стоит стартовать в литературной карьере сразу с издания рукописи. Начать лучше с понимания, нравится ли читателям автор, его слог и мысли. Для этого можно размещать в соцсетях мини-истории и наблюдать за откликом аудитории. К тому же это будет плюсом при дальнейшей публикации рукописи — издательства предпочитают работать с авторами, которые уже стали узнаваемы хотя бы в узких кругах.
  • Периодически в своем блоге можно размещать личную информацию, чтобы стать ближе к поклонникам и показать, что автор — живой человек. Подробнее о том, как вести блог и найти свою аудиторию, мы писали в статье «Как стать блогером».
  • Если удалось собрать большое число поклонников онлайн, можно издать первую книгу. Она должна быть небольшой, но максимально интересной, ведь именно по ней станут судить о вас, как об авторе.
  • Можно выбрать небольшую группу постоянных читателей и подарить им издание с просьбой написать свою рецензию. Это поможет узнать, насколько она понравилась аудитории, а также прорекламировать писателя.
  • На начальных порах не стоит бояться писать бесплатно. Это даст возможность заявить о себе и собрать поклонников творчества. Именно они первыми пойдут покупать платную книгу.

  • Даже бесплатное издание нужно хорошо оформить: стоит позаботиться о красивой запоминающейся обложке, сделав ее самостоятельно или с помощью дизайнера.
  • Разместить свои рассказы на Флибусте и других ресурсах бесплатных книг — это еще один способ познакомить потенциального читателя со своими произведениями. Мало кто захочет платить за труды неизвестного автора.
  • Публикуясь бесплатно, можно разместить счет для добровольных пожертвований — многие преданные поклонники готовы поддержать любимого писателя.
  • Если нет цели заработать на продажах или прославиться, а книга нужна просто для статуса, лучше издать ее самому.
  • Если было принято решение отправить рукопись в издание, нужно обязательно указать в сопроводительном письме, как именно сам писатель может повысить продажи. Тут пригодится упоминание о подписчиках в блоге, аудитории с Флибусты и обо всей проделанной ранее работе.
  • Не нужно бояться отказа. Даже у самых успешных писателей такое случалось в прошлом. Нужно продолжать работать и искать свое издательство.
  • Когда издательство предлагает заключить контракт, не нужно соглашаться сразу. Лучше поторговаться или подождать предложения от других издательств. Если у писателя в литературной сфере есть друзья, они смогут подсказать начинающему автору, насколько адекватные расценки ему предложили.

Не пренебрегайте этими советами, принимая решение стать писателем. Возможно, путь будет непростым, но наверняка интересным.

Советы начинающим водителям

1. Упражнения для начинающих водителей.
Начинающим водителям очень сложно преодолеть страх и научиться быстро чувствовать машину. Чтобы набрать небольшой опыт, в этом следует выполнять различные не сложные упражнения. Такие как,парковка задним ходом между двух препятствий и удерживание автомобиля в наклонном положении только с помощью газа и сцепления. Каждому новичку не раз пригодятся такие навыки «на большой дороге”.

2. Продумывайте маршрут.
Собираясь в поездку, обязательно изучите карту своего пути, уделяя большое внимание прилегающим улицам, и старайтесь запомнить их названия. Рекомендуется проехать интересующий маршрут с инструктором, либо с водителем, имеющим достаточный стаж вождения, чтобы он смог прокомментировать вам дорожные условия и наличия каких – либо недостатков. Выделите несколько выходных своих дней для изучения часто проезжающих вами маршрутов и проштудируйте их на практике, обращая внимание на дорожные знаки, лучший способ перестроения и т. д. Это поможет чувствовать себя увереннее за рулем в будние дни без помощников.

3. Уверенность в себе — гарантия успеха.
В первую очередь, прежде чем сесть за руль автомобиля, следует быть спокойным и выдержанным — ничто не должно вас беспокоить во время поездки. Ни в коем случае не садитесь за руль, если чувствуете какие-либо недомогания. Как только вы завели свой автомобиль, настройте зеркала, устройтесь поудобнее, пристегнитесь и…в добрый путь!
Каждый начинающий водитель и не только, боится поцарапать свою или чужую машину. Рекомендуется не жалеть денег на оформление страховки. Если у вас подержанный автомобиль, будет достаточно оформить только гражданскую ответственность. После оформления страховки вы не будете «шарахаться” от мимо проезжающего лихача или бояться зацепить чужую машину.

4. Все начинали с «чайников».
Не каждый новичок готов признать себя «чайником”. Но не бойтесь носить этот титул! Каждый автолюбитель, каждый профессиональный водитель, даже пилоты «Формулы- 1» когда-то были на вашем месте.
Чтобы избежать множества проблем и облегчить себе вождение по городу, установите на стекле заднего вида желтый восклицательный знак. Это предупредит других участников движения, что перед ними «молодой» водитель. Они будут снисходительно относиться к вашим ошибкам, не будут подпирать вас сзади, будут пропускать при перестроении, не станут сигналить вам на светофорах, если вы замешкались.

5. Не спешите.
Чтобы стать профессиональным водителем, надо обладать двумя важными качествами — это осмысленность действий за рулем и спокойствие. Помните никогда не надо суетиться за рулем и паниковать. Если вы заглохли, спокойно заводите своего «железного коня». Не получилось? Обязательно включите аварийные сигналы. Не поддавайтесь провокациям, сзади сигналящим и поторапливающим Вас водителям. Соблюдайте спокойствие.

6. Больше практики.
Сдача экзаменов в ГИБДД и получение водительского удостоверения — это только первое начало водительской учебы. Прежде чем вклиниваться в интенсивное городское движение, надо изучить характеристики вашего транспортного средства. Научиться чувствовать габариты автомобиля, отработать троганье на горизонтальной и наклонной поверхности, отработать движение задним ходом, маневрирование, развороты и экстренное торможение. Для практики подойдет утреннее время, когда на дорогах мало машин, либо выходные дни.

7. Правильная самооценка.
Ошибочно мнение некоторых женщин, что природа позволяет им совершать ошибки на дорогах и мужчины всегда им должны во всем уступать. На дороге все абсолютно равны, нет разделения на слабый и сильный пол! Помните это! Никакая дорогостоящая модель автомобиля, не делает его обладателя профессиональным водителем. На дорогах нужно уважать друг друга и соблюдать правила дорожного движения. Только это сможет снизить процент смертей и аварий на дорогах.

8. Соблюдай спокойствие водитель.
Каждый водитель должен иметь самообладание и полный контроль своих эмоций. Быть спокойным за рулем не означает расслабленность и заторможенность реакции. Спокойствие – это залог успешной езды! Не паникуйте, если вам сигналят звуком или мигают светом фар, соблюдайте бдительность и осторожно выполняйте свой маневр. Следует выработать и убедить в себя в том, что подобные действия вызваны только, привлечь ваше внимания, напомнить, что на дороге помимо вас есть и другие участники дорожного движения.
На дорогах возникают ситуации с использованием нецензурной брани и обидных жестов, будьте невозмутимы и не вступайте в перебранку с такими малообразованными людьми. К хорошему это не приведет, а вам еще надо продолжать свой маршрут на автомобиле.

9. Минимум перестроений на дороге.
Начинающему водителю следует минимизировать перестроения на дорогах с плотным потоком транспорта. Заняв ряд, не стоит метаться из одного ряда в другой. Лучше всего целенаправленно вести автомобиль в заданном направлении, соблюдая интервал и дистанцию.
Все маневры следует совершать правильно и плавно. Остальные участники движения должны быть вовремя оповещены о ваших запланированных действиях. Главный информатор для них служит включение поворотного сигнала, чтоб избежать казусов на дороге включайте его заблаговременно до выполнения поворота.

10. Уважение.
Быть вежливым на дороге очень важно, но к сожалению дисциплинированных и культурных водителей в наше время становится все меньше и меньше. Не создавайте сами конфликтных ситуаций и не поддерживайте их. Очень часто при перестроении невежливые водители не дают возможности другим влиться в плотный поток транспорта. Если вам уступили дорогу, то обязательно мигните аварийными сигналами. Этот знак будет означать вашу благодарность уступившему дорогу водителю. Изучите сигналы водителей и сами стремитесь облегчать вождение автомобиля остальным участникам дорожного движения.

11. Внимание – пешеходы.
В большинстве случаев при ДТП с участием пешеходов виноват сам пешеход. Но доказать его вину очень часто почти невозможно и наказание несет водитель. Пешеход не воспринимает автомобиль как серьезную опасность для своего здоровья. Он не задумывается, что автомобиль сразу невозможно остановить. Особенно присуще это в холодной период времени.
Увидев пешехода, проинформируйте его о своем приближении, моргнув фарами или звуковым сигналом. Следует помнить, что пешеходы зачастую – это слепые и глухие люди, старики или люди, имеющие другие отклонения в здоровье, которые не воспринимают световой или звуковой сигнал как приближение вашего автомобиля. Притормозите, дайте человеку возможность перейти дорогу и со спокойной душой продолжайте свое движение дальше.

12. Скажем игрушкам НЕТ!
Не рекомендуется украшать свою машину разными наводящими красоту атрибутами. Они лишние и бесполезные в автомобиле, к тому же существенно сужают ваш пространственный обзор.
Они сильно снижают вашу концентрацию на дороге и заставляет отвлекать ваше внимание. Так же следует сказать про наклейки заднего стекла. Не стоит обклеивать стекло заднего вида различными указателями, «туфельками» и прочими атрибутами, указывающими, что вы начинающий водитель.
Для того, чтобы сообщить всем о вашем малом опыте за рулем, достаточно одного желтого знака. Во время поездки ничто не должно отвлекать вашего внимания от дороги, т. к. ситуация на дорогах изменяется каждую секунду.

13. Дети в машине.
Начинающему водителю не стоит перевозить ребенка. Ваше внимание должно быть сосредоточенно исключительно на дороге, а нахождение ребенка в автомобиле будет только отвлекать от процесса управления автомобилем.

14. Друзья.
Начинающим водителям не рекомендуется брать с собой в дорогу друзей и подруг. Замечания, шутки и прочие комментарии приятелей будут только отвлекать водителя от дороги.

15. Отключаем мобильные телефоны.
Во время поездки начинающему водителю автомобиля рекомендуется отказаться от разговоров по мобильному телефону даже при наличии специальной гарнитуры, не требующей определенных движения для принятия звонков. Если на звонок нужно обязательно ответить или же совершить вызов, не рискуйте — припаркуйтесь у обочины и только после этого ведите разговор по мобильному телефону.

16. Полезные вещи в автомобиле.
Прежде чем отправиться в поездку, убедитесь, что в машине присутствуют вещи только действительно необходимые. Обязательно должна находится карта города, полностью заряженный мобильный телефон, медицинская аптечка, минимальный набор инструментов (домкрат, буксировочный трос, насос, запасное колесо, огнетушитель), а также наличие денег.

17. Не повторяйте чужие ошибки.
Зачастую начинающие водители перенимают агрессивный стиль вождения автомобиля от тех, кто любит подрезать, трогаться по-спортивному, а также использует резкое торможение. Необходимо отметить, что именно из-за таких лихачей растет процент аварийности. Не стоит повторять чужие ошибки, ведь отвечать за свои проступки придется именно вам.

Не всегда книгу писал человек, чье имя стоит на обложке. Даже тот, кто пишет сам, обычно имеет помощников.

На заказ пишут разные тексты. Речи, деловые письма, статьи и книги бизнесменам, руководителям и политикам пишут специалисты, в числе которых рекламщики, пиарщики, профессиональные писатели, гострайтеры (спичрайтеры) и личные помощники.

Итак, давайте еще раз.

Не всегда книгу, статью, письмо или любой другой текст писал человек, который под ним подписался. Публичные речи пишут спичрайтеры. Рекламные тексты пишут копирайтеры. Книги и статьи пишут гострайтеры.

Гострайтер (от англ. ghost writer) — писатель-призрак — это человек, который пишет книги за других (от имени других) или участвует в написании книг, хотя его участие не афишируется. Поэтому такого специалиста и называют призраком.

Бывает, что заказчик не скрывает имени человека, который помогал ему писать книгу, поэтому мы можем привести вам примеры из числа самых известных книг.

Одна из таких книг — книга Масааки Имаи «Гемба кайдзен». В части «Благодарности» Имаи пишет:

«Я хотел бы поблагодарить моего исполнительного помощника Рут Эияму, которая работала над этой книгой в течение многих месяцев, в том числе и по ночам».

Еще один пример: на обложке книги Говарда Бехара «Дело не в кофе» указано, что она написана при участии писательницы Джанет Голдстайн.

Также нанятых писателей называют призраками пера. Иногда используются такие названия как писатель-субподрядчик, профессиональный писатель, безымянный автор.

Если вам нужна помощь в написании деловой или научно-популярной книги — обращайтесь нам. Написание книг — наша профессия. Мы можем написать вашу книгу полностью или частично, а также помочь вам написать ее самостоятельно.

Привычка писать каждый день — вот что важнее всего. Продвигайте свою историю на несколько слов каждый день, и вы удивитесь тому, что произойдет. Или, может быть, не удивитесь, но результатом станет написанная книга. «Привычка к творчеству» Твайлы Тарп — отличное руководство, которое поможет вам выработать привычку творить каждый день.

Читайте как писатель

Научитесь читать понемногу, а не запоем, так чтобы отсутствие времени на чтение не стало причиной почему вы не читаете вообще. А когда читаете, читайте как писатель. Обращайте внимание на то, что и как «работает» в книгах, а что нет. Читайте профессиональную литературу. Читайте беллетристику, в которой все описано так, как вы хотели, чтоб было описано у вас. Выясните, что и как устроено.

Смотрите телевизор как писатель

Если вы хотите стать писателем, вам нужно смотреть телевизор. Обратите внимание на то, что вам нравится в том или ином сериале, на то, как он создан.

Смотрите фильмы как писатель

Рэй Брэдбери советовал людям, которые хотят стать писателями, смотреть много фильмов, особенно старых. Фильм — это способ узнать всю историю за два часа. Обращайте внимание на структуру сюжета.

Создайте свое пространство

Вам нужно место, где ваш мозг мгновенно узнает, что пришло время писать. Это может быть ваш кухонный стол или Starbucks, библиотека или офис.

Найдите свое племя

Ищите других писателей. Ищите в интернете, на конференциях, на обучении. Литтусовка даст вам ощущение принадлежности.

Пишите для одного читателя

Когда найдете других писателей — не пытайтесь писать для них всех. Выберите одного человека и напишите для него. Если ему понравится то, что вы написали, то этого достаточно. Вы сделали свою работу. Вы можете получить другие мнения или использовать других бета-читателей, но противоречивые советы стоит фильтровать.

Установите границы со своими друзьями и семьей

Вам важно писать. Это ваша работа, даже если у вас нет материального подтверждения. Установите свой график письма и отстаивайте его.

Пишите, как будто это ваша работа

Если писать — ваша работа, вы тратите на это время. Вы приложите все усилия, чтобы научиться делать это хорошо. Вы закончите то, что вы начали. Вы ожидаете, что другие люди будут уважать вашу работу.

Пишите за закрытой дверью

Часто случается так, что писатели знают, как книга начинается и заканчивается, а вот середина, которая фактически составляет большую часть книги, остается темным пятном. Поэтому они идут за советом к другим. Не делайте этого, пока не почувствуете готовность делиться написанным.

Научитесь самостоятельно редактировать

Самостоятельное редактирование так же важно, как и письмо. Подтяните орфографию и грамматику, это в любом случае хорошо.

Если вы независимый автор, инвестируйте в редактирование и обложку

Самиздат означает, что вы должны вести себя как профи. Это значит, что вам нужно нанять профессионалов для редактирования, верстки и оформления обложки своей книги.

Рассылайте свои книгу. Много

Очень редко кто-то может написать только одну книгу и сразу шедевр. Забудьте о Харпер Ли или Маргарет Митчелл. Они уникумы. Может быть, вы тоже уникум, но есть вероятность, что вы на 99,99% похожи на остальных. А это значит, что вы должны продолжать писать и отправлять свои книги в мир.

Дайте себе время на 10 книг

Не стоит сдаваться, если ваша первая книга не попала в список бестселлеров. Вместо этого поставьте себе цель написать 10 или 20 действительно хороших книг. И продолжай писать. Вы увидите как вырастет ваша движущая сила.

Прочитайте эти книги:

«Как писать книги», Стивен Кинг

«Путешествие писателя», Кристофер Воглер

«Дзен в искусстве письма», Рэй Брэдбери

«250 дерзких советов писателю», Чак Вендиг

«Птица за птицей», Энн Ламотт

«С первой фразы», Лиза Крон

Ставьте себе крошечные цели

Маленькие цели меняют жизнь. Вы можете добраться куда угодно, если сделаете один маленький шаг за раз. Пишите и читайте по 10 минут в день.

Дарите себе золотые звезды

Это одна из самых простых и эффективных вещей. Это работает для всех, начиная с детского сада. Заведите календарь, запишите в нем свою маленькую цель. Добейтесь ее. Прилепите на календарь золотую звездочку. Визуальное представление ряда успехов подтолкнет вас к продолжению.

Зовите себя писателем

Просто произнесите это вслух сегодня: «Я — писатель». И в следующий раз, когда кто-то спросит вас, что вы делаете, скажите: «Я — писатель». Сначала будет трудно, если вы никогда не делали этого раньше, но вы привыкнете к этому.

Доводите начатое до конца.

Вы не сможете стать настоящим писателем, если не закончите рукопись. Ваш мозг будет подбрасывать новые блестящие идеи, пока вы работаете. Запишите их, но сосредоточьтесь на своей истории и допишите ее.

Заставьте свою работу служить своему творчеству

Эта перемена мышления может изменить все для вас многое. Начните думать о своей повседневной работе как о чем-то, что позволяет вам писать. Ваша служба с девяти до шести оплачивает вам счета, чтобы вы могли спокойно писать.

Создайте список рассылки

Сформируйте свою аудиторию еще перед тем как вас издаст крупный издатель. Список электронной рассылки очень важен для писателя. Начните писать на Medium или в своем блоге. Публикуйте что-нибудь раз в неделю и предлагайте людям подписываться.

Составьте план на 5 лет

Запишите цели для вашей литературной карьеры на три, шесть месяцев, один год, три года, а затем на пять лет. Думайте о каждой как о ступеньке. Гораздо проще приложить усилия для выполнения чего-то вроде: «Написать три коротких рассказа и включить 50 человек в мой список рассылки за три месяца», чем думать только о какой-то огромной конечной цели.

Заведите редакторский планировщик

Это простой инструмент, который поможет вам не сбиться с пути при выполнении пятилетнего плана. Используйте ежедневник для планирования постов в блог и записи идей. Можно вести записи как онлайн, так и в блокноте.

Будьте интересны

Никому не интересен ваш рабочий процесс, даже если вас уже опубликовали. Вместо того, чтобы вести блог об обложках для своей книги, напишите о себе. Пусть ваши читатели знают, кто вы на самом деле.

Практикуйте

Ни один из этих советов, не может заменить самый первый. Пишите каждый день и заканчивайте свои рукописи. Все остальное приложится.

Быть избранным – все равно что влюбиться.

Кто знает, что ты влюблен? Только ты сам.

К/ф «Матрица»

Издание третье, переработанное

Официальный сайт Эльвиры Барякиной – www.baryakina.com.

Сайт «Справочника писателя» – www.avtoram.com.

Редкий автор-новичок представляет себе правила, по которым работает современная книжная индустрия. Если вы хотите, чтобы ваша рукопись вызвала интерес у редакторов, хотите увидеть свою книгу в продаже, а затем получать восторженные отзывы читателей, нужно действовать как писатель профессионал. Неубедительные герои, неуместные длинноты, провалы в логике повествования, ошибки в оформлении рукописи приводят к тому, что издательства отказывают более 90 % начинающих авторов.

«Справочник писателя» поможет вам избежать этих ошибок, а также даст массу полезной информации, которой владеют только опытные авторы.

Эльвира Барякина – автор 15 книг, опубликованных как в России, так и за рубежом. Ее учебник «Справочник писателя» неоднократно переиздавался и послужил основой для самого популярного в Рунете образовательного ресурса для начинающих авторов. совокупная аудитория которого превышает 1 миллион 700 тысяч посетителей. Эльвира пишет статьи по литературному мастерству и издательскому бизнесу, читает онлайн-лекции, а также проводит выездные тренинги в Европе и США.

Введение

Что требуется для того, чтобы стать писателем?

Спросите окружающих: как стать писателем? Что для этого требуется? Подавляющее большинство ответит: литературный талант. А что такое талант? Врожденные данные? До некоторой степени – да. Но как абсолютный слух не делает человека музыкантом, так и природные способности к литературе не сделают автора Мастером.

Если бы талант являлся ключевым фактором, то Толстой лет в шестнадцать написал бы «Войну и мир»: зачем ждать, если все и так при тебе?

Роль врожденных способностей

Писательские способности, вернее, склонность излагать мысли в письменном виде, – это важное, но далеко не единственное условие. Жизненный опыт, образование и навыки играют ничуть не меньшую роль.

Невозможно впервые надеть коньки и тут же выиграть олимпийскую медаль. Точно так же невозможно сесть за стол и сразу, без подготовки, написать хорошую книгу.

Роль обучения

Многим кажется, что если ты достаточно много читаешь, то это гарантия того, что ты сможешь хорошо писать. Но никто не заиграет на фортепьяно после посещения чужого концерта; никто не научится рисовать после просмотра альбома с репродукциями великих художников. То же самое происходит и в сфере литературы: если мы хотим научиться писать, нам нужно пройти через стадию обучения.

Теория и практика

Как и любой вид искусства, литература основывается на четких правилах. Некоторые писатели осваивают их интуитивно – и это занимает годы, однако тот же объем информации можно получить гораздо быстрее – из учебников.

Разумеется, одной теории мало: обязательно нужна практика. Мы все начинаем с нуля: учим буквы, складываем слова в предложения, – но кто-то останавливается в развитии на уровне школьного сочинения, а кто-то идет дальше.

Что такое успех в литературе?

Золотое правило успеха: каждое ваше произведение должно быть лучше предыдущего. Тогда рано или поздно вы доберетесь до цели – просто потому, что не сойдете с дистанции. Добиться этого можно только в одном случае – если вы страстно любите свое дело. Любите не просто писать, а расти над собой и постоянно учиться новому.

Выживание на рынке искусства

Мастер работает не за деньги, не ради славы – он работает из любви. Но искусство всегда отнимает массу времени, и автору приходится решать извечную дилемму: если зарабатывать деньги, то некогда писать по-настоящему, а если писать и не зарабатывать, кто будет кормить семью?

Что нужно знать начинающему автору?

Сегодня книжный рынок затарен: книг и писателей намного больше, чем он может потребить. Поэтому выделиться из общей массы невероятно трудно. Вы потратите годы на то, чтобы написать Книгу Всей Жизни, месяцами, если не годами, будете пристраивать ее в издательство, а она выйдет тиражом в три тысячи экземпляров и растворится в книжном потоке. Так что железные нервы – совершенно необходимое качество для писателя: иначе в нашей профессии не выжить.

Казалось бы, невелико счастье издаться крошечным тиражом за смешные деньги. Но новичку пробиться в печать отнюдь не просто, даже если у него великолепная рукопись. Единственное, что ему поможет, – знание издательского рынка. Тогда он будет действовать с точным расчетом, понимая, кто и при каких условиях может купить права на его произведение.

Крайне важны навыки бизнесмена. Рукопись – это товар, и ее надо уметь продать. Причем не только издателю, но и читателю. Если вы не будете активно продвигать свое произведение, вполне возможно, о его существовании узнают только работники книжных складов да несколько сотен случайных покупателей.

Чем вам может помочь «Справочник писателя»?

Справочник писателя – это то, чему я научилась за 15 лет в литературе. Вы не найдете здесь абстрактных теорий – все советы неоднократно проверены опытом. Моя точка зрения может не совпадать с классическим литературоведением, но я и не выступаю здесь как литературовед. Моя цель – дать полезную информацию.

Я проведу вас по всем этапам писательской карьеры:

• от пункта «Ничего не знаю и не умею, у меня ничего не выйдет, а даже если и выйдет, успех придет ко мне лишь после смерти»

• до пункта «Я пишу классные книги, у меня есть тысячи преданных читателей и независимый источник дохода».

Разумеется, я не утверждаю, что писать надо только так и никак иначе. «Справочник писателя» – это ориентиры, на которые стоит обратить внимание, а уж автор должен сам решать, в какую сторону ему идти.

Эта книга для тех, кто хочет сделать карьеру в литературе. Кто влюблен в свою профессию, кто не представляет жизни без черновиков и авторских экземпляров. Для тех, кто готов учиться, преодолевать трудности и совершать невозможное.

Этапы писательской карьеры

Обучение писательскому мастерству

• Работаем над стилем, сюжетом и композицией. Учимся создавать миры, рассказывать истории и объяснять сложные концепции.

Публикация в издательстве за гонорар

• Зарабатываем первые деньги на творчестве, держим в руках первую изданную книгу, вдыхаем запах, воспаряем к небесам от счастья.

Осваиваем интернет-маркетинг

• Создаем блог и писательский сайт, учимся работать с соцсетями и рассылками. Накапливаем «читательский капитал» и выстраиваем отношения с почтеннейшей публикой.

Создаем бизнес

• Начинаем самостоятельную продажу книг и зарабатываем на собственном профессионализме и известности.

Расширяем зоны влияния

• Переводим свои книги на иностранные языки и зарабатываем на зарубежных рынках. Продаем права на экранизацию и театральные постановки и пр.

1. Что значит быть писателем?

● В чем заключается литературный талант?

● С чего начинается карьера писателя?

● Правдивы ли стереотипы о профессии писателя?

1.1. Что такое писательский талант?

О чем меня просят начинающие авторы

Начинающие авторы нередко просят меня посмотреть их рукописи и высказать мнение. По большому счету, им хочется, чтобы я сняла с них груз сомнений и ответила: есть у них талант или нет?

Но я этого сделать не могу. Если у автора нет навыка, то он пишет так, как должен писать любой новичок. Чудес не бывает: если браться за дело впервые, на выходе будет кустарщина (не путать первую изданную книгу и первые опыты в литературе!).

Так «годен» или «не годен»?

На самом начальном этапе талант не разглядишь. Можно оценивать произведение – что удалось, а что нет. Но никто не предугадает, какие книги будет писать данный автор через десять лет. Поэтому ставить ярлыки «годен» или «не годен» – пустая трата времени.

В бездарности обвиняли всех без исключения писателей, даже самых маститых. Так что молодому автору нужно сосредоточиться не на поиске у себя божественного дара, а на вполне земных вещах: готов он неустанно писать в ближайшие годы? Готов изучать теорию, ошибаться, падать и начинать все заново? Если да, то процентов восемьдесят таланта у него имеется. А остальное – генетика, случай и еще бог весть что.

Главные составляющие таланта

У литературного таланта есть две главные составляющие: техническая и интеллектуальная.

Есть авторы, виртуозно владеющие словом, но при этом их сюжеты банальны, герои скучны, а в книгах не содержится ничего, кроме поиска блох в собственном сознании. Речь идет как раз о наработанном практикой литературном мастерстве.

Есть люди, которые выдают отличные идеи, изобретают яркие сюжеты, но при этом пишут на уровне «Полдень удался солнечный, но обходительный». Они гораздо реже добиваются успеха, нежели авторы-технари, – и все из-за лени и гордыни. Им недосуг заниматься кропотливой и скучной работой: метафорами, ритмическим рисунком и композицией. В результате они вообще не пробиваются в печать, а если пробиваются, то их книги пополняют ряды пыльного неликвида. Охотников читать умную скукоту еще меньше, чем охотников читать красивую ерунду.

Для того чтобы на свет родилась действительно талантливая книга, необходимо соединить оба начала – техническое и интеллектуальное. Вот над этим и надо работать.

На что нужно смотреть в первую очередь

Так есть талант у автора или нет? Смотрим на вектор его развития в течение долгого времени. Если видно, что писатель растет над собой, – значит, талант есть (правда, потом он может иссякнуть). А если автор топчется на месте или деградирует – значит, таланта нет.

1.2. Карьера писателя: как все начинается

Личные и абсолютные рекорды в писательстве

Каждый автор стремится показать свое произведение публике. Это нормально – естественное желание родителя похвастаться ребенком. Друзья хвалят, соратники бурно аплодируют на сайте Proza.ru. Издатели смотрят – и не берут. Почему?

Потому что первое произведение – это личный рекорд автора, и он интересен только его близким.

А редакторам требуются абсолютные рекорды – то есть книги, которые будут выигрышно смотреться по сравнению с другими изданиями. Никого не волнует, что автор потратил на написание книги три года, перерыл горы материала и совершил чудо – создал законченное произведение.

Книга новичка – это всегда риск

Книгу новичка не берут не потому, что редакторы – злодеи-дураки, а потому что читатель в книжном магазине всегда выберет мэтра, если новичок не умудрится как-нибудь обратить на себя внимание. Нераспроданные тиражи магазин вернет издателю, и куда потом это добро девать? Кто возместит убытки?

Заповедник для начинающих

Вплоть до лета 2008 года на российском книжном рынке существовал настоящий заповедник для начинающих авторов – в печать можно было пробиться с откровенной ерундой. У издательств хватало ресурсов, чтобы за счет популярных писателей содержать целую армию графоманов, и это очень помогало авторам: ведь изданная книга – это пусть крошечное, но признание.

Времена изменились (экономический кризис, конкуренция с ТВ и интернетом), и теперь пробиться в печать гораздо сложнее. Но так выгоднее для всех.

Оглядываясь назад, многие успешные писатели предпочли бы, чтобы их ранние произведения вовсе не публиковались: через пять-десять лет им становится стыдно за свои неумелые опусы. Но если изначально не верить в собственный талант, то как заставить себя писать второй, третий, четвертый роман?

Первый успех

Первый успех – это публикация в книжной серии, гонорар в пятьсот-семьсот долларов и страстная надежда на признание. Друзья говорят: «Мило, мило, но не то чтобы очень…», критика игнорирует. Кто-то после этого уходит из литературы, кто-то становится литнегром, кто-то пишет в свою серию.

Удержавшиеся на плаву авторы делятся на две неравные категории: середнячки и авторы с будущим.

Писатели-середнячки

Середнячок пишет довольно быстро – у него уходит от двух до шести месяцев на книгу. Некоторые умудряются изготовить роман и за тридцать-сорок дней, но такой темп невозможно поддерживать в течение длительного времени.

Тиражи – от двух до пятнадцати тысяч экземпляров, переиздания редки, ставка делается на новые произведения, потому что именно за них авторы получают свои полторы-три тысячи долларов.

Середнячок живет небогато, но все-таки имеет возможность заниматься любимым делом. Он часто недоволен издателями («В книжных магазинах продают одну ерунду! Искусство умерло!»), ругает читателей, мечтает о господдержке литературы и об иностранном агенте, который пристроит его в заграничные издательства.

Что ждет такого автора? Ничего. Причина? Ему так уютно в своих фантастических мирах, так приятно верить в свою гениальность, что в его относительной невостребованности всегда будет виноват кто-то другой. Развиваться ему неохота, и он как раз штампует ту самую ерунду, которой забиты книжные магазины.

Автор с будущим

Автор с будущим надеется только на себя (и правильно делает). Он старается писать все лучше и лучше, он прикладывает усилия для того, чтобы его книги продавались, – а это отдельная сложная работа.

Со временем у него появляется шанс добиться серьезных результатов.

1.3. 10 мифов о профессии писателя

1. Культура погибла: раньше и трава была зеленее, и писатели даровитее

Культуру оплакивают те, кто никогда не изучал ее историю. Бестолковые книги издавались всегда.

Скажем, Серебряный век русской литературы принято оценивать по классикам, но в то же время печатались такие произведения, которые современный читатель даже в руки не возьмет. И таких книг было большинство.

На книжном рынке происходит нормальный отсев: авторы присылают рукописи, редактор охает и крутит пальцем у виска, что-то печатается, что-то удачно расходится. В веках остаются единицы.

Издатели издают то, что покупается. Можно сколько угодно рекламировать книгу, но, если она не соответствует потребностям людей, ее никто не купит. У всех разные представления о прекрасном и нужном, и то, что не подходит лично вам, может звучать музыкой для кого-то другого.

2. Нон-фикшн – это роман о правде жизни, а мейнстрим – это модная литература, которую читает офисный планктон

На самом деле нон-фикшн (англ. non-fiction, букв. «невымысел») – это нехудожественная литература: книги, в которых отсутствуют придуманный сюжет и придуманные герои. Роман в жанре нон-фикшн – это оксюморон, так как роман в любом случае подразумевает вымысел.

Мейнстрим – это художественное произведение, в котором главную роль играет нравственное развитие героев.

Путаница в терминах происходит из-за того, что английские слова non-fiction и mainstream переводят буквально, забывая о том, что у каждого понятия в издательском бизнесе есть свой смысл и своя история.

ПРИМЕЧАНИЕ: Термин mainstream пришел из США. Так называли произведения, которые брали в печать ведущие американские журналы начала XX века.

3. Если хочешь пробиться в печать, пиши эпическое полотно

Это одна из самых распространенных ошибок начинающих авторов: им сразу хочется создать гениальное по содержанию и по форме произведение, а навыка работы с текстом еще нет. В результате появляются дикие словесные конструкции, все чрезвычайно усложнено, необычно и… абсолютно нечитабельно.

Новичку как раз легче пробиться с книгой, написанной в развлекательном жанре: добротную повесть «Как я провел лето в Турции» охотнее напечатают, чем корявое «Нашествие на матушку Русь».

Работа над темой, которая еще не по зубам, конечно, даст определенный опыт, но на публикацию при этом рассчитывать не приходится.

4. Моя история достойна публикации, потому что она интересна мне самому

Мало кто из новичков может ответить на вопрос: «Что моя книга дает читателю?» В большинстве текстов проглядывает только одно – желание автора выплеснуть эмоции на бумагу.

Вот, к примеру, сюжет рассказа, присланного в издательство: кавалер ждет даму, она приходит, снимает шарфик и жалуется на дурака-мужа. Секс. Сигарета. Банальные мысли о сущности любви. Занавес.

Все понятно: автор грезил о некой красотке, привел себя в чрезвычайно приятное расположение духа и решил поделиться ощущениями. С тем же успехом можно вернуться с концерта и напеть маме «Девятую симфонию» Бетховена.

Рассказ с таким сюжетом читается хорошо, когда автор владеет словом на уровне Ивана Бунина. Начинающий литератор не сможет так написать; значит, брать надо чем-то другим: темой, характерами, новой любопытной информацией. А если этого нет, то и публиковаться незачем.

Еще один распространенный вариант – описание своих страданий. В редакции десятками приходят рукописи о болезнях, разорении, тюрьмах и т. п. Автор жалуется на судьбу и хочет, чтобы ему посочувствовали. В результате к его бедам добавляется еще одна – отказ издательства. Многие люди готовы помогать тем, кто попал в беду, но мало кто готов покупать неумело написанные жалобные книги.

5. Издатели не читают рукописи, приходящие самотеком, и пробиться в печать можно только по знакомству

Конечно, по знакомству пробиться легче, но, если бы издатели не читали самотек, ничего бы и не публиковалось. Ротация писателей в книжном бизнесе очень велика: на смену одним авторам приходят другие, и большинство новых произведений находятся как раз среди книг, присланных на общий почтовый ящик издательства.

6. Издатель будет вкладываться в рекламу моего произведения, ведь он заинтересован в том, чтобы книга удачно продалась

У издателей не хватит денег, чтобы рекламировать всех авторов. Книга для них – лотерея: выиграет – хорошо, не выиграет – ну и ладно. Главное, чтобы баланс выигрышных и невыигрышных билетов не нарушался.

7. Если я расскажу редактору, как долго я работал над рукописью, это поможет произвести благоприятное впечатление

Количество затраченного времени не равно качеству. Если вы долго идете в неверном направлении, вы все равно не достигнете своей цели. Сообщение о том, что «я работал над романом 10 лет», звучит для редакторов как «белый шум» и не дает им никакой полезной информации. Более того, оно говорит о том, что у вас нет опыта быстрого и качественного написания книг.

8. На запятые и мелкие речевые ошибки можно не обращать внимания – если что, в редакции поправят

Поправят, если ваша тема – это гарантированный бестселлер (заметим: речь идет о теме, а не о сюжете и стиле изложения).

А если вы делаете ставку на что-то другое и при этом допускаете много погрешностей, книга полетит в мусорную корзину. Исправлять чужие ошибки – это тратить рабочее время, которое кто-то должен оплачивать.

9. Издатели страшно наживаются на «левых» тиражах и не платят авторам законных гонораров

Эта легенда особо популярна среди начинающих авторов, которые не понимают, почему они так мало зарабатывают. На самом деле «левые» тиражи еще надо заслужить – в обход автора печатают только сверхпопулярные произведения. Половину книг, издающихся в России, в принципе невозможно продать, и никто не будет переиздавать то, что и так лежит мертвым грузом.

«Левые» тиражи печатаются на провинциальных полиграфических комбинатах. Делается точная копия – со всеми исходниками, включая название типографии и номер заказа. Если нет очевидного производственного брака, то отличить оригинал от подделки сможет только эксперт.

На местах имеется сеть распространителей. По документам они покупают две книги, изданные в законном порядке, а к ним прибавляют еще восемь контрафактных экземпляров, которые, разумеется, обходятся дешевле.

Бизнес этот давно поделен, и нередко ему покровительствуют местные власти. Договоренность примерно такая: наша полиция не будет вас обижать, а вы нам сделаете агитационные материалы к выборам. При этом официально такой комбинат не печатает ничего, кроме районной газеты и бланков счетов-фактур.

10. Писательская слава – это очень приятная штука

Если ваша книга «выстрелит», то первое, с чем вы столкнетесь, – это массовое недоверие. Журналисты, коллеги, знакомые – все будут недоумевать: как вам удалось выбиться в знаменитости? Вы что, взятку кому-то дали?

Это закон жизни: тех, кто высовывается, не любят. В особенности поначалу, когда вы уже стали известны, но еще не заработали статус гуру.

Писательская слава – это в том числе несколько придворных шизофреников, которые будут выискивать ваши огрехи и выставлять их на всеобщее обозрение. Это вечное беспокойство: «А что, если моя следующая книга будет продаваться хуже предыдущей?»

Хотя, надо признать, у писательской славы есть два больших плюса: восторженные читательские отзывы и неплохие заработки.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *