Как начать репетиторство?

Многие начинающие репетиторы задаются вопросами: как правильно организовать занятия, что подготовить к учебному занятию, как грамотно построить работу с учеником.

Ко мне за консультацией обратилась Юлия, начинающий репетитор:

В прошлом я учитель химии и биологии, позже получила доп. образование и мне посчастливилось поработать практическим психологом. Уже много лет я далека от любимых мной сфер деятельности. Так вышло, что мне предстоит стать репетитором по химии, более того, после новогодних праздников ко мне придёт ученик (10 класс). У него в планах сдача ЕГЭ и поступление в мед.университет. Я бросилась составлять каталог ресурсов (успешно воспользовалась Вашим).
Что дальше? Нужно выявить реальный уровень знаний? А потом: работать над пробелами или штудировать программу? Я в растерянности… Спасибо.Юлия

Публикую мой ответ с разрешения автора вопроса с некоторыми дополнениями.

Итак, если вы еще никогда не вели репетиторских занятий либо других обучающих мероприятий (тренинги, семинары, групповые встречи), то вам необходимо выполнить и подготовить следующие пункты:

Предметная подготовка

Чтобы стать более-менее приличным репетитором, нужно обладать многими знаниями и навыками как в области преподавания, так и в околопредметной и общечеловеческой.

Для начала подтяните все свои предметные компетенции: просто прочтите любой учебник по подготовке по предмету. Воспользуйтесь этим списком http://enutina.ru/blog/knigi-ege-ximiya/ . Даже если вы неплохо учились в школе и даже закончили вуз с красным дипломом (а тем более работаете преподавателем вуза), это еще не означает, что вы хороший репетитор. Повторить и структурировать свои знания нужно однозначно.

Помню, как в первый год репетиторства я скупила всю возможную литературу по подготовки к выпускным экзаменам и взахлеб читала все темы, открывая для себя каждый раз что-то новенькое по биологии и химии, составляла интеллект-карты, конспекты, выписывала факты в тетрадь, хотя на полке пылился красный диплом биофака. Это говорит не о моей некомпетентности после обучения, а только о несоответствии школьной и вузовской программы, разрозненности и неструктурности знаний.Галина Енютина

Найдите такие учебники и пособия по своему предмету, сделайте подборку по сложности изложения материала,

Ничего в этом сложного нет, просто «подтяните» сначала себя по предмету.

Предметный тест

Благодаря предметному тесту можно определить начальный уровень знаний ученика по предмету. Результат теста важен

а) для составления программы занятий (насколько подробно надо),

б) для понимания, насколько ученик схватывает и запоминает

Возьмите задания ЕГЭ/ОГЭ прошлых годов или любой сборник для подготовки к экзаменам, выбросьте сложное, оставьте тесты для быстрой проверки.

У меня на этот случай подготовлены 5 разных видов тестирования* по каждому предмету (в том числе в электронном виде на моем блоге — вот пример).

*Как подготовить пробное тестирование (и почему их 5), если хотите, расскажу отдельным материалом.

Психологический тест

Возьмите тест на учебную мотивацию и развитость полушарий, темпераментальный опросник (хотя это и так можно определить), тест на память и внимание.

Главное, чтобы вы смогли интерпретировать результаты тестирования и применить их в своей практике, иначе все это теряет смысл.

Только не берите опросники по 101 вопросу, его заполнение займет минут 50, а результатом прохождения будет 1-2 слова. Ищите удобные и наглядные методики, например, рисуночные тесты IQ, они не только дадут результат, но и развлекут ребенка во время их выполнения.

Программа занятий

Я не работаю с пробелами никогда, я всегда прохожу все от А до Я, только задерживаясь в каждой теме в зависимости от уровня. Например, если ученик в ботанике вообще 0, а анатомию помнит, мы штудируем растения, а по человеку проходимся поверхностно. Это и есть один из методов реализации индивидуального подхода у меня.

Составить программу можно:

а) основываясь на школьной программе для каждого класса, если работаете с младшими или средними школьниками;

б) беря в расчет особую программу по некоторым технологиям обучения, например, Эльконина-Давыдова или Зайцева;

в) данные кодификатора ЕГЭ/ОГЭ, если работаете со старшими школьниками или абитуриентами;

г) разработать свою программу обучения (Внимание! Авторские программы — это большой труд, многолетний опыт и кропотливая работа. Если вы переставили местами 2 темы и еще 2 объединили, а 2 выбросили, это еще не авторская программа!)

Учебные материалы и КИМы

Не важно, ведете ли вы урок онлайн или очно, вам пригодятся методические материалы, которые вам помогут вести урок.

Вы наверняка уже скачали эту бесплатную брошюру при подписке на мой блог? — Поделитесь, использовали эти методы? Помогла ли вам брошюра разнообразить урок?

Оставьте отзыв о брошюре здесь Оставить отзыв

Вот что вам пригодится для занятий (особенно на первое время):

  • Подготовьте тематический план занятий
  • На каждый урок напишите план-конспект хотя бы в виде простого списка что за чем идет и какие вопросы задать ученику
  • Конспекты уроков для ученика
  • Печатные наглядные материалы (схемы, таблицы, рисунки, ИК, карты, портреты, маршрутные листы, карточки)
  • Скачайте хотя бы по 1 презентации по каждой теме согласно плану занятий
  • Найдите видео-ролики на YouTube для некоторых уроков
  • Задания и тесты по каждой теме

Тесты можно проходить онлайн или взять тематические тесты, не сборники вариантов к ЕГЭ, ими имеет смысл пользоваться только в самом конце курса.

Пожалуй, каждый студент, да и не только студент, задумывался о том, чтобы подработать репетиторством. Но человеку без опыта не всегда понятно, с чего вообще начать, где искать учеников и как составлять программу.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

Я занимаюсь со школьниками русским языком уже 4 года. Прежде всего, нужно понять, что репетиторство — это сложно, ответственно и поначалу сам процесс будет отнимать много времени. Чаще всего дети, которым нанимают репетитора, не очень сильны, а иногда даже не заинтересованы в вашем предмете. А вам нужно за короткое время (иногда это может быть всего лишь несколько недель) привести ребёнка к определённому результату.

Начните с практики

Прежде чем искать учеников, попробуйте какое-то время «поработать» учителем для младшего брата, сестры, детей соседей или друзей. На первом курсе я безвозмездно помогала готовиться к ЕГЭ по русскому знакомой одиннадцатикласснице: давала какие-то советы, объясняла теорию, проверяла сочинения. В итоге девочка получила 98 баллов и поступила на филфак МГУ, а я вдохновилась её успехами ирешила стать репетитором.

Поспрашивайте знакомых

Спросите у друзей: наверняка в вашем окружении есть уже те, кто давно занимается репетиторством. Узнайте, какие были трудности, когда они только начинали работать, послушайте их истории успеха.

Изучите литературу

Полистайте школьные учебники, сходите в книжный магазин и посмотрите, какие требования предъявляют сегодня к школьникам. Если вы выпустились пару лет назад, то вспомните, как сами готовились к экзаменам. Почитайте книги по детской психологии и пособия по педагогике, чтобы лучше выстраивать отношения с учениками. Хорошо подойдут книга Марины Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ» или Роберта и Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток (Практическое руководство для отчаявшихся родителей)».

Если планируете готовить детей к выпускным экзаменам, загляните на сайт ФИПИ: там есть открытые банки заданий, демоверсии экзаменационных вариантов, плюс публикуются последние новости по изменениям в ОГЭ и ЕГЭ. Я советую посещать этот сайт минимум раз в неделю.

Сложнее сразу браться за подготовку к вступительным экзаменам в конкретные вузы — например, к внутреннему испытанию в МГУ. Но если вы студент или выпускник этого университета, сами сдавали вступительный и понимаете его специфику, то почему бы и не попробовать.

Продумайте общий план работы

Непосредственно программы лучше разрабатывать под конкретных детей. Пока вы их не нашли, сформулируйте общую схему работы, например, для выпускных классов. Продумайте какие-то фишки, которые разнообразят ваши уроки. Например, мои ученики запоминают глаголы-исключения и корни с чередующимися гласными в виде небольших стихотворений, а младшие школьники учат правила в форме сказки.

Начните искать учеников

Начинайте поиски учеников в начале августа. К сентябрю найдётся как минимум несколько человек, а вы за месяц успеете разработать программу.

Первых учеников лучше всего искать по сарафанному радио. Скажите о том, что решили репетиторствовать, например, маме или тёте: они расскажут об этом соседям, коллегам и подружкам в фитнес-центре. Можно опубликовать объявление в разделе «Услуги» на Avito, написать посты в соцсетях — на своих страничках или в группах, где репетиторы ищут учеников, а ученики — репетиторов. Постарайтесь лаконично рассказать о том, что вы умеете, об учебных и научных достижениях. А если у вас уже есть какой-то опыт преподавания, обязательно о нём напишите.

Ещё один вариант — специальные сайты для поиска репетиторов, но они чаще всего просят плату за свои услуги. Если у вас хорошие отношения с учителями в родной школе, можете закинуть удочку и туда: наверняка есть ученики, которые ищут репетитора.

Некоторые родители не горят желанием отдавать своего ребёнка в руки студента. Но я считаю, что стаж работы в репетиторстве — не самое главное. Студент, который поступил в престижный медицинский вуз и отлично сдал биологию, знает предмет на уровне, на котором может его объяснять и подготовить к экзамену будущего выпускника. Так что совет родителям: не бойтесь молодого репетитора! Думаю, даже после разговора по телефону вы поймёте, сможет ли этот человек стать учителем для вашего ребёнка. Если сомневаетесь, попробуйте назначить пробное бесплатное занятие.

Выберите место для занятий

У репетиторов в крупных городах много вариантов. Вы можете проводить уроки у себя или выезжать к ученикам, заниматься в тихих кафе или антикафе (там вы будете платить не за чай или кофе, а за проведённое время; средняя цена за минуту — два рубля). Можно подумать о коворкинге — своеобразном офисе, в котором вы арендуете пространство на определённый срок. Репетиторы в небольших городах чаще всего работают на дому или ходят к ученикам. Ещё один способ — уроки по скайпу, но я прибегаю к нему в крайних случаях, когда, например, ученик разболелся и не может позаниматься вживую. Всё-таки живое общение в обучении играет важную роль.

Оцените свои услуги

Изучите предложения других репетиторов в вашем городе и конкретно в вашем районе. Обращайте внимание на стаж работы: само собой, у опытного репетитора цена за час занятия будет выше, чем у начинающего. Кроме того, стоимость часа урока может варьироваться в зависимости от условий: репетитор занимается на дому, выезжает к ученику, проводит урок на нейтральной территории или дистанционно. После того, как всё проанализируете, назначайте цену. Вы можете не указывать её в объявлении, а писать уже тем, кто откликнется.

Проведите пробное занятие

Итак, вы нашли первого ученика. Пробное занятие часто делают бесплатным. На него можно пригласить родителей: они смогут посмотреть на вас как на преподавателя и понять, могут ли доверить вам своего ребёнка. Если ребёнок понравился вам, а вы — ему, если вы осознали, что сможете справиться с поставленной задачей, то время подумать о частоте занятий. Обычно репетиторы занимаются с детьми дважды в неделю, но всё индивидуально. Продолжительность урока зависит от возраста ученика, его уровня знаний и цели занятий.

Обсудите пробелы и проблемы ребёнка с родителями и держите их в курсе его успехов. В это же время попробуйте наладить контакт с самим учеником. Со многими своими ученикам, кто уже окончил школу, я продолжаю общаться. На мой взгляд, репетитору стоит быть для ребёнка добрым, но справедливым наставником. Он не должен вас бояться, но обязан понимать, что ему нужно всё то, что вы ему задаёте.

Помните, что, если вам действительно нравится предмет, который вы преподаёте, скорее всего, в него влюбится и ваш ученик. А если грамотно построить программу и придерживаться плана работы, желаемый результат не заставит себя ждать. При этом нельзя забывать, что кто-то улавливает всё с первого раза, а кому-то нужно объяснить правило несколько раз. Учитесь чувствовать рабочий темп ребёнка. Я вот недавно ликовала: мальчик, который пришёл ко мне полтора года назад с оценкой между двойкой и тройкой, получил твёрдую пятёрку на ОГЭ. Победы детей — это всегда и ваши победы.

Что нужно, чтобы стать репетитором

Опыт и высшее образование – основные требования для начала репетиторства. Однако для успешного индивидуального преподавания одних знаний предмета недостаточно.

  • Во-первых, необходимо иметь представление о психологических тонкостях каждой возрастной категории для выявления специфики и потребностей ученика.
  • Во-вторых, наличие творческих и организаторских способностей, немаловажно чувства юмора.

Задача педагога стать помощником и соратником, и одновременно авторитетом в глазах ребенка, добиться расположения и уважения. Важно умение доступно и понятно преподносить материал, ведь основная задача персональных занятий – заинтересовать и мотивировать к усовершенствованию и восполнению знаний. Как стать авторитетом.

Как стать репетитором — с чего начать

Прежде, чем заняться маркетинговой компанией, необходимо определить возрастную категорию потенциальных учеников, и предметно разобраться в своих возможностях (что предложить, чем удивить и заинтересовать). Разобраться с организационными нюансами: стоимость услуг, время работы, территориальные моменты (с выездом или на дому) и т. д. Далее заняться поиском клиентов. Сейчас рынок рекламы дает массу вариантов обнародовать информацию:

  1. В сети Интернет — доски объявлений, социальные сети, тематические сайты репетиторского дела, сайты по трудоустройству.
  2. Объявление в газету.
  3. Расклеивание объявлений поблизости школ и других учебных заведений.
  4. Рекомендации коллег, приятелей и даже родственников (по-прежнему наиболее действенный метод рекламы).

Что нужно для успешной работы

При первой встрече с учеником уделять максимум внимания деталям, для определения уровня знаний и причин сложностей с дисциплиной. Подготовить интересные тесты, вопросники, творческие задания, для установления дальнейших принципов работы.

Как стать репетитором по русскому языку, по английскому языку, по обществознанию

Для репетиторов каждого из предметов, будь то русский язык, английский, химия, физика или обществознание, существуют единые правила успешной работы:

  • исключительное знание действующей учебной программы, в любом случае это фундамент, от которого следует отталкиваться;
  • подбор интересного и отличного от школьной программы материала для каждого нового занятия;
  • подбор индивидуальных и нестандартных методов обучения (элементы игры, применение медиа технологий, наглядность и т. д.) – ученику не должно быть скучно;
  • компетентность и желание научить.

Для преподавания гуманитарных наук очень важно в своей работе как можно меньше сталкивать ученика с учебником, предпочтительно строить свою работу на диалогах, примерах из жизни, прочтении и анализе написанного, к примеру, в газетах, журналах соответствующих возрасту, или услышанного и увиденного (ауди и видеозапись).

Для тренировки грамматики и разговорной речи можно использовать интересную для ребенка популярную художественную литературу, обогащать словарный запас, как пример, методом работы с синонимическими рядами, пробовать себя в роли поэта и т.д.

Как стать репетитором по математике, по физике, по химии

С такими науками как математика, физика и химия выбор методики немного сложнее, так как в школьной программе не хватает именно наглядности и практики (опытов). Поскольку не у каждого потенциального репетитора есть возможность организовать свою мини-лабораторию, следует приблизить эти науки как можно ближе к реальной жизни – работать с тем, что есть под рукой (предметы быта, продукты питания и т.д.), а благодаря интернет-технологиям, все химические и физические реакции можно продемонстрировать с помощью видеоматериалов.

Для благополучного развития данного ремесла необходимо заработать себе авторитет, для этого нужно постоянно заниматься саморазвитием, применять на практике современные методики, не пренебрегать и классикой, делиться опытом и наработками с коллегами.

К сожалению, бывают индивидуальные случаи, когда репетитор практически бессилен, причиной могут служить разные психологические факторы, и как следствие патологическая лень, специфическая неспособность к восприятию материала и т.д. Поэтому обязательно нужно контактировать с родителями, тактично делиться наблюдениями и сообщать об изменениях в успеваемости, возможно, действуя сообща, произойдет сдвиг в положительном направлении.

Возможно Вас заинтересуют:

  • Профессии, связанные с детьми
  • Постоянный рабочий драйв. Из личного опыта
  • Учитель. Из личного опыта
  • Профессии типа: «Человек-человек»
  • Профессии «человек – человек»
  • Профессия воспитатель
  • Профессия преподаватель
  • Где учиться на учителя
  • Как стать учителем
  • Учитель русского языка и литературы. Из личного опыта
  • Специальность лингвистика

Пожалуй, каждый студент, да и не только студент, задумывался о том, чтобы подработать репетиторством. Но человеку без опыта не всегда понятно, с чего вообще начать, где искать учеников и как составлять программу.

Я занимаюсь со школьниками русским языком уже 4 года. Прежде всего, нужно понять, что репетиторство — это сложно, ответственно и поначалу сам процесс будет отнимать много времени. Чаще всего дети, которым нанимают репетитора, не очень сильны, а иногда даже не заинтересованы в вашем предмете. А вам нужно за короткое время (иногда это может быть всего лишь несколько недель) привести ребёнка к определённому результату.

Прежде чем искать учеников, попробуйте какое-то время «поработать» учителем для младшего брата, сестры, детей соседей или друзей. На первом курсе я безвозмездно помогала готовиться к ЕГЭ по русскому знакомой одиннадцатикласснице: давала какие-то советы, объясняла теорию, проверяла сочинения. В итоге девочка получила 98 баллов и поступила на филфак МГУ, а я вдохновилась её успехами ирешила стать репетитором.

Спросите у друзей: наверняка в вашем окружении есть уже те, кто давно занимается репетиторством. Узнайте, какие были трудности, когда они только начинали работать, послушайте их истории успеха.

Полистайте школьные учебники, сходите в книжный магазин и посмотрите, какие требования предъявляют сегодня к школьникам. Если вы выпустились пару лет назад, то вспомните, как сами готовились к экзаменам. Почитайте книги по детской психологии и пособия по педагогике, чтобы лучше выстраивать отношения с учениками. Хорошо подойдут книга Марины Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ» или Роберта и Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток (Практическое руководство для отчаявшихся родителей)».

Если планируете готовить детей к выпускным экзаменам, загляните на сайт ФИПИ: там есть открытые банки заданий, демоверсии экзаменационных вариантов, плюс публикуются последние новости по изменениям в ОГЭ и ЕГЭ. Я советую посещать этот сайт минимум раз в неделю.

Сложнее сразу браться за подготовку к вступительным экзаменам в конкретные вузы — например, к внутреннему испытанию в МГУ. Но если вы студент или выпускник этого университета, сами сдавали вступительный и понимаете его специфику, то почему бы и не попробовать.

Непосредственно программы лучше разрабатывать под конкретных детей. Пока вы их не нашли, сформулируйте общую схему работы, например, для выпускных классов. Продумайте какие-то фишки, которые разнообразят ваши уроки. Например, мои ученики запоминают глаголы-исключения и корни с чередующимися гласными в виде небольших стихотворений, а младшие школьники учат правила в форме сказки.

Начинайте поиски учеников в начале августа. К сентябрю найдётся как минимум несколько человек, а вы за месяц успеете разработать программу.

Первых учеников лучше всего искать по сарафанному радио. Скажите о том, что решили репетиторствовать, например, маме или тёте: они расскажут об этом соседям, коллегам и подружкам в фитнес-центре. Можно опубликовать объявление в разделе «Услуги» на Avito, написать посты в соцсетях — на своих страничках или в группах, где репетиторы ищут учеников, а ученики — репетиторов. Постарайтесь лаконично рассказать о том, что вы умеете, об учебных и научных достижениях. А если у вас уже есть какой-то опыт преподавания, обязательно о нём напишите.

Ещё один вариант — специальные сайты для поиска репетиторов, но они чаще всего просят плату за свои услуги. Если у вас хорошие отношения с учителями в родной школе, можете закинуть удочку и туда: наверняка есть ученики, которые ищут репетитора.

Некоторые родители не горят желанием отдавать своего ребёнка в руки студента. Но я считаю, что стаж работы в репетиторстве — не самое главное. Студент, который поступил в престижный медицинский вуз и отлично сдал биологию, знает предмет на уровне, на котором может его объяснять и подготовить к экзамену будущего выпускника. Так что совет родителям: не бойтесь молодого репетитора! Думаю, даже после разговора по телефону вы поймёте, сможет ли этот человек стать учителем для вашего ребёнка. Если сомневаетесь, попробуйте назначить пробное бесплатное занятие.

У репетиторов в крупных городах много вариантов. Вы можете проводить уроки у себя или выезжать к ученикам, заниматься в тихих кафе или антикафе (там вы будете платить не за чай или кофе, а за проведённое время; средняя цена за минуту — два рубля). Можно подумать о коворкинге — своеобразном офисе, в котором вы арендуете пространство на определённый срок. Репетиторы в небольших городах чаще всего работают на дому или ходят к ученикам. Ещё один способ — уроки по скайпу, но я прибегаю к нему в крайних случаях, когда, например, ученик разболелся и не может позаниматься вживую. Всё-таки живое общение в обучении играет важную роль.

Изучите предложения других репетиторов в вашем городе и конкретно в вашем районе. Обращайте внимание на стаж работы: само собой, у опытного репетитора цена за час занятия будет выше, чем у начинающего. Кроме того, стоимость часа урока может варьироваться в зависимости от условий: репетитор занимается на дому, выезжает к ученику, проводит урок на нейтральной территории или дистанционно. После того, как всё проанализируете, назначайте цену. Вы можете не указывать её в объявлении, а писать уже тем, кто откликнется.

Итак, вы нашли первого ученика. Пробное занятие часто делают бесплатным. На него можно пригласить родителей: они смогут посмотреть на вас как на преподавателя и понять, могут ли доверить вам своего ребёнка. Если ребёнок понравился вам, а вы — ему, если вы осознали, что сможете справиться с поставленной задачей, то время подумать о частоте занятий. Обычно репетиторы занимаются с детьми дважды в неделю, но всё индивидуально. Продолжительность урока зависит от возраста ученика, его уровня знаний и цели занятий.

Обсудите пробелы и проблемы ребёнка с родителями и держите их в курсе его успехов. В это же время попробуйте наладить контакт с самим учеником. Со многими своими ученикам, кто уже окончил школу, я продолжаю общаться. На мой взгляд, репетитору стоит быть для ребёнка добрым, но справедливым наставником. Он не должен вас бояться, но обязан понимать, что ему нужно всё то, что вы ему задаёте.

Помните, что, если вам действительно нравится предмет, который вы преподаёте, скорее всего, в него влюбится и ваш ученик. А если грамотно построить программу и придерживаться плана работы, желаемый результат не заставит себя ждать. При этом нельзя забывать, что кто-то улавливает всё с первого раза, а кому-то нужно объяснить правило несколько раз. Учитесь чувствовать рабочий темп ребёнка. Я вот недавно ликовала: мальчик, который пришёл ко мне полтора года назад с оценкой между двойкой и тройкой, получил твёрдую пятёрку на ОГЭ. Победы детей — это всегда и ваши победы.

Как сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов? Этот вопрос задаёт себе каждый 20 выпускник школы. Как ни странно, но итоговое испытание по данному предмету – одно из самых сложных.

Первая причина – большой объём знаний, порядка 500 тем. ЕГЭ по биологии рассчитан на проверку знаний, полученных за 6 лет обучения: курс начальной школы («Окружающий мир» и «Природоведение»), «Ботаника» (изучается в средней школе), а также задания по анатомии и генетике.

Вторая причина – большой разрыв между реальной биологической наукой, которая развивается стремительно, и тем, что преподают в школе. Выпускники, которые готовятся к ЕГЭ самостоятельно и выбирают для подготовки к ЕГЭ актуальные, по их мнению, сборники и учебники, могут не набрать желаемых баллов на экзамене.

Сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов – это целая наука. Кстати, тоже относится и к подготовке в Всероссу по биологии. Наука, которой могут научить только специалисты в области ЕГЭ или подготовки к олимпиадам – это может быть школьный учитель биологии или репетитор. Но, найти хорошего репетитора по биологии непросто. Как подобрать репетитора по биологии? Какие вопросы должны задать родители кандидату в репетиторы?

ПЕРВЫЙ ВОПРОС: «Какое у вас образование?

Однозначно, у репетитора по биологии должно быть профильное педагогическое образование. С одной стороны, он углубленно изучал профильный предмет – биологию, с другой – прошел курс педагогики. Курс педагогики очень важен для будущих учителей. Выпускники такой программы владеют методикой преподавания, умеют объяснять самые сложные темы на простом доступном для детей языке. Педагогов учат налаживать контакт с обучающимися, находить подход и к капризным и ленивым, гиперактивным и детям с определёнными нарушениями.

ВТОРОЙ ВОПРОС: Где вы работаете (работали)?»

Почему важно задать этот вопрос? За последние 30 лет содержание учебников по биологии практически не изменилось, в то время, как биологическая наука ушла далеко вперёд.

Как результат, ученик, занимающийся по новым пособиям с продвинутым преподавателем, может набрать низкий балл на ЕГЭ. Так как в критериях оценивания ЕГЭ по биологии заложены каноны, которые были актуальны 20-30-лет назад. Согласно статистике, именно по этой причине победители вузовских олимпиад, Всероссийской олимпиады по биологии часто не добирают баллы на ЕГЭ. Олимпиадные задания всегда шагают в ногу со временем, так как их формируют преподаватели, ученые – специалисты, которые в том числе занимаются популяризацией новых исследований и открытий.

Поэтому, если вы нацелены набрать высокий балл на ЕГЭ по биологии, выбирайте школьного учителя. Если ваша цель – победа во Всероссе по биологии и получение льготы при поступлении в вуз, отдайте предпочтение репетитору из вуза.

ТРЕТИЙ ВОПРОС: «Сколько лет вы занимаетесь подготовкой выпускников к ЕГЭ по биологии? или Какой у вас опыт работы по подготовке учащихся к всероссийским олимпиадам?»

Репетитор должен хорошо разбираться не только в своем предмете – биологии. Он должен быть знаком с актуальными правилами и процедурой проведения ЕГЭ по биологии. По этой причине родители чаще обращаются к школьным учителям. Школьный учитель биологии знаком с процедурой проведения ЕГЭ, знает задания, в которых выпускники чаще делают ошибки. Все изменения по проведению итоговой аттестации первыми узнают учителя образовательных учреждений. Например, в 2016 году в ЕГЭ по биологии выпускники выполняли 40 заданий. В 2017 году число заданий сократилось до 28, а время наоборот увеличилось с 3 до 3,5 часов. А ещё появились новые типы вопросов: задание со схемой и таблицей, генетическая задача, графические задания и т.д. Как видите, только репетитор, владеющий актуальной информацией, сможет подготовить стобалльника.

Если вы ищите репетитора для подготовки к олимпиадам по биологии, он обязан знать порядок проведения всероссийской олимпиады школьников. А нюансов там много. Так, в школьном и муниципальном этапах чаще попадаются задания школьной программы, а для всероссийского этапа экспертами разрабатываются новые и оригинальные по содержанию задания, опережающие и даже противоречащие школьной программе.

Репетитор, который не первый год, работает с олимпиадниками, знаком со всеми нюансами проведения олимпиады. И часто этим лучшим репетитором оказывается вузовский преподаватель. Кстати, именно вузовских преподавателей привлекают к разработке олимпиадных заданий.

ЧЕТВЁРТЫЙ ВОПРОС: «Как будут проходить занятия?»

Учителя по биологии сходятся во мнении, что к ЕГЭ необходимо начинать готовиться с 8-9 класса. Иначе выпускнику придется вспоминать большой объём информации: ботанику, зоологию, анатомию, экологию и общую биологию. Если, выпускник уже сдавал ОГЭ по биологии и не первый год занимается биологией, для подготовки к ЕГЭ по биологии хватит и двух занятий в неделю. Если биологию решили сдавать только в 11 классе, придется практически заново изучать большое количество материала за год, потребуется 3-4 занятия в неделю. Очень сложно подготовить с нуля стобалльника по биологии за год. Поэтому, такого рода обещания репетиторов должны насторожить родителей.

Занятия должны проходить согласно индивидуальному образовательному плану учащегося. Кстати, при наличии такого плана и родителям будет легче контролировать успеваемость ребёнка.

Обязательно уточните вопрос с домашними заданиями. Репетитор должен задавать много работы на дом, обязательно проверять домашние задания и разбирать на занятиях ошибки.

ПЯТЫЙ ВОПРОС: «Какие УМК и дополнительные материалы вы используете при подготовке к ЕГЭ по биологии? или Какую литературу и интернет-ресурсы вы используете при подготовке школьника к Всероссу по биологии?»

Оригинальная методика – это конечно хорошо, но при этом важно опираться на проверенные и рекомендованные Минобром УМК.

А проверить это просто. Найдите в сети последнюю редакцию федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования. Если предложенного репетитором УМК нет в данном списке, это должно вас насторожить. Из интернет-ресурсов обязательно должны быть упомянуты: сайт «ФИПИ», официальный портал ЕГЭ.

Также и для подготовки к Всероссам: рекомендованные Минобром УМК; методические пособия, издаваемые биологической олимпиадой школьников; методические пособия с вопросами и ответами Всероссийской олимпиады по биологии прошлых лет от крупных издательств (например, Серия 5 колец. Биология. Всероссийская олимпиада от «Просвещения»).

Какие сетевые ресурсы может указать хороший репетитор для подготовки к олимпиадам по биологии? Организаторы Всеросса по биологии рекомендуют использовать задания олимпиады по биологии прошлых лет с официального сайта Всеросса (http://www.rosolymp.ru), с официального сайта Международной биологической олимпиады (www.ibo-info.org). Разделы, посвященные разбору олимпиадных заданий, есть на сайтах крупных издательств. Например, на сайте издательства «Дрофа»: www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/other

ШЕСТОЙ ВОПРОС: «Сколько 100-балльников по биологии вы подготовили? или «Сколько ваших учеников стали призёрами, победителями Всеросса по биологии?»

Статистика – вещь неумолимая. Если ваш репетитор не может похвастаться своими учениками, где гарантия, что он поможет вашему ребёнку. Не поленитесь, спросите телефоны бывших учеников, поговорите с ними.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *