ХАРАКТЕР


А.П Чехов в декабре 1890 года. Одному из самых известных драматургов мира 30 лет.

Читая произведения знаменитых писателей, каждый хоть раз в жизни задумывался, а какими эти люди были в жизни? Вдруг великий мыслитель на самом деле отличался скверным характером, а известный моралист не пропускал ни одной юбки? Часто именно так и бывает. Но есть замечательные примеры, когда творчество, направленное на служение высоким идеалам гуманизма, является отражением всей жизни.

Врач или писатель?

Врачебная практика Антона Павловича – это общеизвестный факт. Его профессия нашла свое отражение и в творчестве, к душам человеческим он тоже относился именно как врач, в своей профессии черпал вдохновение и темы для литературы. Но мало кто знает, что активной врачебной практикой он продолжал заниматься буквально до последних лет жизни. «Мечтаю о гнойниках, отёках, фонарях, поносах, соринках в глазу и о прочей благодати. Летом обыкновенно полдня принимаю расслабленных, а моя сестра ассистирует мне, — это работа весёлая» — писал он в мае 1888 года. Причем большей частью великий писатель делал это бесплатно: «…я нищ и убог, так как нашёл удобным для себя и своей самостоятельности отказаться от вознаграждения, какое получают участковые врачи» (письмо от 1 августа 1892 года).


Обстановка врачебного кабинета Чехова в Мелихово

Даже устав от медицины и понимая, что первая профессия крадет время у литературного призвания, Чехов все равно отдавал ей дань: «Ах, как мне надоели больные! Соседнего помещика трахнул нервный удар, и меня таскают к нему на паршивой бричке-трясучке. Больше всего надоели бабы с младенцами и порошки, которые скучно развешивать». (Письмо от 28 августа 1891 года)
В 1892—1893 в средней полосе России разыгралась эпидемия холеры. Антон Павлович не только организовал в Мелихове врачебный пункт и оборудовал его полностью на свои средства, но и в одиночку, без помощников, выполнял свой врачебный долг: «У меня в участке 25 деревень, 4 фабрики и 1 монастырь. Утром приемка больных, а после утра — разъезды».
Так, почти до конца жизни, великий писатель и настоящий врач разрывался между двумя своими призваниями: «Медицина — моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой».

Подвиг и медаль

В 1890 году Чехов совершил почти годовую поездку на Сахалин. В те времена это было глобальное путешествие: только дорога туда заняла у писателя 82 дня. Прожив затем на полуострове несколько месяцев, Антон Павлович познакомился с условиями жизни и судьбами множества людей. В одиночку он провел полную перепись населения Сахалина, собственноручно заполнив несколько тысяч карточек! Надо сказать, что Чехов и ранее уже принимал добровольное участие в статистических работах и даже получил медаль «За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897 года».


Чехов на Сахалине. Домик, в котором жил писатель.

Результатом поездки стала позднее написанная книга «Остров Сахалин». В ней Чехов не просто описал тяжелейшие условия жизни ссыльных, но и доказал это цифрами и фактами. Голос писателя с мировым именем не остался незамеченным, и после публикации книги Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей.


«Остров Сахалин» и реакция чиновников. Русская мысль, 1893, № 12, 1894, № 4

Меценат и просто неравнодушный человек

Кажется, что перечисленного выше уже хватило бы на три человеческие жизни, однако список общественных дел великого классика надо продолжать:
— В Таганроге Чехов полностью на свои средства создал публичную библиотеку. Для этого писатель отдал более двух тысяч собственных книг, многие из которых, кстати, были драгоценными экземплярами с авторскими подписями, а затем 14 лет подряд постоянно закупал и посылал туда множество новых изданий.


Современная Библиотека имени А.П Чехова в Таганроге

— Во время жизни в подмосковной усадьбе Мелихово Чехов построил в ближайших селах три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай, участвовал в прокладке дороги, был одним из организаторов создания почтово-телеграфного отделения в Лопасне (совр. г. Чехов).
— Писатель украсил родной Таганрог памятником Петру Первому. Для этого он уговорил известного скульптора Антокольского подарить изваяние городу, а затем организовал отлив и бесплатную доставку статуи.
— Во время голода 1892 года Антон Павлович лично отправился в Нижегородскую губернию, организовал сбор средств, устроил для голодающих бесплатные столовые и позаботился о скупке лошадей для последующей раздачи по весне безлошадным крестьянам.
— Очень по-чеховски, писатель оставил после себя в Мелихово и Крыму множество садов: было посажено более тысячи вишневых деревьев, голые участки леса были засеяны вновь саженцами.
— Кроме всего прочего, Чехов всю жизнь просто помогал людям, обращавшимся к нему. Доказательства тому — множество благодарственных писем, которые писатель получал со всей России.

А.П Чехов в Мелихово, 1987 год

Казалось, за сорок четыре прожитых года достаточно было бы просто стать классиком мировой художественной литературы и создать двадцать томов бессмертных произведений, но великому русскому писателю удалось гораздо больше – оставить о себе память еще и как о прекрасном человеке, всю жизнь отдавшему служению другим людям.

Последнее фото А.П Чехова, 1904 год

Судьба Антона Павловича Чехова подарила ему не только радости творчества, но и сильные чувства. В конце жизни рядом с ним была любящая женщина и настоящий друг: Ольга Книппер — последняя любовь Антона Чехова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Отец — Павел Егорович Чехов (1825 — 1898 г.г.). Мать — Евгения Яковлевна Чехова (урождённая Морозова) (1835 — 1919 г.г.)

Отец — Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно — патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.

Мать — Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа — со стороны матери».

В 1876 году произошел переезд семьи Чеховых в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной, Павел Егорович разорился и вынужден был бежать от кредиторов.

в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров — Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др.

«Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом — Антоша Чехонте или Человек без селезенки. В 1884 году вышла первая книга театральных рассказов Чехова «Сказки Мельпомены».

После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача в Воскресенске (сейчас — город Истра), в больнице известного врача П.А. Архангельского. Появляются такие рассказы как «Беглец», «Хирургия». Затем Чехов работает в Звенигороде, временно заведуя больницей. Появляются темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена».

С весны 1885 года семья Чеховых приезжает в усадьбу Бабкино, неподалеку от Воскресенска (Чеховская Истра), к своим хорошим знакомым и надолго остается там. Это наилучшим образом отразилось на творчестве Антона Павловича. Прекрасная природа, разговоры о музыке, искусстве, литературе, дружба с художником Левитаном. Чехов много и плодотворно трудится.

По возвращении в Москву, в 1886 году, Чехов получает ободряющее письмо от писателя Д.В.Григоровича, едет в Петербург, выразить свое почтение и признательность. В Петербурге он неожиданно получает приглашение на работу от знаменитого издателя А.С.Суворина в газете «Новое время».

«Пестрые рассказы» (1886 г.), «Невинные речи» (1887г.). С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов отказывается от псевдонима и подписывается полным именем.

В 1887 году ставится первая пьеса Чехова «Иванов». Впервые она была поставлена в Москве в театре Корша, очень популярного у московской публики.

Ф. А. Корш — страстный любитель театра, сочинитель и переводчик пьес, весьма предприимчивый человек, выстроил в 1882 году театр в Богословском переулке за очень короткий срок. За десятилетнюю деятельность театра, в котором играли знаменитые В.Н. Давыдов, Глама — Мещерская, Рыбчинская, Мартынова, Кошева, Красовская, составлявшие редкий актерский ансамбль, спектакли посмотрело более полутора миллиона зрителей, а пьес было поставлено более пятисот. Главная заслуга Корша состояла в том, что он ввел утренние общедоступные спектакли из классического репертуара, которые охотно посещала молодежь.

19 ноября состоялась премьера пьесы Чехова «Иванов». Реакция публики была неоднозначной: кто-то громко аплодировал, кто-то шикал, некоторые вскакивали с мест и топали ногами, а на галерке просто началось побоище. Но в целом спектакль имел успех, хотя и пестрый. Чехова заметили, драматургия и замысел пьесы оказались новыми и интересными. Началась официальная драматургическая деятельность писателя.

В Петербурге «Иванов» шёл в несколько исправленном виде.

и, к тому же, кашель все чаще стал мучить писателя. Антон Павлович принимает на даче своих друзей литераторов: Плещеева, Баранцевича, книгоиздателя Суворина. С Сувориным у Чехова завязывается настоящая дружба, длившаяся много лет. Чеховы проводят на Луке еще одно лето, 1889 года, но оно омрачается смертью брата писателя — Николая. Это событие сильно подействовало на Чехова, он, вскоре после похорон, уезжает из Луки, начинает собираться за границу, но оказывается в Одессе. Здесь гастролировал Малый театр, и Чехов знакомится с молодой артисткой Пановой, за которую впоследствии, уже в Москве, его пытаются безуспешно сватать. После Одессы Чехов едет в Ялту, им овладевает депрессия. В Ялте происходит знакомство с сестрами Шавровыми, с одной из которых, Еленой Михайловной, писательницей, Чехов впоследствии переписывается, хлопочет об издании ее произведений, дает профессиональные советы. Вернувшись в Москву, на Садово-Кудринекую, Чехов активно принимается за литературную работу. Вскоре из-под пера Антона Павловича выходит «Скучная история» и пьеса «Леший».

Пьеса «Леший» была неудачно поставлена, Чехов снял её с репертуара, и, несколько лет спустя, переделал, дав новое название — «Дядя Ваня».

В доме на Садово — Кудринской написаны также: повесть «Степь», водевили «Медведь», «Лебединая песня», более ста рассказов.

И это при том, что в доме почти постоянно были гости. На втором этаже толклась молодежь, звучало фортепьяно, шли разговоры, а в это время на первом этаже Чехов сидел за столом и писал. В этом доме Чехов знакомится с Л.С.Мизиновой, «прекрасной Ликой», как он потом её называл. Очень красивая, веселая, умная, Лика стала любимицей семьи Чеховых. В чеховском доме бывал Петр Ильич Чайковский, Григорович, известные в то время артисты А.П. Ленский и В.Н. Давыдов, издатель Лейкин, писатель Н.С. Лесков. Четвертый сборник рассказов «Хмурые люди» Чехов посвятил Чайковскому. В 1888 году по решению Академии наук писатель получает половинную Пушкинскую премию за третий сборник рассказов «В сумерках». Несмотря на всё возрастающую известность и огромные литературные успехи, Чехов недоволен собой, он стремится не к славе, а к созидательной деятельности.

В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин -место ссылки осужденных на каторгу. Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири».

Подвижническая работа была проведена Чеховым на Сахалине. Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. Сахалинский врач Н.С.Лобас отмечал: «С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи».

Маршрут Сахалинского путешествия таков: из Ярославля по Волге до Казани, затем по Каме до Перми, оттуда по железной дороге до Тюмени, а затем через всю Сибирь на тарантасе и по рекам. На Сахалине Чехов пробыл более трех месяцев, затем через Индийский океан, Средиземное и Черное моря, посетив Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь, прибыв в порт Одессы, он на поезде возвращается в Москву.

Через некоторое время появляются очерковые записки «Из Сибири» и «Остров Сахалин», а также такие произведения, как «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Рассказ неизвестного человека», «Убийство».

Жизнь в Москве после такого путешествия кажется Чехову неинтересной, и он отправляется в Петербург, чтобы встретится с Сувориным. Они решают вместе ехать в Западную Европу и посещают Вену, Болонью, Венецию, от которой Чехов приходит в восторг, а также Флоренцию, Рим, Неаполь, где писатель совершил восхождение на Везувий. Из Ниццы Антон Павлович отправляется в Монте-Карло, где проигрывает в рулетку 900 франков, затем в Париж.

Усадьба была великолепна, с громадными комнатами, прекрасным садом, липовыми аллеями, прудами. Писатель был в восторге. Каждое утро он вставал в четыре часа, пил кофе и садился работать, причем не за письменным столом, а за подоконником. Здесь была написана «Дуэль», систематизированы сахалинские заметки. Чехов работал до одиннадцати часов, потом шел в лес за грибами или на рыбалку. В час дня семья обедала, а в три Чехов снова принимался за работу до самого вечера. По вечерам часто приходил в гости один из местных дачников — зоолог Вагнер, впоследствии ставший известным профессором. С ним начинались дебаты на темы вырождения, права сильного и т.д., и именно Вагнер явился прототипом фон Корена в «Дуэли».

В 1891/92 годах часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейший голод. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, сам дважды выезжал туда. Чехов возмущен тем, что о положении в деревне нет объективных статей в газетах, что корреспонденты знают деревню «только по Глебу Успенскому». В это время Чехов пишет рассказ «Жена».

В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. Усадьба находилась в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии, была в запущенном состоянии, но обошлась Чехову относительно недорого. Так, в марте месяце семья, состоящая из отца, матери, сестры Марии и самого Антона Павловича переехали в Мелихово. Первое время с ними живет младший брат Михаил. Сразу начались работы по обустройству дома, территории. Чехов с огромным энтузиазмом взялся за дело, новая жизнь увлекала его. В чеховском доме у каждого была своя хозяйственная роль: Павел Егорович, благообразный старик, когда-то строгий, взыскательный и в некоторой степени деспотичный воспитатель, теперь полностью признавал главенство Антона Павловича. В его задачи входил уход за садом. Мать, Евгения Яковлевна, вела домашнее хозяйство, вставала раньше и ложилась позже всех. Сестра Мария занималась огородом, при этом она регулярно уезжала в Москву, так как работала учительницей в гимназии. Михаил занимался полевым хозяйством, он даже перевелся на службу в Серпухов, чтобы быть поближе к Мелихову. Павел Егорович начинает вести свой дневник — лаконичную летопись мелиховской жизни , отражающей состояние природы, хозяйства, визиты многочисленных гостей, приезды и отъезды родных.

земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.

музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах.

Несмотря на трудную дорогу (иногда от станции приходилось идти пешком 12 верст), к Чеховым беспрестанно наезжали гости. Часто бывал художник Левитан, черпая вдохновение в скромных мелиховских пейзажах, гостили многие писатели, артисты, музыканты, люди науки, старшие братья с семьями, родственники из Таганрога. Приезжали актрисы: О.Л. Книппер, Т. Л. Щепкина — Куперник, Д.М. Мусина-Пушкина. Часто наведывались подруги Марии Павловны художницы Хотяинцева и Дроздова, и, конечно, Лика Мизинова.

Чехов не ведет жизнь деревенского затворника. Он часто ездит в Москву и Петербург, где встречается с писателями, художниками, артистами, посещает театры, концерты, бываете редакциях журналов и газет, принимает участие в литературных вечерах, юбилеях, официальных обедах и т.п. Вообще, появление Чехова вызывает большой резонанс в творческих кругах. В 1895 году Чехов посещал Ясную Поляну, чтобы познакомится с Л.Н. Толстым, который давно ждал этого. Впоследствии Чехов и Толстой часто встречаются в Крыму.

из писем: «Флигель у меня вышел мал, но изумителен». Первоначально уютный домик, окруженный ягодными кустарниками, предназначался для гостей, но вскоре стал рабочим кабинетом писателя. Когда Чехов был дома, над флигелем поднимался флаг. Именно здесь была написана «Чайка». В 1896 году на сцене петербургского Александрийского театра состоялась премьера пьесы, но спектакль не имел успеха. Чехов очень тяжело переживал неудачную постановку. В 1898 году «Чайка» была поставлена на сцене Московского Художественного театра и шла с непрекращающимся успехом.

«Палата № б», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», написан большой «деревенский цикл» произведений, такие как «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня». Именно в эти годы Чеховым написано свыше полутора тысяч писем к различным адресатам.

на переезде Чехова на юг. Осень и зиму 1897/98 г.г. писатель живет в Ницце, потом в Париже, где знакомится с известным скульптором М.М. Антокольским. Чехов убеждает Антокольского создать для Таганрога памятник основателю города Петру Первому. Переговоры проходят удачно, Чехов организовывает бронзовую отливку статуи и доставку её через Марсельский порт в Таганрог.

В мае 1898 года Чехов возвращается на родину и едет в Мелихово. Здесь он живет до сентября, пока не началась осенняя сырость, а затем едет в Ялту. Там Чехов приобретает участок земли в двух километрах от набережной в деревне Аутка. В октябре Чехов узнаёт о смерти отца. Он пишет сестре: «…Грустная новость, совершенно неожиданная, опечалила и потрясла меня глубоко. Жаль отца, жаль всех вас…Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то жильё, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни». В Ялте Чехов начинает строительство дома. Деньги на постройку появились от продажи сочинений известному книгоиздателю Марксу. Вскоре по проекту архитектора Шаповалова была построена прекрасная дача. (Чеховский сад) Чехов с упоением занимался благоустройством участка, сажал деревья. Зима 1899 года в Крыму была чрезвычайно суровой, со снегом, морскими бурями. Писатель затосковал о Москве, где в это время с успехом шли его пьесы, кипела творческая жизнь. Весной он едет в Москву, затем в Мелихово. Но, в конце августа вновь оказывается в Крыму. Имение в Мелихове продано, и Чехов с матерью и сестрой окончательно перебирается на жительство в Ялту. Здесь он начинает активную общественную деятельность: как местный житель, он избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой биологической станции. В Ялте, будучи сам тяжело болен туберкулезом, работает в Попечительстве о приезжих больных. В то время очень многие чахоточные приезжали в Ялту, причем почти без денег, только потому, что были наслышаны об Антоне Павловиче Чехове, который помогает устроиться и даже может похлопотать о виде на жительство для людей еврейской национальности.

В конце 1890-х, начале 1900-х г.г. Чехов является признанным мастером, его произведения вызывают массу литературных споров и, как следствие, общественно-политический резонанс. Чехов ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь. Он пишет: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Это — жизненное и писательское кредо Чехова. В 1900 году Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук. Но в 1902 году Чехов выходит из её рядов в знак несогласия с решением Академии об исключении Горького по причине его политической неблагонадежности. По этому поводу к Чехову в Ялту приезжает В.Г.Короленко, с которым его связывали давние дружеские отношения.


А.П. Чехов, А.М. Горький и труппа Художественного театра в Ялте
во время гастролей театра в Крыму (1900 г.).

«Дядю Ваню». Позже театр переезжает в Ялту, и в доме на Аутке начинают собираться интереснейшие люди: Бунин, Горький, Куприн; каждый день у Чеховых — вся театральная труппа. Вскоре театр возвращается в Москву. Но уже в июле Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 году и впоследствии активно переписывался, снова едет в Ялту гостить у писателя. Они проводят вместе весь июль, и за это время определяется их дальнейшая совместная жизнь.

Зиму 1900-1901 г.г. Чехов находится в Ницце.на лечении, потом едет в Италию, а в феврале возвращается в Ялту. 25 мая А.П.Чехов и О.Л. Книппер венчались. Сразу после свадьбы Ольга Леонардовна везет мужа в Уфимскую губернию на кумыс — считалось, что он помогает при чахотке. Чехов уже очень слаб, но несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем, кому только можно. «Я презираю лень, как презираю слабость и вялость душевных движений», — сказал он как-то о самом себе. Написана и поставлена пьеса «Три сестры» (1901 г.). Чехов в основном живет в Ялте, хотя осень и ветреная сырая зима, проводимые в плохо отапливаемом доме, не добавляют Антону Павловичу здоровья. В ноябре 1901 г. он пишет жене: «У меня в кабинете обыкновенная температура + 12 и редко бывает + 13. Камина топить нельзя, потому что у меня от камина глаза болят. А при 12 градусах работать трудно». Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих. Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Вообще, переписка Чехова с Книппер — это потрясающее свидетельство их взаимоотношений: столько в них нежности, любви, уважения, заботы друг о друге, иногда плохо скрываемой боли от невозможности быть вместе. В письмах отражена история развития Московского Художественного театра, где Чехов — его главный автор, а Книппер — исполнительница главных ролей; интересен обмен мнениями о литературе, писателях, актерах, вообще о художественной жизни того времени. Герои писем — Горький, Бунин, Толстой, Станиславский, Немирович-Данченко, Шаляпин, Комиссаржевская, Мейерхольд и другие известные личности. Иногда Чехов наведывался в Москву

«Вишневый сад». Книппер играет Раневскую. Как и роль Маши в «Трех сестрах», роль Раневской явилась вершиной творческого взлета актрисы. «Вишневый сад» — это последнее произведение великого писателя и драматурга. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении не могло быть речи, здесь Чехов только на время облегчил свои страдания.

15 июля (1-го по ст.стилю) во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.

О Чехии

Путешествуя в любой стане, очень интересно узнать, менталитет ее народа. Что любят жители Чехии, какие у них привычки? Как они общаются между собой и относятся к туристам? Во что одеваются и что едят? Как отдыхают и где проводят свободное время? Это немаловажная информация, ведь отдых в Чехии – это не только интересные экскурсии и поездки, а ее народ – душа государства.

По легенде, однажды французский король подарил Карлу IV виноградную лозу. Спустя годы Карл угостил его вином из ее плодов, выросших на чешской земле. Сперва королю не понравилось, но, распробовав, он опустошил всю бутылку. Для чехов эта притча символизирует отношение мира к Чехии и к ним самим.

Перед поездкой в Чешскую республику, неважно, на постоянное место жительства или в туристический тур, в любом случае будет не лишним изучить обычаи и менталитет этой страны. Настоящих чехов можно отличить по поведению и специфическому характеру. Все население Чехии состоит из девяти миллионов жителей, большинство из которых – коренные аборигены. Основным здесь является чешский язык, на котором говорит подавляющее большинство населения. Этот язык, впрочем, сильно похож на русский и украинский.

Отличительной чертой характера коренных чехов является их спокойствие и уверенность независимо от сложившейся ситуации. Вполне может быть, что именно благодаря этой черте характера чехи всегда имеют уверенность в своем завтрашнем дне. Злость и дикость чужды чехам. Чтобы они ни делали, они делают это очень рассудительно, можно даже сказать, по-философски. Неудивительно, что в большинстве случаев полученный результат мало чем отличается от задуманного.

О философичности чехов знает каждый, кто читал Гашека. Фраза бравого солдата Швейка: «Пусть будет, как будет, потому что никогда не было, чтобы хоть как-нибудь, да не было» хорошо иллюстрирует отличительную черту чешской ментальности: не нужно суетиться, главное — жить спокойно.

Вполне характерны для жителей Чехии щедрость и доброжелательность. Однако не забывают они и о практичности. Именно поэтому в чешских магазинах очень мало всяких бесполезных вещей и побрякушек, здесь они просто не пользуются спросом. Чехи обладают отличным чувством юмора, однако наиболее популярны у них различные страшные рассказы и сказки о колдунах, ведьмах и привидениях. Большинство из подобных сказок, известных всему миру, имеют именно чешские корни. Для молодежи самым приоритетным в жизни является получение образования.

Таким образом, мы имеем портрет классического чеха – это спокойный, вежливый и неконфликтный человек, причем с хорошим чувством юмора. Среди них имеется множество очень образованных и умных людей, которые, однако, иногда бывают довольно консервативными. Если вас приглашают домой в чешскую семью, то совсем не лишним будет подарить хозяйке дома цветок. В этой стране принято при входе в дом снимать обувь. Благодаря общительности и доброжелательности чехов, ни один человек здесь не останется без внимания и необходимой помощи. Не является преградой даже незнание языка. Большинство жителей этой страны свободно владеют английским. Кроме того, чешский язык относится к славянской группе языков, что значительно облегчает общение с этим дружелюбным народом.

Когда чех представляется, он прежде всего назовет свою фамилию. При общении не принято использовать имена до тех пор, пока знакомство не станет более тесным.

Одежда местных жителей отличается простой и удобством. Очень популярны здесь джинсы с кроссовками и свитера. Причем эту одежду носят практически все, независимо от возраста и состояния. Почти все чехи не любят афишировать свои доходы, поэтому в большинстве случаев отличить богатого от бедного здесь довольно сложно. Эта страна отличается высоким уровнем культуры. Поэтому курить и пить на улице здесь не принято. Даже во время массовых гуляний и праздников, пьющих на улице людей встретить практически невозможно. Делают это здесь только в специальных местах.

Чехия – довольно популярна среди туристов. Каждый год эту страну посещают множество гостей. Удивительно то, что практически каждый турист замечает в характере чехов какую-либо особенность. Некоторые отмечают некоторую медлительность и неторопливость этих людей. Здесь сложно встретить агрессивно настроенного человека, так как эта нация отличается удивительным спокойствием. Из-за этого некоторые туристы зачастую считают чехов весьма скучными людьми. Порой создается впечатление, что в этой стране само время замедляет ход и течет как-то по-особому медленно. Кроме того, все приезжающие сюда единодушно отмечают гостеприимство, практичность и приветливость коренных жителей страны.

Национальным напитком чехов является демократичное пиво. У чехов есть и собственный «пивной этикет». К примеру, никогда не стоит переливать пиво из одного бокала в другой, даже если вы захотите угостить приятеля с пустым бокалом, желающего продегустировать именно ваш сорт пива.

Чехи очень щепетильно относятся к порядку и чистоте, и в этом они очень похожи на немцев. Особое внимание они обращают на экологию и загрязнение природы. За нарушение чистоты в экологической обстановке полагается очень крупный штраф.

Как и во всех других странах, при встрече чехи пожимают друг другу руки. Женщины, как правило, подают руку первыми. При входе в ресторан, кафе или бар первым всегда заходит мужчина.

Отличие чешских пабов в том, что за ваш столик могут подсесть совершенно незнакомые вам люди. Это возможно даже в том случае, если в пабе довольно много пустых мест. Удивляться здесь нечему, принимая во внимание гостеприимство и общительность чехов. Пабов здесь довольно много, и неудивительно, что чешское пиво известно на весь мир. Это – настоящий национальный напиток. Что касается музыкальных предпочтений, то в этой стране предпочитают самые различные музыкальные направления. А все традиционные праздники проводятся довольно весело и интересно.

УДК 39.572.9

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И ЭТНОСПЕЦИФИЧЕСКОЕ В ОПИСАНИИ ВНЕШНОСТИ ПЕРСОНАЖЕЙ ПРОЗЫ А.П.ЧЕХОВА

О.С.Клишина

Московская финансово-юридическая академия, olga-klishina@yandex.ru

В статье анализируется внешность персонажей в творчестве А.П.Чехова как представителей различных российских этносов и выделяются их индивидуальные и этноспецифические характеристики. Телесно-символическая компонента героя раскрывается через портрет. Внешность персонажа литературного произведения содержит в себе гендерные идеалы, стереотипы и предпочтения описываемой эпохи. При описании антропологических особенностей иноэтничных персонажей отмечаются их уникальные, отличительные черты.

Ключевые слова: внешность персонажа художественной литературы, этническое сознание и самосознание

Keywords: the appearance of a character in fiction; the ethnic consciousness

Художественная литература один из немногих источников, для которого характерно полноценное совмещение описания и анализа. Художественная литература один из самых интересных и неоднозначно оцениваемых источников по культуре и быту изучаемой эпохи. Традиционно историки предъявляют к этому источнику источниковедческие критерии, которые делают его применение в исторических исследованиях спорным. Однако несмотря на заведомую субъективность, заданность и «тенденциозность» такого источника для культуролога и этнолога он представляет значительный интерес — в первую очередь как отражающий обычаи, нравы, стереотипы восприятия, ментальные характеристики описываемого этноса. Ниже представлен опыт компаративного исследования внешности персонажей художественной классической литературы как носителей этничности на материале творчества А.П.Чехова.

Литературный персонаж — это в первую очередь обобщенный тип, а не конкретный человек. В то же время в произведении он изображен именно как конкретный, якобы реальный человек или, точнее, как его образ. Важно рассмотреть, из каких компонентов состоит этот образ.

Сам человек, его индивидуальность определяется не только его внутренними качествами — психическими и духовными. У человека есть также тело, голос, походка, жесты, словом — внешность. Изображение внешнего вида человека для раскрытия его духовного облика — устойчивый и традиционный литературный прием, через который раскрывается телесно-символическая составляющая образа героя.

Хотя восприятие внешности человека включает в себя оценку морфологических и физиологических особенностей тела, манеры поведения, стиля одежды , но в данном случае мы ограничимся рассмотрением только телесного выражения внешности, т. е. портрета.

Чехов был не только писателем, но и врачом, и имел достаточно полное понятие не только о душевном, но и о телесном в человеке. Трактовка телесности таким специалистом представляется интересной для этнологии и социальной антропологии главным образом тем, что художественная мысль, образ у Чехова представлены в хорошо знакомой ученому рационалистической традиции. В огромном чеховском наследии этнолог может выделить круг интересных ему тем: понимание телесности писателем в целом, проблемы восприятия пола у Чехова, соотношение духовного и физического в человеческом облике, восприятие возрастных и национальных различий и др.

Обратимся к восприятию тела в художественной прозе Чехова в целом. Как врач и как писатель Чехов воспринимал тело человека как важнейшую составляющую его личности, тем не менее, портретные характеристики его прозы весьма своеобразны.

Внешность может говорить о социальном статусе. Например, физические параметры человека — указывать на степень его дохода и характер занятий. Показательный пример в пом отношении — известный всем со школьной скамьи чеховский рассказ «Толстый и гонкий». Социальный статус подчеркива-

ется и в описании внешности доктора Топоркова из повести «Цветы запоздалые». В его образе соединяются одновременно «плебейские» черты его происхождения из прислуги и характерные особенности его нынешнего положения доктора, человека обеспеченного и интеллигентного.

Тип разночинного интеллигента выражен наиболее ясно в образах Ярцева и Киша из повести «Три года»: если в Ярцеве подчеркнута простота, физическая сила и здоровье, то в Кише явно виден обедневший дворянин — тонкий, манерный, с выраженной «породой». В характеристике внешности провинциального интеллигента Чехов уделяет наибольшее внимание своеобразной эффектной небрежности, сочетающейся одновременно со стремлением к «народности». Так описан помещик Алехин, герой цикла рассказов в «Крыжовнике».

Внешность купца в произведениях Чехова представляется стереотипной. Так, описывая отца купцов Лаптевых в повести «Три года», писатель останавливает свое внимание на тех внешних чертах, которые показывают его происхождение «из народа».

Изображая подводчиков в «Степи» увиденными глазами девятилетнего ребенка, мальчика Егорушки, Чехов представляет читателю все разнообразие типов крестьян, мещан и другого разночинного люда, кочующего в степи. Среди этих фигур трудно выделить типические, да Чехов и не стремится к этому, для автора повести степь — это калейдоскоп событий и впечатлений, чувств и эмоций, не имеющих между собой причинно-следственной связи.

В рассказе «День за городом» Чехов описывает сапожника Терентия, подчеркивая в его облике те черты, которые одновременно выдают в нем представителя как деревенской, так и городской культуры, причем этот переход не дается человеку из народа даром. Он предстает перед читателем типичным маргиналом.

Во внешности человека отражается как характер и темперамент, так и занятия человека. Обращаясь к образу поденщицы Липы, Чехов первым делом обращает внимание на ее рабочие, натруженные руки.

Бывает, что внешность передается одной характерной чертой, деталью внешнего облика. Например, в рассказе «Размазня» упоминаются только «длинный хорошенький носик», покрывшийся потом, и «плачущий глаз» Юлии Васильевны, а из деталей одежды — ее оборочки, которые она нервно теребит, но перед нами предстает живой образ молоденькой гувернантки — робкой, смущенной, нерешительной, небогато одетой и симпатичной.

Иногда телесность в рассказах Чехова сродни предметности. Предмет, играющий в жизни человека важную роль, напоминает его и внешне. Например, в рассказе «Контрабас и флейта» герои уподобляются инструментам, на которых играют. Квинтэссенцией этой тенденции «опредмечивания» героев служит чеховский рассказ «Человек в футляре».

Своеобразно воспринимал Чехов соотношение душевного и телесного в человеке. «В новоевропейской классической традиции закрепилась трактовка тела как машины, т. е. чего-то отличного от субъекта и

имеющего сугубо инструментальное значение» .Основоположник европейского материализма Рене Декарт полагал, что все, что не может быть описано исчерпывающим образом и недоступно рациональному наблюдению, может уже считаться нетелесным. В итоге развития этой мысли рационалисты и позитивисты фактически изгнали из тела всякий элемент тайны, загадки. Писавший на рубеже веков, Чехов рассматривал телесное в духе экзистенциализма. У него, «писателя сумерек», другой взгляд на соотношение телесного и духовного в облике человека. Он полагал, что душа и тело взаимосвязаны, что тело не инструмент души и имеет свою собственную ценность, что телесное в облике человека может прямо влиять на нравственное. Он не отождествлял красоту и добро, считая привлекательным в человеке здоровое начало в противовес больному. Христианская традиция рассматривает тело как вместилище души. Для Чехова, писателя и врача, тело и душа равноценны.

Отражение деловых качеств во внешнем облике также свойственно прозе Чехова. Изображая степного короля, предпринимателя и купца Варламова, Чехов концентрирует внимание одновременно и на внешних и на внутренних качествах этого дельца. Варламов стар, и здесь между физическим обликом и опытом явно установлен знак равенства. Старость Варламова — синоним его опытности. Варламов русский человек и внешняя «русскость» делает его своим среди «разношерстного степного люда» и представителем самой большой этнической группы одновременно. Лицо Варламова сухощаво и выражает деловую хватку, деловой фанатизм. Но этот деловой фанатизм особого рода — в нем чувствуется достоинство обеспеченного и властного человека. Это отсутствие зависимости и раболепия производит должное впечатление и на других персонажей произведения.

Внешность, отражаясь во взгляде другого человека, психологизируется, и тогда внешне непривлекательный человек становиться привлекательным, а красавец — отталкивающим. Привлекательным Чехов находит ухоженного, следящего за собой, пускай и некрасивого человека.

Что касается полового диморфизма и восприятия женской и мужской телесности, то она у Чехова связана, в частности, со специфической физиологией пола, что не характерно для русской литературы XIX в.

Чехов описывает мужчин достаточно подробно и внешность их амбивалентна: например, в рассказе «Который из трех?» описаны три «воздыхателя» юной особы, Наденьки: Иван Гаврилович, купеческий сынок, неумный, косноязычный и некрасивый, при этом, судя по всему, совсем неплохой и искренний человек; Владимир Штраль, университетский студент, наглый, отталкивающий внешне и внутренне, и вместе с тем достаточно умный и оборотистый; Митя Гусев, бедный студент, симпатичный и чистосердечный. Как видим, мужская красота у Чехова не связана с духовностью.

Представления же писателя о девичьей красоте связано с невинностью как особой стадией душевного

развития девушки, еще не сознающей своей привлекательности. В этом отношении наиболее знаменателен рассказ «Красавицы», где писатель показывает двух молоденьких девушек — девочку-подростка, армянку Машу и русскую провинциалочку с дальней Богом забытой станции. При всем различии между ними есть и нечто общее — обе они еще не осознали своей красоты, не научались ей «пользоваться» — в этом секрет их прелести, так притягивающей восхищенные мужские взгляды. Практически всегда у Чехова «мыслящая» женщина оказывается непривлекательной. Такова Лидия Волчанинова в «Доме с мезонином», жена Гурова в «Даме с собачкой» и некоторые другие. У этих женщин «идейность» ведет к черствости, утрате женственности. Такая женщина властолюбива, ограниченна, подавляет мужчину, знает ответы на все вопросы, ни в ком не нуждается. Из «умных» женщин вызывает симпатии, как представляется, только Полина Рассудина из повести «Три года».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В чеховских рассказах внешняя женская привлекательность может иметь оборотную сторону — душу «молодой, хорошенькой и развратной гадины» («Который из трех?»). Своеобразным «сигналом» в описании женской внешности служит ее «шаблонность», предрекающая, по мнению автора, так отталкивающие его мещанские, тривиальные черты характера. Так описана «душечка» Оленька, очень органично приспосабливающаяся к каждому из своих последующих мужей.

Лизу в рассказе «Живой товар» Чехов уподобляет животному для выражения ее чувственной натуры. В соответствии с некоторыми наблюдениями люди выбирают себе животных, походящих на них внешним видом. Так описаны Чеховым лошадь и собака мещанина Михаила Зотова в рассказе «Нахлебники».

В изображении иностранцев присутствуют характерные национальные черты, но используются они по-разному. В рассказе «Дочь Альбиона» стереотипное телесное представление об англичанах противопоставлено тоже стереотипному духовному представлению о них русских. Согласно данному представлению, женщины-англичанки — особы внешне малопривлекательные, костлявые, худые, белобрысые, по складу характера они холодны, флегматичны и надменны. Этот внешний рисунок и воспроизводен в рассказе. Но в данном случае отрицательный стереотип работает не во вред, а на пользу англичанке: Чехов показывает, что он вызывает совсем другие чувства при сравнении с поведением русских дворян, которые теряют человеческий облик, тогда как их «прислуга», «дурища» и «кикимора», не знающая ни слова по-русски, его сохраняет.

В «Дяде Ване» дается стереотипное, бытовавшее в русских интеллигентских кругах представление об испанцах и вообще южноевропейских народах: «…там мягче и нежнее человек; там люди красивы, гибки, легко возбудимы, речь их изящна, движения грациозны. У них процветают науки и искусства, философия их не мрачна, отношения к женщине полны изящного благородства…» .

Особенным представляется описание внешности евреев у Чехова. Среди определенного круга литературоведов распространено мнение, что писателя можно считать антисемитом, хотя об этом никак нельзя судить по его текстам. Действительно, в личной переписке имеются упоминания о евреях в негативном свете, но описание внешности в произведениях, предназначенных для публикации, имеет выраженный позитивистский оттенок. Евреи в них, как и русские, разные — красивые и безобразные, опрятные и не очень, умные и глупые, крикливые и молчаливые и т. д. Например, Моисей Моисеевич, владелец постоялого двора в южнорусской степи, описан как красивый мужчина типично семитской внешности, а его брат Соломон представляет собой полную противоположность: «. невысокий молодой еврей, рыжий, с большим птичьим носом и с плешью среди жестких кудрявых волос…» (5,10).

Изображая армянина в рассказе «Красавицы», писатель обращает внимание на его карикатурную внешность, однако это не этнический стереотип, а портрет конкретного человека, а вот в поведенческих характеристиках отмечаются национальные черты: «. держал себя с чисто армянским достоинством: не улыбаясь, не пуча глаза и стараясь обращать на своих гостей как можно меньше внимания.» (2,44).

Телесный облик некоторых иноэтничных персонажей Чехов изображает при помощи какой-нибудь одной черты. Характерным примером этого является рассказ «Аптека», где немец-провизор описан следующим образом: «Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай.» (1,2).

Наряду со стереотипизацией писатель не избегает и индивидуализованных портретов. Например, зоолог фон Корен, немец по национальной принадлежности, описан у него вовсе не как типичный «русский немец»: «. смуглое лицо, большой лоб и черные, курчавые, как у негра, волоса.» (1,48).

Не всегда, описывая представителей других этносов, Чехов прибегает к характеристике внешности. Например, говоря о татарине Кербалае и армянине Ачмианове, персонажах повести «Дуэль», писатель у первого из них отмечает только один внешний признак — белые зубы, а о другом говорит, что он был недурен собой и одевался по моде. Это, понятно, совсем никак не передает их этнической принадлежности. Описание украинца в «Степи» также лишено этнических характеристик: «.Незнакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, некрасивым собой и ничем не замечательным. Это был высокий хохол, длинноносый, длиннорукий и длинноногий; вообще все у него казалось длинным и

только одна шея была так коротка, что делала его сутуловатым…» (5,10).

Есть в чеховской прозе и типажи русского народа. Например, пастух из южнорусских степей описан им как представитель не только традиционной культуры, но и исторический тип: «Старик-чебан, оборванный и босой, в теплой шапке, с грязным мешком у бедра и с крючком на длинной палке — совсем ветхозаветная фигура (курсив мой. — О.К.) — унял собак и, снявши шапку, подошел к бричке.» (5,10).

Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что персонаж художественного произведения — личность, вымышленная писателем, однако и вымысел, чтобы быть правдоподобным, опирается на систему социокультурных координат, фактов и реалий описываемого времени. Как личность он реализуется с помощью речи и внешнего облика.

Телесно-символическая компонента героя раскрывается через портрет. Внешность персонажа литературного произведения описана в первую очередь как внешность мужчины или женщины и содержит в себе гендерные идеалы, стереотипы и предпочтения описываемой эпохи. Общество не только подтверждает, но и закрепляет природную дихотомию социально-культурными символами. При описании антропологических особенностей иноэтничных персонажей отмечаются их уникальные, отличительные черты. Оценка и интерпретация этих черт в связи с духовным обликом часто выражает не только действительные свойства взаимодействующих групп, но и отношения между ними.

1. Чеснов Я.В. Этнический образ // Этнознаковые функции культуры. М., 1991. С.60-61.

3. Чехов А.П. Полное энциклопедическое собрание сочинений. Электронная книга. 2005. 1,49. (Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием номера издания в списке литературы (первая цифра) и номера произведения в корневом каталоге CD).

Bibliography (Translitirated)

1. Chesnov Ja.V. Ehtnicheskijj obraz // Ehtnoznakovye funkcii kul’tury. M., 1991. S.60-61.

Холерик
>Желчен и лицом желто-сер. Глаза ворочаются в орбитах как голодные волки. Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой «черт знает как холодно», а летом «черт знает как жарко».
Шуток не понимает. Как муж и приятель — невозможен; как подчиненный — едва ли мыслим; как начальник — невыносим и весьма нежелателен.
Обратите внимание на описание женщин
>Женщина-холерик — черт в юбке, крокодил.
Сангвиник
>Постоянен в своем непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро: отсюда происходит легкомыслие. Или вовсе никогда ничего не читает, или же читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей.
Обратите внимание на описание женщин
>Женщина-сангвиник — самая сносная женщина, если она не глупа.
Флегматик
>Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести… Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет и покладист. На службе — счастлив.
Обратите внимание на описание женщин
>Женщина-флегматик родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей — ее идеал.
Меланхолик
>Глаза серо-голубые, готовы прослезиться. Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валериановые капли ему уже не помогают… Духовное завещание у него давно уже готово.
Обратите внимание на описание женщин
>Женщина-меланхолик — невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена доводит до отупения, до отчаяния и самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавиться нетрудно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *