Как поставить голос

Упражнение «колыбельная»
Представьте, что вы укачиваете ребёнка и мягко напевайте знакомую фразу колыбельной мелодии:

м-м-м-м-м-м…

Эту мелодию напевайте на всех гласных. Добивайтесь мягкой атаки звука:

а-а-а-а-а-а-а…
о-о-о-о-о-о-о…
у-у-у-у-у-у-у…
э-э-э-э-э-э-э-э…

Запомните состояние мышечной свободы в области глотки и ощущение, как-будто качаешь гласные диафрагмой. Раскрытие рта помогает лучшему выведению наружу звуковой энергии. Поэтому нужно добиваться свободы мышц нижней челюсти, и избегать положения, когда некоторые дикторы говорят не разжимая зубов. Такая манера делает голос сдавленным, не летящим.
Следует заметить, что нет единого для всех раствора рта. Всё зависит от речевого аппарата и характера голоса каждого диктора. Степень открывания рта определяется наиболее качественным звучанием и наиболее чётким и ясным произнесением звуков. Чтобы выработать умение расслаблять нижнюю челюсть и снимать скованность речевого аппарата необходимо выполнять упражнения, где используются тексты с частым повторением звука «а». Вот два из них:
Упражнение «хочу молока»
Представьте, что вы «больны». На стоне обращайтесь к маме:

Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!

Рот раскрываете хорошо, но не очень. Всё естественно. Челюсть опускается мягко и вниз, не в сторону. Текст звучит слитно на протяжном голосе. Поищите лёгкое звучание на различных высотах:

Ахбольнойяайайаймолокамнемамадай

Голос не занижайте, не садитесь на горло. Также, не завышайте его, чтоб не потерялась свобода мышц и крепость опоры. Пока развивайте центр своего голоса, три-четыре тона.
Упражнение «диктовка»
Неторопливо, чётко диктуйте:

На атом, на атом, на атом
В атаку идёт атакующий класс.
Он атом, он атом, он атом
Заставил работать на нас.

Первый раз — по словам, чтоб «успели записать». Несите точный интонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз уже диктуйте по фразам, которую произносите без пауз, слитно. При произнесении гласного «а» следите за свободой нижней челюсти. Спокойный посыл звука при диктовке снимает зажатость в глотке, убирает заниженность голоса, чем злоупотребляют дикторы, имеющие низкие голоса. Не посылайте голос далеко вперёд. Это вызовет напряжение голосового аппарата. Наоборот, вырабатывайте ощущение того, что говоришь, посылая звук «к себе». Как это достигается? Поставьте задачу привлечь к себе внимание аудитории. Перед тем, как говорить, мысленно скажите: «Внимание, начинаю!» И голос зазвучит зазывно, спокойно, речь будет приковывать внимание слушателей. Ощущением свободы гортани обеспечивается правильное звучание голоса. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется при помощи упражнений на произнесение звука «у», а также «а» и «о».
Упражнение «эхо»
Трижды произнесите: «Ау-у». Первый раз — зовите. Второй раз — «ау» звучит, как отдалённое эхо. Третий раз — откликайтесь на эхо. Последите, что в это время происходит с мышцами губ и щёк, как звучит голос. При звучании голоса на эхо щёки и губы будут расслаблены, звук резонирует где-то в затылке. Когда откликаетесь на эхо, уголки губ и щёки становятся напряжёнными, и звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Делайте это упражнение, следите за напряжением и расслаблением мышц губ и щёк.
Различные упражнения со звуком «у» помогут убрать пестроту звучания гласных, когда «а» вылетает из живота, «е» — из голосовой щели, «и» — протискивается из сдавленного горла, «о» — гудит, точно в бочке, а «у», «ы», «ю» попадают в такие места из которых их не как не вытащишь.
Упражнение «гудок»
«Постановке голоса» поможет такое упражнение: тяните «у» слитно, как гудок:

уууууу…

А теперь, слив в одну линию все шесть гласных, гудите:

уууОуууАуууЭуууИуууЫууу…

При этом старайтесь держать губы в положении «у». Это помогает добиться единого качества других гласных.
Следите за качеством звучания и при активном произнесении отдельных слогов. Чтоб не был пестроты:

Уо! Уа! Уэ! Уи! Уы!..

Не по тропе,
а около катилось «о»
и охало.
«О» — охало,
«о» — окало,
не по тропе, а около!

Металлические звуки

Есть одна особенность у гласных. Их можно пропеть. Иначе говоря, они имеют высоту, силу и продолжительность звучания. Каждый из гласных звуков можно произнести тише или громче, ниже или выше, длиннее или короче. Согласные делятся на «шумные», те, которые состоят или из одного шума, или из шума и голоса, и «сонорные», в которых голос преобладает над шумом. К сонорным относят М, Н, Л, Р. Эти звуки также имеют длину, силу и высоту, и их также можно пропеть. Длиной, силой и высотой звучания обладают и звонкие шумные согласные: В, З, Ж. Эти звуки назовем «металлическими».
Глухие согласные С, Ш, Щ, Х, Ф не имеют высоты, а согласные П, Б, Т, Д, К, Г, Ч, Ц — длины звучания, хотя звонкие из них — Б, Д, Г имеют высоту. Эта группа согласных в упражнениях «на металл», с которыми мы сейчас познакомимся, использована быть не может, так как эти согласные либо не имеют звучности, либо, как взрывные, не могут быть слиты с соседними звуками. Приступая к упражнениям «на металл», необходимо вспомнить о звуковых волнах. Слияние, сплетение таких волн придает человеческому голосу «металлическое» звучание, которое напоминает колокол.

Первое упражнение начнем со звука А. Произнесем его сначала тихо, а затем постепенно, мягко расширим звучание, опять приведем к тихому и соединим А со звуком У. Со звуком У повторим тоже самое. Сначала — тихое звучание У, потом — расширение, снова тихое звучание и слияние У со звуком О. Графически это выглядит так: А-У-О-У-Э-У. Для упражнения используются такие пары звуков:

Упражнение 1

АУ, ОУ, ЭУ — взять дыхание- ЫУ, ИУ
АЫ, ОЫ, УЫ — >>> — ЭЫ, ЫЫ
АИ, ОИ, УИ — >>> — ЭИ, ЫИ
АО, УО, ЭО — >>> — ЫО, ИО
АЭ, ОЭ, УЭ — >>> — ЫЭ, ИЭ

Делая это упражнение, необходимо добиться непрерывности звучания. Поэтому дыхание в середине строчки берется очень быстро. Через некоторое время всю строчку следует проработать на едином дыхании. Упражнение делается на одной, удобной для голоса высоте.

Упражнение 2

В таком же порядке это упражнение прорабатывается с мягкими гласными и мягкими металлическими согласными.

Упражнение 3

ЯМЬ, ЕМЬ, ЮМЬ — дыхание — ЕМЬ, ИМЬ
ЯНЬ, ЁНЬ, ЮНЬ — >>> — ЕНЬ, ИНЬ
ЯЛЬ, ЁЛЬ, ЮЛЬ — >>> — ЕЛЬ, ИЛЬ и так далее.

После того, как эти упражнения помогут выработать мягкую подачу звука и плавность произношения, не оставляя работы над ними, можно перейти к новым упражнениям. Теперь первое упражнение на металлическое звучание делаем не в одном тоне, а переводим звучание из нижнего резонатора в верхний и наоборот, по примеру того, как мы перебрасывали каждый звук отдельно. Упражнение делаем по следующей схеме:

Первая строчка — переход снизу вверх:
Ау Оу Э — дыхание Ыу Иу
Вторая строчка — переход сверху вниз:
Аы Оы Уы — дыхание — Эы Иы
Третья строчка — опять переход снизу вверх:
Аи Ои Уи — дыхание Эи Ыи и так далее

Переходы из нижнего резонатора в верхний и обратно чередуйте и в двух других упражнениях на металлическое звучание голоса. Если при перебрасывании отдельных звуков самым важным было попадание в резонаторы, то сейчас не забывайте и о мягкой подаче звука, и о плавности и о непрерывности звукотечения.
Следующее упражнение назовем «упражнением на металлические ударения». Начнем с наиболее закрытого звука У. Возьмём дыхание и, постепенно расширяя звук, от тихого доводим его до громкого, а от громкого постепенно снова к тихому. Так на одном дыхании по три раза заставим звучать каждый гласный и металлический согласный звук:

У, Ы, И, О, Э, А, М, Н, Л, Р, В, З, Ж

Отработав упражнение и постоянно повторяя его, перейдем к упражнению на длину металлического звука. На полном дыхании берем У, начиная с тихого звучания и все время усиливаем его до конца полного выдоха. Звук должен быть мягкий, плавный, ровный, без колебаний и толчков, на одной высоте. Аналогично поступим со всеми остальными металлическими гласными и согласными. Когда они правильно зазвучат, можно упражняться в двух резонаторах: грудном и головном.
Освоив металлическое ударение и длину металлического звучания, займемся силой металлического звука. Звук должен быть легким, коротким и округленным. Работа ведется по тому же принципу, как и в других упражнениях на металл, на удобной для голоса высоте. Развитию голосового диапазона служит упражнение с гласными А, О, У, Э, Ы, И, которые вначале повышаются, а затем понижаются на октаву. Поначалу упражнение проделывается медленно, дыхание берется на каждую строчку. Далее темп ускоряется и при быстром исполнении дыхания уже должно хватать на целую октаву.
Далее к металлическим гласным можно присоединить дикционные комбинации, начиная с легких и переходя к более трудным. Например: пра-пря, про-прё, пру-прю и так далее. Или: мрма-мрмя, мрмо-мрмё, мрму-мрмю и так далее. После длительных занятий это упражнение должно звучать мягко, легко и плавно. Последним упражнением может быть слияние гласных, с металлическими согласными, с выделением каждого звука:

МАНУЛОР — дыхание — ЭЖЫЗИВ

Сначала всю строчку проделать пиано, затем форте, потом согласные форте, а гласные пиано и наоборот. Закончит громким звучанием.

Ваши мечты о карьере вокалиста не исчезли, даже когда вы повзрослели? Всегда хотели научиться петь, но не знаете, какие техники применять, чтобы голос не срывался? У вас получается выступать перед публикой, но чувствуете неуверенность в речи? Мы подготовили для вас полезные инструкции, как поставить голос.

В статье расскажем:

Как поставить голос для пения?

  1. Как поставить дыхание?
  2. Как поставить голос в домашних условиях?
  3. Как поставить голос с преподавателем? Как выбрать школу вокала?
  4. Упражнения для постановки голоса;

Как поставить голос для речи?

  1. Упражнения для постановки голоса;
  2. Как сделать голос приятным?
  3. Как сделать голос громче?
  4. Как сделать голос мягче?
  5. Как поставить голос с преподавателем? Как выбрать школу ораторского мастерства?

Хотите изучить ещё больше техник по постановке голоса? Приходите на курсы вокала и курсы ораторского мастерства в Санкт-Петербурге, где вам расскажут все тайны о голосе и научат секретным техникам.

Как поставить голос для пения?

Каждый из нас в детстве или не совсем хоть раз брал в руки расчёску, использовал её в качестве микрофона и крутился перед зеркалом, выкрикивая «Май харт уил гоу ооон энд оооон» или «Ви а вэ чемпионс, май фрэээндс». Потом приходили родители, смеялись от увиденного, и мечты о певческой карьере почему-то всё больше казались мечтами, чем реальностью.

Но однажды утром вы проснулись и осознали: «Сейчас или никогда!» Хватит голосить для машины в пробке или для соседей в душе. Пора усовершенствовать вокальные данные и освоить пение на серьёзном уровне. Мечты ведь должны сбываться.

Самое главное для хорошего певца — это ровное дыхание и голос, который заинтересует слушателя, а не вынудит его закидать вас помидорами. С этого и нужно начинать обучение.

Начинающая оперная певица Дарья Герасимова рассказала нам обо всех тонкостях обучения вокалу.

Как поставить дыхание?

Для того, чтобы поставить дыхание, нужно сначала поставить опору.

Опора — это область нашего тела, на которую мы опираемся при пении.

За счёт опоры и используется дыхание. У певцов она должна находиться в животе. Поэтому начинающим исполнителям в первую очередь нужно научиться связывать дыхание с опорой.

Как поставить голос в домашних условиях?

Это зависит от того, какой именно голос вы собираетесь ставить. Если речь идёт об эстрадном голосе, то достаточно выбрать исполнителей, которые вам нравятся, слушать их как можно больше и пытаться повторить за ними. С вероятностью в 70% у вас получится воспроизвести их манеру пения.

Птичка пытается

Если мы говорим про классическую музыку, в домашних условиях голос не поставить. Когда мы начинаем петь, наш голос тембрически меняется. И что с этим делать, расскажет преподаватель. Да, у вас может быть небольшой успех, если упорно и усердно смотреть ролики с YouTube, но колоссального прогресса без поддержки знающего человека не получится.

Если вы всё прочитали, но ничего не поняли, вот вам видео. В нём всё то же самое, только визуально:

Как поставить голос с преподавателем и выбрать школу вокала?

Чтобы поставить голос с преподавателем, нужно сначала найти его. Искать своего преподавателя нужно методом тыка. Приходить на пробные занятия, слушать, слышать, чувствовать человека, твой он или нет. Каждый мастер вокала будет учить вас своим способом, но для начала должна быть база. Если вам комфортно с человеком и его указаниями, то вы нашли своего преподавателя.

Бывает и так, что на занятиях вы начнёте испытывать физический дискомфорт. Связки будут жать, голос — извлекаться с болью. Тогда нужно оставлять такого преподавателя. Пение — это момент чистого наслаждения.

Также, по словам Дарьи, не нужно подстраиваться под преподавателя, если вы чувствуете, что что-то идёт не так. Если же вы согласны со своим наставником, видите смысл в его словах, понимаете и можете выполнить его указания, то, конечно же, извлекайте пользу из мастера. Со своим преподавателем вы должны быть большими друзьями и чувствовать в нём родную душу.

Вокальных школ сейчас очень много, среди них бывает трудно найти что-то стоящее. Поэтому пробуйте, смотрите, и школа обязательно встретится вам на пути. На курсах по вокалу вам за 6–8 занятий расскажут базу о дыхании и звуке, научат простым упражнениям и поставят голос. Стоимость таких курсов — 7 500–9 000 рублей.

Упражнения для постановки голоса

Как бы это странно ни звучало, но голос в вокале занимает последнее место по важности. Поэтому его постановкой, как правило, никто не занимается.

Расскажем вам про основные упражнения, если вы начинающий певец.

  1. Упражнения для дыхания: распевки, скороговорки и физические упражнения. Если у вас в школе было пение, то вы помните эти ноты от «до» до «до», когда с каждой звук становился всё громче и тоньше. Скороговорки помогают для дикции и для связок. Что касается физических упражнений, здесь речь о небольшой гимнастике. Связки — это мышцы, поэтому их тоже необходимо разогревать, как разогревают свои мышцы спортсмены.

Вспоминаем уроки физкультуры в 6 классе и разминочку на них. Делаем всё то же самое: потягушки — голова — туловище — ручки — ножки — потягушки.

2. Упражнения, чтобы голос не сорвался. Чтоб голос не сорвался, нужна хорошая опора. Если вы даёте так называемого петуха, это означает, что голос сел на связки и они сорвались. Этого делать нельзя.

Весь вокал — это визуализация, поэтому представляйте, что голос направляется в зону «третьего глаза».

Во время пения нужно представлять, куда мы направляем голос, чтобы было легче. Физически он никогда не окажется во лбу, потому что там нет дыхательных путей. Но если думать об этом, то ноты работают именно так и там. Магия, не иначе.

Представляйте, что направляете голос в зону третьего глаза, как этот котик

Ставьте голос на опору, максимально напрягайте низ живота и представляйте, что голос идёт не наверх, а вниз, как по трубе. Тогда вы осмысливаете взятие верхних нот, и они получаются.

3. Упражнения, чтобы голос не дрожал. Дрожит на самом деле не голос, а гортань. И слышимое дрожание означает, что она поднимается. Дрожащей гортанью тоже опасно петь, это вредно для здоровья. Гортань поднимается, потому что нет правильно поставленных опоры и дыхания.

Если же они поставлены, а такая проблема всё равно возникает, нужно представлять, как поднимается дальняя часть нёба. Язык при этом должен максимально опускаться к кончикам нижних зубов. В таком случае гортань должна начать слушаться. Или наоборот, звук нужно сузить: пустить голос к верхним зубам, опустив язык вниз и подняв нёбо наверх.

Ещё можно попробовать опустить голову. Вместе с ней опустится гортань и перестанет дрожать. Если и это не помогает, то нужно пошевелить головой во время пения, сохраняя на месте опору и дыхание.

Ну, и напоследок, для тех, кто хочет менять тон. Можете начать курить или сбросить несколько килограммов. А если серьёзно, то менять тон нет никакого смысла. Каждый голос уникален, нет двух одинаковых голосов в природе.

Если вам хочется всё-таки разрушить свой дар и придать ему неестественную тембристику, то распевайте голос. Есть вероятность, что у вас не получится распеть его до желаемого тона просто потому, что у вас нет такого диапазона.

Чтобы понять, дано вам это или нет, попытайтесь взять самую нижнюю и самую верхнюю ноту при распевке. Тогда и поймёте, получится у вас или нет. Звучать может неправильно и некрасиво, но голосом вы достанете. Тогда на профессиональном уровне спеть это получится, но понадобятся долгие тренировки.

Если вы прибавили себе наверху 2–3 ноты, то они уйдут снизу.

Расширить диапазон не получится. Сломаете голос. И будет где-то больше, а где-то меньше. Задумайтесь об этом. Всё ведь можно подстроить под ваши особенности и наслаждаться тем, что есть.

Как поставить голос для речи?

Если вы никогда не боялись выступать перед аудиторией, а наоборот, вам нравилось это занятие, и вы всегда получали отдачу от слушателей, этот пункт для вас! В любимом деле всегда хочется достигать прогресса, улучшать свои навыки и совершенствоваться.

Оратору нужны поставленные речь и голос, которые будет привлекать внимание и держать аудиторию. Кстати, начинающие актёры как раз работают над своими связками, чтобы зрителю было приятно слышать реплики.

Как сделать голос приятнее, мягче, громче нам рассказали тренер по публичным выступлениям Людмила Пастернак и её ученица Елена Сергеева.

Упражнения по постановке голоса

Для оратора голос — главный кормилец. Поэтому его нужно тренировать, чтобы навыки в этом мастерстве никуда не пропали. Ловите упражнения, если вы начинающий оратор:

  1. Упражнение, чтобы голос не уставал. С этой проблемой мы не далеко уходим от вокалистов и начинаем вместе с ними заниматься спортом. В ораторском искусстве задействованы те же самые связки, поэтому не поленитесь сделать физическую разминку перед выступлением.

2. Упражнение, чтобы управлять голосом. И здесь мы снова обращаемся к вокалистам и их визуализации. Встаньте ровно, поставив ноги на ширине плеч. Расслабьте руки и плечи, закройте глаза, начните произносить звук «ммм» и представлять его в виде шара. Этот шар мысленно перемещайте по телу.

Сначала опустите его вниз и зафиксируйте в животе, затем постепенно поднимите наверх и зафиксируйте в грудной клетке. После этого через горло поднимите его в голову. Время на упражнение — 7–10 минут. Если почувствуете усталость связок, то сократите его и постепенно увеличивайте с каждой тренировкой.

3. Упражнение «Тина Канделаки» для чёткости речи и дикции. С этим упражнением вы знакомы с самого детства — скороговорки. Проговаривайте их как можно больше. Со временем вы перестанете запинаться на сложных буквенных сочетаниях и научитесь быстро произносить «тяжёлые» слова.

Как сделать голос приятным?

Увы, но сделать голос приятным за одно занятие или после одной тренировки у вас не получится. Как и в любом деле, здесь нужны постоянство и упорство.

Неважно, на какую тему будет эта книга, хоть кулинарная, хоть словарь синонимов и антонимов. Читайте с чувством, с толком, с расстановкой, как учила вас любимая учительница литературы.

Лучше записывать себя на диктофон, чтобы услышать погрешности речи.

Проделывая это ежедневно, вы придёте к успеху и научитесь читать с разной интонацией и скоростью, выделяя логическими ударениями нужные слова и правильно расставляя акценты.

И ещё один лайфхак: старайтесь говорить «вертикально», а не «горизонтально», то есть произносить буквы более округлым ртом. Так буквы будут стремиться к звуку «А», а не к «Э».

Как сделать голос громче?

Громкость нашего голоса зависит от резонаторов.

Резонатор — это объём воздуха, заключённого в ротовой полости.

Поэтому, если эти самые резонаторы пробить, голос зазвучит громче и ровнее. Пробиваются они очень простым способом: тянем звук «ммм» в точку над носом между бровями (её ещё называют «третий глаз»). Одновременно нужно постукивать пальцами по этому месту. По большей части это визуализация, поэтому, представляя такой процесс, вам будет значительно проще.

Как сделать голос мягче?

Часто у оратора возникает желание сделать голос мягче, но он вдруг становится тоньше и срывается, то есть садится на связки.

К сожалению, не всё наше тело может звучать, поэтому есть способ почувствовать его, раскрыть резонаторы и укрепить голос. Упражнение называется «сабля—шашка» (спойлер: оно про визуализацию).

Встаём ровно, ноги — на ширине плеч. С одной стороны представляем саблю в ножнах, с другой — шашку. Поочерёдно «вынимаем» то саблю из ножен с чётким звуком «с» и поднимаем её над головой, то шашку со звуком «ш». Затем увеличиваем темп.

Как поставить голос с преподавателем и выбрать школу ораторского мастерства?

Для того, чтобы выбрать школу и преподавателя по ораторскому искусству, нужно определиться со своими целями и задачами. Наш эксперт Елена хотела добавить лёгкости для восприятия сложной темы аудиторией и чётко укладываться в тайминг. На физическом уровне ей нужно было научиться справляться с волнением, убрать излишнюю зажатость в теле и сделать голос сильнее (обычно её голосовые связки быстро уставали).

Выбрать преподавателя получается не всегда сразу. Делать это лучше по следующим критериям:

  1. Образование и опыт. Идеальный вариант — преподаватель сочетает в себе методики актёрского мастерства и техники речи.
  2. Психологический комфорт при общении с тренером. Для этого лучше устроить предварительную встречу или пробный урок. Обратите внимание на формат общения и речь тренера, обговорите план работы, цели и задачи.

В среднем курсы ораторского мастерства длятся 6–8 занятий. Стоимость таких курсов составляет от 10 до 15 000 рублей.

Как видите, секрет хорошего голоса для вокалиста и для оратора прост — в большинстве случаев нужно визуализировать звук и тренироваться. Тогда вы научитесь петь не хуже Бьонсе и выступать не хуже самого Черчилля.

А какие секреты публичных выступлений и техники пения для новичков знаете вы? Поделитесь с нами в комментариях. Не забудьте сделать репост статьи, чтобы сохранить полезные советы по постановке голоса.

Вам также может быть интересно:

  1. 10 Лучших Курсов Ораторского Мастерства в Санкт-Петербурге;
  2. 10 Лучших Курсов Ораторского Мастерства в Москве;
  3. 10 Лучших Курсов Вокала в Москве;
  4. 10 Лучших Курсов Вокала в Санкт-Петербурге;
  5. Как Освоить Новую Профессию и Правильно Выбрать Курсы;
  6. Как Стать Популярным Певцом или Певицей? Полезные Советы + 3 Истории Успеха.

Как поставить голос? Как сделать это правильно? Можно ли усилить голосовые связки и развить уверенный командный голос? Надеемся, что в этой статье вы найдете исчерпывающие ответы на эти и другие вопросы, а также воспользуетесь практическими советами и упражнениями для работы с голосом.

Что такое постановка голоса и кому она нужна

Под постановкой голоса понимают его развитие и тренировку для профессионального использования. Постановка голоса и речи нужна тому, кому часто приходится выступать публично или просто много говорить в силу тех или иных причин. От того, будет ли ваш голос уверенным и сильным, зависит убедительность вашей речи.

Если вы артистическая натура, то улучшение голоса и его укрепление принесет вам сценический успех. Если вы творческий человек и занимаетесь пением, то развитие силы голоса — необходимый этап на пути к певческому таланту.

В зависимости от того, в каком направлении вы собираетесь покорять сердца слушателей, вам предстоит определиться и с направленностью постановки голоса, которая бывает академической, оперной, эстрадной, джазовой, народной, хоровой и т.д.

Постановка голоса включает в себя:

  • Освоение правильного дыхания. Дыхание нижней частью легких с активно работающей диафрагмой создает опору звуку, чтобы усилить голос.
  • Понимание роли и использование резонаторов. Полости, усиливающие звук, который рождается в гортани и воспроизводится голосовыми связками, называются резонаторами. Они бывают головными (глотка, рот, нос) и грудными (трахея, бронхи, легкие). С их помощью голос приобретает характерный тембр и звонкость. Например, гибкость и полетность придают звуку головные резонаторы, с их помощью звучат высокие ноты; а сочность и бархатистость — грудные, благодаря которым возможны низкие звуки голосового диапазона.
  • Занятия с артикуляционным аппаратом. Слабый и малоподвижный речевой аппарат — это такая же бесцветная и невыразительная речь. Работая с органами артикуляции с помощью упражнений, можно добиться изменения голоса, развития его силы, улучшения дикции.

Вот такая работа вам предстоит, если вы хотите правильно поставить, раскрыть, улучшить свой голос, сделать его сильнее и красивее.

Как поставить голос самостоятельно в домашних условиях

Если вы задались целью развить свой голос и настроить его, скажем, для любительского пения, или подготовить голос к выступлению, то сделать это результативно в домашних условиях вполне возможно.

Давайте проделаем гимнастику для постановки голоса и начнем ее с освоения правильного дыхания.

Учимся дышать

  1. Встаньте прямо, расправьте плечи, слегка расставьте ноги. Положите ладонь на область живота. Выдохните и сделайте медленный вдох нижней частью легких. Ощутите, как живот движется вперед. При выдохе он возвращается в обычное положение. При этом плечи не должны подниматься. Подышите так несколько раз.
  2. Стойте прямо, руки на поясе. Дышите глубоко. Наблюдайте за движением грудной клетки, как она расширяется на вдохе и опадает на выдохе, не поднимаясь и не опускаясь при этом.
  3. В том же положении сделайте медленный вдох в три этапа. Сначала нижней частью легких, выпятив живот; затем средней их частью, расширяя грудную клетку; потом верхушкой, поднимая ключицы вверх. Плавно выдохните.

Эти упражнения разрабатывают легкие, таким образом помогая развить сильный голос. Вдох делайте не полный, а такой, чтобы оставалась возможность «довздохнуть». Дышите плавно, нешумно, свободно, равномерно.

Освоение навыка дышать «животом» при неподвижной верхней части туловища впоследствии придаст «ту самую» силу вашему голосу.

Знаете ли вы, что дыхание нижней частью легких, когда активно работает живот, называют еще дыханием младенца. Так дышат маленькие дети. А мы попробуем в процессе занятий вспомнить эту технику.

Ну, и очевидные моменты. Проветривайте помещение перед занятиями, не делайте гимнастику сразу после еды, не переутомляйтесь, занимайтесь регулярно.

А теперь — упражнения для низкого грудного и высокого головного голоса.

Настраиваем голос

Чтобы поставить голос, выполняйте эти простые, но эффективные упражнения:

  1. Представьте, что у вас во рту горячая картошка. Она заставляет вас широко раскрыть не рот, нет, горло. Ощутите поднятое верхнее небо, опущенную нижнюю челюсть, открытое горло и закрытый рот. Запомните это ощущение.
  2. Попробуйте зевнуть с закрытым ртом. Добейтесь этим, чтобы верхняя челюсть и мягкое небо поднялись, а горло расслабилось и опустилось.
  3. Вот в таком положении, когда горло максимально широко раскрыто, используя дыхание «животом», начинайте мычать, протяжно тяните звук «ммммм». Почувствуйте, как работающая диафрагма создает твердую дыхательную опору для вашего голоса, и он, свободно проходя через широкое расслабленное горло, приобретает сильное и яркое звучание.
  4. Сохраняйте то же положение и тяните звуки «мммм-моооо» уже используя весь диапазон, переходя от высоких нот к низким и обратно. С помощью музыкального инструмента можно добиться правильности звучания. Ощутите, что низкие звуки создают вибрацию в груди, а высокие — в верхней части лица.

Занимаясь голосовыми упражнениями, не переутомляйтесь. Для начала достаточно пятиминутного пения, в дальнейшем увеличивайте время, ориентируясь на состояние своих голосовых связок, не допуская их перенапряжения.

Далее поработаем над подвижностью речевого аппарата для улучшения дикции. Ведь невнятное произношение хорошо поставленным голосом это не совсем то, чего бы вам хотелось, правда?

Оттачиваем дикцию

  1. Увеличиваем подвижность губ. Сомкните губы, вытяните их сначала вперед, а потом растяните в улыбку. Проделайте круговые движения вытянутыми губами. Держа неподвижной нижнюю челюсть, выпячивайте нижнюю губу и возвращайте обратно.
  2. Стараемся расшевелить язык. Попробуйте дотянуться языком до мягкого неба. Высуньте язык, опустите его вниз до подбородка, поднимите вверх к носу. В том же положении подвигайте языком влево, вправо.
  3. Разрабатываем челюсти. Сделайте движение нижней челюстью вперед-назад, влево-вправо. Позевайте с закрытым ртом, как было описано выше,- это упражнение хорошо воздействует на челюстные мышцы и помогает выработать красивый голос.
  4. Упражняемся со звуками. Сначала — произношение отдельных звуков, например, «п», «б», «д», «т» и слов с ними «баба», «папа», «пакет», «балаган», «дом», «дятел», «труба», «танк». Потом — сочетания согласных в слогах пти-пта-пту, бда-бдо-бдэ, дби-дбу-дбо, тпо-тпэ-тпа. Когда четкость произношения будет достигнута, можно переходить к текстам и стихам.
  5. Тараторим скороговорки. Выучите несколько понравившихся вам скороговорок. Проговаривайте их четко, не торопясь. Попробуйте читать их с различными эмоциями — это интересно. Например, «Карл у Клары украл кораллы» — с негодованием, юмором, интригой, сожалением и т.д.

Получается? Главное, чтобы не механически, а с настроением. Тогда и результат — не за горами.

Есть еще один очень важный момент. И о нем — далее.

Как помочь голосу, который пропал

Можно перетренироваться, простыть или понервничать и вследствие этого «сорвать» голос. Он становится тихим, осиплым, если не пропадает совсем, появляются сухой кашель, першение в горле.

И тогда на помощь придет фонопедия, у нее есть, что предложить вам по этому случаю. Фонопедия — это раздел логопедии по восстановлению и профилактике голоса с помощью специальных техник. Ее задачей является коррекция, а целью — возвращение голоса, отвечающего профессиональным и социальным требованиям конкретного человека.

Фонопедические упражнения возобновляют функциональную связь между дыханием, артикуляцией и голосообразованием. Технику выполнения простых упражнений для восстановления голоса можно посмотреть здесь:

Несколько полезных советов, к которым стоит прислушаться:

  1. Приветствуется молчание. Укутайте горло в тепло и молчите. В крайнем случае говорите шепотом.
  2. Желательно теплое питье. Чай с медом, травяные отвары — не обжигающие, в меру горячие.
  3. Ингаляции, полоскания. Эти манипуляции очищают, увлажняют, облегчают состояние голосового аппарата.
  4. Нервничать противопоказано. Создайте себе условия, когда можно расслабиться, отвлечься от решения проблем, привести себя в равновесие.
  5. Не переедайте. Постарайтесь не перегружать себя обильной трапезой, пусть организм отдохнет.
  6. Хорошее настроение — залог скорейшего выздоровления. Хобби, ну или что-то еще, способное это обеспечить и о чем знаете только вы.

Главное — практика

Итак, как развивать свой голос, чтобы он стал сильным и красивым? Дыхание, голос, дикция. И регулярные занятия. Систематически практикуясь, вы научитесь управлять своим артикуляционным аппаратом, чтобы, используя головной и грудной резонаторы, создавать нужный звук и регулировать силу своего голоса.

Да, и, пожалуй, самое главное — не забывайте про уверенность в себе. Это качество внешне выглядит так: сильный голос, открытый взгляд и доброжелательная улыбка.

1. Используй полную проекцию, вибрации исходят глубоко изнутри

Не все люди знают, что можно самостоятельно поставить голос и не надо записывать в специальные кружки.

Но для начала нужно понимать самые главные и базовые вещи.

Когда ты что-то говоришь, голос должен исходить глубоко изнутри, должны использоваться не только голосовые связки.

Ты должен чувствовать все вибрации своего тела, когда что-то говоришь.

Почему это так важно – аналогия с ударом кулака

Приведем аналогию с ударом кулака из бокса.

  • Когда наносится правильный удар, все тело вкладывается в него. Это не только махание одним кулаком.
    Тело при правильном ударе не статично и тоже вкладывается в него, и только тогда удар становится в 10 раз сильнее и опаснее для противника.
  • Если ты не будешь использовать силу своего тела при ударе кулаком и не будешь вкладываться в него, то это будет не удар, а просто движение одной рукой.

Так же и с голосом!

То же самое ты должен применять в разговоре.

Ты должен все свое тело включать в выражение себя.

Сделай глубокий вдох и уже потом говори, иначе тебя никто не услышит.

Голос исходит из глубокой расслабленности, ты говоришь из глубины.

Все твои вибрации голоса должны исходить глубоко изнутри, из твоего тела! Тогда ты будешь знать все о том, как самостоятельно поставить голос в домашних условиях.

2. Используй правильную тональность

Всего бывает 3 типа тональностей:

  1. ищущая/ нуждающаяся;
  2. нормальная;
  3. рваная.

Ищущая или нуждающаяся тональность (1)

При таком общении в конце голос поднимается всегда немного вверх. Так разговаривают люди, которые нуждаются в чем-то и ищут одобрения.

Так же на улице попрошайки подходят на улице к людям и спрашивают денег. Это ищущий, пытающийся понравиться раппорт.

Например:

  • Время не подскажите?
  • Покушать пиццы вкусной со мной не хотели бы?
  • У меня компьютер сломался, исправь, пожалуйста.

Комплекс упражнений для развития голоса у детей и взрослых будет не так эффективен, если вы будете продолжать общаться с людьми, используя нуждающуюся тональность.

Это непривлекательно и вызывает отторжение.

Нормальная тональность (2)

Когда вы разговариваете с человеком полностью нейтрально, без каких-либо особых эмоций.

Например:

  • У нас сегодня все хорошо.
  • Я неплохо провел время в парке.
  • Папа купил новую машину.

Рваный раппорт (3)

Со стороны по подаче эта тональность смотрится так, будто бы ты ничего не хочешь от этого человека и как будто и не хочешь особо с ним разговаривать.

С этой тональностью ты не стараешься впечатлить собеседника, меньше пытаешься и меньше напрягаешься.

Эта тональность будет полезна мужчинам, чтобы вести правильную интеракцию при знакомстве с женщинами.

Примеры 3 тональности:

  • Вообще, круто отдохнули позавчера.
  • Отличная футболка у тебя.
  • Едем сейчас в наше любимое место у реки.

Чтобы быть центрированным и быть в перманентном состоянии при общении, с большинством людей нужно разговаривать от рваной до нормальной тональности. Если основное количество времени твой голос между рваной и нормальной тональностью, и еще ты разнообразишь его иногда ищущим раппортом, то твой голос будет дерзким и забавным одновременно. Это будет весело и разнообразно одновременно.

Поэтому используй все три типа тональности умеючи, и тогда ты будешь знать все о том, как поставить речь и голос. У тебя появится чарующая и уникальная тональность.

Помни о том, что уверенность играет ключевую роль в общении. Все тонкие детали уверенности в себе для девушек вы можете прочитать по ссылке у нас на сайте.

3. С самого утра избавься от лишней слизи во рту

С утра у каждого бывает во рту эта слизь и слюна, от которой необходимо избавляться. Они не дают вашему голосу открыться.

Из-за слизи во рту люди часто говорят носом, словно озвучивают пиратские фильмы. Все упражнения постановки голоса и речи выполняются намного легче и продуктивней, если нет лишней слизи в ротовой полости.

Чтобы избавиться от слизи во рту, как только ты проснулся с самого утра чисти зубной пастой и щеткой свой язык!

То есть когда ты идешь чистить зубы, ты чистишь еще и свой язык.

Не ленись и много раз пройдись зубной щеткой по своему языку, предварительно выдавив на нее тюбик зубной пасты. У нас на сайте есть подробная статья о том, как справиться с ленью.

Таким образом, вся лишняя слизь выходит изо рта. Отхаркивайся. Ты сам поймешь, когда уже достаточно.

Процедура не такая приятная, но очень полезная. Занимает примерно 3 – 4 минуты.

Все следующие упражнения для постановки голоса и дикции также выполняются строго с утра, как только ты проснулся. Иначе ты рискуешь не получить максимальный эффект от них.

4. Разогреваемся и тянем гласные звуки начиная с высоких нот до низких

Для начала голос обязательно надо разогревать, чтобы потом было легче его контролировать.

Иначе потом будет внутреннее сопротивление и голос не будет конгруэнтным. О конгруэнтности в деталях мы рассказываем в новой статье.

Если ты не разогреваешься, то тогда все, что бы ты ни говорил и ни делал, будет ухудшать и ухудшать твое общение и выражение.

Чтобы не парься о том, как развить красивый тембр голос, используй это полезное упражнение.

Произноси эти звуки в том самом порядке, в каком они указаны:

  • «И»;
  • «Э»;
  • «А»;
  • «О»;
  • «У».

При выполнении вокального упражнения для голоса этими звуками от «И» до «У» ты идешь по шкале от высоких нот к низким.

Пройдись по этим звукам 2 раза. Начинаешь с высокого звука «И», заканчиваешь низким «У».

Таким образом, твой голос 2 раза меняется с высокого диапазона на низкий.

Это расслабляет и открывает твое горло.

Благодаря вибрациям голос начинает меняться и освобождаться. Довольно полезное упражнения для развития голоса для детей и взрослых.

Все наши упражнения помогут тем, кто впоследствии будет открыто выражаться себя и не будет стесняться своего голоса.

У нас на сайте есть полная статья о том, как перестать стесняться людей. Ее можно найти .

5. Мычание

Мычать – это значит тянуть звук «М». Это известное упражнение в постановке голоса для пения, и его необходимо выполнять правильно.

При правильном мычании должны чесаться губы.

Если у вас чешется внутри горла, значит, вам нужно приподнять повыше шею.

Ошибки:

  1. Не набирайте слишком много воздуха.
  2. Не нужно мычать как корова. Это нисколько не эффективно и никак не поможет развитию.
  3. Во время мычания и постановки голоса у мужчин или женщин могут появиться болевые ощущения в горле. Сразу же прекращайте, если начались такие симптомы.
  4. Во время этого упражнения не пытайтесь брать высокие запредельные ноты. То есть мычите на нейтральной громкости, которая вас никак не напрягает.
  5. Не надо напрягать мышцы лица или челюсть. Все в спокойном расслабленном положении, так же как и при произнесении короткого звука «М».

6. Сними напряжение с горла и рта

Порядок выполнения:

  1. Сделайте хороший глубокий вдох.
  2. Слегка высуни и держи язык между зубами.
  3. И давай воздуху очень медленно выходить в течение 30 секунд.

Вы начинаете немного напрягать ваш рот, горло и шею, и тем самым вы упражняете и расширяете возможности вашего голоса при общении.

Польза этого упражнения для голоса и дикции в следующем:

  • Отпускается и выходит напряжение из вашей шеи, горла и рта.
  • Открывается голос и горло.
  • Ты начинаешь говорить чище и отчетливей.
  • Глубже начинаешь дышать.
  • Начинают больше использоваться возможности языка при разговоре .

Ты можешь посмотреть выполнение этого упражнение наглядно в одном из наших видео уроков о том, как поставить голос самостоятельно.

7. Хорошая растяжка шеи

Упражнение будет особенно полезно тем, кто много проводит времени за компьютером и хочет знать все о том, как развить голос самостоятельно.

У людей с сидячей работой шея и голова часто сжимаются в неудобное положение, подбородок держится слишком низко.

Как выполнять:

  1. Язык кладете на верхние зубы посередине.
  2. Затем поднимаете голову и аккуратно растягиваете шею, слегка наклоняя ее вверх, влево, вправо, и вперед.
  3. Это похоже на то, как вы растягиваете свои мышцы перед тем, как начать качаться в зале.

Плюсы растяжки шеи в том, что ты начинаешь лучше проецировать свой голос, особенно в шумных местах.

Наглядное выполнение упражнения смотри ниже в очередной серии бесплатных видео уроков для постановки голоса с нуля.

8. Повторение слова «Глап»

Суть упражнения в том, что:

  1. Ты вдыхаешь побольше воздуха в легкие.
  2. И уже затем ты повторяешь одно и то же слово несколько раз: «Глап – глап – глап».
  3. При этом диапазон голоса должен постепенно понижаться вниз по шкале.

Как это помогает улучшить голос в домашних условиях и какие плюсы можно выделить:

  • Голос становится громче, чище.
  • Становится легче контролировать и проецировать его.

Как наглядно выполнять упражнение смотри в следующем видео из серии о том, как поставить голос для пения в домашних условиях.

9. Для постановки голоса очень полезна трель губами

Это упражнение немного похоже на имитацию мотора машины. С ним ты сможешь поставить голос правильно, особенно когда ниже есть наглядный видео урок.

Неважно как это смотрится со стороны. Главное, что это эффективно.

Смысл этого в том, что:

  1. Ты расслабляешь губы и имитируешь этот звук трели.
  2. Вибрация губ за счет выдоха воздуха делает их более подвижными.
  3. Параллельно можно делать плавные движения шеей, благодаря чему она более раскрепощается. Но это необязательно.

Это похоже на то, как в детстве маленькие мальчики играли с машинками в песочнице.

Более подробно как выполняется упражнение смотри в очередном видео о том, как развить красивый голос.

10. Упражнение для дикции

Произносим любой текст закрытым ртом

Как выполнять в деталях:

  1. Возьми любой текст или газету и начни его читать закрытым ртом.
  2. Губы смыкаешь, а зубы должны быть разомкнуты.
  3. Предварительно вдохни побольше воздуха и начинай.

Может, поначалу будет и не так хорошо получаться.

Но, постепенно даже с закрытым ртом ваша речь будет лучше восприниматься людьми на слух и становится более понятной.

Знай, что результат придет, не теряй мотивацию и побудительный порыв.

Какие плюсы можно выделить:

  • Открыв потом рот, речь станет еще более разборчивой. Так, потихоньку у тебя получится поставить свой красивый голос.
  • Твоя речь будет становиться приятной, благозвучной и четкой.

Как наглядно выполняется упражнение смотрите в очередном специальном видео о том, как поставить голос в домашних условиях, произнося текст закрытым ртом.

11. Повторение скороговорок 10 раз

Суть в том, что расширяются мышцы рта и становится легче вести общение.

Эффекта от упражнения будет в два раза больше, если вы будете повторять скороговорку закрытым ртом. Об этом мы рассказали выше в 10-м способе.

Скороговорок разных очень много. Например:

  • «У Сашки в кармашке шишки и шашки»;
  • «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши».

Выбери себе 2 – 3 понравившихся и начни повторять 10 раз каждую. Этот последний способ закроет все твои вопросы о том, как улучшить голос и дикцию.

Заключение

После выполнения упражнений вам захочется избавиться от лишней слизи во рту.

Это очень хороший знак и это нормально .

Выполняя эти упражнения с утра, ты заметишь как через месяц твой голос заметно улучшится. Удели себе время.

Ты даже можешь записать свой голос до и после выполнения упражнений, чтобы сравнить и увидеть заметную разницу.

Не забываем про уверенность

Уверенность – это основной параметр для хорошего голоса.

Говорите уверенно и без стеснения.

Без уверенности в голосе никакие упражнений вам не помогут.

Теперь вы знаете все о том, как самостоятельно поставить голос для пения.

Инвестируй время в развитие себя, и результат не заставит себя ждать.

Почему эйчары не приглашают на собеседование соискателей после первого разговора по телефону? Иногда людям отказывают потому, что они говорят медленно, невнятно, неуверенно. Или, например, публичное выступление. Даже самая интересная лекция не привлекает, если ее ведет хватающий ртом воздух спикер. Слушатели отвлекаются, обращая внимание на его неидеальное «р», постоянное аканье, проблемы с дыханием – информация отходит на второй план.

Чтобы вы зазвучали на полную мощность и были на высоте в любой ситуации, где нужно говорить и располагать к себе голосом, мы обратились за рекомендациями к Светлане Василенко, эксперту-консультанту по технике речи и риторике, автору и ведущей talk-проектов радио «Київ 98 ФМ».

Светлана уже 20 лет работает голосом и уверена, что говорить красиво и внятно – не дар, а всего лишь умение, как и навык подавать правильно информацию. Так у нее появилась своя методика преподавания техники речи, основанная на личном опыте и тех приемах, которые она опробовала в процессе составления авторской программы.

Почему мы неправильно звучим: три ключевых причины

Неправильное положение речевого аппарата. Работать с речью нужно почти 90% людей. Взрослые люди зачастую не обращают внимания на произношение своих некоторых звуков. Неидеальное звучание возникает из-за физических нюансов – язык стоит не так, как надо, губы не расслаблены в нужный момент и т.д.

Лень. Одна из распространенных причин неправильного звучания – обычная лень. Мы ленимся открывать рот, поэтому не пользуемся челюстью – она неподвижна во время говорения, двигаются только губы. Образно говоря, звуки выходят с помощью воздуха, и их качество зависит от того, насколько широко мы открываем рот

Использование только голосовых связок. Чтобы получить глубокий и приятный звук, и при этом не уставать, нужно научиться говорить, используя резонаторы, особенно грудной (трахея и бронхи).

Как рождается звук

Звук появляется, когда воздух проходит между голосовыми связками. Когда мы произосим звонкие звуки и гласные образованная связками голосовая щель смыкается, при глухих звуках – расходится. Частое говорение, т.е. постоянное напряжение голосовых связок, приводит к тому, что изначально тонкие связки утолщаются, становятся менее гибкими, и голос «обрастает» хрипотой, теряет высоту звука и полетность.

Вы замечали, как преподаватели уже через 45 минут лекции теряют голос и переходят на хриплый шепот? Обычно учителя говорят в три раза выше обычного, а это означает, что они используют связки на пределе своих возможностей. Большая нагрузка на эти мышцы приводит к тому, что на них появляются узлы или, как говорят певцы, мозоли, от которых голос может пропасть. Эти узлы можно убрать только хирургическим путем, но не факт, что вы зазвучите также хорошо, как и до операции.

Поэтому профессиональные лекторы, тренеры, консультанты, преподаватели, чтобы дольше сохранить голос и связки, учатся говорить с использованием грудного резонатора, максимально «выключая» из процесса связки. Грубо говоря, говорят «грудью», а не горлом.

Десять упражнений для улучшения техники речи

1. Полюбите себя

Зачастую те, кто имеет проблемы с артикуляцией, уверены, что они себя любят. Но на самом деле, у человека, который себя любит, звук рождается глубоко внутри, и человеку хочется, чтобы его услышали. Поэтому он говорит громче и яснее. Чтобы родилось чувство любви к себе, хвалите себя по утрам перед зеркалом в течение 5 минут, постоянно благодарите за то, что вы такой молодец, уделяйте себе время в течение дня.

2. Открывайте рот

Проговаривая слова, физически шире открывайте рот, работайте челюстью. Если человек переживает, нервничает, боится быть неудобным, то он не открывает рот во время говорения, двигая только губами. Поэтому речь его тихая, мало внятная, будто себе под нос. Вряд ли это оценит работодатель, коллега, слушатель и т.д.

3. Зевайте и потягивайтесь

Утром вместо вскакивания с криком «Я опоздал!/ Проспала!» потянитесь и хорошенько зевните. Большинство проблем в технике речи еще и в том, что зажаты все мышцы: они затекают утром после сна, а после в офисе мы сидим, ссутулясь и не разминась.

Потягиваясь, вы отпускаете все мышцы шеи, которые позволяют лучше «отдавать» звуки. Зевая, мы «будим» суставы челюсти, расслабляем губы и дыхательное горло с его маленьким подвижным язычком. Он-то и влияет на то, как мы говорим – «выпуская» звуки через рот или через нос. Многие говорят гнусаво именно потому, что направляют воздух и звук через нос, не тренируя зеванием-расслаблением эту часть артикуляционного аппарата.

4. Держите спину ровно

В появлении звука огромную роль играет диафрагма, мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной (условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер). Ссутулившись, напрягаясь, мы зажимаем диафрагму, препятствуя ее естественному движению.

У хорошего спикера диафрагма «закачана», т.е. очень подвижна, поэтому она может быстро менять свое положение. С ровной спиной у нас не зажаты мышцы живота, а значит можно набрать столько воздуха для говорения, сколько необходимо.

Проверьте, правильно ли вы сидите – сведите лопатки, опустите их до того уровня, когда спина станет ровной. Поначалу будет небольшой дискомфорт от непривычки, главное, чтобы вы спокойно смогли стоять или сидеть в таком положении. К слову, выпрямившись, вы выглядите более уверенным в себе.

5. Ставьте подбородок перпендикулярно шее

Одна девушка определяла свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери», но на встречах с друзьями после бокала вина все восхищались ее потрясающим грудным голосом. И на вопрос «А что не так с моим голосом?» нашелся очень простой ответ – она поднимала высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии ее подбородок становился на место, появляелся воздух – и голос звучал так, как нужно. Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.

6. «Будите» резонаторы

Занимаясь утренними делами, мычите – тяните с закрытым ртом свою любимую песню, случайную мелодию, пытайтесь прочесть с закрытым ртом пару абзацев из книги или, что проще всего, произносите звук «ммммм».

7. Всегда пейте мелкими глотками

Гастроэнтерологи советуют пить теплую воду с лимоном для того, чтобы разбудить организм. Эта же вода помогает разбудить речевые органы. Утром выпивая мелкими глоточками стакан воды, вы тренируете маленький язычок. Подымаясь, он «работает» на полную, и ваша гнусавость исчезает сама собой.

8. Делайте вибрационный массаж

Как мы уже сказали, звуки создаются не одними голосовыми связками. Наш голос становится особенным, получая красивую вибрацию, благодаря внутренним резонаторам. Базовые приемы вибрационного массажа делаются на фронтальных пазухах (это пустоты в центре лба, в точке схождения бровей), гайморовых пазухах, верхней и нижней губе, а также верхней части грудной клетки. Упражнения ниже раскроют вам тонкости этого массажа в указанных точках.

Фронтальные пазухи. Массируя точку на фронтальных пазухах, произносите звук «м» и отправляйте его вверх. Представьте, будто звук уходит куда-то вверх, над макушкой, становясь тоньше. В том месте, где кончается небо и начинается язычок, появляется вибрация. Физически ничего не вибрирует, но само ощущение вибрации будет. Массаж помогает проснуться резонаторам – и организм в целом привыкает к правильному звучанию всех звуков.

Гайморовые пазухи. Массажируя гайморовые пазухи, «опускайте» звук «м» полностью в нос. Закрывайте одну ноздрю и произносите звук «м», при этом понижая тон, выпуская через открытую ноздрю. Если вы правильно выполняете упражнение, крыло открытой ноздри немножко вибрирует. Контролируйте выполнение – важно чтобы вибрация оставалась в области носа, а не уходила на зубы или язык. Это получится не сразу, но с этим заданием легко справятся те, кто привык говорить в нос.

Выпуская звуки поочередно через разные ноздри, можно массировать точки у крыльев носа. Вы наверняка знакомы с эффектом такого массажа. Часто, когда нужно говорить с заложенным носом, мы интуитивно трем точки у гайморовых пазух, уменьшая отек, прочищая дыхательные пути, и соответственно звучим более внятно, особенно произнося сонорные звуки, среди которых «м» и «н».

Верхняя губа. Вибрационный массаж направлен на то, чтобы научить резонировать верхнюю губу – она должна расслабиться для правильного произношения всех звуков. Для этого произносите звук «в», стараясь ощутить, как работает середина верхней губы. Правильный звук «в» рождается именно в этой точке: воздух, выходя изо рта, под углом в 45 градусом попадает на середину губы и немного вибрирует. Делая это упражнение, вы почувствуете, как чешется это место. Добавьте массаж точки над верхней губой.

Нижняя губа. Для нижней губы применяйте тот же принцип, что и для верхней губы, только используя звук «з». Звук «з» рождается точно так же как и «в», только воздух направлен на середину нижней губы. Массаж делается на точке ниже середины нижней губы. Из-за зажатости середины нижней губы могут возникать проблемы с произношением «ш», «щ», «ж». Если вам кажется, что губы не участвуют в появлении «в» и «з», начните массировать указанные точки и физически ощутите вибрацию.

Грудной резонатор. Для вибромассажа грудного резонатора произносите звук «ж» и на выдохе отправляйте его максимально вниз по грудной клетке. Так вы понижаете свой голос настолько, насколько возможно. При этом голосовые связки не принимают участия в появлении звука, т.к.они полностью расслаблены, хотя физически вы можете ощущать их небольшие колебания.

Проверьте правильность выполнения так – положите руку на грудь, ниже шеи. И именно в этом месте вы ощущаете вибрирование, но не на шее, где связки. Голос при этом становится ниже.

9. Всегда тренируйте грудной резонатор

Положите руку на грудь и на выдохе произносите «чух-чух-чух», будто вы маленький паровозик. В идеале вы должны услышать, как в ладонь звук бьется изнутри грудной клетки на каждое «чух». Сложно заговорить «грудью» сразу, но со временем это станет нормой.

10. Открывайте дыхательное горло (трахею)

Откройте рот и на выдохе протяните звук «а». При этом постарайтесь максимально расслабить горло. К тому же, этим вы разминаете челюсти и губы – дополнительный полезный эффект.

Человек в стрессе весь сжимается и звуки с трудом продираются сквозь его горло наружу. Попробуйте напрячь горло, сразу поймете о чем речь. Поэтому каждый раз, когда нужно расслабить горло перед публичным выступлением, презентацией, собеседованием, уделите пару минут для этого упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы внятно и быстро говорить, уверенно аргументировать – вам нужно быстро и четко работать мышцами губ, челюсти и языка. Упражнения ниже вам пригодятся, чтобы развивать мышцы речевого аппарата. Кроме того, эта простая гимнастика решит проблему большинства звуков раз и навсегда.

Каждая группа мышц прорабатывается отдельно, но обязательно в комплексе. Даже если вам кажется, что вы не можете сделать какое-то упражнение, просто выполняйте его – вам нужно натренировать мышцы, которые вы ранее не использовали. Выполняйте каждое упражнение по 3-5 раз. Также прорабатывая одну конкретную группу мышц, максимально расслабляйте остальные мышцы.

Губы

«Уточка». Стяните губы вместе, будто говорите букву «у», а потом растяните губы, максимально открывая верхние и нижние зубы. Усилить эффект можно, делая круговые движения губами-«уточками» в разные стороны.

«Маска». Откройте широко рот и втяните губы внутрь рта как можно больше. Это хороший массаж для губ и для челюсти. Закончите упражнение широкой улыбкой. «Маска» хороша, если нет времени на полную артикуляционную гимнастику.

«Банка с вареньем». Вспомните, как вы слизываете варенье языком с своих губ. Вытяните язык, и напрягая мышцы, не спеша, проведите им по губам. Здесь одновременно включаются мышцы языка и губ. Усилить эффект можно, проводя языком за губами.

«Кролик». Без помощи рук подымите вверх верхнюю губу, т.е. тяните ее к носу. Постарайтесь при этом не морщить лоб и расслабить лицо.

Язык

«Лошадка». Цокайте языком, как в детстве. Это особенно хорошо для тех, у кого проблемы со звуком «р» и «л». При правильном выполнении у вас должна появиться вибрация между небом и средней частью языка. Это упражнение приучает среднюю часть языка работать.

«Художник». Упражнение особенно подходит для исправления звуков «р» и «л» у обладателей короткой подязыковой уздечки. Представьте, что ваш язык – кисть, которой вы проводите прямую от зубов по всему верхнему небу до подвижного язычка, плотно прижимая язык к «полотну».

«Шпага». Для проработки щек и губ изнутри. Напрягите язык, будто мини-шпажку, и оближите губы изнутри – медленно проведя языком по верхней и нижней челюсти. Напряжение «включает» в работу кончик и основу языка.

«Лодочка». Помогает исправить произношения звука «ч». Боковые мышцы языка подымаются, и язык высовывается изо рта. Звук при этом произносить не нужно – так вы заставляете подскакивать «ленивые» мышцы языка, ранее не участвовавшие в говорении. Замечено, 90% людей не умеющих говорить «ч» – не умеют делать лодочку.

Челюсти

«Щелкунчик». Откройте рот настолько широко, насколько это возможно. Делайте очень медленно. Затем медленно закройте рот.

«Сдвижки». Выдвигайте челюсть вперед, при этом не напрягая губы. Затем отдельно вправо и отдельно влево. Высший пилотаж – сделать выдвижное круговое движение челюстью по часовой и против часовой стрелки. Для начала попытайтесь сделать движение по квадрату, постепенно превращая его в небольшой овал.

Чтобы свести к минимуму все травмы, т.к. ваша челюсть не привыкла к нагрузкам, все упражнения выполняйте с открытым или приоткрытым ртом.

Когда нет времени

Если необходимо поработать над артикуляцией при отсутствии времени, утром перед важной встречей, то выполняйте следующие упражнения.

1. Напишите все согласные буквы алфавита подряд и выберите любое слово на букву «б» (или сложное в произношении для вас слово). Например, «баррель». Затем произнесите это слово, меняя первую букву: «баррель, варрель, гаррель…».

А если хотите дополнительно попрощаться и с гнусавостью, то закройте ноздри пальцами, вдохните через рот, и максимально открывая рот, проговаривайте тоже самое. Так весь воздух будет выходить исключительно через рот.

Пройдитесь по алфавиту туда и обратно. Вы сразу же зазвучите иначе и лучше – вы разбудите речевой аппарат, зазвучат правильно практически все звуки.

2. Подставьте по очереди все согласные к гласным «и», «э», «а,» «о», «у», «ы». «Пробегите» по алфавиту и вы будете гораздо убедительнее звучать на утренней встрече.

Техника дыхания

Умение правильно дышать – это самое важное в технике речи и ораторском искусстве. Постановкой дыхания занимаются параллельно с постановкой звуков и прокачкой мышц губ, языка и челюсти.

Как дышать правильно

Вдыхать нужно только через нос, выдыхать – только через рот. Идеально, если вместе с выдохом рождаются звуки.

Делая вдох, полностью расслабляйте мышцы живота и диафрагму. Помните, как дышат дети, выпячивая живот? Делайте то же без напряжения – и расслабленный живот станет вместилищем для воздуха, который так необходим в процессе говорения. В таком животе мышцы диафрагмы легко прогибаются и впускают воздух.

Выдыхая, втягивайте живот, выгибая таким образом диафрагму в другую сторону и тем самым выпуская воздух. В противном случае вы набираете воздух, напрягаетесь, быстро проговариваете нужное и только потом выдыхаете – что совершенно неправильно.

Всегда помните: вдох – на расслабленном животе, выдох с подтягиванием живота.

Проработка вдоха и выдоха

Существует огромное количество техник дыхания, и все они основаны на проработке диафрагмы. И их общий ключевой момент – сделав любое упражнение на вдох, вы обязаны сделать упражнение и на выдох.

Только начиная заниматься дыхательными техниками, всегда берите с собой воду, чтобы предупредить гипервентиляцию. Если вы чувствуете себя не совсем комфортно, кружится голова – просто выпейте воды и подышите спокойно.

Вдох. Представьте, что перед вами лежат три мешочка с кофе. Вам разрешили понюхать их все и выбрать один. Вам нужно понять, какой именно кофе вам нравится больше всего и полностью насытиться его ароматом. Сделайте один форсированный выдох, а затем трижды резко вдохните так, чтобы потянуло в груди. Живот при этом расслаблен, помните! Затем подтягивая живот, спокойно выдохните.

Выдох. Для начала подготовьтесь к выполнению – чтобы избавиться от излишков воздуха на предыдущем вдохе, т.е. гипервентиляции, нужно делать форсированный выдох. Резкими движениями, будто насосом, выдыхайте воздух вместе со звуком «ф», резко втягивая живот на каждом движении.

А теперь можно выполнять упражнение: сделайте носом глубокий вдох и на выдохе, разделенном на три, подтягивая живот, резко задуйте на воображаемом торте три свечки. Каждую свечу отдельной порцией воздуха. Хитрость в том, чтобы оставить в легких еще немножко воздуха, чтобы вы смогли сделать аккуратный вдох, а не хватали воздух ртом. Некоторые могут разделить один выдох на 12 частей.

Общий релакс. Если вы нервничаете, глубоко вдохните, вбирая маленькими порциями воздух на 4 счета, и плавно, одним движением, выпустите воздух. Затем вдохните глубоко одним движением, затем, разбивая уже выдох на 4 счета, вытолкните воздух маленькими толчками.

Общие рекомендации

1) Не спешите сделать все быстро, чтобы не навредить себе же.

2) Смотрите на себя в зеркало, выполняя упражнения. Контролируйте правильность выполнения до тех пор, пока не доведете до автоматизма. Мозг всегда рисует собственные алгоритмы выполнения того или иного задания, поэтому вы можете делать его неправильно, сами того не зная.

3) Изучайте звучание своего голоса, записывая его на диктофон, например, во время работы над техникой произношения. Так вы можете услышать много «интересного» в своем звучании.

4) Не бойтесь артикулировать. Гласные звуки начинают звучать не только громче, но и набирают силу, если вы широко раскрываете рот.

5) Регулярно проговаривайте скороговки на разные звуки. Или, например, соберите свои любимые скороговорки в одну многоговорку и выучите ее. Проговаривайте ее, не спеша – так вы сделаете лучше своему речевому аппарату, научитесь четко произносить слова.

6) Не стремитесь получить результат за один день. Мышцы нужно приучить, а для этого понадобится минимум 21 день.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *