Качества ребенка

Характер ребёнка и его коррекция

  • Печать
  • E-mail

Семья и общество

Все дети обладают собственным, неповторимым характером, наиболее яркие черты которого проявляются уже в первые годы жизни.

Формирование характера ребенка не происходит в одночасье. На него оказывают влияние наследственность, воспитание, поведение родителей, окружение (детский сад, школа и т. д.). В начале жизни у ребенка есть наглядный пример для подражания — его родители. Он сознательно и бессознательно копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Когда круг его общения расширяется, ребенок осознает, что в мире много других людей, которые могут вести себя совсем иначе, и он черпает информацию от общения с каждым из них.

Ребенок, даже годовалый, — это уже личность. И ему присущ определенный тип темперамента, который определяется генетической предрасположенностью ребенка. Как известно, существует четыре основных типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Они редко проявляются в чистом виде. Чаще всего темперамент ребенка бывает смешанным. Темперамент ребенка — это врожденное свойство, его очень трудно, практически невозможно изменить. И родителям нужно смириться с этим, не подавлять его, а лишь мягко корректировать его поведенческие реакции.

Уже в дошкольном возрасте вырисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются, прежде всего, в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Они развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка.

В характере каждого ребенка проявляются как положительные, так и отрицательные черты. Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты. Недостатки характера — это устойчивые отрицательные формы поведения человека. Прежде чем говорить о недостатках характера ребенка, надо убедиться в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной переходящими обстоятельствами. Для этого поведение ребенка надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время.

В категории привычных недостатков характера ребенка выделяют два их вида: проявляющихся в учебной деятельности ребенка и в отношении его к себе и другим людям. Рассмотрим некоторые из них. Первый вид: леность, пассивность, неорганизованность, отсутствие настойчивости. Второй вид — эгоизм.

Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. Леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых по следующим причинам. Общество построено на труде. Трудовая и учебная деятельности необходимы для психического и физического развития человека. Недаром труд используется даже как средство лечения. Лишенный трудолюбия ребенок оказывается неадаптированным к самостоятельной жизни. Кроме того, отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности. Недаром говорят, что праздность — мать всех пороков.

Что является причиной появления лени у детей и подростков? Некоторые родители ограждают своих детей от любого труда, тем самым воспитывая в них лентяев. Ребенка следует приучать с малолетства к посильным видам трудовой деятельности, обнаруживать и развивать его природные задатки. Требуется разъяснительная работа и с самым ленивым ребенком. Леность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители выполняют все капризы, не побуждают его к целенаправленной учебной деятельности. Многие из таких детей не умеют усидчиво учиться, не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами.

Ребенок может стать ленивым и из-за отсутствия трудовой обстановки в семье.

Сильным отрицательным фактором может оказаться для школьников бесперспективность обучения. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками.

Воспитательное воздействие на ленивых следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников мы чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. В этом им надо помочь. У подростков же важно преодолеть мнение, что учеба — это деятельность для маленьких детей и «зубрил», а также предоставить им возможность проявить свою взрослость на уроках в школе.

Понятие «пассивный» раскрывается как «непроявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности». Пассивность вызывается комплексом причин: пробелами в знаниях; неумением применять эти знания в новой ситуации; отсутствие умения организовывать учебную работу (усвоить условие задачи, правильно сформулировать вопрос, самостоятельно работать с учебником); отсутствием умения самостоятельно выполнять задания. Некоторые дети имеют избирательную интеллектуальную пассивность. Они пассивны лишь в отдельных видах работы или в некоторых учебных дисциплинах. Есть дети с общей интеллектуальной пассивностью. Они нелюбознательны. Такие пассивные дети не стремятся к получению новых знаний, избегают напряженной умственной работы. Интеллектуальная пассивность проявляется у них как в учебе, так и в игре.

Причиной интеллектуальной пассивности детей может быть болезнь или переутомление. Вялое поведение ребенка должно заставить родителей в первую очередь исключать возможность заболевания. Причем важно существенно укрепить ребенка, оздоровить его. Пассивность нередко возникает из-за переутомления школьников. Этому способствуют перегрузки на уроках, неумение быстро готовить домашние задания, избыточная развлекательная информация: в т.ч. слишком частый просмотр фильмов, компьютерные игры и т. д. Кроме того, нередко бывают виноваты и сами родители, которые из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько кружков. Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых происходят серьезные изменения. К тому же подростки часто сами переоценивают свои силы. Отсюда усиливается опасность физических и нервных срывов, приводящих впоследствии к полной пассивности учащихся в отношении учебы и других видов деятельности. Это нередко случается со школьниками — подростками, прежде бывшими активными и хорошо учившимися.

Пассивное поведение школьников может быть связано с некоторыми психологическими особенностями. Они возникают при слишком большой опеке детей со стороны родителей. В таких семьях нередко вырастают безучастные, вялые, равнодушные дети, ни к чему активно не стремящиеся. Пассивные дети часто бывают в состоятельных семьях, где все за них делают старшие. Такие подростки и юноши часто инфантильны. Наконец, пассивность может возникнуть из-за требования безусловного послушания родителям.

Причины пассивности ребенка могут быть внутреннего порядка. Одни из них обусловлены неблагоприятным воздействием темперамента ребенка. Так, флегматик-школьник нередко бывает инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для преодоления такого состояния школьника важно не только его тормошить, внешне побуждать к деятельности, но и помочь ему формировать внутренние мотивы деятельности: интересы, убеждения, стремления.

Способствуют возникновению и закреплению пассивности у детей такие черты, как застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе. Такие учащиеся избегают проявлять инициативу и активно включаться в жизнь детского коллектива.

Следует рекомендовать преодолевать застенчивость и неуверенность в себе школьников включением в деятельность школьной малой группы, в выполнении общественных поручений.

Ребенок и подросток должны научиться управлять своей активностью, регулировать ее. Называется это организованностью. Воспитание и самовоспитание организованности начинается с повседневной организованности: умение планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца. Определение разумной меры учебного труда и отдыха позволяет школьнику выработать для себя гигиенически обоснованный режим дня. Для самостоятельного выполнения режима дня ребенку важно привить чувство времени. В основе воспитания повседневной организованности лежит знание школьником меры своих индивидуальных и возрастных возможностей. Повседневная организованность школьника связана с его аккуратностью, добросовестным, ответственным отношением к делу, с систематичностью его деятельности. Длительно нацеленная организованность возникает на основе повседневной, но связана с решением не текущих задач, а с достижением далеких и важных жизненных целей. Среди старшеклассников имеются инфантильные личности, откладывающие на неопределенное время или перекладывающие на родителей решение проблем своего жизненного самоопределения и выбора профессии. Взрослым не следует снисходительно относиться к инфантильности великовозрастных детей, так как нежелание участвовать в решении проблем своей будущей жизни чревато в дальнейшем многими жизненными трагедиями.

Для преодоления инфантильности у школьников в юношеском возрасте требуется серьезная помощь со стороны воспитателей в определении их природных задатков и способностей, организации ознакомительной деятельности в области выбираемой профессиональной деятельности, самовоспитания волевых черт характера.

Настойчивость — необходимая черта характера человека. Она выражается в особенности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели в процессе достаточно напряженной и длительной деятельности. Таким образом, настойчивость связана с умением осуществлять свои стремления, т. е. с одним из важнейших видов внутренних мотивов.

Ненастойчивые дети либо вообще не ставят труднодостижимых / далеких целей, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении. Так, даже среди старшеклассников отмечается достаточно много молодых людей, откладывающих в долгий ящик решение вопроса о своей профессии. Еще больше школьников, которые определили профессию, но не проверили свои способности и не начали подготовку к овладению избранной специальности. Существуют следующие основные пути воспитания настойчивости у школьников. От родителей требуется тщательный контроль над выполнением детьми любой работы. Небрежное дело не следует принимать, а добиться переделки. В труде и учебе ставить перед школьниками интересные задачи, увлекать положительными примерами. При первых затруднениях детей не надо незамедлительно спешить к ним на помощь и устранять все препятствия самим. Пусть школьники научатся преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы и станут переживать радость успеха. Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием других черт характера: активности, организованности, упорства, уверенности в себе, сознательности и других.

Эгоизм часто встречается в жизни у детей и взрослых. Эгоист — это себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей.

Жизненная направленность эгоиста — собственное «Я», личное преуспевание нередко за счет других. Формы и степени его выражения множественны. Основные виды выражения эгоизма: нарциссизм, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм и пр.

Школьники и взрослые с нарцисстическим характером чрезвычайно влюблены в себя. Причем объектом собственной любви у них, особенно у лиц мужского пола, не обязательно является внешность. Они могут обожать себя за внутреннее «совершенство» (способности, ум, характер).

Отчужденность может возникнуть очень рано из-за невнимания родителей к ребенку из-за занятости своими проблемами и делами. В связи с этим у заметной части молодежи усилилась эгоистическая направленность личности и появляются все больше грубость и жестокость по отношению к окружающим.

Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он заключается в том, что в центр всей жизни ребенок или взрослый человек ставит свое индивидуальное «Я». Так, его важной жизненной потребностью является нахождение в центре внимания, постоянные похвалы в его адрес, восхищение его необыкновенными способностями. В семье такой ребенок требует, чтобы родители думали и заботились только о нем, жили только для него.

У детей и подростков групповой эгоизм бывает связан с семьей, дворовой или приятельской компанией, коллективом класса или части его. «Семейный» эгоизм возникает при направленности всех помыслов взрослых членов семьи на материальное и карьерное благополучие семьи при полном равнодушии к интересам окружающих.

Устранить или свести к минимуму действие тех причин, которые вызывают эгоизм различных видов можно только при индивидуальном подходе. Необходимо также не только устранять недостатки характера, связанные с эгоизмом ребенка, но и способствовать формированию у него таких качеств, как альтруизм, товарищество, забота о слабом.

Лживость детей вызвана разными причинами: боязнью наказания, стремлением привлечь к себе внимание окружающих, прикрыть неблаговидный проступок, лживостью самих родителей и их необязательностью. Родителям следует своевременно замечать попытки лжи и стараться предупреждать пользование её результатами, избегать таких средств наказания, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности, исключать запугивание. Основным методом перевоспитания лживости выступает метод установления истины, когда крайне важно установить правдивую картину проступка ребенка, чтобы во всем разобраться и принять правильное решение.

В случае, когда у ребенка нет реальных возможностей завоевать популярность среди сверстников (слабая успеваемость, отсутствие умений и навыков в какой-либо деятельности или общении, слабая эрудиция), он начинает хвастать несуществующими возможностями или приобретениями, что может привести к воровству. В этом случае ведущим направлением перевоспитания детей с проявлением лживости является раскрытие и развитие способностей ребенка, обеспечение высокого статуса среди ровесников на основе положительных качеств и обогащение опыта отношений.

В заключение несколько общих рекомендаций, которые помогут родителям в коррекции поведения ребенка.

Поведение ребенка имеет в своей основе причину. Зачастую в диалоге дети сами проговаривают свою потребность, просто нам некогда их слушать. Постарайтесь выяснить для себя причину поведения детей.

Важно не уязвить самолюбие ребенка, не говорить обидных слов. Находите на каждое отрицательное качество ребенка два положительных.

Не жалейте добрых слов своим детям. Чаще признавайтесь им в любви, старайтесь обнять. Даже если ребенок не хочет обниматься, проговаривайте свои чувства, как бы вы его приласкали и пожалели.

Ю.В. Прорехина, социальный педагог «Климовского центра социальной помощи семье и детям «Гармония»

Вам когда-либо приходилось выслушивать жалобы учителя на неприемлемое поведение вашего ребенка? Что испытывают родители, когда педагог говорит им о том, что ребенок устроил драку со своими одноклассниками? Большинство из нас в подобной ситуации испытывают шок и чувство стыда. Но что, если позже выясняется, что ребенок заступился за девочку, которую обижали одноклассники, и защитил ее? Стыд родителей сменяется чувством гордости за ребенка и за себя, так как они смогли привить ему те ценности, которые исповедуют сами. И даже понимая, что нам еще много предстоит работать над развитием эмоционального интеллекта и контроля над побуждениями нашего маленького рыцаря, мы все равно гордимся тем, как он повел себя в сложной ситуации.

Далее представлен список особенностей характера, которые стоит развивать у своих детей.

1. Скромность

Все родители хотят, чтобы их дети достигли успехов в любых начинаниях. Тем не менее важно воспитать детей скромными людьми, признательными за вклад окружающих в собственный успех. Мы ничего не достигаем сами и должны быть благодарны нашим наставникам, образцам для подражания и вообще любым людям, которые помогают нам добиваться успехов и личностного роста. Дети не должны становиться высокомерными людьми и переоценивать свой вклад.

2. Удовлетворенность

Стараясь не переступать тонкую грань между удовлетворенностью и отсутствием амбиций, дети должны стать достаточно амбициозными, что стремиться к достижению своих целей и задач, но в то же время научиться довольствоваться результатами и радоваться своим достижениям. Это очень важный компонент счастья. Разве можно достичь счастья без чувства удовлетворения?

Бывает, что детям из богатых семей постоянно чего-то не хватает, и они требуют от своих родителей все больше и больше, и все равно никогда не бывают довольны и счастливы. И наоборот, дети из семей менее состоятельных умеют довольствоваться тем, что у них есть.

Амбиции важны для достижения успеха, но чрезмерное честолюбие может легко привести к постоянной неудовлетворенности.

3. Благонадежность

Умение выполнять принятые на себя обязательства – важная часть хорошего характера, даже если для этого приходится идти на определенные жертвы.

4. Выдержка, решительность и усердие

Дети должны проявлять решительность, упорно и целеустремленно идти навстречу своим целям. Мало кто из родителей хочет, чтобы у ребенка к двадцати годам пропали целеустремленность и энергия.

5. Терпение

Это то, чего в значительной мере не хватает нашей молодежи, а ведь умение ждать подходящего времени для чего бы то ни было необходимо для лучшего обучения. Терпение как черта характера полезнее для ребенка, чем неусидчивость и неугомонность.

Существует такая притча. Захотел однажды юноша пойти в ученики к ювелиру. Он долго и настойчиво уговаривал мастера обучить его всем тонкостям ремесла. Наконец ювелир согласился. В качестве обучения мастер ежедневно клал в ладонь ученика нефрит, а потом шел заниматься своими делами. Скоро терпение юноши иссякло, он начал возмущаться: «И чему я так могу научиться?». Однажды он собрался выразить свое недовольство учителю, когда тот вложил камень в его протянутую ладонь, но внезапно заметил: «Послушайте, но это ведь не тот камень!». Учитель ответил: «Вот видишь, ты учишься!».

Дети должны учиться терпению, ведь им придется иметь дело с разными «драгоценностями», которые вложит в их руки жизнь.

6. Честность

Честность и правдивость по отношению к себе и к другим людям делают человека надежным. Честный человек хорошо спит и внутренне более счастлив, чем мошенник или лжец. Страх последствий и наказаний является основной причиной нечестности молодежи и людей старшего возраста. Когда мы обладаем достаточным мужеством принимать результаты наших действий, какими бы тяжелыми они ни были, честность становится приоритетом в жизни.

7. Смелость

Изучение чего-то нового ведет в неизвестность. Страхи и опасения могут мешать процессу обучения, а смелость при покорении новых вершин помогает сохранять сосредоточенность и собранность. Дети должны смело исследовать свой внутренний мир и неизвестность, окружающую их.

8. Сострадание

Умение по-человечески относиться к другим людям и гуманное, сострадательное мировоззрение – это гораздо более желательные черты, чем безразличие или безжалостность.

Когда по телевидению показывают страшные вещи, например, искалеченных жертв катастроф или терактов, сердце невольно сжимается от боли. Но какими же безразличными людьми нужно быть, чтобы распространять такие кадры! Трудно себе представить, какое впечатление они могут произвести на близких людей и семьи пострадавших.

Чрезмерная направленность на сенсации средств массовой информации создает поколение бесчувственных и равнодушных людей, поэтому важно воспитывать ребенка так, чтобы он был выше дешевых эффектов и развивал чувство сострадания.

9. Адаптивность

Часто ригидность (т. е. своего рода «закостенелость» и отсутствие гибкости) становится на пути прогресса, академического или личностного. Если ученик не сдал тест по математике один раз, это не означает, что он больше никогда не сможет его сдать. Если ребенок учится отлично, это не означает, что кто-то другой не сможет учиться еще лучше. Дети должны проявлять достаточную гибкость, чтобы адаптироваться к любой ситуации.

10. Самодисциплина и контроль над побуждениями

Как показывает пример, описанный в начале статьи, одного набора великолепных убеждений недостаточно, если, отстаивая их, вы постоянно попадаете в неприятности. Достойные люди должны слушать, впитывать информацию, обдумывать, а затем действовать, четко контролируя свои побуждения и демонстрируя хорошие навыки самодисциплины.

11. Доброта по отношению к себе и окружающим

Хорошие ученики добры к себе и окружающим. Жесткое, суровое отношение к себе и к другим людям пагубно воздействует на процесс обучения, в то время как доброта отлично способствует командной работе. Если ребенок научится быть добрым лидером, он будет не только успешным, но и всеми любимым человеком.

12. Любознательность и умение удивляться

Любознательность не дает умереть маленькому ребенку внутри нас, и если в детские годы малыш научится задавать вопросы «как?» и «почему?», он со временем узнает все тонкости жизни. Любознательность – это истинная мать учения (и изобретений!).

13. Оптимизм и позитивное мышление

Оптимизм перед лицом сложных препятствий существенно способствует достижению целей. Оптимист никогда не унывает и его позитив приносит пользу не только ему самому, но и окружающим людям.

14. Благодарность, признательность

Признательность за каждое маленькое усилие, благодарность сложившемуся положению и людям, окружающим нас, оказывают огромную помощь в обретении счастья. Важно воспитать ребенка так, чтобы он испытывал признательность за все, что преподносит ему жизнь, и получал удовольствие от ее даров.

15. Дальновидность

Дальновидность предполагает осознание и выполнение необходимых действий еще до того, как тебя об этом попросят. Все родители хотят, чтобы у их детей было развито это качество. Просто представьте, как было бы потрясающе, если бы дети демонстрировали дальновидное отношение ко всему, за что они берутся в жизни!

16. Выносливость и стойкость

Современный конкурентный мир требует от нас жизнестойкости – внутренней силы противостоять стрессу и делать все возможное даже под давлением обстоятельств. Ребенок должен уметь стойко переносить прессинг конкуренции.

17. Душевное равновесие

Сохранение спокойствия и внутреннего равновесия в условиях психологического давления и сложных ситуаций – это по-настоящему трудная, но чрезвычайно важная задача. Ребенок должен быть внимательным и уравновешенным при любых обстоятельствах. Это обеспечит ему ясность понимания происходящего и поможет выбрать соответствующую тактику собственного поведения.

18. Уважение

Дети учатся уважению, наблюдая за тем, как их родители относятся к другим людям. Малыши часто подражают родителям в словах и действиях. Важно, чтобы дети чувствовали, что родители относятся к ним с уважением. Тогда они научатся уважать себя и других людей.

19. Умение вести за собой и следовать за лидером

Быть лидером не означает любить командовать и распоряжаться. Для того чтобы стать хорошим лидером, ребенок должен знать сильные и слабые стороны как свои, так и своей команды. Для того чтобы стать хорошим лидером, он должен научиться быть хорошим последователем. Чаще всего в командах все желают быть лидерами, но никто не хочет быть ведомым! Поэтому жизненно важно знать, когда нужно вести за собой, а когда необходимо следовать за лидером.

20. Надежда

Когда уходит надежда, не остается ничего. Надежда – это свет в конце темного туннеля, это то, что не дает погаснуть живой искре внутри нас. Важно воспитывать детей так, чтобы эта искра светилась в них и в двадцать, и в восемьдесят лет.

Помните о том, что проблемы играют огромную роль в нашей жизни и жизни ребенка. Ведь чтобы дерево стало гладким, необходима наждачная бумага; так и препятствия и невзгоды в жизни нужны, чтобы сделать ее стоящей, а человека мудрым.

Все описанные качества характера прекрасно подходят и для обучения, и для жизни. Все они в той или иной степени помогают людям становиться более уверенными, зарабатывать больше денег и строить крепкие отношения.

Как это прекрасно – учить детей всем этим качествам и самим учиться тому, что делает жизнь такой прекрасной.

Развиваясь, отношения личности становятся привычными и закрепляются в виде феномена личностных качеств.

Сложившееся качество личности при этом представляет собой отношение в трех формах: убеждение (рациональное отношение); стереотип поведения (привычка); чувство, переживание, мотив деятельности. Если какой-либо из этих форм в определенном качестве нет, то соответствующее отношение (и, соответственно, качество личности) неполное, возможно, оно только складывается.

Главная характеристика любого личностного качества – это его устойчивость: человек проявляет сформировавшееся у него личностное качество в привычных и изменяющихся условиях.

При этом, говоря о развитии личностных качеств в процессе воспитания, следует иметь в виду следующие закономерности.

  • 1. Закономерность обратного влияния. Сначала психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды в результате закрепления привычного отношения к тому или иному явлению, той или иной ситуации как ответ на них. Но, возникнув таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие человека. В результате возникшее качество «подтягивает» за собой новые отношения, качества и потребности ребенка. Развитие личностного качества начинается с формирования простейших его элементов и черт поведения. В дальнейшем они усложняются, интегрируются, наполняются чувствами, потребностями, обрастают ритуалами.
  • 2. Закономерность взаимосвязанности качеств. Как правило, каждое личностное качество связано с целым рядом близких ему по смыслу, родственных качеств. Можно утверждать, что автономного, самостоятельного качества в полном смысле этого слова не существует. Рассмотрим ряд личностных качеств младшего школьника.

Легко убедиться, что любое из этих качеств разворачивает веер взаимосвязанных с ним понятий. Например, анализируя такое качество, как ответственность, мы обязательно обратимся к таким качествам, как активность (пассивная личность не проявляет себя как ответственная), внимательность (ее отсутствие создает условия для безответственного поведения), дисциплинированность (вряд ли можно недисциплинированного человека считать ответственным), компетентность, критичность, рассудительность, решительность, требовательность (к себе), участливость, честность, чувство собственного достоинства и т.д.

3. Закономерность генерализации. Личность понимается в психолого-педагогической науке как некоторая целостная структура, поэтому в процессе воспитания нельзя произвольно отсекать изучаемое явление (процесс, свойство, качество) от личности в целом, от ее направленности, от системы ее отношений к действительности, от ее переживаний и поступков. Иначе говоря, из этого положения вытекает, что в воспитании личности необходимо постоянно иметь в виду то, какую функцию то или иное качество выполняет в сложной системе взаимодействия человека с окружающей его действительностью.

Личностные качества

Бережливость

Организованность

Вежливость

Ответственность

Воля

Познавательная активность

Деловитость

Послушание

Дисциплинированность

Предприимчивость

Заботливость

Прилежание

Изобретательность

Самостоятельность

Инициативность

Смелость

Коллективизм

Трудолюбие

Креативность

Честность

Надежность

Капризность

Находчивость

Аккуратность

Это явление носит название генерализации – распространение влияния формирующегося качества на дальнейшее развитие личности в целом. Если школьник овладел привычкой добросовестно выполнять домашнее задание, то это положительно скажется на дисциплинированности, внимательности, рассудительности, самостоятельности. Явление генерализации справедливо не только по отношению к положительным качествам, но и к отрицательным. Так, безответственность, закрепляясь как качество, может привести к возникновению лживости, трусости, грубости и т.п.

Наличие явления генерализации в воспитании позволяет сделать важный вывод: следует добиваться формирования положительных, социально одобряемых качеств личности ребенка, способных стать стержнем личностного развития. И, наоборот, заметив проявление того или иного негативного качества, следует постараться его устранить, чтобы оно не стало ядром семейства негативных качеств.

4. Закономерность этапности. Мы рассматриваем позицию школьника в воспитании как субъектную, предполагая, что ребенок – активный деятельный участник процесса воспитания своих личностных качеств. Эта позиция предполагает, что ребенок понимает, какие именно качества ему следует воспитать и зачем, хочет их развить у себя, имеет представление об их содержании, стремится к их проявлению в повседневной жизни. Однако реально младший школьник может работать над формированием двух-трех личностных качеств, – большее их количество он просто не в состоянии и удержать в памяти. Отсюда следует требование этапности и конкретизации в воспитательной работе: в каждый определенный период времени выдвигаем на передний план задачу формирования одного-двух личностных качеств. Однако при этом воспитатель не должен забывать и о других качествах, ведь человек не воспитывается по частям (А. С. Макаренко).

Обратимся к младшему школьному возрасту. Для ребенка этого возраста актуальнейшими отношениями и качествами являются те, которые связаны с его ведущей деятельностью – учением. Учение является процессом преобразования самого себя в плане приобретения новых компетенций, а его продуктом – изменение и повышение собственных возможностей. Ведущая деятельность определяет главные изменения психики, направление потребностей, стремлений, мотивов и ценностей человека. У младшего школьника начинают формироваться новые отношения с миром через социальные роли ученика, одноклассника в общении с учителями, родителями, сверстниками. Возникает новое отношение к миру: «люблю учиться, понимаю, зачем учусь» и др. Изменяется и отношение к себе и с собой. То, каким он представляет сам себя, во многом рассматривается ребенком сквозь призму того, каков он в учении: успешен, прилежен или отстает; сообразителен или тугодум. Поэтому на этапе младшего школьного возраста столь важным является развитие его умений правильно оценить свою деятельность, владение приемами самообучения и самоконтроля. К сожалению, часто оценка учебных достижений ребенка рассматривается им, учителями, а иногда и родителями, как оценка личности в целом.

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • личность ребенка

Формируем положительные качества личности

Почти все родители мечтают видеть в своем ребенке человека, которого бы отличали положительные качества личности. Но при этом не все могут ответить на вопрос, какие именно. Традиционно к положительным качествам относятся доброта, честность, отзывчивость, верность, храбрость, трудолюбие, ответственность, вежливость и другие.

Когда начинать формировать у ребенка положительные качества

Маленький ребенок, пока формируется его отношение к окружающему его миру и людям, нацелен на позитивное и доброе. Важно не упустить это благоприятное время для воспитания положительных качеств. До трех лет накапливается мощная база знаний, опыта и информации, на основе которой будет проходить его развитие в последующие годы. После этого возраста ребенок словно начинает проверять все, что узнал до этого: действительно ли это — плохо, а другое — хорошо.

Детей в раннем возрасте легко можно научить, например, доброте, поскольку малыш отличается высокой степенью внушаемости, эмоциональности, психической гибкости и любознательности. Кроме того, ребенок в раннем возрасте вполне может поступать осознанно, подражать действиям взрослых и понимать, какую реакцию взрослых вызовет тот или иной поступок.

Учите ребенка личным примером

Несмотря на то, что ребенок много времени пребывает в детском саду, а затем в школе, и там с ним работают профессиональные воспитатели и педагоги, семья остается главным институтом воспитания. Именно в семье о нем заботятся и любят его так, как ни в каком образовательном учреждении.

Личный пример действует на ребенка намного эффективнее, чем выслушанная им получасовая лекция о том, как себя нужно вести. Родители своим поведением, иногда сами того не подозревая, воспитывают в ребенке те или иные качества. Так, если родители относятся друг к другу с уважением, то и ребенок будет уважительно относиться к окружающим.

Воспитание не должно быть нравоучением для ребенка. Мамам и папам следует общаться с ребенком на равных, на дружеской ноте, объясняя при этом, почему что-то ему запрещено, к чему может привести тот или иной поступок. Так он почувствует свою важность, научится уважать чужое мнение и выражать свое.

Воспитывая в ребенке положительные качества, вы должны помнить о том, что самосовершенствоваться никогда не поздно, вы вместе с ребенком можете учиться, например, быть вежливым.

Как воспитывать сказками

Детство – время сказок. В сказке все оживает, происходят чудеса, и что немаловажно – у истории, как правило, счастливый конец.

Выбирая сказки для ребенка, обратите внимание на то, какую мораль она в себе несет. Хорошая сказка помогает родителям воспитывать в детях положительные качества личности — учить малышей не обманывать, быть добрыми, помогать другим и так далее.

Сегодня все чаще на смену сказкам приходят далекие от нравственности мультфильмы, в которых нет поучительного содержания. Постарайтесь оградить ребенка от таких мультфильмов и подобного рода роликов в Интернете.

Создайте традиции семейного чтения. Если каждый день хотя бы десять минут уделять чтению поучительных сказок, вы получите не только внимательного и благодарного слушателя, но и малыша, который сможет отличать добро от зла, проявлять милосердие и сострадание, быть справедливым.

На что родителям следует обратить внимание

В семье должно быть доверие и взаимопонимание. Ни в коем случае не ругайтесь при детях, не критикуйте действия друг друга. Будьте сдержанны.

Будьте авторитетом для ребенка. Ребенок захочет быть похожим на вас, если чувствует в вас ценность и силу. Чем выше авторитет взрослого, тем большее воспитательное воздействие он может на него оказывать.

Не ограждайте ребенка от физического труда — давайте ему возможность помогать выполнять домашние дела. Не отказывайте ребенку в покупке домашнего питомца, если он этого хочет. Но обязательно объясните ему, в чем будут заключаться его обязанности по уходу за животным. Так вы сможете воспитать в нем ответственность.

Наказывайте ребенка правильно. Наказание должно соотноситься с виной ребенка и не причинять вред его психическому или физическому развитию. Не унижайте ребенка. Малыш должен знать, за что именно он наказан: объясняйте, что он сделал не так, и как ему следовало бы поступить.

Подбадривайте ребенка и не забывайте хвалить его за то, что он смог проявить себя с хорошей стороны. Чтобы не перегнуть палку, чаще хвалите сам поступок, показывайте его ценность. Тогда малыш и в следующий раз захочет поступить точно так же.

Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми. Даже если кто-то действительно более ответственный и вежливый, не стоит каждый раз ему об этом напоминать. Этим вы только разовьете комплекс неполноценности у ребенка, но никак не воодушевите поступать лучше.

Если вы всерьез решили воспитать в ребенке то или иное хорошее качество, не ждите мгновенного результата. Воспитание подобно снежному кому: ребенок вбирает в себя и накапливает все лучшее, чему его учат родители.

Воспитание – постоянный процесс, требующий от родителей большого терпения и безграничной любви. Только в атмосфере доверия и взаимоуважения, желая быть похожими на своих родителей, дети могут вырасти хорошими людьми. Поэтому крайне важно на личном примере показывать проявления положительных качеств личности. Их формирование может проходить и без участия родителей, однако помните, что воспитать то или иное качество в ребенке в раннем возрасте всегда легче, чем потом перевоспитывать и корректировать поведение повзрослевшего ребенка.

Марина Карамашева

С самого рождения дети учатся новым навыкам с головокружительной скоростью. И наряду с этими новыми способностями, они также приобретают уверенность, чтобы применять их в жизни. Когда дети становятся старше, эта уверенность становится не менее важной, чем сами навыки. Чтобы преуспеть, дети должны доверять своим собственным способностям, и в то же время знать, что, если случится неудача — это не конец света. Испытывая мастерство и восстанавливаясь от неудач, они развивают необходимую уверенность в себе.

Как помочь детям почувствовать, что они могут справиться с препятствиями на своем пути?

Вот 12 способов, которыми мы пользуемся, осуществляя опекунство и которыми вы можете научить детей для того, чтобы они чувствовали себя способными и максимально использовали свои навыки и таланты:

1. Начните с себя!

Покажите своему ребенку образец уверенности в себе, даже если вы не совсем уверенный в себе человек. То, как вы решаете новые задачи с оптимизмом и хорошей подготовкой — хороший пример для детей. Однако, это вовсе не означает, что вы должны создать идеальный образ себя в глазах ребенка.

2. Не расстраивайтесь из-за ошибок.

Помогите детям понять, что все делают ошибки, и главное — учиться у них. Уверенные люди не позволяют страху неудачи встать у них на пути — не потому, что они уверены, что никогда не потерпят неудачу, а потому, что они знают, как спокойно принять неудачу и не сдаваться в достижении своих целей.

3. Поощряйте их пробовать новые вещи.

Вместо того, чтобы сосредоточить всю свою энергию на том, в чем они уже преуспели, детям полезно разнообразить свою деятельность. Приобретение новых навыков позволяет детям чувствовать себя способными и уверенными в том, что они могут справиться со всем, что попадется им на их пути.

4. Позвольте детям потерпеть неудачу.

Естественно, родители хотят защитить своего ребенка от неудач, но метод проб и ошибок — самый эффективный метод обучения детей. А неудача на пути достижения цели помогает детям понять, что это не смертельно. Это также может побудить детей к тому, чтобы применять больше усилий и делать «работу над ошибками».

5. Хвалите настойчивость.

Умение не сдаваться при первом разочаровании или после одной неудачи — важный жизненный навык. Уверенность и чувство собственного достоинства появляется не благодаря постоянному достижению успеха во всем, а благодаря настойчивости.

6. Помогите детям найти дело по душе.

Изучение их собственных интересов может помочь детям развить чувство идентичности, которое необходимо для того, чтобы стать увереннее. Конечно, развитие их талантов также значительно повысит их самооценку.

7. Установите цели.

Определите цели, большие и малые, ведь их достижение заставляют детей чувствовать себя сильными. Помогите своему ребенку превратить желания и мечты в реальные цели, побудив его составить список того, чего он хотел бы достичь. Затем попробуйте разбивать долгосрочные цели на реалистичные ориентиры и ежедневные задачи.

8. Поощряйте усилия.

Хвалить детей за их достижения — это здорово, но также важно, чтобы они знали, что вы гордитесь их усилиями, независимо от результата. Требуется тяжелая работа, чтобы развить новые навыки, и результаты не всегда приходят сразу.

9. Вовлекайте их в свои дела.

Они могут жаловаться, но дети чувствуют свою ценность и необходимость, когда взрослые на них рассчитывают и поручают выполнять работу, соответствующую их возрасту.

10. Принимайте несовершенство.

Мы, взрослые, знаем, что достичь совершенства нереально, и важно донести эту мысль до детей как можно раньше. Помогите детям понять: телевизоры, журналы, социальные сети заставляют нас верить, что другие всегда счастливы, успешны и прекрасно одеты. Но это лишь образ.

11. Настройте их на успех.

Испытания хороши для детей, но у них также должны быть возможности, в которых они могут быть уверены в успехе. Помогите ребенку заняться делами, которые заставят его чувствовать себя комфортно и достаточно уверенно, чтобы в дальнейшем он смог справиться с более сложной задачей.

12. Покажите свою любовь.

Пусть ваш ребенок знает, что вы любите его, несмотря ни на что. Убедившись, что ваш ребенок знает, что вы думаете, что он великолепен — и не только тогда, когда он делает великие дела. Это укрепит его самооценку, даже если он не доволен собой.

Компания Duke Education готова проконсультировать Вас по любому вопросу, связанному с образованием за рубежом, и оказать грамотную поддержку на всех этапах обучения. Связаться с нами можно по телефону +44 7711 557 958 или через электронную почту anastasiia@duke-education.com. Будем рады работать с Вами!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *