Гагарин

Главная → → 12 апреля 1961 — ВПЕРВЫЕ В КОСМОСЕ!

12 апреля 1961 — ВПЕРВЫЕ В КОСМОСЕ!

Полёт по околоземной орбите космического корабля «Восток» с нашим соотечественником Ю.А. Гагариным на борту ознаменовал начало эпохи пилотируемых космических полетов.

С.П. Королёв, И.В. Курчатов, М.В. Келдыш

В работах над созданием космического корабля и ракеты-носителя, подготовкой к запуску и обеспечением полёта корабля с человеком на борту принимали участие коллективы более 100 организаций.

Программа «Восток» стала точкой отсчёта для разработки и совершенствования новых космических технологий и систем, выполнения всё более сложных программ пилотируемых космических полётов с целью обеспечения продолжительной работы человека в космосе, проведения космических исследований и экспериментов в интересах фундаментальных наук и решения прикладных задач.

Совет главных конструкторов

Накопленный за полвека мощный научно-технический потенциал и развитая наземная инфраструктура средств подготовки, пуска и управления космическими полётами сегодня нацелены на формирование межпланетной инфраструктуры и переход к участию человека в исследованиях космического пространства за пределами низких околоземных орбит.

Подготовка и осуществление первого космического полета человека

Создание и развитие отечественных ракетных технологий, и прежде всего первой ракеты космического назначения на базе ракеты Р-7, обеспеченное ОКБ-1 (в н.вр. РКК «Энергия»), позволили преодолеть земное притяжение и, достигнув первой и второй космической скорости, приступить к разработке и совершенствованию технологий космических полётов.

Полёту человека в космическое пространство предшествовали первые искусственные спутники Земли, автоматические межпланетные станции и геофизические ракеты.

Постановлением Правительства от 22 мая 1959 г. была поставлена задача разработки и запуска корабля-спутника для выполнения такого полёта. Головным исполнителем по кораблю было утверждено ОКБ-1.

Эскизный проект корабля, представленный в апреле 1960 г., содержал материалы по экспериментальному кораблю-спутнику «Восток-1», предназначенному для отработки основных систем и конструкции двух новых космических изделий — спутника «Восток-2» (задача — наблюдение Земли из космоса) и корабля-спутника «Восток-3» (задача — полёт человека).

Группа разработчиков проекта создания корабля-спутника «Восток»

Одним из основных разработчиков проекта корабля был К.П. Феоктистов — начальник сектора проектного отдела. Система управления корабля разрабатывалась под руководством заместителя главного конструктора Б.Е. Чертока, система ориентации — Б.В. Раушенбаха и В.П. Легостаева. Постановлением Правительства от 11 октября 1960 г. было предписано осуществить подготовку и запуск корабля-спутника «Восток» 3КА с человеком на борту и считать это задачей особой важности.

С.П. Королев и Ю.А. Гагарин

Корабль состоял из спускаемого аппарата сферической формы массой 2,4 т и приборного отсека массой 2,3 т, в котором располагалась тормозная двигательная установка с двигателем тягой 1600 кгс. После полёта по орбите спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. Космонавт в специальном скафандре во время старта и полёта размещался в катапультируемом кресле, установленном в гермокабине этого аппарата. Скафандр был рассчитан на пребывание человека в разгерметизированной кабине в течение четырёх часов и обеспечивал его защиту при катапультировании кресла на высотах до 10 км.

Запуск экспериментального корабля 1КП (без тепловой защиты, систем жизнеобеспечения и приземления) состоялся 15 мая 1960 г. В непилотируемом орбитальном полёте были проверена работа его основных систем.

19 августа 1960 г. совершил орбитальный полёт корабль с подопытными животными — собаками Белкой и Стрелкой, которые были возвращены с орбиты на Землю.

Корабль 3КА № 1 стартовал 9 марта 1961 г., укомплектованный всеми бортовыми системами. В его спускаемом аппарате были размещены собака Чернушка и манекен человека. Программа полёта была выполнена, аппаратура работала безотказно, спускаемый аппарат с собакой нормально приземлился, а манекен был штатно катапультирован.

Запуск корабля 3КА № 2 в той же комплектации осуществили 25 марта 1961 г. В спускаемом аппарате была размещена собака Звёздочка. Программа полёта также была выполнена. Пуск завершил лётную экспериментальную отработку кораблей «Восток».

12 апреля 1961 г. свершилось долгожданное событие:

Посвящается создателям и испытателям космической техники. Будничное утро 12 апреля 1961 года. Первые часы трудового дня. И вдруг по радио — позывные важного правительственного сообщения. В эфир врывается торжественный и взволнованный голос известного диктора Ю.Левитана: «Внимание, говорит Москва!!! Работают все радиостанции Советского Союза!!! Передаем сообщение ТАСС. О первом в мире полете человека в космическое пространство… В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля… является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич!»

Сбылась мечта основоположника современной космонавтики К.Э.Циолковского: представитель человечества вырвался в космическое пространство. И первым космонавтом Земли стал наш соотечественник! Это было великое достижение ученых, конструкторов и рабочих, ставшее по праву праздником для нашего народа, да и всего мира! С тех пор этот апрельский день вся планета отмечает как Международный день авиации и космонавтики.

Для полета человека в космос был создан не только космический корабль «Восток», но и транспортное средство — многоступенчатая ракета-носитель, позже также получившая имя корабля.

В 1956 году в ОКБ-1, где создавалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 и которым руководил главный конструктор С.П. Королев — выдающийся ученый в области ракетно-космической техники и один из крупнейших пионеров космонавтики, приступили к разработкам аппаратов для космических полетов. Уже в следующем году был организован специальный отдел, возглавляемый известным конструктором в области ракетостроения М.К.Тихонравовым — одним из пионеров ракетной техники. Его сотрудники разрабатывали проекты пилотируемых и автоматических космических аппаратов, запускаемых при помощи ракет-носителей, создаваемых на базе Р-7.

Рис.1. Блок Е ракеты Р-7 с кораблем «Восток-1»

Рис.2. Схема отделения блоков 1-й ступени:

Предварительные проработки проектов запуска автоматических межпланетных станций (АМС) и пилотируемых кораблей-спутников были закончены весной 1958 года. Они показали, что энергетические возможности ракет-носителей «Спутник», созданных на базе боевых межконтинентальных баллистических Р-7, исчерпаны. Из расчетов, выполненных в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева, стало ясно, что для получения второй космической скорости в 11,2 км/с, которая позволит достичь Луны и планет солнечной системы, необходимо создать новую трехступенчатую ракету-носитель. Кроме того, она должна обеспечить выведение полезного груза массой более 4,5 т на орбиту искусственного спутника Земли.

Третьего марта 1958 года от имени руководителей ракетно-космического комплекса в правительство были направлены предложения по разработке такого носителя и космических аппаратов для исследования Луны. Через две недели (20 марта) соответствующее постановление было уже принято, а через три месяца (1 июля) ОКБ-1 представило эскизный проект, который предусматривал два варианта ракет. Для реализации проекта требовалось создать новую 3-ю ступень — ракетный блок Е, оснащенный двигателем с удельной тягой на 30—40 единиц больше, чем у существующих образцов, и приспособленный для запуска в космическом пространстве. А также систему управления, способную обеспечивать измерение скорости полета до 11 км/с с точностью 0,3—0,5 м/с.

Оба варианта базировались на усовершенствовании «семерки» Р-7А (индекс 8К74) и отличались третьими ступенями. Первый из них, принятый как основной (индекс 8К73), должен был иметь 3-ю ступень с двигателем ОКБ-456 тягой 10 т (главный конструктор В.П.Глушко — основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, один из пионеров ракетной техники) Компонентами топлива служили жидкий кислород и несимметричный диметилгидрозин. (Второй, запасной вариант (индекс 8К72) —с двигателем совместной разработки ОКБ С.Л.Косберга (известного конструктора авиационных и ракетных двигателей) и ОКБ-1. Тяга двигателя 5 т, компоненты топлива — жидкий кислород и керосин. ОКБ-456 в установленные сроки не смогло разработать двигатель, и запасной вариант стал основным.

Базовая двухступенчатая ракета Р-7 была построена по схеме «пакет» с продольным делением ступеней. Первая состояла из четырех одинаковых боковых ракетных блоков (Б, В, Г и Д), закрепленных во взаимно перпендикулярных плоскостях стабилизации I—IV вокруг второй ступени — центрального блока А. Выбор такой конструктивной схемы был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, необходимость транспортировки ракетных блоков по железной дороге ограничивала их геометрические характеристики размерами габаритов железнодорожного вагона. Во-вторых, отсутствие опыта запуска жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) в условиях вакуума заставляло запускать их на Земле под контролем и в случае небхо-димости отменять старт. В-третьих, для обеспечения надежности пришлось отказаться от создания пневмо- и гидравлических связей между ракетными блоками, практически превратив их в самостоятельные ракеты.

Эти соображения привели к тому, что центральный блок имел продолжительность работы двигателя и соответственно емкость баков вдвое больше, чем боковые. Для устранения разбалансировки масс частей пакета при работе маршевых ЖРД ввели специальную систему синхронного опорожнения баков. Ее задачей было обеспечить одновременное расходование компонентов топлива как из баков отдельного ракетного блока, так и блоков. Это достигалось небольшим изменением соотношения подачи компонентов топлива в двигатели. Сложная форма ракетных блоков обеспечивала необходимые аэродинамические характеристики и устойчивость полета во всем диапазоне скоростей.

БОКОВЫЕ БЛОКИ упирались своими передними сферическими упорами в специальные кронштейны, закрепленные на силовом шпангоуте бака окислителя центрального блока. Конструкция кронштейнов обеспечивала передачу только продольных нагрузок с боковых блоков и не препятствовала свободному выходу передних упоров при исчезновении продольной силы при выключении двигателей 1-й ступени. В нижней части боковые блоки были скреплены с центральным посредством подвижных соединений типа «ласточкин хвост» и попарно стянуты трубчатыми стержнями, воспринимающими и передающими поперечные силы. Эти стержни закреплялись в пневмозамках центрального блока. Такая силовая схема пакета обеспечила нахождение части центрального блока в зоне растягивающих сил на участке полета 1-й ступени, что позволило заметно снизить массу его конструкции.

На всех ракетных блоках были установлены четырехкамерные ЖРД открытой схемы, работающие на топливе жидкий кислород плюс керосин. Эти двигатели РД-107 (на 1-й ступени) и РД-108 (на центральном блоке), созданные в ОКБ-456 под руководством В.П.Глушко, отличались только количеством рулевых двигателей (два на РД-107 и четыре на РД-108), работающих на основных компонентах топлива. Привод турбонасосного агрегата использовал парогаз, образующийся при разложении перекиси водорода. Рулевые двигатели разрабатывались в ОКБ-1 под руководством В.А.Мельникова.

КОНСТРУКТИВНО-КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА бокового блока состояла из силового конуса со сферическим упором на вершине, несущих конических баков окислителя и горючего, соединенных межбаковым отсеком, отсека тороидальных баков перекиси водорода и жидкого азота, а также хвостового отсека. Снаружи его располагался аэродинамический руль, а внутри — ЖРД. Со стороны, обращенной к центральному блоку, задняя часть хвостового отсека и его торец были покрыты теплозащитным экраном, изготовленным из листов полированной стали, под которыми положили слой асбеста. (Экран ввели после первого аварийного запуска ракеты 15.04.1957 г.) Длина бокового блока без выступающей части сопел ЖРД составила 19,2 м, максимальный диаметр 2,68 м и сухая масса — 3,75 т.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БЛОК состоял из приборного отсека, бака окислителя, образованного двумя конусами, соединенными большими основаниями через мощный силовой шпангоут, межбакового отсека, бака горючего, отсека тороидальных баков перекиси водорода и жидкого азота, хвостового отсека с ЖРД. На хвостовом отсеке, нижнюю часть которого также закрыли теплозащитным экраном, смонтировали обтекатели рулевых двигателей. Длина центрального блока составила 26,8 м, максимальный диаметр 2.95 м и сухая масса — 7 т.

Рис.3. Ракета-носитель с космическим кораблем «Восток-1»:

1 — головной обтекатель; 2 — спускаемый аппарат; 3 — толкатель: 4 — ферма-переходник; 5 — рулевое сопло блока Е; 6,18 — антенны; 7 — приборный отсек блока А; 8 — бак окислителя блока А; 9 — кронштейн; 10—силовой конус; 11 — бак окислителя бокового блока; 12— бак горючего блока А; 13 — бак горючего бокового блока; 14— стяжные стержни; 15 — двигатель РД-108; 16 — двигатель РД-107 ; 17 — двигатель РО-7 ;

VI — заклепочный шов (заклепки с потайной головкой); VII— шов точечной сварки; VIII— заклепочный шов (заклепки с полусферической головкой); IX— сварной шов

Отделение блоков 1-й ступени происходило следующим образом. Их маршевые двигатели переводились на режим малой тяги, а управляющие двигатели выключались. Пневмозамки освобождали стяжки, и пакет раскрывался снизу под действием момента силы тяги двигателей (рис. 2а). Сферические упоры поворачивались и выходили из зацепления с кронштейнами на центральном блоке, который уходил вперед. В этот момент замыкались концевые выключатели.

По их команде смолкали двигатели боковых блоков и открывались сопла, расположенные на внутренней стороне силового конуса, через которые стравливалось давление наддува бака окислителя (рис. 26). Реактивная сила отводила верхние части боковых блоков от центрального на безопасное расстояние (рис. 2в).

Изменения в конструкции Р-7 при установке на нее 3-й ступени (диаметром 2,58 м) были незначительными. Для уменьшения массы 1-й и 2-й ступеней был ограничен объем телеметрических измерений. Радиотехнический отсек перенесли на 3-ю ступень. Принятая впервые схема «горячего разделения» с запуском двигателя 3-й ступени до выключения двигателя 2-й потребовала установить на верхней крышке кислородного бака центрального блока ферму-переходник длиной 1,26 м и отражатель, позволявший отводить газы в нужном направлении.

Для снижения массы конструкции, сокращения габаритов ступени и сопряжения ее с центральным блоком была принята компоновка блока Е с тороидальными баками, соединенными между собой цилиндрической вставкой. Двигатель РО-7 размещался внутри «баранки». Управление и стабилизация ступени по курсу и тангажу осуществлялось двумя парами жестко закрепленных на внешней поверхности ступени сопел, а по крену — четырьмя поворотными соплами. Рабочим телом для них служил отработанный парогаз турбины. На участке выведения для защиты от набегающего потока полезный груз закрывался обтекателем из двух половин, который сбрасывался на участке полета 2-й ступени. Общая масса 3-й ступени составляла 7984 кг, а после расходования топлива — 1472 кг. Общая длина ракеты-носителя 8К72 с АМС была 33,5 м, максимальный размер по концам аэродинамических рулей — 10,3 м, стартовая масса — 279 т.

Первый запуск новой ракеты-носителя в сторону Луны с АМС массой 361 кг 23 сентября 1958 года был неудачным. На 87-й секунде полета произошла авария из-за продольных колебаний конструкции, передававшихся через питающие трубопроводы в двигатели. Они вызвали колебания давления в камере сгорания, что в конечном итоге приводило к взрыву. При втором пуске 12 октября — авария по той же причине. Ракетчики впервые столкнулись с подобным явлением, которое потребовало введения специальных демпферов в систему питания ЖРД для устранения эффекта резонанса. После проведения доработок 4 декабря состоялся третий запуск. Он также был неудачным: на 245-й секунде произошла авария наноса перекиси водорода на двигателе центрального блока, однако телеметрия показала, что колебания в тракте питания погашались.

Успешным оказался старт 2 января 1959 года — пуск и полет ракеты-носителя 8К72 с АМС «Луна-1» прошли нормально. Впервые, через 731,8 с после старта, была достигнута вторая космическая скорость. Правда, АМС не попала в Луну из-за небольшой неточности в системе радиоуправления выключения двигателя 2-й ступени. Межпланетная станция прошла мимо и стала первым в мире искусственным спутником Солнца! В подтверждение факта полета космической ракеты, когда она находилась на расстоянии 113 тыс. км от Земли, из специального устройства на борту была выброшена «натриевая комета», которую наблюдали и фотографировали наземные обсерватории.

Следующий пуск 18 июля закончился очередной аварией ракеты-носителя, вызванной выходом из строя гирогоризонта. Однако, через два месяца (12 сентября) состоялся запуск новой АМС «Луна-2», которая впервые в мире достигла поверхности вечного спутника Земли и доставила в район Моря Ясности вымпелы с изображениями государственного герба СССР. А через три недели (4 октября) к Луне опять стартовала очередная АМС «Луна-3». Она впервые сфотографировала обратную, невидимую с Земли сторону нашей ближайшей соседки по космосу. Причем для этого полета была выбрана сложная траектория с использованием для маневров гравитационных полей Луны и Земли.

Запуски к Луне продолжались. Дважды – 15 и 19 апреля 1960 года — они оказались неудачными из-за аварии носителя. Это были попытки запуска АМС, которая должна была сфотографировать обратную стороны Луны с точной привязкой к ее видимой стороне.

Тем временем, пока отрабатывалась ракета-носитель и ее пуски с АМС, сотрудники одного из подразделений отдела М.К.Тихонравова, которое Королев называл «детским садом», так как в нем работала совсем «зеленая» молодежь – недавние выпускники институтов, под руководством кандидата технических наук К.П.Феоктистова (будущий космонавт, профессор), показали неперспективность пилотируемых полетов по баллистической траектории и сосредоточились на проработке орбитального полета. Результатом их работы стал проект тяжелого одноместного корабля-спутника «Восток» (индексы 1К и ЗКВ) массой в 4,5—4,8 т. Корабль в окончательном виде состоял из двух отсеков: приборного с двигательной установкой и спускаемого аппарата сферической формы. Максимальная продолжительность полета — десять суток. Ведущим конструктором корабля был О.Г.Ивановский.

Для запуска космического корабля «Восток» выбрали носитель 8К72, позволявший выводить на орбиту ИСЗ полезный груз массой до 5 т и в достаточной мере отработанный при запусках АМС. У 3-й ступени удлинили переходный отсек, и ее длина составила 2,98 м. На ступень опирался шпангоут приборного отсека космического корабля, который на активном участке был закрыт аэродинамическим обтекателем диаметром 2,7 и длиной 6,6 м. Обтекатель сбрасывался на участке полета 2-й ступени. В нем было сделано большое отверстие для подхода к люку спускаемого аппарата, который использовался для посадки космонавта в корабль, отстрела катапультируемого кресла при возвращении на Землю и в случае аварии ракеты-носителя на активном участке до сброса головного обтекателя. Длина ракеты-носителя с космическим кораблем «Восток» составила 38,36 м, а стартовая масса 287 т.

Первый пуск тяжелого корабля-спутника «Восток-1» (1КП) 15 мая 1960 года сразу оказался успешным. Но при следующем запуске (28 июля) произошла авария 1-й ступени носителя. Однако, меньше чем через месяц (19 августа) и затем 1 декабря были успешно выведены на околоземную орбиту тяжелые корабли-спутники 1К № 2 и № 5. И снова (22 января) при пуске 1К № 6 — авария, на этот раз 3-й ступени. Но через полтора месяца (9 и затем 25 марта 1961 года) наконец были успешно запущены корабли-спутники ЗКА № 1 и № 2. Последний из них полностью выполнил программу полета. Все эти экспериментальные запуски ракеты-носителя с кораблем-спутником «Восток» позволили надежно отработать их конструкцию и бортовую аппаратуру и дали возможность государственной комиссии принять решение о первом полете человека в космическое пространство.

И вот 12 апреля 1961 года в 9 ч 06 минут 59 с стартовала ракета-носитель 8К72 № Е10316 с двадцатисемилетним летчиком ВВС старшим лейтенантом Ю.А. Гагариным, и в эфире прозвучало его знаменитое «ПОЕХАЛИ!» А через несколько минут полета, когда по радио передавали сообщение ТАСС, стало известно, что космонавту присвоили звание майора. Это был шестнадцатый пуск знаменитой ракеты-носителя.

Пилотируемые полеты были продолжены 6 августа суточным полетом космонавта Г.С.Титова. Через год, 11 и 12 августа 1962 года, состоялся групповой полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» с космонавтами А.Г.Николаевым и П.Р.Поповичем. Программа пилотируемых полетов на «Востоках» была завершена в июне 1963 года групповым полетом «Востока-5» (космонавт В.Ф.Быковский) и «Востока-6», который пилотировала первая в мире женщина-космонавт В.В.Терешкова. Все они так же, как и Ю.А.Гагарин, «за героический подвиг — полет в космос, прославивший нашу Родину, за проявленные мужество, отвагу, бесстрашие и беззаветное служение советскому народу, делу прогресса всего человечества» были отмечены высшими государственными наградами — орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза.

В дальнейшем на базе космических кораблей «Восток» были разработаны спутники «Зенит-2» и «Зенит-4». Кроме них, позже было создано большое количество спутников различного назначения, в том числе научные и биологические «Фотон»/»Бион». Для их запуска на базе ракеты-носителя 8К72 разработаны носители 8А92 и 8А92М, также носившее гордое имя «Восток». Самая поздняя модификация ракеты-носителя «Восток» (индекс 8А92М) летала до середины 80-х годов. С ее помощью была выполнена советско-индийская космическая программа по запуску спутников «Бхаскара».

Технические данные ракеты-носителя 8К72 «Восток-1»

Длина, м………………………………………………………………………38,36

Максимальный поперечный размер

(по аэродинамическим рулям), м…………………………………10,3

Стартовая масса, т…………………………………………………………..287

Сухая масса, т…………………………………………………………………..29

Длина 1-й ступени

(без выступающей части сопел ЖРД), м………………………19,2

Максимальный диаметр, м………………………………………………2,68

Сухая масса, т…………………………………………………………….4×3,75

Стартовая масса, т…………………………………………………………..170

Тяга у земли ЖРД РД-107 1-й ступени, т………………………4×82

Продолжительность работы, с…………………………………………118

Длина 2-й ступени с переходной фермой, м…………………28,75

Максимальный диаметр, м………………………………………………2,95

Сухая масса, т…………………………………………………………………….8

Стартовая масса, т…………………………………………………………..102

Тяга у Земли ЖРД РД-108 2-й ступени, т………………………81,2

Продолжительность работы, с…………………………………………290

Длина 3-й ступени с головным обтекателем, м……………….9,61

В прошлом столетии произошла масса открытий, научно-технических свершений, которые буквально перевернули жизнь человечества на всей планете. К этому относится и полет Гагарина в космос.

Данное событие стало одним из самых ярких для своего времени и даже сейчас представляет собой некую визитную карточку советской и российской космонавтики.

Запуск человека в космос – это сложнейшая задача, которая требовала мобилизации лучших умов страны, наличия отлаженного высокоточного производства и продвинутой электроники. Только все это вместе позволило совершить это великое событие и открыть перед людьми новые горизонты развития.

В свое время имя Юрия Гагарина гремело на весь мир, но сейчас даже его стали понемногу забывать. Современные школьники и студенты уже не так интересуются великими свершениями прошлого, поэтому периодически им просто стоит об этом напоминать. Ведь это наша общая история.

Юрий Алексеевич Гагарин самое главное из биографии космонавта

Свою жизнь будущий знаменитый на всю планету космонавт начал 9 марта 1934 года в селе под названием Клушино, что в Смоленской области. В печальном 1941 Юра собирался пойти в школу учиться, на нападение фашистов изменило ход событий и учеба была насильно прервана до самого 1943 г.

В 54-м году семья Гагариных переехала в Гжатск, там Юрий окончил 6-й класс школы и пошел учиться в Люберецкое ремесленное училище. В 1951 парень отправился на учебу в Саратовский индустриальный техникум.

Когда на первый космический корабль «Восток-1» начали подбирать кандидата для отправки в космос, Гагарин подал рапорт на зачисление его в команду. Пройдя все необходимые комиссии и проверки, он был утвержден в качестве основного кандидата.

Дублер Юрия – Герман Титов, который должен был заменить его в случае какого-либо форс-мажора. Эти люди были выбраны, потому что максимально подходили под установленные требования.

В каком году Гагарин полетел в космос

12 апреля 1961 г. стало эпохальным днем в истории не только Советского Союза, но и всего человечества. Именно в этот день Юрий Гагарин погрузился на борт корабля «Восток-1» и успешно стартовал в космос.

Дата была выбрана заранее и под это время подводились все необходимые работы по отладке оборудования, подготовке самого космонавта, борта, на котором он летел. Все требовало тщательной проверки и диагностики, ведь даже малейшая ошибка могла привести к смерти Юрия.

Были ли люди в космосе до Гагарина? Официальная версия гласит, что нет, но как обычно находится любители тайных теорий, которые утверждают, что первым человеком на орбите был некий космонавт Владимир Ильюшин.

Стоит отметить: именно 12 апреля в итоге стал Днем Космонавтики.

С какого космодрома стартовал

Вылет в космос Юрием состоялся в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур, известного на весь мир даже сегодня.

Он является первым космодромом на планете и в наше время оставляет за собой лидерство по многим параметрам, в частности, по размерам это самый крупный подобный объект на планете.

Ракета «Восток» с космодрома запускалась под управлением полковника ракетных войск Кириллова А. С. Вторым ответственным лицом во время этого процесса был заместитель легендарного конструктора Королева Воскресенский Л. А.

Как назывался корабль

Как уже упоминалось выше, космический корабль, на котором Гагарин отправился в космос, имел название «Восток». Он открывал собой целую серию кораблей с таким же названием, которые в будущем осуществили не один успешный полет за пределы атмосферы земли.

Строился «Восток» конструктором Ивановским О. Г. Под тщательным наблюдением и руководством все того же легендарного Сергея Павловича Королева.

В корабле были использованы достаточно простые, но в то же время предельно надежные и эффективные технические решения и материалы. Главными задачами, которые ставились перед кораблем, был сбор информации о том, как на человеческое тело, психику и работоспособность повлияет нахождение на орбите, а также отработка всех систем и механизмов.

Сколько длился полёт

Юрий Гагарин, ставший первым из людей, побывавшим в космосе, пробыл на земной орбите целых 108 минут и за это время совершил полный оборот вокруг планеты Земля.

Как для первого в истории человечества полета, время это было очень впечатляющим, ведь для того, чтобы его обеспечить, необходимо было очень качественное выполнение самого корабля, тщательная и грамотная подготовка космонавта, создание для него всех условий пребывания на орбите.

Длительность полетов будущих кораблей была уже значительно больше. К примеру, пилот корабля «Восток-5», Быковский Валерий Фёдорович, отправился в космос 14.06.1963 г. и пробыл там целых 5 суток, облетев вокруг земли более 80 раз.

На корабле «Восток-6», одновременно с Быковским, но на два дня позже, отправилась и прекрасно справилась с поставленной задачей первая женщина-космонавт — Валентина Терешкова.

Сколько сделал витков вокруг Земли

Корабля «Восток» сделал 1 виток вокруг нашей планеты. Это было выдающимся и не имеющим аналогов результатом.

Дата запуска корабля осталась в памяти людей навсегда и позволила открыть новый этап развития всего человечества. Подвиг Юрия Гагарина даже сейчас будоражит юные умы и заставляет стремиться к высокому.

Позывной Гагарина во время первого полета

Во время своего первого полета Гагарин получил позывной «Кедр». Этому причиной был не его рост или другие физические габариты, а желание участников проекта таким образом использовать символизм.

Памятник Юрию Гагарину в Москве

Кедр – вечное дерево, которое будет жить в памяти народа всегда. Так и подвиг Юрия должен жить вечно, как древний кедр. Существуют разные рассказы по поводу этого позывного, но они по большей части являются домыслами.

Где приземлился первый космонавт

После облета орбиты аппарат «Восток» пошел на снижение, но по причине поломки в системе торможения он приземлился не там, где изначально планировалось.

Прибытие аппарата пришлось на территорию между селами Подгорное и Смеловка. Далее Гагарина подобрали военные на вертолете и доставили на аэродром Энгельс. Фото этих знаменательных событий наверняка хранятся в государственных архивах.

Интересные факты о Юрии Гагарине

Вот некоторые интересные моменты из жизни самого известного космонавта человечества:

  1. Наверное, каждый школьник знает, что сказал Гагарин при старте его ракеты. Он произнес культовую фразу «Поехали!».
  2. Не каждый в курсе, во сколько лет Гагарин полетел в космос. Ответ удивит многих молодых людей, ведь при первой отправке в 1961 году Юрию было 27 лет.
  3. Высота полета корабля «Восток» составила 250-300 км.
  4. Этот легендарный и смелый человек умер в молодом возрасте. Он погиб всего в 34 года во время испытания самолета. Причины катастрофы до сих пор достаточно туманны.

Это основная информация о том, как прошел запуск корабля «Восток» и его единоличного капитана Юрия Гагарина. Данный исторический прорыв и сейчас остается в народной памяти, стимулируя все новые ступени познания космоса.

В конце апреля 1961 года Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. «Миссия мира», как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась два года. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты.

23 мая 1961 года Юрий Гагарин был назначен командиром отряда космонавтов.

Осенью 1961 года он поступил на инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, который окончил в 1968 году с отличием по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним» и получил квалификацию «летчик-космонавт-инженер».

С декабря 1963 года по 1968 год Юрий Гагарин был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.

К летной подготовке космонавт вернулся в 1963 году, в 1966 году приступил к тренировкам для полета на новом космическом корабле «Союз». В апреле 1967 года

Гагарин был назначен дублером командира космического корабля «Союз-1» Владимира Комарова, который совершил первый полет на новом корабле, закончившийся трагической гибелью космонавта.

Юрий Гагарин вел большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, членом ЦК ВЛКСМ, президентом Общества советско-кубинской дружбы.

Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1961), орденом Ленина (1961), медалями СССР, удостоен орденов многих стран мира, наград научных и общественных организаций.

Гагарин — автор книг «Дорога в космос» (1962), «Вижу Землю» (1976), соавтор книги «Психология и космос» (1971).

27 марта 1968 года полковник Юрий Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного полета на самолете МиГ-15УТИ. Вместе с ним погиб летчик-инструктор, командир полка Владимир Серегин.

Урна с прахом Юрия Гагарина находится в Кремлевской стене в Москве.

Гагарин в 1957 году женился на Валентине Горячевой. В семье Гагариных родились две дочери — Елена (1959) и Галина (1961). В настоящее время Елена

Гагарина — кандидат искусствоведения, генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Галина Гагарина — кандидат экономических наук, заведующая кафедрой Национальной и региональной экономики Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

В целях увековечения памяти космонавта город Гжатск Смоленской области переименован в город Гагарин. Международной авиационной федерацией (ФАИ) в 1968 году была учреждена медаль имени Ю. А. Гагарина. Первым ее лауреатом стал летчик-космонавт СССР Георгий Береговой.

Имя Гагарина было присвоено Военно-воздушной академии (после реформирования в составе Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»), Центру подготовки космонавтов (ныне Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина). Имя Гагарина носят «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина», являющийся филиалом Авиационной холдинговой компании «Сухой», Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина, аэропорт Оренбурга (с 2011 года).

Его имя присвоено созданному в Гагарине мемориальному музею, музею Центра подготовки космонавтов.

Именем первого космонавта названы улицы и площади многих городов мира. В разных городах установлены памятники Юрию Гагарину, в том числе в Москве, в Гагарине, в Звездном городке. На месте приземления первого космонавта близ деревни Смеловка возведен архитектурный комплекс «Гагаринское поле».

В июле 2011 года, когда отмечалось 50-летие визита первого космонавта планеты в Британию, памятник Гагарину был открыт напротив здания Британского совета в Лондоне. Он стал подарком Великобритании от Российского космического агентства. Место установки памятника было временным. В марте 2013 года памятник переехал на территорию Королевской обсерватории в предместье британской столицы Гринвич, где установлен на террасе, названной в честь первого космонавта.

Именем первого космонавта назван кратер на Луне и малая планета.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Он был первым, кто увидел, что Земля, в самом деле, круглая, голубая. И — очень красивая.

Полет Гагарина длился всего 108 минут. Но эти минуты перевернули весь мир, все представления о возможном невозможном. Далекий и неведомый космос заговорил! Заговорил по-русски. Планета рукоплескала Гагарину, советским ученым и конструкторам, триумфу великой страны. «Всем показана цель. Не придется ли теперь начать летоисчисление с того дня, когда человек одним прыжком поднялся выше пределов воображения?» — сказал тогда французский писатель Луи Арагон.

Всего за 108 минут жизнь Юрия Гагарина перестала ему принадлежать. Буквально каждая минута — от рождения и до самой смерти — стала частью легенды о великом советском человеке, который первым полетел в космос.

За девять месяцев до легендарного полета отборная шестерка летчиков встретилась с академиком Королевым. Он показал первый космический корабль. Все сгрудились у серебристо-белого шара диаметром около двух с половиной метров. Королев спросил: «Есть желающие познакомиться с кабиной?»

«Разрешите?» — сделал шаг вперед Юрий Гагарин. Снял ботинки и в носках поднялся по стремянке к люку… Сергей Павлович подтолкнул локтем своего заместителя: «Этот, пожалуй, и полетит первым».

Юрий Гагарин прекрасно понимал, что вернуться из полета к звездам можно на колеснице славы, но так же легко превратиться и в летающий саркофаг. Поэтому он оставил письмо жене Валентине: «В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться». Вот так просто. Это письмо Валентине Ивановне передали семь лет спустя. Уже после трагической гибели мужа в 1968 году.

На первой гагаринской фотографии после приземления — осунувшееся лицо, усталые глаза. 108 минут — не один миг.

Почему первый полет человека в космос состоялся именно 12 апреля? Во многом потому, что старт американца Шепарда был назначен на конец апреля. Соревнование между Советским Союзом и США было очень жестким. И Главный конструктор спешил: он не имел права отдавать первенство в космосе заокеанским коллегам…

«Спешить» — не значит быть первыми «любой ценой». Хотя риск, действительно, был огромный. Из семи полетов кораблей «Восток» до Гагарина лишь три были успешные. А на Землю вернулись — два. «Но по уровню наших знаний и наших возможностей для безопасности полета было сделано все. Больше просто придумать уже не могли, — говорит ведущий конструктор космических кораблей «Восток» Олег Ивановский. Последний, кто закрывал крышку люка за Гагариным.

Сейчас это трудно понять, но тогда все были озабочены одной проблемой: что будет? Вынесет ли человек невесомость? Не пострадает ли его психика? И ответов на большинство вопросов не знали даже ведущие специалисты.

Многие всерьез думали: психика первого космонавта может не справиться с одиночеством в безбрежной черноте космоса. Конструкторы решили подстраховаться — придумали секретный код. Цифра «25» была под строжайшим грифом. Впрочем, как выяснилось, перед стартом ее шепнули Юрию Гагарину практически все «посвященные». Почему? Да потому что верили ему, как себе.

Трудно сказать, узнаем ли мы когда-нибудь абсолютно все детали того полета. Оказывается, первый старт едва не сорвался из-за технической неполадки. Пока спецы разбирались, Юрий тихонько насвистывал: «Родина слышит, Родина знает…»

А из рассекреченного не так давно доклада первого космонавта на заседании Государственной комиссии стало известно: десять из 108 минут Юрий Гагарин находился на краю гибели. Спускаемый аппарат не отделялся от космического корабля.

Первому космонавту пришлось пережить и еще одно испытание — после полета его тяготила жесткая опека «сверху». Чтобы заночевать у родственников, он должен был брать разрешение у Каманина. Иногда все это чертовски надоедало, и он позволял себе озорные мальчишеские выходки. Его любили таким, каким он был, видели в нем «своего»…

Мало кто знает, что еще в 1964 году Юрий Гагарин одним из первых предложил восстановить разрушенный большевиками храм Христа Спасителя. И прозвучало это не где-нибудь — на заседании пленума ЦК. Мотив у Гагарина был очень простой: нельзя поднимать патриотизм, не зная своих корней. Рассказывают, реакция была потрясающая, раздались бурные аплодисменты. Президиум, конечно, был серьезно напуган, но ничего сделать против Юрия Алексеевича они, разумеется, не могли.

Полет Гагарина в космос предопределил будущее не одного поколения землян. Перед людьми открылась дорога за пределы того, что принадлежит Земле. Дорога в новый мир. И теперь это — уже навсегда. Как сказал американский астронавт Нейл Армстронг, ступивший первым на Луну, земляне будут в космосе, входя через ту дверь, которую открыл Гагарин.

Как сказать, возможно без полёта Гагарина, не состоялся бы и американский блиц спурт к Луне.

Для россиян Юрий Гагарин — любимый герой отечественной истории XX века. По данным исследования ВЦИОМ, ему принадлежит 35 процентов голосов. Следом идут Владимир Высоцкий и маршал Жуков, Лев Толстой, Александр Солженицын, Иосиф Сталин, Владимир Ленин.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *