Как научиться летать?

Вытяни перед собой руки и постарайся развести их в стороны, но так, чтобы они стали расходиться в стороны с равномерным мышечным усилием, как бы сами по себе, автоматически.

При этом ты почувствуешь, что как будто гора с плеч свалилась.

Может быть, сразу, а может быть, и через несколько десятков секунд начнет появляться состояние внутренней легкости, при котором руки начнут расходится в стороны еще легче и быстрее. Они двигаются уже как бы и по твоей воле как бы помимо воли. Как будто в невесомости, как будто им помогает какая-то сила. Это сила гармонии, возникшей между сознанием и организмом. В первый раз эта сила может показаться тебе и некой особой или чужой силой. Так воспринимается мгновение неожиданной свободы…

Когда руки начинают расходиться в стороны, твоя нервная система начинает успокаиваться, и ты чувствуешь, что начинаешь расслабляться и твое тело, возможно, начинает покачиваться. Это хорошо. Пусть руки расходятся, а тело — покачивается. Такими мерными приятными покачиваниями тебя успокаивала мама, когда ты был совсем маленьким.

Мысли твои при этом начинают течь ровно и свободно, как во время прогулки в автомобиле. Думая о самых различных вещах на волне этого гармонизирующего ритма, ты обучаешься таким способом решать стрессовые проблемы на «спокойном уме». После двух-трех таких упражнений ты научишься снимать у себя стресс без помощи» Ключа.

Но если ты не нашел легкости в этом движении и руки твои остались неподвижными, значит этот прием тебе не подошел, и поэтому ты «примеришь» для себя другой прием, который ты узнаешь позже из Комплекса «Звезда саморегуляции». Для этого, например, ты намеренно разведешь свои руки в стороны обычным механическим движением и попробуешь их двигать друг к другу с равномерным усилием.

Если и этот прием не получился, значит, ты сильно «зажат» и тебе следует сделать несколько обычных физических упражнении и затем основа повторить эти приемы.

Так, сочетая обычные физические упражнения с приемами Ключа, используя их время от времени среди физических упражнений как индикатор и стимулятор расслабления («точка опоры»), ты обучаешься раскрепощению.

А теперь, после этих первых двух приемов (независимо от результата) опусти руки и мысленно настройся на то, чтобы одна из рук поднялась.

Пророк сказал, что при молитве нельзя думать о постороннем. Теперь есть доступный способ научиться исполнять завет Пророка. Я пригласил рабочего встать и закрыть глаза, расслабить мускулы тела. Когда он расслабился, тело его стало покачиваться, и он вдруг сразу насторожился. Я попросил его найти приятный ритм этого покачивания, чтобы эта работа была бы не в усталость, а в удовольствие. И сказал ему, что при этом никто не падает, и что это могут делать даже дети. Через минуту лицо его расслабилось, открылось равномерное дыхание.

— А теперь после этого упражнения сядь и просто минутку молча посиди, — попросил его я.

Он сел и через несколько секунд губы его расползлись в изумленной улыбке: во всем теле, говорит, легкость какая-то стала, а голова, говорит, как пустая стала, без всяких мыслей, и как будто выспался.

— Если ты так сделаешь несколько раз, к примеру, по пять минут через день, у тебя появится опыт снимать напряжение и выбрасывать ненужные проблемы из головы без помощи этих упражнений, вот и пользуйся этим для сосредоточения ума и сердца, да услышит Аллах твою молитву! С помощью метода можно не только снимать стресс и лучше молиться, но и излечиваться от болезней. Но эта работа, как и решение сложных индивидуальных проблем у спортсмена, балерины, школьника, — под контролем у специалиста.

Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Мир!»

Ключ связан с приемами покачивания тела (и потому что это работает, он быстро распространяется), но это вовсе не означает, что Ключ создан для того, чтобы раскачать мир. Наоборот, пройдя школу сознательного выполнения того, что ты обычно делаешь в помощь себе бессознательно, ты и становишься в жизни устойчивым.

И перестаешь качаться. Точка опоры — точка развития: жизнь с чувством неуверенности в себе и жизнь с чувством «полета» — это две различные судьбы.

Если тебе не удалось «взлететь» сразу, не огорчайся, тебя ждут открытия, и ты научишься делать то, что раньше тебе было недоступно.

Метод Ключа основан на способности мозга расслабляться при получении результата и напрягаться при его поиске. Машина мозга устроена так, что если нет, результата вслед за усилием, энергия не открывается, а перераспределяется на перепроверку правильности действий (закон сохранения энергии).

Этот механизм обратной связи между усилием и результатом служит «компасом» нашего развития и основой чувства уверенности или неуверенности в себе.

При получении результата в крови вырабатывается эндорфин — вещество, снимающее напряжение и создающее положительные эмоции.

Поэтому люди, способные искать результаты и не зацикливаться на неудаче, осуществляют этим самым принцип накопления положительных эмоций: они более здоровы и продуктивны в творчестве.

Этот принцип срабатывает и в случае, когда мы не ждем немедленного результата и избегаем этим самым разочарования и депрессии при его возможном отсутствии.

В религиях этот принцип проповедуется как доктрина «бескорыстного служения». Например, индийская Карма-йога (йога действия) учит выходить из-под власти обстоятельств именно через деяние положительных поступков без ожидания благодарности.

Полезный совет! Не жди немедленного результата! Человек часто теряется и расстраиваётся именно потому, что после усилия мозг ждет результата, а если его нет, человек теряет уверенность в себе: «Не получается!»

Это и есть принцип мозговой фрустрации. Поэтому важно научиться позитивному мышлению: способности искать, как решить проблему, и не зацикливаться на неудаче!

Как развить в себе позитивное мышление? И как открыть этот принцип школьнику, не готовому еще к пониманию великомудрых истин?

Открыть этот мудрый опыт жизни помогают приемы саморегуляции.

Потому что, если, например, в течение, нескольких минут совершать только те усилия, которые сразу дают ожидаемые результаты, то это приводит к закономерному отключению мозгового напряжения и включению особого состояния внутренней свободы;

«Такими результативными действиями являются приемы Ключа. Даже сам поиск Ключа производится по этому принципу «Ищи то, что получается, и отбрасывай то, что не получается».

«Получается» то, что выполняется с минимальным усилием, автоматически (например, рука по желанию поднимается, «всплывает» без обычных мускульных усилий).

При этом Правиле образуется исключительно индивидуальная последовательность действий, приводящая к интенсивному накоплению положительных результатов (потому что их отсутствие игнорируются), что и вызывает включение состояния раскрепощения с повышением уверенности в себе вплоть до эйфории — чувства окрыления.

Вместо внешнего руководителя (гуру) при подборе Ключа, таким образом, используется Самоконтроль.

Этот универсальный Принцип работает и в самой жизни: люди инстинктивно ищут свое место в жизни именно путем перебора возможностей, отбрасывая то, что им затруднительно.

Суть любой тренировки состоит в повторении действия до тех пор, пока это действие не будет выполняться с минимальным усилием, автоматически. Например, каждый день ты выполняешь комплекс физических упражнений, и с каждым днем такой тренировки эта работа требует все меньше и меньше усилий.

Но можно принципиально сократить число повторений, если повысить способность мозга к автоматизации деятельности.

Эта универсальная тренировка мозга осуществляется путем совершения пробной работы по критерию минимального усилия. Например, ты пробуешь поднять руку без мускульных усилий, как бы автоматически, как будто ты уже это делал тысячи раз.

В первый раз для выполнения такой работы тебе приходится фиксировать на этом внимание.

Внимание фиксируется легче, если оно сопровождается возникновением ожидаемых результатов.

Фиксация внимания и связанное с этим расслабление нарушается, если ожидаемого результата нет, и тогда происходит сбой установки (фрустрация), при этом напряжение растет в поиске нового решения.

В этом поиске ты можешь помочь себе движением руки не вверх, а в сторону, или поискать другое движение, которые будут представлены ниже в Комплексе «Звезда саморегуляции».

С каждым следующим повторением процедура раскрепощения сокращается и становится навыком.

Такой пробной работой может быть, например, и покачивание тела, и движение рукой, и движение головой, и повторение молитвы.

Если, например, попросить человека встать и просто покачиваться телом, в течение, к примеру, 10 минут, даже не объясняя никаких теорий, то в рамках этой заданной монотонной повторяемой работы он закономерно переживает все стадии адаптации и выработки навыков:

1. Напряжение новизны.

2. Поиск оптимальной деятельности — работать как удобнее.

3. Расслабление.

4. Если ранее был дефицит сна — сонливость.

5. Если исходно был душевный кризис — катарсис.

6. Если подвержен трансовости — трансовое состояние.

В общем, он приходит к состоянию, когда работа уже выполняется с минимальными усилиями, «на автомате», это наблюдается как автоколебания тела.

При этом налицо все признаки постепенно нарастающего благополучия: мышцы лица расслабляются, возникает отрешенный взгляд, веки могут слипаться, дыхание открывается (становится природно-естественным), в этом состоянии он и начинает напоминать человека в медитации.

В следующий раз эта работа идет легче, уже выработались навыки, и поэтому трансовость уменьшается.

Так люди избавляются от гипнабельности, тренируется трансконтроль, тренируется способность управлять собой с меньшими усилиями, и жить и работать с меньшим напряжением.

Гипноз, например, был основан на том, что пациенту навязчиво внушали какую-либо реакцию. В настоящее время эта манипуляция усовершенствовалась: внушают какую-то реакцию, и если она не идет, внушают другую, и таким образом, быстро перебирая внушения ищут путь контакта с текущим состоянием организма.

Можно обрести власть над собой, если использовать то же правило: искать в себе то или иное желаемое ощущение, состояние, движение, пока не найдешь то, что легко получается. И развивая полученное, приходишь к новому качественному состоянию, когда начинает получаться и все то, что ты себе желаешь.

На этом принципе и основан поиск Ключа.

Быстро перебирая различные приемы, как бы примеряя их к себе, мы находим тот прием, который дает ожидаемый эффект: возможность его осуществления (повторения) без усилия. Этот синергетический принцип обучения позволяет быстро научиться делать любую работу с меньшими затратами энергии.

В кончиках пальцев — нить с грузиком. Если задумать, что он ходит по кругу, грузик начинает двигаться по кругу, повторяя образ мысли (как и у молящегося начинает покачиваться тело в ритме молитвы). С помощью этого грузика проверяли раньше на внушаемость. Но, оказывается, если оставить испытуемого в таком положении подольше, то он погружается в транс. Этот простейший способ связи между умом и телом можно осуществить и без этого «маятника». Для этого, например, достаточно вытянуть руки и представить, что они расходятся в стороны. Эта работа, выполняемая с минимальным мускульным усилием, называется идеомоторным движением.

Принцип минимального усилия — это принцип оптимальности, это универсальный принцип.

Потому что природа совершенствуется в сторону наименьших затрат. Какое, например, производство называется оптимальным?

Это такое производство, в котором при малых затратах достигаются высокие результаты. И поэтому, когда ты учишься путем поиска Ключа делать работу с минимальными усилиями, ты этим самым оптимизируешь свое внутреннее производство, настраиваешь его на гармонию. Владея этими навыками, ты сможешь делать любую работу с большей эффективностью.

Этот критерий прост, как воздух. И поэтому его не замечали. А в физике он давно известен как принцип наименьшего действия. С открытием этого критерия в науке о человеке упрощается решение множества проблем, связанных со стрессом, обучением, лечением и омоложением. Он позволяет самообновляться. Потому что тренируясь делать работу без усилия, мы и открываем в организме способность тратить меньше энергии.

Это тайна гармонии, которая раскрывается этим методом.

Потому что легкость — это и есть один из критериев гармонии. С чувством легкости лучше спит и работает человек, и только поиском легкости стимулируется здоровье организма и свобода сознания.

А у больного человека даже походка тяжелая.

Когда мы попробуем сознательно сделать движение с той легкостью, как если бы это движение было уже отработанным, автоматическим, например, попробуем поднять руку без мускульных усилий, то для этого нам придется на этом сосредоточиться, и тогда рука, может быть, начнет всплывать автоматически. При этом снижается напряжение и возникает чувство облегчения, даже, может быть, и чувство полета, нирваны.

Это явление «освобождения сознания» — закономерная реакция мозга при сбрасывании механической исполнительской работы «на автомат».

В этом механизме мозга и заключалась тайна нирваны — достижения момента свободного сознания.

Но в мире эта тайна еще не была до сих пор раскрыта, и поэтому приходилось в этих целях совершать целые ритуалы, превращаться в адепта религии.

А Истина, как говорится, проста: тренируясь, находить легкость автоматизма в пробной работе (на примере приемов Ключа), можно научить свой мозг быстрее автоматизировать уже и любую другую работу, и поэтому — меньше уставать.

Подбор Ключа — это стимуляция поисковой (творческой) активности мозга, а применение найденного Ключа — снижение напряжения и автоматическая стимуляция саморегуляции организма.

Опыт саморегуляции повышает эффективность любого обучения, тренировки, лечения и открывает в организме способность тратить меньше энергии и быстрее восстанавливать силы.

Поэтому этот метод, основанный на закономерностях работы мозга и их основе — законе сохранения энергии, позволяет организму функционировать «в соответствии с природой» и является основой развития жизненных сил.

Привет! Сегодня я расскажу о том, как можно прийти в небо, что нужно для этого сделать, сколько оно все стоит. Также поделюсь своим опытом обучения на частного пилота в Великобритании и развею некоторые мифы, связанные с авиацией. Под катом много текста и фоточек 🙂

Первый полет

Для начала давайте разберемся, как оказаться за штурвалом. Хоть я и учусь в Лондоне, но стараюсь летать в каждой стране, которую посещаю. Во всех странах это делается примерно одним и тем же образом.


Сан-Франциско с высоты 3000 футов, закат

Перво-наперво нужно найти ближайший к нам аэродром. Для России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет смысл открыть maps.aopa.ru и глянуть аэродромы там. В Европе/США аэропорты можно просто нагуглить. Нам нужны небольшие (Хитроу не подойдет!) аэродромы как можно ближе к городу. Если поиск ничего не дает, можно установить пробную версию ForeFlight / Garmin Pilot / SkyDemon и посмотреть аэродромы на карте. В конце концов, можно спросить мнение у знакомых пилотов (если таковые имеются) или поискать авиационные чатики в Telegram.

Вот список известных мне аэродромов для некоторых городов:

  • Москва
    • Аэроград Можайский
    • Аэродром Ватулино
  • Санкт-Петербург
    • Аэродром Гостилицы
  • Киев
    • Аэродром Чайка
    • Аэродром Бородянка
    • Аэродром Гоголев
  • Лондон
    • Elstree Aerodrome
    • Biggin Hill Airport
    • Stapleford Aerodrome
    • Rochester Airport
  • Париж
    • Saint-Cyr Aerodrome
  • Канны, Ницца
    • Aéroport Cannes Mandelieu
  • Рим
    • Rome Urbe Airport
  • Нью-Йорк
    • Republic Airport
  • Сан-Франциско, Окленд, Долина
    • Hayward Executive Airport

После того, как мы нашли аэродром, нам нужно поискать на его сайте информацию о летных школах. В принципе, можно сразу и летную школу начать гуглить. Если не удалось найти летную школу — ищите какие-нибудь «полеты на самолетах в СПб”. Наша задача сейчас — найти кого-то, готового показать нам мир авиации.

Теперь осталось лишь связаться с тем, кого мы нашли. Звоним, просим возможность покататься на самолете за штурвалом (на английском это trial или gift flight), бронируем удобный для нас день и все. Больше ничего делать не надо.

От реального полета на реальном самолете вас отделяет всего один звонок. Вопреки распространенным мифам и стереотипам, вам не нужно проходить для этого ВЛЭК (летную медкомиссию) или сдавать экзамены по теории. Работает, даже когда вы просто турист. Даже если вы вообще не имеете представления, как управлять самолетом.

Стоить такое удовольствие будет примерно $220 за час. В эту цифру включены: стоимость топлива, взнос на обслуживание самолета по расписанию, зарплата вашего инструктора, а также плата за взлет и посадку аэродрому. Стоимость может немного варьироваться в зависимости от страны (в Англии чуть дороже, в России чуть дешевле). Да, это не самое дешевое удовольствие, но в то же самое время и не космически дорогое. Для аренды частного самолета вовсе необязательно быть миллионером. А еще вам обычно разрешают взять с собой пассажиров, и они тоже могут разделить с вами стоимость полета.

Подчеркну отдельно: прийти в небо очень просто, от вас нужен лишь один звонок. И оно того стоит. Никакие слова, фото или видео не передадут ощущений, открывающихся во время полета. У каждого человека они свои. Это чувство свободы, вдохновения и новых горизонтов. Держать собственную жизнь в своих же руках поначалу немного страшновато, даже с инструктором рядом. Однако уже после первого полета приходит осознание того, что надо еще постараться, чтобы начать рисковать. Летать не сложнее, чем водить машину, просто безопасный полет требует достаточно большого количества знаний. За безопасностью и следит инструктор.

Будьте готовы к тому, что вам не дадут сделать взлет и посадку во время вашего первого полета. Обычно аэродромы для частной авиации не сильно большие и имеют ряд локальных особенностей (деревья у торца полосы, короткая полоса, грунтовая полоса, «горбатая” полоса). Исключений для любителей полетать в симуляторе и пилотов практически никогда не делается. Впрочем, количество новой информации и так будет переваливать через край, так что скучать не придется 🙂


Любопытный водоем около Рима

Лицензии пилота

Ок, предположим, полет вам зашел и вы хотите теперь иметь свою лицензию. Сложно ли провернуть такое? Ответ зависит от того, какую именно лицензию вы хотите. Есть три основных вида лицензий.

PPL (Private Pilot License, лицензия частного пилота)

Возможности:

  • Некоммерческие полеты на самолетах. Иными словами — вы не имеете права на этом зарабатывать
  • Однако в некоторых странах вы можете разделить стоимость топлива с пассажирами (да-да, вы можете брать на борт пассажиров)
  • Летать можно на огромном спектре самолетов, начиная от поршневых и заканчивая некоторыми реактивными
  • Нельзя летать на самолетах, которые сертифицированы под коммерческую лицензию (например, Boeing или Airbus)
  • Можно арендовать самолеты в куче летных клубов или же купить свой (и это намного дешевле, чем кажется)
  • Лицензия действует по всему миру, единственное ограничение — вы можете летать только на самолетах, зарегистрированных в стране, выдавшей вам лицензию (в Америке можно летать с русской лицензией на русском самолете)
  • Можно прийти с иностранной лицензией в Россию и практически без обучения получить российскую лицензию (тем самым разблокировав все российские воздушные суда). Называется такой процесс валидацией
  • Можно пересекать международные границы

Требования:

  • Медицинская справка о годности к полетам. Достаточно лояльные требования, в том числе по зрению
  • Пройденный курс теории, самый простой. Подробнее чуть ниже
  • Наличие небольшого количества налета (42 часа в России / 45 в Европе / 40 в Штатах)
  • Сданный экзамен по практике


Лахта-Центр, Санкт-Петербург

Коммерческие лицензии спрятаны под спойлер

CPL (Commercial Pilot Licence, лицензия коммерческого пилота)

Возможности:

  • Все то же самое, что и для PPL
  • Работа в авиакомпаниях или бизнес-авиации
  • Полеты на пассажирских лайнерах

Требования:

  • Наличие PPL
  • Около 200 часов налета по PPL
  • Более строгая медицинская проверка
  • Более строгие экзамены

ATPL (Airline Transport Pilot License, свидетельство линейного пилота)

Возможности:

  • Все то же самое, что и в CPL
  • Возможность работы командиром воздушного судна на авиалайнерах

Требования:

  • Наличие CPL
  • Наличие около 1500 часов налета по CPL
  • Обычно выдвигаются на эту лицензию авиакомпанией

Как вы видите, каждый следующий уровень лицензии требует наличия предыдущего. Это значит, что, получив лицензию частного пилота, вы разблокируете для себя возможность получить лицензию коммерческого, а в потенциальной перспективе — перейти на работу в авиакомпанию (в России не работает, хотят еще диплом училища).

Помимо лицензий, стоит упомянуть о так называемых рейтингах, открывающих дополнительные возможности для каждого вида лицензий:

  • Night Rating — полеты ночью
  • Instrument Rating — полеты в инструментальных условиях (например, в тумане). Также дает возможность летать по воздушным трассам
  • Multi-Engine Rating — полеты на самолетах с двумя и более двигателями
  • Type Rating — полеты на конкретной модели самолета. Обычно это сложные самолеты, вроде Airbus или Boeing
  • И еще куча других, на ваш вкус и фантазию

Здесь и далее мы будем рассматривать особенности обучения на PPL — за неимением у автора всего остального 🙂


Заход на посадку в Лондоне

Перед обучением

За границей существует множество организаций, стандартизирующих лицензии, но особо выделить пока стоит две:

  • FAA (Federal Aviation Administration) — лицензии для США
  • EASA (European Union Aviation Safety Agency) — лицензии для всей Европы (то есть вы сможете летать на французском самолете с итальянской лицензией пилота)

Для получения FAA лицензии обычно летят во Флориду. Там хорошие погодные условия и большой выбор школ, но цены не из самых дешевых. Как вариант, можно выучиться в центральной части Штатов (например, в Техасе), где цены будут немного меньше.

EASA получают в Испании, Чехии или странах Прибалтики. У них неплохой баланс между погодой и стоимостью обучения. После завершения обучения обе лицензии можно легко валидировать в России.

Разумеется, никто не мешает вам учиться летать и в России. Однако, стоит заметить, что в России были ситуации, когда летные школы закрывали, а лицензии у их выпускников отзывали. Хорошо выбранная летная школа во многом защищает вас от подобных ситуаций, но гарантий дать не может никто.

В хороших школах очень много внимания уделяется безопасности полетов, психологии и развитию правильного командирского характера. Вас научат дотошно проверять чеклисты, очень внимательно анализировать погоду, во всех ситуациях избегать абсолютно любых рисков и правильно принимать решения. Статистика по происшествиям показывает, что это действительно работает.

Уделите также внимание формату обучения. Некоторые летные школы предлагают сразу оплатить все необходимые часы налетов, некоторые — покупать порционно пакеты по 10 часов, некоторые просто предлагают отдельно оплачивать каждый час полета. Выберите формат обучения, удобный для вас. Если, например, вы постоянно проживаете неподалеку, самым удобным форматом будет почасовая оплата. Имейте в виду, что нет требования, диктующего проходить обучение в оговоренный срок — вы можете летать хоть по часу в месяц, пока не наберете необходимое количество часов.

Теория иногда преподается на месте, иногда дается на заочное обучение по книгам. В Штатах могут предложить также обучающие видео.

Осмотрите внимательно состояние самолетов, обратите внимание на то, насколько хорошо инструктор вас «натаскивает” на процедуры во время пробного урока. Хороший инструктор должен учить вас читать чеклисты вдумчиво и не просить вас пропускать их, особенно когда времени достаточно.

Наконец, имеет смысл пройти медицинскую проверку до начала обучения. Европейская справка дается очень лояльно, от вас не требуется практически ничего. Российский ВЛЭК, которым все так любят пугать, для частных пилотов тоже весьма сильно упрощен. Тем не менее, риск не пройти есть, и узнать об этом лучше до того, как вы начнете тратить деньги на обучение. В России же это вообще законодательное требование.


Манхэттен, Нью-Йорк

Теория

Отсюда и далее я буду рассказывать уже непосредственно об обучении на лицензию EASA. В других странах детали будут отличаться.

Теория не так страшна, как ее малюют. Вам нужно будет прочесть несколько книг и подготовиться к 9 теоретическим экзаменам.

  • Air Law — воздушное право. Узнаете о видах воздушных пространств, правилах полетов, пересечении границ, требованиях к самолетам и пилотам.
  • Operation Procedures — расскажут про некоторые процедуры, вроде тушения пожара в полете, посадках на мокрые полосы, работе со сдвигами ветра и турбулетным следом от других самолетов.
  • Human Performance and Limitations. Оптические, слуховые и пространственные иллюзии, влияние сна на полеты, авиационная психология, принятие решений, оказание первой помощи.
  • Navigation — навигация в небе. Штурманский расчет, учет ветра, правильное распознавание ориентиров, исправление ошибок при навигации, расчет топлива, основы радионавигации.
  • Communication. Общение с диспетчерами, процедуры полетов в воздушных пространствах разных классов, подача сигналов срочности и бедствия, пересечение воздушных пространств и милитаризованных зон.
  • Meteorology. Как образуются облака и ветер, в какие облака нельзя влетать, какие опасности ждут на границах погодных фронтов, как читать авиационные сводки погоды (METAR и TAF).
  • Principles of Flight. Откуда берется подъемная сила, как работает киль и стабилизатор, как самолет контролируется по трем осям, почему происходит сваливание.
  • Aircraft General Knowledge. Как устроен сам самолет, его системы, как работает двигатель и все приборы.
  • Flight Performance and Planning. Расчет балансировки самолета, его загрузки, требуемой для пробега длины

Да, список выглядит внушительно, но вопросы на экзаменах достаточно простые. Некоторые просто банально заучивают ответы. Однако делать так я бы не посоветовал — каждый из этих предметов необходим и может спасти вам жизнь.


Полеты в Подмосковье, окрестности Ватулино

Практика

Практика часто начинается параллельно с теорией, а иногда и до.
Вы начнете с базовых вещей — влияния управляющих поверхностей и тяги двигателя на поведение самолета. Затем вас научат рулить на земле и поддерживать горизонтальный и прямолинейный полет в воздухе. После этого вам предстоит освоить правильные техники набора высоты и снижения. На следующем уроке вам покажут, как правильно делать повороты, в том числе и в наборе или снижении.

Потом начнется немного экстрим. Вы начнете выполнять медленные полеты, при звучащей сигнализации сваливания, затем само сваливание и, возможно, — штопор (да-да, практически все учебные самолеты в такое умеют). Тут же вас могут научить выполнению поворотов с большим креном и выводу самолета из спирали — еще одной весьма коварной штуки. Как вы понимаете, это необходимо для выработки умения избегать подобных ситуаций, а в случаях самих ситуаций — безопасно выходить из них.

Затем, наконец-то, начнутся так называемые конвейеры на аэродроме. Вы будете летать прямоугольную схему вокруг аэродрома, попутно обучаясь взлету и таки да, посадке. После того, как вы научитесь уверенно сажать самолет, в том числе при боковом ветре, без двигателя и закрылок, вам доверят святая святых любого курсанта — первый самостоятельный вылет. Будет страшно, даже если вы чувствуете себя как птица в воздухе.

С этого момента вам будут давать больше возможностей летать самостоятельно. Небо не прощает неисправленных ошибок, и вам предстоит осознать это одному, без направляющего вас инструктора. Вы будете учиться самому важному навыку командира — навыку принятия решений. Разумеется, за вами при этом будут очень внимательно следить с земли (и в случае чего обязательно помогут).

Затем начнутся полеты по маршруту. Вы начнете летать на другие аэродромы, выбираться из ситуаций, когда потерялись, планировать изменения маршрута прямо в воздухе, пытаться перехватывать радиалы от радиомаяков. Вам предстоит слетать до определенной точки и повернуть назад, далее слетать на другой аэродром и под конец, возможно, слетать в большой контролируемый международный аэропорт. И все это вначале с инструктором, потом самостоятельно.

Потом вас начнут готовить к экзамену. Для начала вам придется сделать большой и сложный полет по маршруту, с несколькими остановками в аэропортах. Самостоятельно. Называется такое cross country solo. Затем вы повторите некоторые упражнения из самого начала, чтобы удостовериться, что вы сможете сдать экзамен.

Ну и сам экзамен. Состоит из нескольких секций, занимает несколько часов. Его задача — убедиться, что вы умеете летать не идеально, но безопасно.

В Европе вам еще нужно будет сдать практический экзамен по радиообмену и, возможно, отдельный экзамен на знание английского языка. Последний не будет представлять особой проблемы после чтения книг и практического радиообмена, которому вы научитесь в полетах 🙂


Полеты на закате восхитительны, но без солнцезащитных очков в них делать нечего

Вдохновение

Авиация это не просто полеты. Это возможность осознать намного большее, чем нам доступно. Это возможность научиться быть ответственным, правильно относиться к ошибкам, слушать других людей и вдохновлять их. Это возможность научиться правильным решениям, правильному управлению командой, правильной оценке собственных ресурсов, управлению рисками и оценке безопасности. Это возможность быть где угодно и увидеть привычные нам города совсем с других ракурсов.

Это возможность познакомиться с одним из самых любопытных сообществ, где практически всегда ребята стараются помогать друг другу. Возможность встретить множество интересных людей и завести новых друзей практически в каждом уголке мира.

Повторюсь еще раз, что ни один текст, видео или фото не передаст ощущений и от минуты полета. Вам нужно прийти и попробовать все самим. И это вовсе не так сложно. Приходите в небо, пробуйте себя в нем! Вот вам немного для вдохновения:

  • Мой канал в Telegram, где я регулярно рассказываю о своих полетах
  • Небесные истории Дениса Оканя
  • Канал Записки Пилота на YouTube
  • Канал kudri.fm на YouTube
  • Канал Mentour Pilot на YouTube (на английском)

Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность всем тем людям, которые поревьюили статью перед публикацией.

Встречного вам на взлете, и, может быть, еще услышим друг друга на частоте!

Летная школа

© Луховицкое ИА, Александр Дрожжин

«Обучение на частного пилота, который летает для себя, а не занимается коммерцией, похоже на обычную автошколу», — говорит пилот малой авиации Артем Никитушкин.

Чтобы получить права пилота, нужно поступить в авиационно-учебный центр (АУЦ) – таких в московском регионе достаточно. Обучение состоит из теории и практики: теоретическая часть длится около 160 часов плюс обязательные 42 часа налета.

При этом теорию нельзя выучить самому, а потом прийти и сдать экзамены – нужно посещать занятия на протяжении примерно трех месяцев. Что касается практики, то 32 часа вам придется летать с инструктором и еще 10 – самостоятельно, уточняет Артем.

«Я не встречал человека, которому бы хватило 42 часов – дополнительные часы налета наверняка брать придется», — делится он.

И тут есть нюансы – к примеру, удачно, если ваша летная практика пришлась на конец весны – начало лета, когда погода хорошая. А вот учиться летать поздней осенью и зимой куда сложнее: за последние три месяца было всего несколько хороших дней для полетов, отмечает пилот.

Если будут большие перерывы между полетами – навыки ослабнут, их придется закреплять по новой. Причин для перерывов может быть много – это и финансовый вопрос, и семейные дела, и отпуска, добавляет собеседник агентства.

«Я бы рассчитывал минимум на полгода: за это время придется потратить около 500 тысяч. Но это все же быстрее, чем получать полноценное летное образование в профильном училище или институте, как это делают люди, собирающиеся идти в профессиональные пилоты», — отмечает Артем.

Бортпроводники о странных просьбах пассажиров и о том, как не уснуть в полете>>

Медкомиссия

В конце обучения в АУЦ, прежде чем получить допуск к экзаменам, будущим пилотам предстоит пройти и медкомиссию.

«На летных медкомиссиях есть несколько категорий: третья – для пилотов-любителей, требования по ней самые мягкие, хотя и жестче, чем в других странах – к примеру, в США. Но пытаться мухлевать бесполезно – все очень строго», — предупреждает Артем.

По его словам, чтобы управлять собственным самолетом, необходимо иметь хорошие зрение, слух, анализы крови и мочи, данные флюорографии грудной клетки, ЭКГ, положительное заключение терапевта. Но в целом, если человек не глухой и очки у него не в сантиметр толщиной, проблем быть не должно, делится пилот.
Летная медсправка действует два года, раз в год пилоту нужно проходить упрощенную версию медосмотра.

Один день с экипажем самолета: почему поет пилот, и что в сумке у стюардессы>>

Экзамены

Экзамены на получение лицензии пилота-любителя сдаются в подразделениях Росавиации: они состоят из теоретической части и практического полета с экзаменатором.
В случае успешной сдачи ученик АУЦ получает лицензию и право на управление самолетом. Продлевать ее нужно раз в год. У лицензии есть подкатегории: в них указано, каким именно самолетом может управлять пилот-любитель – с одним мотором, двумя и т. д., уточняет Артем.

Лицензия пилота-любителя также позволяет брать на борт пассажиров – главное, чтобы это не были коммерческие перевозки; для них существуют отдельные требования.

Мифы и факты о работе бортпроводника: драки на борту и романы в небе>>

Как выбрать самолет

© Фото, .com

«После получения лицензии я бы не советовал сразу покупать самолет: это сложная техника, в которой нужно серьезно разбираться», — говорит Артем Никитушкин.

Дешевле всего обойдется одномоторный воздушный транспорт, но и он будет стоить как дорогой автомобиль. Надо понимать, зачем вам нужен самолет – ведь у легкой авиации есть множество вариантов: двух-, четырех- и шестиместные.

«Советские самолеты, такие как Як-18, Як-52, Ан-2 – это машины, за которыми сегодня сложно следить, для них тяжело найти запчасти, они дороги в обслуживании. При этом эти самолеты трудно купить – их знают и любят потому, что они надежны и опередили свое время. Например, на Як-52 за 3,5 миллиона рублей при должных вложениях можно выполнять фигуры простого и сложного пилотажа», — рассказывает Никитушкин.

По его словам, проще всего купить, к примеру, подержанный самолет Cessna: такой воздушный транспорт 1984 года, пригнанный из США, будет стоить около 4 миллионов рублей. Есть неплохие европейские и австралийские самолеты.

В каждом конкретном случае надо тщательно изучать самолет: бывают двухместные самолеты, которые так напичканы электроникой, что их стоимость резко возрастает, уточняет пилот.

Авиационные бои под Лыткарино>>

Как зарегистрировать авиасудно

© РИАМО, Анастасия Осипова

На самолет необходимо оформить пакет документов:

— регистрацию (бортовой номер),

— страховку (по желанию),

— разрешение на радиостанцию,

— документы на аварийный маяк,

— сертификат летной годности (СЛГ) – это аналог ТО на автомобиль, оформлять его нужно ежегодно. Приглашается эксперт, он полностью проверяет машину и отправляется с вами в небольшой тестовый полет. Оформление СЛГ стоит около 200 тысяч рублей – это самая большая статья расходов.

— доверенность (если вы летаете на чужом самолете)

Детский споттинг в аэропорту Домодедово>>

Как обслуживать личный самолет

Периодически требуются замена масла, фильтров и осмотр техника. Если машина редко летает – эти процедуры необходимо проводить раз в год. Если вы поднимаетесь в воздух чаще, значит, чаще придется приглашать техника. Некоторым самолетам такая профилактика требуется через каждые 50 часов налета. Стоимость – около 20 тысяч рублей. В московском регионе достаточно специалистов по обслуживанию авиасудов.

Одни самолеты могут работать на автомобильном топливе, другим нужно специальное, авиационное. Стоимость первого при заправке на аэродроме составит около 40 рублей за литр, второго – примерно 100 рублей за литр.

Во время обычного полета легкий самолет расходует примерно 18 литров топлива в час, при выполнении пилотажных фигур – 60-100 литров, поскольку мотор работает на высоких оборотах, объясняет Артем.

Где хранить самолет

Корпус самолета может быть металлическим или композитным (пластиковым). В обоих случаях можно держать машину на аэродроме в чехле. Такое хранение обойдется примерно в 5 тысяч рублей за месяц.

«Если у вас современный самолет с композитным корпусом – с учетом нашего климата желательно все же держать его в ангаре, холодном или отапливаемом. Такое хранение будет стоить в 2-3 раза дороже», — советует Артем.

Как готовят к вылету самолеты в аэропорту «Домодедово»>>

Как получить разрешение на вылет

© Фото, .com

Пилоты малой авиации могут летать из Подмосковья куда угодно: внутри региона, по России, а при желании – даже в Европу. Технически все это вполне возможно, рассказывает собеседник РИАМО. При этом полеты над Москвой частникам запрещены.

Если вы летаете по Московской области, вне мест с плотным авиасообщением или закрытых зон, то ставите в известность руководителя полетов своего аэродрома. Если ваш полет проходит в какой-либо сложной зоне – например, вдоль МКАД, то за два часа до этого необходимо сообщить о своих планах на сайте Росавиации. Такая система полетов называется уведомительной, поясняет Артем Никитушкин.

В ходе полета пилот постоянно находится на радиосвязи с ответственными за ту или иную зону и соответственно докладывает им обо всех своих перемещениях, также он может попросить о помощи.

По словам пилота, Московская область – несложный летный регион с довольно хорошо развитой инфраструктурой. Вокруг столицы много небольших аэродромов, так что найти место для посадки в двухчасовой доступности вполне возможно.

«Потенциальный террорист» и реальный Boeing: игра в авиаторов в «Домодедово»>>

Квадрокоптер — это мощное летающее устройство, владение которым связано с определенной ответственностью. Как минимум, запуская дрон, вы не должны стать причиной катастрофы или ранения человека. К тому же, учитывая цену устройства, обидно будет разбить дрон просто потому, что «я хорошо не разобрался».

Во избежание подобных ситуаций наши профессиональные инструкторы предлагают помощь начинающим пилотам — после обучения полетам вы сможете быстрее усвоить управление, будете знать, на что следует обращать внимание перед полетом, как выбирать площадку для полетов, какими должны быть погодные условия прочее.

Бесплатное обучение полетам осуществляется в Киеве в удобное для вас время.

Вы сможете быстро научиться управлять дроном или усовершенствовать уже имеющиеся навыки.

Если вы решили «летать» самостоятельно, то лучше быть, как говорится, подкованным. Посмотрите самые распространенные причины падения:

Только достали из коробки и сразу же запускаем в полет.

Большое желание попробовать новый девайс сразу же после покупки объяснимо и понятно. Но это является и одной из главных ошибок: по статистике 95% всех падений квадрокоптеров случаются в первые 2 дня полета. А теперь обратим внимание на тех, кто даже инструкцию перед запуском не прочел и решил сработать по принципу «в процессе разберусь» — вероятность падения дрона 100%.

«Смотрите, как я умею!»

Это следующая самая популярная ошибка и не только с квадрокоптерами, к сожалению. Полетав несколько дней, появляется несколько пьянящее чувство профессионализма в полете и как следствие, желание показать всем окружающих «как я умею». Рекомендуем тренироваться и демонстрировать свои навыки окружающим на открытом пространстве и в хорошую погоду, чтобы избежать поломок дрона, травм окружающих, а также животных в округе.

Неправильный выбор погоды.

В принципе, это ошибка, что вытекает из предыдущей, но тут начинает бурлить не столько вера в себя, сколько в «бессмертие» квадрокоптера. Да, дроны способны на многое, но не все из них обеспечены влагозащитой и могут похвастаться возможность полета в снег, в дождь, выдерживать порывы сильного ветра и уж тем более выдерживать столкновение с постройками не только во время шквального ветра, но и вообще. Поэтому подходите к выбору погоды и мест для полетов рационально.

Заряд батареи не бесконечен.

Вроде бы все просто. По идее и квадрокоптер предупредит о разряжающейся батареи или вообще не даст взлететь. Однако все сложнее, чем кажется: если квадрокоптер улетит из зоны видимости, то он без вывода информации о заряде батарее на пульт вполне может разбиться. Поэтому старайтесь не забывать проверять аккумулятор перед полетом.

Доверять квадрокоптер неумелым рукам.

Как правило, передача квадрокоптера без дальнейшего контроля новичку заканчивается поломкой этого дрона. Для минимизации рисков остаться без квадрокоптера сначала объясняйте подробно, как им пользоваться и желательно потренируйтесь вначале на открытом пространстве и малой высоте.

Случается и нападение птиц.

Птиц тоже можно понять: нечто летающее и жужжащее проникло на их территорию. И как правило, их интерес приводит не только к поломке квадрокоптера, но и к травмам животного. Поэтому перед началом полета удостоверьтесь, что рядом нет скопления птиц. Крупные птицы вообще могут не только сбить коптер, но и утащить его. Вряд ли прикольный ролик на YouTube станет хорошим утешением после потери любимой игрушки.

Друзья, мы предлагаем вам бесплатное обучение полетам в Киеве в удобное для вас время. Вы сможете быстро научиться управлять дроном или усовершенствовать уже имеющиеся навыки.

Пусть квадрокоптер приносит вам максимальное удовольствие от полетов!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *