финал

Примеры употребления слова финал в литературе.

Финал беседы был прост — комиссару, преданному партии большевиков, было предложено прежде попытать счастье в поступлении в Военно-морское училище, а уж потом, через десяток — другой лет, приходить в академию.

И все же Алимову показалось, что невольный выкрик Палина в финале означал капитуляцию.

Программа действий молодого композитора недвусмысленно отражена в его авторских ремарках — вроде той, которая сопровождает финал альтовой Сонаты ор.

Но, благодарение Богу, в финале Бут возвращается на верную стезю: достаточно было едва ли не одного дня, проведенного в арестном доме за чтением проповедей доктора Барроу, чтобы Бут испытал благородное обращение.

Леонидов вчера позвонил ему домой и, похохатывая, описал в подробностях финал баевского дня рождения.

Скажем, у любимых мною нежно Олдей при первом чтении Баламута я узнавал стиль, ход мыслей, но никак не сумел предугадать финала.

Но это уже был Вольпоне 20-х годов, барочный злодей, не выдерживающий гибели своих планов и театрально сходивший с ума в финале комедии.

И, например, братоубийственная борьба в храме во время осады Иерусалима, хоть она и имела место спустя тридцать с лишним лет после распятия Иисуса, ретроспективно проливает свет на его время, ибо представляла собой логический финал той же драмы, кульминационное проявление недуга, издавна мучившего еврейский народ.

Диктор назвал Петрова, Данилова и Гусева, добавив при этом, что два десятиклассника и восьмиклассник учатся отлично, а увлечение хоккеем с детства привело их к финалу во всесоюзном первенстве.

Когда в следующий раз я пришел к Юде Нохемовичу, он вдруг попросил: — А ну-ка, Иона Лазаревич, высвистите снова финал скрипичного концерта Брамса.

И финал — покаянное лобзание родной земли предавшим его товарищем — артист Гостюхин ушел дальше замысла режиссера и провел эту сцену на высочайшем трагедийном уровне, на пределе искренности.

Ведь финал диссонирующего аккорда тоже часть диссонанса этого аккорда.

Мчатся кони буйным ветром, И осмыслить не успеть, Только ночью звёздной спектры Дел космических узреть, Под завесой атмосферной Завершается финал, То ли лютое инферно, То ли ангел пролетал.

Все стихи писал он сам — первые двадцать, потом пять для полуфинала, в котором участвовали семьдесят два конкурсанта, и, наконец, пять последних стихов для финала.

И захватив для этого финала железный косырь, каким щепал для самовара лучину, дьякон вышел навстречу неизбежному.

Источник: библиотека Максима Мошкова

похожие кроссворды

  1. А также вообще заключительная часть чего-нибудь 8 букв
  2. Завершение, конец, заключительная часть чего-нибудь 5 букв
  3. (разговорное) тот, кто уводит кого-либо откуда-либо, от кого-либо, чего-либо
  4. Перевес, превосходство кого-либо, чего-либо над кем-либо, чем-либо
  5. Прогиб под воздействием чего-либо; провисшая часть чего-либо 6 букв
  6. Заключительная часть трагедии в древней греции
  7. Безбуквенная заключительная часть подписи
  8. В уроке танца: заключительная часть упражнений, выполняемая в быстром темпе
  9. Заключительная часть литературного или музыкального произведения 8 букв
  10. Заключительная часть дистанции 5 букв
  11. Заключительная, решающая часть спортивных состязаний на скорость 5 букв
  12. Заключительная часть спортивных соревнований, выявляющая победителя 5 букв
  13. Заключительная часть спортивного состязания на скорость 5 букв
  14. Заключительная часть литературного, музыкального произведения 6 букв
  15. Заключительная часть литературного произведения 9 букв
  16. Заключительная часть любого литературного произведения 8 букв

В Википедии есть страница «финал».

Русский

В Викиданных есть лексема финал (L174979).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. фина́л фина́лы
Р. фина́ла фина́лов
Д. фина́лу фина́лам
В. фина́л фина́лы
Тв. фина́лом фина́лами
Пр. фина́ле фина́лах

фи-на́л

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -финал- .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. книжн. завершающая часть, конец чего-либо ◆ Альберт, не отвечая, вскочил, схватил скрипку и начал играть финал первого акта «Дон-Жуана», своими словами рассказывая содержание оперы. Л. Н. Толстой, «Альберт», 1858 г. ◆ Во всяком случае, я предчувствовал, что подходит финал всего этого таинственного и напряжённого состояния. Еще один удар — и всё будет кончено и обнаружено. Ф. М. Достоевский, «Игрок», 1866 г.
  2. спорт. заключительная часть многоэтапных соревнований, выявляющая победителя ◆ Финал чемпионата по футболу.
  3. комп. жарг. окончательная версия программы, готовая к сдаче ◆ Вышел финал Opera 12.13.

Синонимы

  1. конец, завершение, окончание
  2. выпуск, релиз

Антонимы

  1. завязка, начало, прелюдия
  2. первый тур
  3. альфа-версия, бета-версия

Гиперонимы

  1. стадия, этап
  2. версия

Гипонимы

  1. развязка, эндшпиль

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: финалист, финалистка; полуфинал, четвертьфинал, финализм
  • прилагательные: финальный

Этимология

Происходит от лат. finalis «предельный, пограничный, конечный», от finis «предел, граница, конец», далее из неустановленной формы; вероятно, связано с figo «укреплять» Русск. финал заимств. через нем. Final (с XVII в.) или франц. finale из итал. finale. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    конец

    • Английскийen: ending; finale
    • Испанскийes: final, fin, conclusión, desenlace
    • Итальянскийit: finale, fine, conclusione
    • Немецкийde: Schluß, Finale
    • Украинскийuk: фінал
    • Французскийfr: fin, finale
    • Чешскийcs: dopěv, konec

    последний этап соревнований

    • Английскийen: final
    • Испанскийes: final
    • Итальянскийit: finale
    • Немецкийde: Endrunde, Finale
    • Украинскийuk: фінал
    • Французскийfr: finale
    • Чешскийcs: finále

    Анаграммы

    • Фалин

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
      Многим зрителям хоть раз приходилось покидать зал в недоумении и задаваться вопросом: чем все на самом деле закончилось?
      «Внезапная концовка — это все равно что повесить трубку, не сказав собеседнику „до свидания“, или катапультироваться из кабины пилота, не посадив самолет», — пишет Кристофер Воглер в «Путешествии писателя» . Действительно, чувство незавершенности произведения бывает крайне неуютным.
      Законченность еще со времен Аристотеля считалась признаком истины и красоты художественного произведения. Некоторые истории интересны именно в силу своей недосказанности. Они вызывают аудиторию на диалог с автором, включают ее в творческий процесс создания чего-то нового.

      Кадр из фильма «Выпускник» (1967) / Фото: United Artists
      Открытый финал — изначально литературный прием. Можно сказать, что фильмы, в которых за кульминацией не следует развязка (либо она перерастает в новый конфликт), похожи на главу из книги — конкретная ситуация завершена и начинается следующая, но мы не узнаем, о чем она будет. В этом случае концовки можно разделить на несколько категорий:

      • открытый финал с множеством вариантов ответа. Он подразумевает неограниченное количество интерпретаций, из которых каждый вправе выбрать собственную;
      • двойственный финал, когда выбор между вариантами развязки/продолжения ограничен определенным количеством интерпретаций (двумя и более). Здесь авторы дают намек (явный или скрытый) на основании которого внимательный зритель может предположить, чем завершилась история. Условно такой финал можно назвать полуоткрытым;
      • клиффхэнгер (cliffhanger ending) — внезапное окончание фильма с отсылками к новому конфликту в следующей части.

      Вспомним самые яркие примеры картин, финал которых можно сравнить с вопросительным знаком или многоточием.

      Открытый финал с множеством вариантов ответа

      Постепенное усложение повествования в кино со временем привело к отказу от традиционного нарратива с четким драматургическим делением: завязка — кульминация — развязка. Конечно, финал остался неотъемлемой частью фильма, но превратился из четкого в размытый.
      Фильмы французской новой волны, итальянского неореализма, ставившие себе цель изобразить жизнь как можно естественнее, часто завершались открытой сценой без каких-либо указаний на варианты развития. В реальной жизни бывает точно так же — человеку несвойственно знать будущее наперед. Фрасуа Трюффо, объясняя конец «400 ударов» (1959), писал: «Мой фильм не мог закончиться ни на оптимистичной, ни на пессимистичной ноте, я избегаю решения проблем. Вместо этого я снимаю широким планом, а затем кадр застывает на моем герое».

      Финальная сцена фильма «400 ударов» (1959)
      Сколько бы зрители ни строили предположения о вариантах завершения или возможного продолжения, как правило, только слова автора могут дать ключи к пониманию смысла финальных кадров. Впрочем, в большинстве случаев открытый финал означает, что автор сам не нашел ответа.
      В «Персоне» (1966), одном из самых загадочных фильмов Ингмара Бергмана, нет даже намека на условный финал. Кто-то считает, что актриса и медсестра — один и тот же человек, так как на долю секунды их лица сливаются в одно. Кто-то просто видит, как Альма покидает домик у моря, а для кого-то это кино о кино.
      Сам Бергман отмечал, что «Персона» — один из немногих фильмов, где ему «беспрепятственно удавалось парить между сном и реальностью». «»Персона» была удачным прорывом, давшим мне мужество продолжить поиски неведомых путей, — вспоминал режиссер. — Эта картина в силу разных причин более откровенна. В ней есть за что ухватиться: кто-то молчит, кто-то говорит — конфликт. При чтении она может показаться импровизацией, но построена по скрупулезно разработанному плану. Сегодня мне кажется, что в «Персоне» — и позднее в «Шепотах и криках» — я достиг своего предела. Что я свободно прикасаюсь к бессловесным тайнам, выявить которые способен только кинематограф». Возможно, в этих «бессловесных тайнах» и скрывается ключ к разгадке.

      Трейлер фильма «Персона» (1966)
      Многие картины с открытым финалом завершаются движением — герои просто уходят в неизвестном направлении и нам остается лишь гадать, как сложится их дальнейшая судьба. Подобным образом авторы уводят своих героев от важного выбора. Мотив движения можно найти во многих советских фильмах 60-80х.
      Напевая известную песню на стихи Геннадия Шпаликова, молодой Никита Михалков поднимается по эскалатору в финале «Я шагаю по Москве» (1963). В единственной режиссерской работе самого Шпаликова «Долгая счастливая жизнь» (1966) финал считали искусственно затянутым — его герой тоже просто сбегает от проблем и ненужных вопросов в новое путешествие, надеясь найти что-то, что уже потерял. Убегает и герой Олега Басилашвили в «Осеннем марафоне» (1979) Георгия Данелии — от любого ответа, от необходимости выбора между женой и любовницей, от самого себя, в конце концов. Таким же образом завершаются и приключения героя Олега Янковского в «Полетах во сне и наяву» (1982) Романа Балаяна.

      Кадр из фильма «Я шагаю по Москве» (1964) / Фото: «Мосфильм»
      Похищение невесты из-под венца и побег влюбленных в никуда на первом подъехавшем автобусе — финал «Выпускника» (1967) Майка Николса. Но слишком скоро радость на их лицах сменяется непониманием и опустошенностью. Тревога, видимо, проявится позднее, но зритель этого не увидит.

      Финальная сцена фильма «Выпускник» (1967)
      Из известных современных примеров в ту же категорию можно отнести фильмы Мартина МакДоны. «Залечь на дно в Брюгге» (2008) и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017) завершаются именно на дороге. В первом на скорой помощи уводят героя Колина Фаррела, и мы не знаем, останется ли он в живых и что вообще будет дальше. А во втором отчаянная Милдред Хейс отправляется с офицером Диксоном на поиски убийцы своей дочери, но накажут ли они его, отпустят ли, а может, просто поедут в другом направлении? Скорее всего, последнее, ведь режиссер во многих интервью говорил, что эта история не столько о мести, сколько о том, как человек способен посмотреть на вещи под другим углом и изменить свое отношение к ним.

      Финальная сцена фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017)
      Когда в одном из интервью братьев Коэн спросили, финал какого фильма они бы поменяли, если бы могли к нему вернуться, они рассказали, что у «Старикам тут не место» (2007) был и другой вариант концовки: «Томми Ли Джонс, сидя перед окном, не рассказывал свою длинную историю. Вместо этого появлялся автор романа — Кормак МакКарти и, опираясь на забор, говорил прямо на камеру. И когда он заканчивал— а он одет в ковбойские кожаные штаны, — он оборачивался и уходил. И становилось очевидно, что у него нет трусов под штанами! И это конец фильма. Так что мы написали много вариантов финала, — заключают режиссеры, — но вам придется оставаться с тем, который у вас есть!»

      Финальная сцена фильма «Старикам тут не место» (2007)
      Дэвид Линч считает, что зритель «может понять гораздо больше, чем ему кажется. Просто иногда он не в состоянии передать это понимание словами, но он чувствует, что понимает. Все объясняет интуиция. Если вы доверяетесь ей, чувства приравниваются к пониманию. Ты видишь или слушаешь что-то новое, и понимание приходит само собой». В случае с его работами это не всегда так просто. Взять, к примеру, «Внутреннюю империю» (2006): финал здесь вряд ли выполняет одну из основных функций — сведение всех сюжетных линий и объяснение каждой из них. Скорее, он еще больше сбивает с толку.

      Финальная сцена фильма «Внутренняя империя» (2006)
      Перечислить все возможные интерпретации подобных концовок вряд ли возможно. Кто-то продолжает фантазировать о судьбе персонажей, а кто-то предпочитает оставить фильм со знаком вопроса.

      Двойственный финал

      Авторы некоторых фильмов намеренно переключают внимание зрителя с одной версии на другую, чтобы в итоге варианты концовки разделились на два-три возможных. Например, запутанный финал в «Планете Ка Пэкс» (2001) фактически содержит две трактовки, но выбор какой-то конкретной из них столь же неочевиден, как и предположение о существовании жизни вне земной цивилизации. Можно обратить внимание на убедительную историю сумасшествия, вызванного трагическими событиями прошлого Портера-Прота, но зачем тогда авторы настойчиво продолжают намекать на его инопланетное происхождение на протяжении всего фильма, даже в сцене после титров? Это тот случай, когда хитроумный лабиринт разных подсказок уравновешивает две теории, и каждый сам выбирает, о чем посмотренный фильм.

      Финальная сцена фильма «Планета Ка Пэкс» (2001)
      Примерно такими же вопросами мы задаемся после просмотра «Бердмэна» (2014). В течение фильма альтер-эго Риггона Томпсона в образе пернатого супергероя сопровождает его повсюду, но зрителю очевидно, что это лишь плод его воображения. Финал ставит это утверждение под сомнение — кажется, его дочь увидела в воздухе нечто поразительное.

      Финальная сцена фильма «Бердмен» (2014)
      Много лет поклонники «Начала» (2010) терзались вопросом: упал ли тотем или продолжил крутиться? Остался ли Кобб во сне или на самом деле вернулся к своим детям? К счастью, недавно Майкл Кейн раскрыл для всех эту загадку, рассказав, что при подготовке к роли спросил у Кристофера Нолана, как же отличить реальность ото сна? Тот дал ему четкий ответ: «Сцены, в которых есть твой персонаж, всегда реальны». В последней сцене персонаж Майкла Кейна присутствует, а значит, едва заметные колебания волчка предсказывают, что он вот-вот упадет. Кобб вернулся.

      Финальная сцена фильма «Начало» (2010)

      Клиффхэнгер — истории с продолжением

      Внезапный финал, в котором содержатся вопросы, приводящие сюжет к новому конфликту — стандартный прием для любой серии/сезона сериала, а также для всех франшиз, выходящих на экраны частями. Это и «Назад в будущее», и «Матрица», и все части «Человека-паука», и «Пираты Карибского моря», и «Властелин колец», и «Гарри Поттер» и многие другие. Мало кто покидает зрительный зал после очередного фильма про Мстителей, ведь после титров обязательно есть сцена, которая дает подсказку-отсылку к новой части. Можно сказать, что такой вид открытого финала менее мучителен, потому что мы точно знаем, что получим ответ спустя некоторое время.
      Конечно, случаются и долгие разрывы: например, окончание истории любви «Перед рассветом» (1995) Ричарда Линклейтера пришлось ждать 9 лет, а затем еще 9. («Перед закатом», 2004; «Перед полуночью», 2013). Финал первого фильма открытый — встретятся ли герои еще? В следующей части мы узнаем ответ на этот вопрос, получаем новый и так по цепочке.

      Финальная сцена фильма «Перед рассветом» (1995)

      Подведем итоги

      Финал — это заключительный пункт любой истории. И если открывающие кадры многие легко забывают после просмотра, финальная сцена становится отражением сути всего фильма и запоминается надолго. Иногда в ней возникает новый поворот, еще одно открытие. В классическом закрытом финале все сюжетные линии получают какое-либо завершение и звучат ответы на самые важные вопросы.
      Открытый финал — прямая его противоположность. В нем конфликт до конца не исчерпан, события могут получить совершенно неожиданное продолжение, но зритель, скорее всего, об этом не узнает. Вместо однозначного ответа в его руках остается загадка. Насколько такие истории интереснее — каждый определяет для себя сам. В некоторых случаях ответа нет, потому что и не может быть или он ожидает нас где-то впереди.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *