Как научиться слушать?

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Общение — это в первую очередь умение слушать, а потом уже говорить. Ниже — советы, как научиться не просто слушать собеседника, а слышать, что он говорит, понимать смысл его суждений. Есть люди, с которыми интересно поговорить. В ваших руках стать одним из них.

Представьте себя на месте собеседника

Отличный способ установить контакт, помочь человеку открыться и услышать то, что он хочет сказать — это задавать ему примерно такие вопросы:

— «Как вы это сделали?»

— «Почему вы это сделали?»

— «Как вы при этом себя чувствовали?»

Чтобы активно участвовать в разговоре и иметь возможность реагировать на слова собеседника уместными вопросами и замечаниями, представьте себя в ситуации, в которой он находится или которую вам описывает. Так вы испытаете хотя бы малую долю того, что пережил он, и сможете схватить, услышать самую суть, что позволит вам реагировать правильно — так, что собеседнику захочется рассказать вам еще больше.

Меняйте характер действий

Совет тем, кому тяжело слушать выступления других людей и запоминать услышанное.

Почему школьный урок длится именно сорок пять минут? Цикл внимания составляет двадцать минут. Две минуты преподавателю отводится на оргмомент: поздороваться, навести порядок и начать урок. Двадцать минут на проверку домашнего задания. Двадцать минут на объяснение нового материала. Три минуты, чтобы задать домашнее задание и попрощаться. Как видите, хоть урок и продолжается более двадцати минут, внимание детей удается удерживать за счет изменения характера действий. Вначале они настраиваются, затем отвечают на вопросы, потом слушают, записывают, наконец прощаются.

Профессиональный оратор знает об этих тонкостях, но не всегда жизнь сталкивает нас с профи. Как удержать внимание, например, на двухчасовой монотонной лекции? Позаботьтесь о себе сами! Не реже чем раз в двадцать минут меняйте характер действий, если этого не предлагает сам оратор. Вы можете что-либо записать, задать вопрос по материалу (хотя бы себе, если формат не предполагает диалога с оратором). Можно с помощью смартфона найти картинки по теме и смотреть на них, слушая лекцию. И так далее.

Запоминайте людей по именам и интересам

Перестаньте пассивно слушать собеседника — почешите его самолюбие за ушком. Запоминайте людей, с которыми разговариваете, — начиная с их имен и заканчивая интересами. Завяжите с пустыми разговорами — положите начало крепким взаимоотношениям.

Чтобы быстрее запомнить имя человека, спросите себя:
Чтобы быстрее запомнить имя человека, спросите себя: «Что в нем уникального?» Источник

Вот совет, который поможет вам запомнить имя собеседника. Услышав, как человека зовут, обратитесь к нему по имени. «Рада познакомиться, Элиза!» или «Элиза, это моя коллега Дженна». Это активирует слуховую память и позволяет вам услышать имя, произнесенное вашим голосом. Параллельно вы обеспечиваете собеседнику небольшой выплеск дофамина.

Станьте молчаливым Слоуном

Вот история из книги «Наука общения», как научиться слушать. Когда Альфред Слоун стал вице-президентом General Motors и взял бразды правления, компания испытывала трудности. В 1920 году доля автомобилей компании на рынке составляла 12%. Слоун мечтал о большем. И он решил, что лучший способ разобраться с конкурентами — а именно с компанией Форда — отправиться прямиком к дилерам, чтобы увеличить продажи. Слоун начал посещать дилерские представительства и слушать идеи, которые предлагали продавцы. Вот что он делал.

  • Слоун проводил шесть дней в неделю на встречах: во время трех из них обсуждали официальную повестку дня, во время трех других — возникшие в ходе работы проблемы.
  • Если не считать формулирования цели каждого собрания, Слоун обычно хранил молчание. Он почти никогда ничего не записывал и почти не говорил, лишь изредка уточнял детали, задавая вопросы.Слоун всегда заканчивал каждую встречу кратким подведением итогов и словами благодарности.
  • По окончании каждой встречи Слоун выбирал одного руководителя, делал его ответственным за решение обсуждаемых вопросов, составлял меморандум с кратким описанием того, о чем говорили на собрании, намечал следующие шаги, рабочие назначения и сроки сдачи. Копия меморандума отправлялась всем участникам встречи.

В течение трех десятилетий Молчаливый Слоун управлял компанией с помощью того, что слышал от других, а не того, что говорил сам. Он внимательно слушал собеседника, а потом предпринимал какие-то шаги. К тому моменту, когда он покинул организацию, General Motors была одной из самых успешных компаний мира с долей на рынке, равной 52% (огромный скачок, если учесть, что начинал Слоун с 12%).

Слушайте глазами

Обратите во время беседы внимание на микровыражения — и вы узнаете о человеке всю правду. В основе этого метода лежит поиск эмоции, которая стоит за словами. Тут дело в том, чтобы слушать человека, воспринимая то, что он говорит, на слух, а также глазами.

6 советов тем, кто хочет научиться слушать и слышать
Глазами тоже можно слушать. Источник

Микровыражения очень быстро исчезают — меньше чем за секунду. Все, что длится дольше, становится обычным выражением лица. Почему это так важно? Микровыражения (меньше секунды) не поддаются контролю, поэтому выдают истинные эмоции. Выражения лица (дольше секунды) можно подделать, они могут быть ненастоящими. Поэтому нужно смотреть на короткие вспышки эмоций и рефлекторные реакции, чтобы получить максимально достоверное представление о собеседнике.

Используйте приемы LISTEN

Безраздельное слушание — не только основа харизмы, но и суть общения. Тем не менее оно встречается редко. Люди чаще всего перебивают, договаривают за других и не уделяют друг другу должного внимания. Если вы стремитесь более тесно общаться со значимыми для вас людьми на работе и в частной жизни, этому могут помочь приемы LISTEN (слушать).

L = Look, Lift, Lean (смотрите, поднимайте и наклоняйтесь: всем видом покажите, что главный приоритет сейчас — это собеседник)

I = Ignore everything else (игнорируйте все остальное)

S = Suspend Judgement (воздержаться от суждений)

T = take notes (делайте записи)

E = empathize (сопереживайте)

N = no Buts about It (и никаких «но»)

Едва ли не самое лучшее, что вы можете сделать в нашем мире отстраненности и отчуждения, чтобы выстроить теплые отношения — подарить безраздельное внимание. Не скупитесь на него, так вы научитесь слушать и слышать.

По материалам книг «Камасутра для оратора», «Как разговаривать с кем угодно», «Наука общения», «Минуту внимания!».

Обложка поста: .com

simankovich3Умение слушать как способ «принятия» собеседника часто повышает его самооценку и весьма важно для отношений между людьми. Те, кого слушают, обычно ценят в собеседниках это умение и идут с ними на контакт. Почему? Потому что ощущение «востребованности», «приятия» – это базисная, универсальная человеческая потребность. Мы с большей вероятностью пойдём на контакт с тем, кто удовлетворяет эту нашу потребность, а не с тем, кто этого делать не умеет.

Умение слушать – мощная сила, ослабляющая воздействие стресса и психологического напряжения. Когда люди знают, что они говорят с тем, кто их действительно слушает, а не с человеком, уже предубеждённым, они охотно делятся своими идеями и мыслями.

Слушание является фундаментальным навыком, влияющим на качество и результативность делового общения. Но, несмотря на это, многие из нас слушать не умеют.

Есть условия, которые должен соблюдать хороший слушатель.

  • Условие 1. Никаких побочных мыслей. И поскольку скорость мышления примерно в четыре раза больше скорости речи. Используйте «свободное время» для критического анализа и выводов услышанного.
  • Условие 2. Пока Вы слушаете нельзя обдумывать Ваш следующий вопрос, а тем более не следует готовить контраргументы. Это очень часто встречающаяся ошибка, которая дорого нам обходиться, поэтому нужно приложить максимум усилий для того, чтобы этот недостаток свести к минимуму.
  • Условие 3. Следует сконцентрироваться на предмете разговора и вытеснить из головы всё второстепенное. Особенно сложно следить за выступлением неподготовленных ораторов (тех, кто не владеет риторикой) из-за путаницы в терминах и понятиях, бессистемности изложения и большого количества второстепенных и маловажных фактов.

Чтобы научиться слушанию, как и любому другому искусству, необходимы стремление, внимание и практика. Люди желают научиться слушать по разным причинам. Это может быть вызвано стремлением наладить взаимоотношения в семье, в школе или на работе. Бывает, что нам хочется достичь большей гармонии, уважения и взаимопонимания в отношениях с людьми. Иной раз человек хочет таким образом сблизиться с кем-то. Иногда нам просто нужно излить кому-нибудь душу: поговорить о том, что тревожит нас и не даёт нам покоя. А может быть, нам надоело сломя голову мчаться по жизни и хочется остановиться, чтобы осмотреться и перевести дух. Или же нам необходимо предотвратить назревающий конфликт. В любом случае, если Вы приняли решение овладеть искусством слушания – приготовьтесь к упорным тренировкам.

Первый шаг – понять, почему умение слушать так важно.

Второй – начать обучаться искусству слушания. Старайтесь практиковаться при каждой удобной возможности.

Принципы правильного слушания:

  1. Никогда не прерывайте речь собеседника. Позвольте ему высказать мысль полностью.
  2. Избавьтесь от раздражителей – отложите книгу или выключите телевизор.
  3. Создайте зрительный контакт.
  4. Подвиньте своё кресло ближе и слегка наклонитесь к собеседнику.
  5. Откройтесь – смотрите на партнёра, не скрещивайте ног или рук.
  6. Отвечайте вербально и невербально на его слова – кивком головы, улыбкой, показывайте, что Вы активно слушаете и Вам небезразлично то, о чём он говорит.

Активное слушание означает, что слушатель получает информацию, обрабатывает её и отвечает, высказывая своё мнение. Очень важно подчеркивать то, что говорит партнёр. Когда он рассказывает Вам что-то, следует собственными словами пересказать ему его же мысль, начав, например, так: «Как я понял, ты имела в виду…» или «Вот ты говоришь, что…». Это позволяет избежать недопонимания в некоторых моментах диалога. Не менее важны уточнения, которые помогают чётче разобраться в том, что именно имел в виду партнёр. Уточнение может выглядеть так: «Что ты подумала, когда я сказал, что…» или «Как ты отнесся к тому, что я…».

Нам всегда кажется, что слушать – это естественно. Между тем, если начать практиковаться в умении эффективно слушать, можно заметить, что не такая уж это и простая наука. Но хорошие отношения основаны на понимании, а понимание невозможно без правильного восприятия информации, полученной от партнёра.

Если Вы овладеете искусством слушания, то вполне сможете изменить взаимоотношения с партнёрами, положить начало новым деловым связям, что приведёт к успеху в бизнесе! Научиться слушать собеседника можно, главное – захотеть!

Скорее всего, вы считаете себя хорошим слушателем. То, как люди оценивают свою способность слушать, очень похоже на то, как они оценивают собственное водительское мастерство. В общем, большинство людей считает, что делают это лучше других.

По нашему опыту многие полагают, что умение слушать сводится к трем пунктам:

  • Не перебивать, пока говорят другие;
  • Дать собеседнику понять, что вы его слушаете с помощью мимики и междометий («угу»);
  • Уметь повторить сказанное собеседником практически слово в слово.
  • И действительно, большинство советов по менеджменту сводится к тому же самому — они призывают слушателей не перебивать, кивать и подбадривающе поддакивать, после чего обратиться к говорившему с фразой наподобие «Так-так, правильно ли я понимаю — ты хочешь сказать, что…». Однако недавно проведенные нами исследования показали, что такое поведение весьма далеко от подлинного умения слушать.

    Мы проанализировали информацию о поведении 3492 участников обучающей программы, призванной помочь менеджерам-управленцам улучшить свои навыки слушателей. Также их всесторонне оценивали по методу 360 градусов другие участники. Мы идентифицировали людей, которых окружающие считали наиболее эффективными слушателями и выделили из них 5% ведущих. Затем мы сравнили лучших слушателей со средневзвешенным показателем всех остальных участников и выявили 20 показателей с самым значительным расхождением. Используя эти результаты, мы установили разницу между отличными и обычными слушателями и проанализировали информацию, чтобы понять, какие признаки, по мнению коллег, делают человека прекрасным слушателем.

    Читайте материал по теме: Умение слушать — важнейшее качество любого лидера

    Помимо ожидаемых качеств, мы сделали несколько любопытных выводов, которые объединили в четыре группы:

  • Умение хорошо слушать — это куда больше, чем молчание во время разговора собеседника. Даже наоборот, люди считают лучшими слушателями тех, кто задает вопросы, ведущие к определенным открытиям и наблюдениям. Такие вопросы несколько отличаются от старых предположений, но это конструктивное отличие. То, что человек тихо сидит и кивает, вовсе необязательно свидетельствует о том, что он слушает, а вот вовремя заданный правильный вопрос подскажет говорящему, что собеседник не только его слушает, но и достаточно хорошо понимает, поскольку просит предоставить дополнительную информацию. Умение эффективного слушания неизменно рассматривалось как двухсторонний диалог, а не односторонняя беседа в духе «говорящий и слушающий». В продуктивных разговорах принимали активное участие обе стороны.
  • Умение хорошо слушать подразумевает умение взаимодействовать с собеседником так, чтобы повысить его самооценку. Лучшие слушатели стремились к тому, чтобы беседа оставила позитивное впечатление у противоположной стороны, чего не происходит, если слушатель пассивен или критически настроен. Общаясь с людьми, умеющими слушать, собеседники чувствовали поддержку и набирались уверенности, что создавало благоприятную атмосферу, где самые разные проблемы и мнения можно обсуждать в открытую.
  • Умение хорошо слушать предполагает совместный диалог. В таких разговорах обе стороны проявляли мягкость и тактичность, и никто из участников не воспринимал в штыки комментарии собеседника. На контрасте плохие слушатели вели себя излишне агрессивно — они слушали только для того, чтобы найти в аргументах или логике собеседника ошибки и, пользуясь паузой, нанести следующий удар. Такое умение поможет вам добиться успеха во время дебатов, но никак не стать хорошим слушателем. Хорошие слушатели могут сомневаться в гипотезах или не соглашаться, но говорящий будет понимать, что ему хотят помочь, а не переспорить его.
  • Хорошие слушатели, как правило, давали советы. Умение слушать неизменно выражалось в комментариях, выраженных таким образом, что собеседник их принимал, и это помогало ему взглянуть на ситуацию с другой стороны. Эта находка нас немного удивила, потому что очень часто люди жалуются на то, что «Такой-то даже слушать не стал, а лишь накинулся с предложениями, пытаясь решить проблему сам». Возможно, советы сами по себе не являются проблемой, проблемой может быть то, как они даются. Другой возможный вариант: мы охотнее прислушиваемся к предложениям людей, которых уже считаем отличными слушателями. Человека, который молчит на протяжении всей беседы, а потом вдруг вмешивается с предложением, вряд ли посчитают заслуживающим доверия. С тем, кто спорит и критикует на протяжении беседы, а потом пытается дать совет, мы тоже вряд ли согласимся.
  • Многие из нас считали, что хороший слушатель должен, словно губка, впитывать слова другого человека, но исследования показывают, что он действует подобно батуту. Вы можете закидать его своими идеями, но он, вместо того чтобы впитывать ваши идеи и энергию, усиливает их и делает яснее. Он улучшает ваше настроение, не просто пассивно впитывая информацию, а активно поддерживая вас. Это придает вам энергии и дает возможность взглянуть на ситуацию со стороны, прямо как человеку на батуте.

    Существуют различные уровни слушания. Не в каждой беседе надо прибегать к самому высокому из них, но многим разговорам сосредоточение и умение слушать пойдут только на пользу. Решайте сами, к какому уровню слушания вы стремитесь:

    1 уровень: слушатель создает безопасную атмосферу, которая позволяет обсуждать сложные или эмоциональные вопросы.

    2 уровень: слушатель убирает различные внешние раздражители — например, телефон или ноутбук, сосредотачивая свое внимание на другом человеке и поддерживая подходящий для ситуации визуальный контакт. (Такое поведение влияет не только на то, каким слушателем воспринимает вас собеседник, это моментально отражается на настрое и внутренних чувствах самого слушателя. Соответствующее поведение изменяет ваши внутренние ощущения, что в результате делает вас замечательным слушателем.)

    3 уровень: слушатель пытается понять саму суть высказываний другого человека. Он улавливает идеи, задает вопросы и озвучивает проблемы, чтобы подтвердить, правильно ли он все понимает.

    4 уровень: слушатель следит за невербальными знаками (выражение лица, частота дыхания, жесты, позы и множество других малозаметных сигналов языка тела). Установлено, что 80% информации мы передаем как раз с помощью таких сигналов. Это может прозвучать странно, но вы слушаете не только ушами, но и глазами.

    5 уровень: слушатель все больше и больше понимает, какие эмоции и чувства испытывает говорящий при разговоре на данную тему, определяет и признает их. Он сопереживает и подтверждает значимость этих чувств, выражая поддержку, но не осуждая.

    6 уровень: слушатель задает вопросы, помогающие прояснить предположения собеседника и дающие ему возможность взглянуть на проблему с новой стороны. Например, он делится своими мыслями и идеями, которые могут оказаться полезными для другого человека. Но хороший слушатель никогда не станет переводить разговор на себя, делая себя или свои проблемы предметом беседы.

    Читайте материал по теме: Как руководителю научиться слушать с большей эмпатией

    Каждый из перечисленных уровней опирается на предыдущие, поэтому, если вас критикуют за то, что вы сыпете советами, вместо того чтобы слушать, это может означать, что вам придется прибегнуть к помощи других уровней (например, убрать внешние раздражители и начать сопереживать собеседнику), прежде чем ваши советы будут оценены по достоинству.

    Пытаясь быть хорошим слушателем, многие из нас останавливаются на полпути, не достигнув нужного уровня. Но есть надежда, что наше исследование поможет исправить ситуацию, предоставив новый взгляд на умение слушать. Надеемся, что те, кто питает иллюзии о своем превосходном умении слушать, смогут увидеть, как это умение у них развито на самом деле. Мы также надеемся, что исчезнет стандартное восприятие умения хорошо слушать, как умения хорошо впитывать информацию. Наконец, мы надеемся донести идею, что наилучшее проявление умения слушать выражается в том, что при слушании вы подобны батуту: он придает энергии, ускоряет, помогает взглянуть на все со стороны и усиливает эмоции. Это и есть отличительные черты хорошего слушателя.

    — Вася, ты в баню?
    — Нет, я в баню.
    — А я думал, ты в баню.
    (Анекдот)

    Неумение слушать и кризисы

    Когда разразился мировой экономический кризис 2008 года, команда журналистов под руководством главреда Financial Times Джиллиан Тетт выявила множество его причин. Согласно данным, которые собрали и проанализировали журналисты, главной причиной кризиса оказалось отсутствие взаимодействия людей и различие их представлений о мире даже в пределах одной организации или учреждения. Единственное, что всех объединяло, — замкнутость на проблемах и интересах только своего узкопрофильного подразделения, группы, проекта или научной дисциплины.

    О том, как разобщенность и отсутствие внимания людей друг к другу приводит к глобальным кризисам, Джиллиан Тетт пишет в своей книге «Проклятие эффективности, или Синдром «шахты”. Как преодолеть разобщенность в жизни и бизнесе» — мы опубликовали саммари на нее во вторник:

    В Швейцарии банкиров называют гномами, потому что они усердно трудятся в тишине. В UBS — крупнейшем банке мира и таком же символе Швейцарии, как часы или шоколад, — за обнаружение угроз отвечали три тысячи сотрудников. Чиновники Швейцарской федеральной банковской комиссии называли этот банк образцом контроля над риском. Весной 2007 года, когда в США выдавалось небывалое количество ипотек, члены комиссии даже не подозревали, что банку грозят проблемы. Ведь специалисты по рискам UBS убедили их, что в случае падений цен на жилье банк получит прибыль, так как открыл дополнительные короткие позиции (короткие позиции трейдер открывает в надежде получить прибыль от падения рынка). Проверяющие поверили, что банку ничто не угрожает. Но осенью того же года из-за неудачных вложений в американский ипотечный рынок UBS понес $700 млн убытков, а к весне 2009 года они выросли до $30 млрд!

    Согласно отчету банка, проблема была в системе. Банковские гномы коллективно себя дурачили, веря, что банк в безопасности и процветает. Топ-менеджеры банка, управляя своими изолированными подразделениями, не задавали друг другу неудобных вопросов и не интересовались у подчиненных, что на самом деле происходит. Команды не делились информацией и не хотели, чтобы в их дела вмешивались.

    Джиллиан Тетт считает, что разобщенность и раздробленность по-прежнему угрожает людям и компаниям, она провоцирует коллективное совершение глупостей и создает возможности для конкурентов.

    В чьих интересах — слушать?

    Мы действительно очень часто не слышим друг друга. Мы не осознаем, что слушать, задавать вопросы, получать обратную связь — прежде всего в наших интересах. Нам кажется, что, слушая человека, мы делаем это для него, хотя на самом деле все ровно наоборот. Небрежность в общении, зацикленность на собственных узких интересах, отсутствие эмпатии очень нас обедняет, лишает наши отношения глубины, а в масштабе общества ведет к так называемой атомизации — распаду общественных связей и социальной изоляции.

    Чем сильнее общество атомизировано, тем меньше в нем независимых от государства общественных организаций, поддержки и сотрудничества и тем выше градус цинизма и агрессии. Атомизация общества свойственна тоталитарным режимам. Как пишет доцент Института общественных наук РАНХиГС, политолог Екатерина Шульман, большинство тоталитарных режимов, пропагандируя ценности коллективизма, на самом деле уничтожают все связи между людьми, независимые от государства, лишая таким образом человека защиты перед государственной машиной.

    Между тем, крепкие социальные связи обеспечивают нам ощущение счастья вне зависимости от уровня материального достатка. Умение качественно слушать и говорить делает нас социально успешными, повышает рабочую эффективность, влияет на наше чувство удовлетворенности жизнью и даже на здоровье.

    Слушать, чтобы быть услышанными

    Научиться слушать нам необходимо еще и для того, чтобы быть услышанными. Проявляя к человеку внимание, осознанно интересуясь его точкой зрения, мы создаем истинную близость и получаем интерес к самим себе. Таким образом мы многократно повышаем ценность общения и извлекаем от него гораздо больше пользы. Однако вместо того, чтобы слушать, мы, как правило, стремимся поскорее выразить себя и донести до других собственное мнение. Часто мы только делаем вид, что слушаем, а на самом деле нетерпеливо ждем, когда собеседник закончит говорить, чтобы поскорее произнести собственные слова, которые просятся наружу. Мы не пропускаем речь собеседника через себя, потому что зациклены на себе и молчим только потому, что заняты продумыванием собственного ответа.

    В книге «Выступление в стиле TED. Говорю. Слушаю. Слышу» специалист по звуку, общению и публичным выступлениям Джулиан Трежер называет четыре психологических фактора, разрушающие общение:

    Четыре «пиявки, которые высасывают из общения энергию»:

        1. Желание выглядеть лучше собеседника.Проявляется в стремлении показать, что все сказанное собеседником вам хорошо известно, привычке придумывать свой ответ в то время, как собеседник говорит, преувеличениях и неоправданно пафосных метафорах.
        2. Желание быть во всем правым.Проявляется в привычке перебивать.
        3. Стремление угодить, понравиться всем.Проявляется в привычке поддакивать и соглашаться, тоже не способствует искренней и открытой коммуникации.
        4. Стремление все исправить.Проявляется в непереносимости чужих негативных эмоций. Такие люди мгновенно бросаются на помощь даже там, где она не нужна. И в конце концов их начинают избегать.

    Совершая эти ошибки, пишет Джулиан Трежер, мы порождаем невероятную по объему волну контента, который создается только для того, чтобы привлечь внимание, подрывает доверие в обществе и приводит к отчуждению, росту напряженности и конфликтам.

    Слушать, слышать и понимать

    Рост потока информации, который имеет место в сегодняшнем мире, опережает нашу способность эту информацию обрабатывать. Защищаясь от информационной перегрузки, мы склонны упрощать мир вокруг нас, объясняет в книге «Сигнал и шум. Почему одни прогнозы сбываются, а другие — нет» специалист в области статистики Нейт Сильвер (мы уже подготовили это саммари и скоро его опубликуем). Мы стремимся привести мир в согласие со своими представлениями о нем, на самом деле он становится все более разнообразным и сложным. Это стремление — одно из последствий развития технологий, влияющих в том числе и на наше умение слушать, воспринимать живую речь, понимать, сопереживать и излагать устно свою точку зрения. Джулиан Трежер пишет, что удаленное письменное общение, ставшее в последнее время нормой, провоцирует нетерпеливость, рассеянное внимание, снижение чувствительности, склонность к обобщениям, обеднение словарного запаса. В глобальном масштабе мы становимся примитивнее, перестаем помнить о невероятном разнообразии и непредсказуемости мира и попадаемся в информационные ловушки, которые сами же и расставили. Мы начинаем слишком доверять новостям, несостоятельным прогнозам и предсказаниям, не стремимся анализировать данные, проверять факты, мыслим менее критически и делаем поверхностные выводы. И снова попадаем в ту же «шахту».

    В 1976 году эпидемиологи в США во много раз преувеличили опасность распространения вируса H1N1, а в 2009 году ошиблись в отношении смертности от свиного гриппа. Пандемии гриппа наблюдались в 1918, 1957 и 1968 годах и прогнозы смертности по последним были значительно страшнее реальной картины. Однако, как показала текущая пандемия, нельзя рассчитывать, что ошибки будут происходить всегда в позитивном направлении. Мы «привыкли к преувеличениям» и пропустили реальную угрозу, о которой нас предупреждали многие: от вирусологов до экономистов. Между тем, в последние годы ситуация значительно изменилась, люди начали гораздо больше перемещаться по миру, что сделало опасность глобальной эпидемии куда более реальной, но этот факт не был учтен, хотя его упоминали многие современные мыслители.

    Поэтому в сегодняшнем информационно-насыщенном мире для нас жизненно важно научиться не только слушать, но и правильно воспринимать, осмысливать информацию, быть чуткими и эмпатичными, кто бы ни находился «по ту сторону» взаимодействия — подчиненный, коллега, автор статьи в интернете, наш ребенок или случайный собеседник. Мы подготовили свежую подборку книг об умении слушать, понимании, информации и взаимодействии — воспользуйтесь ей, чтобы усилить свои навыки в этой сфере.

    Чек-лист. Почему я не слушаю?

    • Тороплюсь.
    • Устал или перегружен информацией.
    • Слишком занят своими мыслями и не намерен (не способен) вникать в суть сказанного.
    • Хочу поскорее высказаться, готовлю свой ответ.
    • Не понимаю собеседника из-за недостатка информации о предмете разговора.
    • Собеседник мне неинтересен или неприятен.
    • Собеседник, с моей точки зрения, не достаточно компетентен в области, о которой говорит.

    Этот небольшой чек-лист поможет увидеть причину, по которой вы в данный момент не в состоянии осознанно воспринимать информацию. Знание причины проблемы — уже половина ее решения. Понаблюдайте за собой, держа этот чек-лист в голове — и вы сможете быстро «включиться» и начать слушать — или же отложить беседу до того момента, когда она сможет принести вам и вашему собеседнику куда большую пользу.

    Говорить, слышать и слушать: коммуникации как способ достижения цели

    Автор статьи — Игорь Манн

    Для того, чтобы стать успешным, нужно помнить о трех направлениях, через которые человек может расти: больше читать, больше учиться (посещать семинары, мастер-классы, конференции), иметь наставника и осознанную практику. Последнее можно объяснить так: «Если работа вас не развивает, это не работа — это рабство». Если у вас заканчивается неделя — и вы ничему не научились, месяц — и вы снова ничему не научились, вы не работаете, вы в рабстве, просто этого не осознаете.

    Стремясь к развитию, нужно понимать и то, что оно должно быть смежным. Например, вы маркетер. И если вы хотите быть настоящим профессионалом, то должны разбираться в продажах и психологии, потому что существуют такие понятия как мотивация, клиенториентированность и многое другое.

    Огромное значение для любого человека имеют и коммуникации. Всего коммуникационных навыков около десяти: умение говорить, умение слышать и слушать, вести переговоры, понимать язык жестов, знать грамоту, иностранные языки, хорошие манеры… Невозможно быть хорошим бизнесменом, не владея в совершенстве хотя бы базовыми коммуникационными навыками.

    Первый навык: умение говорить

    Этот навык не стоит путать с умением выступать, он относится в большей степени к бытовым ситуациям, в которых бизнесмен должен проявлять общую культуру, демонстрировать способность начать диалог и вести его. Отработанные в жизни, эти качества потом сыграют важную роль в деловых переговорах.

    Пока вы летите в другую страну, можете, например, потренировать способность заговорить с незнакомым человеком на иностранном языке. Помните, что при этом нужно использовать простые выражения, избегать отталкивающих слов и тем-табу. Развивать навыки коммуникации можно и в перерыве между секциями какого-то бизнес-мероприятия.

    Самое сложное в любом разговоре — начало, американцы называют типичные фразы для него — «айсбрейкеры»: «откуда вы», «какая у вас погода», «не боитесь ли летать», «в каком городе работаете». Или – «какие у вас общие впечатления о встрече», «может быть, хотите обсудить за кофе». У вас в голове должна быть некая заготовка — и всякий раз, когда куда-то едете или идете, вы сможете применять ее.

    Второй навык: умение слышать и слушать

    Умение слушать не равно умению слышать. Вы можете выражать внимание к собеседнику и даже фокусироваться на том, чтобы его услышать. Но это, увы, не означает, что вы действительно слышите то, что он говорит, понимаете, что его на самом деле беспокоит, и готовы эмоционально включиться.

    Для того чтобы собеседник узнал в вас вежливого человека, вы должны уметь вовремя останавливать поток вашей речи и, держа эту паузу, внимательно слушать, что вам рассказывают. Иногда это очень тяжело — из-за неинтересного или заведомо понятного содержания речи собеседника. Здесь поможет такая техника: берете автоматическую (которая щелкает колпачком) шариковую ручку, зажимаете ее в кулаке так, чтобы большой палец находился над колпачком. В моменты, когда говорите сами, палец должен быть поднят вверх— это быстро начнет вас смущать.

    Вскоре вы захотите палец опустить (и соответственно, прекратите поток слов) — в этот момент вы должны нажать на колпачок до упора и дать возможность высказаться другому человеку. Вы вынуждены будете держать колпачок, чтобы он не щелкнул, до тех пор, пока собеседник не завершит рассказ.

    Главное: Прямой путь к успеху — это работать так, чтобы постоянно осваивать новые знания и навыки. При этом вы можете двигаться уверенно только в случае, если освоили базовые навыки коммуникации, а практиковать их можно не только на бизнес-встречах, но и в быту.

    Словарь

    Айсбрейкеры — вежливые слова и фразы, помогающие людям начинать беседу, иногда призванные «растопить лед».

    Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность деятельно удовлетворять свои потребности.

    Клиенториентированность — способность организации извлекать дополнительную прибыль за счет глубокого понимания и эффективного удовлетворения потребностей клиентов.

    Маркетер — (синоним «маркетолога») — специалист по маркетингу, практик. Игорь Манн предлагает это определение, так как маркетологами лучше называть тех, кто занимается теорией маркетинга: ученых, профессоров, исследователей маркетинга.

    Тренер: Манн Игорь

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *