Как быстро подготовиться к экзаменам?

Совсем недавно, опираясь на различные научные исследования, мы предлагали вам несколько советов, которые помогут получить хорошую оценку на экзамене. Что нужно есть, когда лучше ложиться спать и как вести себя непосредственно перед экзаменом. Наши сегодняшние советы ещё действенней: Инна Прибора обращается к тем же учёным и исследователям и приводит 10 простых способов запомнить всё, что вы учили (а мы надеемся, вы всё же учили) перед экзаменом.

1. Современные когнитивисты смеются над теми, кто зубрит билеты. Или, например, судорожно читает все главы учебника, надеясь, что формулы как-то сами собой отложатся в голове. Есть более эффективные методы выучить лекции, на которые вы почему-то забывали ходить весь год. Американские исследователи и авторы книги «Запомнить все: Усвоение знаний без скуки и зубрежки» Питер Браунж, Марк Макдэниэл, Генри Рёдигер предлагают метод, который называется «припоминание». Это когда изучив материал, человек пытается собраться и, прикрыв рукой страницу, сообразить, о чем вообще это было. Здорово устроить себе небольшую контрольную по прочитанному или хотя бы выделить из материала то, что можно назвать смысловыми опорными пунктами. Психологи настаивают, что нервные окончания, которые мы напрягаем, пытаясь вспомнить формулу Долгорукого и дату битвы Нильса Бора, усиливаются во время тренировок и потом пригодятся, когда мы станем извлекать из памяти что-то полезное.

2. Немецкий психолог Эббингауз больше ста лет назад тоже интересовался вопросом, как лучше запоминать незапоминаемое. В ходе опытов он получил результаты, о которых досадно узнать накануне экзамена: уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35% от изученного, если, конечно, вы не пользуетесь шпаргалкой в телефоне. Психологи отвергли шпаргалку, посмотрели внимательно на опыты Эббингауза и предложили людям интервальное повторение: первое — сразу же после прочтения, второе — через 20 минут, третье — через восемь часов, четвертое — спустя сутки. Но чтобы выучить схему интервального повторения, вам тоже пригодится интервальное повторение, а это нелегко. Обратимся к прочим мнемоническим приемам.

3. Эббингауз, которого вы еще помните, потому что о нем говорилось в предыдущем абзаце, открыл «эффект края». Суть открытия в том, что лучше всего запоминаются сведения, расположенные в начале или в конце текста. Поэтому при изготовлении билетов, старайтесь наиболее важный материал поместить во вступление и заключение, а прощальную речь можно вставить и в середину.

4. Интересное или эмоционально окрашенное запоминается легче. Если вам требуется выучить список костей лучезапястного сустава, представьте, что это сустав красивой девушки, которой вы помогаете выйти из трамвая, держа ее за нижний конец локтевой кости. Или же вы боретесь в армрестлинге со злейшим врагом, надавливая ему на ладьевидную кость.

5. Вернемся к советам авторов книги «Усвоение знаний без скуки и зубрежки». Они настаивают — пытайтесь найти свое решение, прежде чем ознакомитесь с готовым результатом. Например, взяв билет, представьте, что бы вы сказали по этому поводу, кроме многообещающего междометия «Нуууу…» И только после нескольких минут замешательства обратитесь к учебнику.

6. Запишите важное от руки. Исследования показывают, что, записав информацию, мы храним ее более надежно, даже если потеряли ту тетрадку.

7. Почитайте главу из атомной физики вслух. Хотя домашним это может не понравиться, вы все же лучше запомните физику, используя голос, уши и глаза, чем если бы вы просто просмотрели эту интереснейшую информацию в книге.

8. Кстати, перед экзаменом можно найти применение даже домашним. Поймайте одного из них и перескажите ему несколько параграфов, пока он не придумал, как выбраться из запертой комнаты. Пересказ поможет укрепить в голове наиболее важные идеи и структурировать информацию (Барбара Оакли, «Думай, как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее»)

9. Исследование американских ученых из университета Монклера (Нью Джерси) заставляет сжать кулаки. Ребята провели эксперимент с 50 странными добровольцами и доказали, что сжатие правого кулака в момент усвоения информации полезно для памяти. Якобы, когда мы сжимаем кулак, в мозгу активизируются области, связанные с памятью. Кстати, сжимать кулак полезно еще и потому, что тот родственник, который до сих пор рядом с вами, увидев кулак, согласится послушать еще парочку небольших вольных пересказов стихов Байрона.

10. Не сидите с книгами на одном месте, переходите из комнаты в комнату. Эту рекомендацию специалисты дают не только для того, чтобы отвлечь вас от дремоты в пользу размышлений о метраже квартиры. Оказывается, перемена места обучения улучшает память. В одном из классических экспериментов 1978 года психологи установили, что студенты, которые изучали лексику словаря в двух разных комнатах, отвечали на тестах гораздо лучше, чем ребята, которые корпели над словарем в одной и той же гостиной.



Итак, вы оказались в ситуации нормального студента, когда до часа «икс» остаётся 1-2 дня, а подготовка по предмету оставляет желать лучшего. Что делать? Сегодня я сыграю роль антикризисного менеджера Уинстона Вульфа, и поскольку времени у нас мало, то мы сразу приступаем.

Вопрос первый: идти ли на зачёт / экзамен в «аховой» ситуации? Конечно. Даже если вы побывали на единственном занятии по предмету, остаётся небольшой шанс сдать его «на шару». Или может быть, вас «простят». На первом курсе, на первый раз.

Второе: не паникуем, и настраиваемся на спокойную методичную работу. И сутки и половина суток – вполне достаточное время на обнадёживающую подготовку. Главное, методика. Она простая, чёткая и подходит для большинства предметов, как «технических», так и гуманитарных.

Существуют различные формы зачётов и экзаменов, среди которых можно выделить следующие:

Письменная контрольная работа в аудитории

Такая форма отчётности распространена у студентов-заочников, которым предлагается билет с несколькими практическими заданиями (обычно 4-6 штук). Тут всё просто. Берём листок бумаги и пишем задачи, которые ожидаются, например, на экзамене по высшей математике:

1) Решить задачу по аналитической геометрии;
2) Выполнить действия с матрицами;
3) Решить систему линейных уравнений по формулам Крамера;
4) Вычислить предел;
5) Найти производную;
6) Исследовать функцию и построить её график.

Пункт №6 сразу получает низший приоритет – это слишком длинное задание, в котором нужно знать и уметь много чего. Пункт №1 из той же оперы: различных задач по АнГему много, и освоить всю программу (если у вас было 2,5 занятия) – нереально.

Итак, всё длинное, сложное, «ресурсоёмкое» помещаем в конец очереди.

Это вообще фундаментальное правило.

Теперь приступаем к изучению тех тем, которые осваиваются быстрее всего. Это Пункты №№3, 2, 5, и чуть больше времени уйдёт на Пункт №4. Но здесь есть ещё такой момент: некоторые задания могут оказаться трудными ЛИЧНО ДЛЯ ВАС. Так, например, некоторым проще даются пределы, а некоторым производные. В этом случае следует понизить приоритет «проблемной» темы. Попросту говоря,

если начинается какой-то «затык», то спокойно пропускаем задачу и переходим к следующей

В условиях ограниченного времени это непреложное тактическое правило!

Если осталось время, смотрим на задания №1 и 6, но, повторюсь, качественно их освоить нереально. Помочь здесь может время (которого нет) или предэкзаменационные занятия, где преподаватель разбирал какие-то конкретные геометрические задачи. В этом случае есть смысл уделить время именно этому типу задач.

Кто хочет быстро подготовиться по озвученным темам может воспользоваться вышеприведёнными ссылками, ну а мы продолжаем:

«Классический» экзамен с билетами

Билет такого экзамена, как правило, включает в себя первое второе и компот два теоретических вопроса и практическое задание.

Как у вас дела с практикой по предмету? Если плохо, то это плохо; в различных статьях я неоднократно подчёркивал, что практические задания – это мощная «линия обороны», которая может здОрово выручить, если вы отчаянно «плаваете» в теории. Впрочем, тут уже нет времени что-либо изменить, и поэтому мы начинаем предварительный просмотр теоретических вопросов, пусть их будет 50 штук. Но просматривать мы их будем не просто так – берём лист бумаги, расчерчиваем его на три колонки и пишем заголовки: «лёгкие вопросы», «средние», «плохие». Сделайте это прямо сейчас! Есть? Отлично!

Каждый вопрос изучается по следующей схеме:

Сначала выделяем центральное понятие, читаем его определение и сами себе отвечаем на вопрос: что это такое? Или кто. Пусть это будет, например, кошка. Ваша задача состоит в том, чтобы ПОНЯТЬ: кто такая кошка? И ни в коем случае не нужно пытаться что-то запомнить – здесь важно ОСОЗНАТЬ существенные признаки, которые однозначно определяют именно кошку. Ну вот, кстати, первое предложение из указанной по ссылке Вики-статьи мне сразу не нравится (на момент просмотра мной этой статьи):

«Кошка, или домашняя кошка (лат. Félis silvéstris cátus) – домашнее животное…» – во-первых, кошки бывают не только домашними, и, во-вторых, не все домашние животные – кошки.

Прежде всего, здесь следует сказать:
Кошка – это млекопитающее семейства кошачьих отряда хищных (отвечаем на вопрос КТО это такая?) и только потом говорим о том, что, как правило, это животное-«компаньон» человека.

Далее пробуем осознанно воспроизвести определение вслух. Ничего страшного, если получится неточно и «своими словами». Даже если на экзамене вы только и вспомните, что «Кошка – это животное, у которого есть усы и хвост», то преподаватель начнёт «вытягивать» из вас определение наводящими вопросами: к какому классу, семейству, отряду относится это животное.

Кстати, классу млекопитающих, семейству кошачьих и отряду хищных, скорее всего, посвящены 3 других теоретических вопроса. Вот почему очень важно просмотреть ВСЕ вопросы и разобраться в их ключевых понятиях. А ещё потому, что незнание ключевых понятий курса просто «выбешивает» преподавателей, и во многих случаях это автоматический «неуд».

После того, как мы разобрались с понятием Кошки, бегло просматриваем основные кошачьи особенности, классификации, теоремы и другие важные вещи.

Следует отметить, что в точных науках это сделать сложнее – по той причине, что здесь меньше «пространства для манёвра», а стало быть, определения, теоремы придётся ОСОЗНАВАТЬ точнее 😉 Хотя, определение той же производной тоже можно дать не единственным способом и тоже своими словами.

На всё про всё тратим около 5 минут и записываем название вопроса в наш контрольный листок, например, в колонку «Лёгкие вопросы», после чего переходим к изучению следующего вопроса.

Уже через несколько часов вы будете что-то знать по каждому вопросу экзамена!

И это ценно ещё тем, что на экзамене, скорее всего, зададут дополнительные устные вопросы, чтобы посмотреть, насколько хорошо вы ориентируетесь в теме.

И ещё раз подчёркиваю – никакой «зубрёжки»! А в точных науках это вообще величайший грех, и у студента, который хотя бы пытается что-то сообразить, сформулировать, вывести – гораздо больше шансов, чем у того, кто идеально, но бездумно вызубрил все лекции.

Итак, пусть в результате предварительного анализа у нас получилось 10 лёгких, 25 обычных и 15 сложных вопросов.

На следующем этапе

начинаем прорабатывать эти вопросы детальнее. Но опять же не просто так: для каждого вопроса, а ещё лучше билета с 2 вопросами составляем на отдельном листке конспект-«крокодил», в который записываем и снова осознаём основные определения и пункты того или иного вопроса. Причём, если вам что-то не понятно по «гуманитарной части», то это лучше пропустить – это лучше, чем бездумно «ляпнуть» об экзистенциализме кошачьего бытия, после чего вас «уложат на лопатки» (помним, что непонимание – грех!). Но вот в точных науках непонятные вещи в конспект включаем – есть шанс, что разберётесь в них (хотя бы частично) прямо на экзамене.

С каких билетов начать? Конечно с лёгких, которые содержат лёгкие и «средние» вопросы. Если времени совсем в обрез, то готовим «легчайшие» билеты, тут уж сколько успеете. С «плохими» билетами возиться вообще нет смысла, их бегло и в общих чертах просмОтрите перед экзаменом

Особая ценность такой подготовки состоит в том, что она выполняется собственноручно. Не нужно недооценивать механическую память – многое запомнится! И быстро вспомнится, если вам удастся хотя бы на пару минут заглянуть в заготовленный «крокодил».

Кстати, по этой причине крайне не рекомендую делать шпаргалки в Вёрде, что-то записывать на диктофон или использовать другие достижения прогресса. Только собственная голова, собственные руки и собственные ноги – чтобы смочь уйти на них с экзамена =)

Ещё одна популярная форма зачёта или экзамена – это

Тест

Для подготовки к тестированию можно использовать ту же самую схему, но тут следует учесть особенности вашего теста: будут ли там практические задания, насколько детально требуется знание тех или иных вопросов. Не знаю, как сейчас, но раньше в различных «егэ» было много вопросов наподобие «Любил ли Онегин Татьяну?». Ну что ж поделать, коль скоро так, то придётся прочитать о том, с какой ноги любил вставать Пушкин. Как говорится, тест не выбирают – тест сдают 🙂

Возможно, у вас возник вопрос: откуда я всё это взял, и почему к экзаменам нужно готовиться именно так? Данная методика была найдена опытным путём, и успешно применялось мной в далёкие студенческие годы, и чтобы не быть голословным, вот некоторые, особо запомнившиеся результаты:

1) Курс педагогической психологии, слушал «в пол-уха» весь семестр. Двадцать вопросов к зачёту удалось «поднять» за день, примерно за 12 часов, с короткими перерывами. И я не только не сдал на следующий день зачёт, но и ответил на все дополнительные вопросы. Удивился, кстати, как хорошо всё запомнилось.

2) Экзамен по математической логике, около 30 билетов. Так получилось, что пропустил почти все лекции, но хорошо, что с практикой всё хорошо. Тут пришлось тяжелее, готовился 2,5 дня, но преподаватель, естественно, «вынул душу» по полной. Спасло как раз то, что ориентировался в основных понятиях и теоремах всех теоретических вопросов и смог решить дополнительную практическую задачу. Заслуженная «тройка» – как же я был ей рад! Особенно после того, как несколько отвечавших передо мной однокурсниц ушли с «неудом».

Эта «линия обороны по всем вопросам » не раз выручала меня и на других экзаменах, не случайно я уделил ей значительную часть данной статьи.

Ну а тесты для меня были ерундой – по той причине, что важнейшим пунктом подготовки был предварительный поиск правильных ответов 🙂 Но это, впрочем, банальщина – среди моих одноклассников были гении, которые умудрялись выйти на 5 минут в туалет, после чего все их ответы чудесным образом становились правильными, причём, под строжайшим надзором преподавателя. И да – тогда не было сотовых телефонов!

Надеюсь, изложенные советы не утратили актуальность и сегодня, но возможно у вас есть какой-то свой опыт и какие-то свои интересные фишки для эффективной подготовки к зачётам и экзаменам – пишите в комментариях!

Вторая часть «антикризисного курса» посвящена тому, как правильно сдавать экзамен, то есть, тактике непосредственного «боя» 

Александр Емелин

Знание – сила >>> (к списку статей блога)

Обучение: как сдать экзамен по биологии если ты ее не знаешь?

Как сдать биологию, если ты ее не знаешь? Подобным вопросом задавался, наверное, каждый студент. И неважно, какой предмет, это все-равно проблема, если ты не совсем готов.

Любой ученик, в том числе и самый отстающий, должен знать о том, что если он посещал занятия (даже ничего не делая на них), то в его памяти откладываются темы, о которых во время урока говорил преподаватель. Нужно только попробовать все вспомнить, используя для этого конспекты и учебники. Кроме того, способны помочь несколько методов, о которых знают все студенты.

Минигарнитура в помощь

В такую гарнитуру входят: телефон или рация, микрофон и наушник. Сотовый обычно находится в кармане, микрофон — под верхней одеждой, а миниатюрный наушник — в ухе. Удобство такого набора состоит в том, что он абсолютно беспроводной, и со стороны ничего не заметно.

Изготовление шпаргалок

Не секрет, что ученики и студенты могут быть не только отличниками, которым волноваться по поводу сдачи экзаменов вообще не имеет смысла (они все знают и уверены в своих силах), но и лентяями, ничего не делающими на протяжении всего учебного года и спохватившимися лишь накануне предстоящих экзаменов.

Изготовление шпаргалок всегда было, есть и будет самым действенным и простым способом сдачи экзаменов. Писать ответы можно на салфетках или простой бумаге, свернутой гармошкой или скрученной в трубочку. Однако стоит помнить о том, что для написания шпаргалки нужно выбирать ручку со светлыми и неяркими чернилами. Парням можно прятать готовые подсказки в носки или карман. Девушки могут надеть платье с подкладкой и прикрепить к ней шпаргалки. Важно при использовании такого приспособления не попасться, а если попался, постараться выкрутиться.

В последнее время преподаватели сами рекомендуют ученикам и студентам писать шпаргалки, но пользоваться ими не разрешают. Дело в том, что во время изготовления бумажек с ответами ученик, хочет он того или нет, читает и переписывает пройденный материал, то есть хоть какие-то знания остаются в его голове, а это значит, что появляется возможность самому сдать экзамен.

Изучение главного

В любом предмете есть основы, ознакомившись с которыми, можно точно быть уверенным в сдаче экзамена. Если студенту подойдет и удовлетворительная отметка, то штудировать учебник полностью не обязательно, достаточно выучить главное. Кроме того, знание основ прекрасно помогает и в какой-нибудь конкретной теме.

Полезные советы

Если до сдачи экзамена осталось несколько дней, то лучше провести это время с максимальной пользой. Биология — это довольно простой предмет, поэтому данного срока должно хватить для того, чтобы выучить если не весь материал, то большую его часть. Нужно установить для себя рамки и на каждый вопрос тратить определенное количество времени, затем сделать небольшую передышку и приниматься за следующий билет. А последние 1 или 2 дня необходимо посвятить повторению выученного. Накануне перед экзаменом не стоит ложиться спать слишком поздно, лучше до полуночи, иначе несданный экзамен может грозить пересдачей.

Самое главное перед тестированием — не паниковать. В стрессовой ситуации человек обычно забывает даже то, что хорошо знает. Для того чтобы удачно сдать экзамен, нужно постараться оставаться уверенным в себе. Преподаватель никогда не должен видеть страха или паники у ученика. Если же все-таки появляется чувство неуверенности, то следует собраться с мыслями и вспомнить о том, что безвыходных ситуаций не бывает.

Еще один действенный совет — это говорить как можно больше и без остановок. Если при этом совсем нет нужных мыслей по попавшемуся билету, можно говорить о чем-то другом, главное, чтобы это была тема из сдаваемого предмета. И еще, ни в коем случае нельзя употреблять фразы со словами «полагаю» или «кажется», все должно быть четко и по факту.

Категорически нельзя предлагать преподавателю взятку, так как, сделав это хоть один раз, человек тут же теряет уважение окружающих. А кроме того, взятка, предложенная единожды, станет делом само собой разумеющимся и будет повторяться снова и снова. Приходить сдавать экзамен нужно только на свежую голову, никакого спиртного накануне употреблять нельзя.

Не нужно готовиться к экзамену с кем-нибудь из друзей или подруг. Делать это можно лишь в том случае, если они хорошо разбираются в материале и их знания способны помочь. Если же подруга или друг знают темы плохо, то такая подготовка грозит посиделками и пустой болтовней и как следствие — несданным экзаменом.

Во время тестирования желательно садиться не напротив экзаменатора, а сбоку от него: так обстановка становится более разряженной и больше напоминает беседу. Выходить отвечать желательно или первым, или последним. В начале мероприятия преподаватель торопится, потому что нужно принять экзамен еще у целой группы или у всего класса. А во втором случае и экзаменатор, и комиссия уже порядком устали и хотят поскорее закончить с нудной обязанностью.

При подготовке к тесту садиться лучше всего рядом с отличником или отличницей, но только в том случае, если есть взаимная симпатия и точная уверенность в оказании помощи с их стороны.

Если вы сомневаетесь в своих способностях, можно пронести на экзамен сотовый телефон, заранее скачав в него из интернета весь нужный материал или просто отсканировав необходимые страницы. Главное в этом случае — пользоваться устройством очень осторожно и предварительно отключить звук.

Конечно, можно проштудировать все пройденные темы буквально за несколько дней до сдачи экзамена, однако зубрежка без понимания материала никогда не приводила ни к чему хорошему, так как знания, полученные подобным способом, недолговечны и забываются буквально на следующий день.

Для того чтобы не мучиться вопросом о том, как сдать экзамен, если ничего не знаешь, нужно заниматься с самого начала учебного года. Преподаватель всегда способен по достоинству оценить настоящие знания, и только в этом случае можно рассчитывать на положительную оценку.

Каждый, кто хоть раз сдавал сессию, знаком с предэкзаменационным волнением. Чаще всего оно охватывает студентов, которые затянули с изучением материала и приступили к подготовке, когда до часа Ч остается мало времени. Но если правильно подойти к процессу, можно быстро выучить билеты к экзамену.

Как готовиться к экзамену по билетам

От правильности планирования процесса подготовки напрямую зависит итоговый результат. Поэтому, чтобы сдать экзамен по билетам следует:

  • начать подготовку не позже, чем за неделю до сдачи;Начать подготовку
  • составить график по изучению билетов и строго его придерживаться;
  • выделить определенный промежуток времени, например, с 7 утра до 12 дня и с 14.00 до 17.00, так как именно в это время наблюдается самая высокая мозговая активность, поэтому можно легко и быстро запомнить билеты на экзамен и вообще все что угодно;
  • обязательно каждые 40 минут делать десятиминутные перерывы, полностью отвлекаясь от учебы – академический час не зря длится почти столько же;
  • свести на нет влияние отвлекающих факторов: выключить телевизор, компьютер, телефон – чем меньше соблазнов, тем больше вероятность устоять;
  • правильно и регулярно питаться, не пропуская завтрак, обед и ужин, уделяя особенное внимание продуктам, содержащим глюкозу (например, шоколаду), омега-3 и -6 жирные кислоты, а также витамины B6, E и фолиевую кислоту (все виды орехов, особенно грецкие), что тонизирует мозг и стимулирует его работу;
  • не засиживаться допоздна: чтобы запоминать новый материал, мозг должен хорошо отдыхать.

Придется на пару недель сессии ограничить общение с приятелями и отказаться от походов в ночные клубы – настоящие друзья все правильно поймут, развлечения никуда не денутся, зато появится уйма времени на качественную подготовку, а чуть позже – и веская причина отметить успех.

Как лучше всего учить билеты к экзамену

Итак, комфортная обстановка для изучения экзаменационных вопросов создана, теперь настал черед разработать собственную методику для запоминания информации с учетом четырех рекомендаций:

  • выучив вопрос, вычеркивайте его из общего списка: постепенное сокращение перечня оказывает положительное психологическое влияние;
  • никогда не зазубривайте материал – это не даст положительного результата, при изучении билетов постарайтесь понять суть вопроса – информация отложится в памяти сама собой;
  • учите вопросы не по порядку, а чередуя сложные с простыми, что позволит мозгу отдыхать. Если новый вопрос нельзя понять без осмысления хотя бы одного предшествующего, то следует учить все по порядку.
  • делайте записи – это поможет быстрее и лучше усвоить материал любого характера, так как подключение зрительной и мышечной памяти способствует более качественному запоминанию.

Приемы запоминания

Чтобы выучить все билеты к экзамену, нужно не столько их зазубривать, сколько использовать приемы, разработанные специально для лучшего запоминания.

  1. Отталкивайтесь от своих индивидуальных способностей: аудиалы лучше запоминают информацию после прочтения вслух, а кинестетики – после написания шпаргалок.
  2. Когда нужно выучить билеты на экзамен в сжатые сроки, можно ежедневно изучать весь необходимый объем материала, но на различном уровне углубления в тему, то есть, постепенно переходя от уровня дилетанта до статуса эксперта. В первый день просто прочесть конспект или кафедральную методичку (тройка уже в кармане), во второй – пройти тот же материал по учебнику (сдать на четверку), в третий – заполнить все пробелы, разобрать наиболее сложные моменты (можно замахнуться на отлично).
  3. Не пытайтесь запомнить все подробности. Из главы учебника выделите основную мысль, определения и формулы: структурированная информация небольшого объема запоминается легче.
  4. Записывайте ответы в виде тезисов, вызывающих ассоциации. Выделите три главных предложения, в которых сформулированы проблема, основная мысль и выводы.
Приемы подготовки к экзаменам зависят от специфики предмета: в точных науках не обойтись без дополнительной практики, а гуманитарные – требуют способности запоминать большие объемы информации, развить которую помогут специальные приемы и правильная организация учебы.

Реально оценивайте свои силы и объем информации, который необходимо выучить. Если остался один день или несколько часов, не хватайтесь за все сразу, повторите самые сложные вопросы, или, наоборот, прочтите весь материал, систематизируйте основные моменты. Быстро выучить экзаменационные билеты реально, главное правильно подойти к решению проблемы.

1. Экзамен по философии Матросов сдал на «отлично», потому что в руках у него была монтировка.

Предыстория: незадолго до экзамена Матросов отметил день рождения, но празднество решил отложить на «после сессии». Я никак не могла решить, что ему подарить, тем более что бюджет был сильно ограничен, — пока один знакомый не отметил сходство моего друга с героем игры Half-Life Гордоном Фрименом. Этот герой был примечателен тем, что всюду таскал с собой монтировку. Поскольку Матросов любил компьютерные игры, я решила, что преподнесу ему атрибут для косплея.

Как я везла монтировку в институт — отдельная история. В тот день я решила принарядиться и вместо обычного комплекта джинсы-футболка надела облегающее зелёное платье в пол, босоножки и куртку типа «пригламуренная косуха». Ансамбль довершала бандана, а под ней — копна ярко-оранжевых дред.

И вот я вся такая дохожу уже до входной двери… и понимаю, что что-то забыла. Блин! Монтировка!

Таких красноречивых взглядов от прохожих я больше никогда не встречала. На остановке ко мне подошёл местный гопник и спросил: «Девушка, простите, а вы хиппи или скинхед»?

Так или иначе, доехала я до института, вручила Матросову монтировку. Он был вне себя от счастья, начал выделывать с ней всякие па и в очередном выпаде чуть не врезался в преподавательницу философии, которая, отойдя от шока, спросила:

— Это что?!

— Это мой подарок на день рождения! — просиял Матросов.

— Так у тебя сегодня день рождения?

— Да! — не моргнув глазом ответил Матросов.

— Давай зачётку…

2. Контрольную работу по стилистике Матросов завалил по весьма дурацкой причине. Нам выдали несколько текстов, которые надо было отредактировать. Моему другу достался текст про овощи, назывался «Морковь».

Матросов справился с заданием блестяще, только вот заголовок списал чутка неправильно: «Морков».

3. Следующую контрольную, и снова по стилистике, Матросов чуть не завалил, потому что по старой памяти написал в углу листка: Матросов, 8 «Г».

4. Однажды Матросов чуть не слетел с допстипендии, потому что в заявлении перепутал свои имя и отчество. То есть написал не «Владимир Иванович Матросов», а «Иван Владимирович Матросов».

5. Кстати, познакомились мы с Матросовым так: ему было влом сочинять эссе про творчество какого-то там писателя, и он попросил мою работу «просто посмотреть».

Впоследствии я обнаружила, что Матросов переписал её своими словами и сдал. Но переписал он её настолько высокопарным языком, что читать это без смеха было невозможно.

Например, вместо фразы «автор использует эпитеты» Матросов написал «автор не поскупился на эпитеты».

Некоторое время после этого я называла его «Матросов не поскупился», на что он очень обижался.

6. Завалив зачёт по зарубежной литературе, Матросов не растерялся и пришёл в кабинет, где тот же зачёт у другого потока принимал другой преподаватель. С порога Матросов воскликнул:

— О, Михаил Андреевич, это вы! А поставьте мне зачёт по блату?

Авантюра успеха не имела.

7. Курсовую по издательскому делу Матросов писал на отвали, надеясь получить тройку и со спокойной душой уйти на летние каникулы. Но в день зачёта преподаватель сказал, что работа получилась весьма достойная и что если Матросов её отредактирует, то на пересдаче сможет получить аж целую четвёрку. Глаза Матросова загорелись, и он несколько дней рассказывал мне о том, какую классную курсовую он вот-вот напишет. Однако к дню пересдачи Матросов напрочь забыл о том, что ему надо было что-то сделать, и вообще не пришёл в институт. Осенью он был неприятно удивлён, когда его вызвали в деканат из-за «хвоста».

8. Чтобы сдать зачёт по истории искусств, мы должны были подготовить доклад по какому-либо шедевру архитектуры или живописи и провести скрупулёзное исследование: что, где, откуда. Среди рекомендованных объектов для изучения были, например, Нотр-Дам и Парфенон.

Матросов завалил зачёт, потому что выбрал Бахчисарайский фонтан и изучать что-либо другое отказался наотрез (летом Матросов побывал в Крыму, и уж очень этот фонтан ему понравился).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *