Как начать писать?

Здравствуйте, на связи Георгий Кесов. Сегодня вы узнаете, как написать книгу — с чего начать, и каков пошаговый план действий. Теперь у начинающих писателей не будут возникать вопросы на эту тему!

Также обязательно ознакомьтесь со статьёй: «Как издать свою книгу за счёт издательства».

Важно: если считаете, что новичку нужно просто сесть за компьютер и моментально получится «шедевр», то вынужден разочаровать — так не бывает.

А набивать кучу шишек в самом начале не хочется. Неудачи снижают мотивацию, особенно у начинающих авторов.

Лишь имея чёткий план написания книги можно быть уверенным, что получится хорошее произведение.

Перейдём к первому шагу!

Как написать книгу: с чего начать, план

Как написать книгу: с чего начать, план

Шаг 1: Попрактикуйтесь

Понимаю, хочется рваться в бой. Но начинающим сложно приучить себя писать регулярно (поверьте, для создания книги это понадобится!).

Параллельно нужно улучшать навыки — ведь умелым автором не рождаются, им становятся.

Предлагаю решение: для развития самодисциплины, и накопления опыта идеально подходят рассказы. Написание занимает мало времени (по сравнению с целой книгой). А закончив один, захочется начать следующий.

Напишите 5–6 рассказов, и приступайте к шагу №2.

Шаг 2: Определитесь с идеей

Идею для книги придумать легко. Повсюду интересные задумки. Увидели на улице двух дерущихся котов? Отличный вариант! Опишите, как они обрели сверхразум, благодаря секретным экспериментам, и теперь хотят поработить человечество. Но не намерены делиться друг с другом властью, поэтому схлестнулись за право владеть миром.

Ну это больше шуточная идея (запатентую её!), но смысл понятен.

Либо черпайте вдохновение из мира кино/литературы. Запомните: заимствовать какие-то элементы — не значит воровать! (если не целое произведение позаимствовали, конечно).

Либо воспользуйтесь генератором сюжета для книги. Благодаря ему появится множество новых идей + он поможет придумать сюжет!

Шаг 3: Составьте план книги

Идея и сюжет готовы. Теперь самое сложное — составление общего плана.

Это долгий процесс — у новичка могут уйти месяцы. Это нормально, не волнуйтесь.

Здесь нужно придумать и подробно описать персонажей: имена, внешность, психологические портреты, одежду, цели и т. д.

Важно придумать, в каких локациях будут происходить события романа. Выделите основные детали.

Затем нужно составить краткое, но последовательное описание ВСЕХ событий в произведении. И разбить на главы.

Если в произведении широкие временные рамки, нужно составить ленту событий. И указать даты/небольшие описания важных моментов.

Как написать книгу — с чего начать, план

Шаг 4: Составьте план для каждой главы

Из названия понятно, что нужно делать дальше. Вот мои рекомендации:

  • Укажите, какие персонажи будут задействованы в каждой главе.
  • Укажите локации по той же схеме.
  • Разбейте главы на сцены.
  • Добавьте оставшиеся детали, которые могли до этого упустить.

Шаг 5: Пишите!

Вы славно потрудились, поздравляю!

Теперь, когда составлен план написания книги, можно приступать к действиям (хотя подготовительный этап уж точно бездействием не назовёшь).

Рекомендую использовать следующий подход: пишите, не обращая внимания на ошибки в тексте. Почему? Просто если начнёте думать, что использовали неподходящее слово, не поставили запятую, неправильно написали слово и т. д., это может сбить вас с мысли. Ведь мало кто хочет навредить собственному творческому процессу, верно?

Запомните: сначала пишите, а в конце редактируйте!

И не думайте, что постоянно будете полны вдохновения и энтузиазма. Да, план поможет, но текст за вас не напишет.

Будут возникать моменты, когда захочется бросить писательство. Иногда будет не получаться. Но ВСЕГДА помните, ради чего «творите»!

Пример: я пишу эту статью уже несколько часов. Не скажу, что сейчас испытываю восторг. Но когда закончу, отредактирую и опубликую её — буду гордиться собой.

И вы будете гордиться собой, когда напишете первую книгу!

Шаг 6: Отредактируйте текст

Мы приблизились к финалу — остался последний штрих.

Но сначала советую отложить произведение на несколько дней в сторону. А когда вернётесь к нему, сразу увидите недочёты, которые могли упустить, если бы сразу приступили к редактуре. Убедился на собственном опыте!

Исправляйте штампы, слова-паразиты, канцеляризмы, тавтологию, орфографические/пунктуационные/стилистические ошибки и так далее.(Могу порекомендовать для этого волшебный сервис, сам им пользуюсь!)

Не сильно увлекайтесь на этом этапе! Если страдаете перфекционизмом, можете так полкниги вырезать.

Помните: нужно делать качественно, а не идеально!

Итак, вы узнали, как написать книгу, с чего начать и каков пошаговый план действий.

Не бойтесь — этапы могут показаться пугающими, потому что смотрите на них «в целом». Разбейте план на маленькие задачи/подзадачи, тогда станет гораздо легче.

Кстати, если пользуетесь смартфоном, вам пригодятся приложения для написания книги. Ведь вдохновение может настигнуть в любом месте!

Если понравилась статья, прошу сделать репост в соц. сети.

  • Tweet
  • Share0
  • Pocket
  • 0
  • Войдите, чтобы голос был засчитан

Предыстория: «Параллельная» мечта к фантастическим мечтам

Я всю жизнь хотела быть писателем.

Писателем фантастических романов, таких умных, что от них заворачивается в улитку мозг, и таких душевных, что, закрывая последнюю страницу, сладко щемит сердце – и руки сами тянутся за продолжением.

Но это желание шло «параллельно» всем остальным моим жизненным планам, нигде особенно с ними не пересекаясь: закончить на отлично школу, поступить в престижный университет и тоже закончить с отличием. Стать космонавтом. Полететь в космос. (Сюрприз)))

Как я написала первую книгу. И какие ошибки лучше не повторять

Не такие уж мои амбиции оказались фантастическими: первые два пункта я выполнила с одержимостью зубрилки. А вот третий оказался полностью и абсолютно провальным. Не то место, не то время, и не тот исполнитель.

Я писала книги, пока училась в школе. Фантастически истории, главной героиней которых отважная путешественница по Вселенной, живущая в не очень далеком и очень интересном будущем. Писала, но никогда не заканчивала. Во-первых, не получалось, во-вторых – важным казалось «писать», а не «написать».

В первый же месяц занятий в университете – техническом до ломоты в зубах (я училась на ракетостроителя) – я увидела объявление о собрании литературного кружка. Пришла «посмотреть», и так там и осталась. Нас было человек двадцать – в разном составе в разные годы. Мы все писали стихи, или романы, или просто любили читать хорошую литературу. Мы участвовали в литературных конкурсах и побеждали, а один парень даже перевелся на литературоведа в другой университет. Все это было интересно, и полезно, и круто. Но за пять с половиной лет учебы я так и не написала свою Книгу. Времени не было. И в то же время уже очень хотелось сделать законченное произведение (то самое мудрое и волшебное, от которого «мозги в улитку»).

А зачем учеба закончилась, и оказалось, что я этому миру не только как космонавт, но и как ракетный инженер не нужна. Удивительного тут ничего не было. Еще на третьем курса я протерла розовые очки и поняла, что мой супер-план провалился, и нужно искать работу «не по специальности». Но полное осознание «накрыло» меня после выпуска. – Ни работы. Ни опыта работы, лишь пара статей в журнале да самиздатовский сборник стихов. Ни желания что-либо делать со всем этим, как и со своей жизнью. Моя мечта умерла, и я по ней скорбела.

Скорбеть мне помогали фан-фики по Гарри Поттеру, низкопробная фантастика всего портала СИ, и внезапно открытые мною форумы литературных ролевых игр. Странно вспоминать этот период своей жизни. Странно, что я из него ничего почти не помню. Словно подсознание взяло большие ножницы и вырезало полгода из памяти – как нечто ненужное. Это была моя основная эмоция тогда: я никому не нужна. Ни я, ни мои фантазии.

Жизнь без работы у мамы на кухне закончились, когда меня все-таки на работу взяли. «Стажером», без оплаты труда. И продолжилась жизни у мамы на кухне, но уже как бы с работой. Ещё полгода до первой зарплаты – я согласилась на такие условия, начитавшись бизнес-книг. (Оглядываюсь назад и думаю: это же надо было такой дурочкой быть…). Потом мне все-таки начали платить, что было хорошо. Еще чуть позже – я поступила в аспирантуру, пытаясь не бросать при этом работу. Зачем-то. Жизнь превратилась в странный коктейль из «престижная должность, перспективный стартап, но вот прямо сейчас платят там копейки», «аспирантура, которая утратила научный смысл в первый же год учебы», «фриланс, потому что жить на что-то надо» и навязчивая, приводящая в отчаянье невыполнимостью, задача «Я пишу Книгу».

Есть и другой космос: Уволиться, чтобы писать.

Пару лет назад я переезжала. И, распаковав все свои тетради, блокноты и папки, набитые набросками Книги, села и расплакалась. Их было очень много: как объектов. И очень мало: по количеству информации. Хуже того, когда я попыталась их перечитать, записи повторялись – я «сочиняла» одно и то же, просто забыв, что уже думала об этом. Вновь и вновь писала первую главу – варианты отличались, конечно. Но суть не менялась: вторая глава так и не появилась. Я сочиняла наброски, первые главы и «идею» пять с половиной лет.

Втройне обидно оттого, что Первую Книгу я на самом деле написала за пару месяцев. Прострадав одну треть своей жизни из-за того, что я не могу ее написать – сначала абстрактно, просто как Книгу, потом конкретно — Эту Книгу. Выворачивая себе душу и расписание дел тем, что не могу найти время на то, чтобы вот сесть — и написать. Обвиняя весь мир в том, что он якобы не позволяет мне делать то, о чем горит моя душа: когда есть время – нет сил, они все высосаны работой или учебой. Когда есть силы – нужно мчаться выполнять что-то «делегированное».

Как я все-таки нашла время и силы? Я уволилась.

Сначала закончила аспирантуру. Едва-едва «отбрыкавшись» от того, чтобы не быть привязанной к институту и безумному научруку до конца своей (или его) жизни. Потом – принялась страдать из-за того, что «перспективная» работа превратилась за время моего отсутствия «на учебе» в черт знает что.

Я пошла к психологу. С совершенно другими запросами. Понятия не имея, чего хочу. Пока на одной из встреч не начала ей жаловаться, как все бестолково на работе – и она вдруг спросила, а почему я не уволюсь? А почему, собственно? Мне было страшно. Просто страшно сказать «я ухожу». Мы с ней отрепетировали, что я говорю шефу. Как я говорю. Какими словами и с какой интонацией.

Через полтора часа я уволилась за «деловой беседой» в паршивом кафе: воздух здесь был серым от сигарет и от выхлопных газов с автовокзала, и не прекращая крутили шансон. На вопрос шефа «зачем?», объяснила, что буду писать Книгу. Что у меня депрессия, из-за того, что я не делаю самого важного в своей жизни: не пишу.

А потом, вернувшись домой, я поняла, что все время, все годы моей жизни после окончания университета, это было правдой: я не пишу – и поэтому я страдаю.

Я не стану космонавтом и не стану человеком, который изобрел гипер-двигатель, я это приняла. Но я могу иначе открывать иные миры. Создавать их. Писать про них, жить в них. И вот этого единственного, самого важного в своей жизни я не делала. Почему-то.

Писать для меня – это настолько же важно и ценно, насколько когда-то было важно и ценно пытаться проложить дорогу в космос. Но самое главное, здесь всё зависит от меня: не от эпохи, государственных дотаций, уровня технологии или гендерных заскоков общества. Я могу это сделать – и хочу всем сердцем. Так почему бы и нет?

Чудная планета писательских курсов

И я решила не только писать, но и учиться ремеслу писателя.

Сейчас в сети много отличных материалов на русском языке. Но 8 лет назад не было ничего – разве что Кинг и Бредбери, чьи книги о писательстве вдохновляющие, но относятся скорее к мемуарам, чем к учебникам.

Никто этому не учил. И вот – о, полный синхронизмов мир! – на столбе напротив моего дома появилось большое объявление. Некий неизвестный Центр набирал на курсы писателей. Оплату вносить – за весь годичный курс сразу.

Я очень хотела.

Я уговорила маму подарить мне этот курс. Все заработанное фрилансом уходило «впритык» на квартиру и еду. Я верила, что это мой ключ к будущему успеху. Золотой ключик, который откроет прежде запертые отделы мозга, и полные вдохновения слова польются из меня рекой. А вместе с ними – контракты с издательствами, деньги, мировая слава и Нобелевская премия по литературе.

Курсы оказались ужасны.

Пожалуй, даже нет – ужасны в квадрате.

Вести уроки приглашали замшелых старичков из союза писателей Украины, которые пользовались этой возможностью, чтобы первый час делиться с нами своей скучнейшей биографией, а второй – пытаться нам продавать свои книги. Тоже ужасные.

Деньги возвращать нам отказались.

Из двух групп учеников до конца года дошло два человека – я и еще одна столь же настырная девушка. В сертификате, который мне выдали, моя фамилия была написана с ошибкой.

Но все же, из всего этого зря потраченного времени, я вынесла два важных выводах:

  1. Стилистика – это не писательское мастерство.
  2. Я уже знаю о писательстве в разы больше замшелых дядечек из «Союза». И, более того, могу этому учить.

С последним – очень странное открытие оказалось. Где-то в это время я еще надеялась получить от курсов полезное и начала возмущаться полным отсутствием учебного материала. На что получила ответ, что цель курсов – «передать опыт» (потому что писательству нельзя научить, что ли?), и встречный вопрос: «о чем же вообще на писательстве рассказывать?». А когда я потребовала – про сиквелы, «темный момент», построение кульминации, выяснилось, что эти слова знаю тут только я. В итоге, часть урока я пересказывала образовательные фрагменты из блога Джима Батчера.

Так что, курсы я закончила с одной стороны с огромным чувством разочарования – за потраченные мамины деньги и мое время, и в то же время надеждой: я и сама могу научиться всему, что нужно. Благо, есть Сеть. А в сети – бесплатные библиотеки с огромной выдачей по запросам «writer» и «how to write».

Как написать книгу за 14 дней. Но на самом деле за год и три месяца.

Я насобирала гигабайтную базу такого рода книг. Большая их часть, как выяснялось, относилась к грамматике, другая – к журналистике, третья — к сценарному мастерству. Но, пожалев удалять все загруженное скопом, я решила однажды перебрать свои «богатства». И наткнулась на книгу, которая перевернула все мое мировоззрение. Конспект, этой книги я и сейчас периодически просматриваю.

Называлась она «Как написать книгу о чем угодно за 14 дней» (How To Write A Book On Anything In 14 Days by Steve Manning). В ней тоже не было про конфликт, сюжет и «темную середину».

Самое главное, что в ней было – это мировоззрение:

  • Книга – это среднесрочная задача, а не проект длиною в десятилетие (или даже жизнь).
  • Книга – это дело, его можно спланировать и выполнить, не превращаясь в алкоголика ради вдохновения (таков был совет одного из «писателей» на курсах – выпить, если никак не пишется).
  • И что бы ты ни писал – фантастику, руководства или мемуары, это можно делать быстро, эффективно, а главное – содержательно.

Содержательность — вот второй момент, который «взорвал мне мозг». Казалось бы, все просто – если я пишу, то я пишу «о чем-то». Но я вдруг поняла, что у меня в моих прежних незаконченных книгах, как у тех графоманов, чьи фантазии я съедала в периоды депрессий, на страницу текста приходится очень мало информации. Просто я ее не знаю еще, чтобы записать – и «изобретаю» в процессе. Но это не писательство. Это растекание мыслью по древу.

В книге должно быть содержание. И если ты его не знаешь до того, как садишься набирать первый черновик – книги просто не будет. Будет либо никому ненужный набор размышлений – в нехудожественной книге, либо мечты, компенсирующие то, как тебе сейчас нехорошо живется – в книге художественной.

Чтобы не быть голословной: Стив Мэннинг вводит идею «значимого элемента». «Значимый элемент» — это кирпичик смысла – действие, реакция, описание, размышление и т.п. Если фрагмент можно убрать из главы – значит это не значимый элемент, если нельзя, и при изъятии его глава «рассыпается» — значимый.

  • В одной главе книги (художественной или нехудожественной) – должно быть от 7 до 18 значимых элементов (в зависимости от жанра), «идеал» (по Мэннингу) – 15.
  • В журнальной статье – 3-4 значимых элемента
  • В газетной статье… ни одного.

Значимые элементы продумываются и выписываются ДО того, как садишься набирать текст.

Единственный рецепт против писательского блока, нехватки времени, прокрастинации и иных самосаботажей – это знать свои «значимые элементы». А продумывать их можно и в транспорте, и в спортзале, и даже во сне.

Мастер Лабиринта

«Мастера Лабиринта» — мою книгу Книг, над идеей которой я страдала более 5 лет, я написала за три летних месяца. Один месяц – план, а точнее – «сбор» тех самых значимых элементов, два – набор первого черновика, три (уже осенью) – редактура.

Суммарно, вся посвященная «Мастеру Лабиринта» работа заняла ровно 1 год. Еще 6 месяцев были «до» стадии плана, когда я занималась всякой фигней, следуя советам странных советчиков (например, «напишите анкеты персонажей», «сначала продумайте политическую структуру своего фантастического мира», и т.д. и т.п.). (Отчеты по работе над книгой я вела вот в этой цели в Smartprogress)

Я наделала в своей первой книге много «писательских» ошибок.

Главная – ошиблась в том самом планировании, которое стало для меня спасением. Где-то умудрилась не то насчитать и итоговая книга получилась в 2 раза больше, чем допускает жанр – и чем я собиралась ее делать. И это обнаружилось в самом конце работы. Тогда я решила «и так хорошо». Попыталась предложить книгу издательствам – и поняла, что нужно сокращать. Поэтому, спустя два года (и еще одну книгу) вложила в следующую редактуру 262 часа своего времени (что тоже оказалось почти ровно 3 летних месяце), и все-таки сократила «Мастера» в 2 раза. От чего, по-моему, книга стала лучше. (Отчеты о процессе редактирования тоже велись в отдельной цели)

Честно говоря, читателям в большинстве своем, «Мастер Лабиринта» совсем не нравится. Да и мало их у меня очень. С одной стороны, это очень специфичная по жанру история (моя ошибка номер три): фантастика, постапокалипсис и чуть-чуть сюрреализма. С другой — рекламой и продвижением своих книг я (пока что) не занимаюсь.

«Мастера Лабиринта» можно бесплатно почитать на ЛитРесе

Но «Мастера Лабиринта» я люблю больше всех иных – сейчас у меня есть три готовых художественных книги и еще три «половинки», находящиеся на разных стадиях редактуры. «Мастер» был моим университетом – создавая его, я училась, как писать. Но главное, эта работа стала моей путеводной нитью из лабиринта, в который я сама себя загнала: лабиринта из «хочу писать – но…».

Я как-то прочла фразу о том, что нельзя научиться писать книги – можно научиться писать только ту книгу, которую ты сейчас пишешь. Она справедлива лишь частично: каждая история уникальна. Каждая требует своего подхода и своей стратегии – ведь не только история, но и жизненные обстоятельства автора меняются. Но все-таки, писать научиться можно. Я не знаю, сколько нужно времени, чтобы стать мастером экстра-класса – наверное, вся жизнь. Но чтобы выйти из толпы графоманов и наконец, закончить то, что ты много лет мечтаешь рассказать миру и сделать это качественно – для этого достаточно одного лета.

Со времени того ужасного курса по писательскому мастерству прошло уже 7 лет. На протяжении этих 7 лет я более-менее регулярно занималась писательским самообразованием: читала англоязычные книги, делала конспекты, и «примеряла» новые знания на свои истории. Пришлось переработать много шлака, к сожалению. Советов и принципов, которые или вообще не работают, или работают только для того, кто их придумал. Но за то я научилась чувствовать, что «работает» для меня и это очень кайфовое чувство – чувство самопознания.

Своей системой написания книг я делаюсь на сервисе smartprogress.do время от времени, проводя там платные и бесплатные курсы. Конспектами прочитанных книг – в цели «20 книг по писательскому мастерству», число рецензий в которой уже давно перевалило за 20. Впрочем, часто рецензия сводится до «эту книгу не стоит читать».

Среди моих рабочих проектов – написать книгу по планированию и редактуре романов, чтобы суммировать свой опыт и свои знания, и книгу по креативному мышлению – то же самое, но для нехудожественных книг (их у меня тоже несколько).

Суммируя опыт

  • Если вы хотите писать книги – пишите книги. Никакая доходная работа, перспективная карьера или счастливая семейная жизнь этого не заменят. Используя сравнения психологов: если хочется селедки, сколько бы сладкого не съел – все равно хочется селедки.
  • Если вы хотите писать книги – пишите книги. Никакой блоггинг, написание статей или работа журналистом этого не заменят. Хуже того – истощат, когда хочется-то «селедки».
  • Если вы хотите писать книги – пишите СВОИ книги. Я за 7 лет выяснила, что, оказывается, очень больно работать «литературным негром» (т.е. за деньги притворяться, что это написал заказчик, а не ты). Просто… не нужно этого.
  • Чтобы написать книгу нужно гораздо меньше времени и усилий, чем вам может казаться. Но это «длинный забег» — может быть на один месяц, может быть на полгода.
  • Если вы не можете выделить в день 1,5-2 часа на работу над книгой – каждый или почти каждый день – то ничего у вас не получится. К сожалению. Это работа, которая требует постоянного «включения» в процесс. Плюс в том, что психологические механизмы такого «включения» и постоянного «горения» изучены, а приемы опубликованы.
  • Книга – это проект. Проекты требуют планирования. Даже если от идеи планирования вас тошнит, то вы должны хотя бы знать в котором часу садитесь за работу и каков должен быть общий объем произведения (а то можно потом еще три месяц с кровью и плачем отрезать 50% текста, и все равно останется много).
  • Книга – это проект. Проекты требуют стратегии и постоянного выбора. Если вы не можете решить, для кого пишите; не можете четко назвать жанр, основную идею и конфликт – вы обречены до бесконечности сочинять нечто бесструктурное, неинтересное и, в лучшем случае, обескураживающее.
  • Писать книги можно научиться. И учиться нужно в процессе работы над своей историей, а не выполняя придуманные кем-то другим упражнения. Во взрослом мире работает только «проектное» обучение.
  • Писать книги можно научиться – и нужно учиться. Но к выбору у кого и чему учиться следует подходить очень осторожно. Сейчас на русском языке есть много хорошей литературы, и, что еще лучше, англоязычная хорошая литература по писательству переводится оперативно. Но на рынке постоянно подменяют понятия «писательское мастерство», «стилистика», «креативное письмо», «сценарное мастерство», копирайтинг и т.д. В результате, в качестве «писательских» советуют Нору Галь, Джулию Камерон или «Спасите котика». Это хорошие книги. Но они «из другой оперы».
  • Крутую историю будут читать и любить, как бы коряво она ни была написана – даже с грамматическими ошибками. А вот серую пресность с Мэри Сью в главной роли никто читать и любить не будет – даже если стиль в такой книге «блестит и фыркает». Поэтому в фокусе следует держать историю (или пользу – для нехудожественной книги), а не правильность и красоту изложения.
  • Ничто так не помогает в прогрессе над книгой, как учет сделанного. Достаточно короткой записи и своих впечатлений о проделанной работе. Я регулярно фиксирую сколько я написала и как много это заняло времени. Видеть прогресс приятно. А знание времени исполнения каждого этапа работы нужно для планирования следующих книг и вне-писательского времени.
  • Ничто так не помогает в работе над книгой как друзья. Я скептично отношусь к бета-, гамма- и т.д. ридерами, а тем более – выкладкам незаконченного произведения. Но когда есть друзья-писатели, пусть даже они живут на другой стороне мира, — это вдохновляет. Даже если вы обмениваетесь всего лишь лайками к постам — вы видите путь друг друга, страхи, сомнения, находки, достижения и успехи. Вы знаете, что не одни.
  • Литературные игры помогают. Как я писала выше, я одно время «залипала» на них, компенсируя игрой то, что совсем не пишу. Тем не менее, если подходить к играм осознанно, как к развивающей среде, они «прокачивают» именно те писательские навыки, которые у вас слабее всего. На Smartprogress такие игры регулярно проводит Кристина (под игры она ник меняет) – они называются «Волшебный Пендель» и предназначены специально для писательской братии. Еще там можно найти друзей 🙂

Папирусу Присса приписывают фразу: «Дети перестали слушаться своих родителей, каждый хочет написать книгу. Конец света уже близок.» Скорее всего, жалобу эту придумали гораздо позже, чем три тысячи лет назад. Впервые она упоминается в американских журналах 1908 года. В любом случае, истина «каждый хочет написать книгу», справедлива уже целый век. Но… как много тех, кто, в самом деле, сел, и написал?

Для того чтобы «написать книгу» не нужно становится профессиональным писателем – точно так же как для того, чтобы поиграть с друзьями в футбол не нужно быть участником национальной сборной. Это дело, которое не требует всей жизни или каких-то запредельных усилий.

Но точно так же невозможно «пойти поиграть в футбол», не зная правил игры. Писательское мастерство — это не «правила творчества», это правила игры.

Чтобы написать качественную книгу нужно лишь немного знаний, благо интернет ими полон, времени (1.5 часа – это минус две серии сериала в день) и стратегического мышления.

И, может быть, после того как первая книга будет закончена – настанет черед второй.

Этого я желаю всем, кто начинает писать: пусть как можно скорее будет Вторая.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию небольшой трактат о самом важном этапе в написании книги. О подготовке к этому самому написанию. Возможно, у вас возникнет вопрос, к чему еще одна статья, если процесс подготовки уже рассматривался на блоге в статье «Как написать книгу. Пособие для новичков»? Дело в том, что «Пособие для новичков» было написано почти два года назад, еще на заре создания блога, но даже сейчас оно не теряет читательского интереса и постоянно присутствует в топе самых просматриваемых материалов. Но вот чем больше я смотрю на ту запись, тем больше мне хочется ее дополнить, расширить и углубить. За прошедшие два года багаж моих знаний значительно возрос, а посему есть желание более полно осветить первый и самый важный этап в написании любой книги.

Однако исправлять и расширять старую статью я не хочу. И вовсе не потому, что мне лень. Она предназначена исключительно для тех, кто делает первые шаги в писательском ремесле, в ней обозначены только азы – основные этапы работы над книгой. Боюсь, что если напичкать ее теми тонкостями и нюансами, которыми я собираюсь начинить сегодняшнюю запись, для начинающих она станет неподъемна. Вот почему я решил написать нечто новое.

Подготовка к написанию

Три этапа работы над книгой.

Как вы помните, в «Пособие для новичков» я говорил о том, что работа над книгой состоит из трех основных этапов: подготовка, написание, редактирование. Обычные люди, знающие о профессии писателя лишь понаслышке, склонны считать, что писатель занимается исключительно написанием. Некоторые допускают, что писатели иногда проводят пару недель в своеобразном отпуске, обдумывая идею новой книги, ну и, может, изредка редактируют написанное, если по какой-то причине не могут спихнуть эту работу редактору. Таково мнение обычных людей, и неудивительно, что многие начинающие думают так же. Поэтому у них, как правило, так много энтузиазма. Писательское ремесло кажется им простым и доступным, непыльной работенкой в свое удовольствие, которая может принести известность, богатство и место в истории. Ну а что там? Знай, складывай слова в предложения… Но мы-то с вами знаем, что на плечах автора лежит абсолютно все.

Итак, если уж мы заговорили об этапах работы над книгой, то первый из самых животрепещущих вопросов: сколько времени должен занимать каждый этап? Скажу так, идеи хороших книг вынашиваются годами. Многие хорошие книги писались годами. А уж редактировать, отшлифовывая собственный стиль до зеркального блеска, можно вообще бесконечно, потому как нет предела совершенству. Ну так к чему я все это? А к тому, что все три этапа требуют времени. И чем больше посвящено времени и вложено сил на каждом этапе, тем качественнее получится продукт. Ну, бывают, наверное, исключения. Я же предлагаю вам не гнать коней, если у вас не горят сроки в издательстве, а подходить к каждому этапу со всей ответственностью и стараться до последнего биться за качество: за оригинальность идеи и сюжета, за объемность персонажей, за красоту описаний и реалистичность диалогов, за чистоту стиля. Нельзя давать себе поблажек и допускать мыслей в духе «И так сойдет. Пипл схавает». Не сойдет, и не схавает. Интернет забит графоманами, почтовые ящики издательств ломятся от потока литературных полуфабрикатов начинающих и непризнанных. Автор, желающий выбраться из безликого графоманского болота, должен писать качественно. Это очевидно, конкуренция слишком велика.

Подготовка.

По моему мнению, подготовка является самой важной частью работы над книгой. Любые ошибки, просчеты и недосмотры на этом этапе неизменно аукнутся в дальнейшем, но исправлять их там будет в разы сложнее. Поэтому уделяйте подготовке максимальное, а лучше – избыточное количество времени. Помните, если вы придумали отличную историю, то перенести ее на бумагу не составит особого труда. Если же подготовка провалена, и история выходит нескладной, то скрыть это не получится никакими уловками (даже атмосферной обложкой с полуголой девицей). Так что если вы не уверены на сто процентов в своей истории, можете даже не браться писать. Толку не будет. Вы просто потеряете уйму времени, а роман закончит свою жизнь в столе.

Итак, первое, с чего следует начинать, это – идея. Так, во всяком случае, советуют в умных книжках. Так же посоветую вам и я. Идея – это морально-поучительная составляющая произведения. Тот вывод, который должен вынести для себя читатель.

Однако ж, беда в том, что идея – субстанция настолько эфемерная и неосязаемая, что легко трансформируется в зависимости от обстоятельств. К тому же большинство идей скучны и банальны. С трудом представляю себе автора, рассуждающего примерно в таком ключе: «А напишу-ка я роман о победе добра над злом!» Вряд ли кто-то начинает с этого. Поэтому практически всегда придумывание начинается с концепции. Звучит это примерно так: «А напишу-ка я роман о войне киборгов и черепашек-ниндзя!» или «А напишу-ка я роман о любви простой девушки и вампира!». То есть автор обычно придумывает основу сюжета, а не идею. Так вот в концепции во многом и заключается та соль, которая будет отличать вашу книгу от миллионов других. Это может показаться странным, но хорошая концепция должна быть оригинальной. Что, звучит не так странно? Тогда почему многие новички рассуждают так: «А напишу-ка я роман об эльфах и орках! Всем нравится Толкиен и его Средиземье, а значит, и моя книга понравится!» Ну разве нет? Разве не от этих мыслей берутся многочисленных подражатели, коим нет числа в любом жанре литературы? Просто подумайте, сколько сгинуло в столах и корзинах этих фанфиков! Аж жуть берет. Поэтому писатель просто вынужден искать хоть какую-то оригинальность в концепции своей будущей книги. Вот и вы спрашивайте себя, а не было ли где-то чего-то подобного? Не похожа ли моя замечательная история на какой-то мировой шедевр или известный фильм? Если похожа, то лучше придумать что-нибудь посвежее.

Следующее, что необходимо сделать автору – это провести подготовительное исследование на тему будущей книги. Звучит зловеще, но без этого никуда. Что я имею в виду? Допустим, вы решили написать роман, действие которого развернется в Южной Америке в 50-х годах ХХ века. Так вот для того, чтобы ваше произведение не вызывало у читателей истерического смеха (а всегда найдутся умники и знатоки, которые накопают тысячу и одно историческое несоответствие в вашем опусе), вам придется глубоко изучить материалы о том месте и времени. Это тоже довольно логичный ход, но многие его попросту игнорируют! Отчего-то начинающие думают, что знаний, почерпнутых из голливудских фильмов и сериалов вполне достаточно, чтобы достоверно описать американский быт или то же Средневековье. И вы в это верите? Я – нет. Только точно подмеченные детали способны создать нужную атмосферу. По большому счету, именно мелочи отличают хорошую книгу от дилетантской. Однако проведение исследования – процесс чрезвычайно долгий и титанически сложный. Если вы не изучали данный вопрос заранее, придется перелопатить гору литературы, и подчас не очень-то интересной. И даже этого может оказаться мало.

Поэтому для всех ленивых существует универсальный совет – чтобы не ударить в грязь лицом, пишите о том, что хорошо знаете. Если Южная Америка 50-х годов для вас – темный лес, пишите о современной России. Практически любую историю, если, конечно, она не основана на реальных исторических событиях, можно перенести в другую, более понятную вам обстановку. Не стесняйтесь писать о сегодняшнем дне, не думайте, что это скучно. Скучной может быть сама история, но не обстоятельства.

План.

Составление плана является основной целью этапа подготовки. И что бы мне ни говорили, я все равно считаю, что имея на руках детальный, хорошо проработанный план, процесс непосредственного написания текста становится задачей исключительно технической и не несет в себе каких-то непреодолимых сложностей. Основное преимущество плана состоит в том, что он позволяет заранее продумать сложные моменты сюжета, не паникуя по поводу того, что придется переделывать что-то из уже написанного. И конечно, составив план, вы заранее сможете оценить потенциал истории – будет ли она хороша или же наоборот – выходит откровенно слабой, и ее нужно исправлять или вовсе не тратить время и взять идею получше. Это может показаться ерундой, но понимая, что работа над книгой длится в лучшем случае полгода, а зачастую и того больше, вопрос грамотного использования своего времени и сил становится по-настоящему острым. Поэтому, если вы не Стивен Кинг, используйте план. Все время, потраченное на его проработку, окупится для вас сторицей и избавит от огромной массы проблем, которые непременно будут подстерегать на последующих этапах.

Итак, говоря о составлении плана, я всегда держу в уме три наиважнейшие составляющие: сюжет, персонажи, сцены. Это без преувеличения три столпа хорошего плана и, как следствие, хорошей книги.

Работа над сюжетом и персонажами ведется, как правило, параллельно. Было бы неправильно рассуждать, что сначала нужно придумать сюжет, а уж только потом персонажей, или наоборот. В идеале мы хотим иметь острый, хорошо закрученный сюжет и ярких активных героев, но добиться и того, и другого одновременно чрезвычайно сложно. Обычно лихой сюжет имеет свойство затмевать персонажей, подчинять их своей воле, в то время как яркие самобытные герои очень тяжело уживаются с сюжетными задумками автора. Так что на сопряжении этих двух начал придется поломать голову не один день и не одну неделю.

Сюжет.

За исключением некоторых особых случаев, в основе сюжета, как правило, лежит конфликт. Если коротко, конфликт – это столкновение интересов. Именно с главного конфликта и начинается придумывание сюжета. Сторонами в главном конфликте обычно являются главный герой и главный антагонист. Главный герой должен иметь конкретную цель, к чему-то стремиться, а интересы антагониста, как правило, прямо противоположны интересам героя. В общем-то, над этими тремя составляющими я и рекомендую подумать в первую очередь. Кто у нас главный герой? Какова его цель, чего он хочет достичь? Кто мешает ему в осуществлении задуманного? Как будет развиваться их противостояние?

Иногда автор сначала придумывает исходную ситуацию, из которой в дальнейшем развивает сюжет. Ну, например: безработный находит на улице чемодан, полный денег. Мы берем героя и необычную ситуацию, и развиваем ее, даем волю фантазии. Как поступит безработный с деньгами? Присвоит их или отнесет в полицию? Расскажет ли кому-нибудь о находке? Вообще, чьи это деньги? Быть может, это деньги мафии, и нашему герою грозит смертельная опасность? Ответив на эти вопросы, мы можем определить главного антагониста (босса мафии или коррумпированного шефа полиции) и обозначить суть конфликта (злополучный чемодан с деньгами).

Говоря о проработке конфликта, я предлагаю продумать его целиком, начиная от завязки и заканчивая кульминацией и развязкой. Было бы ошибкой начинать написание текста, не имея представления о том, где, когда и как разрешится главный конфликт истории. Эти моменты нужно продумать в самом начале. Линия главного конфликта станет скелетом произведения, на котором будет нарастать мясо второстепенных сюжетных линий.

Не забываем о том, что все придуманное нами записывается в виде плана. И чем подробнее, тем лучше. Работая с планом, мы практически ежедневно расширяем и детализируем его.

При желании всегда можно воспользоваться трехактной структурой, которая уже была описана на этом блоге. Это не обязательный момент, но он здорово помогает выдерживать структуру истории, четче понимать, над какими задачами работать в каждой части текста. Но даже если вы не используете трехактную или какую-то иную модель, то все равно следует привносить в сюжет сцены, которые круто меняют общий ход событий. Подобные поворотные пункты чрезвычайно важны. Они не дают читателю заскучать, мешают предугадывать развитие событий и финал. Имейте в виду, если читателю уже в самом начале понятно, чем закончится ваша книга, скорее всего у вас проблемы с сюжетом.

Персонажи.

Работа над персонажами столь же важна, как и работа над сюжетом. А иногда и важнее. В вашем плане обязательно должен быть отдельный раздел с героями, в котором вы приведете биографию, род занятий или профессию, мотивы, описание внешности и одежды каждого из них. Это нужно для того, чтобы, во-первых, не запутаться в деталях, а во-вторых, старательно проработать характер каждого действующего лица.

Лично я использую примерно такой перечень для каждого персонажа:

  • Имя, фамилия, кличка.
  • Возраст. Рост. Особенности телосложения. Волосы. Лицо. Особые приметы.
  • Род занятий, профессия.
  • Предыстория персонажа (Год и место рождения. Родители, сестры и братья, отношения в семье. Успеваемость в школе, друзья, детские мечты. Учеба, трудовая деятельность. Отношения с противоположным полом. Брак. Дети. Карьера).
  • Главные черты характера. Базовый мотив. Проблемы личности. Прочие черты характера.
  • Вероисповедание.
  • Отрицательные качества. Темная сторона личности.
  • Одежда.
  • Конфликт персонажа.

К сожалению, формат этой статьи не позволяет мне подробно расписать и аргументировать наличие каждого пункта, но уверяю вас, все они важны и необходимы.

Конечно, эпизодические персонажи не требуют столь скрупулезной проработки, для них достаточно самых основных моментов, а вот главные герои должны быть расписаны со всей возможной подробностью. На первый взгляд это может показаться лишним, пустой тратой времени, но стоит лишь раз прогнать героя по этому списку, и вы поймете, что совершенно не знали его до этого. Как вы думаете, за счет чего достигается глубина образа? Я считаю, что именно за счет вдумчивой проработки характера.

Безусловно, разговор об этом списке заслуживает отдельной статьи. Здесь же я отмечу лишь то, что вам следует скрупулезно подойти к проработке каждого героя. Изначально выбрать базовые черты характера, а уже от них развивать второстепенные. Как это делается? Объясню на примере. Хочу обратить ваше внимание на один момент, который очень часто упускают из виду. Это пункт номер три – род занятий, профессия. Это чрезвычайно важный пункт. Вы всегда должны знать профессию своего героя. Ведь она расскажет о нем так много, что вам не нужно будет часами ломать голову, придумывая многочисленные грани характера – останется просто записывать. Именно от рода занятий удобнее всего начинать придумывание образа. Предположим для примера, что наш герой – моряк. Что это нам дает? Для начала подумаем, какие черты характера предопределили выбор такой профессии? Тяга к приключениям, романтизм, склонность к независимости. Хорошо, а какие черты характера с большой долей вероятности присутствуют у моряка? Привычка к дисциплине, ответственность, решимость, готовность к взаимовыручке, понимание ценности дружбы, ну и т.д. Кроме того у нашего героя хороший вестибулярный аппарат, он физически подготовлен, вынослив, не боится трудностей и экстремальных ситуаций. Подразумевает ли эта профессия некие отрицательные черты? Вполне возможно. Сложности в общении с противоположным полом, привычка к алкоголю, тяга к скитаниям и путешествиям. Это не значит, что все моряки обладают таким набором качеств, но наличие их у нашего героя-моряка не вызовет никаких вопросов. Как видите, в деле проработки характера нет мелочей. Та же предыстория способна здорово углубить наше понимание образа героя. Ведь все значимые события прошлого (особенно детства и юношеских лет) накладывают свой отпечаток на характер. И знание этих моментов может быть использовано вами в работе над историей.

Безусловно, работа над персонажами займет у вас огромное количество времени, но лишь проделав ее, вы поймете, насколько живее и объемнее получатся ваши герои.

Сцены.

После того, как вы определились с сюжетом и персонажами, расписали подробный план вашей истории, пришла пора покромсать сюжет на отдельные сцены. Что такое сцена? Если по-простому, сцена – это событие, происходящее в одном месте и в одно время. Например, сцена разговора или сцена погони. Почему мы заостряем внимание именно на сценах, а не на главах или эпизодах? Я считаю, что сцена – это минимальная единица сюжетного действия, один шаг сюжета. Это своего рода мини-спектакль, имеющий собственную завязку, развитие и развязку. Сцены – это кирпичики, из которых складывается фасад истории. И если кирпичики будут убогие, то и фасад получится кривой. Поэтому к каждой сцене должен быть индивидуальный подход, каждая сцена должна быть продумана и проработана.

Начать следует с того, что вы должны четко понимать, для чего вам нужна та или иная сцена. Какая в ней цель? Если четкого понимания нет, то такой эпизод лучше выкинуть или перенести важную информацию в другую сцену. На первоначальном этапе ваша основная задача – оставить только нужные и важные сцены, избавить сюжет от балласта. Вспомните, как часто, натыкаясь на пустые бессмысленные диалоги в книгах, мы напрягаемся и желаем поскорее проскочить скучный момент. Такой же дискомфорт читатель испытывает и когда сюжет топчется на месте – вроде бы происходят события, но сюжет они не двигают. Чтобы избежать всех этих проблем, тщательно проработайте список сцен и выбросьте все ненужное. Нет ничего дурного в том, чтобы сделать из двух скучных сцен одну, но интересную.

После того, как вы определились с окончательным списком сцен, следует начинать проработку каждой из них в отдельности. Для этого следует отметить локацию, участников, их цели, конфликт, этапы развития ситуации, развязку и итог. Конечно, в идеале каждая сцена должна содержать собственный конфликт. И, желательно, неожиданную развязку. Но добиться этого сложно, поэтому старайтесь, чтобы в большинстве сцен присутствовал конфликт, и хотя бы в некоторых – неожиданная развязка. Вы можете спросить, а за счет чего формируется конфликт внутри сцен? В большинстве случаев все очень просто. Главный лозунг таков – ничего не должно даваться герою легко. Ну, например, по сюжету наш герой должен найти некоего человека, который согласится помочь ему в его деле. Никакого конфликта здесь нет, герой просто встретится с нужным персонажем и заручится его поддержкой. Все очень просто, грустно и неинтересно. Для того, чтобы создать конфликт, мы можем настроить персонажа против главного героя, сделать так, чтобы он не хотел ему помогать. И тогда вся сцена приобретет конфликтное направление. Конечно, этот прием можно использовать далеко не везде, но как часто мы сталкиваемся со сценами, где проводится большой и очень важный совет, на котором все участники единогласно соглашаются с каким-то решением. И никто не спорит, и не возражает! Нужно понимать, что у персонажей всегда есть свое мнение (и пусть зачастую неправильное), и они не должны стесняться высказывать его, а иногда и отстаивать, пускаясь в дебаты и споры.

Очень часто в работе над сценами помогает понимание того, что герои делали за полчаса до описываемых событий. Кто-то только проснулся, кто-то выпил много жидкости и хочет в туалет, кто-то поцарапал машину или наступил в лужу. Небольшая предыстория поможет добавить жизни в образы персонажей и в диалоги, а иногда удачно придуманная деталь и вовсе способна сделать из проходной скучной сцены маленький шедевр. Пользуйтесь!

Конечно, это далеко не все, что можно сказать о работе над сценами. Ведь у каждой из них своя цель, а значит, и различные пути ее достижения. Подходите к каждой из них творчески, не зацикливайтесь на одних и тех же шаблонах. Часто проблему скучной сцены помогает решить смена локации. Если перенести разговор в какое-то неожиданное место, детали помогут разбавить поток скучной информации.

Конечно, существует ряд характерных моментов, на которые стоит обратить внимание при работе с установочными сценами, а есть приемы, которые помогают раскрыться сценам финальным. Однако в рамках столь небольшого экскурса осветить все это не представляется возможным. Для этого потребуется отдельный материал. Со своей же задачей – обозначить основные моменты подготовки к написанию книги – думаю, я справился.

Руководство для начинающих писателей

Писательское мастерство востребовано во многих сферах — журналистика, копирайтинг, литература фикшн и нон-фикшн, блогинг. Если вы хотите написать собственный роман, создавать любые тексты творчески и свободно, воспользуйтесь этими десятью советами, которые мы собрали из классных книг о писательском мастерстве.

1. Пишите маленькими порциями (из книги «Птица за птицей»)

Часто бывает так: замышляешь автобиографический роман о собственном детстве, или пьесу из жизни иммигрантов, или трактат о… ну, скажем, роли женщины в истории. Но браться за это сразу — все равно что карабкаться по склону ледника. Ноги скользят, пальцы краснеют, мерзнут, из ран сочится кровь. Затем из глубин подсознания заявляются в гости все твои нервные расстройства и рассаживаются вокруг стола. Не давайте им власти.

«Я дышу медленно и глубоко — и наконец замечаю рамку для фотографии пять на восемь сантиметров, которую специально поставила себе на стол, чтобы помнить про малые дозы. Рамка напоминает мне: нужно написать кусочек. Маленький, как фотография пять на восемь. На сегодня это все. Вот сейчас, например, я напишу только один абзац про место и время действия» Энн Ламотт.

Скажите себе мягко и ласково: «Радость моя, мы сейчас просто напишем про речку на закате или про первое свидание.
Вот и все».

2.Убедитесь, что ваша тема интересна читателю (из книги «Автор, ножницы, бумага»)

«Что я могу рассказать? Кто я такой? Почему кто-то должен тратить на меня время и тем более деньги?». Эти вопросы задает себе любой автор. Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать.

Для начала определите, что у вас за тема: популярная или специализированная, для дилетанта или человека в теме. Кому вы хотите рассказать свою историю? Кому она будет полезнее? Вы хотите просвещать широкий круг читателей или улучшить жизнь профессионалов в какой-то сфере? Невозможно угодить тем и другим одновременно.

Классная история всегда рядом. Внутри судьбы, вашей личной истории где-то есть рифма: встреча, событие, которые стоит только вспомнить, — и в вашем воображении запускается процесс создания истории.

И даже не всегда нужен личный опыт. Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваша тема для появления на публике:

— текст должен сообщать что-то очень важное,

— нетривиально объяснять важные процессы,

— быть остро полезным читателю,

— обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя,

— рассказывать историю яркого героя.

Читатель ждет, что вы надолго заберете его из рутины в неизведанный мир. Так создайте же этот мир таким, чтобы в нем захотелось остаться.

Составьте чек-лист «хороший роман» (из книги «Литературный марафон»)

Если у вас есть желание создать собственный роман, первым делом хорошо было бы понимать, что для вас означает «хороший роман». Ответьте письменно на этот вопрос.

Можно отвечать неопределенно, а можно очень подробно: повествование от первого лица, супергерои, Альпы, массовые вторжения злых эльфов.

Чем полезен этот список? Дело в том, что если что-то входит в ваши читательские предпочтения, то вы, вероятно, сможете в этом преуспеть и как писатель. Эти языковые, цветовые и стилевые решения по некоторым причинам вызывают в вас наибольший отклик. Это вещи, которые вы понимаете.

Такие чек-листы вы можете составить для того, что вам приходится писать чаще всего — статьи, рецензии, отчеты.

4. Используйте «цеплялки» в тексте (из книги «Живой текст»)

Есть много способов начать. Некоторые отлично подходят к одной книге, но совершенно не работают в другой. Нужно выбирать. Уметь выбирать.

Например, приём «Ложный пролог». Здесь кульминационная сцена изымается из середины/конца книги и помещается в начало.

Так читатель сразу «пробует на вкус» главное и драматичное событие всей истории.

Приём популярен у режиссеров: благодаря ему фильм можно начать с напряженной, зрелищной сцены. Примеры книг с «ложным прологом»: Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Стефани Майер «Сумерки, сага» (книга 1), Эмили Бронте «Грозовой перевал».

Используйте доску с карточками (из книги «Спасите котика!»)

Прием, который использует сценарист Блейк Снайдер, — это пробковая доска и карточки. Повесьте большую пробковую доску на стену, возьмите карточки с эпизодами, блоками, отрывками своего будущего текста (романа, статьи, доклада) и с помощью канцелярских кнопок прикрепите эти карточки на доску куда душе угодно. С карточками вы можете вообще не расставаться. Суете пачку карточек себе в карман, отправляетесь в ближайшую кофейню, достаете пачку и сидите часами, тасуя свою колоду, раскладывая эпизоды, обдумывая последовательность, выискивая удачные и неудачные моменты.

Доска позволяет вам «увидеть» полную картину еще до того, как вы начнете писать.

Это хороший способ проверить разные повороты, идеи, диалоги и ритм истории, а также понять, насколько удачно они сочетаются. Это способ визуализировать текст с хорошей структурой. Это же здорово!

Пишите так, как вы думаете (из книги «Гениальность на заказ»)

Фрирайтинг помогает вам раскрыть свою индивидуальность и улучшить писательские способности. Во время сеанса фрирайтинга вам нужно добраться до своих первичных мыслей, прежде чем благонравная сторона разума «очистит» их, сводя на нет их эффективность. Так что пишите не так, как говорите, а так, как мыслите.

Какова лучшая идея, которую вы услышали за последние семьдесят два часа? Напишите о ней за пять минут, включая в свою работу все, что узнали. Когда пять минут закончатся, просмотрите написанное. Если вы можете прочитать это вслух и оно будет понятно другим, вы подавили свое самое искреннее мышление. Выполните еще один пятиминутный сеанс писательства и постарайтесь перенести на бумагу свои первичные мысли.

«Процесс писания приносит удовольствие. Когда создаешь фразу, звучащую именно так, как ты ее задумал, приходит изумительное чувство могущества» Сьюзан Орлин, журналист.

7. Тренируйтесь в жанре короткого рассказа (из книги «642 идеи, о чем написать»)

Жанр короткой истории требует четкости мысли и умения вкладывать много смысла в небольшое количество слов. Это отличный тренажер креативности — брать абсурдную или веселую сценку и описать ее. В общем, потренируйте сестру таланта:

1. Ты строишь замок на песке и вдруг замечаешь, что волны выбросили на берег бутылку с посланием. Там написано …

2. Исследователи высаживаются на далекой планете. Удивительное зрелище открывается перед ними! Расскажи об их приключениях.

3. Ты сидишь в кафе — и вдруг время замирает. Опиши все, что ты видишь.

Показывайте, а не рассказывайте (из книги «Литературный мастер-класс»)

Не пишите «это было восхитительно», но заставьте нас самих сказать «восхитительно» после чтения отрывка. Дело в том, что все эти слова (ужасающий, прекрасный, омерзительный, изысканный) говорят читателю только одно: «Сделайте мою работу за меня!» — советовал Клайв Льюис.

Тому же самому учил и Марк Твен: «Не говорите: «Старушка закричала». Выведите ее на сцену и заставьте кричать».

И еще одно замечание по этому же поводу, от Чехова:

…у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки…

Нужно показывать, а не рассказывать, отбирая яркие, конкретные детали.

Найдите визуальных помощников (из книги «Как написать кино за 21 день»)

Вы когда-нибудь пытались рассказать кому-то о вашем ужасном или, наоборот, потрясающем опыте, но не могли подобрать слов? Все заканчивалось чем-то вроде «я не могу объяснить тебе это» или «окажись ты на моем месте, понял бы». Дело в том, что сперва нужно вновь зажечь это чувство внутри, а потом найти подходящие слова, чтобы описать его.

Найдите предмет, который связан с какими-то вашими переживаниями, вызывает чувства, например счастливая монетка или камень с пляжа.

Если это история про вашего дедушку, можно взять его шляпу из старого сундука. Если вы пишете сюжет о своей бабушке, найдите принадлежавший ей подсвечник. Если придумали свою историю, когда услышали песню в ресторане, возьмите салфетку из этого ресторана и снова послушайте эту мелодию.

Помогите своим чувствам вновь появиться, найдите для этого помощников. Может быть, какой-то цвет зажжет в вас эмоцию.

На старт. Внимание. Словесный спринт! (из книги «Начни писать»)

Этот приём учит писать, не дожидаясь вдохновения. Выберете тему, поставьте таймер на 5 или 10 минут и пишите. Если есть проблемы с темой, откройте любую книгу на 17 странице и найдите 6 строчку. Это будет вашей темой.

Пока идет время, важно не колебаться. Позвольте мыслям мчаться со скоростью гончих. Пишите с ощущением срочной необходимости.

Перескочите через запреты, осветите каждую заблудшую, одинокую мысль в голове и позвольте ей вырваться на волю.

Словесный спринт помогает выключить оценочное суждение, вступив в поток интуиции, к которому подключается высокоскоростное письмо.

«У вас такая классная рассылка, даже книгу можно не покупать» — говорят наши подписчики. Хотите и вы узнавать о книгах-новинках про творчество, писательство, дизайн? Тогда оставляйте почту, будем присылать вам полезные вдохновляющие обзоры.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *