Как научиться ребенка говорить?

Рубрики:
  • О развитии и образовании ребенка
  • О дошкольном развитии

Любящие и внимательные родители могут и без помощи специалистов привить своему ребенку навыки разговорной речи. Существует несколько рекомендаций логопедов, следование которым помогает взрослым ускорить обучение малышей говорить на первом году жизни, накопить их словарный запас и сделать их речь наиболее правильной. Причем можно использовать эти правила как при обучении детей, имеющих нормальное речевое развитие, так и тех, кто в таком развитии отстает.

Практика показала, что применение данных приемов при повседневном общении с детьми, позволяет достигать очень хороших результатов. Детская речь обогащается новыми словами и рано становится понятной для окружающих. При этом ребенок, не испытывая принуждения и какого-либо дискомфорта, говорит много и с удовольствием.

Рекомендации от логопедов

  1. С первых минут жизни, дети начинают свое обучение.
  2. Они учатся всему: дышать, сосать грудь матери, воспринимать окружающий мир. Первым и главным учителем для новорожденного ребенка является его мать. Поэтому очень важно, чтобы мама как можно больше общалась с малышом – улыбалась ему, ласково разговаривала с ним, пела ему песенки. Заблуждаются те, кто думает, что новорожденный ребенок ничего не понимает. Видя артикуляцию материнских губ, ребенок учится.

  3. Все, что делает мама в поле зрения ребенка, она не должна делать молча.
  4. Нужно объяснять свои действия ребенку. Например, «Мама моет бутылочку. Мама берет молоко и наливает его в бутылочку. Сейчас Саша будет кушать. Мама дает Саше бутылочку. Саша, на бутылочку!». Тем самым малыш начинает понимать значение слов.

  5. Ребенок должен видеть движение губ матери, когда она с ним разговаривает.
  6. Ведь он старается подражать взрослым. Поэтому общаясь с ним, необходимо произносить слова без искажений, четко и правильно, растягивая ударные гласные. Если, например, малышу показывают собачку, то нужно проговаривать, выразительно артикулируя: «Это СО-БАА-КА. Собака говорит АА-В». Причем проговаривать слово нужно правильно, так как его пишут – сОбака, а не – сАбака.

  7. С полуторагодовалым ребенком, который уже сам пытается произносить слова, нужно разговаривать обычным образом, стараясь четко произносить звуки.
  8. Однако труднопроизносимое слово следует проговаривать громко и четко, с усиленной артикуляцией, глядя малышу в лицо. Это делают для того, чтобы помочь ему понять и усвоить произношение трудного слова.

  9. Не нужно заменять незнакомые или сложные слова более простыми.
  10. Например, показывая картинку с изображением бегемота, надо так его и называть. Не стоит также обобщать слова одним понятием. К примеру, слова «яблоко», «груша», «апельсин» так и следует проговаривать. Не нужно объединять их одним словом «фрукты». Чем больше слов услышит малыш, тем богаче будет его словарный запас.

  11. Важную роль в становлении речи играют глаголы.
  12. Общаясь с детьми, многие мамы называют только сами предметы, показывая на них: «Смотри, это птичка. Вон собачка. На небе солнышко». В результате словарь глаголов у малыша очень мал. Это не так страшно, если у ребенка нормальное речевое развитие, так как он самостоятельно будет накапливать глаголы в своем словаре. А вот малышу, имеющему какие-либо задержки в речевом развитии, впоследствии без помощи специалиста не обойтись.

    Маленький ребенок научится быстрее складывать простейшие предложения, если при разговоре с ним употреблять глаголы. Например, «Собачка бежит, лает, ест. Птичка улетела. Киска умывается, играет. Самолет гудит, летит». Слова, указывающие на признаки предметов, также нужно употреблять. К примеру, «Цветок красный, трава зеленая, солнышко яркое, яблоко сладкое, кофточка теплая».

  13. Специалисты рекомендуют использовать слова — противопоставления
  14. Например, медведь большой, а зайчик маленький; одна игрушка веселая, а другая грустная; один зверек светлый, а другой темный; змейка ползет, а птичка летит. Таким образом, запас слов у малыша становится богаче, информация в его голове систематизируется. Все это в значительной мере поможет ему извлекать из памяти нужные слова при попытках говорить.

  15. В повседневной жизни мы редко пользуемся красочными эпитетами, применяя при разговоре простые глаголы.
  16. Поэтому для обогащения словарного запаса ребенка, развития его воображения и образного мышления первым помощником должна стать художественная литература. Иллюстрированные детские книжки нужно подбирать в соответствии с возрастом ребенка. Для закрепления образов в мозгу малыша, главное не забывать после прочтения сказки или стишка вместе с ним хорошенько рассмотреть соответствующие рисунки, охарактеризовать героев.

  17. Обучение ребенка нужно проводить как бы исподволь, играя.
  18. Очень полезно играть со звуками слогами или словами, например, во время поездки, или ожидая приема врача в поликлинике. Вариантов игр великое множество. К примеру, мама ребенку говорит: «ГА-ГА-ГА», а он ей – «ГУ-ГУ-ГУ». Детям такие игры обычно нравятся, правда, через несколько минут надоедают. Но для тренировки артикуляции и это полезно.

    Так же советуем поупражняться с ребенком в произношение твердых и мягких согласных.

    Если малыш уже начал говорить, то с ним можно поиграть в вопросы и ответы. Например, что бывает сладким, холодным, мягким? Если ребенку трудновато подобрать ответ, то ему нужно помочь, называя разные слова и давая ему возможность выбора. Очень нравится детям игра «Что это?», когда взрослый показывает на любые предметы, а ребенок отвечает на вопрос, или – наоборот.

  19. От степени развития мелкой моторики напрямую зависит степень развития речи.
  20. Руки по утверждениям специалистов являются вторым речевым органом. В младенчестве ребенку необходимо массировать пальчики на руках вручную либо при помощи специальных пупырчатых мячиков. Нужно играть в старые как мир народные потешки «Ладушки» и «Сорока-сорока», которые помимо удовольствия общения с малышом, приносят еще и пользу для развития его мелкой моторики.

С годовалого возраста ребенка следует приобщать к играм, имеющим много деталей – простейшим конструкторам, мозаике, трансформерам. Очень полезно для развития моторики заниматься лепкой из пластилина, глины, соленого теста. Нужно учить малыша рисовать карандашом. Помогают развивать мелкую моторику, а значит и речь, игрушки и предметы различной твердости и текстуры поверхности: резиновые, деревянные, пластиковые, пупырчатые, шершавые, гладкие и т.д.

Развивающие занятия и игры в VIKILAND

Необходимо использовать каждый момент общения с ребенком для его развития. Например, на отдыхе играть с песком, камушками, травками или веточками. Дома на кухне можно дать маленькому для игры несколько макаронин, ложки, небьющуюся посуду.

Уделяя своему ребенку больше внимания, поощряя его разговорную активность, родители не только учат его говорить, развивают его умственные способности, но и укрепляют духовную связь с ним.

Фото-отчёты Vikiland

Мы проводим множество интересных мероприятий для детей и взрослых!

Вернуться к списку

Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время и т. п. Каждая мама знает своего ребенка и легко сможет применить все задания по обучению малыша на практике.

Несколько полезных советов перед началом занятий:

  • Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями.
  • Самых маленьких можно брать на колени и самим делать массаж лица, а остальные задания — не больше пяти-семи минут в игровой форме.
  • Занятия желательно проводить ежедневно, затрачивая не более 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
  • В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать.
  • Не старайтесь выполнить за один раз все нижеперечисленное: массаж, артикуляционную гимнастику обычно делают полностью (но на свое усмотрение, чтобы занятие не наскучило ребенку), а произношение букв и скороговорок можно разделить по дням.
Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?
Фото: 3643825, .com

Массаж лица

Массаж лица сам по себе, конечно, большой роли не сыграет, но при совмещении с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами очень полезен для чистоты нашей речи.

Реклама

Поставьте ребеночка перед собой и, показывая и озвучивая свои действия, делайте вместе с ним массаж лица.

1. Подушечками пальцев нежно поглаживаем надбровные части лба, приговаривая: «Вот как мы себя любим, вот как мы себя голубим…» Переходим к крыльям носа и гайморовым пазухам, не забывая приговаривать: «А вот какой у нас носик, вот какой у нас курносик…» Затем разглаживаем область вокруг губ, скулы до ушей и обратно: «Ротик наш роток, ты совсем не молчунок! Ушки наши ушки, ушки на макушке!»

2. Легкое постукивание подушечками пальцев в тех же зонах. Как поглаживание, так и постукивание осуществляется двумя руками, движения идут то навстречу друг другу, то в противоположную сторону. Не забывайте все время разговаривать с ребеночком: «Вот какие мы красивые! Вот какие мы послушные! Вот как мы себя погладили!»

Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?
Фото: PublicDomainPictures, .com

Артикуляционная гимнастика

1. Воздушный шарик.

Реклама

«А какой бывает воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик, и в той же последовательности, теми же движениями делаем массаж.

2. Паровозик.

«А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая одну-две минуты в одну сторону, столько же — в другую.

3. Улыбка.

«А как мой малыш улыбается? Как он маме улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем трубочкой, примерно одну-две минуты.

4. Поцелуйчик.

«А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими, раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.

5. Лошадка.

«А как мы говорим лошадке «Стой»? «Тфпр-тфпр!» — Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь — тфпр-тфпр, только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.

Реклама

6. Ротик.

«А теперь давай себя погладим язычком, вот так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.

7. Язычок.

«А давай посмотрим, у кого язычок длинней, у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до верхней губы, потом до нижней, затем уголок левой стороны и уголок правой стороны рта.

Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?
Фото: timkraaijvanger, .com

И напоследок, двумя руками имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, аккуратно, подольше, растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.

После артикуляционной гимнастики произносим гласные звуки. Чаще всего, гласные произносятся детками гораздо правильнее и учатся без особых проблем. Но и над ними не мешает поработать.

Реклама

А — а — а — первый раз произносим коротко и отрывисто. Очень аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не получить вывих челюсти!

Аааааа — длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации.

Проговариваем точно так же и остальные буквы — «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «ю-ю-ю».

Тренинг на парные согласные (произносить несколько минут, как скороговорку, для разнообразия можно чередовать скороговорку с напевностью). После каждой буквы желательно проговорить скороговорку с наличием этой буквы.

Б — Бу-бо-ба-бэ-би-бы

П — Пу-По-па-пэ-пи-пы

В — Ву-во-ва-вэ-ви-вы

Ф — Фу-фо-фа-фэ-фи-фы

Г — Гу-го-га-гэ-ги-бы

К — Ку-ко-ка-кэ-ки-бы

Д — Ду-до-да-дэ-ди-ды

Т — Ту-то-та-тэ-ти-ты

Ж — Жу-жо-жа-жэ-жи-жы

Ш — Шу-шо-ша-шэ-ши-шы

З — Зу-зо-за-зэ-зи-зы

С — Су-со-са-сэ-си-сы

Чем хороши эти и подобные занятия — их можно проводить в игровой форме, где угодно: в поликлинике, в самолете, идя по улице.

Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?
Фото: zilaseger, .com

Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому не забывайте массировать ладошки ребеночка, т.к. в них находятся точки, отвечающие за это. Можно брать не очень жесткие щетки, массировать по часовой стрелке и обратно, приговаривая:

Ёжики-ёжики
гладят ручки.
Маленькую девочку (маленького мальчика)
говорить научат!

А также занимайтесь с ребенком аппликацией, перебирайте различные крупы, нанизывайте бусы, лепите поделки из соленого теста или пластилина, применяйте старые русские потешки для развития мелкой моторики (такие как «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик»).

Если мама будет уделять развитию речи ребенка должное внимание, он очень быстро, а самое главное — правильно, научится говорить.

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • мелкая моторика

Как научить ребенка рано говорить

Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда малыш сам заговорит – не самая лучшая тактика родителей. Ya-roditel.ru расскажет, как научить ребенка рано говорить.

Не упустите драгоценное время

Развивать речь ребенка нужно с самого его рождения. Наверняка каждая мама помогает ему в этом, сама того не подозревая. Материнское сердце подсказывает, что с ребенком нужно разговаривать, рассказывать о том, что с ним происходит. Носите ребенка по квартире и объясняйте, что он видит. Конечно, сначала зрение ребенка развито недостаточно, чтобы все видеть, но ему очень важно слышать ваш голос, вашу речь.

В первый год жизни ребенка формируются центры мозга, отвечающие за речь, поэтому эти первые двенадцать месяцев являются фундаментом речевого развития.

В три года речевые области мозга практически полностью сформированы, а значит, завершен благоприятный период в развитии речи ребенка. Именно поэтому важно не упустить время и заниматься речевым развитием малыша.

Часто в развитии ребенка родители опираются на то, что умеет чадо друзей или соседей в этом же возрасте. Это то, чего делать не следует – все дети индивидуальны. Если вы считаете, что есть проблемы в речевом развитии ребенка, лучше обратиться к специалисту. Он поможет развеять сомнения или в раннем возрасте скорректировать развитие речи при ее нарушении.

Этапы формирования речи в раннем возрасте

Формирование речи у ребенка раннего возраста проходит несколько этапов. На каждом из них важна помощь родителей.

Первой голосовой реакцией ребенка является крик. Его интонации со временем становятся разнообразны.

В возрасте трех-шести месяцев для ребенка характерно так называемое гуление, он с удовольствием протягивает гласные «ааа», «гуу». В это время особенно важно отвечать малышу, побуждать его к общению.

Речь 4-5 месячного ребенка – лепет, это более сложные сочетания звуков. В это время вы можете начинать знакомить ребенка с аудиосказками, включать спокойную музыку, звуки природы.

7-8 месячный малыш начинает понимать речь окружающих и соотносить слова с предметами, которые они обозначают. К году ребенок имеет в своем запасе около десяти слов. Позже он начинает строить простые предложения из двух слов, например, «мама ди» (мама, иди сюда), «кы тель» (включи телевизор). Запас слов растет в геометрической прогрессии.

После полутора лет ребенок начинает использовать в речи нужные падежи, окончания. Ребенку, даже если в его речи достаточно слов, нужны занятия по развитию речи, важно, чтобы они носили систематический характер. Принято считать, что ребенок в два года знает около ста слов, и теперь вы можете скрасить ваш досуг с ребенком играми по развитию речи.

Как родителям помочь ребенку заговорить рано

Говорите с ребенком как можно больше, говорите четко, короткими предложениями. Используйте разные интонации.

Пока малыш маленький, наклоняйтесь над его лицом и проговаривайте слова так, чтобы он видел вашу артикуляцию. Так, например, вытягивание губ в трубочку при произношении звука «у» поможет ему понять, как получить этот звук.

Постарайтесь комментировать и называть все, что вы делаете — он сможет быстрее узнать название предметов и действий.

Давайте ребенку возможность говорить, не превращайте разговор в монолог.

Читайте ребенку сказки, стихи для малышей. Это поможет ему обогатить словарный запас, поскольку малыш слышит новые слова, которые его родителями не употребляются.

Ребенку нужно живое общение. Включенный телевизор или проигрыватель не смогут в полной мере заменить живую, обращенную к ребенку речь.

Рассматривая картинки, не забывайте про глаголы и прилагательные.

Желая, чтобы ребенок быстрее заговорил, родители часто облегчают ему задачу: машину они называют «би-би», кошку «мяу» и так далее. Малыш быстро научится говорить эти слова-звукоподражания, и будет их воспроизводить именно так. Не упрощайте в своей речи названия предметов, правильно называйте их.

Не забывайте хвалить малыша, поощряйте его речевую активность, подталкивая его к новым успехам, поскольку положительные эмоции, поддержка родителей и выражение одобрения способствуют речевому развитию ребенка.

Развитие руки и речь

Отечественные ученые пришли к выводу, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Чтобы стимулировать развитие речи, необходимо с раннего детства проводить массаж каждого пальчика, каждой фаланги.

Специалисты утверждают, что развитием мелкой моторики детей нужно начинать заниматься с двухмесячного возраста. Вы можете делать массаж пальчиков, не применяя силу, это может быть поглаживание, легкое растирание. Продолжительность таких занятий не должна превышать двух-трех минут. Не забудьте, что при этом обязательно нужно разговаривать с малышом, улыбаться ему.

Подросшему ребенку можно предложить собирать пирамиду, лепить из пластилина, рисовать, играть в различные игры (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), перебирать крупы, надевать бусины на нитку и так далее. Присутствие взрослых в это время обязательно.

Можно поиграть с малышом пупырчатым мячиком. Познакомьте его с разными типами поверхностей – гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, деревянными.

То, насколько рано начнет говорить ребенок, зависит только от родителей. Он начнет воспроизводить речь только тогда, когда в его пассивном словаре накопится достаточно для этого слов. Говорите с ребенком четко и понятно, обратите внимание на правильность своей речи. Если родители не будут разговаривать с малышом, объяснять, что происходит вокруг, как называются окружающие его предметы и каковы их свойства, речь ребенка будет скупа, и процесс ее становления значительно затянется.

Важно не упустить этап раннего формирования речи. Никогда не принижайте способности своего ребенка, даже если вы считаете, что он еще слишком мал и многого не понимает: занятия с малышом в раннем возрасте – залог успешного развития его речи. Будьте уверены, ваши старания окупятся сполна.

Марина Карамашева

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *