Франция FR

Цвета полос: синий, белый, красный.

Значение и история флага Франции:

Синее знамя использовалось еще со времен Хлодвига I, первого франкского короля, и было связано с цветом облачения святого Мартина Турского, покровителя Франции. По легенде святой поделился своим плащом (синего цвета) с нищим у Амьена, а Хлодвиг после принятия христианства около 498 года сменил в честь него белое знамя на синее.

Белый цвет в период с 1638 по 1790 гг. являлся цветом королевского флага и некоторых морских знамён. С 1814 по 1830 гг., он также был цветом стягов королевской армии. Белый цвет символизирует Францию и все то, что связано с божественным порядком, с Богом (отсюда и выбор этого цвета в качестве основной эмблемы королевства — по официальной доктрине власть короля имела божественное происхождение).

Во времена правления Гуго Капета, его потомки короли Франции имели красную орифламму в честь святого Дионисия, так как он был легендарным основателем аббатства, которое со времён Дагоберта I было особенно почитаемо.

С начала правления Генриха IV (1589—1610) королевские одеяния стали белыми с красной и синей вышивкой на них. Французская Гвардия переняла эти три цвета и стала использовать их в своей униформе и в качестве эмблемы полка. Они сохранили их и после революции, став уже Национальной Гвардией. Генрих IV даже порекомендовал эти три цвета (синий, белый, красный) послам из Республики Соединённых Провинций, ставшей незадолго до этого независимой, и те последовали совету французского короля и сделали себе трёхцветный флаг.

На фото — прощание со знаменем в Чебаркуле. Источник — Знак.com

Все мы со школьных лет знаем, что армейское знамя — чрезвычайно важный и уважаемый предмет. Тезисы об особой роли знамени записываются на подкорку с детства: знамя нужно защищать до последней капли крови, его потеря — большой позор, захват вражеского знамени — доблесть. А собственно почему? За что такое уважение к обычному куску ткани с рисунком? Ладно бы на знаменах всегда изображались иконы (как это было в конце XIX века), так нет же: в 17-18 веках на знаменах никаких икон не было, а были самые различные геральдические звери, условные символические конструкции, стрелы, копья, словом совсем не сакральные картины и т.п. Да и на протяжении XIX века основным на знамени был государственный герб, ну так он был и на киверах, и на барабанах, и на бог знает чем. Не относились же к барабанам как к святыне.

Одно из русских ротных знамен. 1712 г.

Все дело в особенностях военной тактики конца XVII-XIX веков. Во всех европейских армиях тогда использовалась т.н. «линейная тактика».

Что такое линейная тактика ? В древние времена для обеспечения победы военачальнику требовалось обеспечить численный перевес на конкретном участке для удара по противнику холодным оружием; т.е. чем больше солдат удавалось сосредоточить в «ударном кулаке», тем успешнее было дело. При этом огнестрельное оружие использовалось как помощь основным силам, т.к. оно было тяжелым, неудобным, перезаряжалось чрезвычайно долго, перед выстрелом устанавливалось на специальную подставку (сошку)… в XVI веке мушкет вообще обслуживали двое: один стрелял, а второй следил за фитилем.

Мушкетер XVI века. Чтобы произвести выстрел нужно было установить тяжелый мушкет на подставку, а затем провести сложные манипуляции по поджиганию пороха…

С развитием огнестрельного оружия мушкеты стали легкими, солдат стал стрелять «с рук», и пехота получила возможность относительно быстро перезаряжать мушкеты, а при плотном огне расправляться с соперником (в т.ч. и с кавалерией), даже не дав ему приблизиться. Но при всем прогрессе огнестрельного оружия оно по прежнему было неточным. Прицельной стрельбы не существовало в принципе. Поэтому для успешного залпа требовалась массовость. А чтобы стреляющие не мешали друг другу при одновременном залпе, их выстраивали в длинные шеренги — ЛИНИИ глубиной всего в 3-4 человека. Чем длиннее шеренга, тем более смертоносным будет залп. Когда шеренга одновременно стреляла, ряды противников можно было «выкашивать». Но при всем это от солдат требовалась строгая дисциплина: строй необходимо было держать в любых условиях (т.к. прореха в строе автоматически означала ослабление ударной силы на одном из участков, туда противник мог направить кавалерию, а подпущенная на расстояние сабельного удара кавалерия по-прежнему была гибельной для пехоты).

Соответственно солдат должен был быть обученным, дисциплинированным и управляемым. Его задачей во время боя был продвижение четким строем, быстрая перезарядка оружие и стрельба. Шаг за шагом. Выстрел за выстрелом.

Вот для управления строем и использовались знамена.

В условиях боя среди грохота пушек и выстрелов голосовые команды командиров были почти не слышны. Помогали музыкальные инструменты — барабаны, флейты — под музыку солдаты могли «войти в ритм», двигаться слаженно всем строем. К тому же уже после первых выстрелов поле боя покрывалось дымом, так что и полководец с трудом видел свою армию, и солдаты были ограничены в обзоре. Но «своего» знаменосца со знаменем они видели. Напомню, что знамена тогда выдавались не по одному на полк (как сейчас), а каждой роте (!). То есть на рубеже 17-18 веков в пехотном полку могло быть до 16 знамен. Знаменосцы не были заняты стрельбой, их основной задачей было высоко держать знамя, чтобы служить ориентиром для солдат, помогая им держать линейный строй.

«Тонкая красная линия», картина британского художника Роберта Гибба, 1881 г, показывающая огневую мощь линии при использовании линейной тактики. Русская кавалерия в ходе Крымской войны не может приблизиться к британцам из-за хорошо организованного плотного огня. Рисунок — из Википедии

Выбитый в строю врага знаменосец означал потерю ориентации вражеских солдат на поле боя, образование бреши в строю врагов, ослабление их огня на этом участке и соответственно — возможность скорой победы. Поэтому знамена берегли, убитых знаменосцев мгновенно заменяли, а уничтожение вражеского знамени считали предвестником беспорядка во вражеской линии и хорошей предпосылкой для победы в битве.

С дальнейшим совершенствованием огнестрельного оружия к середине XIX века линейная тактика стала потихоньку уходить в прошлое. Возросшая точность стрельбы породила другой подход, стало принципиально важным использовать укрытия, неровности местности, а сражающиеся в рассыпном строю солдаты (гренадеры, егеря и др.) поначалу знамен не имели. Они им просто не были нужны, т.к. не нужно было сохранять линию. Уже позднее, когда знамена из утилитарных вещей были превращены в регалии, условные знаки доблести или милости императора, церемониальные принадлежности, их стали выдавать всем: и гренадерам, и егерям, и ландмилиции, и саперам… При этом, как это ни цинично будет сказано, утилитарная необходимость знамен в армии сошла на нет. Конечно, знамена обрели более высокий статус, они стали как бы пусть и не живыми, но такими же солдатами полка, которые также могут быть ранены, захвачены в плен, пробиты пулей; немыми свидетелями полковой истории. Возросла церемониальная ценность знамени.

Но в боевых условиях знамена просто перестали выносить на поле боя. Они пылились в штабах как дорогие сувениры, а имевшие место случаи захвата знамён противником, как правило, были связаны с полным разгромом полка и захватом штаба. Во времена Великой Отечественной войны полковые знамена также на поле боя не выносились. Какой был в этом смысл, когда никакого толка в их присутствии не было, а потеря знамени, по устоявшейся армейской традиции неминуемо вела к огромным проблемам для командования. Использовали их только на парадах, торжественных церемониях, да для кинохроники. Вспомните, знаменитое Знамя Победы, хранящееся в Музее российской армии, это ведь не полковое знамя, а самоделка, собранная на коленке и раскрашенная белой краской. Но она была поднята над Рейхстагом. А полковые знамена штурмующих Рейхстаг полков в это время спокойно лежали в штабе.

Знамя над Рейхстагом. Фото Е. Халдея, 1945 г. Хорошо видно, что это не боевое знамя полка, а самодельное полотнище. А настоящее боевое знамя полка не покидало штаба, командованию совершенно не нужны были лишние проблемы.

Но это уже другая история.

***

Читайте на канале -Символы Газпрома. Что было до «зажигалки»

Что означают цвета флага Франции?

Существует множество версий, почему именно эти цвета выбраны для флага Франции? По одной из них синий, белый и красный цвет означают свободу, равенство и братство, соответственно. Другие исследователи считают, что белый цвет – символ знамени Жанны д`Арк (или французской монархии, по другим данным), синий – христианского проповедника св. Мартина, красный – знамени французских королей, называемого Орифламмой (или знамени Карла Великого).

История флага Франции

Синий и красный цвета всегда считались основными цветами Парижа. Повстанцы во время революции носили форму, именно этих двух цветов. Людовик XVI приехал из Версаля в Париж после революции, рядом со своей белой кокардой он прикрепил кокарду революционеров. Случилось это после того как французы штурмовали Бастилию в 1789 году. Так образовались три цвета современного флага Франции. Точное расположение цветов было определено не сразу, поэтому существует множество вариаций. У древка иногда находилась красная, иногда синяя полосы. Во время правления Наполеона Бонапарта флаг приобрел окончательное расположение цветов: белый цвет находится посередине полотна, синий и красный – по бокам, у древка расположена синяя полоса. При этом все три полосы обязательно должны были иметь равную ширину. Сегодня флаг Франции представлен именно в таком виде.

Герб Франции

Герб Франции состоит из нескольких символов:

  • оливковое дерево – символ мира;
  • дуб — долголетие;
  • аббревиатура из двух букв «RF» (Французская Республика);
  • два топора слуг древнего Рима ассоциируются с правосудием.

Герб и флаг Франции – это не просто символы государства. За ними стоит история страны, религиозная, военная и политическая деятельность.

Возможно вам также будет интересно узнать об особенностях французского менталитета и о населении Франции не как о цифрах и процентах, а как о живых людях с их привычками, манерой поведения и общения.

Значение слова Флаг по Ефремовой:

Флаг — 1. Одноцветное или нескольких цветов полотнище определенного размера, одной стороной прикрепленное к древку или шнуру (обычно с эмблемой страны или государства). // Употр. как символ государства, нации.
2. Кусок ткани определенной формы и окраски, прикрепляемый к древку и являющийся знаком чего-л.

Время, за которое лошадь должна пройти в состязании определенную дистанцию, обозначенную флажком (в спорте).

Значение слова Флаг по Ожегову:

Флаг — Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета, часто с эмблемой

Флаг в Энциклопедическом словаре:

Флаг — (нидерл. vlag) — прикрепленное к древку или шнуру полотнищеустановленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба,эмблемы.

Значение слова Флаг по словарю Ушакова:

ФЛАГ, флага, м. (гол. vlag). 1. знамя, полотнище, одноцветное или разных цветов, прикрепленное к древку (обычно с эмблемами государства или какой-н. организации). Государственный Советского Союза. Флаг командующего эскадрой. Национальный флаг государства. Спустить флаг. Поднять флаг. Над Невою резво вьются флаги пестрые судов. Пушкин. || кусок ткани определенной формы и окраски, прикрепленный к древку и служащий знаком чего-н. выкинуть белый флаг. Парламентерский флаг. Сигнализировать флагом. Зеленый флаг, красный флаг (ж.-д. сигналы). || Вообще кусок ткани, прикрепленный к древку. Ребята шли с флагами. флаг от 6 до 15 секунд. Лошади, оставшиеся за флагом, приза не получают. выкинуть флаг — см. выкинуть. Держать (свой) флаг где (мор.) — иметь пребывание (на каком-н. корабле). Адмирал держал флаг на линкоре. Остаться за флагом — перен. отстать от других, не достигнуть цели. Тетенька выполнила трудную миссию так быстро и ловко, что все соперничающие стороны остались за флагом. Салтыков-Щедрин. под флагом чьим (мор.) — имея на борту кого-н. (что обозначено поднятием определенного флага). Эскадра шла под флагом командующего флотом. под флагом чего — перен. 1) то же, что под знаменем (см. знамя). Октябрьская революция родилась и окрепла под флагом марксизма, под флагом идеи диктатуры пролетариата, под флагом ленинизма, который есть марксизм эпохи империализма и пролетарских революций. Сталин (Международный характер Октябрьской революции). 2) прикрывая чем-н. свои истинные цели, намерения. Они не только не выступили против войны, но, наоборот, помогали буржуазии натравливать рабочих и крестьян

Значение слова Флаг по словарю Даля:

Флаг
м. немецк. корабельное, мореходное знамя. различают: военный кормовой флаг, белый с андреевским синим крестом, и носовой, или гюйс. затем, пароходам, яхтам, транспортам и пр. даны особые флаги, адмиралам, по сану и чину их, также. купеческий фл

Значение слова Флаг по словарю Брокгауза и Ефрона:

Флаг (vellum, бот.) — верхний непарный лепесток мотылькового цветка (см.).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *