гамма

Музыкальная гамма – это выстроенная восходящая или нисходящая последовательность нот внутри одной октавы. Теория музыки объясняет понятие гаммы как звукового ряда неопределенной протяженности, между соседними ступенями которого существует отставание на целый тон или полутон.

Ниже на изображении вы можете видеть: гаммы ля-минор, ми-минор, ре-минор и соль-минор.

Цель изучения гамм

В начальный период обучения игры на музыкальном инструменте идет закладка фундамента технических навыков игры, основных понятий, развиваются и закрепляются приемы построения звуковых интервалов и трезвучий. Звуковые ряды, в виде музыкальных гамм, тренируют пальцы рук, позволяют оттачивать технику игры на инструменте. В результате ежедневных тренировок происходит наработка беглости, четкой последовательности движения пальцев. Звуковые ряды отлично развивают слух и чувство ритма, помогают отшлифовать технику звукоизвлечения, выработать скорость. Обычно вначале осваивают прямые звукоряды, затем переходят на расходящиеся.

Примерно так выглядит и играется гамма на фортепиано:

Структура музыкальной гаммы

Гаммы образуют ключевые шаблонные элементы музыкального произведения в любом жанре и стиле. Для того чтобы понимать структуру звукового ряда, нужно знать определения октавы, тона и полутона. Пространство между двумя идентичными нотами, например, между ближайшими нотами Соль, называют октавой.
Разница в высоте звучания, интервал между ближайшими звуками называется полутоном. Тон состоит из двух последовательно взятых полутонов. Начальная нота музыкальной гаммы – это основной тон или тоника. Понятие гаммы можно также выразить, как ряд звуков от тоники до следующей тоники.
Постепенное повышение звуков в пределах тоник – это восходящая гамма, понижение звуков создает нисходящий звукоряд. Мажорный звукоряд обладает 7-ю ступенями. Ступени – звуки гаммы, обозначенные римскими цифрами. Начинаются от тоники, самой устойчивой ступени, задающей тональность. За тоникой следует верхний вводный тон, медианта, субдоминанта, доминанта, субмедианта, седьмая, октава. Октава идентична тонике, но находится выше. После нее можно начинать со второй или продолжать с девятой.

Разновидности

Разновидностей звукорядов – несколько десятков. Тональная музыка имеет разделение на две крупные группы гамм, с которых начинается обучение:

  • Мажорные гаммы. Принцип построения основан на чередовании тонов и полутонов: 2 тона, полутон, 3 тона, полутон. Простейший звукоряд для скрипки – ре мажор, для фортепиано – до мажор. Звучание этих звуковых рядов имеет радостный оттенок.
  • Минорные гаммы. Принцип построения: тон, полутон, 2 тона, полутон, 2 тона. Простейшая гамма для фортепиано – ля минор. Звучание воспринимается, как лирическое, грустное.

Существует также разделение этих двух групп на диезные и бемольные. Первые характеризуются наличием в тональности диеза при ключе: C dur, a moll. Вторые отличаются наличием бемолей при ключе: F dur, d moll.

Отдельную нишу занимают хроматические гаммы, построение которых идет по принципу – полутон, полутон.
Могут быть и необычные звуковые ряды. Гаммы можно сравнить с каким-либо блюдом, которому изменения придают новый особый вкус. В модальной и атональной музыке существует безграничное количество ладов, дающее возможность придумывать свой звуковой ряд. Для увеличения возможностей для самовыражения необходимо знать их как можно большее количество.

Мажорная и минорная пентатоника, мажорная, натуральная минорная гамма – составляют основу музыки. Зная лишь их, можно исполнить до 95% музыки, в том числе рок. Можно остановиться на этом количестве. При желании можно изучить более редко используемые звукоряды: гармонический и мелодический минор, мажорные и минорные лады, множество экзотических гамм, применяемых в народной музыке.

Мажорные и минорные гаммы

Законом построения гаммы считается определенная последовательность промежутков между нотами гаммы. Построение звукоряда может начинаться от любой ноты. При этом она может содержать любое количество нот, но не более семи. Например, Ми-минорная гамма строится от ноты Ми и заканчивается ею же. Для построения мажорного звукового ряда за основу берется любая нота, поднимается на тон выше, становясь второй ступенью гаммы. Затем вторая нота поднимается на тон, образуя третью ступень, поднятием третьей ноты на полтона получают четвертую ступень. Мажорные и минорные гаммы разделяются на три вида:

  • Диатонические. Это натуральный, наиболее часто встречающийся мажорный звукоряд со своими имеющимися ключевыми знаками, без случайных знаков альтерации. Для минорной гаммы – это простой, одинаковый при любых движениях звукоряд, в котором учитываются лишь ключевые знаки.
  • Гармонические. Характеризуется пониженной шестой ступенью (VIb) при движении вверх или вниз. Это придает звуку более минорный оттенок. В минорной гамме при любом движении происходит повышение седьмой ступени (VII#), с тяготением к тонике.
  • Мелодические. Для мажорного звукоряда, при восходящем движении играет, как гамма диатонического типа. При нисходящем движении происходит понижение шестой и седьмой ступенек (VIb, VIIb). Минорная гамма характеризуется повышением двух ступеней, шестой и седьмой (VI#, VII#) при движении звукоряда вверх. Нисходящее движение отменяет повышение и играется натурально.

Изучение

При осваивании звукоряда необходимо вникнуть в ее характер, обучаться навыкам певучести и плавности игры legato. Нужно стараться использовать различную артикуляцию, акценты, разные ритмы. Применение многообразия нюансировок, динамики, тембра позволят улучшить качество исполнения.

Гамма сравнима с фундаментом той мелодии, из которой ее извлекают. Число их довольно велико. Разные национальные культуры обладают различными звукорядами. Незнание гамм сравнимо с попыткой сочинить поэму, не используя слова. Они являются палитрой, предоставляющей ноты для создания сольных мелодий, аккордов, аккомпанементов. Чем большее количество изученных гамм, тем больше возможностей для самовыражения.

◄ назад

► начало ◄

3.3. Цветовая композиция и гамма

Цветовая гамма

Цветовая гамма — это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Выделяют теплую, холодную и смешанную гаммы.

Холодная цветовая гамма. Это гамма, полученная путем использования цветов с холодным оттенком.

Теплая цветовая гамма. Это гамма полученная путем использования цветов с теплым оттенком.

Смешанная или нейтральная цветовая гамма. Это равновесие в композиции теплых и холодных (смешанная) или отсутствие теплых и холодных (нейтральная) оттенков. Важно, чтобы не происходило перевешивания холодных или теплых оттенков.

Цветовая композиция

Композиция цветовых пятен, построенная с учётом всех рассмотренных закономерностей цветовой гармонии, будет ограничена, если она не служит главному – созданию образа.

Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание зрителя на наиболее важной детали.

Очень существенна для создания цветовой композиции её способность создавать за счёт светлоты, цветового тона и насыщенности свой рисунок.

Цветовая композиция требует соответствующей ритмичной организации цветовых пятен. Бессистемное нагромождение большого числа цветов, даже с учётом их сочетаемости, создаёт пестроту, раздражает и затрудняет восприятие.

Цветовая композиция — это совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной форме или в пространстве) организованных по какой-либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление. В зависимости от количества цветов и оттенков входящих в цветовую композицию, выделяют следующие виды композиции.

Монохромия

В этой композиции доминирует один цветовой тон (+ несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного). Варианты монохромия: цвет + сдвиг по тону (на чуть-чуть); цвет + ахромотический цвет (Белый, Черный, Серый); цвет + зачернение или забеление.

Что выражает монохромная композиция:

§ классическая простота и ясность художественного языка (пример: древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы);

§ сильно направленное к определенной степени воздействие (пример: икона Владимирской Божьей Матери, Спас);

§ сосредоточие на внутреннем мире (живопись Китая и Японии).

§ старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан)

§ простота, доходчивость и броскость (примеры: геральдика, реклама);

Полярная композиция

Доминантой служит пара контрастирующих цветов противоположных (полярных в цветовом круге): взаимодополнительных из 10-ступенчатого круга или пара контрастных цветов из 6-, 12-ступенчатого. Полярную композицию составляют только 2 цвета.

Что выражает полярная композиция:

§ эффект декоративности, который основан на физиологической потребности глаза уравновешивания впечатлений.

§ выявляет противопоставления (фигура-фон, большое-малое, добро-зло, женщина-мужчина…)

§ если полярные цвета насыщены и не приведены к гармонии, т.е. диссанируют друг с другом, то такая композиция используется для достижения конфликтности, напряженности, трагизма (живопись экспрессионистов)

Трехцветная композиция

Основу трехцветной композиции могут составлять:

§ триада основных цветов при их слагательном смешении. Это Красный, Зеленый, Синий.

§ триада основных цветов при их вычитательном смешении. Красный, Желтый, Синий.

§ любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника вписанного в 12-ступенчатый круг. (пример: Красно-Оранжевый, Желто-Зеленый, Сине-Фиолетовый).

Трехцветная композиция считается самым сложным типом цветовой композиции, т.к. ее труднее всего гармонизировать. Для восприятия она не менее сложна, но тем не менее это самый оптимальный тип цветовой композиции.).

Многоцветие

В данной цветовой композиции доминирует 4 и более хроматических цвета. Обычно: Красный, Желтый, Зеленый, Синий. Или две основные пары из 12-ступенчатого круга взятые крест-накрест.

Используется:

§ в природе, в храмах, в одежде (особенно царственных особ, хотя и здесь есть исключения)

§ там где изображено большое количество фигур и предметов; где стремятся передать «космичность» произведения, т.е. где произведение служит моделью мира (храм, фрески, большие многофигурные иконы с изображением Бога, неба, земли, подземелья.., жилье).

§ там где мир рассыпается на расколки, царит хаос или веселая неразбериха (пьяный дебош): ярмарочный дизайн, карнавальное искусство и т.д.

Многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону

Это синтез многоцветия и монохромии (пример — пейзажная живопись).

Ахромотическая композиция

Состоит из Белого, Черного, и промежуточных серых оттенков. В нее могут быть включены небольшие пятна хромотического цвета. Используется для выявления формы, т.е. когда есть желание сделать акцент на форме.

Полухромотическая композиция

Серый заменяется коричневым цветом.

Вопросы для самопроверки к главе «Цветовая гармония»

1. Что означает термин гармония, цветовая гармония?

2. Назовите основные нормативные теории цветовой гармонии, дайте им характеристику.

3. Выделите основные правила создания цветовой гармонии.

4. Какой фактор определяет качество цветовой гармонии.

5. Назовите основные гармонии сочетания трех цветов.

6. Назовите основные группы двухцветных сочетаний и их подгруппы.

7. Что такое цветовая гамма? Ее основные типы.

8. Дайте определение термину цветовая композиция.

9. Назовите основные виды цветовой композиции и дайте им характеристику.

Значения в других словарях

  1. гамма — Гамма, гаммы, гаммы, гамм, гамме, гаммам, гамму, гаммы, гаммой, гаммою, гаммами, гамме, гаммах Грамматический словарь Зализняка
  2. гамма — ГАММА ж. итал. нотная азбука, лестница, скала в музыке, ряд, порядок звуков. || Таблица нот, с означением аппликатуры. Толковый словарь Даля
  3. Гамма — Дизайн Gamma Ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета при создании художественных произведений. Также гаммой называется величина яркости нейтрального серого цвета. Словарь компьютерных терминов
  4. Гамма — Последовательность символов условного алфавита, состоящего из букв, или цифр, или комбинаций телеграфного кода, или других символов и предназначенного для криптографических целей. Контрразведывательный словарь
  5. гамма — ГАММА1, -ы, ж. Жевательная резинка. От англ. gum — резина, разг. — жевательная резинка. Толковый словарь русского арго
  6. гамма — ГАММА, ы, ж. 1. Последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся в пределах одной или нескольких октав. 2. перен. Ряд однородных, последовательно изменяющихся явлений, признаков. Г. красок. Г. чувств. | прил. гаммовый, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова
  7. Гамма — Внесистемная единица магнитной индукции.Внесистемная единица массы, равная одному микрограмму. Дольные ед.: миллигамма, микрогамма.Внесистемная единица напряженности магнитного поля. Словарь мер и весов
  8. Гамма — Гамма псевд. Градовского, Гр. К. {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия
  9. гамма — Г’АММА, гаммы, ·жен. (·греч. gamma — название буквы, обозначавшей звук «соль» в средневековой музыке). Последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся, обычно в пределах одной или двух октав (муз.). Играть гаммы на рояле. Толковый словарь Ушакова
  10. гамма — га́мма через нем. Gamme или прямо из франц. gamme (то же), о происхождении которого см. Гамильшег, EW 456. Этимологический словарь Макса Фасмера
  11. Гамма — I Га́мма 1) внесистемная единица массы, применяемая иногда для измерений малых масс. 1 гамма = 10-6г. Вместо наименования «Г.» чаще применяют наименование «микрограмм» (мкг, mg). Большая советская энциклопедия
  12. ГАММА — (g), 1) наименование стотысячной доли эрстеда, 1g=10-5Э= 7,95775•10-4 А/м. 2) Редко применяемая дольная ед. массы, 1g=10-9кг=10-6 г. Физический энциклопедический словарь
  13. гамма — 1) -ы, ж. 1. Последовательный восходящий или нисходящий ряд звуков в пределах одной или нескольких октав. Мажорная гамма. □ Сверху доносились слабые звуки гамм, разыгрываемых неверными пальчиками Леночки. Тургенев, Дворянское гнездо. 2. перен.; чего. Малый академический словарь
  14. Гамма — (греч. gamma). 1) Третья буква греч. алфавита (Г, g), применялась в средневековой букв. системе для обозначения самого низкого звука — соль большой октавы (см. Алфавит музыкальный). Музыкальная энциклопедия
  15. гамма — (последовательный ряд к.-л. предметов или явлений). Заимств. в конце XVIII в. из франц. яз., где gamme — тж. < gamme «гамма» (муз.), неологизма аббата Гвидо Ареццо gamma (для наименования сначала только первого тона нотной системы) на базе названия третьей буквы греческого алфавита. Этимологический словарь Шанского
  16. гамма — Немецкое – Gamme. Французское – gamme. В русский язык слово «гамма» пришло из французского в конце XVIII в. Французское gamme – музыкальный термин, неологизм… Этимологический словарь Семёнова
  17. ГАММА — ГАММА — в музыке — звукоряд — последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке; имеет объем октавы, но может быть продолжена в соседние октавы. См. также Хроматическая гамма. ГАММА (? — ?… Большой энциклопедический словарь
  18. гамма — Гаммы, ж. . Последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся, обычно в пределах одной или двух октав (муз.). Играть гаммы на рояле. Мажорная, минорная гамма. Большой словарь иностранных слов
  19. гамма — сущ., кол-во синонимов: 5 анабазис 8 буква 103 звукоряд 9 катабазис 2 палитра 8 Словарь синонимов русского языка
  20. гамма — орф. гамма, -ы Орфографический словарь Лопатина
  21. гамма — ГАММА 1. ГАММА, -ы; ж. Название буквы, обозначавшей звук «соль» в средневековой музыке. 1. Последовательный восходящий или нисходящий ряд звуков (звукоряд) в пределах одной или нескольких октав. Мажорная, минорная… Толковый словарь Кузнецова
  22. гамма — 1. га́мм/а¹ (муз.). 2. га́мм/а² (буква). Морфемно-орфографический словарь
  23. гамма — (иноск.) — последовательный ряд чего-либо (намек на гамму — лестницу, порядок звуков в музыке) Ср. У нее много было поклонников, «ферлакуров», были и действительные влюбленные в нее: от полунасмешливого… Фразеологический словарь Михельсона
  24. гамма — ГАММА ы, ж. gamme f., нем. Gamme <, ит. gamma. 1. муз. Вторая нота их <�китайской> Гаммы или музыкальной таблицы. Танц. сл. Что такое Гамма? Корифей 1 11. || только мн. Словарь галлицизмов русского языка

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *