Как подобрать усилитель к сабвуферу

В прошлой статье мы рассмотрели теоретическую часть улучшения качества и громкости звучания акустической системы автомобиля. Допустим, что вы прочитали предыдущую статью и подготовили автомобиль для установки качественной аудионачинки, но не знаете какую выбрать. Мы специально «собрали» несколько комплектов оборудования, лучших в своих категориях по соотношению цена/качество.

Предупреждение: замена комплектующих не принесет должного результата без подготовки автомобиля.

ВАРИАНТ «БАЗОВЫЙ»

Для минимальных переделок автомобиля мы оставим штатное головное устройство. Транслировать звук в усилители оно будет через преобразователь. Можно обратить внимание на производителей AurA или Kicx — стоят они примерно одинаково. Мы же выбираем AurA RHL-0604 за 690 рублей.

В зависимости от вашего автомобиля, можно поставить 16- либо 20-сантиметровые динамики. Более распространен размер 16 см, поэтому выбираем именно такие. По соотношению цена/качество снова обратимся к AurA: модель SM-B654, сопротивление 4 Ом, номинальная мощность 150 Вт (в бюджетном сегменте часто завышают показатели), стоимость 1900 рублей за пару. Нам понадобится две.

Так как у нас 4 динамика, необходим 4-канальный усилитель, который будет отдавать минимум 100 Вт в 4 Ом на каждый канал. Здесь мы поддержим российского производителя — Ural Sound с их усилителем Warhead 4.135, который прибавит еще 8990 рублей к бюджету.

С динамиками разобрались, перейдем к выбору сабвуферного звена. Баса много не бывает, возьмем с запасом. Мы рекомендуем связку из сабвуфера Pride Junior. В зависимости объема багажника, можно выбрать размер в 12 или 15 дюймов, а усилитель — Alphard Machete MA-1500.1d, у которого в комплекте есть регулятор баса. Если повезем домашние консервы в банках с дачи, то, чтобы не разбить, можно убавить низких частот. А если едем с девочками кататься, можно будет их удивить. Сабвуфер и усилитель выйдут нам еще в 5790 рублей (за 12-дюймовую модель) и 10 490 рублей соответственно. Все затраты сведены в таблицу.

Модель

Количество

Цена

Преобразователь AurA RHL-0604 1 690
Динамики AurA SM-B654 2 3800
Усилитель Ural W 4.135 1 8990
Усилитель Machete MA-1500.1D 1 10 490
Сабвуфер Pride Junior 1 5790
ИТОГО: 29 760

Итог не окончательный, для установки потребуются еще провода, предохранители, дистрибьютор питания — лучше заложить еще 5000 на прочие расходы.

ВАРИАНТ «ОПТИМАЛЬНЫЙ»

Этот вариант подразумевает уже изменение салона автомобиля. Придется переделать дверные карты и пожертвовать багажником.

Штатное головное устройство мы заменим. Нам потребуется ГУ с процессором, который позволит более точно и правильно настроить систему. Выбираем PioneerMVH-X580BTс ценой от 7035 рублей. Помимо широких настроек, такая «магнитола» дружит с устройствами на базе Androidи iOS, а если докупить переходник, то подружится еще и с кнопками на руле. Можно подключить и микрофон, тогда станет доступна и громкая связь.

Далее на очереди дверные карты. Минимальная стоимость переделки передних дверей 15 000 рублей. В них мы разместим по две пары среднечастотных динамиков и ВЧ-рупор. По соотношению цена/качество в среднем ценовом сегменте лидирует связка AvatarMTU-80 и AlphardT-35NEO. На помощь им придет 6-канальный усилитель — Ural6.180.

В таком варианте сабвуферы лучше послушать в других машинах, тогда вы точно не промахнетесь с выбором. Но в целом оптимальным выбором будет PrideMT12 (15) или AlphardApocalypseSA2712 (2715). Усилитель потребуется минимум 2 киловатта, например Apocalypse AAK-2000.1D.

К такой мощной системе понадобится уже заменить аккумулятор под капотом на AGM, и лучше будет поставить еще один такой же в багажник.

ГУ Pioneer MVH-X580BT 1 7035
СЧ Avatar MTU-80 2 6200
ВЧ Alphard T-34 1 5490
Усилитель Ural 6.180 1 13 990
Усилитель AAK-2000.1D 1 24 990
Сабвуфер Pride MT12 (Apocalypse SA 2712) 1 13 990 (11 990)
Дверные карты (+ проводка и пр. расходы) 1 15 000 (+ 5000–7000)
Аккумуляторы AGM 1 (2) 10 000 (20 000)
ИТОГО: 96 696 (113 695)

Мощная система будет радовать вас каждый день, запас громкости позволит озвучивать пляж, а люди будут сворачивать голову, когда вы будете проезжать мимо. При этом переделки в автомобиле будут минимальными. А если у вас до этого штатное ГУ дружило только с AUXили с флешкой, то такой апгрейд расширит возможности вашего автомобиля за счет больших возможностей мультимедиа.

ВАРИАНТ «МАКСИМАЛЬНЫЙ»

Если вы хотите все по максимуму, но при этом чтобы машина оставалась на каждый день, следующий набор оборудования подойдет для вас.

Количество СЧ-динамиков в каждой двери увеличим до четырех штук, а ВЧ — до двух. В качестве среднечастотных динамиков выберем давно зарекомендовавшие себяHertzSV200.1SPLShow. За верхнюю часть музыкального тракта у нас будут отвечать AlphardT-34.

Головное устройство можно выбрать, как в варианте «оптимальный», — Pioneer580. Но лучше будет раскошелиться на более продвинутую версию — PioneerDEH-80PRSценой от 19 900.

Для работы 8 динамиков нам понадобится достаточно мощный усилитель. В базовом варианте мы выбирали для сабвуфера усилитель мощностью 1500 Вт, в этом варианте выбираем такую же мощность для динамиков. Однако нам нужен уже широкополосный усилитель, способный играть не только низкие частоты, поэтому выбираем Apocalypse AAK-OGO1500.2D — его мощности будет вполне достаточно. Для рупоров берем MacheteM84.

Сабвуферов поставим два — либо паруPrideT12(15), либо пару AlphardSA312(315) с сопротивлением 2+2 Ом и подключим их в 0,5 Ом к одному усилителю — проверенному корейскому Apocalypse5500.1D. Мощность всей аудиосистемы будет достигать 7000 Вт и потребует серьезных затрат на питание. Придется поставить генератор повышенной производительности, а также минимум три (!) аккумулятора. Под капот выберем автомобильный Exide, а в багажник положим два HawkerHX-400 — беспроигрышный вариант, большой ресурс и высокая токоотдача позволят забыть о просадках вольтажа в системе.

ГУ Pioneer DEH-80PRS 1 19 900
СЧ Hertz SPL Show 4 32 800
ВЧ Alphard T-34 2 11 980
Усилитель Apocalypse AAK-OGO1500.2D 1 40 990
Усилитель Machete M84 1 7990
Усилитель Apocalypse 5500.1D 1 65 990
Сабвуфер Pride T12 (Apocalypse SA 312) 2 49 980 (56 980)
Дверные карты (+ проводка и пр. расходы) 1 (2) 35 000
Аккумуляторы AGM 3 66 000
Генератор DC Power 270XP 1 43 000
ИТОГО: 373 630 (380 630)

С такой системой можно будет озвучивать вечеринки, выезжать на соревнования и брать призовые места. По звуку она даст фору многим ночным клубам и концертным площадкам. Когда вы будете подъезжать, вас будет слышно за квартал. Как говорят в таких кругах, это деньги, которые слышно.

КАК МОЖНО СЭКОНОМИТЬ?

Мы посчитали цены на новые комплектующие, но можно и сэкономить, купив все то же самое на вторичном рынке. Если вы мало разбираетесь в автозвуке, то лучше взять с собой того, кто в этом понимает и сможет все проверить, иначе могут обмануть и продать нерабочий динамик или усилитель.

Выбрать б/у-компоненты можно на Авито, Юле или в профильных группах ВКонтакте (одна из самых больших — «автозвук б/у»), а также на форуме басс-клуба. Ежедневно появляются десятки объявлений искомой техники по всей России. Конечно, лучше выбирать в своем городе, тогда вы сможете убедиться в работоспособности товара. Но если нужный товар есть в другом конце страны, лучше прибегнуть к помощи гаранта. Гарант — это человек, разбирающийся в автозвуке и имеющий определенный авторитет, обычно он один на город. За небольшие деньги он съездит, посмотрит товар, убедится в честности продавца и, если вас все устроит, заберет и отправит вам товар. Список людей с контактами можете найти на профильных форумах.

Например, Pioneer80 в отличном состоянии можно найти за 12 тысяч рублей вместо 20. А усилитель Apocalypse5500.1Dможно заменить предыдущим его поколением — AE5500.1D, который на вторичном рынке стоит 33–35 тысяч. Генератор DCPowerлегко найти за 30 тысяч.

Таким образом, можно сэкономить до 40% стоимости всей аудиосистемы. В последнем, максимальном варианте это уже будет очень весомая сумма.

Этот вопрос задается очень часто, а я тут наткнулся на очень грамотное разъяснение от Евгения Мицкевича.

Как выбрать мощность усилителя для сабвуфера?

Вы определились с динамиком для сабвуфера, и на очереди – задача выбора усилителя.
Поиски ответа в Интернете могут сбить с толку кого угодно. Расклад мнений примерно такой:

— Усилитель должен быть меньшей мощности, чем сабвуфер. Чтобы не перегрузить динамик.
— Мощность усилителя должна быть равна мощности сабвуфера.
— Усилитель должен быть мощнее, чем динамик для сабвуфера.

Лебедь, рак и щука, одним словом…
К тому же не говорят, насколько именно мощность усилителя должна быть больше или меньше.

Давайте попытаемся разобраться, кто прав, а кто нет.

Вначале договоримся, что:

— Мы определились с номинальным сопротивлением динамика. То есть, соединили секции звуковой катушки так, как нам нужно, и получили нужное сопротивление.
— Усилитель должен быть в состоянии работать на такую нагрузку.
— Под «мощностью» будем понимать номинальную мощность. Таковая нормируется и для динамика, и для усилителя. Её называют RMS – root mean square.

Для динамика это мощность, которую он может выдерживать долго без необратимых изменений его параметров. В стандартах еще есть кое-какие оговорки, но пока на них не заостряем внимания.

Для усилителя это максимальная мощность, при которой его искажения не превышают определенного значения. Тоже есть нюансы, но в данном случае они несущественны.

И вот что еще нам нужно иметь в виду.
Динамик может быть поврежден либо механическим воздействием, либо тепловым, либо ими обоими вместе.

Механическое – это когда разрушается подвижная система динамика из-за значительного превышения максимального хода конуса. Небольшое превышение, до 20%, обычно допустимо.

Тепловое – когда звуковая катушка перегревается по тем или иным причинам.

Что это за причины?

Первая причина теплового повреждения – клипинг усилителя. Такое бывает сплошь и рядом, если мощность усилителя недостаточна. Вы добавляете громкость, а усилитель исчерпал свои возможности неискаженного усиления и начинает во множестве выдавать гармоники. То есть, отправляет на динамик кучу разных частот, более высоких, чем основная.
Звуковая катушка быстро разогревается и перегорает, если вы не успели вовремя сбросить громкость.

Вторая причина теплового разрушения – выход звуковой катушки за пределы рабочего зазора магнитной системы. Пока она движется в пределах рабочего зазора, ее витки находятся в магнитном поле, и энергия тока, протекающего по ним, расходуется на движение конуса. А когда витки звуковой катушки выходят из рабочего зазора, вся энергия усилителя, несомая током, идет на разогрев катушки.
В этом случае разогрев происходит медленнее, чем в первом случае, но лишь ненамного. Зазевались – и прощай, динамик! До встречи после ремонта!

Механическое повреждение подвижки часто происходит при кратковременном сильном сигнале.
Удар барабана, хлопок переходного процесса усилителя или головного устройства, – вот основные причины «выплёвывания» конуса.
Особенно часто это случается в так называемых «открытых» оформлениях (фазоинвертор, ЧВ резонатор), если не используется фильтр-сабсоник.

Еще одна причина превышения максимального хода – воспроизведение треков, содержащих слишком низкие частоты. На этих частотах ход конуса сильно возрастает, и подвижка может быть разрушена даже сигналом относительно невысокой мощности, намного меньше номинальной.

Так как же быть с усилителем? И так плохо, и так нехорошо…

Не претендуя на истину в последней инстанции, приведу свои соображения.

Слабый усилитель – это плохо. Безоговорочно. Однозначно. Без вариантов.
Слишком велик риск сжечь звуковую катушку.

Мощность усилителя равна мощности динамика — тоже не очень хорошо.
Почему?
Потому, что номинальную мощность автомобильного усилителя обычно нормируют для питающего напряжения 14,4 Вольт. А в реальных условиях мы ни за что не удержим такое напряжение на выводах усилителя. Оно и так будет колебаться во время игры. А если еще подключим фары, печку, щётки…
Словом, усилитель уйдет в клип, не достигнув своей номинальной мощности. Звуковая катушка и тут под угрозой перегрева.

И наконец, третий вариант: усилитель мощнее динамика.
По моему опыту, оптимально, когда мощность усилителя в 1,5-2 раза выше номинальной мощности сабвуфера.
Возникает законный вопрос: а как тут насчет механического повреждения?
Ответ: да, это может случиться. Но если вы не будете издеваться над динамиком, постоянно выводя его на максимальный ход и злоупотребляя «инфранизкими» треками, то он будет жить долго и счастливо.

Как видим, стопроцентного способа не убить динамик не существует.
Потому сохраняем голову на плечах при любом усилителе.

Больше шансов на долгую жизнь динамика дает третий вариант, когда усилитель мощнее.
На нём и предлагаю остановить свой выбор.

Всем удачи и добра!

Акустика компьютера или музыкального центра не способна полностью погрузить своего владельца в звуковое окружение, буквально заставляя чувствовать музыкальный концерт или спецэффекты фильма кожей? Проблему можно решить, если правильно выбрать сабвуфер. Сегодня такие устройства предлагают многие производители. Главное — при покупке знать, на какие параметры нужно обращать внимание.

Что такое сабвуфер и чем он отличается от обычной колонки?

Сабвуфер — это специально разработанное устройство, которое решает одну простую задачу: воспроизведение низких частот. Человеческое ухо начинает воспринимать вибрации от 20 Гц. У особо чувствительных личностей этот показатель может быть ниже.

Проблема обычных колонок в том, что они технически не способны качественно воспроизводить низкие частоты. Несмотря на то, что указанные в документации параметры гласят, что рабочий диапазон составляет, например, 20-45000 Гц, на практике двухполосная акустика звучит несколько плоско. Происходит это по следующим причинам:

  1. Ни одно устройство не способно показывать одинаковую эффективность на всем диапазоне возможных частот. По краям обязательно происходит провал АЧХ. Большинство современных устройств не способны качественно воспроизводить частоты до 400 Гц.
  2. Диаметр динамиков двухполосных колонок недостаточен для резких бросков давления. Этот параметр и формирует сочный и густой бас.
  3. При работе широкополосного динамика резко сужается частотный диапазон. Сигнал усредняется из-за инерции мембраны, недостаточно быстрой реакции катушки. В результате добиться сочных басов просто нереально.

Характеристики сабвуфера четко показывают, чем он отличается от динамика. Во-первых, у устройства принудительно обрезан рабочий частотный диапазон. У среднестатистической модели сабвуфера он находится в пределах 40-200 Гц. Во-вторых, изделие оснащается действительно большим звукоизлучателем. Диаметр мембраны может составлять 30-50 см для моделей для домашнего пользования и доходить до метра у сценичных сабвуферов.

Виды сабвуферов

Первое, что нужно знать о сабвуфере — модели могут иметь различные типы получения и обработки сигнала.

  1. Пассивный сабвуфер — достаточно простое устройство. Он оснащается фильтром низкий частот, габаритным динамиком. Для раскачки пассивной модели понадобится усилитель, мощность которого превышает показатели аккустического громкоговорителя как минимум в полтора раза (рекомендуемое значение). Никаких обработок и преобразований сигнала, кроме фильтрации частоты в сабвуферах такого типа не предусмотрено.
  2. Активные марки сабвуферов для своей работы не требуют внешнего усилителя. Вся электроника уже есть в инженерном решении модели. В корпус устанавливается динамик, схемы управления, частотной фильтрации, предварительного и окончательного усиления сигнала. Главное преимущество активного саба — его можно легко интегрировать у уже существующую акустическую систему.

Выбор сабвуфера того или иного типа зависит, прежде всего, от возможностей звуковоспроизводящего устройства и условий охлаждения в месте размещения модели. К примеру, для авто не подойдет активный саб. Такое изделие выделяет достаточно много тепла при работе, его нельзя устанавливать в ограниченном, замкнутом пространстве.

А вот для квартиры или в роли дополнения к уже существующей акустике пассивный саб не подойдет. В большинстве случаев для него нет в наличии мощного усилителя, а покупать его отдельно весьма дорого. Поэтому домашние пользователи отдают предпочтение активным сабвуферам.

Конструкционные решения и их особенности

Подобрать сабвуфер можно и по конструкционным особенностям той или иной модели. У всех предлагаемых технических решений есть разница в звучании. Прежде всего, это происходит из-за отличий в схеме движения воздуха.

Закрытый сабвуфер полностью герметичен. У него прочный корпус с установленным динамиком. Обычно это модели пассивного типа. Звучание закрытого саба считается классическим, устройства не страдают реверберацией, не входят в резонанс. Звук минимально искажается.

Но есть у закрытых сабов одна неприятная для пользователя особенность: чем больше динамик, тем значительнее нужна мощность для движения его мембраны с полной амплитудой. На практике это означает, что с ростом диаметра звукоизлучателя — требования к внешнему усилителю растут в геометрической прогрессии.

Сабвуферы с фазоинвертором — оптимальный выбор для дома. Эти устройства звучат сочно и ярко. Они бывают как активными, так и пассивными. Механика их работы основана на обратном движении воздуха через фазоинвертор при колебании мембраны. В результате не создается обратное давление и не требуется резкого скачка требований к усилителю с ростом диаметра динамика.

Фазоинверторные модели предлагают многочисленные фирмы. Они действительно популярны. Но главного недостатка не лишено ни одно изделие такого типа. При мощном гармоническом сигнале могут возникать резонансные явления. Фирма, производящая действительно хорошие фазоинверторные модели предусматривает либо электронные схемы гашения растущей амплитуды колебаний, либо возможность регулирования длины трубки обратного хода воздуха.

Сабвуферы бандпас — наиболее технически совершенные устройства. Они дороги, однако звучат действительно качественно. Кроме этого, только такие модели способны действительно качать воздух, создавая мощные, интенсивные колебания. Конструкция бандпас саба представляет собой комбинацию закрытой и фазоинверторной системы. Корпус устройства разделен на две зоны. В герметичной части устанавливается динамик. Вторая камера работает как объемный фазоинвертор с выходной трубкой резонатора.

Есть у бандпас моделей и недостатки. Во-первых, они габаритные, что понятно по описанию особенностей конструкции. Во-вторых, они, как и закрытые системы, выдвигают растущие в геометрической прогрессии требования к внешнему усилителю при увеличении диаметра динамика. Идеальное решение при покупке бандпас сабвуфера — рассматривать активные типы устройств.

Если нужно выбрать сабвуфер в машину — рекомендуется выбирать так называемые FreeAir устройства. Они реализуют схему работы закрытой системы с воздушной камерой. Эти виды сабвуферов хорошо звучат при установке в багажник, могут использовать пространство салона для формирования глубоких басов. Машина при этом не испытывает никаких вибраций, способных повлиять на долговечность конструкции или функционирование важных систем.

Технические характеристики

При выборе модели сабвуфера в магазине можно как довериться среднестатистическим рекомендациям, так и ориентироваться на любимую музыку или привычное звуковое окружение в фильмах. Выбор делается по следующим параметрам:

  • частотный диапазон должен заявляться не выше 160 Гц. На практике верхняя граница частот будет выше. Однако, среднестатистический показатель при заявленном значении не превышает 200 Гц, что считается нормальным показателем;
  • параметр частоты среза задает границу диапазона, выше которой сигнал будет принудительно подавляться. Идеальным будет подбор модели с регулировкой этого показателя. Изделия с жестко заданной границей, настройка которой не предусмотрена, должны характеризоваться заявленной частотой среза в 160-200 Гц;
  • звуковое давление — этот параметр хорошо характеризует ход мембраны динамика. Он характеризует максимальную громкость, однако не обязательно напрямую коррелирует с мощностью сабвуфера;
  • чувствительность отвечает за скорость реакции системы на колебания сигнала. Чем выше этот параметр — тем легче работать усилителю. Есть и обратное правило: высокое значение чувствительности означает, что динамик будет реагировать на шумы, помехи. Особенно резко падает качество звука, если в роли источника сигнала выступает плеер, декодирующий MP3 или другие компрессированные файлы. Нормальный параметр, если рассматривается автомобильный тип саба — 90 Дб, для домашней системы — от 100 до 150 Дб.
  • оставшиеся важные параметры — диаметр динамика в миллиметрах и электрическое сопротивление системы. С первым все понятно: чем больше мембрана, тем интенсивнее толчки воздуха при ее работе. На электрическое сопротивление саба нужно обращать внимание, если его нужно подобрать к колонкам. Желательно, чтобы параметрика существующей акустики и выбираемого изделия были одинаковыми.

Последним делается выбор конструкционного решения. Стоит помнить, что фазоинверторные сабы относительно недороги и нетребовательны. А вот закрытые и бандпас системы нужно выбирать с умом, ориентируясь на результат и вооружившись большим объемом знаний. Или — воспользовавшись помощью специалистов.

Лучшие фирмы производители

Назвать лучших фирм производителей сабвуферов достаточно сложно. Эти устройства, из-за своих особенностей, разрабатываютя для определенных сфер применения. Поэтому компания, выпускающая сценические сабы или модели для концертов на стадионах может даже не предлагать изделия для домашнего пользователя. Однако назвать интересных фаворитов достаточно просто.

  1. Cabasse — компания, выпускающая как сценические устройства, так и сабы для домашнего пользователя. Яркий пример изделий последней категории — модель Saturn 55. Это настоящий монстр. Корпус весит почти 200 кг, имеет рабочий объем в 500 литров, масса динамика — 27 кг. При всей своей монструозности (включая стильные декоративные стяжки металлическим прутом на передней панели) устройство отлично сбалансировано. При воспроизведении на максимальной громкости установленная на верх корпуса легкая стальная шпилька даже не шевелится.
  2. Yamaha. Изделия этой компании дорогие. Однако производитель является мировым лидером по разработке систем с идеальным звучанием. В ассортименте как активные, так и пассивные сабы. Электронные схемы компании — это эталон качества и минимальных искажений сигнала.
  3. Pioneer. Бренд с долгой историей падения и роста популярности. Однако одно остается неизменным: компания имеет огромный опыт в разработке систем преобразования звукового сигнала. В ассортименте предложений найдется любая разновидность саба, как для домашнего, так и профессионального использования.
  4. Последний участник списка лучших — бренд JBL компании HARMAN. Он уже более 70 лет занимается разработкой акустики и аудиоэлектроники. Сегодня в производимой линейке моделей можно отыскать любой вид сабвуфера.

Как выбрать девайс

Это может показаться странным, но больше всего сложностей с выбором сабвуфера испытывают люди, покупающие устройство для домашнего пользования. Причин этому множество:

  • нужно учесть ограниченный объем комнаты, отражения от стен и малое расстояние до слушателя;
  • необходимо рассчитать мощность, чтобы идеально вписать саб в уже существующую акустическую систему;
  • для аудиофилов, в дополнение к перечисленному, важно согласовать фазировку сигнала и другую параметрику для действительно идеального звучания.

Чтобы упростить выбор лучшей модели, можно привести несколько советов.

  1. Для небольшой комнаты до 20 кв.м рекомендуется покупать закрытый сабвуфер. Он минимально искажает звук и не формирует резких бросков воздуха. В комнате среднего размера хорошо звучит фазоинверторный саб. Вдобавок, он доступнее по цене, в отличие от других решений. А для большого помещения, при определенной толщине кошелька — рекомендуется приобрести бандпас или полосовую модель.
  2. Мощность сабвуфера должна минимум в полтора раза превышать суммарную мощность фронтальных колонок домашнего кинотеатра. Желательно иметь двухкратный запас. Это позволит динамику не работать на пределе, обеспечивая передачу звука без искажений. Так, для колонок в 50 Вт — желательно покупать сабвуфер мощностью от 150 Вт.
  3. Располагать саб нужно так, чтобы минимизировать наложение волны после отражения от стен. Идеальное место для него в углу. В этом случае отраженная от стен волна будет иметь минимальное запаздывание от основного фронта колебаний, формируемых устройством.
  4. Импенданс, или электрическое сопротивление саба — важный параметр при покупке пассивной модели. Он должен совпадать с соответствующей характеристикой остальных колонок для нормальной работы усилителя и предсказуемых регулировок.
  5. Сабвуфер обязан иметь собственный регулятор громкости. Без этого элемента конструкционного решения — рассчитать работу всей системы в целом очень трудно.

Аудиофилам рекомендуется покупать сложные устройства. Сабвуфер обязательно должен иметь регулировку частоты среза. Идеально, если устройство позволяет настраивать смещение фазы. С помощью таких функций можно подобрать параметрику сабвуфера для идеального звучания всей системы.

В качестве заключения

Сабвуфер — очень функциональное и важное дополнение любой акустической системы. Экономить на его покупке попросту нерационально. Малый ценник всегда означает разочарование в звуке. Саб в пластиковом корпусе просто не способен звучать сочно и яро. А оснащенный плохим усилителем и фильтрами — испортит всю звуковую картину. Поэтому к вопросу выбора модели стоит подходить со всей ответственность, тщательно изучая отзывы, анализируя параметры комнаты и существующих колонок.

Сабвуфер — акустическая система, воспроизводящая низкие звуковые частоты, диапазон которых колеблется от 20 до 300 Гц. Он предназначен для использования в условиях ограниченного пространства (например, в автомобиле). Правильно настроенный сабвуфер гармонично вписывается в общую систему воспроизведения, делая её звук богаче и насыщеннее. Так какой сабвуфер лучше выбрать в машину?

Виды устройств

Существует два вида сабвуферов:

  1. Активные. Активный сабвуфер представляет собой полноценную акустическую систему, в состав которой входят динамик в корпусе и встроенный усилитель мощности. Практически у всех моделей компактных активных сабвуферов используются 8-дюймовые динамики. Стандартные устройства выпускаются чаще всего с типоразмерами, равными 10 и 12 дюймам. Цены на такие устройства — от 3 до 12 тыс. рублей.
    Активный сабвуфер похож на большой цилиндр
  2. Пассивные. В этой категории достаточно большой выбор сабвуферов, отличия которых заключаются в их характеристиках и конструкциях. Обычный размер динамиков в этом сегменте — 10 и 12 дюймов. Стоимость таких устройств — от 2 до 40 тыс. рублей, причём в последней ценовой категории обычно представлены самые мощные сабвуферы, имеющие сразу два динамика.
    Пассивный сабвуфер напоминает шестигранную призму

Главные отличия активных и пассивных сабвуферов:

  1. У активного сабвуфера имеется встроенный усилитель, тогда как пассивный необходимо подключать к внешним усилителям звука.
  2. Активный сабвуфер настраивается проще и быстрее.
  3. Если настройка системы произведена с максимальной точностью и достаточно качественно, то пассивный сабвуфер издаёт более объёмное и плотное звучание. Достичь того же эффекта с активной системой получается редко.

Какой саб лучше поставить в машину — видео

Конструктивные особенности устройств

Чтобы понять, по каким параметрам выбрать сабвуфер в машину, необходимо как следует разобраться в том, как он устроен. По конструкции сабвуферы подразделяются на четыре типа:

  1. Закрытые, с герметичным корпусом. Сабвуфер монтируется в ящике заданного объёма. В нём происходит гашение замкнутой звуковой волны позади динамика. Тем не менее, устройства с закрытой конструкцией — это не самые лучшие сабвуферы для авто. Они используются редко из-за низкого КПД.
    В закрытом ящике для сабвуфера гасится замкнутая звуковая волна
  2. Фазоинверторные. Это закрытые ящики с тоннелем (фазоинвертором) определённых размеров. Благодаря тоннелю на используемом динамике создаётся повышенное давление, что позволяет поднять уровень звука на заданной частоте в диапазонах от 50 до 120 Гц. Замкнутое пространство позволяет повысить давление, оказываемое на диффузор, а это приводит к снижению вероятности искажения звука. Также исключается появление механических повреждений динамика. При этом фазоинвертором осуществляется корректировка подъёма АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) и производится разгрузка диффузора от избыточного давления. Всё это приводит к существенному увеличению КПД сабвуфера.
    Фазоинверторный ящик уменьшает искажения звука
  3. Полосовые. Это сабвуферы с динамиками, убранными внутрь. Самый сложный тип устройства, в нём требуется дополнительный объём пространства. Это объясняется необходимостью сочетать особенности, присущие конструкции закрытого типа и фазоинвертора. Основой для изделия служит ящик, имеющий фазоинверторный тоннель. Внутри устанавливается динамик, который также исполняет роль перегородки. Благодаря такой конструкции за динамиком имеется закрытое герметичное пространство, что придаёт жёсткость диффузору. Перед динамиком образуется объёмный отсек, имеющий выход благодаря наличию фазоинвертора.
    Бандпасс для сабвуфера требует дополнительный объём пространства
  4. Сабвуферы с пассивным радиатором, имеющие второй пассивный динамик, предназначенный для снижения резонансной частоты. Установка таких систем практикуется в автомобилях класса Е (например, Mercedes-Benz E-класса).
    Пассивный динамик сабвуфера снижает резонансную частоту

Основные преимущества использования закрытых сабвуферов в автомобилях:

  • простое проведение расчётов объёма конструкции;
  • низкая вероятность возникновения перегрузок динамика;
  • высокий уровень воспроизведения нижних частот.

Приобретая сабвуфер, следует обращать внимание на следующие характеристики:

  • пиковая мощность (Вт). Именно с помощью пиковой (максимальной) мощности происходит привлечение покупателей. Ведь автовладельцы прежде всего хотят знать, сможет ли система «раскачать» автомобиль басами, чтобы привлечь внимание окружающих. Пиковые нагрузки говорят о том, на каком уровне динамик сможет работать максимально эффективно. Чаще всего они примерно в 3 раза превосходят показатели, оптимальные для долговременной работы, однако устройства с такими характеристиками часто находятся на самой верхушке рейтинга сабвуферов для авто;
    Таблица, показывающая зависимость пиковых мощностей сабвуферов от объёма помещений
  • номинальная мощность (Вт). На номинальной мощности производитель старается не концентрировать внимание — этот показатель не так впечатляет, как предыдущий. Но именно эта информация говорит покупателю о том, какой уровень звука без искажения может выдать выбранный динамик. При этом он может работать и на более высоких мощностях в оптимальном режиме. Большинство автолюбителей, решивших приобрести сабвуфер, не гонятся за большой мощностью. Поэтому оптимальными устройствами считаются те, у которых этот показатель колеблется от 200 до 300 Вт;

    Кстати, у дорогих динамиков высокого качества нет существенной разницы между пиковыми и номинальными нагрузками, чего нельзя сказать о дешёвых моделях. Объясняется это тем, что у качественного динамика есть возможность даже на очень высоких мощностях воспроизводить качественный бас. А значит, его номинальные нагрузки близки к пиковым значениям. При этом показатель пиковой мощности у недорогих динамиков может быть даже выше, чем у более качественных. Однако показатель номинальной мощности непременно будет ниже.

  • чувствительность (дБ). От показателя чувствительности динамика зависит его громкость. Однако не следует забывать о негативном влиянии громкости на качественные показатели звучания;
  • диапазон воспроизводимых частот (Гц). Диапазон воспроизводимых частот динамиков, используемых в сабвуферах, колеблется от 20 до 200 Гц. Глубина баса, интересующая автовладельца, напрямую зависит от того, каков нижний показатель. Кроме того, большое значение имеет корпус, используемый для размещения динамика и объём, в котором он находится. Именно от этих показателей зависит, как сабвуфер воспроизведёт определённые частоты;
    Диаметр диффузора сабвуфера — важная техническая характеристика
  • диаметр диффузора (дюймы). Ещё одним важным параметром является диаметр диффузора. Именно с ним у многих пользователей ассоциируется мощность сабвуфера. Наиболее востребованными размерами являются 8”, 10”, 12”, 15”. Правда, нельзя отрицать наличие некоторого разброса в меньшую или большую сторону. Наличие небольшого диффузора говорит о том, что и мощность выдаваемых басов будет не очень велика.

    Имеются размеры, признанные оптимальными, то есть позволяющие выдавать звучание, устраивающее основную массу владельцев автомобилей. Так, 10” — оптимальный вариант для любителей не очень мощных басов, а 12” — для тех, кто любит «погорячей».

Как правильно выбрать сабвуфер в машину

Чтобы выбранный сабвуфер качественно звучал и органично смотрелся в интерьере салона, достаточно соблюдать несколько правил:

  1. Характеристики мощности сабвуфера должны совпадать с рабочими параметрами усилителя низкой частоты. При этом необходимо учитывать все выходные каналы усилителя. То есть, если у него имеется 3 канала мощностью по 100 Вт каждый, то у сабвуфера этот показатель должен быть не менее 400 Вт. Кроме того, необходимо учитывать показатели как номинальной, так и пиковой мощности.
  2. Расчёт эквивалентного объёма сабвуфера производится с учётом мощности динамиков. Однако у салона автомобиля имеются ограничения по объёму, а значит, перед покупкой динамиков необходимо просчитать максимально допустимые их размеры. Также очень важно правильно выбрать место установки устройства.
  3. При выборе вида сабвуфера следует учитывать желаемый уровень качества звука и параметры головного устройства. Если на нём имеется достаточный запас мощности для раскачки, может быть использована пассивная система динамиков. Если же мощности недостаточно, рекомендуется использование активных вариантов, либо придётся использовать дополнительный усилитель.

Ставим саб в машину — видео

Расположение саба в салоне

Для правильной работы сабвуфера необходима его установка с учётом конкретного типа кузова:

  1. В автомобилях с кузовом «универсал» сабвуфер должен быть направлен фазоинвертором и динамиком в заднюю часть автомобиля.
  2. Если кузов «хэтчбек», лучше всего устройство располагать таким образом, чтобы оно было направлено в крышу автомобиля или в дверцу багажника. При направлении его в спинку сиденья может произойти потеря качества звука.
  3. Кузов «седан» предполагает направленность сабвуферов в сторону заднего сиденья. При этом зазор между сабом и сиденьем должен быть не менее 8 см.

Один из самых больших сабов в мире — видео

Лучшие производители сабвуферов для авто

На рынке автомобильных девайсов, активно представлена продукция таких известных брендов, как Sony, Pioneer, Kicker, JBL, Hertz, Focal, Eton, Alpine. Мнение об их продукции разнится в зависимости от вкусов и предпочтений того или иного клиента. Чётко очерченных различий между сабвуферами разных производителей не существует.

Топ 20 сабвуферов — видео

Выбор сабвуфера — дело индивидуальное, и далеко не каждый водитель считает, что он необходим в автомобиле. Рекомендации, приведённые выше, позволят потенциальному покупателю сделать правильный выбор и подобрать для автомобиля как бюджетный аппарат, так и более дорогой.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *