Как научиться писать буквы?

Как научить ребёнка писать: руководство для родителей дошкольников
​ ​ ​

Проверенные советы от педагогов и психологов для родителей дошкольников.

Общие правила

Занимайтесь не более 15 минут в день

sugar-home.ru

Письмо — сложный навык, требующий согласованной работы мышц руки, развитой зрительной памяти, пространственного восприятия, внимательности и усидчивости. Освоить всё это сразу дошкольнику сложно. Поэтому возьмите за правило: немного пописали — отдохнули. Перегрузки плохо сказываются на развитии детского организма.

Не торопите

verywellfamily.com

Исследования показывают Young Children’s Knowledge of the Symbolic Nature of Writing , что дети начинают видеть разницу между словами и рисунками уже в три года вне зависимости от того, умеют они читать или нет. Однако в столь раннем возрасте малыши ещё не готовы к письму: их мозг сформирует необходимые навыки только к 5–7 годам.

Проверить готовность к письму можно так:

  • Дайте ребёнку лист бумаги и предложите что-нибудь нарисовать.
  • Попросите закрасить часть рисунка.
  • Если малыш будет постоянно поворачивать лист бумаги и с трудом менять направление линии, значит, он ещё не готов к написанию букв.

Не заставляйте

userapi.com

Если ребёнок не хочет учить буквы, не насилуйте его. Займитесь лучше упражнениями, развивающими мелкую моторику, пространственное мышление и память.

Марина Суздалева
психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб увлечённых мам»

Формального требования «уметь писать» к будущему первокласснику нет. В возрасте 5–7 лет стоит отдать предпочтение подготовке руки к обучению письму в школе.

Подавайте информацию в игровой форме

twimg.com

Не превращайте занятия в обязаловку, а себя — в строгого учителя. Обучение дошкольника должно напоминать занимательную игру.

По словам Марины Суздалевой, необходимо исключить любые отрицательные эмоции, оценки и критику.

Не учите рукописным буквам

o-krohe.ru

Об этом просят родителей педагоги начальных классов. Дело в том, что способы написания букв в учебниках разнятся.

Любовь Чулкова
нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов, разработчик пособий для детей, родителей и педагогов

Родители научат соединять и писать буквы одним способом, а требования по программе будут другие. И ребёнку придётся переучиваться.

Если у родителей и, главное, малыша всё же есть желание освоить каллиграфию, займитесь отработкой элементов букв. Такие упражнения можно найти в прописях для дошкольников.

Подготовка — 3–5 лет

Развивайте мелкую моторику

Чтобы научиться писать, ребёнку нужно иметь развитую мелкую моторику. Это значит, что он должен без труда манипулировать небольшими предметами и выполнять Do fine motor skills contribute to early reading development? действия, требующие координированной работы глаз и рук. Например, лепить из теста или рисовать.

Чтобы подготовить руку дошкольника к письму, попробуйте следующие упражнения:

  • Вырезайте фигуры из бумаги по контуру.
  • Рисуйте и раскрашивайте цветными карандашами, фломастерами и красками.
  • Лепите из теста и пластилина.
  • Создавайте аппликации.
  • Собирайте модели из конструктора.
  • Работайте с мозаикой.
  • Вяжите крючком и вышивайте крестиком.

Упражнения нужно выполнять регулярно в удобном ребёнку темпе и совместно со взрослыми.

Кстати, при движении пальцев рук усиливается деятельность лобных и височных отделов мозга, отвечающих за речь: дети с развитой моторикой лучше говорят.

Научите сидеть за столом

Причём до того, как малыш начнёт писать. Потом он будет слишком увлечён буквами и не сможет контролировать своё тело.

Помните, что неправильное положение за столом приводит к нарушению кровообращения и заболеваниям позвоночника, задерживает развитие грудной клетки.

Каждый раз, когда ребёнок сядет за стол, чтобы есть, рисовать, читать или делать что-то ещё, контролируйте его положение.

Малыш должен сидеть прямо, не опираясь грудью на стол. Плечи на одном уровне. Голова немного наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола — не меньше 30–35 см. Руки лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола.

Обе ноги стоят на полу и согнуты в коленях под углом 90 градусов. Левую ногу (если ребёнок правша) или правую (если левша) можно немного выдвинуть.

.com/maia3000

Покажите, как держать карандаш

Для начала возьмите толстые трёхгранные карандаши: на них проще объяснить, как поставить пальчики. Когда перейдёте на круглые, можете воспользоваться тренажёрами-насадками для правильного письма.

Лучше всего показать ребёнку, как вы сами держите карандаш, и ручкой или фломастером отметить на детских пальчиках места, где должен располагаться инструмент.

Некоторые педагоги для улучшения почерка требуют, чтобы кончик карандаша был направлен к правому плечу у правшей или левому у левшей.

Вы также можете сделать простое упражнение. Возьмите карандаш указательным и большим пальцем правой руки в том месте, где заканчивается краска. Левой рукой ухватитесь за противоположный край и переверните инструмент.

Если пальчики съезжают, поправьте их. Переучить ребёнка потом будет очень сложно. Следите, чтобы малыш не сжимал карандаш слишком сильно. В перерывах делайте пальчиковую гимнастику.

Многие педагоги сходятся во мнении, что желательно прививать навык письма с помощью карандаша, а не авторучки. Ребёнок не будет бояться своих ошибок (можно ластиком стереть неудачный вариант), а также научиться контролировать степень нажима.

Любовь Чулкова
нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Научите ориентироваться на листе бумаги

Ребёнок должен овладеть пространственным мышлением и уметь ориентироваться на листе бумаги. Это поможет ему в дальнейшем считывать размер и расположение буквы на строке, понимать количество входящих в неё элементов, выбирать наклон и размах. Освоить этот навык помогут графические диктанты.

babyblog.ru

Освойте алфавит

Прежде чем писать, ребёнку нужно выучить алфавит и научиться читать. Для этого существует много техник: азбука и буквари, кубики Зайцева, «Складушки» и «Теремки» Воскобовича, динамические кубики Чаплыгина. Выберите способ, который подходит вашему ребёнку.

Обучение элементам и печатным буквам — 5–7 лет

Рисуйте пальчиками

Разучивать буквы можно, рисуя их на бритвенной пене, крупе, рассыпанной на противне, запотевшем стекле, в воздухе, мелом на асфальте или пальчиковыми красками на бумаге. Буквы можно складывать из семян и лепить из пластилина. Проговаривая букву, нужно называть соответствующие ей звуки и вспоминать слова, на неё начинающиеся.

Важно связывать букву с предметом, на которую он начинается. И правильно называть имя буквы и звук, который она обозначает. Например, букву зовут «эм», а звуки — «м» или «мь».

Любовь Чулкова
нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Пишите элементы букв и цифр в альбоме для рисования

Начните с освоения элементов: вертикальных и горизонтальных палочек, кружочков, овалов и прочих. Задания можно найти в пособиях для дошкольников или придумать самостоятельно.

Нарисуйте образец элемента и попросите ребёнка повторить. Если он ошибается, объясните, почему нужно делать именно так. Для первых опытов лучше завести отдельный альбом для рисования, чтобы ребёнка не отвлекала разлиновка.

Тяжелее всего деткам даются верхний элемент малых букв «в», «б», нижний элемент букв «у», «з», «д», «ц», «щ». Научить писать малую букву «г» сверху вниз, а также крючочки букв «т» и «ш» тоже важно.

Любовь Чулкова
нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Выполняйте упражнения в прописях для дошкольников

В прописях для дошкольников вы найдёте массу полезных упражнений: «продолжи узор», «дорисуй орнамент», «дорисуй по образцу», «соедини по точкам», «дорисуй по клеточкам», «заштрихуй», «раскрась», «вспомни слово на букву» и многие другие. Благодаря ним ребёнок подготовит руку к более аккуратному письму, выучит написание печатных букв, станет лучше ориентироваться внутри клетки и на строке.

Что можно купить

  • «Готовим руку к письму», Ольга Макеева, 73 рубля →
  • «Развиваем навыки письма», Ольга Макеева, 108 рублей →
  • «Пишем печатные буквы», Ольга Макеева, 75 рублей →
  • «Прописи для дошкольников 5-6 лет», Елена Колесникова, 80 рублей →
  • «Прописи для будущих первоклашек. Рисуем по клеточкам», Олеся Жукова, Елена Лазарева, 137 рублей →

Чек-лист для тех, кто хочет научить ребёнка писать

Письмо — комплексный навык, успешное овладение которым основывается на развитой мелкой моторике, навыках зрительно-моторной координации и зрительной памяти, уверенной ориентации в пространстве. На практике это означает, что ребёнок:

  • Правильно держит ручку или карандаш.
  • Умеет копировать с доски и с листа простые узоры, геометрические фигуры, печатные буквы, написанные крупным шрифтом.
  • Быстро и безошибочно определяет направление, положение в пространстве (право-лево, верх-низ, ниже-выше, вперёд-назад).

Эффективное освоение навыка письма также немыслимо без способности к концентрации и распределению внимания. Всё это касается только «технической стороны» письма.

Параллельно идёт освоение орфографических и грамматических навыков, которые успешно ложатся на развитый фонематический слух, умение выполнять звуко-буквенный анализ слова, широкий словарный запас и грамотную устную речь ребёнка.

Мягкий карандаш вместо ручки, выделение самых красивых буковок, игры с буквами, разрешение писать или аккуратно, или быстро, или без ошибок… Игровой педагог Женя Кац рассказывает, как помочь ребёнку полюбить прописи.

Прописи — тема на все времена. Этой осенью я уже несколько раз писала про прописи — и , в своём ЖЖ. Сегодня напишу ещё — о том, почему детям прописи часто не даются.

1. Ребёнок вырисовывает буковки медленно и аккуратно, а учительница требует писать быстро

Ребёнок или нервничает, или соглашается с тем, что он «отстающий», или его перестаёт интересовать красота буковок.

Что делать? Дома разрешать ребёнку делать столько, сколько сможет. В своём темпе. Попробовать поговорить с учительницей о том, чтобы не торопила. Понятно, что скорость письма — важный для школы показатель, но иногда учителя идут навстречу ученикам, которые стараются, и родителям.

2. Ребёнка заставляют переписывать то, что он написал неаккуратно, некрасиво или с ошибками

В результате ребёнок начинает ненавидеть прописи.

Что делать? Отмечать не ошибки, а самые красивые, самые удачные буковки. И самого ребёнка спросить, какая буковка ему больше всего нравится, и показать ту, которая ближе всего к верному образу буквы. Я предлагаю самые удачные буквы обводить зелёной ручкой. Именно зелёной (не красной и не чёрной).

Смотреть на удачные образцы куда полезнее, чем пересматривать свои ошибки!

3. Ребёнка ругают за ошибки

И он начинает их бояться, и больше всего думает о том, как не ошибиться, а не о красоте букв.

Что делать? Помнить, что ошибки естественны. И вы тоже их иногда делаете. Ошибки не для того, чтобы за них ругать, а для того, чтобы их исправлять. И потом, какая именно у вас цель сейчас — написать красиво, написать без ошибок или написать быстро? Сконцентрируйтесь на главном, многозадачность оставьте для более старших классов. А сейчас тренируйте эти навыки отдельно — в разные дни. Сейчас пишем быстро, а в другой раз — медленно и аккуратно, а сейчас ищем ошибки друг у друга.

Как указывать детям на ошибки? Можно попросить ребёнка самого проверить, когда он закончит, всё ли верно. Можно показать на ошибку и сказать, что взрослые пишут это немного по-другому, смотри как. Можно вообще не обратить пока внимание на ошибку (я так и делаю).

Если дети боятся ошибок, купите им для школы стирающиеся ручки и разрешите везде, где только можно, писать ими или карандашом.

4. Ребёнка просто ругают (критикуют) — за медлительность, неаккуратность, ошибки, за то, что его не усадишь за уроки…

При таком моральном фоне ни один ребёнок не сможет делать что-то с удовольствием и лёгкостью.

Если не можете воздержаться от критики, введите правило — критика только после похвалы: «Как здорово ты всё написал! Буковки такие ровненькие! Вот только вот здесь уже за строчку вылез. В следующий раз следи, хорошо?». Скорей всего, в следующий раз ребёнок следить не будет, но вам станет легче — вы всё же указали ему на то, что, по-вашему мнению, сделано плохо. А у ребёнка не остается ощущения, что у него ничего не получается.

5. Ребёнок не понимает, что он пишет

У него ещё не сформировался образ буквы, он не чувствует пропорций этой буквы, поэтому она ему трудно даётся.

О том, как работать с образом буквы, я говорила (и показывала на фотографиях) в предыдущем своём рассказе про прописи в этом блоге. Но повторю кратко.

Если мы хотим, чтобы у ребёнка сформировался образ буквы, то полезно писать её самым разными способами:

  • рукой в воздухе;
  • губкой по стене в ванной;
  • мелом на асфальте;
  • брызгалкой по песку;
  • цветной водой по снегу;
  • кисточкой на большом листе;
  • пальцем или всей ладошкой — по глине, манке, песку или пене для бритья;
  • писать буквы крупно-крупно — на ватмане или на рулоне обоев, или крафт-бумаге;
  • пальцем на спине друг у друга (и угадывать).

Можно также лепить буквы из пластилиновых колбасок или из песочного теста (и потом есть буквенное печенье).

Также куда важнее не обводить по пунктиру чужие буквы, а пытаться самому скопировать буковку. Это даёт куда больше для формирования образа буквы.

6. Ребёнок сильно напрягает руку во время письма и очень устаёт из-за этого

Учите детей расслаблять руку. Ещё помогает писать буквы большого размера — тогда приходится писать размашисто, и рука идёт легче. Вот напишите письменную «а» на альбомном листе? А, может быть, нужно найти более удобную ручку или мягкий карандаш.

7. Ребёнку сложно писать без отрыва

Терпение! Надо снова разделить скорость письма и аккуратность. Те буквы, которые удобно писать слитно, он сам напишет вместе, если нужно писать быстро.

Будьте внимательны и бережны к детям, не сломайте в них желание учиться и интерес к письму. Ваша задача — помочь ребёнку справиться, поддержать его, научить его разбивать сложную задачу на более простые.

Если ребенок постоянно просится в туалет, ходит вялый и уставший – этому должно быть объяснение. Периодические позывы к мочеиспусканию сигнализируют о проблемах со здоровьем. Нужно максимально быстро выяснить причину, из-за которой ребенок слишком часто писает, чтобы поставить верный диагноз и начать курс терапии.

Нормы мочеиспускания

chastpis1.jpgВрачи-педиатры определили нормы мочевыделения у детей. Они зависят от их возраста и физического развития. Если ребенок полностью сформирован, не болеет, соблюдает правильный режим дня, полноценно питается, то с объемами деуринации будет все в порядке. Нужно помнить об одной закономерности: подростки и взрослые писают реже, чем новорожденные.

Общепринятые показатели частоты и объема деуринации:

  • от рождения до полугода нормальная частота мочеиспускания минимум 15 раз, максимум 25 раз в течение суток (количество одного опорожнения варьируется от 20 до 40 миллилитров урины);
  • с 6 до 12 месяцев малыши писают 14-16 раз в день по 30-45 мл;
  • когда ребенку исполняется год и до 3 лет, он должен писать до 10-12 раз за день (норма урины– 50-80 мл);
  • с трехлетнего возраста и до пяти лет ребенок «ходит по-маленькому» всего лишь 6-8 раз в сутки, объем мочи составляет от 60 до 90 миллилитров за одно мочевыделение;
  • дети от 5 до 7 лет опорожняются 5-8 раз за 24 часа (за одну деуринацию выделяется 100-150 мл мочи);
  • с 7-летнего до 9-летнего возраста ребенок писает 7-8 раз в день, объем одного выделения мочи составляет 140-180 миллилитров;
  • когда исполняется 9-11 лет, люди посещают туалет мало — от 6 до 7 раз на протяжении 24 часов (показатель мочи варьируется от 230 до 250 мл);
  • на 11-13 годах жизни считается нормальным писать 6-7 раз в сутки с количеством одного опорожнения 250-270 мл.

Если вы начали замечать, что ребенок посещает туалет 2-3 раза в час, это может свидетельствовать о серьезных проблемах со здоровьем.

Причины частого мочевыделения

Основные причины, по которым маленькие дети опорожняют мочевой пузырь чаще нормы: переохлаждение; прием мочегонных лекарственных препаратов, трав; ряд психологических причин (стрессы, нервы, тревожность, депрессия, неврологические нарушения); серьезные болезни и патологические аномальные изменения мочевого пузыря и мочевыводящих каналов.

chastpis2.jpgРодителям стоит переживать, если их малыш 3-5 дней «ходит по-маленькому» чаще, чем обычно. В таком случае нужно проследить за запахом урины, ее цветом и оттенком. Если малышу больно во время похода в туалет, он жалуется на жжение и зуд после мочеотделения, необходимо незамедлительно обратиться за медицинской помощью.

Чтобы выяснить первопричину частого опорожнения, рекомендуется сдать ряд анализов для получения полной клинической картины. Причиной воспалительного процесса внутренних органов может быть несоблюдение правил гигиены.

Если долго не менять подгузники младенцу, то его половые органы запревают и начинается активизация воспалительного процесса. Отдельное внимание должно быть уделено правилам гигиены девочек. Если будет неправильный или недостаточный уход за своим телом, бактерии из прямой кишки могут попасть на половые органы, что приведет к возникновению воспаления органов малого таза.

Болезни, вызывающие учащенное мочеиспускание

Одним из заболеваний, из-за которых страдают маленькие пациенты, являются инфекции мочеполовой системы. При этом наблюдается: небольшой объем мочи, частые ложные позывы к опорожнению, боли и рези во время отхождения урины.

Если присутствуют симптомы инфекционных заболеваний, которые сопровождаются повышением температуры тела, недержанием, болями в нижней части живота и в зоне промежности, изменение цвета урины — это свидетельствует о цистите, находящемся в острой стадии. Повышенная температура говорит о том, что организм борется с воспалительным процессом. В этом случае необходимо пройти курс лечения медикаментами, которые должен назначать только врач.

chastpis3.jpgСимптоматика сахарного диабета: ребенок пьет большое количество воды и постоянно просится в туалет, пропадает аппетит или меняются предпочтения в еде. Признаками сахарного диабета также является снижение массы тела, вялость и сонливость. Помочь вылечить недуг может врач-эндокринолог.

Гиперактивность мочевого пузыря – это патология, которая встречается у маленьких пациентов в возрасте 5-6 лет. Если после этого возраста частота опорожнения не приходит в норму, следует проконсультироваться с педиатром или психоневрологом.

Признаками энуреза является мочеиспускание, которое невозможно контролировать. Под частым мочеиспусканием может скрываться синехия у представительниц женского пола, гипоплазия, прочие патологические изменения.

Решение проблемы

По статистическим данным, проблемы с мочевыделением в детском возрасте наблюдаются в 1 из 5 семей.

Если эти проблемы не связаны со здоровьем малыша, тогда следует искать причины частого мочеиспускания в чем-то другом:

  • первое – родители должны обратить внимание на процесс хождения маленького на горшок (бывают случаи, когда дети хотят порадовать своих родителей и постоянно ходят на горшок, потому что взрослые, когда приучали младенца к нему, очень радовались успехам своего ребенка);
  • второе – стрессовые ситуации негативно влияют на самочувствие ребенка, именно из-за психологического напряжения в семье дети ночью писают в кровать;
  • третье – нельзя разрешать детям пить по 2-3 стакана жидкости перед сном.

«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе…»

Глядя в тетради своего ребенка школьника, каждая вторая мама задается вопросом «Как научить ребенка писать красиво?» И что мы вообще подразумеваем под красивым почерком, нужен ли он вообще? Нужно ли учить писать дошкольника, чтобы в школе у него сформировался красивый почерк?

pishem krasivo_02

Все чаще и чаще мы сталкиваемся с проблемой плохого почерка у детей. Тенденция такова: пишут от руки сегодня все реже. Рефераты и доклады, набранные на компьютере в школе, конспекты на печатной основе в институте, SMS-ки вместо писем в конвертах, электронные открытки вместо традиционных поздравлений на бумаге…Но! Уроки письма еще никто не отменял! Страдания первоклашек, склонивших головы над прописями, знакомы каждому родителю. Постараемся разобраться, как помочь школьникам и научить детей писать красиво, грамотно и аккуратно.

Почему ребенок испытывает сложности при обучении письму

Научить ребенка писать гораздо сложнее, чем научить его читать. Это факт! Для начала, давайте разберемся, что вызывает наибольшие затруднения при обучении письму:

  • Вынужденная поза;
  • Нагрузка на руку;
  • Нагрузка на глаза;
  • Новые требования.

Ребенку долгое время приходится сохранять одну и ту же позу (сидеть за партой, нельзя встать, повернуться), смотреть в одном направлении и при этом постоянно напрягать мозг. Ему непривычна та деятельность, которую он осваивает (письмо), он должен постоянно контролировать свои действия, которые еще не доведены до автоматизма.

Нужно ли учить ребенка писать до школы

Большинство психологов отмечают пользу раннего развития ребенка, но с одной существенной оговоркой. «В сферу раннего развития входит только то, чему ребенок может научиться играючи, без усилий. А все, что требует от него настойчивого, систематического труда, находится в исключительной компетенции школы».

Вопрос об обучении ребенка письму дома до школы щекотливый. Во-первых, далеко не каждый родитель может похвастаться собственным красивым почерком и знаниями каллиграфии. Поэтому, показать достойный пример, как нужно писать правильно и красиво, скорее всего не сможет. Во-вторых, замечено, что у детей, обучившихся в раннем возрасте письму, быстро портится почерк. Это происходит потому, что рука еще не окрепла.

Научить ребенка писать легко, сделать это можно и в четыре, и в пять лет. НО! Чтобы почерк был красивым, нужно долго и упорно отрабатывать навык, а для малышей это непосильная задача чисто в физическом плане. Как правило, выучив, как писать буквы, ребенок начинает пользоваться этим умением по собственному усмотрению. Остановить или проконтролировать этот процесс родители уже не смогут. Получится, что малыш начнет писать что попало и как попало, как ему будет удобнее и на что у него хватит сил. Почерк начнет портиться и в таком виде закрепится как навык.

Дорогие родители, не торопитесь учить ребенка писать до школы! Пусть это сделают педагоги. Поверьте, еще никто не закончил школу, не умея писать. Всему свое время!

Советы родителям

1. Обратите внимание на рабочее место ребенка. Отрегулируйте высоту стола и стула. Ребенок не должен тянуться вверх, чтобы написать строчку или, наоборот, сгибаться в три погибели из-за того, что стол находится чуть ли не на уровне коленок. Стул не должен скрипеть и шататься – это нервирует и отвлекает. Лучше, если он будет не на колесиках (или фиксируйте их, чтобы не ехали). На рабочем месте должен быть порядок: никаких отвлекающих внимание игрушек, лишних предметов. Свет должен падать слева (для правшей) и справа (для левшей). Рекомендуется включать не только настольную лампу, но и верхний свет.

2. Правильно подберите ручку. Она не должна гнуться, быть слишком толстой или наоборот тонкой для пальчиков ребенка. Постарайтесь выбрать ручку без различных рельефных выступов, кнопок, которые будут отвлекать (на кнопочку так хочется лишний раз нажать). Стержень должен быть средней толщины, чернила не должны размазываться. Лучше иметь несколько ручек, т.к. они имеют «привычку» теряться в самый неподходящий момент.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Следите, чтобы ребенок правильно держал ручку: тремя пальцами – большим, указательным и средним, не ниже, чем за 1,5–2см до носика стержня (можно чем-нибудь наметить этот уровень, чтобы ребенок не забывал). Если держать ручку слишком низко, не видно, что пишешь, сложно контролировать соединения между буквами, высоту строки и пр. В продаже появились специальные насадки, которые подходят на самую обычную стандартную ручку. Они выполнены в виде забавных зверушек и подсказывают малышам, куда ставить пальчики.

Некоторые дети сильно зажимают ручку (даже пальцы белеют) или при письме сильно надавливают на стержень. Рука быстро устает, ребенку сложно писать плавно. Объясните (и покажите), что пальцы должны быть слегка вытянуты, указательный не должен прогибаться. Не нужно сильно напрягать кисть и пальцы! Для того, чтобы потренировать мышцы, нужно почаще писать на вертикальной плоскости (мелом на доске, имитировать письмо в воздухе). Локоть должен быть расслаблен, а вот мышцы плеча нужно заставлять работать.

3. Следите, чтобы тетрадь лежала правильно: середина рабочего листа чуть правее середины груди ребенка; левый нижний угол слегка опущен, а верхний правый приподнят. При таком положении не нужно тянуться к началу или концу строки, легче соблюдать правильный наклон букв, рука свободно продвигается в нужном направлении.

4. Очень часто родители допускают много промахов из-за того, что не знают школьных требований к ведению тетрадей. Можно попросить учителя составить Памятку, где будет четко расписано, сколько клеточек/строчек отступать, как записывать число, как оформлять те или иные задания.

Какие задания предложить детям, чтобы научить их писать красиво, грамотно и разборчиво?

Хорошо помогают развить мелкую моторику и зрительно-моторную координацию следующие занятия:

  • раскрашивание рисунков с мелкими деталями;
  • обводка по точкам, штриховка, дорисовывание симметричных и недостающих элементов;
  • лепка из пластилина, глины, мастики, соленого теста;
  • плетение из бисера, нанизывание бусин на шнур;
  • вышивка;
  • работа с мелкими деталями конструктора (например, «Лего»);
  • собирание конструкций из спичек, мозаик, пазлов;
  • макраме;
  • вырезание ножницами;
  • отрывная аппликация;
  • оригами и др. виды конструирования и моделирования.

Этот список можно продолжить. Подойдет любое увлечение, где требуется выполнять точные движения пальцами. Важно, чтобы занятие доставляло радость ребенку – это гарантия того, что оно будет выполняться качественно, с желанием и продолжительное время.

Прямая дорога – не самая короткая, идите в обход

  • Не заставляйте ребенка писать больше, чем задано учителем.
  • Учитывайте физиологические особенности ребенка. Фаланги пальцев, кости запястья, окончания кончиков пальцев имеют много хрящевых соединений. Рука быстро устает, нуждается в частом отдыхе. Делайте перерывы, пальчиковую гимнастику, физкультминутки.
  • Будьте хитрее, придумывайте новые мотиваторы.
  • Не ругайте, побольше хвалите за самые, казалось бы, незначительные победы. Выберете самую красивую букву из всех написанных и похвалите за нее.
  • Используйте игры.

Играем в «директора». Нарежьте небольших бумажек или возьмите стопку стикеров. Предложите ребенку наперегонки с вами поставить свою подпись (имя, можно имя и фамилию) на каждом листочке. Сделайте акцент на том, что подпись «директора» должна быть разборчива. Важно! Использовать шариковую ручку, а не карандаш или фломастер, где не требуется такого нажима, как при письме обычной ручкой. Маленькая хитрость: не обгоняйте ребенка, дайте ему возможность потренироваться, как следует.

Письменный навык приобретается один раз и сохраняется на всю жизнь (как и навык езды на велосипеде, плавание). Естественно, за «ненадобностью» навык притупляется (например, если мы печатаем на клавиатуре, наш почерк становится хуже), но после незначительной по времени тренировке он возобновляется. Даже у взрослого человека есть шанс улучшить почерк (при желании, конечно). Покажите своему ребенку пример! Учиться писать в прописях можно вместе! Купите лишний комплект – и впред! Если добиться идеального почерка не удастся – не расстраивайтесь. Главное, чтобы он был разборчивым.

Как найти причину по которой ребенок не хочет учиться? Советы родителям.

  • Бывает, что ребенок схватывает знания на лету и учится быстрее, чем остальные дети. Значит ли это, что он наделен уникальными способностями к учебе от природы
  • Может быть, у него просто больше желания учиться, чем у других детей? Дейл Карнеги говорил, что единственный способ заставить человека сделать что-нибудь – это сделать так, чтобы он этого захотел
  • В нашем контексте, это означает, что успешность обучения зависит от мотивации, причем сложной, глубинной. Эта статья – ещё одна попытка нащупать «подводные камни», которые мешают учиться маленьким гениям
Желание учиться новому заложено в детях от рождения
Желание учиться новому заложено в детях от рождения

Почему ребенок не хочет писать буквы и слова?

Недостаточно развита мелкая моторика. Ближе всего к письму – рисование. Причем создание композиции воспринимается малышом как творчество, обучение технике рисования с помощью геометрических фигур – как учеба, а вот разукрашивание – это уже работа.

Рисование развивает мелкую моторику и воображение
Рисование развивает мелкую моторику и воображение
  • Есть множество штриховок, с разными линиями и детскими картинками. Но для развития фантазии малыша лучше рисовать на белоснежном ватмане, необычайно красивыми профессиональными акварелям в тюбиках и хорошо заточенными карандашами
Штриховка, которая помогает натренировать руку
Штриховка, которая помогает натренировать руку
  • Музыкальные инструменты тоже очень полезны для развития мелкой моторики. Если малышу нравятся музыкальные занятия, то он может даже не заметить, как натренирует пальчики, нажимая на клавиши инструмента

И игра на арфе и обучение письму - это тренировка пальчиков

И игра на арфе и обучение письму - это тренировка пальчиков
  • Есть множество интересных домашних дел, для которых нужна хорошая координация движений. Это плетение косичек, завязывание шнурков, украшение пирожных кремом, мытье посуды. Девочкам часто нравиться заниматься рукоделием и шитьем вместе с мамой. А мальчикам помогать папе, что-то ремонтировать. Закрутить маленький магнитный болтик бывает сложно даже взрослому. Иногда любимыми игрушками ребенка становятся самые неожиданные предметы, к примеру, папины инструменты или мамины пуговицы

Помощь по дому - тоже учеба

Помощь по дому - тоже учеба

Помощь по дому — тоже учеба

Что делать, если ребенок не хочет писать: советы психолога

Попробуйте поиграть с ребенком, поменявшись ролями «ученик» и «учитель». Итак, сядьте рядом со своим ребенком и попробуйте выводить буквы левой рукой. Теперь придирчивый «учитель» оценит ваш труд. Будет ли ваш ребенок хвалить вас за каракули, которые вы написали или последует справедливая критика? Такая игра поможет вам стать на место малыша, а вашим детям стать немножко взрослее.

Возможно, у вашего малыша просто нет нужной психологической модели поведения. Родители, самые любимые и важные люди для ребенка, на которых он хочет быть похож. Если родители сами не умеют заниматься кропотливым трудом, почему они требуют усидчивости и терпения от ребенка?

Возможно вы срываетесь, когда у вас что-то не получается, не доводите дело до конца? Тогда не сердитесь на детей, если они копируют ваше поведение. Если вы не хотите постоянно писать буквы вместе с ребенком, садитесь рядом и занимайтесь какой-нибудь домашней работой, которая всегда найдется. Показывайте пример, своей собранностью и сдержанностью.

Если ребенок не хочет учиться писать, показывайте ему пример
Если ребенок не хочет учиться писать, показывайте ему пример

Иногда ребенок не хочет учиться писать буквы из-за травмирующих ситуаций. К примеру, кто-то сказал, что его прописи жуткие каракули. Важно, пресекать такие негативные выпады окружающих, но если это уже случилось, ничего страшного, ребенок все забудет, и будет учиться с прежним вдохновением.

Иногда дети не хотят учиться из-за сильных негативных переживаний
Иногда дети не хотят учиться из-за сильных негативных переживаний

Почему дети не хотят читать, причины?

  • Неправильно выбрана книга для чтения. Находить литературу для малыша – целое искусство. Книга для ребенка должна быть оформлена яркими, понятными картинками, текст напечатан большим шрифтом, а сама история или сказка, которую читает малыш очень интересной
  • Родители мало читали ребенку сказок вслух. Или читали, но невыразительно. Ведь читая для малышей, нужно уметь улавливать эмоции слушателя. Попробуйте послушать профессиональные аудиозаписи, прочувствуйте паузы, повышение или понижение голоса декламатора
  • Попробуйте читать красиво и выразительно, чтобы маленький слушатель пережил всплеск эмоций. Замедлите чтение, если ребенок устал. Если вы будете эмоционально читать ребенку красивые книжки он, несомненно, и сам захочет научиться читать
Занятие для родителей: выразительно читаем вслух
Занятие для родителей: выразительно читаем вслух
  • Читать самостоятельно на первых порах детям просто слишком сложно. И они сталкиваются с тем, что им очень интересно читать, но осилить они могут только несколько абзацев или страниц. Эта проблема временная и пройдет с приобретением опыта
  • Плохое зрение. Проверяли ли вы глазки? Обычно, ребенок, который плохо видит, занимает неестественное положение с книгой, склоняется над ней слишком низко или наоборот отодвигает её далеко
Возможно, ребенок не хочет учиться читать из-за плохого зрения
Возможно, ребенок не хочет учиться читать из-за плохого зрения

Что делать, если ребенок не хочет читать, советы психолога

Главный совет – не нервничать. Если в 5-6 лет дошкольник умеет читать по слогам то, он обязательно научится быстрому чтению в первом классе.

Научить ребенка читать могут и в школе
Научить ребенка читать могут и в школе

ВИДЕО: Мнение практикующего психолога

ВИДЕО: Мнение учителя

В этом видео педагог указывает среди причин нелюбви к литературе – принуждение и неправильную организацию обсуждений после чтения.

Что сделать, чтобы ребенок захотел писать, читать и учиться?

Все упирается в конфликт между «надо» и «хочу». Есть два вида деятельности первый вид это то, что делать хочется и второй — то, что делать нужно, но не хочется. Возможно, вы и ребенок попали во вторую категорию.

Вероятно, это случилось потому, что на первых этапах обучения вы не смогли интересно, в форме игры научить ребенка писать буквы и читать. После первых неудач, скорее всего, было простое принуждение и крики наподобие: «У всех дети как дети, а ты у нас тупица!».

Ребенок не хочет учиться из-за психологического давления
Ребенок не хочет учиться из-за психологического давления

Потом, возможно, последовали наказания за непрочитанный букварь и ненаписанные слова. И сейчас у вас и ребенка уже выработался негативный рефлекс по отношению к учебе.

Выглядит это так: вы заставляете ребенка писать, он, зная, что вы будете на него кричать и наказывать, отказывается это делать. В итоге вы опять кричите и наказываете.

Есть ли выход из такого замкнутого круга? Он есть. И заключается в том, чтобы ребенок получал от учебы удовольствие вместо негативных эмоций. Заменить наказания поощрениями – задача родителей.

Если малыш не хочет учиться, его всё равно нужно хвалить
Если малыш не хочет учиться, его всё равно нужно хвалить

Почему ребенок не хочет учиться в школе?

Попробуйте узнать ответ на этот вопрос у него самого.

  • Если ребенок говорит, что он самый глупый в классе, то нужно срочно снимать с него ярлык «двоечника». Срочно, потому в раннем возрасте это легче сделать и меньше знаний пройдет мимо него
  • Проведите сразу две рекламные компании: одну направленную на то, чтобы привлечь внимание учителя к вашему чаду, вторую для того, чтобы поднять приоритет учебы в глазах вашего ребенка
  • Сходите, к примеру, в университет, огромную и красивую библиотеку или беседуйте с приятными и образованными людьми, но ни в коем случае не читайте мораль
Сидеть на задней парте не так уж весело
Сидеть на задней парте не так уж весело

Если ребенок говорит, что не понимает, о чем говорит учитель, просто объясните ему, что он имеет полное право занимать время преподавателя и требовать дополнительных пояснений

Возможно, ребенок не хочет учиться потому, что не понимает учителя?
Возможно, ребенок не хочет учиться потому, что не понимает учителя?

Если ребенок опустил руки из-за плохих отметок и в журнал уже поставлена двойка, ребенок будет думать о том, что она повлияет на оценку за четверть и табель испорчен. Постарайтесь научить малыша не сдаваться, это одно из лучших качеств, которое обязательно пригодится каждому.

Ребенок не хочет учиться потому, что не видит в этом смысла
Ребенок не хочет учиться потому, что не видит в этом смысла

Почему ребенок не хочет учиться новому?

Возможно, он просто устал от переизбытка информации. Такое состояние отчетливо видно у маленьких «почемучек», которые бесконечно задают вопросы по нескольку часов к ряду, а потом внезапно замолкают.

Им просто нужно время, чтобы «переварить» услышанные ответы. Причина нежелания познавать мир может быть и более серьезной: эмоциональный шок или неблагоприятная психологическая атмосфера в кругу общения.

Чтобы усвоить информацию нужно время
Чтобы усвоить информацию нужно время

Как приучить ребенка учиться самостоятельно?

Для этого достаточно, чтобы у ребенка была достаточная мотивация к учебе и много амбиций. Придать уверенности в себе малышу можно похвалой и одобрением. Но также нужна и конструктивная справедливая критика. Любовь к знаниям может передаваться от родителей к детям на генетическом уровне.

Мальчик читает сам
Мальчик читает сам

Что делать, если ребенок не хочет учиться: советы психолога

  • Некоторые дети схватывают знания на лету, некоторые с небольшими трудностями, но есть и те, которые упорно не хотят ни писать, ни читать. Они вовсе не глупые, они вовсе не отстают в развитии, им просто не хочется это делать
  • Так что же делать родителям? Заставлять заниматься, ругать, ставить детей в угол или найти в интернете чудодейственные советы, прочитав которые все моментально наладится
  • Вам родители крупно повезло, потому что прямо сейчас взмахнула волшебная палочка и по полочкам разложились все самые сложные и нерешенные проблемы. Вы в это верите? Наверное, нет, а зря потому, что с веры в успех начинается любое начинание
Любовь к учебе передается детям от родителей
Любовь к учебе передается детям от родителей

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *