Как мы запоминаем информацию?

В те­че­ние дня мы за­бы­ва­ем око­ло 70% все­го уви­ден­но­го и услы­шан­но­го, уве­рен спе­ци­а­лист по ней­ро­пси­хо­ло­гии Марк Ти­ге­ла­ар. В сво­ей кни­ге «Как чи­тать, за­по­ми­нать и ни­ко­гда не за­бы­вать» (вы­шла в из­да­тель­стве «МИФ») он де­лит­ся ме­то­ди­кой, ко­то­рая на­учит быст­ро усва­и­вать ин­фор­ма­цию, луч­ше за­по­ми­нать ее и со­хра­нять в сво­ей па­мя­ти. «Цех» пуб­ли­ку­ет гла­ву «Пя­тый прин­цип. Ду­май­те ак­тив­но».

Мы ча­сто ду­ма­ем, что ав­то­ма­ти­че­ски пой­мем и за­пом­ним ин­фор­ма­цию в лю­бом слу­чае. Нам ка­жет­ся, что моз­гу нуж­но все­го лишь рас­по­знать по­лу­ча­е­мую ин­фор­ма­цию. Воз­мож­но, при­дет­ся по­сле это­го по­втор­но ее про­чи­тать, но это нор­маль­но. Дру­ги­ми сло­ва­ми, моз­гу не надо ду­мать, ему нуж­но толь­ко при­ни­мать ин­фор­ма­цию, так?

Ко­гда мы чи­та­ем пас­сив­но, опре­де­лен­но что-то в на­шем моз­ге про­ис­хо­дит. «Что-то» — но не бо­лее того. В ре­зуль­та­те нам при­хо­дит­ся пе­ре­чи­ты­вать текст сно­ва и сно­ва, на­де­ясь, что что-ни­будь оста­нет­ся в па­мя­ти. Та­кая стра­те­гия тре­бу­ет мно­го вре­ме­ни и не очень эф­фек­тив­на. На са­мом деле уско­рить и улуч­шить пе­ре­да­чу ин­фор­ма­ции в мозг до­воль­но про­сто, ди­на­мич­но во­вле­кая его в про­цесс. Чем ак­тив­нее мозг усва­и­ва­ет ин­фор­ма­цию, тем быст­рее он это де­ла­ет.

Рас­смот­рим ана­ло­гию с тен­ни­сом. Если хо­ти­те хо­ро­шо иг­рать в тен­нис, но про­сто смот­ри­те, как в него иг­ра­ют, у вас ни­че­го не по­лу­чит­ся — нуж­но имен­но иг­рать са­мо­му. То же от­но­сит­ся и к ин­фор­ма­ции. Оста­вать­ся на по­зи­ции сто­рон­не­го на­блю­да­те­ля — не луч­ший спо­соб ис­поль­зо­ва­ния моз­га. Чем бо­лее ак­тив­но мозг во­вле­чен в про­цесс обу­че­ния, тем луч­ше ре­зуль­та­ты.

Объ­яс­няй­те

Пер­вый спо­соб бо­лее ак­тив­но во­вле­кать мозг — объ­яс­нять но­вую ин­фор­ма­цию дру­го­му че­ло­ве­ку сво­и­ми сло­ва­ми. Ис­поль­зуя свои сло­ва, вы от­хо­ди­те от из­на­чаль­но­го тек­ста и свя­зы­ва­е­те ин­фор­ма­цию со сво­и­ми зна­ни­я­ми и опы­том. В ре­зуль­та­те вы луч­ше по­ни­ма­е­те ин­фор­ма­цию.

Объ­яс­не­ние чего-либо сво­и­ми сло­ва­ми поз­во­ля­ет уста­но­вить свя­зи, ко­то­рые на­пря­мую не опи­са­ны в ма­те­ри­а­ле. Ча­сто текст опи­сы­ва­ет несколь­ко вза­и­мо­свя­зан­ных со­бы­тий, от­но­ше­ние ко­то­рых друг к дру­гу не вы­ра­же­но сло­ва­ми. Про­стой при­мер: «Бен по­ехал в Бар­се­ло­ну. На пол­пу­ти ему при­шлось до­за­прав­лять­ся». В тек­сте пря­мо не ука­за­но, но пред­по­ла­га­ет­ся, что Бен по­ехал в Бар­се­ло­ну на ма­шине. Объ­яс­не­ние это­го сво­и­ми сло­ва­ми сти­му­ли­ру­ет ваш мозг со­зда­вать свя­зи меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми, поз­во­ляя луч­ше по­нять текст.

За­да­вай­те во­про­сы

По­хо­жий спо­соб ак­тив­но­го во­вле­че­ния моз­га — за­ду­мать­ся о во­про­сах сра­зу по­сле по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции. Это не толь­ко обес­пе­чит вам вы­со­кую кон­цен­тра­цию вни­ма­ния, но и поз­во­лит най­ти вза­и­мо­свя­зи меж­ду ва­ши­ми зна­ни­я­ми и фраг­мен­та­ми но­вой ин­фор­ма­ции. За­меть­те, это долж­но тре­бо­вать не боль­ше уси­лий, чем обыч­но, а немно­го боль­ше со­зна­тель­но­го вни­ма­ния.

Не изу­чай­те текст пас­сив­но, ак­тив­но за­да­вай­те во­про­сы

Со­хра­няй­те ин­фор­ма­цию в па­мя­ти быст­рее и луч­ше

Пя­тый прин­цип при­ме­ним не толь­ко к по­лу­че­нию и ана­ли­зу ин­фор­ма­ции, но и к ее со­хра­не­нию. Чем ак­тив­нее вы уста­нав­ли­ва­е­те свя­зи меж­ду про­чи­тан­ным ма­те­ри­а­лом и дру­гой ин­фор­ма­ци­ей, тем ос­но­ва­тель­нее ма­те­ри­ал за­пе­чат­ле­ет­ся в ва­шей па­мя­ти. Со­зда­вая вза­и­мо­свя­зи в про­цес­се обу­че­ния, вы со­зда­е­те до­пол­ни­тель­ные от­прав­ные точ­ки для сво­е­го со­зна­ния. Эти точ­ки по­мо­гут вам вос­ста­но­вить ма­те­ри­ал из дол­го­сроч­ной па­мя­ти.

Не учи­те ни­че­го два­жды!

Воз­мож­но, вам зна­ко­ма та­кая си­ту­а­ция: по­сле по­се­ще­ния пре­зен­та­ции вы воз­вра­ща­е­тесь к ва­шим за­мет­кам или по­сле про­чте­ния про­фес­си­о­наль­ной ли­те­ра­ту­ры сно­ва пе­ре­чи­ты­ва­е­те неко­то­рые гла­вы. Так вы по­вто­ря­е­те ин­фор­ма­цию и луч­ше ее за­по­ми­на­е­те. Или вы про­сто так ду­ма­е­те. Пас­сив­ное по­втор­ное про­чте­ние ин­фор­ма­ции или ее про­смотр ни­как не вли­я­ют на вашу па­мять — это чи­стая по­те­ря вре­ме­ни. Ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют, что пас­сив­ное пе­ре­чи­ты­ва­ние не улуч­ша­ет за­по­ми­на­ние.

Пас­сив­ный про­смотр и ак­тив­ное во­вле­че­ние моз­га су­ще­ствен­но раз­ли­ча­ют­ся. Чем ак­тив­нее мы во­вле­ка­ем мозг при пе­ре­смот­ре ин­фор­ма­ции, тем доль­ше и луч­ше она со­хра­ня­ет­ся. Если вы про­сто пе­ре­чи­ты­ва­е­те, про­бле­ма со­сто­ит в том, что вы сра­зу же рас­по­зна­е­те: «Да, я уже это знаю». Это все рав­но что при­зна­вать, что вы зна­е­те от­дель­ные бук­вы и сло­ва. С это­го мо­мен­та ни­че­го в моз­ге не про­ис­хо­дит и ин­фор­ма­ция в па­мя­ти не за­креп­ля­ет­ся.

Бо­лее того, всту­па­ет в силу еще один фак­тор, ко­то­рый пси­хо­ло­ги на­зы­ва­ют «кон­текст­ная па­мять»: при изу­че­нии чего-либо нуж­но де­лать то же са­мое, что вы бу­де­те де­лать, ко­гда по­на­до­бит­ся ее вспом­нить. Чем боль­ше сход­ства, тем луч­ше. Пред­по­ло­жим, вам нуж­но вы­учить что-либо к эк­за­ме­ну. Ко­гда вы пас­сив­но пе­ре­чи­ты­ва­е­те ин­фор­ма­цию, не по­хо­же, что вы пы­та­е­тесь вос­ста­но­вить ее из па­мя­ти. Дру­ги­ми сло­ва­ми, в этот мо­мент про­цесс обу­че­ния несколь­ко от­ли­ча­ет­ся от того, как вы бу­де­те от­ве­чать на во­про­сы на эк­за­мене.

Что я пред­ла­гаю? По­сле про­чте­ния тек­ста или по­се­ще­ния пре­зен­та­ции не пе­ре­смат­ри­вай­те текст и не под­гля­ды­вай­те в за­мет­ки, а по­про­буй­те вос­ста­но­вить ин­фор­ма­цию из па­мя­ти. За­пи­ши­те клю­че­вые сло­ва из по­лу­чен­ной ин­фор­ма­ции, не гля­дя в свои за­пи­си. Об­ра­ща­ясь к сво­ей па­мя­ти, вы за­по­ми­на­е­те ин­фор­ма­цию бо­лее точ­но и пол­но.

Меж­ду про­чим, пе­ре­смотр ин­фор­ма­ции име­ет опре­де­лен­ное вли­я­ние на па­мять, если меж­ду пе­ре­смот­ра­ми про­хо­дит мно­го вре­ме­ни. По­че­му в этом слу­чае тех­ни­ка эф­фек­тив­на? По­то­му что ин­фор­ма­ция за­пи­са­на где-то в па­мя­ти и вам нуж­но ак­тив­но за­дей­ство­вать мозг, что­бы ее из­влечь. При про­чте­нии пред­ло­же­ния или клю­че­во­го сло­ва мозг ищет в па­мя­ти ас­со­ци­и­ру­ю­щи­е­ся с ним идеи и темы.

Ге­не­раль­ная ре­пе­ти­ция

Еще одно пре­иму­ще­ство за­пи­сы­ва­ния клю­че­вых слов на от­дель­ном ли­сте бу­ма­ги за­клю­ча­ет­ся в том, что, если вы поз­же срав­ни­те клю­че­вые сло­ва с из­на­чаль­ны­ми за­мет­ка­ми и ори­ги­на­лом до­ку­мен­та, вы уви­ди­те, что вы не за­пом­ни­ли. Если в кни­ге было опи­са­но семь стра­те­гий, а вы за­пи­са­ли шесть, вы по­ни­ма­е­те, что седь­мая не со­хра­ни­лась и сто­ит по­тра­тить на нее немно­го вре­ме­ни. Для сту­ден­тов это от­лич­ная воз­мож­ность про­ве­сти ге­не­раль­ную ре­пе­ти­цию пе­ред эк­за­ме­ном и узнать свою го­тов­ность к нему до на­ча­ла эк­за­ме­на­ци­он­но­го пе­ри­о­да.

В тра­ди­ци­он­ном под­хо­де вы чи­та­е­те текст один раз, а за­тем лишь по­вто­ря­е­те идеи сно­ва и сно­ва. В но­вом под­хо­де вы ду­ма­е­те о во­про­сах, пока усва­и­ва­е­те ин­фор­ма­цию. Вер­но, это пре­ры­ва­ет про­цесс чте­ния, но пой­ми­те: так вы по­мо­га­е­те моз­гу при­нять ин­фор­ма­цию луч­ше и быст­рее

Ак­тив­ный пе­ре­смотр ин­фор­ма­ции в ко­неч­ном сче­те прак­ти­че­ски все­гда быст­рее пас­сив­но­го. Он поз­во­ля­ет ин­фор­ма­ции оста­вить бо­лее глу­бо­кие сле­ды в па­мя­ти, а зна­чит, за­пом­нить­ся луч­ше и на бо­лее дол­гий срок. А так как вы фор­ми­ру­е­те яр­кие вос­по­ми­на­ния, вам тре­бу­ет­ся мень­ше вре­ме­ни на вос­ста­нов­ле­ние ин­фор­ма­ции. Чем боль­ше вы над чем-то ра­бо­та­е­те, тем вам ста­но­вит­ся лег­че.

По­сто­ян­но про­ве­ряй­те себя

Пред­по­ло­жим, вы вы­учи­ли по­сле­до­ва­тель­ность слов. Боль­шин­ству тре­бу­ет­ся несколь­ко раз про­чи­тать их, что­бы за­пом­нить. Ак­тив­ный пе­ре­смотр пред­на­зна­чен для ис­пы­та­ния себя. Так вы быст­ро опре­де­ли­те, ка­кие сло­ва за­пом­ни­лись, а на ка­кие сто­ит об­ра­тить боль­ше вни­ма­ния.

У вас бу­дет ис­ку­ше­ние не про­ве­рять себя и не пе­ре­чи­ты­вать фраг­мен­ты ин­фор­ма­ции, ко­то­рые вам уже зна­ко­мы. Это нор­маль­но. По­втор­ное их про­чи­ты­ва­ние не при­ве­дет к луч­ше­му за­по­ми­на­нию — вы про­сто по­тра­ти­те вре­мя. Од­на­ко ино­гда са­мо­про­вер­ка дает неожи­дан­ные ре­зуль­та­ты: вы мо­же­те зна­чи­тель­но по­вы­сить уро­вень по­ни­ма­ния при изу­че­нии об­щей темы, те­сти­руя себя по тем ас­пек­там, ко­то­рые уже хо­ро­шо зна­е­те.

Одно боль­шое ис­сле­до­ва­ние под­твер­ди­ло та­кой эф­фект. Участ­ни­ков раз­де­ли­ли на две груп­пы и пред­ло­жи­ли вы­учить один и тот же на­бор фак­тов. По­сле пер­во­го те­ста участ­ни­ков пер­вой груп­пы не спра­ши­ва­ли о тех фак­тах, ко­то­рые они рань­ше зна­ли. Участ­ни­ков вто­рой груп­пы те­сти­ро­ва­ли по всем фак­там. В кон­це обу­че­ния пер­вая груп­па мог­ла вос­про­из­ве­сти лишь 35% ма­те­ри­а­ла, а вто­рая — 80%. Вы­вод: по­вто­ре­ние не име­ет зна­че­ния, а про­вер­ка себя — име­ет, так как пер­вое — пас­сив­ная фор­ма изу­че­ния, а вто­рое — ак­тив­ная.

Об­зор про­чи­тан­но­го

Пас­сив­ное за­пи­сы­ва­ние или про­смат­ри­ва­ние ин­фор­ма­ции за­ни­ма­ет мно­го вре­ме­ни, но дает мало ре­зуль­та­тов. Наш мозг не за­дей­ство­ван в пол­ную силу, если ра­бо­та­ет на ав­то­пи­ло­те. Чем боль­ше он во­вле­чен в ра­бо­ту, тем быст­рее усва­и­ва­ет­ся ин­фор­ма­ция и тем доль­ше она со­хра­ня­ет­ся.

По­про­буй­те ис­поль­зо­вать этот прин­цип в те­че­ние несколь­ких недель. Ак­тив­но рас­смат­ри­вай­те ин­фор­ма­цию, с ко­то­рой стал­ки­ва­е­тесь, и смот­ри­те на ре­зуль­тат. Во вре­мя чте­ния ре­гу­ляр­но за­да­вай­те себе во­про­сы, а по­сле чте­ния за­пи­сы­вай­те, что за­пом­ни­ли.

Словарный запас или грамматика: что важнее?

На нехватку английских слов в лексиконе и бедность словаря жалуется каждый второй изучающий английский. Если вы не знаете грамматических правил, худо-бедно все же сможете объясниться с носителем языка. Если же вы не владеете определённым лексическим запасом слов, общаться вам придётся с помощью жестов и мимики. А это резко снижает ваши шансы быть понятым иностранным собеседником. Именно поэтому, приступая к изучению английского языка, будьте готовы к тому, что вам придётся учить и запоминать определённое количество иностранных слов. А это, как показывает практика, не так-то легко. О том, сколько слов необходимо человеку для нормального общения на английском мы уже говорили. Сегодня расскажем о том, как выучить этот минимум слов для полноценной коммуникации.

Существует 6 эффективных приёмов изучения английских слов:

Приём эмоционального подтекста

Каждое слово вызывает у нас определённые эмоции, яркий ассоциативный ряд. Хотите запомнить английское слово не на пять минут, а навсегда – свяжите его с каким-то важным для вас предметом понятием, воспоминанием. Какие эмоции возникают у вас, когда вы слышите слово «honey» (мёд)? Хорошо, если с этим словом вы свяжите образ кого-то близкого, ведь обращение «honey», как правило, допустимо в адрес подруги или друга, родного человека. Ни для кого не секрет, что лучше всего мы запоминаем информацию, которую получаем в контексте эмоционального напряжения. Получив знания в стрессовой ситуации, мы не так просто забываем их. Поэтому – будьте эмоциональны, выходите из зоны комфорта, заставляйте себя учить новые слова в стрессовых ситуациях. Тут помогут разговорные клубы, публичные выступления и все, что вызывает всплеск эмоций. Например, весёлое видео:

Приём добавления слова в активный словарь

Этот приём используют маленькие дети, изучая родной язык. Услышав новое слово, они начинают произносить его в контексте, связывая с уже известными словами. Например, при изучении цветов, ребёнок, узнав, что существует розовый цвет, начинает повторять его снова и снова (розовый цветок, розовый слон, розовая рубашка). Родители также могут помогать ему запомнить слово, периодически обращая внимание на разные предметы и подчёркивая, что они – тоже розовые. Дети замечают слово в разных ситуациях, а частота повторения переводит слово из пассивного запаса – в активный. С малышей стоит брать пример!

Приём бессознательного обучения

Благодаря этому приёму вы увеличиваете пассивный словарь языка. Смотрите фильмы на английском, читаете англоязычную литературу, слушаете музыку, радио – все это создаёт вокруг вас языковую среду. Вы бессознательно запоминаете многие слова благодаря тому, что они подаются в контексте. И в следующий раз в другой ситуации вы узнаёте большинство из этих слов. Пусть пока они будут только в пассивном словарном запасе, но рано или поздно, благодаря частоте использования в речи, вы сможете перевести эти слова в активный запас.

Приём изучения групп слов

Когда мы говорим о словаре, что вы представляете? Верно – перечень слов по алфавиту. Именно поэтому многие люди совершают одну из главных ошибок при изучении слов английского языка, начиная зазубривать их в алфавитном порядке. Создать ассоциативную сеть в таком случае –очень сложно, хоть как-то связать между собой слова – почти невозможно. Именно поэтому многие из слов, выученных таким образом, просто забываются. Намного проще учить слова, подбирая их по темам: о походе в кино, пицце, хобби. А если вы подкрепите изучение группы слов эмоциональным подтекстом – успех вам гарантирован.

Прием фразового изучения языка

Мало просто знать слова нужно уметь использовать их в повседневной жизни. В английском язык очень много шаблонных разговорных фраз, знание которых в несколько раз упростит вам процесс коммуникации. Доведите до автоматизма использование некоторых фраз – этим вы сможете в несколько раз увеличить свой потенциал как активного участника разговора на английском языке.

Желаем успехов в изучении английских слов!

Запомните все! 6 принципов эффективного обучения

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

  • Как изучать нечто новое? Помните 3 простых правила

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

Визуальная информация

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

  • 10 поразительных фактов о работе головного мозга

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

  • Как бороться с информационной перегрузкой и запоминать 90% необходимого?

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

  • Почему дневной сон повышает продуктивность: данные исследований NASA

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или депривацию (deprivation).

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

Последствия долговременной депривации сна

Последствия долговременной депривации сна:

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

  • Сенсорная депривация: как повысить свой творческий потенциал?

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций», — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

  • Память, острая как бритва, или 6 научных способов помнить больше

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех».

Высоких вам конверсий!

Типы памяти и механизм эффективного запоминания

За 11 лет моего опыта преподавания английского языка, обучения студентов и преподавателей, подготовки к международным экзаменам, я множество раз слышала жалобы на то, что информация (новые слова, правила, фразы, выражения) не запоминаются.

Конечно, проще всего обвинять в этом англичан и американцев, которые придумали такой сложный и — что самое подлое с их стороны — такой не похожий на наш родной язык. Или критиковать собственную память, мол, я такой старый, мне уже 30 (40, 50), память отказывается запоминать!
Или списывать свои неудачи на непрофессионализм преподавателя, некачественные пособия, неподходящую методику (что может быть причиной, и об этом мы поговорим ниже)

Но мало кто из изучающих смотрит дальше учебника и списка слов, вглубь самого процесса запоминания, чтобы понять, как он работает, и ответить себе на вопросы:

  • Как вообще работает механизм человеческой памяти?
  • Каким образом мы запоминаем новую информацию?
  • Что сейчас я делаю неправильно?
  • Почему не могу усвоить и запомнить?
  • Как мне улучшить своё запоминание?

Ответы на некоторые из этих вопросов вы найдете в моей статье, а остальные вам предстоит исследовать самостоятельно, если вы действительно хотите улучшить своё запоминание. Ведь мозг каждого из нас — сложная и уникальная система. Есть общие принципы его работы, о которых я вам расскажу, но найти решения и самые подходящие способы обучения для себя можете только вы: самостоятельно или с практической помощью грамотного специалиста.

Типы памяти

Психологи выделяют разные типы памяти, есть много разных классификаций. Мы возьмем за критерий длительность хранения информации. И по этому критерию выделяют:

  • operational memory — операционная память (нужна нам для решения конкретной текущей задачи),
  • short-term memory — кратковременная память (информация может храниться какое-то время, пока она актуальна),
  • long-term memory — долговременная память (данные, запечатлеваются на долгий период времени).

Конечно, при изучении английского, наша цель — отправить знания в long-term memory, чтобы всю жизнь ими пользоваться, а не забыть на следующий день. Но это сделать не так-то просто, как вы знаете по опыту.
Чтобы управлять своим запоминанием, и отдавать себе отчет, какие процессы сейчас происходят с информацией в вашей голове, вам нужно научиться определять, на каком этапе обработки находятся данные.

Путь запоминания: операционная память

Давайте рассмотрим, какой путь проходит информация в нашей памяти, прежде чем стать «незабываемой».
Сначала новая информация попадает вам в operational memory.
Например, вы используете новые слова для выполнения конкретного упражнения: вы их читаете, проговариваете, выписываете, и может сложится впечатление, что при этом вы их «изучаете и запоминаете».

Но на этом этапе мозг настроен таким образом, что он держит информацию до того момента, пока задача не будет выполнена. Когда вы успешно выполнили упражнение, оперативная память очищается, мозг, самый совершенный компьютер, не держит ненужных данных. Вспомните, как быстро вы забываете сумму сдачи в магазине, когда получили её, или номер телефона после того, как дозвонились абоненту. Таким же образом «изученные» слова стираются из вашей памяти.

Операционная память может работать и более долгое время. Самый яркий пример — сдача экзаменов. Пока трое суток перед экзаменом зубрите билеты, вы помните всё: и даты, и формулы, и имена. Но как только выходите из экзаменационной аудитории — не можете вспомнить даже, какие вопросы были в вашем билете!
Так работает операционная память: вы помните данные в рамках задачи.

Не все преподаватели учитывают этот механизм. Большая ошибка многих преподавателей — задействовать operational memory в начале занятия (например, дать новые слова и упражнение с ними), после заниматься совсем другими темами и задачами, а в конце занятия начать допрос с пристрастием в стиле «Какие новые слова вы запомнили?».
И такой преподаватель удивляется: «Как никаких? Мы же выполняли упражнение!».

Выполненное упражнение — это не гарантия запоминания. Нормальный мозг сделал работу и забыл ненужные данные. Если преподаватель в начале занятия даёт четкую инструкцию и говорит, что слова еще понадобятся в процессе занятия, то есть вероятность того, что мозг удержит информацию, так как не будет считать задачу полностью выполненной.

Преподаватели ENGINFORM, которых я обучаю методике и готовлю к работе с нашими студентами, знают, что если на этапе работы операционной памяти упустить момент и не переместить информацию в кратковременную память, то восстановить её будет уже сложнее. Поэтому мы пользуемся целым набором техник, приёмов и инструментов, которые способствуют этому перемещению.

Путь запоминания: кратковременная память

Для того, чтобы информация перешла сначала в short-term memory, а после в long-term memory, современной методикой предусмотрено выполнение ряда заданий разных типов, чтобы сначала механически, а потом более творчески и персонализировано использовать новую лексику, таким образом закрепляя её в памяти. После выполнения упражнений, создания ассоциаций, построения связей с личным опытом, осознания нужности и пригодности этой лексики в будущем для общения, слова удержатся у вас в памяти до конца занятия, а может и после.

Однако если ограничиться только лишь этим, и какое-то время не возвращаться к новым словам (например, сделать паузу в занятиях на несколько дней или на неделю), то связи начнут ослабевать и в долговременную память не перейдут.

Путь запоминания: переход в долговременную память

Для закрепления информации в долговременной памяти нужно как минимум два фактора: значимые ассоциации (meaningful associations) и регулярное повторение (regular repetition).

Подход, который использовали во времена моего обучения в школе, основывался на втором факторе — мы повторяли слова вслух (это называется drilling), прописывали их в тетрадях в строчку, писали так называемые «словарные диктанты» в отрыве от всякого контекста. Мы повторяли, повторяли, повторяли, благодаря чему слова-то запоминались, но вряд ли это запоминание было полноценным.
Я не говорю, что drilling — никудышний, неработающий приём, у него есть свои плюсы и функции в процессе обучения языку, но многие изучающие могли назвать два слова, а вот связать эти два слова уже не могли. Это была зубрежка ради зубрежки (то, что в английском называется cramming).

Чтобы информация действительно сохранилась, нужны ассоциации, которые образуются за счет применения различных методических техник и приёмов, благодаря которым у вас формируется четкая связь слова с другими словами, с ситуациями, образами, эмоциями, движениями, даже вкусами или запахами. Разумеется, преподаватель должен уметь определять ваш ведущий канал восприятия, знать принципы работы памяти, и владеть всеми современными инструментами, чтобы подобрать именно те, которые подойдут именно вам и создадут максимально прочные ассоциации для вашего типа мышления.

Персональные уроки онлайн
с преподавателями
ENGINFORM

О важности повторения изученного

Что касается регулярности повторения, для каждого человека интервал может быть индивидуальным (ведь каждый человек и каждый мозг уникальный!). Если брать за основу Кривую Забывания Эббингауза (The Forgetting Curve), то согласно его исследованиям, если на изучение дается неделя, то для прочного запоминания изученное стоит повторять:

  • первый раз — в день заучивания;
  • второй раз — на четвертый день;
  • третий — на седьмой день.

О кривой Эббингауза я уже рассказывала вам в статье «Как запоминать новые слова», рекомендую вам перечитать её.

Предполагаю, что данные, полученные психологом Германом Эббингаузом в конце XIX века не на 100% релевантны в современном мире. В то время информационное воздействие на людей было в тысячи раз меньше, и, скорее всего, мозг их также работал по-другому, чем у человека ХХI века, со всеми нашими гаджетами, приложениями, соцсетями.
Думаю, в нашей реальности, когда каждую секунду в наш мозг поступают огромные объемы данных, и мы постоянно находимся в режиме мультизадачности, наши operational memory и short-term memory испытывают колоссальные нагрузки, а вот долговременная память задействована неактивно. Мозг немного «обленился»: зачем ему напрягаться, запоминать и хранить информацию, если ее можно за секунду найти. Главное — знать где искать. А тут особой науки не нужно: конечно, on the Internet!

Итоги

Итак, чтобы слова надолго запомнились и были готовы к применению, недостаточно прочитать список и выполнить с ними одно упражнение, иначе их сотрет операционная память.
Нужно сделать несколько разных заданий, задействовать разные мыслительные процессы, проделать с новым материалом много разных действий — тогда лексика перейдет в кратковременную память.
И, наконец, чтобы знания стали такими, которые будут у вас в обиходе долго и счастливо, чтобы произошло долговременное запоминание, необходимы разного характера ассоциации и регулярное повторение, которое должно быть осмысленным. Этого можно достичь путем использования разных контекстов, ситуаций, коммуникативных упражнений, или же употребления лексики в реальном общении in English.

Именно такой подход мы используем на наших занятиях в ENGINFORM. Я лично разработала методику нашего онлайн-центра, и одна из её основ — психология и принципы работы мозга. Каждое задание на наших занятиях имеет четкую цель. Все наши преподаватели знают, как сделать так, чтобы вы запоминали информацию и сохраняли ее в долговременной памяти, а не просто выполняли упражнения и тратили силы впустую.
Миссия ENGINFORM — сделать ваше обучение английскому осознанным и эффективным.
Выбирайте подходящий вам курс, регистрируйтесь на бесплатное вводное занятие с преподавателем и делайте первый шаг к осмысленному и эффективному изучению языка.

Мы обязательно продолжим разговор о том, как работает наша память и разберем глубже принципы работы мозга на уровне синапсов и нейронов. Потому что для меня важно, чтобы вы понимали, как выглядит процесс изнутри, и могли его регулировать сами. Тогда качество вашего обучения и результат улучшатся в разы.

В последнее время ты превратилась в Машу-растеряшу? Имя собеседника почему-то никак не приходит на ум, пароль от электронной почты или, что хуже, пин-код кредитки улетучиваются из головы? А еще ты никогда не можешь вспомнить, куда положила ключи? У тебя есть несколько вариантов выхода из этой ситуации: расписать руки шпаргалками, как в пятом классе, обклеить все стикерами с напоминаниями или решить проблему раз и навсегда при помощи мнемотехники.

Память – это способность головного мозга воспринимать, перерабатывать, сохранять информацию и многократно воспроизводить ее в случае необходимости. Однако по мере взросления мы в значительной степени «изнашиваемся». Все наши системы, в том числе и мозг, снижают свою активность, а это не может не отразиться на работе памяти. Поэтому нет ничего удивительного в том, что чем старше человек, тем хуже он запоминает новую информацию. Впрочем, бывают ситуации, когда память дает сбой из-за серьезных внешних вмешательств. Ослабление может произойти из-за черепно-мозговой травмы, нервных перегрузок, постоянного недосыпа и даже из-за тяжелой простуды или смены климата. В таких случаях необходимо проконсультироваться с невропатологом или психоневрологом, который, скорее всего, выпишет тебе ноотропы (нейрометаболические стимуляторы). Эти лекарственные препараты улучшают циркуляцию крови в мозге и тем самым заставляют его клетки обновляться быстрее.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *