ФСБ

ФСБ

Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Страна: Россия
Создана: 12 апреля / 23 июня 1995
(21 декабря 1993)
Юрисдикция: Президент РФ
Штаб квартира: Лубянка, 2 (Москва, Россия)
Бюджет: Засекречено
Средняя численность: Засекречено
(77,6 тыс. в 1995 году)
Предшествующая
служба:
МБР, ФСК России
Руководство
Руководитель: Бортников Александр Васильевич
Сайт

Федера́льная слу́жба безопа́сности Росси́йской Федера́ции (ФСБ России) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации . Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации . Создана в июне 1995 г. путём преобразования (переименования) Федеральной службы контрразведки Российской Федерации.

  • 1 История
  • 2 Направления деятельности
    • 2.1 Контрразведывательная деятельность
    • 2.2 Борьба с преступностью и террористической деятельностью
    • 2.3 Разведывательная деятельность
    • 2.4 Пограничная деятельность
    • 2.5 Обеспечение информационной безопасности
  • 3 Структура органов государственной безопасности
  • 4 Руководство ФСК и ФСБ России
  • 5 Примечания
  • 7 См. также

История

21 декабря 1993 года Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ об упразднении Министерства безопасности РФ и о создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации (ФСК России). 3 апреля 1995 года Ельцин подписал Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», вступивший в силу 12 апреля 1995 года. В соответствии с ним ФСК была переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, при этом не проводилось организационно-штатных мероприятий, сотрудники службы (включая директора и его заместителей) оставались на своих должностях без переназначений и переаттестаций. 23 июня 1995 г. соответствующие изменения «задним числом» были внесены в структуру федеральных органов исполнительной власти . Этим же указом были утверждены положение о службе и структура её центрального аппарата, повторявшая структуру ФСК за некоторыми исключениями (воссоздано следственное управление, появилось управление специальных операций, секретариат преобразован в управление делами).

14 августа 1996 года официальное наименование службы было изменено с «Федеральная служба безопасности Российской Федерации» на «Федеральная служба безопасности России». 9 сентября 1996 года переименование было отменено.

В мае 1997 г. произведена крупная реорганизация центрального аппарата: из 22-х управлений осталось 5, остальные сгруппированы в 5 департаментов .

11 марта 2003 года Президент РФ Владимир Путин своим указом передал функции Федеральной пограничной службы РФ и ФАПСИ в ведение ФСБ России.

В июле 2004 г. произведена следующая крупная реорганизация центрального аппарата: вместо департаментов созданы службы Федеральной службы безопасности, количество заместителей директора уменьшено с двенадцати до четырёх (включая двух первых) .

Направления деятельности

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с терроризмом;
  • борьба с преступностью;
  • разведывательная деятельность;
  • пограничная деятельность;
  • обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ.

Контрразведывательная деятельность

Контрразведывательная деятельность — деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Борьба с преступностью и террористической деятельностью

Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность

Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке».

Пограничная деятельность

Направлениями пограничной деятельности являются:

  • защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

  • при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
  • при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях, находящихся за пределами России.

Структура органов государственной безопасности

Главное здание ФСБ на Лубянке

К органам федеральной службы безопасности относятся:

  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  • управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
  • управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
  • управления (отделы, отряды) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по пограничной службе (пограничные органы);
  • другие управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ (другие органы безопасности);
  • авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Руководство ФСК и ФСБ России

Основная статья: Руководство ФСБ России

ФИО Воинское звание Дата
назначения
Дата
освобождения
1 Голушко Николай Михайлович генерал-полковник 21 декабря 1993 28 февраля 1994
2 Степашин Сергей Вадимович генерал-лейтенант 3 марта 1994 30 июня 1995
3 Барсуков Михаил Иванович генерал-полковник,
генерал армии (9 ноября 1995)
24 июля 1995 20 июня 1996
4 Ковалёв Николай Дмитриевич генерал-полковник,
генерал армии (февраль 1998)
20 июня 1996 /
9 июля 1996
25 июля 1998
5 Путин Владимир Владимирович без звания (подполковник запаса) 25 июля 1998 9 августа 1999
6 Патрушев Николай Платонович генерал-полковник,
генерал армии (июль 2001)
9 августа 1999 /
17 августа 1999
12 мая 2008
7 Бортников Александр Васильевич генерал армии 12 мая 2008

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности»
  2. Указ Президента РФ № 633 от 23 июня 1995 г. «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».
  3. Указ Президента РФ № 515 от 22 мая 1997 г. «О структуре Федеральной службы безопасности Российской Федерации».
  4. Указ Президента РФ № 870 от 11 июля 2004 г. «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»

Ссылки

  • Сайт ФСБ РФ
  • Историческая справка (1998 год)
  • Структура ФСБ на сайте Agentura.Ru
  • Центр спецназначения ФСБ на сайте Agentura.Ru
  • Как растет бюджет российских спецслужб

См. также

  • Федеральная служба контрразведки Российской Федерации
  • Академия ФСБ России
  • Пограничная служба ФСБ России
  • Спецслужбы
  • Вяткин Александр Петрович

Федеральные органы исполнительной власти России (c 1 марта 2009 г.)

Федеральные органы исполнительной власти в ведении Президента Российской Федерации

Министерство внутренних дел

Федеральная миграционная служба

МЧС России

(нет)

Министерство иностранных дел

Россотрудничество

Министерство обороны

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству | Рособоронзаказ | Федеральная служба по техническому и экспортному контролю | Спецстрой

Министерство юстиции

Федеральная служба исполнения наказаний | Федеральная служба судебных приставов

Президентские службы

Государственная фельдъегерская служба | Служба внешней разведки | Федеральная служба безопасности | Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков | Федеральная служба охраны

Президентские агентства

Главное управление специальных программ (федеральное агентство) | Управление делами Президента (федеральное агентство)

Федеральные органы исполнительной власти в ведении Правительства Российской Федерации

Минздравсоцразвития

Роспотребнадзор | Росздравнадзор | Роструд | Федеральное медико-биологическое агентство

Минкультуры

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия | Росархив

Министерство образования и науки

Роспатент | Рособрнадзор | Роснаука | Рособразование

Министерство природных ресурсов и экологии

Росгидромет | Росприроднадзор | Ростехнадзор | Росводресурсы | Роснедра

Министерство промышленности и торговли

Ростехрегулирование

Министерство регионального развития

(нет)

Министерство связи и массовых коммуникаций

Россвязькомнадзор | Росинформтехнологии | Роспечать | Россвязь

Министерство сельского хозяйства

Россельхознадзор | Рослесхоз

Министерство спорта, туризма и молодёжной политики

Росмолодёжь | Ростуризм

Министерство транспорта

Росаэронавигация | Ространснадзор | Росавиация | Росавтодор | Росжелдор | Росморречфлот

Министерство финансов

Федеральная налоговая служба | Росстрахнадзор | Росфиннадзор | Федеральное казначейство (федеральная служба)

Минэкономразвития

Росстат | Росреестр | Росрезерв | Росимущество | Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами

Министерство энергетики

(нет)

Правительственные службы и агентства

Федеральная антимонопольная служба | Федеральная таможенная служба | Федеральная служба по тарифам | Росфинмониторинг | Федеральная служба по финансовым рынкам | Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка | Роскосмос | Росграница | Рособоронпоставка | Росрыболовство

Президент Российской Федерации

Президенты

Борис Ельцин1 (1991—1999) • Владимир Путин (2000—2008) • Дмитрий Медведев (с 2008)

Исполняющие обязанности

Александр Руцкой² (1993) • Виктор Черномырдин (1996) • Владимир Путин (1999—2000)

Вице-президент
(должность упразднена в 1993)

Александр Руцкой³ (1991—1993)

Выборы

1991 • 1996 • 2000 • 2004 • 2008 • 2012

Вступление в должность
(инаугурация)

Присяга

Отрешение от должности
(импичмент)

Попытка импичмента 1993 г. • Попытка импичмента 1998—1999 гг.

Отставки

Отставка 1999 г.

Верховный
Главнокомандующий ВС России

Введение военного положения • «Ядерный чемоданчик» • Эмблема Верховного Главнокомандующего • Грамота • Благодарность

Администрация

Руководитель • Заместители руководителя • Управления • Отделы • Советники Президента • Помощники Президента • Референты Президента • Полпреды в Федеральном Собрании • Полпред в Конституционном Суде • Полпреды в федеральных округах • Полпреды в регионах • Полпреды по урегулированию конфликтов • Полпред в странах СНГ • Полпред в Межпарламентской ассамблее СНГ • Специальные представители Президента • Государственный секретарь РСФСР • Государственный советник РСФСР

Органы исполнительной власти
в ведении Президента России

МВД • МЧС • МИД • Минобороны • Минюст • ФСБ • СВР • ФСО • Фельдъегерская служба • ФСКН • ГУСП • Управление делами Президента

Консультативные и совещательные
органы при Президенте России

Совет Безопасности • Госсовет • Иные

Документы Президента

Указы • Распоряжения • Поручения • Военная доктрина • Послания Федеральному Собранию • Бюджетные послания

Символы президентской власти

Штандарт • Знак • Специальный экземпляр Конституции

1 В 1991 году Президент РСФСР ² Глава альтернативного правительства ³ В 1991 году Вице-президент РСФСР

Зуев Алексей Директор по безопасности группы «Инпром»

Оглавление журнала

      Глубоко заблуждается тот, кто считает, что безопасность бизнеса — эдакое «отдельно стоящее пугало» — зависит только от наличия крепких мускулистых парней и высоких заборов. Настоящая безопасность не должна быть очевидной. Здесь совершенно неуместны разовые меры или кавалерийские наскоки, дающие сиюминутный результат. Эффективная безопасность подразумевает целую систему мер при общей заинтересованности каждого сотрудника в пользовании ею.

Безопасность — фундамент бизнеса
Оперативная обстановка в компании, непосредственно влияющая на состояние ее дел, если она занимается металлоторговлей, и вытекающие из этого задачи службы безопасности — фундамент, на котором строится защита бизнеса. По понятным причинам уровень требований к прочности такого фундамента весьма высок.
Прежде всего, хотелось бы обозначить видение проблемы, без понимания которой нецелесообразно не только организовывать службу безопасности, но даже и обсуждать эту тему. Речь идет об устойчивых заблуждениях руководителей некоторых компаний насчет истинной роли безопасности. Неверные представления приводят к ситуации, когда руководитель превращает систему защиты либо в пугало, либо в подразделение типа «чего изволите?». И то и другое бесперспективно — примеров множество, в том числе и в мировой истории. Когда усилия безопасности были направлены на ложный путь, бесследно исчезали не только фирмы и медиагруппы, но и целые государства с хорошо обученной армией с высоким боевым духом.
Средств обеспечения безопасности работы компании много. Рекомендации по их применению тоже встречаются часто — выбор есть. Дело за малым: что именно взять на вооружение? Перед тем как принять решение, руководителю нужно, во-первых, максимально четко обозначить конкретные задачи подразделения безопасности, а затем доверить организацию этой работы профессионально подготовленному специалисту. Уважающий себя профессионал не возьмется за создание системы безопасности, если ее задачи размыты или неконкретны. Во-вторых, если специалист взялся за их выполнение, то теперь уже руководитель фирмы должен проявить терпение. Особенно если решение о создании службы безопасности принято не одновременно с основанием фирмы, а на пятом, шестом и т. д. году ее существования.

Если появляются недовольные, значит, вы на правильном пути
От руководителя службы безопасности невозможно ждать сиюминутных результатов, какие бы меры он ни принимал.

      Настоящая безопасность достигается не столько за счет отдельных мер, сколько за счет внедрения их системы. А чтобы эта система заработала, нужно время.

В первую очередь, к требованиям безопасности должен адаптироваться персонал компании, особенно если ранее такое подразделение на предприятии отсутствовало. Что особенно важно в период становления подобной службы?
1. Задача службы безопасности — вырабатывать, координировать и совершенствовать меры безопасности. Но свою причастность к обеспечению безопасности должны усвоить все сотрудники без исключения.
2. Не старайтесь понравиться всем. Главное внимание уделяйте своим задачам и их профессиональному выполнению. Не стоит бояться недовольных вашей работой: если таковые появляются — скорее всего, вы на правильном пути.
3. Объективно оценивайте оперативную обстановку. Для максимально полной оценки ситуации учитывайте информацию разного «калибра»: от финансово-экономического состояния конкурентов, криминальных структур, проявляющих интерес к предприятиям, работающим на рынке металлоторговли), до социально-психологического климата в коллективе, стиля работы руководителей, их планов, видения перспектив, наличия в компании «неформальных лидеров», их роли и т. д.
А теперь главное: какой должна быть система мер по обеспечению безопасности предприятия (см. рис. 1).

Предлагаемая схема довольно проста, но требует некоторых комментариев. Подразделения безопасности, подчиненные руководителю службы, создаются с учетом каждого конкретного предприятия. Они могут формироваться по линейному принципу (например, «организация работы по предотвращению хищений на объектах компании») или по объектовому («комплекс мер по обеспечению безопасности цеха пластмасс»). Если бизнес компании имеет специфические особенности, можно использовать смешанный принцип.
На большинстве предприятий подразделения безопасности формируются по следующим направлениям: экономическая безопасность, внутренняя безопасность, информационная безопасность, информационно-аналитическая работа… Перечисленные направления организационно входят в обозначенный на схеме блок «Подразделения безопасности». Смысл функционирования системы заключается в следующем.
Наряду с выполнением своих прямых должностных обязанностей руководитель подразделения безопасности опосредованно влияет на действия персонала компании, используя утвержденные генеральным директором нормативные документы компании (приказы, указания, инструкции и т. п.). При их подготовке руководитель службы безопасности органично вписывает в регламентирующие документы задачи безопасности или какую-то их часть.
Для качественной организации работы предлагается схема управления и контроля эффективности функционирования системы, представленная на рис. 2.

Все без исключения сотрудники службы безопасности от начальника до дежурного на пропускном пункте обязаны четко усвоить содержание нормативных документов. Руководителям подразделений следует периодически проводить проверку усвоения материалов путем инструктажа или принятия зачетов.
Положения, изложенные на этапах 1-3, должны быть обязательно отражены в плане работы службы безопасности. Запланированные мероприятия должны удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать уровню поставленных задач, содержащихся в приказах и должностных инструкциях;
  • иметь практическую преломляемость;
  • предусматривать конкретные сроки выполнения;
  • обеспечивать возможность проверки результата.
    В отчете кратко излагаются результаты выполнения запланированных, а также непредвиденных задач (возникших в связи с изменениями в оперативной обстановке, под влиянием неожиданных ситуаций и т. п.). В случае неисполнения некоторых плановых позиций указываются причины.
    С помощью анализа определяются:
  • оценка эффективности выполнения поставленных задач;
  • пути совершенствования деятельности службы безопасности и компании в целом.

    Анализируй и совершенствуй
    Результаты аналитической работы должны привносить качественные изменения в задачи, нормативные документы, должностные инструкции и т. д. в целях обновления фундаментальной базы безопасности путем ее подъема на более высокий и качественный уровень.
    Каждое направление блока имеет свою систему организационной деятельности. В качестве примера можно детализировать и представить схематически работу по направлению «экономическая безопасность» (рис. 3).
    В свою очередь каждый из вышеперечисленных элементов экономической безопасности также может быть конкретизирован, снабжен соответствующей нормативной базой. Для примера возьмем такое направление, как «возврат просроченной дебиторской задолженности», и изобразим схематично, как можно организовать подобную работу (рис. 4).
    Каждое направление блока имеет свою систему организационной деятельности. По аналогии с разделом «экономическая безопасность» организуется работа и по другим направлениям. Возникает своеобразная цепная реакция. Контроль службы безопасности присутствует практически во всех звеньях компании. Из рис. 4 видно, как вовлекается в обеспечение безопасности персонал компании.

        Существенный элемент системы — аналитическая работа подразделения, постоянные интеллектуальные усилия всех и каждого по выработке основного аналитического продукта, отвечающего на вопрос: что делать компании завтра?

    Составными частями данного продукта являются:

  • объективная оценка исследуемого направления в деятельности фирмы;
  • основные причины, повлиявшие на положительные или отрицательные результаты работы;
  • прогноз развития обстановки по основным составляющим предпринимательской деятельности;
  • конкретные меры по совершенствованию управления компанией (уточнение нормативной базы, стратегия и тактика кадровой политики и т. п.)
    Этот продукт должен быть качественным, так как он обеспечивает ту самую обратную связь между генеральным директором и руководителем службы безопасности, на основании которой руководитель компании убеждается, что не зря выделяет средства на службу безопасности. А если система защитных мер станет осью совершенствования работы компании, то применение известной формулы «деньги-товар-деньги» должно, на наш взгляд, положительно сказаться на росте заработной платы подразделения.

    Защищая бизнес, мы приумножаем доходы от него
    Главный признак стабильного бизнеса — наличие команды. Ее основные характеристики знакомы всем: общая нацеленность на результат, взаимозаменяемость, единая система вознаграждения. Важно, чтобы работали все организационные принципы команды. Баланс интересов обязателен. В противном случае, особенно если баланс нарушается довольно часто, команда превращается в группу со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и для фирмы.

    Подведем итог
    Меры безопасности должны не только действовать в каждом звене компании, но и вплетаться во все виды коммерческой, хозяйственной и иной деятельности. Поскольку важнейшим показателем эффективности работы коммерческой структуры является прибыль, умело выстроенная система мер обязана стать активом в достижении этой цели.
    Став равноправными членами команды, обеспечивая стабильность, сотрудники службы безопасности завоюют репутацию не только надежных защитников бизнеса, но и активных его участников.

    Версия для печати

  • ФСБ – единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ. Руководство деятельностью ФСБ осуществляется Президентом РФ.
    Деятельность ФСБ осуществляется по следующим направлениям:
    — контрразведывательная деятельность
    — борьба с терроризмом
    — борьба с преступностью
    — разведывательная деятельность
    — пограничная деятельность
    — обеспечение информационной безопасности

    Задачи ФСБ:
    1. Информировать Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручениям федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти субъектов Федерации об угрозах безопасности РФ
    2. Выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов ФСБ, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления
    3. Выявлять, предупреждать, пресекать любую разведывательную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленных на нанесение ущерба безопасности РФ
    4. Осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории РФ
    5. Добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала
    6. Выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение или рассмотрение дел о которых отнесены к полномочиям ФСБ
    7. Выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма
    8. Разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и оружия, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ
    9. Участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну
    10. В пределах своих полномочий осуществлять меры по защите государственной границы, защиты и охраны экономических и иных законных интересов РФ
    11. Обеспечивать безопасность представительств иностранных государств на территории РФ
    12. В соответствии с законодательством РФ, участвовать в решении вопросов гражданства (прием-выход), въезда и выезда за территорию РФ, а также режима пребывания иностранных граждан на территории РФ
    13. Осуществлять профессиональное образование
    14. Поддерживать мобильную готовность органов ФСБ

    Обширный перечень прав органов федеральной службы безопасности закреплен в статье 13 Федерального закона. Рассмотрим их поподробнее.

    Органы ФСБ имеют право устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие. Однако при этом они обязаны обеспечить их личную безопасность и безопасность членов их семей.

    Также они обладают правом использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности и осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. Оперативно-розыскные мероприятия — это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. К таковым относятся опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент и др. Следует отметить, что для проведения мероприятий, ограничивающих или нарушающих права человека и гражданина требуется разрешения суда.

    Законом определено также право органов ФСБ осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления.

    В целях проведения вышеуказанных мероприятий рассматриваемые органы наделены правом осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы.

    Для осуществления разведывательной и контрразведывательной деятельности органы федеральной службы безопасности обладают правом осуществлять внешнюю разведывательную деятельность самостоятельно с территории Российской Федерации, а также во взаимодействии с другими органами внешней разведки Российской Федерации и на основе межгосударственных договоров со специальными службами и с правоохранительными органами иностранных государств в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи путем использования радиоэлектронных средств и методов.

    Также рассматриваемые органы могут осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; иметь и использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы; составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности.

    В целях обеспечения информационной безопасности они могут осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами).

    В служебных целях органы ФСБ могут использовать средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях — негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации, а в случаях, не терпящих отлагательства, использовать транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб.

    Во исполнение своих функций органы ФСБ обладают также правом использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения;

    В этих же целях они могут беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности обязаны уведомить прокурора в течение двадцати четырех часов.

    Право производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств осуществляется при условии, что органы федеральной службы безопасности примут меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования в этих целях соответствующих объектов в данной местности.

    Закон наделяет рассматриваемые органы правом временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий.

    Органы ФСБ имеют также право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления. Это право дано органам в целях осуществления процессуальной деятельности. В этих же целях дано также право осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов.

    В целях обеспечения безопасности рассматриваемые органы могут также вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.

    Право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности также дано для получения необходимой в ходе осуществления своих функций информации.

    Право создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов безусловно необходимо для нормального функционирования данных органов.

    Создание подразделений специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности также является их правом, которым они наделены во исполнение своих функций.

    Рассматриваемые органы могут также проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования во время осуществления процессуальной деятельности.

    Для наибольшей эффективности деятельности органов ФСБ им дано также право осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации.

    В целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера органам ФСБ предоставлено право направлять официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств.

    При реализации своей деятельности органам федеральной службы безопасности дано безусловное право осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну.

    Для обеспечения информационной безопасности предприятий, учреждений и организаций органам предоставлено право оказывать им содействие независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны.

    Также полномочным на то органам ФСБ дано право осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы безопасности, что также способствует развитию международных отношений в сфере обеспечения безопасности. Большей частью данное право осуществляется в отношении стран Содружества независимых государств, однако в последнее время наблюдается тенденция к все большему сужению круга стран, которым Российская Федерация оказывает содействие в подготовке кадров, в том числе и в сфере обеспечения государственной безопасности.

    В целях обеспечения деятельности по засекречиванию информации органам ФСБ дано также право осуществлять в соответствии со своей компетенцией регулирование в области разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных (криптографических) средств и защищенных с использованием шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, расположенных на территории Российской Федерации, а также в области предоставления услуг по шифрованию информации в Российской Федерации, выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах. В тех же целях законом им предоставлено право осуществлять государственный контроль за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории Российской Федерации и в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также в соответствии со своей компетенцией контроль за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам.

    Также в сфере защиты информации, что является одним из основных направлений деятельности органов ФСБ, они обладают правом участвовать в определении порядка разработки, производства, реализации, эксплуатации и обеспечения защиты технических средств обработки, хранения и передачи информации ограниченного доступа, предназначенных для использования в учреждениях Российской Федерации, находящихся за ее пределами, а также обеспечивать выявление устройств перехвата информации на особо важных объектах (в помещениях) и технических средствах, предназначенных для использования в федеральных органах государственной власти.

    Реализовывать иные права, предоставляемые федеральным законодательством органам федеральной службы безопасности.

    В завершении нельзя не отметить, что использование органами федеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается. Тем самым законодатель подтверждает строго предписывающий характер данных норм и наряду с правами вводит обязательность их выполнения.

    В отдельную статью федерального закона «О федеральной службе безопасности» вынесено такое особое право органов ФСБ как применение оружия, специальных средств и физической силы. Это связанно с риском наступления общественно опасных последствий после такого применения. Так статья 14 рассматриваемого Федерального закона говорит о том, что сотрудникам органов федеральной службы безопасности разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции.

    Отдельная статья (15) дает право органам ФСБ взаимодействовать с российскими и иностранными учреждениями. Она гласит, что органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

    Органы федеральной службы безопасности могут использовать возможности других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Президента Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.12.1999 N 226-ФЗ).

    Государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации обязаны оказывать содействие органам федеральной службы безопасности в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.

    Физические и юридические лица в Российской Федерации, предоставляющие услуги почтовой связи, электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, обязаны по требованию органов федеральной службы безопасности включать в состав аппаратных средств дополнительные оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами федеральной службы безопасности.

    В целях решения задач обеспечения безопасности Российской Федерации военнослужащие органов федеральной службы безопасности могут быть прикомандированы к государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности с согласия их руководителей в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, с оставлением их на военной службе.

    Взаимодействие органов федеральной службы безопасности со специальными службами, с правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств устанавливается на основании международных договоров Российской Федерации.

    Таким образом, хотелось бы отметить, что органы федеральной службы безопасности законодательно наделены обширным кругом прав и обязанностей, составляющих их компетенцию. Такое подробное закрепление связано с выполнением данными органами специфических важнейших для государства задач и функций — обеспечение государственной безопасности.

    О профессии

    Процесс трудоустройства занимает от 6 до 12 месяцев, я уложился за 10. Я попал в органы безопасности после гражданского ВУЗа и службы в армии. Бывают еще варианты — после пограничных институтов ФСБ или академии ФСБ.

    Начал службу в ФСБ 24-летним неопределившимся в жизни молодым пареньком, за которого выбор сделали родители. У них был дальний знакомый из ФСБ, к нему и обратились. Честно говоря, я и не сопротивлялся. Особого желания не испытывал, плыл по течению проходя комиссии и собеседования.

    Я буду говорить про оперативные подразделения, потому что сам в таком работаю. Оперативников у нас численное большинство, мы выполняем основную работу и проживаем все тяготы и лишения на собственной шкуре, в отличие от неоперативных (обслуживающих) подразделений.

    Кстати, практика показывает, что в ФСБ могут работать все! Каких только оперов я не перевидал. Кому-то легче дается служба, кому-то сложнее. Безусловно, по-настоящему коммуникабельным людям, способным находить со всеми общий язык, работать намного проще, чем замкнутым и нелюдимым. Таких, кстати, пытаются отсеять на этапе зачисления в органы, но система не совершенна, оттого и последняя категория людей у нас работает тоже, хоть и в меньшинстве.

    В мои обязанности входит выявляние, предупреждение и пресечение преступлений коррупционной и экономической направленности, путем проверки первичной информации, получаемой из разных источников. Проверка эта проводится путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    Также в мои обязанности входит выявление угроз безопасности государства. Тут все что угодно: и угрозы срывов реализации оборонных заказов, и несовершенство законодательства. В общем любые проблемы в политической, социальной, экономической и других сферах жизни людей.

    Среди очевидных плюсов могу отметить: высокую зарплату и отсутствие задержек по выплате, стабильность, соц.пакет. После трех лет работы можно воспользоваться программой «военная ипотека» — берешь ипотеку, а платит государство без вычета из заработной платы. Правда, есть минус: если военную ипотеку взял, то уволиться потом намного сложнее. Это связано с юридически закрепленными штрафными санкциям, проще говоря: попадете на деньги (неустойку), плюс кредит сами выплачивать будете.

    Это были плюсы, связанные с материальной выгодой, а вот нематериальные плюсы: широкий круг общения, который дает возможность решить практически любой бытовой вопрос без очередей и бюрократических проволочек; неизбежно расширяющийся кругозор связанный с исполнением должностных обязанностей.

    Еще хочу добавить, что помимо экономики ФСБ занимается борьбой со шпионами и государственными изменщиками, террористами и экстремистами. Работы по каждому из этих направлений принципиально схожи: получил информацию, собрал доказательную базу, передал материалы на возбуждение уголовного дела. Есть и принципиальные отличия, но о них в другой раз.

    Специфика работы

    ФСБ и МВД, на мой взгляд, давно нуждаются в серьезных реформах. Сильно углубляться в философию не буду, но считаю, что работа оперативных подразделений должна строиться по принципу четкого разделения: отдельный человек занимается коммуникациями с людьми, другой — написанием документов, третий — юридическим анализом полученной информации и так далее.

    Сейчас на опера возложено фактически всё, что только можно, включая кадровую работу.

    Сотрудники становятся универсальными солдатами, которые все могут, но глубоким специалистом в одной сфере, в большинстве случаев, не являются. Также, в качестве изменений, считаю необходимым уменьшить документооборот и бюрократические проволочки.

    Кстати, никаких агентов 007 в ФСБ России официально нет. Есть особо засекреченные персоны, выполняющие задания как в фильмах, но этих людей единицы, и о них не знают даже высокопоставленные сотрудники.

    Подробнее о том, как строится наша работа.

    У каждого опера есть круг лиц, сообщающих важную информацию. Чем ближе эти люди к преступным кругам, тем лучше. Вот выходит один из таких людей на связь с опером и говорит: в государственном учреждении «X» директор Иванов ворует бюджетные деньги, принимая работы по государственному контракту, которые фактически не были сделаны. А потом происходит оплата фиктивных работ. Бюджетные деньги оказываются на счете подрядчика. Дальше есть куча способов, как превратить эти деньги в чистые и поделиться с директором. Если еще проще, то смысл схемы в оплате того, что не было сделано. Опер, оценив эту информацию, понимает, что есть признаки хищения и решает поймать директора и его друга, с которым они «мутят» дела. Совершается куча бюрократических манипуляций для ОРМ (оперативно-розыскные мероприятия), чтобы задокументировать состав преступления. В данном случае стремиться надо к документированию мошенничества (ст. 159 УК РФ) или растраты (ст. 160 УК РФ). Далее нужно провести ОРМ, в ходе которых собрать доказательную базу и исследование, которое посчитает нанесенный ущерб. На данном этапе многое зависит от опыта и мастерства опера. Умение находить нужные слова и подбирать ключики к людям — важнейшее наше качество. Дай двум операм один и тот же лист с одинаковой информацией, и результат будет разительно отличаться.

    Кстати, из воинских традиций осталось празднование получения очередного звания. На этом мероприятии приходится выпивать залпом 250-граммовый стакан водки, хотя в последнее время наливают уже меньший объем. Я эту традицию не люблю и не понимаю смысла так мучать организм, но, к сожалению, отказаться в офицерском коллективе почти невозможно, сами понимаете.

    О кадрах и трудоустройстве

    Сейчас ФСБ испытывает огромный кадровый голод. Думаю причины этого в одновременном ужесточении требований к соискателям и деградации современной молодежи.

    С 2016 года на службу принимают со средним баллом (высшее образование) не менее 4,2.

    На работу мы берем ребят от 22 до 30 лет. Людей, интересующихся работой в органах безопасности, стало меньше, а тех, кто хочет связывать с этим всю свою жизнь — совсем мало.

    Знаете, людей можно понять. Сейчас уникальное время, когда можно, например, путешествовать по миру, ведя свой блог, и зарабатывать хорошие деньги. Это намного привлекательнее того, чем занимаемся мы, уж поверьте.

    Иногда присматриваем ребят еще на студенческих скамьях. Вербовку никто не отменял. Не забывайте, что служба в армии (или военная кафедра, военные курсы) являются обязательным условием поступления к нам, поэтому какой бы студент не был положительным, если служить не пойдет, то без вариантов.

    Аналитические способности оперу почти не нужны. Лично я использую аналитику в своей работе всего на 30% примерно. Информацию мы получаем из общения с людьми (среди которых, кстати, есть аналитики) официально и конспиративно, а анализ для этого особо не нужен.

    Утверждение, что в ФСБ нужны аналитики — ошибочное, навеянное иностранными фильмами о работе спецслужб.

    На работу, в большинстве случаев, мы не берем с судимыми родственниками. Исключение составляет судимость за малозначительные преступления, не связанные с хищениями, преступлениями против порядка и государства.

    О мотивах

    Патриотизм, романтизм, адреналин от погони, удовлетворение от доведенного до конца дела — убиваются системой напрочь после длительного периода службы. У меня лет через 5-6 прошло всё это, и теперь я просто делаю свою работу, не испытывая никаких эмоций. Хотя скорее, никаких положительных.

    У всех людей по-разному наступает процесс насыщения профессией.

    Патриотизм убивает несправедливость системы, когда, к примеру, не разрешают «трогать» некоторых чиновников по политическим причинам или наоборот, заставляют проводить мероприятия, ограничивающие конституционные права, в отношении порядочных людей, не преступников. Официально, конечно, всё выглядит по-другому. У меня никакого патриотизма уже нет.

    Удовлетворение от завершенного дела пропадает, когда тебя, например, заваливают следственными поручениями или заставляют писать статьи в «Вестник контрразведки» (внутренний журнал). Ещё допущенные косяки в процессе ведения дела — радости от самого процесса уже нет. При чем подобное происходит у всех, включая немолодых оперов.

    Полностью победить преступность все равно ни у кого никогда не получится.

    То, что вместо одного преступника, придут другие — мне лично наплевать, я считаю это неизбежным круговоротом событий во вселенной.

    Зарплата

    Зарплата складывается из оклада по званию, оклада по должности и всяких надбавок. Бонусы бывают в качестве премий за осуждение людей.

    Зарплата большая, но конкретных цифр раскрывать не буду.

    На дополнительный заработок нет времени, ведь работать приходится по будням с 9 до 21. Иногда по субботам еще выходим на смену, так что серьезно подработкой заниматься некогда.

    Кстати, сотрудникам ФСБ подработки на стороне — запрещены условиями контракта. Если кадровики или сб-шники (сотрудники Службы Собственной Безопасности) узнают, доведут до увольнения за несоблюдение условий контракта. Проблем не оберешься.

    Бывали и взяточники, конечно. Про себя рассказывать не хочу, бывало всякое, но главное, что не брал. Взятки предлагают преимущественно следователям, так как их работа на виду и преступник понимает, что ему уже конец.

    О преступниках

    Лично по моим материалам к уголовной ответственности привлечено 18 человек за 7 лет работы. Это не значит, что я раскрутил 18 отдельных дел. По одному делу проходят, как правило, несколько лиц, бывало от двух до шести. Все они приговорены к разной ответственности. Также существуют совместные реализации — когда к разработкам привлекаются несколько сотрудников. По таким делам осужденных больше, но посчитать не смогу.

    Среди преступников Робин Гудов не встречал, сейчас время не то.

    Угроз связями в моей практике не было, потому что неэффективно это всё, сами понимаете. Слышали про «вежливых людей» в Крыму? Так вот, я бы назвал сотрудников подразделений экономической безопасности тоже вежливыми. Обычно мы заходим красивые, аккуратные такие, в костюмах. Затем грамотно объясняем, что человеку будет плохо, чаще всего преступник понимает все мгновенно, ещё до наших слов.

    Курьезных случаев всяких было много. Помню мужичок один из ФСИНа, простите, обделался, когда на него люди в масках побежали. Это все не удивляет особо: кто-то дар речи теряет, а кто-то наоборот словами кидается.

    Иногда мне приходилось бывать на обыске губернатора и других высших должностных лиц региона. У них там всякого навалом, есть на что посмотреть. Бывал и в хоромах человека, владеющего подпольным казино и игровыми автоматами. Если сравнить по уровню, то до губернатора владелец казино не дотягивал немного, но было близко.

    Обнальщики тоже, кстати, хорошо живут, но в 2018 году им стало значительно тяжелее.

    Все мы понимаем, что много и честно заработать в России (уверен, что и в других странах тоже) очень сложно, удается единицам, а красиво и комфортно жить хочется всем, вот и ищут люди способы как бы обогатиться быстро и много. Один из способов — воровать. Совета как этого не делать у меня нет, разве что научиться хотеть меньшего. Кстати, я знаю примеры как люди наворовывали на первоначальный капитал и уходили в белый бизнес — молодцы, конечно.

    Пару раз и наши сотрудники совершали коррупционные и прочие преступления. Обычно руководство предпочитает не выносить такую информацию в публичную плоскость, поэтому в большинстве случаев все решается увольнением сотрудника.

    Только подразделения Собственной Безопасности способны выявить факт совершения сотрудником ФСБ преступления, поэтому до общественности это не доходит, угасая в наших стенах. Я считаю такой подход правильным, так как таким образом мы не подрываем авторитет органов в глазах людей, оттого они проще идут к нам рассказывать о чем-то, рассчитывая на то, что мы честные и порядочные парни.

    Нас в несколько десятков раз меньше, чем тех же полицейских — поэтому и вероятность выявления преступлений, совершенных сотрудниками ФСБ, тоже меньше.

    О законах и преступлениях

    Несовершенство российского законодательства, безусловно, присутствует в больших количествах, но не сказал бы, что это часто используется в противоправных схемах. Я бы назвал такие преступления максимально фантастическими, если они есть, их почти нереально раскрыть.

    Преступления сейчас гораздо проще. Например, становится человек чиновником, получает доступ к бюджетным деньгам и придумывает то, как их увести. А мы пресекаем преступление.

    Взятки сейчас уже достаточно редки. К слову, даже с 2015-2017 годов количество выявляемых преступлений по даче, получению, посредничестве во взяточничестве значительно сокращаются.

    Кстати, оплата информации о нарушении закона предусмотрена во многих странах Европы. В России же это реализовано несколько по-другому: с лицом, подобранным для конфиденциального сотрудничества, заключается контракт, по которому у него есть четко определенные права и обязанности. По условиям контракта он может получать зарплату, а затем пенсию при достижении определенного возраста.

    Скажу, что это лишь одна из нескольких форм сотрудничества и применяется крайне редко. Чаще всего мы ничего не платим своим информаторам и контракт не заключаем, но, поверьте, есть много мотивов, которые движут людьми. Многие идут с нами на сотрудничество, просто к каждому нужно подобрать свой ключ.

    Наибольшее количество экономических преступлений совершается в сфере госзаказа. То есть при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Тут схем множество: от ограничения конкуренции при проведении конкурсных процедур до приёмки фиктивных работ.

    За все время работы, по примерным подсчетам, мне удалось спасти порядка 250-300 млн. руб, большая часть из которых еще не возвращена в бюджет. Поверьте, это не большие суммы в масштабах федеральной борьбы с коррупцией.

    О женах

    В рассказах о бывших парнях, многие девушки выделяют «был у меня ФСБшник», видимо красивые ухаживания и налет таинственности профессии отмечаются в любом женском мозгу. Однако в большинстве своем это не так.

    В виду специфики нашей работы и ее загруженности, домой приходишь как выжатый лимон, и все на что тебя хватает — это поесть, умыться и лечь спать. В большинстве случаев у всех так, кому же такое понравится? Поэтому во время банкетов мы даже посвящаем женам отдельный тост за их терпение и понимание. Все женщины хотят внимания и заботы, независимо от того, жены ФСБшников они или нет.

    Лично мне повезло с супругой. Во-первых, она все понимает и не предъявляет по пустякам, а во-вторых, я все же стараюсь интересоваться ее жизнью и делать подарки без повода. В целом считаю свой брак счастливым и успешным. Таких в ФСБ мало.

    О Telegram и блокировке мессенджера

    Не важно какой у вас мессенджер или соцсеть, скайпом вы пользуетесь или ВК. Если вы террорист или шпион (госизменщик), то вся ваша переписка будет контролироваться нами.

    Скажу, что техническая возможность контроля есть, но доступна она не массово, то есть не всем операм. Подход выборочный — зависит от тяжести преступления. Делаем мы это путем изготовления дубликата сим-карты. Через операторов связи выпускаем такую же симку как у преступника (у нее тот же IMSI, KI) после чего весь трафик дублируется на подконтрольную нам симку, которую мы вставляем в такое же устройство, как у клиента. Достаточно сложный способ по исполению, но работающий.

    У вас, наверно, возник логичный вопрос: почему тогда столько шумихи вокруг Телеграма? Вся фишка в ключах дешифровки. Весь трафик, идущий через операторов интернета или сотовых сетей мы уже давно умеем перехватывать, технически это не сложно. Но вот что делать c этим трафиком? Почти все что идет через интернет шифруется и без дешифровки будет выглядеть как набор бесполезных символов, поэтому и нужны ключи дешифровки, чтобы превращать эти символы в текст, аудио и т.д.

    Кстати, не только Телеграм не дает нам эти ключи. Другие популярные мессенджеры также отказываются выдавать ключи, за исключением периода проведения важных общественных мероприятий. Например, на период проведения чемпионата мира по футболу, WhatsApp и Viber по запросу очень быстро смогут предоставить ключи дешифровки. После ЧМ они станут неактуальны.

    Советы для начинающих

    Если вы вдруг решите пойти работать в ФСБ, то вот вам несколько советов, которые значительно упростят жизнь и дальнейшую работу:

    • Берегите здоровье. Медицинские комиссии при поступлении сложные;

    • Никогда не пробуйте наркотики, даже травку. Все равно на полиграфе спалитесь;

    • Развивайтесь физически. Подтягивание без рывков – 15 раз, бег 1 км – не позднее 3.30 мин;

    • Прокачивайте навыки общения, манипулирования, НЛП, психологии, соц.инженерии. Чем лучше в этом будете разбираться, тем проще будет работать;

    • Выучите историю органов безопасности. ВЧК, КГБ, МГБ, ФСБ и т.д. Хорошо бы знать что за чем шло и кто руководил органами;

    • Всегда будьте в курсе происходящего. Неплохо было бы следить за мировыми, всероссийскими новостями и тем, что происходит в вашем регионе;

    • Не рассчитывайте, что все будете как в фильме про Бонда. Скорее всего вы будете 80% своего рабочего времени проводить за компьютером, печатая бесконечные справки и отвечая на запросы из Центра;

    Заключение

    В заключении хочу дать несколько советов людям.

    Если вы задумались о преступлении, то советую всегда подумать о последствиях. Сразу откройте уголовный кодекс и будьте готовы к ответственности за свои деяния.

    Во многих случаях выгоднее признать вину и уйти в особый порядок.

    Тем, кто уже совершил и его поймали, совет будет несколько странный. Не спешите давать показания или пользоваться 51 статьей Конституции.

    Что делать в конкретной ситуации поможет разобраться «свой» адвокат.

    Кстати, совет насчет адвокатов. Помните, что их основная задача — это заработать на вас денег, поэтому все советы которые они дают, идут через призму заработка, а не вашей защиты, поэтому нужен свой адвокат — родственник или друг.

    Еще совет: если попались, не пытайтесь решить вопрос об освобождении вас от ответственности за деньги. В большинстве случаев все так называемые «решальщики» окажутся мошенниками, которых уже давно разрабатываются нами (или полицейскими). Как минимум, потеряете деньги, а как максимум — заработаете себе еще один состав преступления.

    Еще неожиданный для вас совет: не надо бояться сесть в тюрьму. Сейчас в тюрьме не как в 90-е, понятия блатных, смотрящих, мужиков и т.д. почти не существует. Знаете, пребывание в колонии общего режима, как армия. На строгом режиме посложнее, но за экономические преступления туда попадают редко. На зоне решают деньги. Если у вас есть заначка, то там можно всё — вопрос цены.

    Интервью давал в первый раз. Надеюсь, после его публикации меня не начнут искать коллеги разными способами.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *