ИСТИНА

1 июля 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие истины часто упоминают преподаватели, учёные, религиозные деятели и другие представители интеллектуальной элиты.

Дать ей точное определение так же трудно, как и объяснить, что такое свобода или что такое любовь. В литературе вы встретите несколько десятков разных трактовок. Так что же такое истина? Давайте разбираться.

Понятие истины в философии

Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.

Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:

«Истина – это соответствие знания объективной реальности».

Приведём простой пример. На столе лежит круглый оранжевый цитрус с кисло-сладким ароматом. Петя смотрит на него и думает: «Это апельсин». Его знание о фрукте соответствует реальности, а значит истинное. Таким образом, истина – это формула: «Реальный апельсин = Знание об апельсине».

Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия:

Таким образом, истина в философии – это абстрактное понятие, которое используется для описания процесса познания.

Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нём знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии.

Если говорить простыми словами, то истина – это 100% понимание мира. Люди заинтересованы в том, чтобы к ней стремиться.

Истина и её критерии

Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.

Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.

  1. Общественная практика.

    Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.

    Например, учёные сделали утверждение о том, что Земля имеет форму шара (немного приплюснутого с боков). Спустя несколько веков люди полетели в Космос и убедились в этом. «Земля имеет форму шара» — это истинное суждение.

  2. Соответствие законам природы.
    Фундаментальные законы сами по себе истинны. А истинное суждение не может нарушать другую истину. Например, вы бросаете яблоко с 10 этажа. Суждение о том, что фрукт полетит в небо – это ложь, потому что не соответствует закону притяжения.
  3. Логичность.
    Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.Например, студент Вася не пришёл на лекцию. Его друг сказал преподавателю: «Василий отравился, он плохо себя чувствует», на что получил ответ: «Опять! Твой товарищ – симулянт». Очевидно, что оба этих суждения не могут быть истинными. А вот ложью – да (возможно, Вася вообще уехал из города навестить больную бабушку).
  4. Ясность.
    Помните цитату: «Ученье – свет, а неученье – тьма»? Это в полной мере относится и к понятию, рассматриваемому в этой статье. Чем более запутанно человек говорит о чём-либо, тем больше вероятность, что он сам не понимает предмета разговора.

Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.

В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.

Виды истины — абсолютная и относительная

Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.

Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.

Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.

Примеры абсолютной истины:

  1. на «0» делить нельзя;
  2. в 3 часа ночи темнее, чем в 14 часов дня;
  3. день рождения только раз в году;
  4. живой пингвин не умеет летать сам (и никогда не научится);
  5. комары смертны.

Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.

Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.

Примеры относительно истинных знаний:

  1. зимой холодно (как правило, да, но иногда в ноябре или марте бывают морозы, а в период с декабря по февраль стоит плюсовая температура, так что при сравнении суждение это будет относительным);
  2. вещества состоят из молекул (знание не полное, ведь позже оказалось, что молекулы состоят из атомов, а атомы – из электронов);
  3. Лиза Петрова – девушка (девушки бывают разные: подростки, 18-25 лет и даже старше).

Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.

Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина. Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца.

А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.

Частный случай субъективной истины – это правда.

Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».

Выводы

В этой статье вы прочитали более 10 определений этого сложного понятия. И во всех из них было кое-что общее. Истину нельзя потрогать или увидеть.

Люди придумали это абстрактное понятие для того, чтобы было удобно описывать свои стремления к познанию мира, проделанные в этом направлении шаги и достигнутые результаты. Стремление к истинному знанию – это топливо в двигателе познания мира.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

В Википедии есть страница «истинность».

Русский

В Викиданных есть лексема истинность (L113870).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. и́стинность и́стинности
Р. и́стинности и́стинностей
Д. и́стинности и́стинностям
В. и́стинность и́стинности
Тв. и́стинностью и́стинностями
Пр. и́стинности и́стинностях

и́с-тин-ность

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -истин-; суффиксы: -н-ость.

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. свойство по значению прилагательного истинный; соответствие истине ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

  1. неистинность, ложность

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: истина
  • прилагательные: истинный, истинностный
  • наречия: истинно

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Испанскийes: veracidad ж., autenticidad ж.

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

      Смотреть что такое «ИСТИНА» в других словарях:

      • ИСТИНА — истина, ы … Русский орфографический словарь

      • истина — Истина … Словарь синонимов русского языка

      • Истина — Знание * Истина * Заблуждение * Глупость * Мудрость * Образование * Ошибка * Путешествие * Ум * Учение Близкие темы: Вера * Доверие * Истина * Правда * Честность Истина Судьба каждой истин … Сводная энциклопедия афоризмов

      • ИСТИНА — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или просто И.), если она соответствует своему предмету, т.е. представляет его таким, каков он есть на самом деле. Соответственно, ложной… … Философская энциклопедия

      • Истина — Истина ♦ Vérité Нечто верное, правдивое, настоящее. Следовательно, истина – это абстракция (истины как таковой не существует, есть истинные факты или суждения). Но только благодаря этой абстракции мы и имеем возможность мыслить. Если бы… … Философский словарь Спонвиля

      • ИСТИНА — жен. противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть ; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость … Толковый словарь Даля

      • истина — Правда, аксиома. Истина азбучная, голая, горькая, непреложная, непререкаемая, святая. Говорит правду, режет правду матку, истина глаголет его устами. Это принято за аксиому. Выбрил ему всю правду матку в глаза. . Прот … Словарь синонимов

      • ИСТИНА — ИСТИНА, истины, жен. 1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (книжн.). Стремление к истине лежит в основе научных исканий. 2. То, что есть в… … Толковый словарь Ушакова

      • ИСТИНА — универсалия культуры субъект объектного ряда (см. УНИВЕРСАЛИИ), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления с другой. 1) В… … История Философии: Энциклопедия

      • ИСТИНА — соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных… … Большой Энциклопедический словарь

      • истина — ’истина в Ветхом Завете определяется как путь Господа (Пс.24:10 ), дело рук Его (Пс.110:7 ), заповедь, откровение и закон Его (Пс.118:86 ,138,142) и сосредотачивается она в Самом Господе Боге (Иер.10:10 ). В Новом Завете нам истину явил Господь… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

      Определение

      Истина – это знание, соответствующее объекту познания, отражающее его реальные качества и свойства.

      По степени влияния человека на истину она бывает объективной и субъективной:

      • Объективность истины заключается в том, что она не подчиняется человеку, его взглядам, желаниям и мечта6ниям, то есть истина независима.
      • Субъективность истины заключается в том, что для каждого отдельно взятого человека истина может быть своя. Она может быть построена только на интересах отдельной личности и не соответствовать реальному положению вещей.

      Истина бывает относительной и абсолютной:

      • Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание, соответствующее объекту познания и отражающее его реальные стороны.
      • Относительная истина – это неполное или неточное знание, которое в полной мере не отражает реальных качеств объекта и в будущем может изменяться.

      Стоит отметить, что два вышенаписанных аспекта относятся только к объективной истине.

      Критерии истины

      Учёные столетиями ведут споры о критериях истины. Кто-то считает, что у такого многозначного понятия, как истина, не может быть критериев, с помощью которых её можно понять или узнать. Другие же говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют её среди всех видов знаний.

      Приблизительные критерии истины:

      1. Соответствие существующим законам природы и науки;
      2. Соответствие существующим законам логики и морали;
      3. Простота и уникальность формы;
      4. Соответствие фундаментальным законам;
      5. Наличие практики.

      Именно последний критерий, по мнению большинства учёных, считается основным критерием истины.

      Практика

      Практика – это целенаправленна материальная деятельность людей, направленная на изменение существующей действительности и осуществляемая в определенном обществе.

      У практики, как и у большинства понятий в обществе, есть формы существования:

      • Научно-эксперементальная форма, направленная на преобразование природы и общества.
      • Материально-производственная форма, направленная на преобразование только природы.
      • Общественно-политическая форма, направленная на преобразование общества в целом.

      Практика также обладает определёнными чертами:

      • Практика выступает в роли источника знаний, так как из-за практических потребностей человек совершенствуется и создает что-то новое.
      • Практика также является основой познания, так как именно благодаря практике у человека есть возможности для изучения мира и общества.
      • Практика также является целью познания, так как человек исследует мир, чтобы удовлетворить свои практические потребности.
      • Практика является основным критерием истины, ведь доказать истинность чего-либо можно только, применив знание на практике. И если оно выполняет свою практическую функцию, то такое знание является истинным.

      Заблуждение

      Заблуждение – это недостоверное знание об объекте познания, которое искажает его реальные свойства и качества и которое принимают за истину.

      Заблуждение возникает при неправильной передаче опыта между поколениями или при переходе от чувственного познания к рациональному.

      Ложь – это сознательное искажение объективных и реальных свойств объекта, дезинформирующее человека.

      УДК 130.2

      Тимербулатова Алена Александровна

      ассистент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета

      К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И ЗНАЧЕНИИ ПОНЯТИЯ «ФИЛОСОФСКАЯ ИСТИНА»

      Timerbulatova Alyona Aleksandrovna

      Assistant,

      Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University

      CONCERNING THE CONTENT AND THE IMPORTANCE OF THE PHILOSOPHICAL TRUTH CONCEPT

      Аннотация:

      В статье рассматривается проблема определения понятия «истина», выделены ее основные критерии. Исследование концептуальной дихотомии субъектно-объектных отношений решает вопрос определения «философской истины». Достижение философской истины видится в освобождении познания от влияний субъективных предпосылок.

      Ключевые слова:

      истина, философская истина, идеи-истины, субъективная субъективность, объективная субъективность, экзистенциальный/трансцендентальный акт познания объективной субъективности.

      Скрытая сущность Вселенной не обладает достаточной силой, чтобы противостоять мужеству познания.

      Г. Гегель

      Проблема истинности представляет собой одну из тех проблем, которая возникает при изучении самых различных аспектов человеческой деятельности. В социально-гуманитарном знании понятие истинности является важнейшим предметом в общей парадигме мировоззренческих проблем. Ее разрешение исторически переменчиво, но при всех варьированиях целью научной деятельности является получение истины.

      Решением мировоззренческих проблем занимается особая сфера человеческой мысли -философия. Именно философия способна ответить на вопросы, затрагивающие разные уровни миропонимания, которые так или иначе сводятся к одному, самому важному — поиску истины. Поиск истины представляется неоднозначным, сложным процессом.

      Вопрос истины — общечеловеческая проблема, а значит можно ее обозначить как основополагающую. Являясь частью социума, человек вольно или невольно подчиняется законам, нормам и правилам общественной жизни. Опасности возникают, когда личность утрачивает индивидуальность, целиком зависит от социокультурного окружения, поглощается и полностью растворяется в нем, слепо подчиняясь навязанным идеалам, поступки и мысли ее приобретают шаблонность . Распознание, различение истинного от ложного осложняется ситуацией, в которой оказался современный человек, так как «онтология» современного общества характеризуется такими понятиями, как техногенность, беспорядок, огромные объемы информации, хаос, ускорение, энтропия, самопроизвольность , что неизбежно наполняет действительность новыми смыслами и реалиями. В условиях нарастания циклических процессов преобразования различных форм взаимодействий друг с другом как проявления энтропии сознание человека, на наш взгляд, не успевает реагировать на меняющиеся реалии современного мира. Возникает вопрос: способен ли человеческий разум проникнуть в глубины мироздания, приблизиться к Абсолютному и познать мир?

      По мнению западного философа Б. Рассела, «то, что мы способны познавать, ограниченно», может изначально поставить нас в тупик . С одной стороны, этот факт стоит учитывать в противоположность другому умозрению, когда недоказанное знание принимается в качестве догматической веры. Но с другой стороны, такое утверждение априори парализует и «объявляет недееспособным» человеческий разум.

      Для того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, необходимо уяснить, какое знание считается истинным и какими критериями оно должно обладать. Анализ существующих в науке теоретических подходов выявил проблему формулировки понятия «истина» и определяющих его критериев.

      Платон и Аристотель первыми исследовали данное понятие, определили истину как идеи-истины (мысли, тождественные действительности), сверхчувственности «высшего» порядка (Ф. Аквинский, Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс; многие философы XX столетия). Значимым в данной концепции считаем то, что идеи-истины рассматриваются как «интеллектуальные перцепции сверхрациональной реальности», а объективная реальность согласно данной концепции сопряжена с субъектом, но в то же время трансцендентна ему. Платон противопоставлял мнениям людей знание.

      Поскольку познание есть рефлексия и отображение реальности, следовательно, истинным является такое знание, которое адекватно воспроизводит эту действительность. Для определения более точного понятия истины считаем необходимым рассмотреть критерии истины.

      Постигаемое как истина философская должно иметь два комплементарных качества: ясность и понятность; предмет философии не может быть постигаем лишь чувственно или лишь мыслительно.

      Истина динамична, относительна. Система научных знаний и жизненный опыт не дают исчерпывающей информации о бытии, а представляют бесконечный процесс восхождения от ограниченного, приблизительного к всеобъемлющему и абсолютному познанию сущности вещей. В этом смысле «динамичность» рассматривается как позитивное проявление. Другая характеристика истины — относительность (изменчивость) -также обнаруживает значительные сложности традиционной гносеологии в решении проблемы существования абсолютной истины. «Относительность» истины — характеристика, актуальная в условиях социоцентризма, обусловленного культурой и признающего единственную форму бытия — природно-социальную.

      Освободительный характер истины (М.М. Рубинштейн): «Каждая познанная истина означает новый раскрытый простор для действия; истина жизнесозидательна, ложь жизнеразру-шительна» . В этом прослеживается аксиологический и праксеологический аспекты истины как ценности, ее полезность для практики, когда результатом познания является истина. Посредством свободомыслия как условия постижения истины обретается свободный дух, а значит и свобода.

      Наиболее убедительными решениями на пути поиска истины располагает диалектическая философия (классическая, прагматистская (может, прагматическая), конвенциалистская, когерентная теории), но ни одна из предложенных теорий, как нам представляется, не способна полностью решить вопрос критериев истины. Проблема здесь заключается в онтологической категории субъектно-объектных отношений, именно они решают главный вопрос поиска истины.

      А.Л. Калашян рассматривает дихотомию субъектно-объектных отношений религиозной и философской картин мира: у Канта — человек — природа / человек — Бог-Истина; у Фихте — Бог -субъектно-объектная целостность, природа субстанциональна; у Шеллинга — та же дихотомия, но природа субстанциальна, а субъект-объектная целостность производится в духе; у Гегеля -человек, природа и Бог едины .

      Если разделять концепцию философского знания Платона и опираться на нее, возникает вопрос: как идеи-истины при субъективности всего мироздания могут быть познаны и признаны объективными?

      iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

      Особого внимания заслуживает точка зрения представителя экзистенциальной диалектики С. Кьеркегора. Датский философ дает следующее определение истине: «Объективная неопределенность, крепко удерживаемая благодаря присвоению с самой страстной глубиной, и есть истина» . В этом определении постижение истины современный мыслитель А.Л. Калашян видит как «экзистенциальный акт познания объективной субъективности» .

      Подобное решение вопроса вводит нас в философское заблуждение. Познание объективного субъектом существенно затруднено, так как посредством преломления в субъекте объективное должно деформироваться. Этот парадокс, по мнению А.Л. Калашяна, устраняется в том случае, если возможно «чистое познание, освобожденное от всяких искажающих влияний субъективных предпосылок, то есть по Платону — путем освобождения от субъективной субъективности («Федон» и VI книга «Государства» Платона)» . Но сознание обывательское, социально обусловленное, неспособное отвлечься, не позволяет субъекту абстрагироваться от действительности, а значит и освободиться от субъективной субъективности. Освобождение возможно в том случае, если критерий истины переступает пределы разума, так что знание не ограничивается собой, то есть становится трансцендентным.

      Еще раз возвращаясь к определению истины, предложенному Платоном, как «сверхчувственности» высшего порядка, мы убеждаемся, насколько точно и метко великий древний мыслитель обозначил «истину», ведь именно преодолевая чувственность, а значит и чувственный опыт большинства (людей), мнение — критерий истины — выходит за пределы сознания человека. Добиться этого способно лишь сознание философское — неограниченное, безусловное, готовое добывать знание области транссоциального, трансисторического, трансрационального. Таким образом, идею С. Кьеркегора об «истине» мы вправе принять частично, корректируя и меняя определение «экзистенциального акта познания объективной субъективности» на «трансцендентальный акт познания объективной субъективности».

      Учитывая основные аспекты истины — онтологический, аксиологический и праксеологиче-ский, — мы рискнем сформулировать дефиницию истины с философской позиции: истина (философская) — это адекватная рефлексия объекта постигающим субъектом, воссоздающая отвлеченную от социального сознания реальность, есть трансцендентальный акт познания объективной субъективности. Это объективный концепт эволюции всей целостной картины мира, нацеленный на Благо человечества.

      Такая трактовка, казалось бы, решает проблему определения «истины», но мы подчеркиваем — «философской истины». Сознание обывательское — по своей сути наивное — обречено достигнуть конечного пункта в обладании Истиной. Но человеческий Разум не лишен возможности дерзновения, поиска, жажды знаний и стремлений к постижению нового, тайного, ведь предела познанию нет. В этом и есть сама ценность человеческой жизни — в вечном рвении, движении, принятии всего многообразия жизни с ее взлетами и падениями. Ум пытливый и неспящий, недремлющий, живой, готовый развиваться, меняться и даже совершить подвиг революционного творчества, соизмерим с философским, приближен идеальному.

      «Философия имеет своей целью постичь истину посредством мысли. Она есть движение мыслящего духа» , а в мысли кроется сама истина; следовательно, мыслящие люди есть пример вечного совершенствования, становления, а в вечном становлении и есть смысл человеческого Бытия.

      Ссылки:

      2. См.: Яцевич О.Е. К вопросу о содержании «медленного движения» // Там же. № 15. С. 123-125.

      3. Рассел Б. История западной философии / под ред. В.В. Целищева. Новосибирск, 2001. 992 с.

      4. Губин В.Д. Философия : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. М., 2001. 704 с.

      5. Калашян А.Л. Оправдание философии, или философская истина и псевдофилософская ложь // Вопросы философии. 2011. № 5. С. 99-107.

      7. Калашян А.Л. Указ. соч. С. 104.

      8. Там же. С. 104.

      9. Бессонов Б.Н. История и современные задачи : учебник для вузов. М., 2009. 560 с.

      3. Russell, B 2001, History of Western Philosophy, Novosibirsk, 992 p.

      4. Gubin, VD 2001, Philosophy: the textbook, 2nd ed., Moscow, 704 p.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *