Как рисовать стекло

В этой статье немного расскажу о такой сложной материи, как стекло.
Стеклянные предметы, чашки, вазы, стаканы, рисовать очень интересно, хоть и не просто.

Что нас пугает в стекле? – да ничего не понятно. И понятно, почему ничего не понятно: стекло блестит, дребезжит, в нем куча всяких отражений, черточек, бликов, плюс нет в обычном нашем понимании светотени, как на других более матовых предметах. И еще стекло до кучи стекло прозрачное.

Чтобы реалистично изобразить стекло, Вам в любом случае придется копаться в этих черточках, точечках, бликах, линиях, внимательно смотреть самые-самые мелочи, изучать все очень детально и подробно. И поэтому не получиться нарисовать стекло по формуле: «делай то-то, рисуй так-то, и у тебя выйдет сто процентов стекло». Плюс еще в разных вариантах, при разном освещении стекло может выглядеть совершенно по-разному.

Светотень на стеклянных предметах

Как я уже и сказала, светотень на стекле в привычном нашем понимании, выглядит не так, как на других предметах.

Потому что стекло блестит, отражает свет яркими пронзительными бликами. Нет четких градаций светотени – полутень, собственная тень, рефлекс.

Объем создается бликами, отражениями и пятнами в толще стекла. Вообще, эффект стекла завязан именно на бликах. Именно они показывают направление света и подчеркивают объем и форму предмета.

Вот стакан.

Отражение окна в стакане показывает нам, что свет падает справа. Форма отражения намекает нам на форму стакана – изогнутая, скругленная.

Стекло прозрачное, то есть мы видим помимо поверхности еще и внутренности – дно, его видно, как если бы мы делали построение насквозь. Поскольку толща стекла искажает форму объекта, то дно мы видим не ровное и четкое, а слегка деформированное и расплывчатое.
На задней стенке видим опять белый блик – это отражается блик с передней стенки.

То есть задний блик такой же как передний, но мы его видим через толщу стекла, поэтому он опять таки искажен по форме и не такой яркий.
Теперь попробуем рассмотреть элементы привычной нам светотени на данном бокале. Не получается – да? Ну и правильно, ее потому что нет. Вобщем стакан серый, и все вообще темное по отношению к бликам. Но…если внимательно приглядеться, то по верху бокала видно, что со стороны света внутри бокал темный, а со стороны тени – посветлее. Как и на обычном предмете.

Весь остальной объем показывает узор толщи стекла, отражения и блики. Также можно обратить внимание, что верхняя часть стакана более темная, а снизу тон светлее.

При взгляде на стекло советую смотреть прищурено, чтобы все слилось и стало мутным в глазах. И сразу видно, насколько все в общем серое или даже черное, только яркие блики светятся белизной.

Как нарисовать стакан (скетч)

Примерно рассмотрели, теперь будем рисовать. Для наглядности я сделаю скетч на тонированной пастельной бумаге – она как бы имитирует основной серый тон, которого больше всего. Расставляю самые темные пятна – это контуры стакана, дно, затемню места, где стакан более темный по отношению к общему фоновому тону.

И блики…белые яркие блики. Я сделала их белым пастельным карандашом.

Как только они появились, мы сразу видим, что это реально стекло. Конечно, чтобы рисунок стал эффектным и более живым, стоит немного покопаться в мелочах, посмотреть более внимательно на все интересные места и попробовать их изобразить. Но более подробно я буду делать это на другом рисунке.

И теперь когда понятно, что все довольно несложно, все разбивается на определенные кусочки, будем рисовать на обычном листе простым карандашом.

Как нарисовать стакан простым карандашом

Я нарисовала этот бокальчик на обычной бумаге, осталось обозначить контурами блики и другие пятна с вполне определенными контурами.

Не обязательно это все рисовать, можно сразу работать тоном, но так спокойнее. Подотру немного слишком яркие контуры и теперь покрою все тоном, оставляя нетронутыми лишь наши белые блики.

Чтобы было реалистичнее, старайтесь не грубить со штриховкой, чем глаже и однороднее, тем более похоже будет на стекло – стекло ведь гладкое, ровное.

Теперь я уже буду уточнять более темные места, то есть введу самый темный тон. Это боковинки, дно и верхний овал стакана.

Теперь уплотняю места, где это нужно.
В первую очередь утемняю площади вокруг бликов, потому что пока они находятся на недостаточно контрастном фоне, они не выглядят ярко.

Главное, не допустить такой нехорошей визуальной ошибки – утемнить тон только вокруг бликов, они не должны выглядеть обведено, как окантовка, тон вокруг них должен в целом быть темным. Но и слишком делать темным тон не надо, а то стекло может получиться тонированным или вообще грязным.
В видимой верхней части стакана все просто: с освещенной стороны темнее, с теневой — светлее.
Сверху видно толщину стекла – она на фото выглядит светленькой полоской. Высветлила ее тонко срезанным ластиком и ровняю карандашом.

Теперь покопаюсь в мелочах немного и оформлю все фоном. Вот такой бокальчик получился.

Как нарисовать вазу из стекла

Теперь я попробую нарисовать вот такую стеклянную вазу.

На этой вазе при данном освещении нет крупных отражающихся бликов от окна, например. Зато в толще основания вазы сплошная мозаика из белых и темных пятен и полосок. Опять-таки, стакан в общем серый по отношению к блестящим пятнам света. Опять-таки, разного тона полоски показывают форму дна стакана. Плюс у нас есть линия стола, которую толща стекла преломляет. Здесь ничего не остается, как внимательно все это рассмотреть и попробовать изобразить примерно похоже.
Я нарисовала вазу на простой бумаге с детальной прорисовкой узора дна.

Теперь начну накладывать тон с самых темных мест.

Я не стремлюсь срисовать каждую полоску и покопаться в каждом пятнышке. Главное, чтобы было в характере – направление, расположение.

Как и в других своих работах подправляю все тонко срезанным ластиком. Блики здесь очень тоненькие и маленькие – их сложно оставлять нетронутыми, но я стараюсь.

Постоянно меняю карандаш с 2В на 4В. Более мягкий карандаш для темных мест, а все остальное делаю карандашом 2В.
Как и в случае со стаканом, в вазе все имеет тон по отношению к белым бликам, поэтому покрываю тоном всю вазочку, оставляя только блики.

На завершающем этапе работы над вазой мягким карандашом добавляю деталей в дне. Добавляю фона.
У вазы очень красивая падающая тень – надо обязательно ее изобразить. И в финале уже чищу ластиком блики, а то они в процессе затерлись немного, а надо, чтоб они сияли чистотой.
И готовая ваза.

Ваза в другой технике

Та же самая ваза сделана в технике, в которой я сделала скетч стакана. Все сделано простым карандашом, лишь белые блики нарисованы белым пастельным карандашом.

Такая техника очень удобна для рисования стекла, кроме того, работать ей проще, чем делать полностью штрихованный рисунок. По пастельной бумаге карандаш мягко расплывается, штрихи сливаются, что позволяет делать тон более однородным и аккуратно наложенным. А белые блики выглядят более светящимися и яркими, что однозначно усиливает эффект стекла. Обязательно пробуйте.

What You’ll Be Creating

Прозрачное стекло невероятно трудно вообразить. Это потому, что мы знаем, что это «невидимо», так как же это нарисовать? Но правильный подход состоит в том, чтобы рисовать то, что мы видим, а не то, что мы знаем — и если можно увидеть стекло, оно может быть нарисовано.

Вы можете следовать этому руководству двумя способами. Вы можете просто скопировать мои действия, чтобы создать красивый, реалистичный рисунок из стекла, но вы также можете внимательно прочитать объяснения, чтобы научиться визуализировать стеклянные предметы в будущем за пределами этого учебника. Выбор за вами!

Что вам понадобится

  • Карандаш HB
  • 5B карандаш (или что-то гораздо мягче, чем HB)
  • Линейка
  • Ластик
  • Точилка

1. Как рисовать толстое/сплошное стекло

Вы можете использовать этот урок для создания сплошной стеклянной сферы или стеклянной палочки.

Нарисуйте круг, используя карандаш HB. Вы можете начать с креста, чтобы достичь идеальной формы. Нарисуйте линии слегка — это просто база. Линии темные в этом учебнике, так чтобы вы могли видеть их четко, но на своем рисунке вы должны едва видеть их.

Расширьте вертикальную линию и нарисуйте стороны горлышка бутылки.

Закончите форму «твердой бутылки», добавив несколько перспективных эллипсов.

Возьмите линейку и нарисуйте фон шахматной доски. Поскольку мы можем видеть стекло по тому, как оно влияет на его фон, это будет очень полезно для нас.

Твердая сфера стекла работает, как выпуклая линза. Это означает, что нам нужно увеличить поля шахматной доски в ее контуре. Это можно легко сделать, повернув линии в эллипсы. Сначала создайте широкий эллипс посередине …

… затем больше эллипсов вокруг. Каждый должен быть ближе к предыдущему, пока не дойдете до основного контура.

Шаг 6.

Сделайте то же самое с горизонтальными эллипсами. Не стесняйтесь нарушать симметрию для более интересного эффекта.

Шаг 7.

Используйте одно и то же правило в узком месте. На этот раз рисуем линии, а не эллипсы, поскольку поперечное сечение цилиндра представляет собой прямоугольник, а не круг.

Пересеките линии вертикальными. Вы можете добиться более естественного эффекта, снова нарушив симметрию.

У нашей «бутылки» нет отверстия — есть плоская поверхность сверху, которая видна через стекло. И поскольку мы видим это через стекло, оно должно быть искажено.

Шаг 10

Здесь мы имеем двойное искажение, поэтому нарушаем ритм:

Шаг 11

Здесь трудное место. Стекло здесь толстое и имеет неправильную форму. То же самое произойдет на дне реальной бутылки. Вы можете пропустить эту часть, если это слишком сложно, но она добавляет очень хороший эффект.

Шаг 12.

Время для самой забавной вещи: отражения! Если ваше стекло является частью сцены, вы должны настроить отражения на освещение сцены. Если нет, не стесняйтесь создавать просто отражения, которые выглядят хорошо.

В моем случае я создала прямоугольный свет, который отражается на стороне …

… и затем получает отражение (и увеличивается!) внутри бутылки с другой стороны.

Наконец, я добавила набор прямоугольных огней над бутылкой, чтобы создать много маленьких отражений. Обратите внимание на отражение верхней части снизу!

Шаг 13.

Теперь вы можете расслабиться, потому что все четко определено, и мы можем только закончить картину шаг за шагом. Наклоните карандаш и заполните половину полей на одной стороне серым (слева, если вы правы и наоборот).

Шаг 14.

Возьмите карандаш 5B, наклоните его и заполните остальные поля. Не нажимайте слишком сильно, но постарайтесь добиться хорошего контраста.

Шаг 15.

Теперь сфокусируйтесь на время, чтобы заполнить поля в контуре стекла. Делайте это по полю, пытаясь увидеть их в линиях, которые вы определили раньше. Когда вы попадаете в область отражения, нажмите светлее.

Шаг 16

Теперь возьмите карандаш HB и заполните остальные поля. Держите области в светло-белом.

Шаг 17.

Вы помните ту толстую/неправильную точку посередине? Держите ее темной, с крошечным рисунком шахматной доски, скрытым в ней. Если бы у вашего стекла был оттенок цвета, это — то, где это было бы видно больше всего.

Шаг 18

Теперь сделайте то же самое с другой половиной.

Шаг 19

Наконец, вы можете взять ластик и тонко размазать его над отражениями. Не стесняйтесь исправлять мазки карандашами.

2. Как рисовать тонкое/пустое стекло

Вы можете использовать этот урок, чтобы нарисовать стаканчик для еды или пустую сферу.

Начните с той же бутылки с шахматным фоном, как и раньше.

Определите толщину стекла, рисуя внутреннюю стену.

На этот раз все будет немного иначе. Нарисуйте эллипсы внутри внешнего круга, но резко закруглите их во внутреннем круге.

Все эллипсы должны оставаться внутри внутреннего круга.

Нарисуйте линии в узком месте, снова только «внутри» бутылки.

Край отверстия бутылки виден также через стекло, поэтому нам нужно использовать тот же прием, что и раньше.

На этот раз отверстие открыто, так что есть только один слой стекла, чтобы увидеть фон до конца.

Это трудное место, которое еще сложнее в пустое стекло. Обратите внимание, как он, кажется, согнулся вовнутрь. Кроме того, не забудьте нарисовать искажение внутри стены — оно настолько плотное, что лучше всего рисовать его с помощью простых линий.

Время для отражений!

Теперь самая приятная часть. Сначала заполните одну половину полей наклонным карандашом HB.

Затем заполните вторую половину наклонным карандашом 5B.

Заполните маленькие поля внутри бутылки. Они должны быть очень маленькими у стены. Держите их свет внутри отражений.

Нарисуйте искажение в стене темными тонкими линиями. Держите контрастные белые линии между ними.

Сделайте это пятно посередине темным и толстым.

Возьмите карандаш HB снова и заполните оставшиеся поля, сохраняя отражения белыми.

Повторите процесс для другой стороны изображения.

Вы можете использовать ластик, чтобы отражения потянулись.

Красиво!

Как вы можете видеть, стекло не так трудно рисовать, когда вы знаете, как все это работает! Если вам понравился этот урок, не забудьте проверить больше:

  • Природа Как рисовать Зимний пейзаж с нуля Моника Загребелна
  • Рисование Как рисовать дерево Моника Загребелна
  • Природа Как рисовать воду в природе Моника Загребелна

Итак, сегодня я хочу рассказать про основные принципы рисования стекла.
Вообще, прежде чем начать рисовать любой предмет имеющий сложную фактуру, как, например, стекло или металл, нужно понять какими он обладает свойствами.
Что отличает стекло от дерева или пластика?
В первую очередь, конечно то, что оно прозрачное. Еще — в нем отражаются окружающие предметы, оно, как правило сильно бликует, и то, что находиться сзади или внутри стеклянного предмета преломляется и выглядит искаженно.
Также у всех стеклянных предметов прозрачная и неоднородная падающая тень.
Ставлю себе классическую постановку — самый простой стеклянный предмет, который только у меня есть, без резьбы и узоров. Источник света справа под 45 градусов. Фон тоже светлый, нейтральный.

Начинаем с контура предмета. В рисунке стекла, чем точнее построение, тем лучше.

Первое, что нужно сделать — это скопировать все темные пятна на рюмке.
Ниже на фотографии видно начало этого процесса, и то, как у меня наточен карандаш.
Это HB.
Вообще, если говорить о мягкости карандашей, то я использую только F (это твердость между H и HB), по мне это идеальный карандаш для всей основной штриховки, помимо самых темных теней; а также HB, B, и 2B. На всякий случай у меня лежит и 3B, и 4B, но я не помню, когда пользовалась ими последний раз.
А точу карандаши я с института только канцелярским ножем, никакой точилки.
В одном из учебников по черчению была картинка, как правильно точить карандаши. Деревянная часть должна быть 2 см, а часть графита 8 мм. Еще там было написано, что это заточка по ГОСТу. Я поискала в интернете, но такой информации не нашла.
У меня конечно длина графита см полтора, но зато такой карандаш долго остается острым, и можно лучше контролировать линии и штриховку.

Здесь затонированы все темные места. В принципе, на этом можно остановиться. Тем более если не планируется фон.

Далее… Я слегка заштриховала поверхность рюмки и плотно — падающую тень. Чтобы сделать ее воздушной у меня есть ластик-клячка.
На фото: синяя — это новая в упаковке, а той, что когда-то была оранжевой (слева) я пользуюсь сейчас.
Клячка напоминает пластилин, принимает любую форму, не оставляет традиционный, для обычного ластика, мусор. И самое главное, она убирает не весь штрих сразу, а постепенно снимает слой за слоем.
Я пользуюсь ей только последние четыре года, и она существенно облегчила мне жизнь. Жаль, что когда я училась в институте про нее никто не знал. И в продаже ее не было.
С помощью клячки делаю тень воздушнее, и еще немного штрихую прозрачную поверхность стекла.
На фото достаточно сильно увеличен контраст, чтобы лучше все разглядеть. В реальности все, как на фото выше.
Ну вот и все:) Надеюсь вы узнали что-то новое.
И, маленькая просьба — если вдруг вы решите порисовать стеклянные предметы, покажите мне результаты в комментариях к этому посту. Будет очень интересно посмотреть. Спасибо:)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *