Как р а?

​ ​ ​

Совладать с непокорным звуком помогут «комарик», «моторчик» и «барабан».

Из всех звуков дети осваивают «р» последним, годам к пяти‑шести. Если вашему ребёнку меньше, не торопите события. Если чуть больше — не паникуйте. Давайте спокойно разберёмся, что не так с этой буквой и какие есть способы с ней совладать.

Почему рычать трудно

Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:

  • приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
  • на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.

Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.

Что мешает произнести букву «р» правильно

Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.

Короткая подъязычная связка

Как научить ребёнка говорить букву

Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.

Нарушение фонематического слуха

Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.

Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.

Неправильное речевое дыхание

Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.

Глубокий прикус

При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.

Как коверкают букву «р»

На специализированных ресурсах Ротацизм описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:

  • Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
  • Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
  • Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
  • Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
  • Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
  • Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
  • Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».

Какие упражнения можно делать дома

Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.

  • Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
  • Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
  • Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.

А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.

Артикуляционная гимнастика

Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.

1. Качели

Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.

2. Кукушка

Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.

3. Маляр

Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.

4. Лошадка

Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.

4. Угощение

Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.

5. Котёнок

Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.

6. Гармошка

Поднимаем язык вверх и «приклеиваем» его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.

7. Молоточек

Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.

Упражнения на постановку звука «р»

Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.

1. Барабан

Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.

2. Жужжалка

Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».

3. Змейка

Несколько раз повторяем звук «с‑с‑с», после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.

4. Индюк

Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».

5. Комарик

Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.

6. Моторчик

Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».

Закрепление результата

Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.

  • Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
  • Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
  • Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
  • Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
  • Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
  • Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».

Когда отвести ребёнка к логопеду

Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.

Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.

логопед, детский психолог Т.Б. Цукор

Логопед «Диал-Дент» Т. Б. Цукор делится своим опытом по постановке и автоматизации звука Р.

Постановка звука Р у ребенка — одно из самых частых пожеланий родителей дошкольников на консультации у логопеда. Хотя, если объективно, помимо фонемы Р, у ребёнка может быть нарушен ещё ряд звуков, но родители часто этого не замечают. В этом нет ничего удивительного. Дело в том, что Р — очень яркий энергичный звук, и его отсутствие в речи или замена на звуки Л, Ль, В, Г, Д, Й, горловые Р и Рь и даже Н очень заметны. Первое, что интересует логопеда — это возраст ребёнка. Важно понимать, что звук Р в речи ребенка появляется не сразу и формируется к 5 годам. Учить ребенка выговаривать звук Р, например, в 3 года, нет никакой необходимости! Зачастую попытка родителей «вызвать» у ребёнка данный звук заканчивается формированием у малыша горлового звука Р, от которого потом очень сложно избавиться. Дело в том, что мышцы языка ещё не готовы к произношению Р или Рь, а родители, желая добиться у ребёнка чистой речи, просят его то и дело: «Скажи рыба, скажи рот, скажи руки», и ребёнок пытается фонетически подстроится под звучание взрослого. Наиболее похожим и простым оказывается горловой звук Р. Поэтому, не торопите события, но и не теряйте бдительности, поскольку не только возраст ребёнка может стать причиной отсутствия или нарушения звука Р.

Постановка звука Р

Причин неправильного произношения звука Р достаточно много. И желательно их исключить до наступления возрастной готовности к произношению звука Р, то есть до 5 лет. Правильнее всего обратиться к логопеду на консультацию, когда ребенку исполнится 5 лет. Иногда к логопеду может направить детский стоматолог, если заметит какие-то отклонения во время осмотра. Самое лучшее время для начала посещения стоматолога 3-4 года, до появления явных стоматологических проблем. Но вернемся к консультации логопеда.

консультация логопеда Т.Б. Цукор в Диал-Дент

На консультации логопед обследует общую подвижность языка, особенности строения артикуляционного аппарата (губы, щеки, небо, уздечка языка), отмечает тип глотания, поскольку он влияет на формирование прикуса, изучает особенности звукопроизношения и состояния речи, фиксирует тип дыхания (носовой, ротовой, ротоносовой), отмечает положение языка. Занятия, которые логопед разрабатывает индивидуально для каждого ребенка учитывая причину нарушения произношения, направлены на постановку и автоматизацию звука Р.

В клинике «Диал-Дент» применяется комплексный подход. Если логопед (или детский стоматолог, или ортодонт) выявят какую-то из ниженазванных причин, то вы можете пройти необходимое лечение у нас в клинике.

Возможные причины того, что ребёнок в 5 лет не выговаривает букву Р и пути решения, которые предлагают специалисты «Диал-Дент»:

  • укорочённая уздечка языка (подрезание уздечки языка выполняется в «Диал-Дент» и хирургическими методами, и щадящими бескровными методиками с помощью лазера);
  • гипотонус (сниженный тонус, вялость) или гипертонус (перенапряжение) мышц языка (логопед «Диал-Дент» выполняет курс массажа языка, назначает индивидуально подобранные упражнения для нормализации тонуса мышц языка);
  • малоподвижный массивный неповоротливый язык (логопед «Диал-Дент» выполняет массаж языка, назначает артикуляционную гимнастику для развития гибкости и подвижности языка);
  • парезы (снижение силы мышц) языка (консультация у невролога «Диал-Дент» для определения причин нарушения);
  • увеличенные миндалины (лечение лор-заболеваний у детского ЛОРа, дыхательная гимнастика у логопеда);
  • высокое нёбо, расщелины нёба (содействие в лечении, наблюдение, направление при необходимости в стационар для устранения проблемы хирургическим путем, упражнения для восстановления после операции);
  • нарушение фонематического слуха, т.е. различение звуков по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, различению гласных и близких по месту и способу образования согласных (курс занятий с логопедом).

массаж языка выполняет логопед Т.Б. Цукор в Диал-Дент

Гимнастика для постановки звука Р

Одним из способов развить подвижность языка, придать ему силу, гибкость, улучшить переключаемость, является артикуляционная гимнастика. Стоит заметить, что улучшение подвижностям языка благотворного влияет не только на звукопроизношение, но и на ортодонтическую ситуацию, а также является профилактической мерой для предотвращения частого возникновения кариеса, т.к. «застойные» явления во рту способствуют развитию микробной флоры, вызывающей кариес.

В видеоролике, представленном ниже, логопед Т.Б. Цукор подробно показывает все упражнения, необходимые для постановки звука Р в медленном темпе и дает комментарии по длительности их выполнения.

  1. Упражнения «Моржики», «Лопаточка», необходимы для расслабления языка.
  2. Упражнения «Вкусное варенье», «Барабан», «Лошадка» и «Парус» тренируют мышцы языка, готовят их к правильному произношению звука Р.
  3. Упражнения «Чистим зубки», «Футбол» выполняются для улучшения гибкости и подвижности языка.
  4. Упражнение «Фокус» выполняется для выработки сильной направленной воздушной струи, необходимой для звука Р.
  5. Упражнение «Моторчик» является финальным шагом к постановке звука Р.

Для автоматизации звука Р необходимо выполнять задания и упражнения достаточно длительное время. Особенно, если ребенку необходима пластика уздечки или лечение ЛОР-органов и восстановление носового дыхания.

Если после просмотра видео остались вопросы — записывайтесь на консультацию к логопеду по телефону: +7 (499) 110 18 04 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в .

РОТАЦИЗМ

Характеристика фонем — .Описание правильного уклада органов артикуляции. Варианты нарушений фонем — искажения и замены и их приемы. Приемыпостановки звука. Задачи подготовительного этапа- активизация кончика языка, формирование воздушной струи. Использованиедля этих целей артикуляционной гимнастики, тренировки по фонематическомувосприятию при заменах, выбор исходной сохранной фонемы для постановки — . Закрепление комму­никативных умений инавыков.

ТЕОРИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ

Прихарактеристике нарушений произношения звуков следу­ет отметить, что неправильнопроизносить ребенок может любой звук. Чаще всего это относится к группам:свистящих — 22 %, шипящих — 24 %, — 26 %, — 10 %, звонких — 4,5 %,заднеязычных — 1 % (по данным М.А. Александровской). Ука­занная закономерностьв распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностьюартикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложнос­тьюих звучания.

Звуки и наиболее сложные по образованию, требуют уча­стия в артикуляции всехмышц языка и их нарушения бывают многообразными.

Нарушения звукопроизношения требуют специальной лого­педическойпомощи ребенку, и от ее своевременности будет за­висеть успешная подготовка егок обучению в школе (Г.А. Ка­ше, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Ротацизм – это отсутствие или искажениезвука и и явля­ются фонетическими дефектами; замена звука другимзвуком, существующим в системе русского языка, называет­ся, параротацизмом и является по своейструктуре фонетико-фонематическим дефектом.

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВАРТИКУЛЯЦИИ

Кончикмягкого неба поднят, образуя с задней стенкой глотки нёбно-глоточныйзатвор, который препятствует проходу воздушной струи в носовую полость.

Губы занимают положение, необходимое дляпроизнесе­ния предыдущего (последующего) звука.

Зубы разомкнуты.

Язык принимает форму «ложки»: широкийкончик язы­ка поднят вверх, к альвеолам, напряжен; спинка языка при­поднята,между ней и нёбом свободно проходит воздух, боко­вые края языка плотноприлегают к верхним коренным зубам. Воздушная струя при выдохе попадает вротовую полость на напряженный кончик языка и вызывает его колебательные движения.Быстрота его колебаний от 2-3 до 30 в секунду.

Мягкое нёбо поднято, прижато к заднейстенке глотки и закрывает проход в носовую полость Голосовые складки напряжены, сомкнуты и вибрируют.

Мягкийзвук отличается по артикуляции от парного твердого дополнительным подъемомсредней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед

ВИДЫНАРУШЕНИЙ

Часто звук полностью отсутствует в речи детей иливместо него появляется призвук гласного. В данном случае об­наруживается полноеотсутствие нужных артикуляционных движений.

Недостаткипроизношения звука могут проявляться в виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной арти­куляции — велярный (от velum — мягкое нёбо),при кото­ром корневая часть языка сближается с нижним краем мягко­го нёба,образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыха­емый воздух вызывает мелкую,беспорядочную вибрацию мяг­кого нёба, в результате чего возникает шум, который,приме­шиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное звучание. Привтором типе — увулярном (от uvula— язы­чок) вибрирует только кончик мягкого нёба — в результате слышитсяотчетливый рокот.

Встречается двугубный . Первый вариант — «кучерс­кое» произношение, образуемоевибрацией обеих губ. Второй вариант — безвибрации — воспроизведение с помощью об­разования двугубной щели, когдаслышится нечто вроде анг­лийского «w».

Прибоковом произношении вибрацияприсутствует, но место ее передвигается. В основе бокового произношения обычнолежат причины органического характера: парезы язы­ка, массивная, короткаяподъязычная связка, к наличию ко­торой часто присоединяются узкое, высокое нёбоили непра­вильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы мешаютформированию эластичности кончика языка и подня­тию языка кверху, что приводитк попыткам ребенка компен­сировать свой дефект. Таким образом, смычкаобразуется сле­дующими способами:

а) поднятая спинка языка + нёбо. При этомполучается зву­чание ;

б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут­ренняяповерхность щели: вибрация получается грубой, как ре­зультат— «щечный» звук ;

в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, ипроскальзывает звук ;

г) смычка кончика языка или чаще одного из егобоковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней линии звучание несколько мягченное.

Вместо встречается носовой звук типаанглийс­кого или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне­вой частиязыка с мягким нёбом при свободном проходе возду­ха из глотки в нос.

Внекоторых случаях приходится сталкиваться с так на­зываемым одноударным , при котором переднийкрай язы­ка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсут­ствует,слышится звук, напоминающий английский (альвео­лярный) «d». Попытки произнестидлительный рокочущий звук не удаются.

Возможнои глухое произношение звука . Приодноударном и глухом произношении звука артикуляция ока­зывается наиболееблизкой к норме. Мягкое произношение.Звук произноситсямягко, как (рука –»рюка», корова – «корёва», шар – «шарь»).

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука на или и на . В данныхвариантах параротацизма место обра­зования звука остается более или менееправильным, но изме­няется способпроизношения, звук перестает быть дрожащим.

В случаях замен звуков: => , => , => — изменя­ется и место произношения: переднеязычный заменяется среднеязычным , губно-зубным , заднеязычным , и спо­соб произношения: дрожащийзаменяется щелевыми или взрыв­ными звуками. Возможна замена звука парныммягким .

Встречаются замены звука гласным (рама –»ыама», ворона – «воыона»,сыр – «сыы»).

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охваты­ваеткак твердый , так и мягкий . Нередко, однако, при нарушенном отмечается сохранный . Реже наблюдается обратное.

ДИАГНОСТИКА

Преждевсего, необходимо исследовать строение артикуляционных органов и ихподвижность. Обследование непосредственно звукопроизношения начинается сисследования правильности произношения звука изолировано. Логопед четкопроизносит звуки и просит ребенка повторять. Затем исследуется произношениезвука в слогах, в начале, середине и в конце слова. С этой целью ребенка просятназвать, что изображено на картинке (где звук находится в различныхпозициях):

oВ началеслова – РЫБА

oВ концеслова – ТОПОР

oВсередине слова – КОРОВА

oПристечении согласных – ТРАКТОР

Дляоценки правильность произношения звука в самостоятельной речи используютзадания:

oСоставить предложения покартинке.

oСоставить рассказ по картинке.

oСоставить рассказ по сериикартинок.

oСоставить рассказ по опорнымсловам и предложениям.

oСоставить пересказ текста.

oСоставить самостоятельнорассказ о каком – либо событии.

При подборе материала для обследования звукопроизношениянужно отдавать предпочтение словам, в которых отсутствуют звуки тойфонетической группы, к которой принадлежит обследуемый звук и другие звуки,которые нарушены в речи детей.

Обследование фонематического восприятия. Логопед проситребенка выполнить следующие задания:

oЕсть ли звук в слове РАК?

oНайди и покажи те картинки, вназваниях которых ты слышишь звук (ТОПОР,ВИШНЯ, ВЕДРО и т.д.)

oРебенку предлагаетсяпрослушать предложение и найти слова со звуком (ПОД ОКНОМ РАСТЕТ РЯБИНА).

Обследованиефонематического анализа. Ребенку предлагают определить место нахождения звука:

oВначале слова – РЫБА

oВконце слова – ТОПОР

oВсередине слова – КОРОВА

Обследованиефонематического синтеза. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

oСоставить слово из заданногоколичества звуков, не меняя их порядка. К,Р,А,Н;Р,У,К,А.

oСоставить слово из заданногоколичества звуков, меняя их порядок. А,Р,К; З,О,Р,А.

Обследованиефонематических представлений. Логопед просит ребенка выполнить следующиезадания:

oПодобрать название овоща,начинающего на звук (РЕДИСКА, РЕПА)

oПодобрать слово на звук (РЕКА, РЫБА)

oПодобрать слово со звуком ,чтобы он находился: в начале слова – РЫБА,в конце слова – ТОПОР, в серединеслова – БАРАБАН.

КОРРЕКЦИЯ

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно.

Подготовительныйэтап. На нем осуществляется решение следующих задач:

o Формирование умения опознавать и различатьфонемы,

o Развитие силы выдоха,

o Формирование артикуляторных умений и навыков,

o Формирование слухового контроля,

o Развитие звукового анализа.

Дляполучения правильной артикуляции зву­ка необходимы подготовительныеупражнения, которые по­зволяют получить правильное положение органов артикуля­ции,выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Чтобыускорить возможность ребенка почувствовать не ис­пытанные им вибрационныедвижения языка, с одной стороны, и вызвать на основе взаимодействияраздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов этивибрационные движения — с другой, используют дополнитель­ные упражнения(приемы).

Для формированияправильной артикуляции применяются следующие упражнения:

«Лошадка»- присосать язык к нёбу, щелкнутьязыком. Щелкать медленно, сильно при закрытом и открытом рте. Тянутьподъязычную связку. Если ребенок не справляется, то на спинку языка кладутвязкую конфету.

«Кучер» -вибрация губ. Произносить «трр», «тпру».

«Вкусноеваренье» — высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать языквглубь рта.

«Чьи зубычище?» — улыбнуться, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы свнутренней стороны (при улыбке должны быть видны верхние и нижние зубы).Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась: работает только язык. Движения языкамедленные.

«Маляр» -улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делаядвижения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок.

«Барабанщики»- улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами созвуком «д-д-д». Сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был всевремя приоткрыт. Работает только язык.

«Качели» -кончик языка то понимать за верхние зубы, то опускать за нижние зубы.

«Индюки»(«Болтушка») – во время произношения быстро высунуть язык лопаткой из широко открытого рта ивтянуть обратно, попеременно ударяясь о верхние и нижние губы. Получаютсярокочущие звуки вроде «блблбл». То жеможно проделать и во рту – язык ударяется о зубы.

Постановка

Существует несколько способов постановки звука

1. Поподражанию с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции.Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чащеприходится применять другие.

2. Механический способ – с использованиемвспомогательных средств (шпателя, зонда) артикуляторным органам придаетсяопределенное положение.

3. Постановка от других звуков, правильнопроизносимых, без механической помощи.

4. Постановка от артикуляторного уклада (с помощьюартикуляционных упражнений).

5. Смешанный способ.

Наиболее распространенным приемом являетсяпостановка звука от, повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд,с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется такжечередующееся произношение звуков и в сочетании тд, тдили тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегкаоткрытом рте: при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних peзцов или альвеолами. Примногократном произнесении серий звуков и ребенка просят сильно подуть накончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Однако этот прием не всегда приводит к успеху. Призаднеязычной артикуляции или его велярном (увулярном) артикулированиивозможно появление двухфокусной вибра­ции: задней и новой, передней.Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенокотказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения пере­днейвибрации звук нередко оказывается излишне длитель­ным (раскатистым) изашумленным.

Постановка в два этапа. На первом этапе ставится фри­кативный без вибрации от звука при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением пере­днегокрая языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этомзвук произносится со значитель­ным напором воздуха (как при произнесенииглухого зву­ка) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах.Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: смеханической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и,прикасаясь к нижней поверхно­сти передней части языка, быстрыми движениямизонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попе­ременносмыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти дви­жения можно осуществлять иобычным плоским шпателем. Домашние тренировки ребенок может проводить с помощьючеренка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировоквыдыхаемая струя должна быть сильной.

Наиболее эффективным является прием постановки от слогового сочетания с несколько удлиненным произнесе­ниемпервого звука из слога: ззза. В ходе многократного по­вторения слогов ребенокпо инструкции логопеда перемеща­ет переднюю часть языка вверх и вперед кальвеолам до получения акустического эффекта фрикативного в сочета­нии с гласным . После этого вводитсязонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. Вмомент возникающей вибрации слышится достаточно чис­тый звук , нормальной протяженности, безизбыточного рас­ката. При этом способе постановки звука не требуется спе­циальноговведения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. Впоследующей работе важно провести тре­нировки в вызывании слогов ра, ру, ры.

При постановке мягкого применяется тот же прием,но с помощью слога зи, а в дальнейшемзе, зя, зё, зю. Обычно при нарушенияхтвердого и мягкого звука сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, нотакой поря­док не является жестким, его можно произвольно менять; нерекомендуется лишь вести одновременную их постановку, во избежание смещения.Также может использоваться постановка звука от звука – ребенку предлагается «погулять по горке» — постепенно поднимают кончик языка вверх к альвеолам, врезультате получается одноударный .

Автоматизация

После того как будет достигнута вибрация, необходимопутем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых впостепенно убыстряющемся темпе, добиться автома­тизации усвоенной артикуляции иизбавиться от излишне раскатис­того произношения , неизбежного на ранних этапах работы.Если вначале получится только твердый , то одновременно с его за­креплением необходимо начать работунад мягким . Еслиже вна­чале получится мягкий , то параллельно с его закреплением сле­дует начатьработу над твердым .

Постановка звука является длительной. Поэтому авто­матизация звука проводится с механической помощью, еще до окончательной отработки нормальногозвучания . Смеханической помощью звук произносится в слогах (дра, дро, дру), в словах «дрова»,»друг». Вначале звуку в речевомматериале предшествует звук, от которого он ставится (дро­ва или трава).

Ребенка просят повторить слоги:

Pa-pa-pa — в школу пора.

Ро-ро-ро — на дворе стоит ведро.

Ры-ры-ры — летают комары.

Ри-ри-ри — червей в руки небери.

Ор-ор-ор — большой топор.

Арь-арь-арь — новый календарь.

Для закрепления произношения можно использоватьигры, загадки, пословицы, поговорки.

Игра для закрепления произношении звука :

Вороны

Разделитесь на три группы: ёлочка, вороны, собаки.

Ёлочка (образуют круг, взявшись за руки).

Как под ёлочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Вороны (прыгают в круг):»Кар-кар-кар…».

Ёлочка: «Из-за корочкиподрались,

Во все горло раскричались».

Вороны (в кругу): «Кар-кар-кар…».

Ёлочка: «Вот собаки прибегают,

И вороны улетают…».

Собаки (вбегают в круг с рычанием): «Р-р-р…».

Игра для закрепления произношения звука

Соблюдайпорядок

Положите на столе в один ряд три-четыре предмета, вназваниях кото­рых имеется звук , например: фонарик, ириска, пузырек, веревка, резин­ка, гриб, варежки и др.Попросите ребенка назвать по порядку предметы, стоящие на столе. Затемпредложите ему отвернуться и в том же порядке предложить назвать их на память.Если он ошибется, дайте ему еще раз посмотреть на них.

Далее можно дополнить предложения словами, в которыхсодержится звук , сопорой на картинки. Например, логопед называет часть предложения, а детивыбирают картинку на звук и дополняют предложение соответствующими словами: Мама посадила на грядке… (свекла, лук, морковь). Или: В нашем лесу растут… (дубы, сосны, березы);На клумбе расцвели… (маки, тюльпаны, розы); В цирке мы видели… (лев, тигр,слон); В саду созрели вкусные… (яблоки, груши, сливы); На лугу пасутся… (овцы,козы, коровы); Мама купила… (книга, ведро, шапка).

Затем проводим автоматизацию в связной речи. Просимребенка составить рассказ по картинке.

Дифференциация

На этом этапе учим детей различать смешиваемые звукии правильно употреблять их в собственной речи. Для этого используем слова сосмешиваемыми звуками: лов – ров, солить –сорить, хобот – робот и др.

Можно задавать вопросы и просить дать на них полныеответы:

Кто ловитудочкой рыбу?

Где спитмедведь зимой?

Кто краситстены?

Что находитсяна корме лодки?

Какие птицылетят треугольником?

Кто на почтепринимает телеграммы?

Чтопрописывает доктор больным?

Как зовутпервую женщину-космонавта?

Слова для справок: рыболов, берлога, журав­ли, маляр, телеграфист, лекарство, руль,Валентина Терешкова.

Формирование коммуникативных умений инавыков.

Цель: формирование у ребенка умения инавыка безошибочного употребления звука во всех ситуациях общения.

Используютсяпословицы и загадки, скороговорки, стихи, рассказы, насыщенные звуками ,.

Твердые навыки правильного произношения у детейвырабатываются лишь при систематической работе. Она должна планироваться так,чтобы регулярно проводились занятия, способствующие тренировкеартикуляционного, дыхательного, голосового и слухового аппаратов. Обязательноразвивать у ребенка память, внимание, мышление, восприятие (слуховое,зрительное, тактильное).

ЛИТЕРАТУРА

1. Российская Е.Н., Гаранина Л.А.Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.

2. Рау Ф. Ф.Приёмы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практикилогопедии. М., 1968.

3. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. М., 1971.

4. Хрестоматияпо логопедии // Под. Ред. Л.С. Волковой,В.И. Селиверстова. М., 1997. Ч. 1.

5. Основылогопедии // Под. Ред. Т. В. Волосовец. М., 2000.

ТЕСТ

1. Прикаком щельобразуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух,проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкогонёба:

А. велярном;

Б. увулярном;

В. Щечном.

2. Приправильном произнесении звука боковые края языка:

А. прижаты к верхним коренным зубам;

Б. поочередно вибрируют;

В. образуется щель между боковыми краями языка и верхнимикоренными зубами.

3.Наиболее эффективным способом постановки звука является:

А. постановка от звука ;

Б. постановка от звука ;

В. постановка от звука .

4. Звук относится к группе:

А. заднеязычных, смычно-щелевых звуков;

Б. переднеязычных, дрожащих звуков;

В. среднеязычных, смычно-проходных звуков.

5. Чтопроисходит при произнесении увулярного :

А. корневая часть языка сближается с нижним краем мягкогонёба, образуется щель;

Б. вибрирует кончик мягкого нёба;

В. нет вибрации.

Главная > Развитие > Развитие речи > Как научить ребенка выговаривать звук «Р»

Автор статьи: Наталья Соколова (учитель-логопед).

Ситуации «Мой ребенок не выговаривает звук «Р» является весьма распространенной. Как практикующий логопед попробую ответить на все вопросы, которые неизбежно возникают у родителей.

С какого возраста ребенок должен выговаривать звук «Р»?

Звук «Р», возникает у детей к 5 годам. Поэтому, до 5 лет, если в речи ребенка есть все звуки, кроме «Р» беспокоиться не стоит, скорей всего звук сам возникнет в ближайшее время. Если ребенку 5 с хвостиком, а звук «Р», так и не возник, можно и нужно заниматься его постановкой. Самостоятельно или с помощью логопеда.

Почему ребенок не выговаривает звук «Р»?

Звук «Р» традиционно считается самым сложным, и это действительно так. Ведь когда мы произносим звук «Р» наш кончик языка часто вибрирует под напором выдыхаемой струи. Ни какой другой звук в русском языке такой вибрации не требует. Поэтому по объективным причинам многие дети не могут сами овладеть данным звуков, в виду его сложности. Однако есть и более частные причины. Например, если в семье, есть человек с дефектами речи, то ребенок может взять дефектную речь, как образец.

Как научить ребенка говорить звук «Р»?

Существует несколько способов постановки звука «Р». Общее между ними то, что с помощью подручных средств (зубной щетки, собственного пальца ребенка) Вы вызываете механическую вибрацию кончика языка.

Попросите ребенка улыбнуться, упереть язычок в верхние зубы и сильно постучать язычком по твердому небу (бугорки за передними зубами), четко и быстро выговаривая Д-Д-Д-Д. Затем поставьте палец, зубную щетку или зонд под язык. В то время как ребенок произносит Д-Д-Д-Д, Вы с помощью инструмента совершаете быстрые движения влево — вправо. Создаете искусственную вибрацию языка. Звук «Д», преобразуется в «Р». СОВЕТ: многим детям легче выполнять данное упражнение, лежа и полулежа, чтобы голова была немного откинута назад. При таком положении легче удерживать язык в нужном положении.

Подробную пошаговую инструкцию вызывания звука «Р» можно посмотреть на видео:

Звук появился, ура! Обратите внимание ребенка на полученный звук, похвалите его и стимулируйте повторять теперь только так. Теперь Вы можете сказать ребенку, что он научился произносить звук «Р». Помните, что при устной речи «Р» не буква, а звук. Так как буквы пишут, а выговаривают звуки.

Следующая важная задача после постановки – введение звука в речь ребенка. Вводить звук следует регулярно на постепенно усложняющемся речевом материале. Начните со слогов, затем переходите к словам, словосочетаниям, предложениям и, наконец, к текстам.

Речевой материал легче не придумывать самим, а брать из пособий.

ВАЖНО: Занимаясь, заставляйте произносить ребенка звук «Р» утрировано: «РРРакета» Это следует делать до тех пор, пока звук «Р» крепко не войдет в речь ребенка.

Что делать, если ребенок не выговаривает звук «Рь»?

Если в речи ребенка отсутствует и твердый и мягкий звук, то начинать постановку следует с твердого звука «Р». Когда твердый звук будет поставлен и закреплен в речи, переходите к мягкому «Рь». Этот звук поставить намного легче. Скажите ребенку, у звука «Р» есть младший братик «Рь». Это звук очень мягкий и нежный звук. Произнесите звук и попросите ребенка повторить. Если ребенок умеет произносить «Р», то мягкий «Рь» трудностей не вызовет. Для закрепления звука «Рь» можно использовать логопедическое лото «Говори правильно», звук Р’.

ВАЖНО: Если раньше ребенок заменял звук «Р» на «Л», то после того, как ребенок хорошо научиться произносить звук «Р», поупражняйтесь в произнесение слов и предложений, где эти два звука стоят рядом. Безошибочное произнесение «Карл у Клары украл кораллы» — показатель того, то вы все сделали правильно!

условия перепечатки

Как научить ребенка говорить Р? Этот вопрос терзает каждую маму, которая слышит от своего малыша картавое «лыба» вместо четкого «рыба». Именно звук Р занимает лидирующие позиции среди нарушений устной речи.

kak-nauhit-rebenka-govorit-rgorod-druzey.ru

По негласной статистике слово «логопед» у большинства родителей ассоциируется с неправильным произношением звука Р, и это правомерно. Если, несмотря на усилия родственников, к пяти годам долгожданное «рычание» не появилось, пора браться за дело серьезно.

Но прежде чем бить тревогу, разберемся, как научить детей говорить букву Р самостоятельно.

Чтобы не смущать ребенка терминологией, которой ему хватит с лихвой в школе, можно пока остановиться на более привычном для малышей слове «буква Р». Хотя вы же точно знаете, что букву мы видим и пишем, а звук — слышим и говорим.

Почему дети неправильно выговаривают Р?

  • Обратите внимание на речь людей, с которыми контактирует ваш ребенок.

Возможно, малыш подражает неправильному произношению.

  • Укороченная уздечка или подъязычная связка.

Если вы не связаны с медициной, обратитесь за консультацией к специалистам, которые подскажут методы коррекции.

kak-nauhit-rebenka-govorit-r
tonguetie.net

В несложных случаях уздечку можно растянуть при помощи артикуляционных упражнений. Процесс трудоемкий и длительный. Возможно, вам порекомендуют подрезать укороченную связку. Процедура неприятная, но безопасная.

  • Наличие аденоидов и другие физиологические проблемы.
  • Нарушения со стороны фонематического слуха.

Возможно, малыш просто не дифференцирует злосчастный звук среди других. Поиграйте в игру: «Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь Р».

Как научить ребенка говорить Р: усердно тренируемся

Ваша первостепенная задача — помочь малышу укрепить мышцы языка. Для этого существует комплекс упражнений.

В основу занятия можно положить сказку о Веселом Язычке. Рот – это домик, твердое небо – потолок.

Если вопрос «Как научить ребенка говорить Р?» стоит в вашей семье остро, приступайте к тренировкам, запомнив несколько простых правил.

  • Ваш девиз – терпение.

Если родительская настойчивость сопровождается нервно дергающимся глазом и пунцовыми щеками, отложите занятия. Не стоит винить малыша в том, что он не с первого раза демонстрирует чудеса артикуляционной акробатики.

vggu.ru

  • Не забывайте, что ведущая деятельность дошкольников – игра.

Занятия проводите перед большим зеркалом. Так малыш сможет контролировать свои движения.

  • Только систематические тренировки гарантируют результат.

Поэтому рекомендуем вам придерживаться домашнего расписания.

Как научить детей говорить букву Р: логопедические упражнения

kak-nauhit-rebenka-govorit-r
simptomyinfo.ru

Упражнения для укрепления мышц языка

1. «Скачем на лошадке»
Попросите малыша «поскакать» как лошадка. Дети с удовольствием выполняют это веселое задание.
Важно: губы улыбаются, при этом двигается только язык, нижняя челюсть статична.

2. «Белим потолок»
Предложите ребенку «побелить потолок» кончиком языка (движения напоминают рисование кисточкой – «вперед – назад»). Губы при этом растянуты в улыбке.

3. «Грибок»
Чтобы выполнить это достаточно сложное упражнение, нужно прижать распластанный язык к твердому небу и открыть рот широко. Боковые края плотно прилегают к верхним зубам. При этом в зеркале можно увидеть, что вся мудреная конструкция напоминает грибок.

4. «Гармошка»
Если вы успешно справились с предыдущим заданием, это покажется вам сущим пустяком. Исходное положение – «Грибок». Ребенок открывает и закрывает рот, имитируя игру на гармошке.

5. «Фокус»
Рот приоткрыт в улыбке. Широкий распластанный язык положить на верхнюю губу, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. Посередине должен получиться желобок. Необходимо сдуть ватку, расположенную на носу. Следите, чтобы нижняя челюсть при этом не двигалась.

6. «Забиваем гвозди»
Рот приоткрыт в улыбке. Предложите малышу кончиком языка «постучать» по основанию передних зубов. Забили 10 гвоздей? Для начала достаточно.

7. «Автомат»
Упражнение предполагает многократное произношение звука Д. При этом язык должен упираться в альвеолы, расположенные за верхними резцами.

Упражнения на формирование силы выдоха

1. «Чемпион»
Необходимо с помощью воздушной струи загнать ватный шарик в импровизированные футбольные ворота. Важно: губы вытянуты трубочкой, щеки не надуваются.

2. «Задуй свечку», «Высуши белье»
Попросите малыша задуть свечку, подуть на «мокрое белье». Уверены, ваша фантазия подскажет вам еще парочку-другую подобных упражнений.

Как научить детей правильно говорить букву Р?

  • По подражанию.

Если ваше чадо, тщательно следуя вашим инструкциям в сочетании с показом, начнет активно «рычать», смело записывайте себя в разряд счастливчиков. Продемонстрируйте положение языка, обратите внимание на его вибрацию, поднесите руку ребенка к своему рту, чтобы он оценил силу воздушной струи. Удачно?

  • Выполняя упражнение «Автомат», малыш должен сделать активный выдох и при этом попытаться вызвать вибрацию «д-д-д-р-р».
  • Попробуйте научить ребенка правильно произносить Р лежа.

Почему в горизонтальном положении? Так язык естественным образом поднимается к небу.
Далее вам понадобится обычная соска, которую необходимо надеть на палец. Малыш протяжно произносит букву Д, а вы в это время водите пальцем под языком. Таким образом создается вибрация.
Не расстраивайтесь, если с первого раза вы не услышите долгожданное «рычание». Нужно приспособиться. Обратите внимание на правильно положение языка и силу воздушной струи.

  • Рот широко открыт, язык находится в необходимом положении. Взрослый прижимает боковые края языка большими пальцами, а ребенок в это время делает мощный выдох.

Закрепляем букву Р в речи

Идем от простого к сложному.

  • Для начала предлагайте малышу повторять слоги.
  • Постепенно переходите к словам с буквой Р.
  • Закрепляйте правильное произношение Р в предложениях и стихах.

ВАЖНО! Если в связной речи малыш забывает правильно выговаривать долгожданную букву, обязательно его исправляйте. Не забывайте хвалить и поощрять маленького труженика за успехи. Уверены, что систематические и упорные занятия принесут свои плоды.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *