Исикава диаграмма

Диаграмма причины-следствия Исикавы (Cause-and-Effect-Diagram) – это графический метод анализа и формирования причинно-следственных связей, инструментальное средство в форме рыбьей кости для систематического определения причин проблемы и последующего графического представления. Диаграмма причины-следствия разработана в начале 1950-х годов химиком Каорой Исикавой и названа позже его именем. Эта техника первоначально применялась в рамках менеджмента качества для анализа проблем качества и их причин. Сегодня она нашла всемирное распространение и применяется в других проблемных областях. Является одним из инструментов бережливого производства (подробнее о бережливом производстве), где используется в групповой работе для поиска проблем и их причины.

При этом методе возможные причины дифференцированно разделяются по своему влиянию на 5 основных причин: человек, машина, методы, материал, окружающая среда. Каждая из этих пяти основных причин может быть в свою очередь разделена на более подробные причины, которые соответственно могут разбиваться на еще более мелкие (см. схему 1).

Схема 1. Принцип метода диаграммы Исикавы.

Области применения Диаграммы Исикавы

  • Для систематического и полного определения причин возникновения проблемы;
  • Для анализа и структурирования процессов на предприятии;
  • Если необходимо визуализировать и оценивать соотношения причинно-следственных связей;
  • Для обсуждения проблем в рамках групповой (командной) работы при «мозговой атаке».

Преимущества метода:

  1. помогает группе сосредоточиться на содержании проблемы;
  2. хорошая основа для дискуссии по разнообразным причинам проблемы;
  3. позволяет группировать причины в самостоятельные категории;
  4. сосредотачивает группу на поиске причин, а не признаков,
  5. хорошо применим при групповом обсуждении, создает результат коллективного знания;
  6. является легко осваиваемым и применимым.

Недостатки:

  • для анализа комплексных проблем является слишком нечетким и объемным;
  • нельзя представить причинно-следственные связи в соединении друг с другом;
  • нет охвата причин в их взаимодействии и временной зависимости.

Последовательность построения диаграммы Исикавы

1. Проясняют и оговаривают следствие или проблему. Рисуют диаграмму и вносят основные величины влияния: исходный пункт — это горизонтальная стрелка вправо, Исходный пункт — это горизонтальная стрелка вправо, в острие которой ставят ясно сформулированную проблему. К линии под наклоном стыкуют стрелки основных причин влияния на проблему.

2. Отрабатывают более подробно по каждой основной причине возможные более подробные величины влияния и вносят под наклоном к основной стрелке. Если устанавливают, что в основе этих причин лежат другие, то боковая стрелка снова может разветвляться; таким образом получают более мелкое разветвление.

3. Проверяют полноту: действительно ли учтены все возможные причины. Посредством визуализации могут легко обнаружиться еще и другие причины.

4. Выбирают более реалистичные высказывания о причинах. Потенциальные причины оцениваются в отношении их степени влияния на проблему. Затем устанавливается перечень причин с наибольшей реальной степенью влияния.

5. Проверяют установленные самые вероятные причины на достоверность: посредством опроса специалистов в заключении анализируется, обнаружились ли действительно правильные причины проблемы.

Производственный пример: построение диаграммы причины-следствия Исикава для анализа проблемы «дефект соединительного шланга» представлен на схеме 2. Еще один более объемный пример обязательно посмотрите в статье Концепция предприятия на основе диаграммы Исикавы: сборка на заводе Renault Trucks.

Схема 2. Диаграмма Исикавы проблемы «дефект соединительного шланга»

Д.Гаркаленко, менеджер ОНС ПЭУ

Зачастую перед менеджерами встает задача разрешить какую-либо проблему. Однако, помимо ее качественного разрешения, нужно вникнуть не только в саму проблему, но и в ее причинно-следственные связи. Как раз для этого и служит диаграмма профессора Каору Исикавы «рыбья кость».

Диаграмма причины-следствия Исикавы (Cause-and-Effect-Diagram) – это графический метод анализа и формирования причинно-следственных связей, инструментальное средство в форме «рыбьей кости» для систематического определения причин проблемы и последующего графического представления. Эта техника первоначально применялась в рамках менеджмента качества для анализа проблем качества и их причин. Сегодня она нашла всемирное распространение и применяется в других проблемных областях. Является одним из инструментов бережливого производства, где используется в групповой работе для поиска проблем и их причины.

Для чего нужна диаграмма Исикавы

Сама диаграмма представляет собой график, на основе которого становится возможным исследовать и определить основные причинно-следственные связи факторов и последствий в интересующей проблеме или ситуации, а также предупредить возникновение нежелательных факторов и причин. Как и остальные инструменты качества, диаграмма Исикавы считается превосходным средством визуализации и организации знаний, упрощающих понимание и диагностику проблем и процессов. В большинстве случаев диаграмму «рыбьей кости» применяют в разработках новой продукции, выявляя факторы, оказывающие наибольший эффект на ее качество, и главные причины, порождающие конкретные последствия и поддающиеся управлению.

Этапы работы с диаграммой Исикавы

Работу с диаграммой Исикавы можно подразделить на несколько основных этапов:

  • Определение всех причин и факторов, которые оказывают влияние на интересующий результат.
  • Систематизация этих факторов и причин по причинно-следственным и смысловым разделам.
  • Оценка и приоритизация факторов и причин внутри разделов.
  • Анализ полученной структуры.
  • Выявление и отсечение факторов и причин, повлиять на которые невозможно.
  • Опущение малозначимых причин и факторов.

Для того, чтобы более точно определить факторы и причины, которые оказывают на исследуемый результат наибольшее воздействие, рекомендуется пользоваться «методом мозгового штурма», основывающимся на стимулировании творческой активности и предполагающим предложение как можно большего количества вариантов. Обычно диаграмма зарисовывается на доске или листе бумаги, а затем определяются основные причины и их особенности. График следует заполнять до тех пор, пока вся диаграмма не будет заполнена причинно-следственными связями. Как только этот этап окончен, следует переходить к выявлению основной или корневой причины.

Построения диаграммы Исикавы

Первое: перед тем как приступать к построению графика, необходимо четко определиться с формулировкой рассматриваемой проблемы. Если, например, участников обсуждения вопроса несколько, то все они должны прийти к одному мнению, и только после этого начинать строить диаграмму.

Второе: рассматриваемую проблему для удобства восприятия лучше всего расположить (записать) в правой части доски или листа бумаги, а влево от нее уже горизонтально проводить «хребет рыбы».

Третье: основные влияющие на проблему причины представляют собой «большие кости рыбьего скелета». Их нужно заключить в рамки и соединить с «хребтом» наклонными стрелками.

Четвёртое: затем на диаграмму наносятся второстепенные причины, которые оказывают влияние на главные, являющиеся их следствием. Это уже «средние кости», которые примыкают к «большим костям».

Пятое: наносятся «мелкие кости», примыкающие к «средним», – это третьестепенные причины, которые воздействуют на второстепенные. Если какие-либо из причин не выявлены, то «кость» остается пустой, т.е. причина не фиксируется, однако место для нее следует оставить.

Шестое: при анализе диаграммы следует учитывать абсолютно все, даже кажущиеся малозначительными, причины и факторы. Это делается для того чтобы отыскать первопричину и найти наиболее эффективный способ решения исследуемой проблемы.

Седьмое: причины и факторы должны оцениваться по своей значимости, т.е. необходимо найти и выделить самые важные из них – в наибольшей степени влияющие на рассматриваемую проблему.

Восьмое: желательно вносить в диаграмму всю информацию, касающуюся проблемы.

Девятое: важно запомнить, что процесс поиска, анализа и интерпретации причин и факторов является основополагающим в создании целостной структуры проблемы и переходе к конкретным действиям.

Десятое: при выявлении каждой новой причины или фактора следует задаваться себе вопрос «почему», т.к. благодаря этому можно найти корневую причину, оказывающую воздействие на проблему в целом.

Однако у метода Исикавы есть и свои недостатки, которые также необходимо учитывать в своей работе. Первым недостатком является то, что не существует каких-либо правил проверки диаграммы в обратном направлении от первопричины к результатам, т.е. логическую цепочку причин и факторов, ведущих к первопричине, рассмотреть не представляется возможным. Второй же недостаток заключается в том, что составленная, в конечном счете, диаграмма может выразиться в очень сложной схеме и не иметь четкой структуры, что значительно затрудняет объективный анализ и исключает возможность сделать максимально правильные выводы

«

3.4. Причинно-следственная диаграмма Исикавы

Результат процесса построения причинно-следственной диаграммы Исикавы зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа «причина – результат». Мы можем определить структуру или характер этих многофакторных отношений благодаря систематическим наблюдениям. Трудно решить сложные проблемы, не зная этой структуры, которая представляет собой цепь причин и результатов. Диаграмма причин и результатов – средство, позволяющее выразить эти отношения в простой и доступной форме .

В 1953 г. профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов . Она получила название «схема Исикавы» (в японской литературе эту диаграмму из-за ее формы часто именуют «рыбья кость» или «рыбий скелет»).

3.4.1. Основные сведения о причинно-следственной диаграмме Исикавы

Диаграмма представляет собой средство графического упорядочения факторов, влияющих на объект анализа. Главным достоинством диаграммы Исикавы является то, что она дает наглядное представление не только о тех факторах, которые влияют на изучаемый объект, но и о причинно-следственных связях этих факторов. В основе построения диаграммы лежит определение (постановка) задачи, которую необходимо решать.

При вычерчивании причинно-следственной диаграммы Исикавы самые значимые параметры и факторы располагают (см. рис. 3.6) наиболее близко к голове «рыбьего скелета». Построение начинают с того, что к центральной горизонтальной стрелке, изображающей объект анализа, подводят большие первичные стрелки, обозначающие главные факторы (группы факторов), влияющие на объект анализа. Далее к каждой первичной стрелке подводят стрелки второго порядка, к которым, в свою очередь, подводят стрелки третьего порядка и т.д. до тех пор, пока на диаграмму не будут нанесены все стрелки, обозначающие факторы, оказывающие заметное влияние на объект анализа в конкретной ситуации. Каждая из стрелок, нанесенная на схему, представляет собой в зависимости от ее положения либо причину, либо следствие: предыдущая стрелка по отношению к последующей всегда выступает как причина, а последующая – как следствие.

Наклон и размер не имеют принципиального значения. Главное при построении схемы заключается в том, чтобы обеспечить правильную соподчиненность и взаимозависимость факторов, а также четко оформить схему, чтобы она хорошо смотрелась и легко читалась. Поэтому независимо от наклона стрелки каждого фактора его наименование всегда располагают в горизонтальном положении, параллельно центральной оси.

3.4.2. Этапы построения причинно-следственной диаграммы

При построении диаграммы Исикавы рекомендуется (см. рис. 3.6) придерживаться следующего порядка действий :

  1. Определите перечень показателей качества (видов неудач, дефектов, брака), которые следует проанализировать.
  2. Выберите один показатель качества и напишите его в середине правого края чистого листа бумаги. Слева направо проведите прямую линию, которая будет представлять собой «хребет» будущей диаграммы Исикавы.
  3. Запишите главные причины, влияющие на показатель качества;
  4. Примечание. Рекомендуем вам воспользоваться мнемоническим приемом 4М…6М при определении этих главных причин.

  5. Соедините линиями («большими костями») главные причины с «хребтом», расположив основные из этих главных причин ближе к голове «рыбьего скелета».
  6. Определите и запишите вторичные причины для уже записанных главных причин.
  7. Примечание. Используйте метод «мозговой атаки», рассмотренный в главе 4, для выявления вторичных возможных причин выбранной проблемы качества.

  8. Соедините линиями («средними костями») вторичные причины с «большими костями».
  9. Проверьте логическую связь каждой причинной цепочки.
  10. Нанесите всю необходимую информацию (надписи) и проверьте законченность составленной причинно-следственной диаграммы Исикавы.

Несмотря на относительную простоту, построение диаграммы Исикавы требует от ее исполнителей хорошего знания объекта анализа и понимания взаимозависимости и взаимовлияния факторов.

Часто построение диаграммы сопровождается «мозговым штурмом». Это прекрасный метод приведения в действие творческого мышления группы для быстрого формулирования, разъяснения и оценки значительного перечня идей, проблем, причин, вопросов. Правила проведения «мозгового штурма (атаки)» рассмотрены в главе 4.

3.4.3. Пример причинно-следственной диаграммы

Ниже приведен пример причинно-следственной диаграммы Исикавы типа «рыбий скелет» по выявлению причины появления дефекта «концевые пороки» при производстве тентового материала с поливинилхлоридным покрытием для автотранспорта.

Рис. 3.6. Пример причинно-следственной диаграммы Исикавы

Для уменьшения размеров рис. 3.6 приведенная на нем диаграмма Исикавы была построена на основе использования мнемонического приема 4М, т.е. при построении этой диаграммы были приняты во внимание только четыре группы причин дефектов «концевые пороки», а именно: персонал, технология, машины и оборудование, сырье.

3.4.4. Советы по построению диаграммы Исикавы

При практическом построении причинно-следственной диаграммы советуем воспользоваться следующими рекомендациями :

  1. Определите все факторы, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме, путем наблюдений и опроса многих людей.
    Из всех факторов, указанных на диаграмме, надо выделить те, которые оказывают наибольшее воздействие на показатель качества. Если на первоначальной стадии, еще до построения диаграммы, из вашего поля зрения выпал какой-то фактор, он не появится на более поздней стадии. Поэтому чрезвычайно важно на стадии подготовки диаграммы привлечь к обсуждению как можно больше людей, чтобы диаграмма была полной и в ней ничего не было упущено.
  2. Сформулируйте показатель как можно точнее.
    Если показатель сформулирован абстрактно, то будет построена диаграмма, основанная на общих соображениях. И хотя она будет правильной с точки зрения отношений «причина – результат», в ней будет мало проку при решении конкретных проблем.
  3. Воспользуйтесь разными классификациями (стратификацией) причин и постройте столько диаграмм причин и результатов, сколько показателей вы хотите исследовать.
    Например, ошибки в весе и в размерах одного и того же изделия нужно анализировать с помощью двух разных диаграмм, так как их структуры в этом случае будут различными. Попытка объединить эти две диаграммы в одну приведет к тому, что она окажется большой и сложной, практически бесполезной, что только затруднит процесс принятия решений.
  4. При построении диаграммы Исикавы старайтесь выбирать такие показатели качества и такие факторы, которые можно измерить.
    После составления диаграммы причин и результатов надо с помощью объективных данных оценить силу отношений «причина – результат». Чтобы это стало возможным, и показатель качества, и факторы, на него влияющие, должны быть измеримыми. Если их невозможно измерить, надо все-таки попытаться это сделать или найти показатели-заменители.
  5. Отыщите факторы, по которым надлежит принять меры.
    Если по обнаруженной причине нельзя предпринять никаких действий, то проблема неразрешима. Чтобы процесс совершенствования стал эффективным, надо разбивать причины на подпричины до тех пор, когда по каждой из них можно предпринять действия по устранению причин дефектов (по улучшению качества), иначе сам процесс их выявления превратится в бессмысленное упражнение.

3.4.5. Советы по использованию диаграмм

  1. Установите важность каждой причины на основе объективных значений или данных.
    Анализ факторов с помощью собственного опыта или знаний возможен, но устанавливать их важность только на основе субъективных представлений или впечатлений опасно. Объективное установление важности факторов с помощью данных – более научный и логический подход.
  2. Пытайтесь постоянно совершенствовать причинно-следственную диаграмму.

Диаграмма Исикавы – популярный способ графического представления анализа причинно-следственных связей. Внешне она напоминает рыбную кость или скелет. Поэтому часто инструмент называют «рыбий скелет».

Автор – японский химик Каора Исикава. Метод был разработан еще в начала пятидесятых. Сначала аналитическая техника использовалась лишь в рамках менеджмента качества. Впоследствии начала применяться и в других проблемных областях.

Диаграмма Исикава на предприятии

Основная цель метода – групповой поиск проблем и их причин. Диаграмма Исикавы («Ишикавы» – еще одна транскрипция) включена в японский промышленный стандарт (JIS) как график причин и результатов, показывающий отношение между качественным показателем и воздействующими на него факторами.

Техника предназначена для первоначального ранжирования воздействующих на исследуемую проблему факторов. Это результат аналитической работы. Например, вырос брак на производстве. Это проблема, исследуемый объект. Руководитель собирает ответственных и просит выделить возможные причины данной проблемы. Затем анализируются факторы, приведшие к возникновению той или иной причины.

Конечные цели аналитического метода Ишикавы:

  • выявление всех факторов, повлиявших на возникновение проблемы;
  • визуализация связей между проблемой и возможными причинами;
  • расстановка акцентов для анализа и решения проблемы.



Причинно-следственная диаграмма Исикавы («рыбий скелет»): пример

Классический шаблон диаграммы выглядит следующим образом:

  1. На предприятии возникла проблема. Ее нужно сформулировать четко и правильно. Например, «упали продажи». Снижение продаж – объект анализа. Нужно вписать его в «голову рыбы».
  2. Далее руководитель должен выяснить у ответственных лиц: почему так случилось. На этом этапе высказывания не критикуются и не анализируются, а просто фиксируются. Их записывают на основные боковые линии. Максимальное количество основных факторов – 3-6.
  3. На данном этапе необходимо «углубить» основные факторы (1-го порядка). На диаграмме отражают возможные влияния на каждый из них. Например, «человек». Возможно, менеджеру по продажам не хватает навыков холодных звонков. Также в ходе анализа было выяснено, что у менеджера нет всех полномочий по привлечению новых клиентов. При углублении в анализ «Оборудования» обнаружилось, что в периоде было недостаточно рекламных материалов. Факторы второго порядка вписываются на «средние кости».
  4. Если есть факторы третьего порядка, которые влияют на факторы второго порядка, их располагают на «мелких костях».

Важно при анализе выявить все факторы. Даже те, которые кажутся незначительными. В дальнейшем факторы оцениваются и ранжируются. Задача – выявить самые значимые, которые больше всего повлияли на снижение продаж.

Для ранжирования факторов можно использовать, к примеру, метод Парето.

Как построить диаграмму Исикавы в Excel

Диаграмму Ишикавы построить с помощью средств Excel достаточно сложно. Зато проанализировать вес каждого фактора можно. И уже на основе графика найти оптимальный путь решения проблемы.

Обратимся к нашему примеру. Найденные факторы не имеют числового выражения. Для иллюстрации оценим их в баллах.

Отсортируем цифры в порядке возрастания. Посчитаем долю каждого фактора с накопительным итогом.

Проиллюстрируем баллы в виде гистограммы. А долю – в виде графика с маркерами.

Диаграмма показывает: чтобы решить возникшую проблему, нужно работать, в основном, с первыми тремя факторами.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *