Как начать разбираться в кино?

Возможность научиться этому появилась у екатеринбуржцев на лекции культуролога Анастасии Дзех о том, как анализировать кино.

— Кино — это часть индустрии и произведение искусства, поэтому анализировать нужно технические детали, художественную составляющую и контекст бытования фильма. Важна история (жанр, направление, режиссер, эпоха) и теория (набор подходов и инструментов для интерпретирования фильма). Все это помогает получить объемную картину и понять ее лучше, — говорит киновед.

Публикуем план того, на что нужно обратить внимание, чтобы обсуждение лент не сводилось к дискуссии о том, понравился фильм или нет.

1. Монтаж. Это язык, на котором говорит кино, соединение визуального и звукового в одно целое. Это не просто механическая склейка, а приращение смысла. Членение на кадры это технически сложная работа, поэтому нужно понимать, что то, что мы видим — сознательный выбор режиссера. Через него можно понять, какую эмоцию и какой смысл он хотел передать зрителю. Если мы замечаем отдаление, приближение камеры или фокусировку, нужно подумать, для чего это было сделано, на чем хочет сосредоточить наше внимание автор.

2. Время. Оно может растягиваться и сжиматься. Соответствовать реальному или охватывать годы жизни в зависимости от цели и задачи фильма. Зачастую нам кажется, что фильм затянут. В некоторых случаях, это ошибка режиссера. Но если мы уверены, что картина хорошая, значит, таким образом до нас хотели донести какую-то мысль. Нужно подумать, как можно было бы сделать фильм короче, какое настроение может передать, какая сюжетная линия развивается. Другой вариант — когда кино развивается динамично. Самый понятный, но неинтересный пример этого — боевики, в которых герой должен обезвредить бомбу, и нам показывают таймер.

3. Визуальная составляющая. Первый пункт — сет-дизайн. Это все вещи, автомобили, архитектура, мебель, украшения, которые формируют фильм. Отсутствие таких вещей там, где они должны быть (если мы не понимаем, к какому времени относится сюжет) говорит о том, что ситуация и герои могли возникнуть в любое время, о «вечности» сюжета. Обратить внимание нужно на освещение и цветовой символизм, внешний вид персонажей, повторяющиеся символы.

6. Закономерности драматургии и природа конфликта. Мы все со школы знакомы с трехчастной структурой произведения: завязка, кульминация, развязка. Составляющих нарративного фильма немного больше: пролог, экспозиция, завязка (вспышка интереса, триггер), развитие действия, перипетии, кульминация (обязательная сцена, в которой все решается), развязка и эпилог. Соотношение частей задает темпоритм, показывает развитие персонажей, напряжение. С помощью конфликтов развивается действие.

7. Конфликт внутренний и внешний. Бывают межличностный (есть почти во всех фильмах), внеличностный (с системой, институтами, стихией, обстоятельствами) и экзистенциальный (острый кризис личности, конфликт с миром) конфликты. Если в литературе нам дают описание того, что герой чувствовал во время определенного действия, то в кино так сделать нельзя. Зачастую также внутренний конфликт показывают на примере внешнего. Нужно задуматься, как решаются эти конфликты, как они устроены. Обычно то, как, в чью пользу решается конфликт, говорит о позиции автора, о его мировоззрении и посыле.

8. Идеология. То, что рождает самые горячие споры и заставляет зрителя примерять ситуацию на себя.

Какие ошибки при просмотре кино мы совершаем: ждем правдоподобия, не принимаем инаковость (или другой способ разрешения конфликта), возвышаем арт-хаус и принижаем массовое кино (на самом деле, арт-хаус отличается тем, что выходит в ограниченный прокат — режиссер дает себе отчет в том, что его работу примут не все).

Так же киновед не рекомендовала выбирать фильм для просмотра, опираясь на зрительские рейтинги, а также по трейлерам и книгам (это разные произведения искусства, логично, что они отличаются). Лучше ориентироваться на деятельность конкретного режиссера, актера и мнение кинокритика или подбирать похожие на то, что уже нравится, фильмы.

Как правильно выбрать фильм на выходные, поддержать разговор о кино и показать друзьям, что вы в нём разбираетесь? Советует Наталья Серебрякова.

Изучайте рейтинги

Первый, самый простой способ узнать перед походом в кино, хороший ли фильм, — заглянуть в его рейтинг на IMDb или «Гнилых помидорах» (Rotten Tomatoes). Как правило, российские премьеры проходят уже после мировых (изредка — одновременно), и к этому времени на указанных сайтах уже есть информация о средней оценке фильма у зрителей и у кинокритиков. IMDb — крупнейшая интернет-база данных о кино в мире, которая подсчитывает рейтинг фильмов на основании оценок зарегистрированных пользователей (где 1 — «плохо», 10 — «шедевр»). «Гнилые помидоры» — сайт, который генерирует рецензии кинокритиков и подсчитывает рейтинг фильма на основании оценок кинокритиков (но есть и пользовательская голосовалка). Интересна система оценки: звание «свежих помидоров» присваивается хорошему фильму, «гнилых» (по аналогии с тем, как в театре постановку закидывают гнилыми помидорами) — плохому. Но рейтинг выводит скорее некое среднее мнение, которое может не совпасть с вашим личным вкусом. Например, однажды на IMDb поклонники фильма «Тёмный рыцарь» Кристофера Нолана провели целый флэшмоб по положительному голосованию (благодаря этому фильм по-прежнему лидирует в списке лучших фильмов в истории кинематографа). В этом году «Паддингтон-2» получил самый высокий рейтинг на «Гнилых помидорах» от критиков — 100%, а от обычных зрителей — 89%. И, возможно, это справедливо. Но ведь далеко не все взрослые зрители захотели бы пойти на этот фильм.

Читайте рецензии

Здесь же, на «Гнилых помидорах», можно выбрать рецензию, которую можно почитать о фильме. Но чтение специальных киноизданий типа Variety и Indiewire — это уже высший пилотаж. Если процитировать где-то в компании, что сказал о фильме Ричард Броуди (бородатый американский кинокритик), то вообще можно сойти за синефила. Поэтому читать можно рецензии и на русском языке. Постепенно у вас появятся любимые авторы, мнению которых вы будете доверять. Также, читая чужие мысли, можно научиться лучше формулировать свои запросы и понять, чего именно вы ждете от кино.

Зарегистрируйтесь в социальных сетях о кино

Есть хорошая платформа для просмотра кино онлайн — MUBI. Здесь можно посмотреть фильмы как платно, так и бесплатно. Но также MUBI — это и удобная социальная сеть, в которой киноманы не только общаются, но и ставят оценки фильмам, составляют собственные тематические топы, пишут собственные мини-рецензии. (У MUBI также хорошая авторская база, здесь можно почитать интересные статьи и редкие интервью.) Как в любой социальной сети, здесь можно френдить друг друга. Но есть один минус. Раньше MUBI автоматически показывало, какую оценку поставили тому или иному фильму ваши друзья, и от этого можно было отталкиваться в своем решении смотреть или нет этот фильм. Сейчас, к сожалению, эта функция пропала. Другая похожая социальная сеть — Letterboxd. Невозможно быть киноманом и не черпать новые знания из подобного рода источников. Не забывайте и про паблики Кино ТВ, в которых есть информация обо всех важнейших премьерах.

Ставьте оценки фильмам

Для того, чтобы помнить, что вы посмотрели и какого мнения остались о фильме, ставьте оценки (на IMDb, MUBI или Letterboxd). Так вы будете видеть, что в этом месяце вы посмотрели, к примеру, 20 фильмов, из которых 5 было «супер». Такое оценивание очень удобно для того, чтобы каталогизировать свои впечатления. В конце года для вас будет очевидно, какие фильмы вам понравились больше других.

Читайте списки

Говоря о конце года, невозможно не упомянуть пресловутые списки или топы, которые составляют кинокритики и киножурналы. Самым влиятельным списком среди киноманов считается итоговый топ французского культового журнала Cahier du Cinema. Следом идут топы журналов Cinemascope и Filmcomment. Но почти все российские кинокритики также ежегодно составляют списки лучших фильмов за год. Среди этих названий можно выбрать то, что вас заинтересует. А можно просто брать и отсматривать список с первого до последнего пункта — так делают настоящие киноманы. Следует также упомянуть и тематические списки — «лучшие фильмы о путешествиях», «лучшие фильмы 1983 года», «лучшие фильмы Райнера Вернера Фассбиндера». Именно так можно выбрать фильм на выходные, когда вы, например, знаете, что хотели бы посмотреть фильм о любви (или фильм о лаке для волос).

Составляйте списки

Следующий этап становления опытного кинолюбителя — попробовать составить список самостоятельно. Это может быть как список лучших фильмов за год, так и просто отсмотренных за месяц, а может быть топ-10 лучших фильмов вашего детства. Не бойтесь высказывать свое мнение, выкладывайте свои списки в социальные сети. Это придаст вашим знаниям о кино структурированности и добавит плюс в глазах друзей-киноманов.

Следите за премиями и наградами

Знание о том, имеет ли фильм или режиссёр «Оскар» или «Пальмовую ветвь», безусловно, пригодится в выборе. Поэтому любой киноман следит, как правило, хотя бы за двумя кинособытиями: «Оскар» — в феврале или марте (когда американская киноакадемия награждает лучших из лучших) и Каннский кинофестиваль в мае. Наверное, не нужно объяснять, что «Оскар» — это более мейнстримовая награда, которая предполагает поход в кино с попкорном, а Каннский кинофестиваль нацелен на арт-зрителя. Но всё же хорошо держать нос по ветру по всем фронтам. Обычно также на постере фильма указаны награды различных фестивалей — Сандэнса, Локарно, Венеции и так далее. Такой значок с наградой говорит о том, что фильм с большей вероятностью окажется хорошим (чем тот, который без наград).

Следуя этим простым советам, постепенно можно стать не только подготовленным зрителем, но и авторитетным кинознатоком. И у вас больше не будет проблем с выбором кино: фильмы сами будут сыпаться на вас, как из рога изобилия, а вы будете искусно лавировать в тоннах информации.

Фильмы нас развлекают, обучают, радуют и воспитывают лучшие качества. Но что отличает хороший фильм от плохого? Что делают режиссеры, что нас так затягивает в происходящее на экране? Делюсь с тобой простыми способами, как начать разбираться в кинематографе.

Смотри критически

Критический просмотр означает, что ты осмысливаешь фильм и повышаешь свой опыт за счет него. Это также означает, что ты понимаешь сложный «язык» ленты, условности, коды и символы. Порой мало просто просмотреть полтора часа фильма, нужно еще и понять контекст, как он снимался и какие средства использовал режиссер. При этом абсолютно любой человек может изучать методы и структуру кино, неважно, старый ли это фильм, или новый и снятый для VR 360.

Выбирай осмысленно

Бери на вечерний просмотр только те фильмы, которые действительно достойны потраченного времени. Не гонись за нашумевшими новинками с сильными маркетинговыми кампаниями, вполне возможно, что потраченные бюджеты на рекламу никак не соответствуют реальному качеству фильма. Обращай внимание на то, какая компания была ответственна за фильм: маленькая независимая студия или крупный холдинг? Узнай, не является ли фильм продолжением, сиквелом, ремейком другой работы? Нет ли других версий этого же сценария? Следи за тем, какие награды фильм получил, или на что был номинирован.

Во время просмотра задумывайся о том, как можно вкратце пересказать историю главных героев, как описать место и время действия. Сконцентрируйся на том, что подчеркивает автор, какая играет музыка, с какого угла сняты те или иные сцены. Поищи связи между диалогами.

Если не хочешь думать о том, что же посмотреть сегодня вечером, – на помощь придут телеграм-каналы. Например, @micmacs регулярно пишет остроумные заметки и рецензии на кино самых разных жанров и составляет путеводители по новинкам. Не отстает от новинок и канал @moviehorse с обзорами горячих премьер. А вот авторский канал киноведа Александра Павлова @guilty_pleasure знакомит читателей с культовыми фильмами, которые непременно нужно увидеть в своей жизни хотя бы раз.

Ищи глубже

Платформа YouTube – несомненно идеальное средство для того, чтобы научиться отличать хорошее кино от плохого. Один из самых известных каналов для любителей кино – Every Frame a Painting. Он давно не обновлялся, но архивы доступны, и их действительно стоит посмотреть каждому. Автор канала рассматривает кинофильмы с точки зрения композиции, света, обработки, цветовой гаммы и музыкального наполнения, которые в сочетании делают сцены захватывающими. У большинства роликов доступны субтитры на русском языке. Это видео с разбором фильмов франшизы Марвел набрало почти шесть миллионов просмотров, и в нем автор подробно рассматривает параллели между «Капитаном Америка», «Железным человеком» и даже «Человеком-муравьем».

В фильмах бывает достаточно скрытых деталей и «пасхалок», которые ты можешь не заметить при первом просмотре. В таком случае дополни впечатления от просмотренного кино роликами с канала Now You See It. Автор разбирает серии фильмов на определенные тематики, ищет тропы и паттерны, рассказывает о правиле «золотого сечения» в кино и даже объясняет, чем так важно появление шахмат в кадре.

Следи за критикой

Вся кинематографическая критика чрезвычайно субъективна, и не существует единого и правильного списка «100 лучших фильмов». Качество кино трудно оценивать количественно, но критики, рецензенты и фанаты регулярно делают десятки списков. Есть оценки по 5-балльной шкале, по процентам, количеству «гнилых томатов» и классические лайки-дизлайки, которыми люди обозначают, насколько хорош фильм. Запутаться легко, но к счастью, популярные сервисы вроде Кинопоиска сейчас сводят в одно информацию с разных сервисов и отображают оценки в разных странах и в разные месяцы.

Не бойся спойлеров

Некоторые заявляют, что спойлеры портят удовольствие от просмотра, но на самом деле, чем больше ты переживаешь, что главный герой может внезапно погибнуть, тем меньше восторга! Заранее известные финалы не гарантируют, что загадку ты тоже решишь легко и быстро. Так что не бойся читать чужие отзывы, тем более, что в 2017 году большинство рецензентов научилось отмечать, что в тексте содержится информация о ключевых сюжетных поворотах.

Бери камеру в руки

Разумеется, все трудности ремесла ты осознаешь, только когда сама примешься за съемки. Заведи свой видеоблог! Начни с простых трехминутных сценариев, распиши, как будешь снимать, разрисуй раскадровки. Тебе не нужна дорогущая камера, достаточно и обычной в смартфоне. А современные программы позволяют осуществлять простой монтаж, даже не обладая специальными навыками. Работая со светом, накладывая фильтры и музыку, ты быстро начнешь вникать в нюансы того, как сложно выстраивать грамотную картинку, которая захватит тысячи зрителей.

Добавить в избранное

Поделиться

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *