Как появились имена?

Рассмотрим вопрос о происхождении людских имен.

Имена собственные были выделены в глубокой древности. Еще философ-стоик Хрисипп (III век до н.э.) выделял имена в отдельную группу слов. Сегодня изучением собственных имен людей, закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика («антропос» – человек, «онима» – имя).

Людям всегда давали имена. О том, как они возникли, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них. В далекое время, когда Высший разум подарил людям речь, был один язык. Каждое слово отражало внутреннюю суть вещей. Тот, кто знал слово, обретал власть над тем, что оно обозначало. В мире возник хаос, потому что люди никак не могли решить, кто именно будет управлять, а кто подчиняться. Тогда жрецы придумали для всего в мире другие слова, чтобы не дать непосвященным использовать истинные имена вещей во зло. Высшее знание оказалось не по плечу человеку. В результате произошли разные языки, и истинный язык был скрыт, а затем почти полностью утерян. Так говорится о языке, словах и названиях в легендах многих народов. С именами людей произошло то же самое.

Имена людям теперь пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени – близкое к настоящему и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог навредить ребенку, зная его настоящее имя. Наши далекие предки понимали, что имя – это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним. Они пытались это использовать разными способами.

Традиции имени для ребенка

В индейских и некоторых африканских племенах давали отталкивающие имена, для того чтобы отогнать злых духов. Когда-то давно считалось, что настоящее имя должен знать лишь сам человек и его родители. В индейских племенах свое настоящее имя молодой человек узнавал лишь в день признания его совершеннолетним посредством медитации и общения с духами и не сообщал никому. Старые индейские шаманы говорят, что часто это имя нельзя было произнести нормальными звуками, оно существовало лишь в виде смеси образа и звука.

Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей аналогичными именами было как-то бестактно, да и опасно – ведь боги эллинов, жили совсем близко – на горе Олимп, были очень похожи на людей и часто общались с ними. Им могла не понравиться такая фамильярность. Поэтому для повседневного обращения к богам употреблялись различные эпитеты, которые тоже трансформировались в имена. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими эпитетами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр. Многие боги носили на голове уборы вроде короны или диадемы. Отсюда произошло имя Стефан – увенчанный.

Однако сохранилась и традиция давать детям прямые имена богов, правда, не верховных, во избежание их гнева за такое нахальство. Имена Муза, Аполлон, Аврора, Майя до сих пор находятся в употреблении. Позднее это стремление стало христианской традицией давать имена в честь праведников, причисленных к лику святых.

На Руси существовала другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. Обряд второго имя наречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих особенностей.

Однако традиция подобного именования не прижилась. Да и человек, постоянно называемый не настоящим именем, а прозвищем, часто приобретал все качества, свойственные этому прозвищу. В такой ситуации и имя-оберег защищало человека неизвестно от чего. Поскольку имя вслух не звучало, оно не имело внутренней связи со своим носителем.

Имена на Руси

Влияние имени на человека и его судьбу замечено давно. Во все времена считалось, и вполне справедливо, что слово, которое выбрано для имени с любовью, поможет в жизни. Но в то же время давать имя, называть – значит обретать тайную власть. В разных языках не меняется эмоциональная окраска слова, и то, что обозначает нечто приятное, имеет звучание, которое приятно для слуха, и наоборот.

Таким образом, происхождение имени имеет длинную историю.

До принятия христианства на Руси используются самобытные имена, созданные на славянской почве средствами древнерусского языка. Славяне выбирали для именования своих детей любые слова, отражающие в себе:

Подобные именования использовались и у других народов, достаточно вспомнить имена индейцев, которые характеризовали особенности того или иного человека: Орлиный Глаз, Хитрая Лисица и др. У нас бытовали несколько другие имена, которые позже, с принятием христианства и закреплением имен в церковных календарях, превратились в прозвища. Некоторые из этих прозвищ дошли до нас в виде фамилий: Кот, Жук, Волк, Воробей. Следует отметить, что эти фамилии довольно распространенные.

Влияние христианства на имянаречение

С XI по XVII век исконно славянские имена отходят на второй план, а на первый выходят византийско-греческие. С приходом христианства стала развиваться двухименная система. Для того чтобы защитить человека от злых духов, его нарекали одним именем, а называли совершенно другим. Для данного периода характерно расслоение в социальном плане. В это время распространены древнерусские имена, которые состоят из двух корней и содержат в себе корень -слав. Это такие имена, как Вячеслав, Святослав, Ярослав, Борислав, к которым присоединялись византийско-греческие имена с тем же корнем: Станислав, Бронислав, Мирослав и др.

С начала XVIII века до 1917 года господствуют канонические имена, складывается и распространяется трехчленная формула именования человека (фамилия, имя, отчество), появляется псевдоним.

После революции большую популярность приобретают новообразованные имена, отражающие события, происходящие в стране. Образование новых имен особенно коснулось девочек. Так, их называли Идея, Искра, Октябрина. Есть свидетельства, что одну девочку даже звали Артиллерийской Академией. Двойняшек мальчика и девочку было модно называть Рево и Люция; известны имена мальчиков Гений, Гигант (примечательно, что эти имена не всегда соответствовали действительности, а нередко и вовсе противоречили). Однако в это время появились имена, которые продолжают свою жизнь и сейчас: Лилия (оно подобно русскому имени Лидия и очень благозвучно), Нинель (чтение в обратном порядке имени Ленин), Тимур, Спартак.

Современный русский именослов включает в себя множество имен, имеющих различное происхождение. Но все же огромное преимущество имеют имена, которые теперь мы с полным основанием можем называть русскими. Хотя собственно русских имен осталось совсем немного. С течением времени первоначальный смысл имен забывался, а ведь исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка.

Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют в происхождении греческие корни. Однако, многие из них были заимствованы из других древних языков, или были просто заимствованы из древнеримского, древнееврейского, египетского и других языков и при таком способе заимствования употреблялись только как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо.

Слово ИМЯ – очень древнее, и этимология его расплывчата. Это слово некоторые ученые сближают с древнерусским ИМЪТИ – «иметь», «считать», «принимать за кого-либо или за что-либо»; другие считают, что слово восходит к древнеиндийскому ИЮОТИ – «отделяет», т.е. имя дается для того, чтобы отличать людей или животных друг от друга.

Слово ИМЯ имеет множество «родственников» в языке, расцветает в языковой системе пышным цветом, что свидетельствует о живучести и востребованности данного слова в языке. Наиболее часто встречающиеся однокоренные слова:

— именной – к имени относящийся (именной указ, именное повеление);

— именно – точно, подлинно, буквально;

— именовать – давать имя;

— наименовать – назвать;

— именованье – названье;

— именины – день ангела, соименного святого;

— именинный – относящийся к именинам;

— именинник –у христиан это человек, называемый так в день ангела соименного ему святого;

— именитый – знаменитый, сановитый;

— именительный падеж – нач. форма существительных, прилагательных.

Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем

Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они рождаются, живут своей особой жизнью, умирают, а иногда воскресают вновь.

Ряд ученых считает, что первыми словами на земле были имена собственные. Во многих странах, в ряде племен Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. А в индийских семьях даже муж и жена обращались друг к другу иносказательно. Некоторые люди считали, что имя человека – синоним его души. Чем дольше оно сохранится, тем бессмертнее будет человек.

По словам одного исследователя, в Египте стереть имя покойного с гробницы считалось величайшим преступлением. Чтобы этого никто не мог сделать, в Древней Греции имена вырезались на свинцовых дощечках, которые бросались на дно залива.

Индейцы навахо верили, что имя человека служит источником его счастья и сил и старались без лишней надобности не произносить имя, т.к. оно, по их мнению, изнашивается. Исходя из этих соображений, настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами.

Человек в древности верил, что слово, имя – неотъемлемая часть предмета, личности. Без этой веры невозможна магия, немыслимы многие действия. Люди меняли имя больного ребенка, обмануть злых духов, которые могут причинить ему зло, а также это делалось для того, чтобы обмануть смерть. Один из исследователей быта североамериканских индейцев, долго живший среди них, писал: «В первое время моего пребывания у могавков мне сделал любезность один из старых Сахемов, дав мне свое имя… Он был известный воин, — и сказал мне, что теперь я имею право присвоить себе все подвиги, им совершенные, и что теперь мое имя будет раздаваться во всех пяти народах». Древний человек верил, что человеку можно причинить вред, прокляв или околдовав его имя. Связь имени и человека не подлежала сомнению. Североамериканский индеец «…относится к своему имени не как к обычному ярлыку, но как к самостоятельной части тела и уверен, что от дурного обращения с именем проистекает не меньший вред, чем от раны, нанесенной телесному органу».

Своеобразие древних русских имен

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, отличие, по которому можно было бы выделить его из семьи.

В конце десятого века киевский князь Владимир искал сильного союзника против степных кочевников, совершавших опустошительные набеги на Русь. Такого союзника он увидел в лице Византийского императора. Чтобы скрепить союз, князь Владимир согласился на крещение Руси. В ходе крещения необходимо было заменить языческое имя на имя христианское. С этого времени на Руси появились Иваны и Марьи, Петры и Анны, Глебы и Зои.

Любопытно, что в Московской Руси имя и отчество использовались по-разному в зависимости от общественного положения человека. Холопы назывались уничижительно: Фильками, Петрушками, Ивашками. Естественно, что ни о каком отчестве для этой категории людей и речи быть не могло. Имена «умалительные» были в большом ходу и использовались в различных значениях: они выражали растроганность и нежность и ласку (Мишатка, Сенюшка); любовное отношение к князьям (Владимирко, Василько); служили показателями преданности и покорности, понимания своего места на общественной лестнице (Федька, Митька); особый умалительный суффикс добавлялся к именам незаконнорожденных детей (Мстиславец, Ярославец). Поповские имена писались на –чище (Иванчище, Степанище). Знатные люди имели право добавить к полному имени «полуотчество»: Иван Степанов Городец. А аристократическая верхушка имела имя, отчество и фамилию. Причем отчество было равноценно современному: оно оканчивалось суффиксом –ич-. С тех пор вошла в русский язык пословица: «Наши вичи едят одни калачи».

Имена на Руси имели особый смысл и никогда не давались ребенку просто так. Мы расскажем о некоторых традициях, которые обычно соблюдались при создании имени для ребенка.

Прозвище

Именем могло стать любое слово, прочно закрепившееся за человеком. Прозвища делились на некоторые группы, например:

1. Связанные с числом — Третьяк

2. О внешности — Беляк

3. О характере — Смеяна

4. С природой — Дуб

5. С ремеслом — Кузнец

6. Защищавшие от порчи и злого колдовства — Некрас.

Имена-прозвища также могли стать вторым именем, и давались они не только простым людям, но и представителям знатного рода, например Иван Калита. Вторые имена были приняты на Руси до тех пор, пока их не запретил Петр I. Однако после этого запрета вторые имена-прозвища просто начали преобразовываться в фамилии.

Прямое имя

До начала XVII века несколько столетий было принято давать детям не только христианское имя, но и, так называемое, прямое имя. Это было имя, которое ребенок получал в честь святого, чей праздник отмечался в день его рождения. Обычно прямые имена знал узкий круг близких людей и человека называли так только в кругу семьи. Например, прямое имя Ивана Грозного — Тит.

Зародился обычай еще с самого становления Киевской Руси, когда князья носили языческие и христианские имена — Владимир-Василий Мономах.

Имена князей и родовые имена

У Рюриковичей было два вида имен:

1. Славянские имена с двумя основами (Святослав)

2. Скандинавские имена (Игорь)

Такие имена до XIV века мог носить только человек знатного рода, так как у них был высокий статус.

Кроме того, в семье имя не может не переходить по наследству и оставаться невостребованным. Как только уходил из жизни представитель старшего поколения, его имя передавалось только что родившемуся ребенку.

Влияние веры

Чем больше на Руси распространялось христианство, тем скорее забывались имена славянские и языческие. Также с появлением письменности огромное значение придавалось грамотности написания имени. Однако существовал определенный закон, гласящий, что если человек, неправильно написавший чье-то имя, не знал его природу возникновения, то он не считается виновным и за это нельзя обратиться в суд.

Полуимя

Полуимена обычно давались преступникам и произносились с долей сарказма, например Емелька Пугачев. Также при обращении к высокопоставленным лицам и чиновникам все нижестоящие люди обязаны были также называть себя полуименем. Например, обращаясь к полицейскому, Григорий мог назвать себя только «Гришкой», как бы принизив себя на фоне статусного человека.

Самое популярное имя

Имя Иван было самым распространенным на Руси — примерно четверть населения носила это имя. Обычно, когда скиталец попадался полицейскому, он называл себя Иваном — отсюда взялась поговорка «Иван, не помнящий родства».

Отчество

Простой народ обычно ставил отчество в качестве второй части имени: «Иван, Петров сын». Таким образом подчеркивалась связь с отцом и высказывалось уважение к семье и роду. У знатных людей было принято добавлять окончание «-ич»: Святополк Изяславич. Но прибавлять различные суффиксы имели право только представители высших слоев общества.

С древнейших времен люди давали друг другу имена для удобства и простоты общения. Изначально это не были имена как таковые, а скорее прозвища, которые хоть как-то характеризовали конкретных людей. Это были ласкательные названия животных и цветов для девочек, символизирующие их нежность, ласковость и красоту (Розочка, Кисонька). Для мальчиков же использовались прозвища, подчеркивающие мужественность и силу (Силач, Смельчак). В некоторых цивилизациях прозвища давались детям не с рождения, а либо по достижении какого – то определенного возраста, либо при совершении каких – либо значимых поступков. Например, индейцы часто давали имена своим воинам в четь первого убитого животного (Горный Орел, Дикая Рысь).

В течение жизни прозвища могли меняться в зависимости от обстоятельств. У тех же индейцев в некоторых племенах считалось, что, совершив недостойный поступок, воин «терял» свое имя и должен был добывать его себе вновь.

У некоторых народов имя человека могло отражать особенность его физиологии или характера, например Хитрый или Высокий. Порой первоначальное значение такого прозвища терялось, и слово становилось просто именем. Иногда же некоторые прозвища закреплялись традицией, передавались детям из поколения, становясь уже даже не именем, а фамилией.

Теперь у большинства народов принято называть детей непосредственно при рождении. Появились свои исторически сложившиеся списки имен, связанные с культурой и бытом.

Постепенно в связи со смешиванием наций имена одной цивилизации переходят к другим народам, закрепляются там, и сейчас уже трудно бывает найти истинные корни их происхождения. Например, во время процветания Римской империи латинские имена распространялись в побежденных странах, в основном в Греции. До сих пор нет возможности с точностью сказать, какому же языку принадлежит то или иное имя: Алина, например, может иметь как латинские, так и греческие, и даже немецкие корни.

Большая часть до сих пор используемых имен пришли из древности: латинские (Инна, Лилия, Павел), греческие (Алла, Сергей), древнееврейские (Михаил, Жанна). Некоторые имена дала нам Религия: из Библии известные имена Ева, Адам. Они призваны охранять человека, направлять его на «истинный путь».

В некоторых странах принято давать не одно, а несколько имен, каждое из которых что – то привносит в жизнь хозяина.

Христианство же позволяет, например дать человека при крещении второе имя, не такое, под которым его зарегистрировали в загсе. Чаще всего выбирается имя того святого, в день почитания которого ребенок родился. Считается, что этот святой всю жизнь будет покровительствовать человеку. Некоторые советуют крестить ребенка, не по гражданскому имени, а по церковному, и держать имя в тайне. Считается, что в таком случае человека нельзя будет сглазить или приворожить.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *