Где учился Ломоносов?

Вопросы викторины: 1. Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом» и «Петром Великим нашей поэзии»?
2. Откуда взяты эти строки и кто их «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»?
3. На берегу какой реки родился и вырос Михайло Ломоносов и напротив какого города, в названии которого соединились два слова, обозначающие возвышенности?
4. Был ли Ломоносов школяром, закончил ли он какую-нибудь школу?
5. По каким учебникам учился он, как и многие учащиеся того времени, назвав их впоследствии «вратами» своей учености? 6. Будущий ученый и писатель в 19 лет тайком отправился учиться в Москву. Как он добирался до столицы?
7. Он поступил в старейшее высшее учебное заведение Московского государства, основанное в XVII в. Как оно называлось? 8. За кого пришлось ему себя выдать, чтобы поступить туда (крестьян не принимали)? 9. В какую страну отправили Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу? 10. Первым значительным литературным произведением Ломоносова была «Ода на взятие Хотина» (1739). О каком Хотине идет речь? 11. Почему русский поэт XX в. В. Ходасевич так отзовётся об этой оде: «Из памяти изгрызли годы, За что и кто в Хотине пал, — Но первый звук Хотинской оды Нам первым криком жизни стал» (имеется в виду жизнь русской поэзии)? 12. У каких наук призывал учиться Ломоносов, став профессором химии: «через … вымеривать, через … развешивать и через … высматривать»? Первую определяет он как «осторожную и догадливую», вторую как «точную и замысловатую», третью как «проницательную».
13. Какой всеобщий закон открыл Ломоносов, сформулировав его так: «Сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому»?
14. Чем, считал исследователь, можно отвратить электрическую грозовую силу?
15. Как поэтически выразил он мысль о бесконечности вселенной?
16. Изобретя русскую мозаику, Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвящённое победе Петра I над иноземными захватчиками. Какую битву изображает эта картина и как она называется?
17. Какой поэтический жанр предпочитал Ломоносов?
18. О ком или о чём размышлял поэт в своих философских одах «Утреннее размышление о … » и «Вечернее размышление о … «?
19. Какие научные трактаты в стихах писал Ломоносов?
20. Н. В. Гоголь сказал о Ломоносове: «Сила восторга превратила натуралиста в …». В кого?
21. Какую оду посвятил Ломоносов «дщери Петровой», воспевая не столько её, сколько Россию?
22. О каких русских учёных мечтает он и с какими мировыми знаменитостями сравнивает их?
23. Кого одописец называл «богом России»: «Он бог твой был, Россия»?
24. Ломоносовская характеристика Петра I, деятеля и «подвижника»: «Строитель, плаватель, в полях, морях герой…», — предвосхищает пушкинскую: «То академик, то герой, то…». Продолжите ее.
25. Какую автохарактеристику даёт себе Ломоносов: «Хоть нежности сердечной В любви я не лишён, … … … Я больше восхищён»? Кем восхищается поэт?
26. В том же «Разговоре с Анакреоном» автор обращается к живописцу с просьбой нарисовать «мою возлюбленную мать»: «О мастер в живопистве первой, Ты первой в нашей стороне… Изобрази … мне». Кого или что нужно изобразить?
27. В каком сатирическом гимне Ломоносов осмеивал церковников, за что чуть не попал на Соловки?
28. О ком он писал: «В средине всех Планет он Солнце положил, Сугубое Земли движение открыл» и «презритель зависти и варварству соперник»?
29. Как остроумно решает спор двух астрономов повар в басне о Копернике и Птоломее: «В том, что Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел … кругом … «? Вставьте пропущенные слова.
30. Самые крупные ломоносовские произведения — «Тамира и Селим» и «Пётр Великий». К каким жанрам они относятся?
31. Кого поэт приветствовал следующими словами: «Науки, ныне торжествуйте: Взошла Минерва на престол»? И кто такая Минерва?
32. Чей это портрет и какая конкретная деталь в нем отмечена: «В тебе прекрасный дом создали Душе великой небеса, Свое блистание влияли В твои пресветлы очеса»?
33. Каким олицетворением часто пользовался Ломоносов: «Воздвиг Петрополь к небу … «, «брега Невы … плещут», «И се уже … багряной Врата отверзла в мир заря», » … реки, восплещите»?
34. По мнению Ломоносова, «косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без … «. Без чего?
35. Как стремился поэт и ученый упорядочить русский литературный язык?
36. Каким «штилем» рекомендовал он писать комедии, песни, эпиграммы?
37. Какие достоинства современных и древних языков совмещает в себе, по ломоносовскому утверждению, русский язык?
38. Ломоносов отвергал «фонетический принцип» письменной речи, сторонником которого был Тредиаковский. Что это за принцип?
39. О какой букве русского алфавита Ломоносов шутливо сказал, что она стоит «подпершись» и выглядит бодрее, чем ее тезка, которая не нужна русской речи, как и другая буква, — «немой место занял, подобно как пятое колесо»? Назовите эти буквы.
40. Какие два пособия написал Ломоносов по русскому языку и по теории литературы, ораторскому искусству?
41. Чем восхищался Ломоносов: «Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может!»?
42. «Чтоб торжествующий народ Предался в руки побежденных? О стыд, о странный оборот!»? О каком позорном событии (1762) говорит поэт?
43. Как относился Ломоносов к собственному поэтическому творчеству: «Стихотворство — моя …, физика — мои упражнения»?
44. Почему, по мнению поэта и критика XIX в. П. А. Вяземского, «лира Ломоносова была отголоском полтавских пушек»?
Ответы на викторину: 1. А. С. Пушкин и В. Г. Белинский.
2. Н. А. Некрасов «Школьник».
3. Двина, Холмогоры.
4. Нет. В Холмогорах была церковная школа, но туда принимали только детей священнослужителей.
5. «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.
6. С обозом мороженой рыбы.
7. Славяно-греко-латинская академия.
8. За сына дворянина. Когда обман раскрылся, Ломоносов успел стать лучшим учеником академии и по окончании её был послан для продолжения учебы в Петербург и за границу.
9. В Германию, в города Марбург и Фрейберг.
10. О турецкой крепости, взятой русскими войсками.
11. Ода была написана четырехстопным ямбом, ставшим самым популярным стихотворным размером в русской поэзии.
12. «…геометрию», «…механику», «…оптику».
13. Закон сохранения материи.
14. Громоотводом.
15. «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна».
16. Полтавскую битву; «Полтавская баталия».
17. Оду — торжественное поэтическое стихотворение, посвящённое великим деяниям и личностям, высоким предметам.
18. О «Божием Величестве».
19. «Размышление по поводу северного сияния», «Письмо о пользе стекла».
20. В «поэта».
21. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны в 1747 году».
22. «Что может собственных Невтонов И быстрых разумом Платонов Российская земля рождать» (Невтон — Ньютон).
23. Петра Великого.
24. «…мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник».
25. «…героев славой вечной…». Ломоносов редко писал любовные стихи, предпочитая создавать произведения об исторических и героических личностях (например, о Петре I, Суворове, Копернике).
26. Россию.
27. В «Гимне бороде».
28. О Копернике.
29. «…очаг», «…жаркова». 30. Трагедия и эпическая поэма (вторая не закончена).
31. Екатерину II; богиня мудрости в римской мифологии.
32. Дочери Петра I — царицы Елизаветы Петровны; голубые глаза.
33. «…руки», «…руками», «…рукой», «…руками».
34. «…грамматики».
35. Создал теорию «трех штилей», разделив все слова русского языка на три группы — общеупотребительная лексика, славянизмы, разговорные слова. В зависимости от использования той или иной группы лексики ученый выделил три стиля: высокий, средний и низкий.
36. Низким, используя разговорную речь и просторечия.
37. «Великолепие ишпанского», «живость французского», «крепость немецкого», «нежность итальянского», «богатство и сильную в изображении краткость латинского и греческого языков».
38. Писать, как говоришь.
39. «Ф» в отличие от Θ (фита) и Ъ (твердый знак). Последний был упразднен в конце слов лишь в XX в.
40. «Российская грамматика» и «Риторика».
41. Науками.
42. О мире с побежденной Пруссией, заключённом Петром III после того, как русские войска заняли Берлин, победив в Семилетней войне.
43. «…утеха».
44. Ломоносовская поэзия была рождена Петровской эпохой, Петровскими победами и преобразованиями, став их следствием.

Кто в наше время не знает Михаила Васильевича? С Ломоносовым знакомят детей уже с четвертого класса. Стихотворения звучат на уроках литературы вплоть до окончания школы. «Науки юношей питают». И правда, поэзия Ломоносова является неотъемлемой частью литературы XVIII века. Открытия в химии и физике доказывают универсальность ума этого естествоиспытателя мирового уровня.

Краткая хронология

19 ноября 1711 — будущий ученый появился на свет в деревне Мишанинская (н.вр.село Ломоносовка)

Декабрь 1730 — получил паспорт и 15 декабря сбежал в Москву.

Январь 1731 — поступил Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где проучился вплоть до 1734г.

1734 — год проучился в Киево-Могилянской академии. Слушал лекции по философии, математике и физике.

Январь 1736 — оказался в списке 11 студентов переведенных в академический университет в Петербург.

Октябрь 1736 — был переведен в Германию. Там изучал горное дело и металлургию.

Февраль 1739 — женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх.

1739—1740 — под руководством И. Ф. Генкеля обучался горному делу.

Май 1740 — обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх. По пути на родину насильно был захвачен в прусскую армию, откуда сбежал через несколько недель.

Июнь 1741 — вернулся в Санкт-Петербург. 10 июня был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания и приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры.

Январь 1742 — был определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств.

Июль 1745 — стал первым русским академиком в области естествознания.Был назначен профессором химии, что соответствует статусу действительного члена Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге.

Июнь 1746 — впервые читал на русском языке публичные лекции по физике.

1748 — создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию. До 1757 года проводил в химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, химическому анализу руд.

1752 — впервые в истории в химической лаборатории читал курс лекций по физической химии. Курс длился год.

1753 — основана стекольная фабрика в деревне Усть-Рудица.

1755 — был учреждён Московский университет. Проект для него создал Михаил Васильевич.

1756 — начал отстаивать права низшего русского сословия на образование.

Январь 1757 — был назначен советником Канцелярии Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. В том же году переехал с казённой академической квартиры в собственный дом на Мойке. Также синод в этом году потребовал приостановить научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях».

1758 — стал руководителем Исторического собрания, Географического департамента, академических университета и гимназии.

1759 — составил устав для Академической гимназии и университета, всеми силами отстаивая права низших сословий на образование.

Апрель 1760 — Шведская королевская академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом.

Октябрь 1763 — избран членом Академии трёх знатнейших художеств (за мозаичные работы).

Апрель 1764 — избран почётным членом Академии наук Болонского института.

4 апреля 1765 — скончался от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке. 8 числа похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Ранние годы

Будущий естествоиспытатель появился на свет в семье зажиточного крестьянина Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Мама Михаила умерла рано. С мачехой Феодорой Михайловной Усковой, с которой Василий Дорофеевич заключил второй брак, у Ломоносова сложились теплые и добрые отношения. Но и она скончалась в 1724 году. Третья жена отца Ирина Семёновна (в девичестве Корельская) произвела на мальчика впечатление злой и завистливой женщины.

Мать М.В.Ломоносова Елена Ивановна Сивкова

Детство Михаила Васильевича было тесно связано с рыбалкой. Он часто выходил в море с отцом на промысел палтуса и трески. И окружающая местность всегда порождала в голове юного ученого множества вопросов, на которые он пытался найти ответы. «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого приоткрыли двери в мир науки и сформулировали ещё больше вопросов. Любознательность и страсть к науке вызывали у отца и мачехи И. С. Корельской непонимание, и даже враждебность.

Несмотря на такое отношение к 14 годам юноша покорил грамоту и мог пояснять старшим недоступные им документы. Дьякон местной церкви, который был первым учителем мальчика, был очень удивлен способностям своего ученика. Он очень часто говорил юному Ломоносову, что необходимо продолжить обучение в таких больших городах, как Москва, Петербург или Киев. Но решился Михаил только когда случайно выяснил, что у семьи созрело решение его женить. Таким образом, в 1730 году будущий ученый мирового уровня сбежал в Москву с рыбным караваном. Пешком, ночью, ни с кем не попрощавшись, он догнал обоз на третий день и уговорил караванщиков взять его с собой.

Образование в России

Путь в Москву длился около трех недель. Для поступления в Славяно-Греко-Латинскую академию (Спасские школы) в 1731 году юноша создал липовые документы и предстал перед приемной комиссией сыном холмогорского дворянина. Прилежность и невероятная любовь к изучению всего неизведанного позволили за 1 год закончить сразу два курса обучения.

В стенах учебного заведения Михаил изучал гуманитарные науки и языки. Но в 1734 году задумался о продолжении обучения в Киево-Могилянской академии и тут же обратился к руководству академии о переводе в Киев на год. Ему очень не хватало сочинений по физике и математике. Перевод одобрили и оказали финансовую помощь. Но и в там он не нашел никакой интересующей информации. Поэтому тщательно изучал летописи и тексты святых отцов.

Первый петербургский период

В 1735 году президент петербургской Академии наук барон И.А.Корф прислал запрос о переводе в университет при академии самых одаренных учеников из учебных заведений страны. И в числе двенадцати студентов Михаил Васильевич был отправлен в Петербург. Поселили новоприбывших на берегу Невы, обеспечив самым необходимым минимумом вещей. А образование началось с усиленного изучения немецкого языка, который был так распространен в академии. В.Е.Адодурова обучала математике, Г. В. Крафт знакомил с элементарной физикой. Именно Петербург вдохновил Ломоносова на первые попытки написать стихотворения. Однако опубликованы они не были. И основные успехи были у Михаила в химии, минералогии и физике.

Образование за границей

Период с 1736 года по 1740 год студент Михаил Ломоносов провел, обучаясь за границей. Началось все с того, что президент академии Иоганн Корф предложил кандидатуры трёх одарённых учеников для обучения за границей химии и горному делу. Естественно, что в списке значилась и фамилия Ломоносов. Изначально планировалось, что студенты отправятся сразу в Саксонию, но позднее Корф изменил свои планы. Молодых людей отправили в Марбург, для изучения основ металлургии, химии и других наук. Путь занял у студентов около двух месяцев. По приезду в Марбург практически сразу же они приступили к обучению у доктора медицины Конради.
Там же Ломоносов встретил и свою будущую жену. Это дочь вдовы, у которой одаренный студент снимал жильё.
В целом, за пределами родины поэт провел чуть менее пяти лет. Три года в Марбурге, год во Фрайберге и оставшееся время путешествовал по Голландии.
Ни дня не прошло без пользы у Михаила Васильевича. Укрепил немецкий, подтянул французский, итальянский языки, обучался фехтованию. Большую часть доходов он тратил на книги. И как раз тогда приобрел экземпляры, которые стали частью его первой библиотеки.

В период 1737-1739 гг. Ломоносов подряд написал две своих первых работы по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» и «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул». Не переставал уделять время и литературе. Однако своего не создавал, делая акцент на стихотворные переводы.
Основной трудностью жизни в это время были проблемы с деньгами. Жизнь была в долг, т.к. деньги от из Петербурга для проживания поступали очень нерегулярно.
К концу обучения Елизавета Цельх, дочь хозяйки, зачала от Михаила Васильевича. Ему пришлось жениться на ней по лютеранскому обряду. Дочь родилась до момента заключения брака и из-за этого признавалась внебрачной.
В 1739 году студентов перевели во Фрайберг. Занятия разительно отличались от жизни в Германии. Генкель подходил к процессу обучения исключительно с практической стороны. Студенты посещали рудники и заводы. Изучение нудных процессов производства не вдохновляло студентов. К тому же их совершенно не устраивало, что преподаватель заставляет их делать черновую работу. Недовольство набирало обороты, и в конце 1739 года случилась ссора с преподавателем. Конфликт надломил и так не самые теплые отношения учителя с его учениками и подкрепил осознание начинающего ученого, что учиться здесь больше нечему.

Второй петербургский период

Михаил очень долго возвращался в Россию. Сначала ученый предпринял попытку отправиться домой с русским посланником бароном Г.К.фон Кейзерлинг. Но не встретил его. Возникло решение отправиться домой морским путем. Но во время пути насильно завербовали в прусскую армию, откуда удалось
дезертировать спустя несколько недель. В октябре 1740 года Ломоносову удалось вернуться домой к тёще, где он провел год. На родину он выехал лишь в мае 1741.
В Петербург приезжает Михаил Васильевич один, без жены. Два года никому не рассказывал о смене своего семейного положения. И никто бы не узнал, если бы жена сама не нашла ученого, отправив запрос в российское посольство. Отрицать факт женитьбы он не стал и даже поспособствовал переезду семьи в Петербург.

На фото Елизаветы Целых

Сразу по приезду в Россию Ломоносов приступил к изучению естествознания. Под руководством профессора ботаники И.Аммана студент, не получая оплаты, приступил к систематизации коллекции минералов и окаменелостей Кунсткамеры. В августе того же года представил на суд Академиков две диссертации по физике и химии. Он ожидал, что её одобрят и его сразу произведут в экстраординарные профессора. Но месяц сменял один другой, а ответом была тишина. Только в ноябре 1741 года, когда Елизавета Петровна вступила на престол, Ломоносов получил должность адъюнкта Физического класса. Едва вступив на должность, он предложил проект химической лаборатории. Но как и в случае с диссертациями, проект остался без внимания.
Взгляд на науку у Ломоносова разительно отличался от мнения большинства ученых того времени. Противостояние дошло до того, что за дерзкое поведение Ломоносова отправили в тюрьму на 8 месяцев.

Последние годы, смерть Ломоносова

В 1745 году Ломоносов приобрел статус дворянина, т.к. стал профессором, написав диссертацию «О металлическом блеске». Продвигал эксперименты над электричеством. Настаивал на том, что даже низшие сословия должны обучаться, ведь Сибири нужны учёные люди. Участвовал в создании фабрики мозайки вместе с И.И. Шуваловым. На протяжении всей жизни Ломоносов не мог без активной деятельности. Закономерно, что в 1757 году его ждал чин коллежского советника. Как только вступил в эту должность, Ломоносов сразу занялся уставом Академии Науки и внутренним устройством гимназии. В конце жизни был избран почётным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.

Шведская Королевская Академия Наук, Стокгольм

В 1765 году 4 апреля на 54 году жизни не стало такого универсального человека. Воспаление легких не дало Ломоносову никаких шансов. Показательно, что на уже следующий день все бумаги в кабинете ученого были опечатаны по приказу императрицы Екатерины II и перевезены во дворец. Больше их не видели. Документы и записи исчезли без следа. Через четыре дня тело было похоронено на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Главные достижения

От физики и до астрономии практически нет областей, в которой Ломоносов не оставил бы свой след. Главной страстью его была наука во всех её проявлениях. Пушкин же называл его «нашим университетом».

Теория электричества и метеорология

В созданной им теории электричества и метеорологии естествоиспытатель сделал попытку рассмотреть все электрические явления, известные в его время. В 1752 году он начал свою работу над теорией, но из намеченных 8 глав он рассмотрел 1 полностью, а 2 лишь частично. Его внимание перетянула на себя работа «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». Все наблюдения приводили к выведению закономерностей, которые дали толчок к созданию основ теории электричества. И отличных результатов принесла совместная и независимая работа с Г. В. Рихманом. Первый электроизмерительный прибор экспериментального наблюдения был создан в сотрудничестве с Рихманом, который был убит ударом молнии в ходе наблюдения за грозовыми явлениями. Ломоносова очень тревожила эта трагическая случайность. Ведь этот случай пытались использовать как рычаг давления на закрытие его исследований. Но, несмотря на это, он хлопочет за семью погибшего, чтобы им выплачивалась пенсия.

Георг Вильгельм Рихман

Когда же свет увидел доклад «Слово», Михаилу Васильевичу пришлось доказывать, что его работа разительно отличается, от созданной Б. Франклином. Он указывает, что его зарубежный коллега лишь строит догадки и предположения. В то же время у естествоиспытателя есть доказанные явления и расчеты их подтверждающие. К тому же работа Франклина попала к Ломоносову, когда его «Слово» уже было практически готово.

Твердая ртуть

Он первым вместе с физиком А.Брауном получил ртуть в твердом состоянии. Открытие радовало Ломоносова не тем, что они были первооткрывателями этого явления. Больше его вдохновляло, что ртуть в твердом состоянии подтверждала некоторые положения его корпускулярно-кинетической теории. Замороженная ртуть позволила создать новую модель твердого тела. А электропроводность этого вещества позволила отнести ртуть к металлам.

Прототип вертолета

Ломоносов опередил Леонардо да Винчи в создании действующего прототипа летательного аппарата. Ведь труды последнего были найдены значительно позже. Правда, он не представлял, что на этих приборах можно совершать полёты. Он создавал его для подъёмов метеоприборов. Документально подкреплено, что аэродромическая машина была действующей и работала. Конечно, оригинальный экземпляр не сохранился, но в музеях хранятся репродукции аппарата.

Циркумполярная карта

Ещё за год до назначения Михаила Васильевича в географический департамент, он составил развернутый план работы всего департамента. Его внимание было обращено и на организационные моменты работы, и на штатный состав работников, и на качество данных, которым обладает департамент. Поэтому он прописал строгий регламент работы сотрудников, расширил и укрепил штат новыми картографами и геодезистами.

А для улучшения сведений о природе и географии страны он стал инициатором отправления «географических запросов» по губерниям и провинциям. Они состояли из 30 пунктов, на которые необходимо было дать развернутый ответ. В итоге за три года в период 1761-1764 было собрано 4 тома ответов на эти самые запросы. Они позволили сформулировать обстоятельную топографию половины государства. Также Ломоносов создал карту полушарий, которая была названа циркумполярной. Выпущена она была большим тиражом и помогла создать первый русский учебный глобус.

Создание русского ямба

О вкладе в литературу можно говорить очень много. Взяв за основу немецкую поэзию, Михаил Васильевич привнес в русскую литературу четырехстопный ямб, который впоследствии ещё и модернизировал. Практически все произведения, которые он создал, были написаны именно этим слогом. Но он определял какой жанр произведения и только потом уже выбирал слог написания. Эту традицию он передал следующему поколению.

Под влиянием Ломоносова приняли ямб основным размером в метрики своей поэзии Пушкин и Державин.

Отрывок из произведения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» отлично демонстрирует пример применения четырехстопного ямба и мужской рифмы.

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет вещества устав,
Вам путь известен всех планет;
Скажите, что нас так мятет?

Яркие цитаты Ломоносова

О любви:

«Любовь подобна молнии. Она пронзает тихо, без грома. И даже самые сильные ее удары нам могут доставить удовольствие»

О стремлении:

«Кто малого не может, тому и большее невозможно»

«Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно»

Об учении:

«Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде»

О русском языке:

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.

И хоть появились на свет эти цитаты два века назад, но точность мысли и формулировка не теряют актуальность на протяжении всего времени.

Интересные и малоизвестные факты из биографии

Кроме того, что у Ломоносова были сложные отношения с законом, ведь он подделывал документы и восемь месяцев провел в тюрьме, многие источники также указывают на то, что его пылкая натура усложняла общение и с окружением и вне научной сферы его жизни. По фрагментам его «разгульной» и «буйной» жизни даже складывались анекдоты. Как пример того, что Михаил Васильевич недолго раздумывает о том, как реагировать на негативные события вокруг него, был случай с грабителями. Мало того, что он обратил двух из трех грабителей в бегство, так он ещё и забрал одежду третьего, как трофей неудачного ограбления.

Пылкий ум не мешал, а даже подпитывал гордость ученого. Стипендия во время обучения выходила в 3 копейки, чего катастрофически не хватало на жильё. Но он никогда не просил денег у отца. Также не особо распространен факт, что именно Ломоносов ввел такое понятие, как аббревиатуры, т.е. сокращение названий до заглавных букв. Стекло, прибор ночного видения, фарфор – за все это нужно сказать спасибо этому великому русскому ученому.

И напоследок самая красивая легенда. Однажды поэт написал оду императрице Елизавете. Она так пришлась по душе главе государства, что она повелела наградить автора суммой в размере 2000 рублей. Вот только никаких монет кроме медных на тот момент не было. И поэтому к дому Ломоносова доставили два воза до верху груженых медяками.

Многие сферы науки получили свое развитие только благодаря тому, что в России был такой ученый, как Михаил Васильевич Ломоносов. В его честь названы институты, улицы и горы. Его изображения можно встретить на марках и монетах. Ему установлены памятники. О нем снимаются фильмы. Все это говорит о том, что люди помнят и гордятся таким великим деятелем науки.

Автор статьи Сергей Аполлонович Эксперт по личным кабинетам.

17 Ноябрь 2014 admin Просмотров: 4963

Еще не были написаны замечательные слова о том,

Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать,

а на Руси уже появился человек, который разумом, остротой, широтой и глубиной мысли едва ли не превзошел и Ньютона и многих других выдающихся европейских мыслителей и ученых своего времени. Это был автор этих гордых патриотических строк — Михайло Васильевич Ломоносов. Ему первому суждено было прославить на весь мир русскую науку, положить начало созданию русского литературного языка, создать русскую поэзию.

Семья Ломоносова Михаила Васильевича

Великий русский поэт и один из величайших русских ученых Ломоносов вышел из «самых глубоких недр» нашего народа.

Ломоносов родился в деревне Мишанинской на Курострове — одном из островов, образованном Северной Двиной при ее впадении в Белое море, недалеко от города Холмогоры. Датой его рождения принято считать 8 (19) ноября 1711 г.

Ломоносов сын крестьянина-помора. Поморы не знали крепостной зависимости от помещиков, они были черносошными, т. е. государственными, крестьянами. Поморы трудились на «черной» земле, которая считалась принадлежащей государству, но в глазах поморов была их собственностью.

Это отсутствие «личной зависимости, отдаленность от центра крепостнического государства создавали у поморов условия жизни, значительно отличавшееся от тех, в которых жило огромное большинство русского крестьянства. Поморы имели больше возможностей проявить личную инициативу, по-своему использовать свою энергию и способности. На родине Ломоносова не было школ, но больше, чем в крепостной деревне, было грамотных, больше ценилась книжная культура.

Отец Ломоносова построил судно (кроме сельского хозяйства, многие северяне занимались морским промыслом ) — «новоманерный гукор-парусник» «Чайка». На этом паруснике Ломоносов-отец плавал на тресковые промыслы, доставлял хлеб для воинских гарнизонов в Колу и Пустозерск.

Вместе с отцом в плавание нередко отправлялся и сын. Эти путешествия не могли не оставить глубокого следа в душе впечатлительного мальчика, пытливого юноши. Он видел море в бурю, видел полуночное солние, полярные льды, наблюдал таинственное северное сияние; с ранних лет научился бороться с могучей стихией, и это воспитало в нем решимость, закалило волю. Красота северной природы (нигде так не прекрасно небо, закаты и восходы, как на Севере!) развили в нем любовь к прекрасному. Видимо, здесь, на море, он стал поэтом.

Учеба Ломоносова в юношеские годы

Очень рано будущий поэт и ученый научился читать (мать его была дочерью дьякона, грамоте могли его научить и соседи, и дьячок местной церкви). Еще мальчиком, ему удалось достать грамматику церковно-славянского языка Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого, прочитать стихотворное переложение «Псалтыри» Симеона Полоцкого. Эти книги оказали большое влияние на умственное развитие подростка (позже он называл их «вратами своей учености»,) но особенно большую роль в жизни юного Ломоносова сыграла «Арифметика». В ней мальчик нашел, кроме курса начальной математики, сведения по географии, астрономии, физике, навигации. Книги вызвали в нем жажду знаний, которую вскоре уже не могло удовлетворить повторное перечитывание учебников, давно уже выученных наизусть пытливым юным читателем.

Зимой 1731 г. девятнадцатилетний Ломоносов достал паспорт и вместе с рыбными обозами пешком пошел в Москву — учиться. Это было первым большим жизненным подвигом Ломоносова. Ему не только удалось попасть в Москву, но и поступить в
единственную в то время высшую школу — «Славяно-греко-латинскую академию».

Биографы Ломоносова, рассказывая о годах его учения, подчеркивают, что преподавание в Славяно-греко-латинской академии» носило
схоластический характер, учащимся сообщалось немало нелепостей (например, рассуждение о весе ангелов). Но все же учащиеся приобретали в академии и немало ценных знаний. Здесь Ломоносов в совершенстве изучил латинский и греческий языки, а ведь на латинском языке писались и печатались в те времена все научные сочинения; изучил он правила силлабического стихосложения и ораторского искусства; познакомился с выдающимися произведениями античной литературы. Книги великих мыслителей древности и вышедшие в Петровскую эпоху сочинения ученых нового времени расширили кругозор талантливого юноши, дали толчок глубоким размышлениям о мире, о его строении, о жизни.

Отличное знание латинского языка дало возможность Ломоносову изучить сочинения французского ученого и мыслителя Декарта, получить ясное представление об учении великого польского астронома Коперника, совершившего переворот в науке о вселенной.

Юноше Ломоносову приходилось учиться в исключительно тяжелых условиях. Уже будучи профессором Петербургской Академии наук, Ломоносов писал вельможе И. И. Шувалову: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку (полкопейки) хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».

Чем больше расширялся круг знаний Ломоносова, тем меньше удовлетворяло его учение в Академии, тем больше тянуло к высотам науки, но не схоластической, а науки, связанной с жизнью.

Учеба Ломоносова в Германии

Исключительные способности юноши ярко проявились с первых же лет учения в Академии (он в один прошел три первых класса). Поэтому когда в 1735 г. из Петербурга затребовали двенадцать лучших учащихся для зачисления их студентами созданной Петром Первым Академии наук, то в числе их оказался Ломоносов. А осенью 1736 г. он был послан в Германию для изучения химии и горного дела.

Первым учителем Ломоносова был выдающийся ученый и философ того времени Христиан Вольф. Ломоносов почерпнул от него немало ценных знаний, но в области научного мировоззрения пошел дальше своего учителя.

Летом 1739 года Ломоносов вместе с двумя другими студентами переселяется в город Фрейберг, где изучает горное дело и металлургию. Вскоре он приходит к убеждению, что его новый учитель Генкель — человек схоластических взглядов на науку и на природу. Не ограничиваясь теоретическими знаниями, Ломоносов практически изучает горное дело, спускаясь в шахты, беседуя с рудокопами.

Здесь, во Фрейберге, Ломоносов пишет свою оду на взятие русскими войсками турецкой крепости Хотин. Эта ода, написанная силабо-тоническим стихом, новым для русской поэзии, великим Белинским была признана началом русской литературы… Посылая в Петербург свою оду, Ломоносов отправляет в Академию наук и «письмо о правилах российского стихотворства», излагающее новый на русское стихосложение.

Уже в годы пребывания за границей проявилась необыкновенная широта интересов и стремлений молодого Ломоносова. Изучая точные науки н применение их в жизненной практике, Ломоносов занимается вопросами языка, литературы, стихосложения, философии.

Весной 1740 г. он оставляет Генкеля и в течение года странствует по Германии и Голландии, где знакомится с добыванием торфа. После ряда приключений ему удается, наконец, вернуться в Петербург, где он назначается адъюнктом (помощником профессора) по «физическому классу».

Вклад Ломоносова в русскую науку

Начинается плодотворнейшая деятельность Ломоносова-ученого, продолжающаяся около 25 лет, до преждевременной его смерти. С этого времени путь Ломоносова-человека и история его жизни неотделимы от жизни Ломоносова-ученого.

Исключительно разносторонней была деятельность Ломоносова. Ученый физик и химик (в 1745 г. он был назначен профессором химии), математик, геолог, металлург, географ, астроном, специалист по горному делу, истории, филолог, знаток ораторского искусства, специалист по изготовлению мозаик, поэт и общественный деятель, Ломоносов ни в одной из своих профессий не был дилетантом.

Среди его многочисленных специальностей не было ни одного дела, где он не проявил бы себя как талантливый (даже гениальный) исследователь, пламенный энтузиаст науки.

Он создал первую в России химическую лабораторию, где совершил замечательные открытия мирового значения (в том числе закон сохранения веса веществ); основал физическую химию, разработал основы атомно-молекулярного учения; как астроном, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, открыл атмосферу Венеры; совершил несколько ценнейших открытий, связанных с атмосферным электричеством, поставил перед русским правительством ряд важнейших вопросов государственного значения.

Ломоносов был не только великий ученый-теоретик. Всей своей деятельностью он убеждал в необходимости тесной связи теории с практикой. Вот ярчайший пример. Задумав новое большое дело — создание в России «мозаичного художества», Ломоносов организует (в имении, пожалованном ему императрицей) фабрику для изготовления по его рецептам цветных стекол и бисера, сам обучает этому делу учеников и сам работает как художник по мозаике. До нашего времени сохранилась замечательная мозаичная картина Ломоносова «Полтавская баталия». В мозаичном деле великий русский ученый проявил себя одновременно и как художник, и как химик, и как техник, и как историк.

Отдавая большую часть своего времени и труда точным наукам, Ломоносов немало сделал и в области гуманитарных наук. В области русской истории Ломоносов выступал как крупный ученый своего времени.

В 1753 г. ему было поручено написать русскую историю. Ломоносову удалось создать лишь первый том «Российской истории», древнейшую (до 1054 г.), но и то, что им написано, представляет большой интерес для историков. Передовой мыслитель своего времени, Ломоносов высказывает прогрессивные идеи о судьбах славянских народов, полемизируя с иностранными учеными по поводу «норманской теории», защищая славянское происхождение Русского государства.

Ценнейшими своими открытиями в различных областях Ломоносов обязан и своей «разносторонней гениальности» (по выражению профессора А. Д. Благого), и огромному трудолюбию, и прогрессивному научному мировоззрению… Ломоносов был материалист и атомист, он раньше других своих современников понял, что для познания природы необходимо изучение строения вещества, что для открытия законов природы нужно изучать ее в движении.

Главным источником вдохновения Ломоносова была его патриотическая устремленность. Он работал не для науки вообще, он творил для русской науки, в великое будущее которой он страстно верил. Н. Г. Чернышевский писал: «Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том. что нужно для его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству».

Ломоносов мечтал о русской науке, о русских ученых, а в Академии наук в первые годы его научной деятельности всем ведали иностранцы. Многие из них презрительно относились к русским, не верили в возможность создания русской науки и всячески препятствовали проведению в жизнь прогрессивных начинаний Ломоносова. С этими людьми ученый вел жестокую борьбу. «Я к сему себя посвятил,— писал он,— чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться». В этой вражде не было ничего похожего на слепую ненависть некоторых русских к чужеземцам. С теми немцами, которые содействовали развитию русской науки, у Ломоносова были иные отношения. Горячая дружба связывала его с профессором Рихманом, погибшем во время опыта с атмосферным электричеством.

Не в одной борьбе с академическими заправилами заключались те трудности, которые нужно было преодолевать Ломоносову для достижения его высоких целей. Ломоносов был «архангельский мужик», «плебей» по происхождению, а людям незнатным в те времена было почти невозможно пробить себе в жизни широкую дорогу, тем более завоевать авторитет среди людей, привыкших повелевать. К счастью, для Ломоносова, человека исключительно яркого, в придворной среде, где большинство смотрело на молодого ученого со снисходительным презрением, нашлись люди, оценившие его талантливость. К ним принадлежал вельможа, близкий к Елиcавете, И. И. Шувалов, много сделавший для того, чтобы Ломоносов смог осуществить свои великие начинания. Конечно, и Елисавета Петровна покровительствовала Ломоносову, но она ценила его не как замечательного ученого, а лишь как сочинителя хвалебных од. Все же с годами круг людей, оценивших великий труд Ломоносова, расширялся. Когда после своего вступления на престол Екатерина II подготовила (разумеется, под влиянием врагов Ломоносова) оскорбительный указ, не только отстранявший ученого от занятий в Академии, но и устанавливавший ему пенсию в размере половины оклада (это величайшему в мире ученому!), то при дворе нашлись люди, уговорившие ее взять указ обратно.

Приходилось Ломоносову вести борьбу и с реакционно настроенными церковниками. После появления написанного им «Гимна бороде» — сатиры на духовенство — их происки грозили ученому передачей его в руки синода, а это могло привести к ссылке в Соловецкий монастырь. «К счастью, императрица не вняла доносам церковников.

Ломоносов мечтал сделать науку доступной широким слоям русского народа. Одну из своих главных задач он видел в том, чтобы воспитать русских ученых из среды народа. В 1755 г. по инициативе Ломоносова был открыт первый Московский университет. Чтобы открыть путь в университет не только дворянам, но и людям других сословий, Ломоносов добивается открытия при университете двух гимназий — одной для дворян, другой — для разночинцев.

После назначения Ломоносова (в 1757 г.) советником канцелярии Академии наук он берет под свое попечение гимназию при Академии и вскоре добивается того, что она делается одним из лучших учебных заведений России. Гимназия воспитала немало русских ученых. Из нее вышел будущий академик-химик Н. П. Соколов, сын пономаря; астроном П. Б. Иноходцев, сын солдата; естествоиспытатель И. И. Лепехин, также сын солдата и многие другие, прославившие русскую науку второй воловины XVIII в.

Ломоносов Михаил Васильевич как поэт, писатель

Михайло Васильевич Ломоносов принадлежал к числу тех редких деятелей, которые почти с одинаковым успехом проявили себя как ученые и как служители искусств.

Ломоносов был замечательным поэтом. Конечно, в наше время стихи его мало читают. «Высокий штиль», которым написаны многие его стихотворения, настолько сильно отличается от литературного языка, созданного Крыловым, Грибоедовым и великим Пушкиным, что читать оды и сатирические стихи, написанные Ломоносовым, без комментариев трудно. Они уже не оказывают непосредственного воздействия на наши чувства, без чего не могут возникать те прекрасные образы и картины, которые представлялись поэту и которые он хотел вызвать в нашем воображении. Это верно по отношению к большинству его стихотворений, но не ко всем. Есть у Ломоносова строки, поэтическую силу которых воспринимает и современный читатель. Внимательное, вдумчивое ознакомление современного читателя с произведениями Ломоносова приводит к убеждению, что идейное содержание их глубоко и ценно. А если мы перенесемся в Россию XVIII в., мы должны будем признать, что значение поэзии Ломоносова для его времени было огромно. Среди стихотворений Ломоносова центральное место занимают оды, а среди них преобладают так называемые похвальные. Больше всего похвальных од посвящено императрице Елисавете Петровне, дочери Петра Первого, к которому поэт относился восторженно.

Все похвальные оды Ломоносова проникнуты горячей любовью к родине и верой в ее прекрасное будущее. Неисчислимы природные богатства России, так думает (вопреки мнениям иностранцев) Ломоносов. Но для того чтобы сокровища, которые таит в себе русская земля, были открыты и использованы, необходимо развитие русской науки:

… требует к тому Россия
Искусством утвержденных рук.
Сие злату очистит жилу;
Почувствуют и камни силу
Тобой восставленных наук.

Так пишет Ломоносов в оде (1747) на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, едва ли не лучшей и наиболее популярной из его
од. В той же оде поэт обращается к русскому юношеству с патриотическим призывом:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать.
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Пусть устарело слово «раченье» и чужды нашему слову некоторые формы и обороты этой строфы, но никогда не устареет глубокий смысл этого призыва, дорог он всем поколениям борцов за русскую науку. В другой оде, посвященной Елисавете (1750), Ломоносов прямо обращается к наукам: к механике, химии, астрономии, географии, метеорологии. Но и здесь речь идет не о науках вообще, а о той роли, которая предназначена им в России.

Глубокая связь поэтического творчества Ломоносова с грядущим, умение великого поэта-патриота так пророчески говорить о судьбах России и ее народа, жить его грядущим дали основание советскому биографу Ломоносова назвать его поэзию «гениальным прорывом в будущее…».

Есть у Ломоносова еще одна мысль, особенно близкая нам сегодня: чтобы процветало государство, нужен мир, нужна «тишина».

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Так начинает Ломоносов оду 1747 г.

Ближе к современному литературному языку язык и стиль «духовных» од. Поэтическую силу их строк может почувствовать и наш современник. Особенно хороши две оды «о божьем величестве» (величии). В «Вечернем размышлении о божьем величестве при случае северного сияния» есть строчки, очень сильные, выразительные и вместе с тем характерные тем лаконизмом, который свойственен большим мастерством слова:

Лицо свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Эта ода — менее всего выражение восторга поэта перед божьим величием, это гимн величию природы, вселенной, космоса. По замыслу Ломоносова стихотворение должно было иметь научное значение: в третьей строфе говорится о взгляде ученых («премудрых») на вселенную; в шестой и седьмой приводятся различные высказывания о происхождении северного сияния.

Еще более просто написаны сатирические стихи Ломоносова, в которых он выступает против своих литературных врагов, против духовенства.

Удивительно по своей простоте стихотворение, представляющее собой вольный перевод из Анакреона. Вот его начало:

Ночною темнотою
Покрылись небеса,
Все люди для покою
Сомкнули уж глаза.
Внезапно постучался
У двери купидон,
Приятной перервался
В начале самом сон…

Читая стихи Ломоносова, не будем забывать, что все они — первый опыт писания русских стихов по-новому. Ломоносов отверг старую силлабическую систему стихосложения, которой пользовались русские поэты до него. Ломоносов первыми своими стихотворениями убедил читателей в преимуществах новой системы: в силлабическом стихосложении принимаются во внимание только количество слогов в строке (в рифмующихся строках одно и то же число слогов); в силлабо-то-ническом основную роль играет расположение ударений в каждом стихе (строке). Силлабо-тоническое стихосложение и теперь господствует в нашей поэзии.

Теория стихосложения Ломоносова: достижения и примеры

Как и в сфере научной, у Ломоносова и в поэзии теория и практика всегда были тесно связаны.

Поэт Ломоносов никогда не переставал быть ученым. Его литературные труды (и в поэзии, и в прозе) всегда были иллюстрацией к его теоретическим работам в области языка и стиля. Его стихи не только служили доказательством большей пригодности для русского языка новой, введенной Ломоносовым теории стихосложения. Его поэзия — образец внимательного отношения поэта к благозвучию стиха, к каждому слову, обороту, мудрое использование на практике требований и правил к языку и стилю, изложенных в его теоретических трудах: в «Письме о правилах российского стихотворства», «Российской грамматике» (первой научной грамматике русского языка) и «Краткого руководства к красноречию». Никто до Ломоносова не осознал в России важность вопросов, связанных с изучением языка. Он говорил: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому».

Ломоносов о русском языке, Ломоносов-филолог

Не устарели замечательные высказывания ученого Ломоносова о русском языке. Глубоко уверенный в том, что русский язык один из самых сильных, музыкальных и красивых языков мира, Ломоносов писал:

«Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает…» («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739 г.) Позже, в 1755 г., в посвящении к «Российской грамматике», Ломоносов находит еще более сильные и точные слова, чтобы достойно оценить величие нашего языка: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был исукусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Всем своим литературным творчеством Ломоносов убеждал читателя, что «российский язык» действительно обладает высокими качествами, выделяющими его среди других языков. Поражает удивительная простота, точность, ясность научных определений и объяснений великого ученого.

Учение Ломоносова о трех штилях

Как ни прекрасен был русский язык, но Ломоносов отлично видел, что словарь его требует упорядочения, а грамматические правила большего единства. В русском языке наряду с российскими словами и формами, употреблялось — особенно в книгах — немало церковно-славянских слов (наряду со словом «голос» — «глас», наряду с глаголом «сказал» — «рек» и т. д.). С другой стороны, в Петровскую эпоху в русский язык вошло множество иностранных слов, появление которых было обусловлено необходимостью обозначить новые понятия. Новые предметы в быту, научные термины, которых прежде вообще не было в русском языке,— все это требовало новых слов, приводило к засорению русского языка чужеземными словами и оборотами.

Чтобы упорядочить употребление в книжной речи церковно-славянских слов (не ставших еще бессмысленными для русского человека) и открыть доступ в нее разговорных слов и оборотов, Ломоносов создал так называемое учение о трех стилях («штилях»). Все литературные жанры он разделил на три группы; каждый жанр, по его мнению, должен писаться одним из трех стилей («штилей»): высоким, допускающим и элементы церковно-славянские; средним, с преобладанием речений, «больше в российском языке употребительных»; и низким, где допустимы только «российские» слова с привлечением просторечия. Учение «о трех штилях» практически давно уже в литературе не применяется, но идея его — необходимость разного стиля для разных родов и жанров поэзии — остается живой и ценной. Историческое значение трех стилей Ломоносова в деле упорядочения русского словаря для его времени было весьма велико.

Российская грамматика М. В. Ломоносова

Очень много сделал великий русский ученый для создания русских научных терминов, что было одним из важнейших моментов в борьбе против засорения русского языка иностранными словами, которые «вкрадываются к нам нечувствительно, искажают собственную красоту нашего языка». Многие употребляемые нами научные названия введены Ломоносовым.

От Ломоносова ведут свое начало: удельный вес (интересно, что здесь Ломоносов в нужном ему смысле использовал старинное слово «удел»), земная ось, равновесие тел, преломление лучей, воздушный насос, зажигательное стекло. Некоторые научные термины Ломоносов не счел возможным или нужным заменить русскими, но упростил их, придав более близкое русской речи звучание: формула, пропорция, барометр, горизонт, микроскоп, квадрат (вместо квадратуум). Другой вопрос — усовершенствование русского синтаксиса — Ломоносов разрешил как практически, показав образцы ясно, просто, четко построенных предложений, так и теоретически, создав первую русскую грамматику, сменившую старые церковно-славянские. «Российская грамматика» Ломоносова долгое время была учебником русского языка в школах; большинство правил ее вошло затем в новые школьные учебники.

Двести с лишним лет, отделяющие нас от времени Ломоносова, отодвинули от нас деятельность его как поэта и как филолога. Но его величие не меркнет. Как поэт Ломоносов сделал огромный шаг в будущее. Без него не достигли бы высот Державин и Жуковский. Он был предшественником Пушкина. Дело Пушкина как творца русского литературного языка было облегчено Ломоносовым. Он первый в России положил начало науке о языке.

В великом Ломоносове поражает нас не только гениальность ученого, но и удивительная человечность. Это был человек простой и смелый, исполненный высокого человеческого достоинства. Как хорошо сказал он о себе в письме к И. И. Шувалову: «Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого господа бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет».

Непримиримый и резкий в отношениях с «неприятелями российских наук», Ломоносов был добр и заботлив к людям в несчастье. Трогательно его попечение о семье погибшего друга профессора Рихмана.

И конечно же, не только известность его как ученого и поэта привела к гробу великого русского человека «огромное стечение народа», о чем свидетельствует враг Ломоносова — Тауберг.

Ломоносов умер в 1765 г., на пятьдесят четвертом году жизни.

Не сразу и не все, что сделал Ломоносов, получило мировое признание. Может быть, только в наши дни человечество оценило по заслугам величие гения Ломоносова. Пушкин назвал его «первым нашим университетом». Это мудрая, хотя и не претендующая на полноту, оценка. Ломоносов был великий человек, вышедший из самой гущи русского народа, русский человек, воплотивший в себе лучшие качества великого русского народа.

Учителю особенно дорог Ломоносов. Это был учитель, воспитатель, просветитель, много заботившийся о русской школе. И он был живой пример, убеждающий, как важно даже гениальному человеку быть великим тружеником.

по материалам журнала «Начальная школа», 1961 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

В Германии Ломоносов поселился в Мальбурге – в доме Екатерины Елизаветы Цильх, вдовы пивовара и члена городской думы Генриха Цильха, с младшей дочерью которой Елизаветой он обвенчался 6 июня 1740 г.

В июне 1741 г. (по другим сведениям, в январе 1742 г.) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в августе 1745 г. стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.

В 1749 г. на торжественном собрании Академии наук Ломоносов выступил с речью под названием «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Речь произвела хорошее впечатление и Ломоносов стал пользоваться большим вниманием при дворе, сблизился с любимцем Елизаветы графом Иваном Шуваловым.

Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к Ивану Шувалову, легли в основу проекта Московского университета.

25 (12 по старому стилю) января 1755 г. Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. 7 мая (26 апреля по старому стилю) 1755 г. состоялось торжественное открытие университета в здании Аптекарского дома, находившегося на месте Исторического музея. В 1940 г., в дни празднования 185‑летнего юбилея, университету было присвоено имя Михаила Ломоносова.

В марте 1757 г. Ломоносов был назначен советником Академической канцелярии. В ведении Ломоносова находились Академическое собрание, университет, гимназия и Географический департамент.

В 1763 г. Михаил Ломоносов был избран членом Российской академии художеств. В конце жизни Ломоносов стал почетным членом Стокгольмской (в 1760 г.) и Болонской (в 1764 г.) академий наук.

Умер Михаил Ломоносов 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765 г., похоронен на Лазаревском кладбище Александро‑Невской лавры в Петербурге.

Открытия Ломоносова в области химии, физики и астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых. Он развил атомно‑молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Он выдвинул учение о свете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Известны его труды в области истории.

Ломоносов – крупнейший поэт XVIII века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания, автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка.
Имя Ломоносова носят многие учреждения науки, образования и культуры России: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук, Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова и др.

Именем Ломоносова названы город в Ленинградской области, течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на Луне.

В марте 2012 г. будет запущен космический спутник МГУ «Ломоносов», который станет отслеживать связь между высокоэнергичными процессами во Вселенной и атмосферными явлениями.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. «Вратами учёности», по его собственному выражению, для него делаются «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный Ломоносов грамотно и чётко писал.
Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он притворился больным, женитьбу пришлось отложить.

В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется вместе с рыбным караваном из Холмогор в Москву. Путешествие в Москву выглядело как бегство, поскольку будущий учёный покинул дом ночью, тайно, ни с кем не простившись. Долгое время его считали беглым. Ломоносов взял с собой, помимо одежды (две рубахи и тулуп), лишь подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Отправился он пешком, нагнав караван лишь на третий день и упросил рыбаков разрешить ему идти вместе с ними. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.
Чтобы поступить в «Спасские школы», то есть, в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина».
В письме И. И. Шувалову (10 мая 1753 года) он вспоминает обстоятельства своей жизни того времени и рассказывает о страстной тяге своей к учёбе, бедности («один алтын в день») и насмешках малолетних одноклассников.
Ломоносов зарекомендовал себя как прилежный ученик. В библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения; «находимыя в оной книги утвердили его в языке славянском». Современные исследователи отмечают глубокое знакомство Ломоносова с самыми разными жанрами древнерусской литературы.
В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии, но, не найдя там совершенно материалов для физики и математики, он «прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов».

В 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов был вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук. По одной из версий, богословская карьера Ломоносова оборвалась из-за вскрывшегося подлога документов при поступлении. Рукоположение не состоялось, но способный семинарист был направлен на ниву естествознания. В первые дни пребывания в Петербурге Ломоносов и его товарищи поселились при самой Академии Наук, а в дальнейшем переехали на жительство в снятое Академией каменное здание новгородской епархии на 1-й линии Васильевского острова, около Невы. Для них были куплены простые деревянные кровати с тюфяками, по одному маленькому столу и стулу, на всех три платяных и три книжных шкафа. Им были выданы необходимые одежда, обувь, бельё и т. д. Одним из существенных пробелов в их образовании было то, что они не знали немецкого языка, распространённого в то время в Академии. Занятия начались с изучения немецкого языка, которому их обучал ежедневно учитель Христиан Герман.
Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

В марте 1736 года Академия Наук (в лице президента Иоганна Корфа) принимает решение отправить в Европу 12 наиболее способных молодых людей из «Спасских школ» для обучения естественным (физика, химия) и техническим наукам (металлургия, горное дело). Переехав в Германию, Ломоносов поселяется в доме вдовы немецкого пивовара, на дочери которого он впоследствии женился.

За границей Ломоносов обучался пять лет: около 3 лет в Марбургском университете, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля; около года провёл он в переездах, был в Голландии.

Помимо заявленного обучения, Ломоносов укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть выдававшихся денег. Весьма внушителен список художественной литературы, вошедшей в это его первое собрание; здесь и античность, и современные авторы: Анакреон, Сафо, Вергилий, Сенека, Овидий, Марциал, Цицерон, Плиний Младший, Помей, Эразм Роттердамский, Фенелон, Свифт, Гюнтер, «Избранные и лучшие письма французских писателей, переведённые на немецкий язык» (Гамбург, 1731), «Вновь расширенное поэтическое руководство, то есть кратко изложенное введение в немецкую поэзию» И. Гюбнера (Лейпциг, 1711).

1737—1738 годы Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Его первая студенческая работа по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости».
Весной 1739 года Ломоносов представил ещё одну работу «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии.
Изучение естественных наук Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. В Марбурге он познакомился с новейшей немецкой литературой. Ломоносов занимался с увлечением не только теоретическим изучением западноевропейской литературы, но и практической работой над стихотворными переводами.
Жизнь Ломоносова и его товарищей за границей осложнялась из-за неурядиц с пересылкой денег на их содержание и обучение. Средства от Академии Наук поступали нерегулярно, и студентам приходилось жить в долг.

К началу 1739 года Ломоносов и его товарищи завершили своё обучение в Марбурге. К этому времени от него уже забеременела дочь хозяйки, 19-летняя Елизавета Цильх, с которой он сыграл свадьбу в Марбурге по реформатскому обряду 26 мая 1740 года. Первая их дочь Екатерина родилась до свадьбы и считалась незаконнорожденной. Вскоре из Петербурга пришло предписание готовиться к отъезду во Фрайберг к Генкелю для изучения металлургии и горного дела.

Пять дней потребовалось русским студентам на дорогу до Фрайберга. 14 июля 1739 года они прибыли в этот старейший горнозаводской центр Саксонии.
После относительно независимой и свободной университетской жизни в Марбурге русские студенты попали в полное подчинение к строгому и педантичному Й. Ф. Генкелю. Обучение Генкель начал с занятий минералогией и металлургией. Преподавание строилось в основном на практических занятиях: посещение рудников и металлургических заводов сопровождалось объяснениями производственных процессов. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными машинами. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрайберге.
Первая серьёзная ссора с наставником разразилась в конце декабря 1739 года. Поводом послужил отказ Ломоносова выполнить черновую работу, которую ему поручил Генкель. Весной, когда Ломоносов и его коллеги после очередного скандала пришли просить денег на своё содержание, Генкель им отказал. Отношения оказались окончательно испорчены. Кроме того, Ломоносов считал, что ему уже нечему учиться во Фрайберге.

В начале мая 1740 года Ломоносов, оставив некоторые свои книги товарищам и захватив с собой небольшие пробирные весы с гирьками, навсегда покинул Фрайберг. Ломоносов рассчитывал с помощью барона Г. К. фон Кейзерлинга, русского посланника, уехать в Россию. Но, прибыв в Лейпциг, где, по его расчётам, должен был находиться посланник, Ломоносов не застал его там. Затем он решил возвращаться в Россию морским путём через Голландию, но, по дороге, напившись в трактире с прусскими солдатами, оказался в немецкой казарме в Везеле, откуда вскоре сбежал. В октябре 1740 года Ломоносов опять в Марбурге, где вновь живёт в доме тёщи. Возвращение Ломоносова в Петербург шло через порт Любек, который он покинул в мае 1741 года.

8 июня в 1741 году 30-летний Ломоносов вернулся в Петербург, оставив жену в Марбурге. В России он никому не рассказывал о своей женитьбе и почти 2 года не вспоминал о своей жене, пока она не нашла его через российское посольство. Узнав о запросе от жены, Ломоносов не стал отрицать факта свадьбы и способствовал её переезду в Петербург
10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Будучи студентом и не получая никакого жалования, Ломоносов под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры.
24 августа 1741 года Ломоносов представил на прочтение академиков две диссертации: одну по физике и другую по химии. Он надеялся, что их одобрят, а их автора, согласно данному Академией обещанию при отправке его за границу, произведут в экстраординарные профессора. Но месяцы сменялись месяцами, а Ломоносов всё не получал никакого назначения. В ожидании он занялся переводами статей профессора физики Крафта.
Наконец, 25 ноября 1741 года на престол вступила императрица Елизавета Петровна. Убеждённый в том, что императрица не намерена покровительствовать иноземцам, Ломоносов решается подать прошение на высочайшее имя о своём назначении. На этот раз прошение возымело надлежащее действие и Шумахер поторопил академиков высказать своё мнение о диссертациях Ломоносова.
8 января 1742 года секретарь канцелярии уже подписал следующее постановление:

«Понеже сей проситель, студент Михайло Ломоносов, специмен своей науки ещё в июле месяце прошлого 1741 году в конференцию подал, который от всех профессоров оной конференции так опробован, что сей специмен и в печать произвесть можно; к тому ж покойный профессор Амман — его, Ломоносова, канцелярии рекомендовал; к тому-же оный Ломоносов в переводах с немецкого и латинского на российский язык довольно трудился, а жалованья и места поныне ему не определено; то до дальнейшего указа из Правительствующего сената и нарочного Академии определения быть ему Ломоносову, адъюнктом физического класса. А жалованья определяется ему с 1742 года, января с 1 числа, по 360 рублей на год, счисляя в то число квартиру, дрова и свечи».

Вступив в должность, Ломоносов почти тотчас же обратился с предложением устроить химическую лабораторию, которой до сих пор ещё не было при Академии наук. Но это первое предложение не обратило на себя никакого внимания.
В апреле 1743 года Ломоносов за дерзкое поведение был заключён под стражу на 8 месяцев. Только 12 января 1744 года Сенат, заслушав доклад Следственной комиссии, постановил: «Оного адъюнкта Ломоносова для его довольного обучения от наказания освободить, а во объявленных им продерзостях у профессоров просить прощения» и жалованье ему в течение года выдавать «половинное». В это время из Германии приезжает жена Елизавета. Следует отметить, что борьба немецкой и антинемецкой партии в Академии происходила на фоне конца правления Анны Иоановны, которое характеризовалось бироновщиной и «засильем немцев» — доминированием иностранцев в государственном аппарате, науке и образовании.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *