Как человека заставить?

Лариса Парфентьева
Лариса Парфентьева

Убедить можно любого человека в чем угодно. Число тактик убеждения ограничено только вашим воображением. Мы расскажем о самых действенных и основных способах. Это своеобразная классика убеждения.

Какую тактику выбрать — решать вам. Все зависит от условий выступления, настроя слушателей и ваших целей.

Самая честная тактика

Прямолинейное убеждение — это основа основ. Эта тактика самая распространенная. Вы и сами ее использовали, даже не зная правила аргументирования.

Суть ее в постепенном изложении своих доводов собеседнику. Без хитростей и премудростей. Если ваша линия аргументации правильно построена, то вы добьетесь своей цели. Собеседник будет сражен.

Самая честная тактика
Источник

Тактика «Ноша доказательств»

Все сокровища мира достаются тому, кто смог бремя доказательств переложить на собеседника. Доказать труднее, чем разрушить доказательства.

Метод перекладывания инициативы очень действенен в споре.

Вместо того, чтобы настаивать на своем мнении, дайте оппоненту возможность доказать, что оно неверно. Теперь не вы доказываете свою точку зрения, а он пытается убедить вас в ее неправильности.

Тактика нападения

Лучшая защита — нападение. Возьмите инициативу в свои руки и начните обсуждение первым. Приводите доводы защиты своей точки зрения, но и угадывайте потенциальные нападки оппонента. Проговаривайте их и разрушайте.

У собеседника не будет шанса возразить, потому что багаж его контраргументов вы проговорили и разбили.

Для этого метода важно эмоционально подготовиться. Будьте максимально уверены в своей позиции, накопите энергию и экспрессию.

Хитрая тактика

Этот метод не самый универсальный. Прежде чем использовать эту тактику, хорошенько проанализируйте ситуацию. Этот метод не для каждой полемики.

Когда вы доказываете свою точку зрения, признайте, что в ней присутствуют минусы. Согласитесь, что иная точка зрения может быть не лишена истины.

Но вы все равно настаиваете на правильности именно своего мнения. Такая «искренность» нужна, чтобы оппонент принял вашу позицию.

Когда вы рассказываете о своей позиции со всех сторон, приводите хорошее и плохое, в глазах аудитории вы выглядите честно и искренне.

Вы показываете, что хорошо разбирается в теме, умеете работать с плюсами и минусами. Считается, что такой способ самокритики затуманивает мысли и расслабляет собеседника. Он признает вашу правоту о минусах, но считает, что победа в споре на его стороне.

Будьте осторожны. Не все могут оценить ваше благородство в признании слабости своего мнения. Каждый минус они могут превратить в контраргумент против вас.

Используйте этот метод для аудитории, которая доброжелательно к вам настроена.

Используйте этот метод для аудитории, которая доброжелательно к вам настроена.
Источник

Самая медленная тактика или кунктация

Кунктатор означает «медлительный».

Секунда истории. Полководец Квинт Фабий Максим получил такое прозвище, потому что долго тянул с битвой против Ганнибала. Но он специально медлил, чтобы истощить армию противника. В итоге он победил без боя. Тактика работает.

Суть кунктации в том, чтобы занять выжидательную позицию, присмотреться к собеседнику, проанализировать его мнение и проверить свои доводы. Отбросить неубедительные аргументы, подобрать самые сильные и использовать в нужный момент. Когда у противника не останется доводов отражать их.

Это способ выжидания перед предъявлением своего самого мощного аргумента.

Собеседник уверен в своей победе, потому что его и ваши аргументы уже проговорены. Он не догадывается, что у вас важный козырь в виде самого мощного довода. Получается своеобразный ВАУ-эффект.

Достоинство этой тактики еще и в том, что вы можете присмотреться к собеседнику, изменить свою линию аргументов и выбрать самый сильный довод в пользу своей позиции.

Выбирайте тактику, которая подойдет для предстоящего общения, и попробуйте убедить своего собеседника в чем-то необыкновенном. Мощная сила убеждения приходит только к тем, кто прокачивает свои навыки аргументирования.

По материалам книг «Переговоры без поражения», «Убеждение»
Источник обложки

Огромную часть времени мы говорим по телефону. Дома, на работе, в дороге, на отдыхе, на учебе… Мобильные средства связи позволяют нам быстро связаться и быстро передать или получить информацию. Это прекрасно. Но телефонные переговоры имеют свои психологические особенности. По телефону легче обидеть, но труднее простить или понять.

Вы замечали, что с одними людьми не очень хочется встречаться, но приятно говорить по телефону, а с другими, наоборот, по телефону лучше не говорить, нужна личная беседа… Психология телефонных переговоров – целое искусство, считают специалисты. Особенности общения по телефону важны и в личной жизни и на работе.

Я беседую с бизнес – тренером, Евгением Колотиловым. В 2012 году в свет вышла очередная книга Евгения, в соавторстве с Андреем Парабеллумом «100 подсказок менеджеру по продажам».
Б.К.: Евгений, по опросам социологов самая востребованная профессия в офисах – клиентский менеджер. Это тот человек, который умеет «правильно» общаться с клиентом – продавать ему товары и услуги, уговаривать, убеждать, при необходимости извиняться, одновременно > внимательно слушать, сочувствовать… Не случайно работу хорошего клиентского менеджера сравнивают с работой психолога.
А если клиентский менеджер работает в кол-центре, на телефоне. Попробуйте продать по телефону! Меня заинтересовали вопросы психологии общения по телефону. Как, по-вашему, не слишком ли назойливо предлагать услуги незнакомому человеку по телефону?
Е.К.: Бывает по-разному. Надо учесть, что человек вас не знает. В этот момент он может быть занят, и скорее всего подобных звонков ему за день «хватает». Поэтому, для начала можно написать письмо по электронной почте и предупредить о звонке. Тогда и вам и ему психологически будет легче. Таким образом, появляется причина звонка — ваше первое письмо. И не пытайтесь сразу за один звонок продать.

Сегодня продажа – это процесс, обычно состоящий из нескольких шагов. Это психологический процесс, которым вы можете управлять, если правильно действуете. Первый разговор носит скорее исследовательский характер. Чем больше информации вы сможете получить о клиенте, тем больше вы сможете ему в дальнейшем продать и меньше потратите энергии. Подумайте о том, что вы создаете правильную психологическую атмосферу на долго. Решайте кроме тактических, еще и стратегические задачи.
Б.К.: Надо ли готовиться психологически к переговорам?
Е.К.Если вы профессионал высокого класса, то время подготовки может быть небольшим. Хотя практика показывает, что именно мастера своего дела тщательно готовятся к переговорам – поэтому они и профессионалы. Посмотрите, сколько времени тратят на тренировки и репетиции спортсмены, актеры, артисты. Хорошие переговорщики моделируют с помощью коллег будущий переговорный процесс. Я провожу специальные тренинги для клиентских менеджеров на эту тему. Я думаю, что клиентский менеджер, должен быть готов психологически к переговорам и по телефону, и личным. Для этого надо, прежде всего, очень хорошо понимать все нюансы услуги, особенности вашей компании и цель переговоров — то есть суть беседы. И, во-вторых, владеть переговорными техниками. И постоянно готовиться, тренироваться.
Б.К.: Есть ли у вас несколько простых советов для наших читателей, как говорить уверенно по телефону, при этом неагрессивно, чтобы не испугать клиента?
Е.К.: Создание правильной психологической атмосферы во время переговоров – это целая система, погрузиться в которую можно как минимум за несколько десятков часов. Но я могу дать несколько советов.

  • Выражайте уважение к своему собеседнику – называйте его по имени-отчеству. Так вы заслужите уважение к себе.
  • Поинтересуйтесь, может ли он с вами говорить. Есть ли — нет, согласуйте новое время и точно выполните эту договоренность.
  • Говорите короткими, понятными фразами. Телефонная речь не должна содержать причастных и деепричастных оборотов. Не перегружайте информацией.
  • Поднимите подбородок и говорите в трубку с высоко поднятой головой, как — будто собеседник перед вами. Когда вы опускаете глаза к столу, а тем более читаете, вы теряете контакт, так же как на личной встрече.
  • Никогда не оправдывайтесь, исключите слова «беспокою вас…».
  • Делайте паузы, давайте, таким образом, свободу собеседнику. Монолог – худшее, во что можно превратить разговор по телефону.
  • Не только информируйте, но и спрашивайте. Превратите разговор в формат вопроса-ответа, чтобы постоянно понимать, что думает клиент и какие у него проблемы.
  • Продавайте не товар, а решение проблемы клиента.
  • Фиксируйте (может быть, даже записывайте) значимые факты переговоров. Повторяйте за клиентом ключевые вещи.
  • Желательно не говорить собеседнику «нет».
  • Сделайте так, чтобы слышимость была хорошая и в телефоне не были слышны другие телефонные звонки.
  • Заканчивайте переговоры конкретной (по времени исполнения и по содержанию) просьбой.

Б.К.: Как вы думаете, а могут ли эти советы помочь не в бизнесе, а в обычных, например семейных переговорах?
Е.К.: Конечно. И в том и в другом случае – это общение между двумя конкретными людьми. И, говоря, бытовым языком, цель в семейных или бизнес отношениях — «договориться». Просто нас редко родители и школа учат договариваться. А бизнес вынуждает для получения результатов понимать собеседника, использовать психологические приемы, бизнес-технологии. Наблюдается удивительный эффект. С одной стороны, люди владеющие, психологическими знаниями, переносят их из семьи в бизнес. И наоборот, выполнение определенных правил в продажах, в бизнесе, может поменять отношение в личной жизни.
Б.К.: Спасибо, Евгений! Желаем вам успехов, интересных проектов, ждем от вас новых познавательных книг.
Беседовал Борис Кулябин

Говори красиво и уверенно
Говори красиво и уверенно

Общаясь с людьми, нетрудно заметить, что далеко не все из них могут своим разговором надолго удержать внимание. А все потому, что они не умеют говорить красиво.

Что значит «говорить красиво»

Говорить красиво – это значит говорить понятно, доходчиво, с правильными интонациями, в меру эмоционально, так, чтобы убедить собеседника или собеседников в правильности своих рассуждений и выводов. О человеке, который говорит красиво, говорят, что он обладает даром красноречия или ораторскими способностями.

Красноречие может быть естественное и приобретенное. С естественным все понятно – некоторые люди обладают им от природы. Приобретенное же красноречие – это ораторское искусство, или искусство красноречия, которому нужно учиться. В наше время ему обучают на всевозможных тренингах. А возникло оно еще в далекие времена в античной Греции, где появились первые школы по обучению искусству красноречия, и постепенно переросло в науку – риторику. На занятиях по ораторскому мастерству, как раньше, так и сейчас, учат, как обычную речь превратить в ораторскую.

Цель ораторской речи – не только донести до слушателей определенную информацию, но и убедить их в своей правоте, чтобы побудить к дальнейшим действиям. Оратор своей речью должен вызвать у слушателей эмоциональный отклик, особый психологический настрой, поэтому она не должна быть монотонной, неуверенной, с нечеткой артикуляцией. Его мысли должны быть живыми и яркими, а сам он должен быть готов поделиться ими со слушателями, – только тогда его речь можно будет назвать красивой.

Как говорил французский писатель-философ Вольтер:

«Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена».

Зачем нужно говорить красиво

Речь во все времена играла для человечества огромную роль, ведь она является средством общения и благодаря ей мысли одного человека передаются другому.

Существует пословица:

«Встречают по одежке, а провожают по уму».

А свой ум (или его отсутствие) человек демонстрирует как раз с помощью речи. Именно поэтому ее можно назвать визитной карточкой человека: хочет он этого или нет, его речь отражает его суть.

Как сказал древнегреческий философ Сократ одному постоянно молчавшему молодому человеку:

«Заговори, чтобы я увидел тебя».

А персидский поэт Саади писал:

«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Люди, которые умеют красиво говорить и доходчиво излагать свои мысли, ценились всегда. На это указывает существование школ ораторского искусства еще в античные времена. А древнегреческий мудрец Скилеф заметил, что «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию». Ему вторил и американский политический деятель Дэниэл Уэбстер, живший много веков позднее: «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел».

Французский император и полководец Наполеон считал, что человек, не умеющий красиво говорить, никогда не сделает карьеру.

Ничего не изменилось и в наши дни. Сотрудники, владеющие искусством красноречия, гораздо быстрее делают карьеру, нежели те, кто не умеет правильно выражать свои мысли. Причем часто случается так, что косноязычием страдают толковые и знающие сотрудники, которые не понимают, что именно оно делает маловероятным их дальнейший карьерный рост. Разумеется, профессионализм, знания, умения и опыт очень важны, так как непрофессионалы не нужны никому.

Но и те, кто обладает опытом и знаниями, однако не способен донести их до слушателя, разъяснить, доказать, убедить и переубедить, когда-нибудь обязательно будут иметь большие проблемы. Ведь чем выше служебное положение сотрудника, тем чаще и больше ему приходится общаться с коллегами, подчиненными, клиентами и др. Поэтому он однозначно должен уметь логично и доходчиво излагать свои мысли, оказывать влияние на собеседника и убеждать его.

Что мешает людям красиво говорить

Важность владения искусством красноречия не требует доказательств. Тем не менее, многие люди испытывают страх, когда им приходится выступать на публике или говорить с незнакомыми людьми. Такой страх в психологии называется «логофобия» (или «вербофобия»). Любопытно, что, по исследованиям психологов, страх публичных выступлений занимает у людей 2-е место после страха смерти.

Люди, страдающие такой фобией, панически боятся говорить не только перед полной аудиторией, но и перед небольшой группой людей. Их бросает то в жар, то в холод, они начинают дрожать, запинаться, не могут сосредоточиться. Эта фобия имеет психологические и физиологические причины.

Психологические причины связаны с тем, что человек не верит в себя, в свои способности, знания, опыт, в то, что его речь будет представлять интерес и он сможет удержать внимание слушателей.

Что же касается физиологического фактора, то, как мы знаем, в опасных ситуациях надпочечники человека начинают выделять в кровь гормон стресса адреналин, действие которого направлено на консолидацию всех защитных сил. То же самое происходит, когда человек волнуется перед выступлением или каким-то разговором.

Однако адреналин побуждает человека к физическим действиям, например к бегству, во время которых он расходуется. При выступлении же или волнующем разговоре таких физических нагрузок нет, поэтому адреналин не используется полностью, а его излишек приносит только вред. В результате сильного волнения вместо блестящего выступления может получиться неуверенное и скомканное.

Как научиться говорить красиво

  1. Невозможно научиться плавать, кататься на велосипеде, водить машину и т. п., освоив одну только теорию без практики. Точно так же нельзя научиться красиво говорить, если как можно чаще не практиковаться в разговоре. Тем, кто хочет овладеть искусством красноречия, полезно будет записаться на тренинги по обучению ораторскому мастерству, в программу которых входит большое количество индивидуальных выступлений.
  2. Те, кто не имеет возможности посещать тренинги, может практиковаться в умении вести беседу самостоятельно. В разговорах с друзьями и близкими мы обычно расслабляемся и не следим за своей речью, поэтому нередко используем слова-паразиты, которые засоряют ее и мешают уловить смысл. Мы не замечаем этих слов в своей речи, но они раздражают нас, когда мы слышим их от других, например с экранов телевизоров. Бесполезные «нууу», «эээ» некоторые люди умудряются повторять едва ли не через каждое слово. Любопытно записать свою речь, а затем прослушать ее и определить, не относимся ли мы к числу таких любителей «эканья-мэканья». Если да, то можно попросить кого-то из близких некоторое время контролировать нашу речь и заострять внимание на таких моментах. Например, каждый раз, как только мы произносим слово-паразит, включать неприятный звук.
  3. Некоторые люди имеют привычку говорить слишком быстро. Возможно, они это делают под влиянием эмоций или же подсознательно опасаются, что их речь неинтересна и ее не дослушают до конца. Избавиться от такой привычки можно, если перед каждым предложением незаметно делать глубокий вдох. Также следует убедить себя в том, что наша речь интересна и никто не собирается нас перебивать.
  4. Наш голос не должен быть тихим и неуверенным, в противном случае нас не услышат и нам не поверят.
  5. Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно разбираться в теме вопроса и обладать соответствующими знаниями, поэтому необходимо постоянно развиваться и углублять свои знания. Говорят, что кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Если у человека в мыслях неразбериха, то и его речь не будет представлять интерес.
  6. Наша уверенность не должна перерастать в самоуверенность. Тон разговора должен быть спокойный и дружелюбный, а не высокомерный, даже если собеседник не прав. В любом споре стоит мысленно себя просить: «Ты хочешь быть прав или счастлив?».
  7. Во время любого выступления или разговора важен зрительный контакт с аудиторией или собеседником. Бегающий взгляд или рассматривание окружающих предметов отвлекают внимание и не дают сосредоточиться на теме разговора.
  8. Каждый человек должен уметь поддержать беседу, даже оказавшись среди малознакомых или незнакомых людей. Для этого не помешает иметь в запасе несколько готовых тем, не чуждых интересам любого человека, чтобы не попасть в неловкое положение и не заниматься мучительным поиском слов, стараясь заполнить неловкую паузу.

Успехов в обучении. И главное помните: чтобы чему-то научиться, нужно это делать, даже несмотря на то, что это тяжело.

Недавите

Упрямцы никогда не воспринимают давления. Чем больше вынажимаете на них, тем сильнее они дают отпор. То есть, например, вы знаете, чточеловек поступает неправильно и начинаете постоянно говорить ему об этом,убеждая в неправоте и указывая на его ошибки. Если для обычного человека такиеслова могут стать откровением и он поймёт свои ошибки и начнет ихисправлять, то с упрямцем всё будет иначе. Чем больше вы будете убеждать его втом, что он неправ, тем сильнее такой человек попытается доказать свою правоту.Конечно, скорее всего, это у него не получится, но он продолжит вести себякак и вёл уже из принципа. Помните о том, что упрямцы зачастую очень гордые.Когда на них давят, им кажется, что люди таким образом указывают на ихслабость, недалёкость, неумение что-то сделать правильно. Упрямца это оченьобижает и раздражает. Он не может смириться с таким ходом событий и решает, чтолучше уж наломать дров, но не сдаться. Поэтому если вы видите, что вашблизкий упрямец начинает творить какие-то глупости, вместо того чтобы прибегатьк нему, пылая праведным гневом и начинать вычитывать, лучше всего простоспросите, почему именно он так делает. После того, как упрямец ответит на вашвопрос, поинтересуйтесь, думал ли он о других вариантах решения проблемы. Обсудитес ним эти варианты. Если учеловека нет мыслей по поводу разрешения ситуации иным способом, можетевспомнить и привести пару примеров того, как другие люди поступали в подобныхситуациях. Только ни в коем случае не говорите в беседе фразы типа: «А давай тысделаешь так, как это делал…», «Тебе лучше поступить, как поступал…», «В этойситуации правильным выбором станет сделать как…». Такие фразы звучат, какприказ, как посягательство на личное мнение и личный выбор. А для упрямца хужевсего, когда кто-то указывает ему, что нужно делать, тем самым как бы лишая егоправа выбирать самостоятельно. Поэтому просто расскажите как пример подобнуюситуацию, опишите способ решения и замолчите. Человек должен сам подумать надсказанными вами словами. То есть, если он решит воспользоваться этим примером,у него должно быть чувство, что он самостоятельно пришёл к такому выводу, а нестал жертвой вашего мнения. Упрямцы не хотят, чтобы им навязывали чужое мнение.По сути, именно против чужого мнения они и упрямствуют. Такому человеку всегдане хватает личного пространства и возможности выражать свои мысли. При любомвторжении в его мир с указаниями и советами, он начинает яростнообороняться. Именно это и становится основной причиной настолько упрямогоповедения. Если же вы даёте ему возможность принять решение самостоятельно,пусть и основываясь на ваших доводах, то скорее всего, он перестанетупрямствовать и поступит правильно. Многие считают, что упрямцы являютсяглупыми людьми, которые ничего не понимаютю На самом деле это неправда.Зачастую упрямцы достаточно умны и всё прекрасно осознают. А ведут себя глупотолько потому что хотят всем доказать: я не нуждаюсь в чужих указаниях, я будупринимать решения сам, пусть даже и неправильные, зато свои собственные. Вотпоэтому упрямые люди чаще всего сами осознают на какие глупости идут,руководствуясь своим упрямым характером, но всё равно не собираются ничегоменять, чисто из принципа.

Непытайтесь его изменить

Многие начинают пытаться любыми способами влиять на упрямца,чтобы его изменить. Это может быть шантаж чувствами, обиды, слёзы, угрозы и такдалее. Подобное поведение никогда не приводит к положительномурезультату, когда дело касается упрямого человека. Помните о том, что упрямство– это черта характера, которая развивается с глубокого детства. Упрямцытаковыми не становятся, они такими рождаются. Упрямый характер проявляетсяпрактически с младенчества и с того же возраста такого человека пытаютсяпереупрямить. Но вместо того чтобы получить положительный результат, родители,а затем и другие близкие люди делают только хуже. По сути, они попадают взамкнутый круг: человека пытаются переупрямить, а он из упрямства ведёт себяещё хуже, чтобы только доказать свою точку зрения. Поэтому если среди вашихблизких людей есть упрямец, постарайтесь принять его таким, какой он есть. Вконце концов, упрямство это далеко не самая ужасная черта характера. Поэтому сней вполне можно смириться и научиться сосуществовать с упрямцем безежедневных скандалов и возмущений. Для того чтобы наладить контакт с упрямцем,вы должны показать ему, что принимаете его поведение и точку зрения,поддерживаете и даёте право всё решать самостоятельно. Почаще говорите упрямцу:»Ты умный взрослый человек, поэтому ты можешь самостоятельно принятьправильное решение». Упрямым человек становится в тех случаях, когда ончувствует, что ему не дают поступать так, как он хочет. Соответственно, онсразу же начинает противостоять и противодействовать. Но если он понимает, чтозащищаться не нужно, то начинает обдумывать ситуацию, уже опираясь не нажелание сделать так, как он хочет во чтобы то ни стало, а на рационализм,факты и так далее. То есть, если вы начнёте переубеждать упрямца, то онстопроцентно сделает вам назло. Если же просто заронить в его душе зёрнасомнений в правильности выбранного варианта разрешения ситуации, то он вполнеможет задуматься и поступить иначе. Главное, чтобы вы говорили ему правильныевещи ненавязчиво, коротко. Это может звучать про между прочим или как слова,которые вы хотели сказать очень давно, но не решались, а теперь решились,однако не считаете, что он обязан прислушаться, простовам необходимо сказать правду. Например: «Мене кажется, что этот человекплохой. Я давно хотела тебе сказать об этом, но не решалась. Ты меня извини засказанное, я просто очень переживаю. Больше я тебе об этом напоминать не буду».Такая форма высказывания не вызывает желание поступать назло, поскольку выничего ему не приказываете и не поучаете и в то же время эти слова могутзаставить задуматься, проанализировать ситуацию ещё раз, посмотреть на неё свашей стороны и понять, что необходимо поступить по-другому, а не так, какхотелось изначально.

На самом деле, с упрямцами не так уж сложно. Просто нужнонаучиться сдерживать свои эмоции и не пытаться постоянно изменить самогочеловека и его точку зрения. Чем больше вы будете бороться с упрямцем, тембольше он будет бороться с вами. А если перестанете это делать, то увидите,как упрямый человек сам начал прислушиваться к вашему мнению и начнет поступатьправильно.

Наверное, так было во все времена: учёба далеко не для каждого ребёнка была любимым делом… Но понятно, что современным родителям от этого не легче, и им важно понять, почему именно их дети не хотят ходить в школу, кто в этом виноват и, главное, как заставить ребёнка учиться?

Скажу сразу честно и по существу: просто заставить его уделять больше внимания и старания учёбе не получится, как бы мы ни бились. Вернее, может получиться (если запугать чем-то ужасным или пообещать в награду что-то уж очень привлекательное и, как правило, дорогое), но эффект будет весьма непродолжительным: на день или, самое большее, на неделю-другую. А потом начнётся всё с начала, и снова нужно будет что-то придумывать. Потому что в данном случае мы с вами будем пытаться исправить симптом, не обращая внимания на причину отказа от учёбы, а это принесёт столько же результатов, как если бы мы рубили головы чудищу, у которого на месте одной срубленной вырастают две новые.

Поэтому предлагаю другой путь: разобраться, из-за чего же возникло нежелание учиться, и, исходя из этого, что можно сделать для исправления ситуации.

Кстати, обычно ребёнок не виноват в том, что желание заниматься у него отсутствует. На то всегда есть очень веские причины, которые от него лично почти или совсем не зависят. Зависят они от взрослых (родителей, педагогов). Так что, если вы читаете эту статью в надежде, что я посоветую вам сделать что-то с ребёнком, и всё быстренько наладится, то вы ошибаетесь («волшебных пилюль» не бывает). Также должна предупредить, что не существует методов, подходящих для всех детей, поэтому вам всё равно придётся пробовать несколько и искать тот, который лучше подходит именно вам и вашему ребёнку. Если вы не согласны с этим, то можете прямо сейчас закрыть эту статью – она вам всё равно не поможет. А вот если готовы приложить усилия, чтобы помочь ребёнку – тогда вперёд!

Самая простая причина, из-за которой дети могут не хотеть учиться, заключается в том, что учёба даётся слишком легко. А то, что чересчур легко – неинтересно. А раз неинтересно, то и желание заниматься этим пропадает. Так бывает в первом классе у детей, которые были очень хорошо подготовлены к школе, и в более старшем возрасте у одарённых детей, для которых школьная программа узка и недостаточно сложна. Ну, здесь всё довольно просто: чтобы «заставить» ребёнка учиться, нужно выходить за рамки программы, пробуждать уснувший интерес к процессу учения. Желательно, конечно, делать это с помощью педагогов школы и по согласованию с ними, но если не получается договориться, то самостоятельно. Пусть ребёнок не ограничивается тем, что задают учителя, а ищет дополнительную информацию по изучаемым темам, пробует придумать новые способы решения задач, формулирует определения и правила по-своему, предлагает гипотезу и проводит эксперименты, подтверждающие или опровергающие её, выполняет творческие или исследовательские проекты и т.п.

Иногда бывает так, что у ребёнка ещё до поступления в школу отбили интерес к учёбе и желание узнавать новое, и он поэтому не хочет учиться, хотя у него в общем-то неплохие интеллектуальные способности. Чаще всего это происходит в первом классе. Кто в этом виноват? Как правило, ответственность за сложившееся положение дел лежит на взрослых, которые, пытаясь подготовить ребёнка к школе, силой заставляли учить буквы, цифры, писать, считать и читать, а он всячески этому сопротивлялся, ему было трудно, непонятно и неинтересно и, по сути, пока не нужно. Вообще, надо сказать, что подготовка к первому классу заключается совсем не в этом, и если форсировать события и преждевременно нагружать дошкольника тем, чему должны учить в школе, то скорее всего результат будет совсем не таким, как вы ждёте, а как раз наоборот.

Но перейдём к вопросу: а что же теперь делать? Чтобы исправить то, что получилось, и всё же привлечь ребёнка к учению, необходимо показать ему, что учиться не так трудно, как ему кажется, и даже очень увлекательно. Таким образом, его нужно не заставлять, а заинтересовывать. Т.е. выбирать (а может, и придумывать) такие задания, которые будут вызывать у него положительные эмоции, любопытство и интерес. Например, ученик любит играть с роботами-трансформерами. Значит, можно именно про них решать задачки или примеры, сочинять и читать короткие истории и т.д. Или, если ребёнок – хохотунчик и хорошо понимает юмор, то тренировать навыки чтения можно на детских анекдотах, навыки письма – придумывая и прописывая смешные слова, а навыки счёта – с помощью «Задачника» Григория Остера. Это я сказала к примеру, а вы на самом деле ориентируйтесь на своего малыша, его особенности и пристрастия.

Кроме этого, предлагайте ребёнку сначала наиболее лёгкий материал и простые задания, чтобы не «спугнуть» его и не вызвать отказ. Обязательно поддерживайте его, если возникли трудности, и помогайте с ними справиться (только не делайте всё за него!). Непременно хвалите, в том числе и «авансом», чтобы у ребёнка появлялась уверенность в своих силах.

Часто бывает так, что дети не хотят учиться из-за того, что у них конфликт в школе, который они не могут сами разрешить (с учителем, с одноклассниками). Заставить ребёнка учиться в этом случае тоже не получится – будет только хуже. Если ребёнок ещё достаточно мал (в начальных классах), то ваша задача – помочь ему преодолеть эту ситуацию, поговорив с его сверстниками или педагогами и постаравшись найти выход. Только важно соблюдать одно правило: не обвинять, не предъявлять претензии и не ругаться, а вместе искать пути примирения. Если ребёнок против того, чтобы вы вмешивались, и если ему уже больше 12 лет, тогда вам нужно помогать ему советом – как найти взаимопонимание, и поддерживать эмоционально. Ну, а в том случае, когда ничего не помогает, лучше перевести вашего сына или дочь в другой класс или школу.

Отказ от учёбы может быть и в том случае, когда взрослые (родители) требуют от ребёнка слишком многого (например, только «5» и «4» по всем предметам, и т.п.), того, что ему не под силу. В этом случае родителям нужно, в первую очередь, пересмотреть свои требования и снизить их до разумных и достаточных (скажем, пусть «5» и «4» будут по тем предметам, к которым есть способности, а по остальным – как получается). Также для ребёнка очень важна похвала – за то, что он делает хорошо, и за то, что он старается. И ещё очень важный момент – давайте детям право на ошибку (и на не очень хорошую отметку)! Все ошибаются, и вы в том числе, в этом нет ничего ужасного и стыдного. А уж детям ошибаться сам Бог велел, потому что так они приобретают свой собственный опыт.

Ещё одна причина, которая мешает детям с желанием учиться, заключается в том, что никто их не приучил к преодолению препятствий, причём не обязательно в учении, а во всём. Возможно, родители ограждали ребёнка от самых разных трудностей, делали многое за него (мы часто встречаемся с тем, что родители и домашнюю работу за ребёнка в тетрадках пишут), не привлекали малыша к помощи, не давали умственных заданий, и поэтому он не привык к нагрузке – интеллектуальной в том числе. И теперь, когда хочешь-не хочешь, а учиться (читайте – трудиться умственно) надо, он просто не готов к этому и не знает, как это делать.

Чем тут можно помочь? Во-первых, не торопитесь и приучайте преодолевать трудности постепенно – начиная с лёгких заданий. Потихоньку уменьшайте объём своей помощи ребёнку (например, если вы раньше от начала до конца выполняли с ребёнком домашние задания, то теперь только половину; потом помогите разобрать лишь то, то совсем непонятно; через какое-то время ограничьте свою помощь лишь подготовкой рабочего места и проверкой). Предлагайте интересные задания, которые увлекут вашего ученика. Горячо и искренне хвалите и поощряйте за самостоятельность и за результат, даже маленький.

И последняя причина, о которой хочу сказать: ребёнку учиться трудно, у него не получается. И вот с этого места давайте опять разберём поподробнее. Тут дело может быть в том, что большое количество уже пройденного учебного материала усвоено плохо и образовалось много пробелов в знаниях. А раз так, то всем последующим знаниям не на что опереться (не знаешь таблицу умножения =>не можешь решать задачи, примеры, уравнения, выполнять действия с квадратными корнями и степенями и т.д.; путаешь право-лево =>трудности в понимании геометрии). Значит, наша помощь в такой ситуации будет состоять в том, чтобы выучить то, что было упущено (самостоятельно или с помощью репетиторов – это зависит от глубины проблемы и от особенностей самого ребёнка).

Или же суть проблемы в том, что программа, по которой обучают ребёнка, не соответствует его интеллектуальным возможностям и особенностям (к примеру, ребёнок, имеющий сложные речевые проблемы, не сможет успешно учиться по программе обычной школы – ему нужна программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи; или ребёнку, имеющему умственную отсталость, не под силу освоить то, что учат дети с нормой интеллекта, как он ни старайся). И тут выход тоже есть – нужно лишь пройти обследование на ПМПК и перевести ребёнка на обучение по адекватной для него программе.

Надо сказать, что в последнем случае, в отличие от всех предыдущих, в появлении такой проблемы не виноват никто: ни родители, ни учителя, ни, тем более, сам ребёнок. Как правило, здесь преобладают физиологические факторы: трудности при вынашивании матерью беременности, патология при родах, болезни ребёнка в первый год жизни, наследственность, генетические аномалии и многое другое. Например, если ребёнок родился, обвитый пуповиной, значит, у него было кислородное голодание, и поэтому какая-то часть клеток коры головного мозга погибла. И с учёбой у него трудности именно по этой причине. Естественно, что погибшие клетки полностью не восстановятся уже никогда, даже если ребёнка беспрестанно ругать, заставлять заниматься, обзывать лентяем и тупицей, бить и унижать, или уговаривать, увещевать, просить учиться лучше п т.д. Просто позаботьтесь о том, чтобы его обучали по той программе, которую он сможет освоить, и желание учиться постепенно появится.

А сейчас – последнее замечание. Даже если вы в точности последуете моим советам и выполните все рекомендации, быстрых результатов не ждите. Даже первые, самые маленькие изменения к лучшему могут появиться лишь через несколько недель, а уж значительные и устойчивые – через нескольких месяцев! Так что наберитесь терпения, а я желаю вам успехов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *