Исторические эпохи

Что такое исторические эпохи, и в каком порядке они расположены? По какому принципу выстраивалась именно такая хронология? Какие признаки характерны для каждой из эпох, и почему тот или иной вид искусства, технологий развивался в определенный промежуток времени? Современные историки готовы дать ответы на все эти вопросы.

Что такое историческая эпоха

Эпоха в истории – это временной промежуток. Его длительность определяется событиями, характерными признаками, особенностями развития промышленности, искусства, человечества в целом.

Само слово-определение «эпоха» имеет греческие, а точнее – древнегреческие корни, переводится буквально как «значимый момент». Не все исторические периоды стали эпохами. К примеру, в тот или иной промежуток времени не происходило никаких значительных событий, и они остались в так называемом безвременьи.

В качестве примера можно привести литературные факты. Своеобразными эпохальными событиями можно назвать появление в литературе таких произведений, как «Война и мир» или «Тихий Дон».

Критериями периодизации исторических процессов стали общественные формации и формации в искусстве. На их основании были выделены:

  • Древний мир,
  • Средневековье,
  • Новое время,
  • Новейшее время.

И если рассматривать эти временные периоды через «призму» событий, особенности развития искусства, литературы, промышленности, то можно разобраться детально в том, что такое исторические эпохи.

Каждый из перечисленных временных промежутков развития человечества можно разделить на дополнительные эпохи, для которых характерны те или иные события. Яркий тому пример – эпоха древнего мира. Именно в этот промежуток истории человек сделал колоссальный рывок в освоении недр земли, введении пусть и самых простых, но инноваций в свою жизнь.

Древний мир как эпоха в развитии человечества

Эпоху Древнего мира многие исторические источники позиционируют, как Доисторическое время, включающее в себя первобытные период развития человечества и Древний мир. Временной промежуток делят на несколько эпох:

  • палеолит,
  • мезолит,
  • неолит.

Самый длительный этап эпохи Древнего мира – палеолит. Он длится с 2,5 миллионов лет до нашей эры до 10 000 лет до нашей эры. Для палеолита характерны следующие признаки – человек жил благодаря тому, что давала природа, охотился, собирал коренья, ягоды, грибы. Самостоятельно первобытные люди ничего не производили, и даже пища не подвергалась никакой обработке. У людей попросту не было для этого никаких орудий, они не имели навыков. Только в конце эпохи у человека появились подобия орудий труда и охоты из камня.

Эпоха мезолита (с 10 000 лет до н.э. до 6 000 лет до н.э.) отмечена не только достижениями человека, но и природным явлением – окончился последний ледниковый период и повысился уровень мирового океана. Люди начали образовывать первые сообщества – родовые общины, усовершенствовали каменные орудия и расширили область их использования.

Эпоха неолита в период Древнего мира не имеет четких временных границ. Но именно на этом этапе своего развития человек перешел от собирательства к производству, обнаружил железо, изучил его свойства и научился применять его в быту, на охоте и других областях жизни.

На последних этапах эпохи Древний мир у человека появилась письменность, зародились империи и государства, где началось разделение на высшее и низшее сословие. На фоне освоения новых земель разгорались войны, ставшие своеобразным толчком к инновациям в развитии промышленности и военного дела.

Средневековье и его значение в истории человечества

Средневековье стало первой яркой вехой в истории развития человечества. Для этой эпохи характерны значимые события и кардинальные изменения в искусстве, промышленности. Историки считают именно этот временной период началом зарождения цивилизации в Европе.

В начале эпохи широко развивалась аграрная сфера, но на основе феодализма. Государственный строй стран уже представлял собой некую систему, в которую входили

  • феодальные поместья, удовлетворяющие в большей степени только свои нужды и потребности,
  • монастыри, на базе которых зарождалось искусство и литература, велись летописи событий, которые имели особое влияние на ход истории уже в те времена,
  • королевский двор, не имеющий определенного «адреса», постоянно меняющий свое местоположение, что облегчало контроль монастырей и поместий, сбор податей и налогов.

Во второй половине Средневековья началась ускоренная эволюция человеческого сообщества, появились денежные отношения и товарное производство, то есть образовались мануфактуры, выпускающие определенный вид товара.

Обществом фактически правила религия. Сообщества этого плана оказывали огромное влияние и на государственный строй, и на производство. Началась эпоха в эпохе, когда церковь стремилась не просто поделить с государством сферы влияния на общество, а взять все бразды правления в свои руки. Религия тормозила развитие науки, боясь, что новые знания станут причиной, своеобразным катализатором к ее падению.

Новое время в истории

Эпоха Нового времени (с 1480 по 1790 года нашей эры) в истории человечества интересна тем, что в нее не все народности и страны вступили одновременно. В этот период огромное влияние на весь мир в целом оказывала Европа и европейские государства. Для эпохи характерно зарождение гражданского общества, разработка законов и законодательной базы в целом, ее принятие обществом.

В этот временной период зарождается философия, позволяющая объяснить хронологию и принцип развития человечества, производства и других сфер с точки зрения рациональности. Кроме этого, начинается становление капиталистического строя, причем на основе гражданского права и законодательства, появляются первые мировые сообщества. И, как ни странно, на этом фоне появляется отчужденность между некоторыми государствами или их группами, основанная на принципах

  • национализма,
  • религиозности,
  • идеологии.

В эпоху нового времени мир начинает делиться на капиталистический и социалистический лагери, формируются военные блоки, дестабилизирующие мир и отношения меду странами.

Несмотря на все негативные характеристики Нового времени, именно в эту эпоху стартует развитие экономики и промышленности, происходят значимые изменения в искусстве, литературе, вводятся в использование новые технологии.

Эпоха Новейшего времени в истории человечества

Эпоха Новейшего времени, согласно большинству исторических источников и трудов, начинается в 1918 году. Она является самой противоречивой и самой переломной одновременно. Колониальные империи начинают распадаться, вспыхивают революции, происходят значимые изменения и в правовом, и в общественном плане, интеграция религиозных направлений и сообществ.

Несмотря на то, что в этот исторический период происходили и происходят большое количество военных столкновений и экономических кризисов, стремительно развивается промышленность, вводятся все новые и новые инновационные технологии, а во многих отраслях происходят стремительные технологические прорывы.

Меняется и искусство, появляются его новые направления, на передний план выходит авангардизм, необычные музыкальные направления, в литературе появляются новые веяния.

Историки считают, что для потомков наиболее интересной эпохой будет именно Новейшее время в истории человечества. Насколько длинна и значима будет эта эпоха, судить будут те, кому выпадет на долю ее анализ и подведение итогов сделанного.

Ренессанс (Rinascimento), или Возрождение — уникальная по значению культурная эпоха, охватившая почти три века и ознаменовавшаяся расцветом искусств. Даже те, кто не особо интересуются живописью, знакомы с термином «Ренессанс» и слышали имена Леонардо да Винчи, Джорджоне, Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Микеладжело… Но это лишь вершина айсберга: десятки их коллег — признанные величины в истории искусства, их творения включены в золотой фонд знаменитых музеев мира. И это не считая сотен художников, которых принято называть «рядовыми». Ведь практически каждый европейский правитель покровительствовал живописи в эпоху Возрождения! Старалась не отставать и аристократия.

Значение Ренессанса измеряется не только количеством замечательных произведений. В эпоху Возрождения произошли качественные изменения во всех областях культуры. Каноны Средневековья уступили место новому искусству: гуманистическому, антропоцентрическому, светскому, реалистичному. Были заложены художественные основы творчества мастеров всего Нового времени. На какое бы направление вплоть до коренного идейного перелома в конце XIX — начале XX веков мы ни взглянули, — все они выросли из ренессансной колыбели.

Название этому периоду (от латинского renasci происходят итальянское слово Rinascimento и французское Renaissance) было дано самими современниками. Например, термин встречается у итальянца Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) — художника, архитектора и писателя. Дело в том, что творцы этой эпохи, отказавшись от средневековых канонов, своим фундаментом провозгласили античное искусство. Речь шла о возрождении художественных принципов античности, которые представлялись ренессансным мастерам идеалом. Но они были новаторами, а не эпигонами. Их творчество не было слепым копированием: на древнем фундаменте построили величественный дворец, наполнив его новым содержанием.

Ну, а термин в современном значении, то есть для обозначения периода в истории культуры, ввёл в XIX веке французский историк Жюль Мишле (Jules Michelet).

Исторические вехи и периоды Возрождения

История Возрождения начинается в XV столетии. Ренессансно-гуманистическая доминанта звучит на протяжении почти трёхвекового периода: с начала 1420-х годов до последней четверти XVI столетия (завершающие аккорды были слышны и в начале XVII века). Ренессансные тенденции зародились в Италии, а затем распространились за пределы Альп, поэтому в других странах национальное Возрождение началось позже.

Разумеется, новый стиль возник не мгновенно. Новаторские идеи постепенно пробивали себе путь в течение дученто и треченто Проторенессанса, оттесняя готические и византийские мотивы.

Ренессанс делится на три периода:

  • Ранний — с 1420-х годов по конец XV столетия;
  • Высокий — с конца XV века до 1520-х годов;
  • Поздний — до конца XVI столетия.

Раннее Возрождение — Филиппо Липпи, Гирландайо и Боттичелли

Началом ренессансной эры считают 20-е годы XV века, а очагом нового стиля – блистательную Флоренцию. Осторожное проторенессансное новаторство сменяется уверенным манифестом творцов-гуманистов. Искусство становится светским (это не означает исчезновения религиозных сюжетов, меняется сам характер творчества). Философской основой провозглашается антропоцентризм. Что же касается техники, то живописцы внимательно изучали античные идеалы, стремились к реалистичности форм и красок, работали с перспективой.

Идеализму готики противопоставил реализм Мазаччо (Masaccio) — реформатор из флорентийской школы. Большое внимание он уделял передаче индивидуальности: например, в «Чуде со статиром» у каждого из персонажей — свой характер.

Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) был монахом (фра — не часть имени, а наименование монахов в Италии, сокращение от слова frate — брат). Но, несмотря на монашеские обеты, он наполнял картины чувственностью и жизнерадостностью. Впрочем, чего ожидать от человека, который выкрал из монастырских стен молодую монахиню? Фра Филиппо был очень интересным человеком!

На примере написанной им «Мадонны под вуалью» можно увидеть, как религиозные сюжеты переходят в плоскость светской живописи: образы поэтичны, но реалистичны. И неудивительно, поскольку позировала мастеру жена с его детьми (та, которую он похитил; брак, правда, так и не был признан законным).

Влияние античности демонстрирует «Портрет Джованны Торнабуони» Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).

Усиление влияния реалистического подхода заметно в «Портрете старика с внуком»: прекрасный образец расцветающего портретного жанра.

Ну, а «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) — пожалуй, известнейший шедевр кватроченто.

Такой же чувственно-радостной атмосферой и музыкальным колоритом фонтанирует «Весна».

Религиозные творения Боттичелли лирично-возвышенны и поэтично-музыкальны. «Мадонна Магнификат» так потрясла современников, что её повторяли во множестве копий.

Линии Боттичелли называют певучими. Поразительная пластичность делает его манеру письма настолько выразительной, что он относится к числу самых узнаваемых художников в истории.

Высокое Возрождение — да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан

Пиком Ренессанса считается тридцатилетие, отсчитываемое от написания «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, то есть с 1490-х годов. Центром притяжения творцов становится Рим. Здесь создаются грандиозные, амбициозно-масштабные вещи: например, росписи Микеланджело в Сикстинской капелле и Рафаэля в Ватиканском дворце. Другим центром была Венеция, которую прославили Тициан и Джорджоне.

Изобразительная техника достигает высот. Для фресок и полотен характерны сложные композиции, углубленность пространства, эмоциональная насыщенность.

Воспевая красоту человека, художники-гуманисты стремились отразить индивидуальность каждого персонажа. Для этого они внимательно изучали анатомические особенности тела, старались передать тончайшие нюансы мимики. Знаменитая «Джоконда» до сих пор поражает мир тайной своей улыбки.

Эти тридцать лет поразительны по концентрации шедевров и великих имён.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo di ser Piero da Vinci). Главные работы:

  • Мадонны «Бенуа» и «Литта»;
  • «Мона Лиза»;
  • «Дама с горностаем»;
  • монументальная роспись в миланском монастыре Санта-Мария делле Грацие «Тайная вечеря»;
  • «Витрувианский человек», демонстрирующий канонические пропорции.

Характерная черта у Леонардо — лёгкая размытость: дымка сфумато. Этот приём, позволяющий в буквальном смысле «нарисовать воздух», изобрёл именно он.

Интересная деталь: современные исследователи выяснили, что гений был способен наносить краску тончайшими слоями в два микрона!

РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi), чьё творчество отражает самые светлые и возвышенные идеалы. Восхищает сочетание красок, изящество линий, композиционная гармония. Ему невероятным образом удавалось соединить яркость палитры с безупречным вкусом. Картины наполнены воздухом и светом.

Шедевры Рафаэля:

  • одна из самых узнаваемых картин планеты – величественная и лиричная «Сикстинская Мадонна»;
  • Мадонны «Коннестабиле», «Альба» и «С щеглёнком»;
  • «Святое семейство»;
  • «Портрет Бальдассаре Кастильоне»;
  • «Дама с единорогом»;
  • величественное «Преображение».

И, конечно же, невозможно не упомянуть фрески «Парнас» и «Афинскую школу».

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni), добившийся исключительных высот в изображении человеческого тела.

Микеланджело известен прежде всего как гениальный скульптор, про которого говорили: своим «Давидом» он отнял славу у греческих и римских статуй. Но есть у него и живописные шедевры — фрески «Сотворение Адама» и «Страшный суд».

ТИЦИАН (Tiziano Vecellio), возглавляющий венецианскую школу. Его полотна потрясают великолепной колористкой.

Он мастерски работал с полутонами, создавал изумительную игру света и тени, заполнял пространство воздушными переливами. Талант колориста наиболее ярко проявился в его поздних работах.

Живопись Тициана наполняет сочный, красочный эротизм. Великолепны и чувственны «Любовь земная и Любовь небесная», «Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис» и знаменитая «Венера Урбинская». Это гимн красоте и радостям жизни.

Но есть у него и работы, насыщенные глубоким драматизмом. Таковы «Динарий кесаря» и «Кающаяся Мария Магдалина».

Прославился Тициан и как один из величайших портретистов. Заполучить портрет его кисти жаждали монархи и князья, римские папы и кардиналы. Говорят, что когда мастер писал Карла V и уронил кисть, монарх сам поднял её и произнёс, что даже для императора честь услужить Тициану.

ДЖОРЖДОНЕ (Giorgio Barbarelli da Castelfranco), ещё один великий венецианец. Колористические нюансы, тонкая градация освещения, выразительность и утончённость линий характерны для его техники. Сюжеты эмоциональны, образы одухотворённы и поэтичны. Такова одна из его известнейших героинь — «Юдифь».

Новаторство Джорджоне выразилось в насыщении картин образами природы. Они присутствуют в «Трёх философах», «Суде Соломона», «Поклонении пастухов», «Мадонне Кастельфранко»… Мастер одним из первых начал проявлять внимание к красоте природы, подготовив почву для выделения пейзажа как отдельного жанра.

Позднее Возрождение

Но ничто не вечно. Наступил кризис идей. Это было связано, с одной стороны, с исчерпанием новаторского потенциала, а с другой — с наступившими изменениями в общественной жизни. XVI век оказался тяжёлым для Европы: сначала Реформация расколола её на две части и спровоцировала длительную эпоху религиозных усобиц и гражданских войн, затем пришла Контрреформация.

В творческой среде оставалось всё меньше носителей возрожденческих идеалов. Тем не менее, ещё творили Микеланджело и Тициан, причём для них начало заката Ренессанса совпало с кульминацией личного творчества. Можно сказать, это была лебединая песня Возрождения…

Особым островком, где долго сохранялся ренессансный дух, была Венеция. Дело Тициана здесь продолжили Тинторетто (Tintoretto), Джакобо Бассано (Jacopo Bassano) и Паоло Веронезе (Paolo Veronese).

За Альпами продолжало шествовать так называемое Северное Возрождение, имевшее специфические особенности: в нём меньше звучали античные мотивы, зато довольно отчётливо сохранялись готические.

Кроме того, большое идейное воздействие оказала Реформация.

Ренессансная эпоха в ряде стран, начавшись позже, чем в Италии (во Франции, Испании), и завершилась позднее — в начале XVII века.

Но в целом, XVI век был переломным для европейской культуры. Европу лихорадило. Жгли ведьм, устраивали кровавые религиозные побоища, казнили еретиков. Возникали радикальные секты, назревали апокалипсические настроения… Идеалы ренессансного гуманизма уже казались неактуальными. Новые реалии куда лучше отражали изломанность маньеризма, контрасты красно-чёрного караваджизма и драматический хаотизм барокко.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *