Как пользоваться тушью

Когда я только начинала рисовать тушью, мне казалось, что правильно – это когда всё вылизано и чётко/понятно: заливка абсолютно одинаковая, линии идеально ровные и плавные; поэтому я подбирала варианты, чтобы гладко было на бумаге рисовать.

И т.к. тушь до сих пор остается моим любимым материалом, то бумаги я перерыла предостаточно. В итоге, после долгих проб я нашла то, что искала. Но в то же время поняла, что линии не должны быть идеальными. Хо-хо.


При рисовании тушью нужно учитывать 2 фактора. Первое, тушь жидкая (как это ни странно), и бумага должна эту жидкость впитывать. Второе, это техника рисования. Рассказывать про бумагу и тушь без особенностей техники сложно, поэтому перво-наперво несколько слов об этом.

Начнем с самого простого: тушью можно рисовать, а можно и выписывать красивые буквы. Рисовать можно перьями, кистями, бамбуковыми палочками, брашпенами и многим чем другим. Когда начала всё перечислять с описанием, то поняла, что слишком много выходит буков, так что про то, чем рисовать, можно будет делать отдельный пост.

Важным фактором является количество туши в вашем рисунке, и какими линиями вы рисуете. Если у вас работа выполнена тонкими аккуратными линиями, то подойдет гладкая, даже глянцевая бумага, которая плохо впитывает тушь, но даёт практически абсолютную ровность. Если вы закрашиваете частично или полностью некоторые области, предпочитаете незаконченные, где-то рваные, грубые линии, тогда нужна хорошо впитывающая бумага с шероховатостями, которые при работе дадут этот неидеальный эффект.

Авторы: Donovan Beeson и Sophie Franz

Также важно и то, как вы переносите черновик на бумагу. Если вы рисуете черновик отдельно или наоборот сразу начистовую тушью, то гладкая глянцевая бумага подойдёт идеально. Если вы переносите рисунок через световой стол (или окно) в несколько тонких линий, то неплотная бумага, например калька, окажется вполне сподручной. Если вы можете только поверх черновика, то ваш вариант – более плотная бумага.

Как правило выбор бумаги для туши падает на акварельную: она хорошо впитывает, нормально реагирует на стирательную резинку (если что) и, как правило, достаточно большой плотности. Дальше выбор разделяется межну разным фирмами: Fabriano, Canson, Derwent или что-нибудь нашенское (гос.знак какой-нибудь). Расскажу об некоторых необыденных и нестандартных вариантах.

Для рисования тушью очень неплохо подходит калька.

Из явных плюсов можно отметить:
+ гладкая и даёт плавность линиям,
+ можно прикерпить поверх черновика и обойтись без стертых линий от карандаша.

Из минусов
— сама калька или жёлтая, или желтоватого оттенка,
— таки плохо впитывает и велика вероятность размазать,
— если класть руку на саму кальку, то от руки (тепла и пота) бумага потом деформируется и бугриться.
Практически все недостатки (кроме последнего) отсутствуют в бумаге Fabriano Pergamenata. Отлично подходит для рисования и для каллиграфии, полупрозрачная с едва заметной шероховатостью, белая, мягкая и достаточно хорошо впитывает тушь. Продается в папке по 50 штук формата А4 (210х297 мм), плотностью 110 г/кв.м. Опять-таки если сжато, то очень напоминает кальку, но белая и нормально впитывает.

Если это не мегаработа, а тренировочные почеркушки, то подойдёт бумага попроще. В частности в своё время я взяла папку Prof.art для скетчей (это ещё украинское издательство школярик) и рисовала на ней рисунки для background challenga разбавленной тушью. Бумага идёт по 20 листов в папке, формата А4 и плотностью 100 gsm (это г/кв.м) желтоватого оттенка. Нормально впитывает, минимальная шероховатость. Т.е. вполне себе подходит для тренировочных несложных рисунков.

Теперь про акварельную бумагу. Есть разные технологии её изготовления. Большинство листов, который можно пощупать и посмотреть. имеют текстуру. НО! У Fabriano есть абсолютно гладкая акварельная бумага. С думаю, что и у других производителей может встречаться подобное, но я лично не видела. Я брала листы, склеенные в блокнот, разной плотности и формата, на них стоит что-то вроде печати «Hot press». Бумага белая, плотная и гладкая, хорошо впитывает, можно стереть остаточные карандашные линии без потери «лица».

Если же бы говорим о совсем-совсем гладкой бумаге – то это от Palazzo папка для акрила и графики. Бумага там плотная, но глянцевая, т.е. почти не впитывает влагу. И очень плохо стирается карандаш, остаются следы и вмятины. Формат А4, в папке 20 листов белого цвета.

Если я правильно понимаю, то ещё есть гладкая бумага для рисования маркерами, но я лично ей не пользовалась, и она достаточно дорогая.

Также остаются варианты разнообразных блокнотов, в том числе молескины, но я не рассматриваю эти варианты для серьезных и сложных работ, это скорее больше просто для зарисовок, для себя, для момента.

Как видите, вариантов масса. В конечном счёте, рисунок ваш настолько хорошо, насколько хороши вы, как мастер. Бумага лишь помошник в воплощении, её можно выбрать исходя из своей техники и своего бюджета.

Если вы хотите заняться рисованием тушью, но совершенно не знаете этот материал (от чего он становится только ещё более интересным и заманчивым), не знаете с какой стороны за это взяться, то эта статья для вас. В ней не будет речи о каких-то великих секретах мастерства в искусстве рисования тушью. В этой статье будет простая и понятная инструкция как пользоваться тушью для тех, кто ещё не брал пера в руки, и не хочет проколоться и разочароваться в самом начале этого творческого пути. Итак, начнём.

Иллюстрация: arnoKath

Вам понадобится:

  1. тушь — для новичка вполне подойдёт тушь «Чижик». Очень достойное качество при нормальной цене. Быстро сохнет, после чего не размывается водой. На любую поверхность ложится гладким, ровным цветом. Есть ещё хорошие фирмы, например, «Faber-Castell», но она подороже стоит. Не соблазняйтесь на современную тушь «Гамма» — это уже больше это не та старая добрая советская тушь по ГОСТу. Теперь её делают по ТУ и она сильно испортилась: высохший рисунок размывается водой, густота и укрывистость уже не такие качественные, как раньше.
  2. бумага — выбирайте бумагу плотную, с гладкой поверхностью. Ватман подойдёт, кохиноровские альбомы для рисования тоже ничего. Слишком гладкую, глянцевидную, брать не надо. Тушь на ней будет дольше сохнуть и размазываться. И слишком тонкая бумага тоже не годится.
  3. перо — должно быть в меру гибким, чтобы хорошо делать утолщение штриха. Классический вариант перо с тонким кончиком — им можно рисовать линии разной толщины. Если трудно, то новичкам можно взять перо с шариком на конце, как на автоматических перьевых ручках. Например, на «Паркерах» перья такого типа. Таким пером с шариком на конце проще проводить линии, но они не настолько хороши для рисования, как классические перья, из-за ограниченности ширины штриха. Да и вообще, если вам удобно, то можно использовать даже чернильную ручку, хотя этот инструмент не для рисования изобретался. Но контуры делать им будет вполне удобно. А вот большие пространства внутри контуров можно закрашивать тушью мягкой беличьей кисточкой, как красками.
  4. держатель для пера, ручка — это тот черенок, который будет у вас в пальцах. Это опционально, в зависимости от того, какое перо в итоге вы выберите.
  5. вода — немного воды для ополаскивания пера в процессе работы. Не нужно наливать целую банку, тушь — это не гуашь, её разводить не стоит.
  6. сухая тряпочка — перо после ополаскивания надо вытирать. Как писалось выше: не стоит разводить тушь водой лишний раз.
  7. промокашка — не обязательно. Но лучше иметь.

Иллюстрация: doozzle via Compfight

И вот, материалы и инструменты приобретены, можно приступать к рисованию тушью:

  • Начать следует с карандашного наброска. Эскиз лучше сначала отработать на черновом листке, а потом аккуратно перенести на чистовой. Чтобы как можно меньше травмировать бумагу ластиком. Это впоследствии может помешать работе. Помните, что исправить линии, проведённые тушью, можно только с помощью корректора, который будет заметен. Если бумага достаточно толстая, то лишний штрих или пятнышко (только если оно маленькое совсем) можно аккуратно срезать острым лезвием безопасной бритвы. Но качественное делать такие срезы, чтобы не в бумаге оставалось дыр, махрушек и потёртостей тоже ещё надо приноровиться.
  • Теперь возьмите перо и макните кончик в тушь. На первых порах, пока вы тренируетесь, а не стараетесь нарисовать настоящую картину, тушь можно разбавлять водой. Предварительно налив её в какую-нибудь маленькую ёмкость. Вообще, не зависимо от того, настроены вы серьёзно или же просто так руку разминаете, тушь лучше всего каждый раз отливать понемногу в маленький сосуд (например, колпачок от баночки) и макать перо в него. Во-первых, лучше закрывать большую банку с тушью, чтобы она не высыхала. Тушь очень быстро сохнет – помните об этом. Во-вторых, так удобнее регулировать количество туши на пере.
  • Работа, как правило, начинается с обводки контуров рисунка и лёгкого затемнения основных его частей, — намётки, так сказать. Начинайте эту работу с левого верхнего угла и ведите к правому нижнему углу. Это нужно для того, чтобы уменьшить риск того, что нечаянно размажете свежую работу. Если вы левша и рисуете левой рукой, то, соответственно, делайте наоборот: начинайте с верхнего правого угла, и продвигайтесь в работу к нижнему левому.
  • Кляксы. Приучитесь сразу после макания пера в тушь чуть сбивать лишнюю каплю. И приучитесь, держать руку с пером над чернильницей, когда думаете над работой. Обычно инстинктивно люди направляют руку в то место работы, о котором думают, и даже шевелят рукой, как бы примеряясь. Тушь за это время может капнуть или высохнуть на пере. Не трясите пером над бумагой, чтобы не было кляксы. Если же всё-таки поставили кляксу, то не суетитесь, а то размажете на пол-листа. Пятно аккуратно промокните промокашкой или сухой тряпочкой и дайте высохнуть.
  • Периодически в процессе долгой работы надо обязательно смывать с пера тушь и насухо протирать его тряпочкой. Также надо проделывать эту процедуру в перерывах в рисовании. Следите, чтобы на перьях не нарастал толстый слой «накипи».
  • После того как сделаете контуры и основные наброски, подождите, пока рисунок высохнет. И только когда убедитесь, что тушь уже не размажется, сотрите карандашные линии. После этого рисунок можно раскрасить. Это может сделать тушью, карандашами. Красками тоже можно, но сначала убедитесь, что ваша тушь не растекается, если на неё попадёт вода. Потому что тушь бывает разная.

Тушь может скиснуть. Если вы заметили, что она стала с душком, можете не обращать особого внимания. Далеко не всегда это настолько сильно сказывается на качестве туши, что ею больше уже нельзя рисовать. На всякий случай проверьте её ещё раз на предмет растекается ли она от воды после высыхания на бумаге. Но будьте готовы к тому, что ваши рисунки могут тоже начать пахнуть.

Искусство рисования пером состоит в умении накладывать штрихи на бумагу так, чтобы создавать выразительные композиции. Существуют два основных типа штрихов — точки и линии. Как точки, так и линии отличаются по размеру и форме. Путем изменения размера штрихов, их количества и способа наложения, а в случае с линиями — их формы, передаются различные фактуры.

Выделяют семь основных видов фактуры: линиями, повторяющими изгибы поверхности, параллельными линиями, перекрестными штрихами, точками, волнистыми и соприкасающимися линиями. Каждая из этих фактур и их многочисленные модификации будут рассматриваться в этой книге по отдельности. Кроме того, используются еще запутанные каракуле-образные линии, которые чаще применяются для создания контура, чем для внутренней прорисовки и теней.
Художник, рисующий пером, иногда выбирает какой-либо один из приемов, иногда в одной работе применяет их несколько. Фактуры могут накладываться одна на другую и образовывать бесчисленные сочетания. Линии, которые использует художник, и способ, которым он их соединяет между собой, являются частью стиля, почерка, манеры художника. Как и при работе в других техниках, здесь художник может довести свое мастерство до совершенства, так что его работы будут отличны от других и легко узнаваемы.

Линейный рисунок

Рисунок тушью — дети

Линейный рисунок пером — это живые, мягкие контуры объектов, выявляющие их основную форму. Хотя фактура, блики и тени иногда дорисовываются добавочным росчерком пера, основной акцент в штриховом рисунке делается на простоту формы.
Линейный рисунок — простейший способ, каким можно делать наброски — изображать кратковременные состояния и объекты в движении. У многих художников альбомы полны такими зарисовками, отражающими какую-либо интересную, необычную форму, которую автор рассчитывает использовать в дальнейших произведениях.

Рисунок “Соседские дети” был вначале легким карандашным наброском, впоследствии легко и размашисто обведенным рапидогра-фом 3 х 0. Однако предварительная прорисовка карандашом необязательна. Линейный рисунок, сделанный непосредственно тушью, имеет свободные очертания, что компенсирует нечеткость формы.

“Соседские дети” — линейный рисунок тушью , изображающий детей на празднике по случаю дня рождения. Как и но всех линейных рисунках, в наброске важна простота формы. Небольшое количество деталей лишь намекает на присутствие второстепенных форм, на индивидуальные качества, характер детей и их настроение.

Контурные линии — рисование тушью

Контурные линии – рисование тушью
Контурные линии — линии, которые точно повторяют изгибы поверхности изображаемого объекта. Они должны как бы стекать но поверхности предмета, как тонкая струйка воды по стеклу, должны делать его гладким на вид. Эта техника выполнения рисунка может быть эффективно использована не только для изображения твердых предметов с блестящей поверхностью, но также для того, чтобы придать жидким, текучим предметам, таким как, например, океанские волны, видимость движения.
Контурные линии могут быть прямыми или изогнутыми, длинными или короткими настолько, что их можно считать штрихами. Линии должны располагаться близко друг к другу, но не должны быть одинаковой длины, чтобы не формировались полоски, нарушающие единый облик предмета (см. пример A.).

Рисование тушью — контурные линии

Если ручку осторожно не отрывать от бумаги после каждого штриха, в начале или в конце линии образуются крючки, закругления, благодаря которым предмет уже не выглядит таким гладким (см. пример В). Крючки не будут образовываться, если снизить темп рисования и концентрировать свое внимание на каждом отдельном штрихе. С другой стороны, тенденция рисовать линии с закруглениями может быть исправлена с помощью ускорения процесса рисования и развития чувства ритма.

“Морские раковины и стеклянные шарики” — рисунок, сделанный контурными линиями, создание которого заняло приблизительно 12 часов. Я использовал рапидограф 4×0 и 6×0. Когда рисуешь контурными линиями, нужно помнить, что горизонтальная штриховка по краям предмета создает впечатление его твердости, прочности и веса. Обратите внимание на раковины внутри стеклянной вазы. Вертикальные же контурные линии делают предмет длиннее и изящнее.

Контурные линии успешно используются для изображения блестящих полированных поверхностей, а также гладких круглых предметов.

Параллельные линии — рисование тушью

Параллельные линии – рисование тушью
Если рисунок прорабатывается параллельными линиями, наносимыми от руки, то они должны быть настолько прямыми, насколько это может сделать рука человека. Все они должны идти в одном направлении и прерываться, пересекаясь друг с другом. Их можно наносить в горизонтальном, вертикальном направлении или по диагонали.
Предмет, нарисованный параллельными линиями, выглядит гладким и плоским. Если рисунок не обведен по контуру, он выглядит нечетким, размытым и отдаленным, что может применяться для изображения фоновых объектов. При прорисовывании плоской поверхности параллельные линии выглядят так же, как и контурные, но контурные линии изгибаются, заходят за закругленные стороны округлых предметов, в то время как параллельные линии всегда остаются прямыми.

Кисть человека изгибается в процессе работы и из-за этого нам сложно нарисовать длинную прямую линию. Я предпочитаю разбивать длинную линию на более короткие участки, оставляя небольшие промежутки между штрихами. Эти промежутки случайны, сделаны на некотором отдалении друг от друга, для того чтобы рисунок выглядел более естественным (см. пример А внизу).

Рисунок тушью — паралельные линии пример

Во время предварительной работы над карандашным наброском у вас может возникнуть соблазн взять линейку и через каждый сантиметр поставить своего рода визуальные вехи. Я, тем не менее, стараюсь не пользоваться линейкой, когда перехожу к работе с тушью. Одна абсолютно ровная линия портит все впечатление от линий, нарисованных вручную.

Перекрестная штриховка — рисование тушью

Перекрестная штриховка – рисование тушью

Примеры штриховки тонкими перекрестными линиями с использованием наконечника рапидографа 4-х о.

При перекрестной штриховке используется два и более вида контурных или параллельных линий, которые наносятся в разных направлениях и пересекаются. Такая штриховка используется для передачи шероховатой фактуры и для углубления тона. Перекрестной штриховкой контурными линиями изображают объемные предметы, параллельными линиями — плоские.

Перекрестная штриховка — рисование тушью

Если ваш штрих размашистый и быстрый, меняющий направление, конечный рисунок будет иметь неровную, грубую, текстурированную поверхность (см. пример A). Это свойство может быть использовано при изображении необработанной древесины, скалистых гор, повидавшей виды кровли, коры деревьев и т.д.

При применении тонких наконечников, позволяющих делать очень точную штриховку, предмет будет выглядеть гладким, лишь сметка текстурированным. Техника рисования тонкими штрихами такая гибкая и управляемая, что очень многие художники пользуются исключительно ею. Особенно красиво смотрится тонкая перекрестная штриховка при проработке затененных частей человеческого тела.
Если вы используете три и более вида линий сразу, пересекающихся между собой, вы создаете геометрический рисунок. Я называю такой тип перекрестной штриховки “сотовидной” (см. пример В).

Точечная штриховка — рисование тушью

Точечная штриховка – рисование тушью
Для того, чтобы нанести точку, рапидограф нужно держать перпендикулярно поверхности, на которой рисуете, чтобы наконечник касался бумаги. Отрывать его от бумаги нужно резко, не волоча в сторону. Тогда у вас получится круглая черная точка. Поверхность, покрытая точками, может выглядеть грязновато-пыльной, присыпанной песком или бархатистой.

Точечная моделировка формы используется также для изображения объектов, состоящих из множества мелких частей, таких как брызги воды, облака и песок.
Выполнение всей композиции в технике точечной штриховки придает ей налет старины, как бы окутывая пылью веков.

Точечная штриховка — один из наиболее утомительных и неблагодарных приемов рисования. Особенно много времени занимает медленное, точка за точкой, создание тени. С другой стороны, несколько точек, поставленных не к месту, редко привлекают чье-либо внимание.
Многие художники любят использовать точечную штриховку из-за той легкости, с которой изменяется тон — простым увеличением или уменьшением расстояния между точками, а также изменением их количества. Чем меньше размер наконечника рапидографа, которым вы пользуетесь, тем тоньше, изящнее и ровнее будет выглядеть работа (см. пример А). Я редко использую наконечник толще чем 00.

Точечная штриховка тушью — пример

Каракулеобразные линии – рисование тушью

Каракулеобразные линии — рисование тушью

Запутанные, каракулеобразные линии петляют и извиваются небрежно, свободно и причудливо. Такие линии идут в любом направлении и могут быть настолько длинными или короткими, насколько это необходимо. Каракулеобразные линии часто используются при создании быстрых набросков, сделанных ни природе, так как ими можно быстро набросать нужный объект и в то же время они достаточно размашисты, а потому легко поддаются корректировке.
Использованные для создания фактуры запутанные линии придают предмету густой, плотный и растрепанный вид. Закругленные завитки выглядят мягкими и успению используются для изображения деревьев, располагающихся на заднем плане, кустарника, переплетенных ветвей подлеска, а также курчавых волос (см. пример А). Если запутанные линии пересекаются, образуя острый угол, они напоминают проволоку (см. пример В).

Каракулеобразные линии — рисование тушью

Некоторые художники используют стилизованные варианты запутанных линий, сложные, причудливые узоры, орнаменты в виде завитков или серии повторяющихся петель (см. пример С). Стилизованные варианты запутанных липни иногда копируют узоры ткани. Их также применяют для создания как реальных, так и вымышленных персонажей.

Волнистые линии – рисование тушью

Волнистые линии — рисование тушью

Волнистые линии наносятся близко друг к другу — так, чтобы создавалась волнистая поверхность, похожая на рябь. Они используются для изображения повторяющегося рисунка или узора, характерного для мрамора, древесины, кругов на воде, перышек и прожилок некоторых листьев.

Начнем с изображения древесины. Сначала нужно отметить карандашом ее структуру: сучки, свищи, трещины. Обведите намеченные участки тушью. Затем проведите первую волнистую линию по направлению древесных волокон, так чтобы она проходила рядом и обрисовывала один из сучков или свищей, как перчатка охватывает руку. Каждая следующая волнистая линия, представляющая собой отдельное волокно, должна соответствовать изображаемой композиции и включать в себя все новые сучки и трещины. Для более крупных волокон используйте широкие наконечники и располагайте их дальше друг от друга.

Волнистые линии — рисование тушью пример

Структура мрамора передается так же, как и структура древесины, но пространство между линиями выделяется и заштриховывается контурными, параллельными, пересекающимися, пунктирными и запутанными линиями или комбинациями из них. Эти выделенные полосы демонстрируют изменение цвета и пласты минеральных отложений в мраморе.

Когда волнистые линии используются для прорисовки волокнистой структуры, на них следует вторым слоем накладывать штриховку контурными или параллельными линиями. Если штриховка накладывается по направлению волокон, изображаемая древесина или мрамор будут выглядеть гладкими, отшлифованными. Если штрихи располагаются перпендикулярно волокнам, поверхность кажется грубой, необработанной или изношенной.

Соприкасающиеся линии – рисование тушью

Соприкасающиеся линии — рисование тушью

Соприкасающиеся линии похожи сразу и на контурные и на перекрестные, так как они тоже огибают поверхность изображаемого предмета. Но, в отличие от контурных, соприкасающиеся линии могут пересекаться друг с другом в любых направлениях,
Соприкасающиеся линии не оканчиваются резко у края предмета, но заходят за край, передавая ворсистую или пушистую фактуру.

Расположенные вертикально, соприкасающиеся линии могут быть использованы для изображения травы или колосьев. Каждый штрих, таким образом, представляет собой отдельный волосок или травинку. Линии, следовательно, должны быть такими же длинными или короткими, прямыми или завитыми, как изображаемый мех или трава. Я выяснила, что соприкасающиеся линии получаются более естественными, если их рисовать в направлении к себе. По этой причине я часто поворачиваю рабочую поверхность в стороны или даже переворачиваю вверх ногами, чтобы было удобнее наносить штрихи в нужном направлении.

Соприкасающиеся линии – рисование тушью

Помните, что при изображении шерсти животного соприкасающимися линиями каждая линия представляет собой отдельный волос. Поэтому нужно обращать особое внимание на длину каждой линии и ее направление.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *