Как научиться быстро думать?

Очевидно, что учат этому далеко не везде. Как минимум, делают акцент не на этом навыке, а на отдельных методах и дисциплинах. Хотя, для занятий последними, да и для принятия решений на работе и в быту, базовая «ментальная гигиена» точно не повредит. Поговорим о ней в нашем материале и обсудим «матчасть», гибкую «оптику» и вспомогательные инструменты.

Фотография: Roman Bilik. Источник: Unsplash.comФотография: Roman Bilik. Источник: Unsplash.com

Знайте «матчасть»

Для того, чтобы эффективно размышлять, недостаточно простого желания, упорства и стремления к совершенству. Все эти качества пригодятся, но для основательной прокачки мыслительных способностей, как и в случае с другими навыками, нужен системный подход.

Первое, с чем мы предложили бы познакомиться, это — когнитивные искажения. Они представляют собой «продукт» эволюционно формирующегося поведения и в некоторых случаях даже помогают адаптироваться к различным условиям существования. Но так бывает далеко не всегда — результат по большей части зависит от того, какие искажения мы замечаем, как с ними работаем и осознаем ли сам факт их присутствия в ходе мыслительного процесса.

Как говорит Билл Гейтс: «чем больше изучаешь тему, тем крепче становится фундамент для новых знаний, плюс — повышается связность уже имеющейся информации».

Знать и разбираться в когнитивных искажениях стоит еще и потому, что в запущенных ситуациях они могут приводить и к неприятным эффектам — например, незаметно перестраивать наши воспоминания в угоду той или иной проблеме эмоционального или иного характера и дестабилизировать психику .

В общем случае очень важно помнить о том, что за один присест все искажения охватить не получится. Их изучение стоит дозировать, сделать регулярным и по мере знакомства с отдельными типами КИ — вспоминать и анализировать собственный жизненный опыт.

Наиболее известными КИ являются эффект Даннинга — Крюгера, иллюстрирующий неспособность низкоквалифицированных специалистов осознавать свои ошибки; «проклятие знания» — близкое КИ, объясняющее, почему более информированные люди скорее всего не смогут точно прогнозировать действия менее информированных; и «нога в двери», которым часто, но весьма неумело пользуются телефонные спамеры.

Фотография: Phil Desforges. Источник: Unsplash.comФотография: Phil Desforges. Источник: Unsplash.com

Противоположную сторону занимают ментальные модели. Они помогают разбираться в устройстве мира, приоритизировать задачи, взвешивать аргументы в ходе размышлений и противостоять когнитивным искажениям. Изучение существующих и разработка собственных ментальных моделей — процесс, фактически продолжающийся на протяжении всей жизни, поэтому важно понимать степень их сбалансированности и уметь подбирать их по ситуации.

Матрица НАСА для оценки рисков в зависимости от возможных последствий и вероятности наступления событий; фреймворки GOFER и DECIDE, описывающие базовые алгоритмы для принятия решений; и реверс-инжиниринг вероятных проблем в формате pre-mortem — одни из наиболее заметных примеров ментальных моделей.

Различайте «грабли»

По мере того, как вы знакомитесь с большим числом когнитивных искажений, у вас остается все меньше предлогов, чтобы не замечать их в повседневной жизни, рабочих и учебных делах. Количество изученных ментальных моделей, в свою очередь, постепенно переходит в качество, а именно — гибкость мышления. Аналогичным образом и эмоциональная реакция на происходящее вокруг становится более контролируемой и не отвлекает в ходе раздумий.

В итоге вы различаете возможные упущения, уходите от односторонних суждений и можете позволить себе думать о том, как вы думаете, а главное — делаете это легче. Такое состояние называют метакогнитивной осведомленностью и связывают ее с использованием вспомогательных инструментов, позволяющих осуществлять «сборку самолета на лету», «мыть автомобиль, не выходя из него» и практиковать так называемое «second level thinking».

Не усложняйте

Сложные инструменты для ведения дел и заметок часто ведут в сторону бесконечной настройки, установки обновлений и организации календарей, бордов и to-do-листов. В определенных случаях и в рамках конкретных проектов — во всех этих действительно есть смысл, но если от усложнения инструментов можно отказаться без потерь с точки зрения результатов, стоит так и поступить. Иначе они просто перетянут внимание на себя. Есть даже похожее когнитивное искажение, связанное с поиском информации ради самого поиска, который обычно не дает видимого результата и не влияет на мыслительный процесс и принятие решений.

Если не учитывать условный молескин и приложения для ведения заметок, вам могут пригодиться карточки для запоминания или соответствующий софт, позволяющий постепенно изучать матчасть и поддерживать знания о множестве когнитивных искажений и ментальных моделей без заучивания их наизусть. Это возможно за счет интервальных повторений — системы Лейтнера, учитывающей «кривую Эббингауза», а именно то, как мы забываем информацию.

Фотография: strichpunkt. Источник:  Фотография: strichpunkt. Источник:

Помимо тренажеров для изучения нового и укрепления памяти — есть похожие «карточные» системы для развития творческого аспекта мышления и использования максимально простых ментальных моделей, способствующих креативу. Одна из таких систем называется «Oblique Strategies». Ее разработали в начале 70-х художник Питер Шмидт и музыкант Брайан Ино.

Вышло более шести редакций карточек, некоторые — в виде небольших партий со специальным оформлением. Но сегодня есть и веб-версии с генераторами случайных карт из этой серии и даже версия для голосового ассистента Alexa, плюс — всевозможные аналоги вроде идей для стартапов и рекомендаций для предпринимателей. Что интересно, «Oblique Strategies» неоднократно упоминали в поп-культуре — отсылки к ним есть в творчестве R.E.M., независимых фильмах и комиксах.

Еще один инструмент, на который мы хотели бы обратить ваше внимание, это — профессиональные онлайн-сообщества и их интерактивная часть, где пользователи могут делиться мнениями и ходом своих мыслей. С точки зрения прокачки когнитивных навыков, референсы — в виде комментариев других участников дискуссии — помогут научиться быстрее отслеживать как чужие, так и свои когнитивные искажения, задумываться о том, что вызывает у вас ту или иную реакцию и анализировать свою аргументацию в ответ на замечания.

Среда условного Хабра, где вы можете наблюдать (1) мгновенную реакцию на ваши комментарии, (2) следить за успехами любимых авторов и делать это (3) на регулярной основе, является достаточной для развития не только мышления, но и прокачки интуиции — понимания того, что в действительности волнует и беспокоит ваших коллег по профессии, да и по рунету в целом. Именно эти три условия описал Даниел Канеман, известный писатель, психолог и лауреат крупнейших премий по экономике, когда его попросили объяснить природу интуитивного мышления. Надеемся, что наш сегодняшний рассказ вдохновит вас на развитие, друзья!

Англоязычные материалы в нашем блоге на Хабре:

И русскоязычные хабрапосты по теме:

  • Как «научиться учиться» — советы, рекомендации и научные исследования

  • «Ловушки сознания»: как исследователи обманывают себя

  • Как «научиться учиться» — улучшаем внимательность

  • Скорочтение: работает или нет?

Продуктивное мышление

Думать — это решать жизненные или ситуативные задачи, но какие? Развитие умение думать — это привычка думать целесообразно, только про то, что нужно, и так, как нужно. См.→

Методы мышления, или Как думать, чтобы придумать

Думать — это решать жизненные или ситуативные задачи, но разные задачки решаются очень разными способами. Чтобы хорошо думать, нужно и мышление, и память, и внимание. Помнить все что нужно, не отвлекаться, изобретать … См.→

Как воспитывать детей, чтобы они умели и любили думать?

Метода, как ни странно, простая (но только для умных родителей). Первое — приучить детей слушаться по принципу «Сказано — сделано»: чтобы позже, когда они будут сами командовать себе, они выполняли уже свои собственные задания. Приучить к формату: телесной собранности и не делать из себя дурика (бессмысленный взгляд, когда отключаются мозги — это как раз про дурика). Сюда же — слышать, что тебе говорят, чтобы позже взрослый человек в разговоре отвечал собеседнику, а не тому, что ему вдруг пришло в голову, Ну, и приучить к внимательности, воспитать приывычку делать и не отвлекаться, поскольку человек, который не может свою собственную мысль додумать до конца (отвлекается, да?) — в своих мыслях болтается, но не думает.

Реалистичная программа?

Как мой папа учил меня думать

Пишет Елена Ч.

Когда мы обсуждали какой-то школьный или жизненный вопрос, он порой говорил: «Думай вслух». Он мог объяснить ход своей мысли и приучал к этому меня. Когда мысли озвучены, легче найти ошибку, поправить. Необходимость оформить мысль в слова дисциплинирует мышление. Когда я училась в школе, папа учил меня планировать. Окончился учебный год? Мы садимся, берем ручку и бумагу и вместе составляем «План на лето». Папа часто повторяет: «Человек может всё». Смелость менять свою жизнь — это тоже его подарок. Поскольку статья посвящена «женской» линии в воспитании девочки, то добавлю: частое общение с папой (не только на бытовые, но и на отвлеченные темы) научило меня разговаривать с мужчинами на их языке, быть интересной собеседницей, понимать мужчин и относиться к ним с симпатией.

Клуб distant-nik
Кураторы Клуба

Текст: Пол Грэм, основатель Y Combinator

Фото: Klaus Vedfelt/GettyImages

В некоторых сферах можно преуспеть, только думая иначе, чем ваши коллеги. Например, чтобы быть успешным учёным, недостаточно просто приходить к правильным выводам. Ваши идеи должны быть ещё и оригинальными. Нельзя опубликовать научную работу, состоящую из всем известных фактов. Вы должны сообщить людям что-то, до чего они сами ещё не додумались.

С инвесторами так же. Предугадывать рост или падение акций компании — недостаточно. Если у остальных инвесторов похожие ожидания, то это и так отразится на стоимости бумаг — а значит, заработать не получится. По-настоящему ценна только та информация, которой не обладает никто другой.

Похожий принцип работает и со стартаперами. Нет смысла запускать бизнес на идее, которую все знают и считают хорошей, — кто-то уже наверняка попытался её реализовать. Вы должны делать то, что всем вокруг (кроме вас) кажется плохой затеей. Например, написать ПО для небольших компьютеров, которыми пользуются лишь несколько тысяч энтузиастов по всей планете. Или открыть сайт, с помощью которого люди смогут за деньги пускать к себе незнакомцев переночевать на надувном матрасе.

Даже когда пишешь эссе — срабатывает всё тот же механизм. Текст о том, что все и так знают, — скука смертная. Рассказывать нужно о чём-то новом.

И всё же этот принцип не универсален. В действительности, он не применим к большинству сфер. Чаще всего человеку (например, занимающему какую-то административную должность) достаточно лишь поступать правильно. Совсем не обязательно, чтобы остальные при этом заблуждались.

Да, в любой работе есть место нововведениям. Но на практике есть довольно чёткая грань между сферами, где мыслить независимо — жизненная необходимость, и теми, где это совсем не обязательно.

Жаль, что мне никто не рассказал об этом различии ещё в детстве. Потому что это первое, о чем следует подумать, когда выбираешь себе профессию. Хочешь работать там, где ценится нестандартное мышление? Подозреваю, что большинство людей бессознательно ответит на этот вопрос ещё до того, как осознает его. В моем случае было именно так.

Способность независимо мыслить — скорее врождённый, чем приобретённый навык. Следовательно, если на старте ошибиться с выбором профессии, есть риск остаться несчастным. Если человек по натуре своей мыслит не так, как все, работа менеджером среднего звена будет вгонять его в депрессию. А если у него от природы стандартное мышление, то попытка провести оригинальное исследование обернётся невероятными затратами сил и времени.

Сложность в том, что люди зачастую не могут определить свой склад ума в диапазоне от традиционного до независимого. Стандартно мыслящему человеку не нравится сама мысль об этом. Он искренне полагает, что все его суждения — результат собственных размышлений. А то, что они совпадают с убеждениями друзей и знакомых, — просто совпадение. В то время как люди с независимым мышлением зачастую даже не подозревают, насколько их идеи отличаются от общепринятых норм, — пока не выскажут их вслух.

По мере взросления мы начинаем примерно понимать пределы своих интеллектуальных способностей. Оценить это помогают навыки решения задач с заданными условиями, потому что именно так нас всю жизнь проверяли и оценивали другие люди. Но в школе обычно игнорируют нестандартное мышление (за исключением случаев, когда пытаются его подавить). Поэтому нам бывает трудно понять, насколько независимо мы мыслим.

В профессиональной жизни часто можно увидеть, как на практике воплощается эффект Даннинга-Крюгера. Люди со стандартным складом ума убеждены, что мыслят независимо, тогда как обладатели нешаблонного мышления постоянно переживают, что их идеи недостаточно оригинальны.

Можно ли научиться независимому мышлению? Думаю, да. Конечно, это по большей части врождённый навык. Но существуют способы развить его или, по крайней мере, не подавить.

Одну из самых действенных практик естественным путем уже освоили гики — просто не обращать внимания на то, что другие считают правильным. Довольно сложно стать приспособленцем, если и понятия не имеешь, к чему нужно приспособиться. Возможно, такие люди изначально мыслят независимо. Поскольку человеку со стандартным складом ума некомфортно жить без знания о том, что думают другие. И он приложит максимум усилий, чтобы узнать об этом побольше.

Немаловажен и вопрос окружения. Если общаться в основном с приземлёнными людьми, придется постоянно выбирать слова и поднимать только интересные широкому кругу темы. А это в свою очередь сильно повлияет на ваш образ мышления. Общение со свободомыслящими людьми дает противоположный результат. Прислушиваясь к необычным мыслям и выводам других, мы сами походя начинаем делиться своими соображениями и генерируем новые идеи.

При этом свободомыслящим людям, как правило, некомфортно в окружении конформистов — поэтому они при первой возможности пытаются от них отстраниться. Но когда ты ещё учишься в средней школе, такой возможности у тебя нет. Обычно школа представляет собой замкнутый мирок, обитатели которого мало уверены в себе, а всё это лишь способствует развитию конформизма. Поэтому для тех, кто привык мыслить независимо, школьные годы — самое плохое воспоминание. Но и здесь можно найти плюсы: школа учит нас, чего следует избегать. Если во взрослой жизни попадаешь в ситуацию, о которой можно сказать «прям как в школе», ясно одно — пора валить.

Людям с шаблонным и независимым складами ума также зачастую приходится сосуществовать в успешных стартапах. Основатели и первые сотрудники новой компании — это почти всегда свободомыслящие личности. Иначе стартап просто не добился бы успеха. Но по мере роста компании неизбежно растёт и число стандартно мыслящих сотрудников в штате (в природе их попросту больше). В результате дикий дух свободы постепенно иссякает. За этим следует целый ряд проблем, и самая очевидная из них — компания начинает «скатываться». Самое странное во всём этом — основателям становится куда проще находить общий язык с коллегами из других стартапов, чем с собственной командой.

К счастью, совсем не обязательно сутки напролет проводить в окружении свободомыслящих людей. Достаточно поддерживать отношения с одним-двумя знакомыми с нестандартным типом мышления. Установив контакт, вы сразу поймёте, что и им не терпится поделиться идеями с вами, — вы им тоже нужны. И хотя университеты больше не обладают монополией на образование, в хороших вузах всё ещё можно найти оригинально мыслящих людей. Да, большинство студентов, скорее всего, не будут выдаваться из общей массы, но по крайней мере несколько нужных персон вы обязательно отыщете. Университеты всяко лучше школ, где вероятность встретить человека с независимым складом ума стремится к нулю.

Можно пойти и от обратного: не собирать вокруг себя небольшую группу интересных собеседников, а постараться по максимуму расширить круг знакомств. Это уменьшит влияние ближнего круга на ваш образ мысли. А принадлежность к нескольким непохожим друг на друга сообществам позволит переносить идеи и опыт на разные группы.

Говоря о разных людях, я не имею в виду демографические различия. Они просто должны думать иначе — и тогда эта техника сработает. Путешествовать по миру в поисках новых людей и свежих идей — прекрасный план. Но в общем и целом можно найти интересного человека просто перейдя через дорогу. Когда я общаюсь с кем-то, кто хорошо разбирается в нестандартной теме (а это практически любой человек, если копнуть поглубже), то пытаюсь выяснить, каким уникальным знанием он обладает. И почти всегда меня ждут сюрпризы. Вообще здорово завязывать разговоры с незнакомцами, но я делаю это не ради самой беседы. Мне и вправду хочется знать больше.

Источник вдохновения можно искать как в пространстве, так и во времени. Один из способов — изучать историю человечества. Когда я читаю исторические материалы, то пытаюсь не просто узнать, что, где и когда произошло, но и понять — что творилось в головах у людей из прошлого? Каким они видели этот мир? Это сложный процесс, и он требует усилий. История помогает достроить картину мира точно так же, как и путешествия в дальние страны.

Есть ещё более утилитарные способы не оказаться в числе тех, кто разделяет общепринятое мнение. Самый распространённый совет — возьмите скептицизм за привычку. На любое утверждение следует реагировать вопросом, так ли это. Не вслух, конечно. Я не призываю возлагать на каждого встречного бремя доказательств, как на суде. Скорее вы сами должны потратить немного своего времени, чтобы проверить или оценить услышанную информацию.

Отнеситесь к этому как к головоломке. Так или иначе, некоторые общепринятые убеждения в итоге оказываются ложными. Попробуйте угадать наперёд, какие именно. Задача не просто найти неточности и изъяны в навязанных идеях, а отыскать новые подходы, скрытые за ошибочными суждениями. Не превращайте игру в тупой протокольный снобизм, лучше устройте себе захватывающий квест с целью раскрыть неизведанные грани мира. Вы удивитесь, насколько часто на вопрос «так ли это?» нельзя найти однозначный ответ. Обладая достаточно развитым воображением, можно найти так много нитей в этом лабиринте, что едва находишь время проследить их все.

В общем и целом — нельзя дать ни одному утверждению проникнуть к вам в голову без проверки. Более того, мысли не всегда приходят к нам в форме утверждений. Наиболее сильные идеи часто нечёткие и неконкретные. Как вовремя их распознать? Просто понаблюдайте за другими людьми со стороны: откуда они берут свои идеи?

Если смотреть на ситуацию со значительной дистанции, то можно заметить, что идеи распространяются между группами людей волнообразно. Самый наглядный пример — мода. Сначала лишь единицы носят рубашки определённого покроя, затем таких рубашек становится всё больше, пока в конце концов половина города не начинает одеваться одинаково. Можно вообще не думать о своем стиле в одежде, но ведь есть и интеллектуальная мода. И вряд ли вы захотите оказаться внутри неё. Не только из-за желания остаться единственным властителем своих дум, но и по той простой причине, что к интересному результату чаще приводят немодные, непопулярные идеи. Потаённые смыслы лучше всего искать там, куда никто ещё не заглянул.

Если выйти за пределы общих советов, придётся изучить структуру независимого мышления, то есть разобрать её на отдельные мускулы — будто мы пишем программу для занятий в спортзале. Я представляю эту структуру как совокупность трёх компонентов: дотошное отношение к фактам, сопротивление навязанным мнениям и любознательность.

Дотошность в работе с фактами — это гораздо больше, чем неготовность верить в ложь. Это способность определить степень доверия к информации. Большинство людей в своём желании верить или не верить доходят до крайностей: «маловероятное» сразу превращается в «невозможное», а «возможное» — в «несомненное».

Независимо мыслящим это может показаться ужасно легкомысленным. Да, по интересующей теме лучше узнать как можно больше, включая спекулятивные гипотезы и очевидные логические тавтологии. Но вся эта информация должна быть аккуратно промаркирована в голове по степени достоверности и доверия.

Поэтому свободомыслящих людей всегда пугает любая идеология. Ведь следование ей требует от нас принять совокупность неких убеждений и относиться к ним как к религиозным заветам. Для любого человека, привыкшего думать своей головой, сама мысль о таком подходе будет отвратительной. Это всё равно что заставить гурмана откусить от сэндвича, наполненного кучей продуктов неопределённой свежести и неясного происхождения.

Без педантичного отношения к правде нельзя обрести независимое сознание. Недостаточно просто не принимать навязанные убеждения. Иногда люди отказываются от общепринятых идей в пользу самых диких теорий заговора. Конспирология изначально задумана так, чтобы поглощать людей, — поэтому есть риск в итоге стать гораздо более предвзятым и зависимым от внешних факторов, чем обычные люди. Сторонники теорий заговора — это всегда предмет не просто влияния заранее оговорённых аксиом, а целого культа подчинения требовательному учителю.

Можно ли стать более дотошным в вопросе фактов? Ответ скорее положительный. По своему опыту могу сказать, что даже мимолётная мысль о чем-то, к чему привык относиться с осторожностью и педантичностью, заставляет вести себя более избирательно. Это одно из тех немногих благ, для которых нужна лишь сила мысли. И этому можно научить детей, как и бережному отношению к жизни в принципе. Уверен, что этим навыком я по большей части обязан отцу.

Вторая составляющая — неприятие навязанных убеждений. Это наиболее видимая часть независимого мышления. Но даже её часто воспринимают неправильно. Люди думают об отказе от продиктованных норм как о негативном качестве. И используемые в языке маркеры только подчёркивают такую характеристику: «Ты мыслишь не так, как все»; «Тебе всё равно, что думают другие», и так далее. Но это отнюдь не попытка отгородиться ото всех и стать неприкосновенным. Наоборот, у наиболее независимых людей нежелание слушать чужие советы продиктовано позитивным импульсом. Это не пустой скептицизм, а осознанное наслаждение, которое можно найти в идеях, подрывающих общепринятые нормы. Чем менее очевидны эти идеи, тем лучше.

В своё время некоторые наиболее новаторские и прорывные идеи казались лишь легкомысленной шуткой. Вспомните, как часто вы открыто смеялись над чьей-то задумкой, изменившей впоследствии мир. И это не потому, что такие идеи сами по себе могут вызывать смех, а скорее из-за близости юмора и новаторства. В обеих концепциях заложен определённый элемент неожиданности. Оба явления, возможно, не совсем родственны по природе, но и не совсем далеки друг от друга. Есть определённая корреляция между чувством юмора и оригинальностью мышления. Точно так же можно увидеть зависимость между отсутствием чувства юмора и традиционным мышлением.

Едва ли можно развить в себе иммунитет к диктату чужих идей. Из всех трёх перечисленных компонентов этот единственный на 100% врождённый. Обладающие этим качеством взрослые ещё в детстве проявляли все признаки интеллектуальной обособленности. Даже если нам не удаётся развиваться в этом направлении, всегда можно выстроить крепость и защититься от назойливых советчиков — окружить себя соратниками с нестандартным типом мышления.

Третья и самая интересная часть — любознательность. Это и есть наиболее ёмкий ответ на вопрос, откуда берутся новаторские идеи, — из любопытства. Именно это чувство испытывают люди, перед тем как их озаряет светлая мысль.

Я убеждён, что нестандартный склад ума и любознательность идут рука об руку. Все мои знакомые, способные мыслить оригинально, любопытны по своей природе. А те, у кого шаблонное мышление, — не могут похвастаться и любознательностью. Что интересно — кроме детей: все они любопытны по своей природе. Возможно потому, что даже для познания общепринятых прописных истин нужно для начала проявить некоторую пытливость. Независимость мышления — это, если хотите, интеллектуальное обжорство. Любопытные люди продолжают искать и поглощать всё новое и необычное, когда остальные уже сыты по горло.

Три составные части независимого мышления работают только как единый механизм: педантичность и нежелание принимать на веру чужие идеи освобождают место в сознании, а любопытство находит новую пищу для ума, чтобы заполнить этот вакуум.

В этом триединстве, как и в мышечном скелете человека, компоненты поддерживают друг друга. Если вы достаточно избирательны в вопросе фактуры, вам не обязательно проявлять брезгливость по отношению к навязанным идеям, — ваша разборчивость уже выполнила свою работу и очистила разум от ненужной информации. Любой из этих двух компонентов также стимулирует пытливость ума. Если разум достаточно чист, в нём хватит места для нового, и дискомфорт от незанятого размышлениями мозга будет подпитывать любопытство. Или, наоборот, любопытство заменяет остальные качества: при достаточной заинтересованности и неравнодушии к теме вам не нужно очищать сознание, так как новые идеи просто вытеснят всё ненужное, избитое и банальное, приобретённое когда-то по случайности.

Взаимозаменяемость перечисленных качеств позволяет развивать их в разной степени, но получать одинаковый результат. Не существует единой модели нестандартного мышления. Некоторые люди в открытую подрывают каноны в своём поиске идей, другие же тихо и спокойно исследуют тему. Но у всех них есть заветный ключ к этому образу мысли.

Так есть ли способ воспитать в себе любознательность? Для начала стоит избегать ситуаций, в которых это качество притупляется. Требуется ли от вас любопытство в вашей текущей работе? Если нет, возможно, стоит что-то поменять.

Первый шаг на пути к любознательности — работа с темами, к которым лежит душа. Очень немногие люди интересуются всем на свете, и едва ли мы вольны выбирать свои интересы. Здесь решать только нам: хотим мы найти интересные нам самим темы или нет. Или изобрести их, если без этого никуда.

Попробуйте отдаться пытливости ума, потакать ей, постоянно исследовать то, что вам действительно интересно. Любопытство, в отличие от других чувств, не притупляется от слишком напряжённой работы. Чем меньше ответов, тем больше вопросов.

Любопытство — наиболее личностное качество в этой структуре. Можно проявлять избирательность или отвергать диктат чужой мысли в наиболее общих сферах познания, но неподдельный интерес каждый человек проявляет к своей, отличной от других, теме. Именно любопытство может послужит нам компасом. Поэтому, если хотите делать новаторские открытия, возможно, стоит слегка изменить избитую формулировку «занимайся любимым делом» и взять за правило «заниматься интересным делом».

Еще двадцать лет тому назад люди говорили о том, что не следует ругаться, плохо отзываться о других, чтобы другие люди к тебе относились хорошо: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе»…

Как правильно мыслить, чтобы изменить свою жизнь?

Мысль материальна. Пожалуй, этой идеей уже никого не удивишь. Еще двадцать лет тому назад люди говорили о том, что не следует ругаться, плохо отзываться о других, чтобы другие люди к тебе относились хорошо: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

Сейчас говорят о том, что даже отрицательные мысли разрушительны. И как грибы после дождя начали появляться популярные направления, такие как «психология успеха», «позитивное мышление» и т.д., и т.п. Изменить свою жизнь к лучшему с помощью силы мысли теперь мечтает каждый. Вспомните пресловутый фильм «Секрет».

Все правы. Думать хорошо – это очень хорошо. Проблема только в том, что как бы человек ни старался хорошо думать, жизнь изменить у него не получается. И часто никакие методы не работают, все старания не приносят ни успеха, ни счастья. Часто так бывает, что даже стараясь быть позитивными, совершать правильные поступки, и думая законами успеха, жизнь для таких людей становится всего лишь кукольным представлением по типу «Я о`кей, ты о`кей», и не более того.

Если же все-таки влияние мысли на жизнь человека велико и ученые, философы не обманывают этой теорией, то в чем тогда секрет? Почему, меняя свое мировоззрение, мы не можем изменить жизнь? Может быть, секрет в неких законах? И мы пока что не знаем как правильно мыслить? Итак, как работает наша мысль.

Закон силы мысли: как правильно мыслить

  • Мысль должна проходить глубоко внутрь человека, цеплять его душу, входить в самое сердце. Иначе никакого результата она не дает.
  • Мысль должна стыковаться с внутренним миром человека. Если она способна разрушить его мировоззрение, его подсознание попросту выплюнет ненужную мысль, ненужное слово.
  • Чтобы мысль усвоилась и закрепилась, она должна прокручиваться в голове долгое время человека, как что-то главное и ценное. Как говорят: «Медленные мысли вращают мир». Правило 21 дня говорит о том, что изменения закрепляются в течении трех недель. Все это время не стоит оставлять работу над собой.
  • Любая позитивная мысль не сможет конкурировать со страхом и безверием, если те клубятся в подсознании человека. Если повторять позитив, испытывая страх, получится «сборная солянка», где всего понемногу, но ничего не работает, все мешает друг другу.
  • Мысль обладает влиянием и может изменить всю жизнь человека, если она одна, неразрушительна и непротиворечива для него самого. Поэтому так влюблены дети в первую учительницу и запоминают все, что она скажет. Потому что детское подсознание «чистый лист» для знаний и для первых впечатлений.
  • Человек, желающий влиять силой мысли, должен обладать авторитетом, только тогда его посыл станет ценным для того, на кого направлено влияние.
  • Сам человек, который пытается проникнуться умной мыслью, должен быть открыт для нее, а собственно, открыт для изменений. Если есть доверие, что жизнь можно изменить мыслью, тогда изменения будут. Если нет доверия, изменения не произойдут никогда.
  • Менять свою жизнь следует потихоньку, впуская новые идеи в свое мировоззрение капля по капле. Ведь целебная мысль как лекарство, ее организм должен успеть усвоить. Не спешите себя штурмовать изменениями.

Всякие изменения в жизни начинаются с мировоззрения. Внешний и внутренний мир формируется силой мысли. Мысль закрепленная переходит в слова и дела. Дела формируют привычку и судьбу. Но все начинается с малого – с мышления. Сила мысли – великая сила. И в жизни любому человеку можно достичь больших высот только лишь контролируя свой внутренний мир, управляя своими мыслями. Изменить вашу жизнь можете вы сами, научившись правильно мыслить. Используйте законы, придающие силу вашим мыслям и меняйте свою жизнь. Это возможно! Это легко!
Приглашаем на школу личностного развития — развиваться под руководством опытного психолога-тренера и в окружении единомышленников!

Харин Александр Михайлович
Компания: Живое Cлово, учебно-психологический центр (все статьи компании)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *