Фильмы Япония 2018

Голубые горы (Aoi sanmyaku)

Год: 1949

Режиссер: Тадаси Имаи

Из-за трудностей перевода название «Голубые горы» не очень понятно русскому кинозрителю. «Aoi», что означает синий, в Японии также относится к недозрелым фруктам, и частенько используется в значении «зеленый», потому название скорее несет намек на «новое время» и обновление после войны.

Сюжет крутится вокруг преподавательницы, которая всеми силами борется против устарелых патриархальных идей внутри своей школы. Главные герои представляют собой сильных, независимых персонажей, готовых бороться за новое время и новую жизнь. Самая главная схожесть с советским кино – подчеркнутая борьба против несправедливости, где угнетенные объединяются вместе в стремлениях к более светлому будущему.

Девочки в галстуках, классовое неравенство, школьное лето, а, главное, счастливый конец – все это знакомо советскому зрителю.

Мой соловей (Watashi no uguisu)

Год: 1943

Режиссер: Ясудзиро Симадзу

Фильм сняли на русском языке, ориентируясь на русских эмигрантов. Главную роль исполняет Есико Ямагути, более известная под псевдонимом Ли Сяньлань – фигура довольно интересная в рамках японской киноиндустрии. Главной ее специализацией были роли иностранок.

В этой кинокартине она играет Марико, дочь коммерсанта, которую берут под свое крыло русские эмигранты. Японцы известны своими предпочтениями к подбору актеров исключительно среди своих соотечественников, но в этом фильме большая часть главных ролей была отдана русским актерам, при режиссуре и постановке японцев.

Песня Есико Ямагути на русском языке дала название всему фильму, и очень напоминает советскую стилистику времен Второй Мировой войны.

Без сожалений о нашей юности (Waga seishun ni kuinashi)

Год: 1946

Режиссер: Акира Куросава

Для любителей японского кино имя Акиры Куросавы в режиссуре уже является достаточной рекомендацией для просмотра. Признанный гением французской «Новой волной», идеологически Куросава также был очень близок к послевоенным воззрениям потрепанной Европы – «мы движемся в сторону более светлого будущего». Кроме этого, в середине 1940-ых в Японии снова начал набирать популярность марксизм, потому фильм затрагивает все те темы, которые любили в киноиндустрии СССР.

Один из главных героев, Рюкичи Ногэ, бросает учебу в университете и посвящает себя борьбе левого движения. Юкиэ Ягихара хочет всеми силами поддержать его стремления, но на своем пути она встречает множество преград. Во многом ее несчастная судьба напоминает жен декабристов. Не все испытания пройдены, не все вышли из передряг героически, но главный настрой фильма – им не о чем жалеть.

Самые красивые (Ichiban Utsukushiku)

Год: 1944

Режиссер: Акира Куросава

Более ранняя картина Акиры Куросавы, при этом донельзя близкий к советским реалиям сюжет. Женщины – рабочие на военном заводе – ни в чем не хотят давать себе поблажек, хотят бороться на благо своей страны. Они восстают против заниженной планки производительности, и пытаются сделать для завода больше, чем от них требуется. Тут можно увидеть схожести со Стахановским движением 1935 года.

Несмотря на то, что фильм довольно короткий, он хорошо мотивирует на то, чтобы работать не покладая рук.

Родиться-то я родился, но…(Otona no miru ehon: Umarete wa mita keredo)

Год: 1932

Режиссер: Ясудзиро Одзу

Фильм снят режиссером, негласно признанным хранителем японской культуры и традиций, однако не чужд не только советскому зрителю, но и современному русскому. Как известно, кинокартины Одзу обычно не пестрят сюжетами, он куда больше вкладывался в визуальную составляющую, однако в этом фильме примечательна именно история жизни отца главных героев.

Неказистый чиновник, его история иллюстрирует судьбу «маленького человека» и подчеркивает тенденцую выслуживаться. Отец семейства, стараясь угодить начальникам, сносил насмешки в свою сторону и старался быть услужливым каждому вышестоящему, при том напирая в воспитании детей на то, как важно быть самым первом в любом деле и вырасти в тех людей, перед которыми он сам склоняет голову.

Жить (Ikiru)

Год: 1952

Режиссер: Акира Куросава

Возвращаясь к Куросаве, стоит сказать, что, кроме всех прочих заслуг, ему приписывалась исключительная начитанность и любовь к литературе в целом. «Жить», как главный пример экранизации классики, не может не перекликаться с чем-то советским, хотя бы потому, что вдохновение режиссер черпал из повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича».

Сюжет куда сильнее раскрывает темы, затронутые в предыдущем фильме из нашего списка – чиновничество и чинопочитание, которые из царской России плавно перетекли в СССР. Однако Куросава раскрывает вопрос с другой стороны: хилый старик на склоне лет становится борцом против несправедливостей судьбы. Таким образом, фильм снова походит на гимн во славу пролетариату, ведь главный герой не уступает ни перед чем, ради возможности оставить миру после себя что-то, кроме обветшалой детской площадки.

Человечность и бумажные шары (Ninjou kami fusen)

Год: 1937

Режиссер: Садао Яманака

Многие кинокартины с 1920 по 1940 были утеряны в ходе боевых действий или же из-за неосторожного хранения самих пленок, так что долгое время работы Садао Яманака не выходили в свет, а зря, ведь в своей современности он сделал чуть ли не реформу японского кино.

В центре сюжета бедный квартал, и, несмотря на чисто японские декорации, первая возникающая ассоциация от повествования – «На дне» М. Горького. Главные герои разорены, обездолены, пьют, пытаются как-то пережить свое нищенское существование. Дзидайгэки – жанр кино о японской истории, – в этом фильме подан с непривычной стороны и довольно сильно приближен к реалиям России начала XX века. Более того, обращение к временам отдаленным для репрезентации ситуации современной – один из общих приемов двух подходов в кино.

Следить за линией сюжета при просмотре может быть немного тяжело, но главная роль отводится диалогам и общему визуальному впечатлению.

На дне (Donzoko)

Год: 1957

Режиссер: Акира Куросава

После ассоциативной игры с «На дне» можно вспомнить и одну из адаптированных экранизаций русской классики. Куросава также отличается тенденцией скорее интерпретировать текст, чем показывать на экране слово в слово, потому знакомые русским читателям персонажи представляются более уместными к японским реалиям.

Несмотря на это, и на то, что Куросава старался стилизовать фильм под дзидайгэки (жанр японского исторического кино), главная мысль остается прежней – правда, с некоторой натяжкой. Если мы привыкли видеть «На дне» как трагедию, Куросава демонстрирует более сатирическую сторону того же сюжета. Но, так или иначе, показывается быт так называемых люмпенов, что не может быть чуждо темам эпохи СССР, и в принципе схоже с экранизациями «На дне» советских времен.

Любовные письма (Koibumi)

Год: 1953

Режиссер: Кинуе Танака

Фильм затрагивает военную тему. Главный герой возвращается с фронта и узнает, что возлюбленная уже успела полюбить другого. Он находит себя в неожиданной подработке – сочинять письма от лица девушек, помогая им найти средства на жизнь в кошельках американских военных.

Этот фильм меньше других из нашего списка похож на то, что можно было бы назвать советским, однако перекрестная тема потерянности после войны и разочарований в любви – смежная для многих стран, в том числе и для советской России. СССР вышел в выигрыше после Второй Мировой войны, но цена была велика, и тема разгромленной страны с разбитыми сердцами военных касалась русских людей не меньше самих японцев. В войне нет победителей для простых людей.

Армия (Rikugun)

Год: 1944

Режиссер: Кэйсукэ Киносита

«Армия» считается откровенно пропагандистским фильмом, созданным для поднятия боевого духа. Картина рассказывает про три поколения одной семьи, о преданности родине и императору. Можно заметить знакомые нотки: главный удар в фильме идет не на врага, а на доблесть граждан, их объединение ради общей цели, что схоже с пропагандой в СССР, конечно, исключая верность императору. Мы боремся не против другой плохой стороны, мы защищаем свое отечество, умираем за свою страну.

Фильм про войну, рассказанный со стороны противника СССР, все еще сильно напоминает военные киноленты Советского союза.

Япония – маленькая страна. И кинематограф у нее тоже маленький. Не в том смысле, что японские фильмы лишены величия. Конечно, нет. Ведь у японцев есть наследие Акиры Куросавы и Хаяо Миядзаки, и только этих двоих более чем достаточно, чтобы называть японский кинематограф великим. Но в том смысле, что в отличие от соседей китайцев и корейцев (не говоря уже о Голливуде или Болливуде) японцы выпускают фильмы в очень небольших дозах. И преимущественно это все же аниме, а не игровое кино.

При этом японский кинематограф – один из старейших в мире. И если первый проект изобретателей синематографа братьев-французов Люмьер был представлен широкой публике в 1895 году, то первый кинофильм в Японии был показан уже в ноябре 1896 года. В 1950-60-х мир взорвал гений Куросавы, но уже в 80-90-х японское кино из домашнего проката было практически полностью вытеснено американским, и национальная индустрия погрузилась в затяжной кризис. Новый расцвет наступил уже в нулевых, когда «Унесенные призраками» Миядзаки получили берлинского «Золотого медведя» и «Оскар», и до сих пор это выдающееся аниме возглавляет рейтинги лучших мультфильмов всех времен и народов.

Итак, представляем чертову дюжину самых знаковых японских картин за всю более чем вековую историю кино (изначально это должна была быть традиционная десятка, но десятку можно было легко составить из одних только фильмов Куросавы).

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект

Расемон (Rashōmon, 1950)

Обладательница венецианского «Золотого льва» и иностранного «Оскара» костюмно-историческая драма (в Японии этот жанр называется дзидайгэки) с криминальным сюжетом «Расемон» стала революционным словом не только в японском, но и в мировом кинематографе. Впервые в истории кино сторителлинг был подан с точки зрения разных персонажей, то есть одна и та же история была рассказана глазами разных героев. У каждого, естественно, была своя правда, а неуловимая истина блуждала где-то рядом. По сюжету в Японии одиннадцатого века в суде слушается дело об убийстве самурая и изнасиловании его жены. Показания дают обвиняемый разбойник, изнасилованная жена, дровосек-очевидец и сам убитый самурай, чей дух вызывается в суд с помощью медиума. Все показания разительно отличаются друг от друга. «Расемон» выделяется не только множественными ракурсами повествования, но и техническими решениями, связанными с контрастностью света и тени в кадре. Так, например, чтобы хлынувший после солнечного дня дождь казался мрачнее, в поливочную машину были добавлены чернила, отчего дождь получился едва ли не черным.

Семь самураев (Shichinin no samurai, 1954)

Еще один безоговорочный шедевр Куросавы – самурайский эпик о том, как ронины заступились за крестьян, вынужденных раз за разом отдавать весь урожай головорезам и голодать, и дали отпор бандитам ценой собственных жизней. В «Семи самураях» Куросава впервые противопоставил меч, благородное оружие чести и храбрости, огнестрельному мушкету, оружию подлости и трусости (в фильме ружья есть исключительно у бандитов), и зашифровал в этой конфронтации противопоставление восточной и западной культур. Сюжет «Семи самураев» впоследствии неоднократно перефразировался в голливудских проектах, в частности в «Великолепной семерке» 1960-го (дзидайгэки трансформировался в вестерн, а действие перенеслось из Японии шестнадцатого века на Дикий Запад), в ремейке «Великолепной семерки» 2016-го и даже в сериале «Мандалорец».

Годзилла (Gojira, 1954)

После трагедии Хиросимы и Нагасаки японские мувимейкеры, в частности режиссер Исиро Хонда, создали вымышленного доисторического монстра, огромного и устрашающего ящера, которого разбудил и заставил выйти из недр земли на поверхность ядерный взрыв. «Годзилла» оказал колоссальное влияние на поп-культуру, как и его американский побратим-предшественник «Кинг-Конг» (довоенный, а посему более мирный, менее разрушительный, романтизировавший образ гигантского чудовища). Оригинал породил множество сиквелов, кроссоверов, ремейков, вплоть до сегодняшнего голливудского блокбастера «Годзилла против Конга» (японцы их тоже сталкивали, еще в 1962-м). У японцев Годзилла, изначально относящийся к более широкому жанру токусацу, аналогу фантастики, подразумевающему большое количество спецэффектов, в итоге породил отдельный поджанр кайдзю, что в переводе означает «странный зверь».

Токийская повесть (Tôkyô monogatari, 1953)

Семейная драма японского классика Ясудзиро Одзу – одна из величайших картин мирового кино. Может показаться, что она про конфликт отцов и детей, извечный раздор старшего и младшего поколений. Или про неблагодарность детей, которые зачастую не испытывают должного уважения к старшим, отнекиваются и открещиваются от них (по сюжету пожилые родители приезжают в гости ко взрослым детям, но последние совсем не уделяют отцу и матери внимание и норовят их поскорее куда-нибудь спровадить). Но в действительности фильм Одзу, сдержанный и интеллигентный, не допускающий надменной вольности делить людей на плохих и хороших, – о течении времени, порядке вещей и круговороте жизни в природе. Это нормально, что у детей нет времени на родителей, ведь у них уже растут свои дети, да и бешеный ритм Токио не позволяет бесцельно расходовать минуты. Такова современная жизнь. Этот авторский вывод совершенно отчетливо звучит на последних кадрах, где старый отец остается совсем один в пустой комнате, но часы продолжают тикать, а за окном продолжают гудеть машины и реветь поезда.

Сказки туманной луны после дождя (Ugetsu monogatari, 1953)

Еще один оригинальный японский жанр, на этот раз соответствующий нашей мистике, — кайдан, что означает «рассказ о встрече со сверхъестественным». Режиссер Кэндзи Мидзогути, который наравне с Акирой Куросавой и Ясудзиро Одзу считается знаковым мэтром японского кинематографа, получил за «Сказки туманной луны после дождя» венецианского «Серебряного льва» и лестные сравнения от критиков с виртуозным слогом Шекспира. Сюжет разворачивается в раздираемой войнами Японии шестнадцатого века. Главный герой – гончар, горшки которого внезапно начинают неплохо продаваться. Ведомый жаждой наживы, гончар отправляется с горшками в город, проигнорировав просьбы и опасения жены, тревожащейся за супруга из-за военного положения. В итоге его короткая поездка оборачивается долгим скитанием, и он даже не подозревает, как сильно изменилось все дома… Луна в тумане – символ химеры, манящей мужчин в дорогу, в погоню за призрачной фортуной; пелены, застилающей здравый смысл; темноты, на которую глупцы-искатели променивают уютный, мягкий свет домашнего очага. Авторский стиль Мидзогути, в полной мере раскрывшийся в «Сказках…», отличается минимальным количеством монтажных склеек и длинными непрерывными горизонтальными планами («планами-свитками»), бесшовно переходящими из одной локации в другую. Эта плавность перехода олицетворяет стертые границы между реальностью и фантазией, естественным и потусторонним, обыденностью и магией.

Харакири (Seppuku, 1962)

Самурайская драма режиссера Масаки Кобаяси, известного работами на тему японской культуры и японской традиции, получила в Каннах приз жюри. По сюжету нищий ронин (самурай, оставшийся без хозяина) после уничтожения дома своего господина приходит в поместье самурайского клана с просьбой совершить там харакири. Его предупреждают, что раньше здесь уже появился один самурай с такой же просьбой, его меч оказался бамбуковой репликой, но клан все равно вынудил бедолагу закончить начатое, и тот умер в диких мучениях, ковыряя чрево тупой деревяшкой. Но ронин, внимательно выслушав, все равно повторяет просьбу совершить харакири, потому что пришел в этот дом с совершенно другой целью… В 2011 году режиссер Такаси Миикэ выпустил одноименный ремейк фильма Кобаяси, причем в трехмерном формате. Его премьера тоже состоялась в Каннах. И это был первый 3D-фильм, отобранный в программу смотра на Лазурном берегу.

Империя чувств (Ai no korida, 1976)

Эротическая драма режиссера Нагисы Осимы (в оригинале «Коррида любви») – самый скандальный фильм в истории японского кино и едва ли не самый скандальный из когда-либо показанных в Каннах (при этом она не просто скандально-порнографическая, но и эстетская, и великая, в отличие от «Любви» Гаспара Ноэ). Картина, в изобилии содержащая откровенные сцены орального и вагинального секса, была запрещена в американском и европейском прокате, а на родине показана в урезанном и цензурированном варианте. В основу сюжета легла история одного реального преступления, когда любовница во время эротической асфиксии перестаралась и задушила любовника по-настоящему. А затем, пребывая в шоке или эйфории, отрезала яйца и пенис, положила в сумочку и так бродила по улицам до тех пор, пока не была арестована полицией. Многими годами позже другой азиатский мэтр совсем другого поколения, южнокореец Ким Ки Дук, представил похожую сцену с отрезанными гениталиями в фильме «Мебиус». Но надо сказать, если в «Мебиусе» этот фрагмент вызвал смех сквозь шок, то в «Империи чувств» Осима выдержал возвышенную, величественную тональность с первой до последней ноты.

Акира (Akira, 1987)

Культовое киберпанк-аниме по манге «Акира» – постапокалиптика, разворачивающаяся после Третьей мировой и ядерного взрыва, уничтожившего старый Токио, на руинах которого возник новый, Нео-Токио, высокотехнологичный мегаполис, погрязший в коррупции, бандитизме и терроризме. Здесь плохие ребята из правительственных лабораторий, экспериментирующие над эсперами (людьми с экстрасенсорными способностями), сталкиваются с уличными мотобандами. Так что можно сказать, что в «Акире» происходит редкое слияние киберпанка и байкерского кино родом из 60-х. Работа Кацухиро Отомо стала одной из первых демонстраций киберпанка на экране и настоящей революцией в мультипликационной сфере. Оказалось, что мультфильмы могут быть не только для детей, они могут быть бескомпромиссно взрослыми, жесткими, циничными, пессимистичными и мрачными. Именно благодаря «Акире» начался общемировой аниме-бум, то есть ажиотаж за пределами родной Японии, в частности в Европе и Америке. И «Акира» же стал источником вдохновения для многих более поздних научно-фантастических голливудских блокбастеров. Например, для той же «Матрицы».

Призрак в доспехах (Kokaku kidotai, 1995)

Если «Акира» произвел техническую и мультипликационную революцию в 80-х, то «Призрак в доспехах» режиссера Мамору Осии породил вторую революционную волну в 90-х. Мир «Призрака в доспехах» (название отсылает к душе или духу, заточенному в телесной оболочке) — антиутопическое бесстрастное цифровое будущее, где практически все люди оснащены теми или иными кибер-имплантами, и в этом мире, холодном, депрессивном и угрюмом, орудует кибер-террорист по прозвищу Кукловод, который взламывает чужие мозги и манипулирует разумом. Здесь киберпанк, как и в «Бегущем по лезвию», органично взаимодействует с нуаром, а еще содержит выходящие за рамки широкого проката элементы техно-порно. Хоральный саундтрек подчеркивает рабскую насильственность, подавленность и жесткость отталкивающей, негостеприимной и в то же время гипнотической атмосферы. Визуальные достижения и новации «Призрака…», которые и сегодня выглядят актуально и безупречно, оказали сильнейшее влияние на весь будущий мир высокотехнологичной фантастики. В 2017 году вышел одноименный игровой голливудский ремейк, в котором главную роль исполнила Скарлетт Йоханссон.

Звонок (Ringu, 1998)

Все мы, конечно, знаем и любим американский «Звонок» с участием Наоми Уоттс. Он был по-настоящему страшным и дискомфортным, и жутким, и от девочки Самары в жилах стыла кровь и подымались дыбом волосы на руках. Но вовсе не американцы придумали ставший впоследствии каноническим образ убийственной девочки с длинными, растрепанными, накинутыми на глаза черными волосами. Оригинальный японский «Звонок» режиссера Хидэо Накаты – ключевой представитель так называемого жанра j-horror (japanese horror – японский хоррор). Да, японский хоррор, взирая на ряд национальных и культурных особенностей, выделился в отдельный поджанр ужасов. И в отличие от американского варианта, заимствованного и не несущего в себе никакого этнического бэкграунда, японский «Звонок» берет начало от кайдана, жанра устного народного творчества, представляющего собой рассказ о встрече человека со сверхъестественным (мы уже упоминали кайдан в контексте фильма «Сказки туманной луны после дождя»). Оттуда же, из японского фольклора, и образы различных пугающих существ-обакэ, то есть призраков, демонов, духов: мононокэ (материальные злые существа), юрэй (духи умерших людей), аякаси (духи затонувших кораблей), цукумогами (духи, заточенные в неживые предметы), они (демоны-людоеды) и так далее. Так что именно японский «Звонок» нагружен мощным мифологическим базисом и аутентичной национальной эстетикой.

Унесенные призраками (Sen to Chihiro no kamikakushi, 2001)

Гений Хаяо Миядзаки, маэстро классического сказочного аниме, состоит в том, что при создании удивительных волшебных миров для детей, полных дивных вымышленных существ, в итоге образуется вселенная, в которую с головой ныряет взрослый, рациональный зритель, причем последний не может ни оторваться, ни насытиться, требует еще, еще, еще… Миядзаки – японский Льюис Кэрролл, в руках которого сказка превращается в головоломку, философию, психологию, математику, историю, политику… Умные персонажи Миядзаки начисто лишены инфантильности, и эта их половозрелость души и разума не всегда по зубам не то что ребенку, но даже великовозрастному зрителю. За «Унесенными призраками», где обычная девочка попадает в магические купальни, подконтрольные бабе-яге, и пытается расколдовать родителей, что превратились в свиней, прочитываются и проблемы экологии, и проблемы потребительства, и влияние американщины и капитализма на японскую культуру. А за приключениями с участием мальчиков-драконов, духов, ведьм, усатых шестируких банщиков… прочитывается история взросления, строгая, но фантастически захватывающая. «Унесенные призраками», обогнавшие в домашнем прокате кэмероновский «Титаник», получили берлинского «Золотого медведя», «Оскар» как лучшая анимация года и стабильно до сих пор занимают первую строчку в рейтинге лучших мультфильмов всех времен и народов.

Затойчи (Zatôichi, 2003)

Пародийный самурайский боевик Такэси Китано рассказывает о нищем странствующем слепом массажисте по имени Затойчи, мастере кэндзюцу и иайдо, который искусно владеет мечом-тростью и в ком никто не может заподозрить мастера боевых искусств. Приближаясь к образу современного супергероя, Затойчи носит почти что джинсы и черный плащ, а волосы его по-модному выкрашены в блонд. Китано сам исполнил главную роль, спародировав одновременно и родной кинематограф про самураев и единоборства, и американский про защитников в спандексе (Затойчи очищает город от якудзы подобно Бэтмену, что очищает Готэм от преступных банд и отдельных криминальных экземпляров). К тому же у Затойчи даже есть своя сверхспособность: он в действительности не слепой, а обладатель особенного зрения. В свой год выпуска «Затойчи» был триумфатором Японской киноакадемии, а на кинофестивале в Венеции отхватил четыре награды, включая призы за режиссуру и зрительских симпатий.

Магазинные воришки (Manbiki kazoku, 2018)

Социально-бытовая драма с крутым финальным твистом от режиссера Хирокадзу Корээды, который в своем творчестве нетривиально подходит к теме семьи и внутрисемейных взаимоотношений, получила в Каннах «Золотую пальмовую ветвь», номинацию на «Оскар» (проиграла «Риму» Альфонсо Куарона) и еще букет всевозможных фестивальных и наградных отличий. Сюжет (местами созвучный с южнокорейскими «Паразитами») разворачивается вокруг бедного безработного семейства, которое живет на скромную бабушкину пенсию и иногда подворовывает в продуктовых магазинах. Они выглядят нищими, но вполне счастливыми. И однажды, несмотря на свое плачевное финансовое положение, подбирают на улице маленькую голодную девочку. Не идут с ней ни в полицию, ни в соцслужбы, а просто пополняют свою семью еще одним ртом, без задней мысли, но от доброго сердца. И персонажи, и тем более отношения между ними – по факту здесь не те и не то, чем кажется. Но на деле с точностью до наоборот. Корээда размышляет о дефиниции понятий «семья» и «семейные узы» и задумывается, что, возможно, мы, общество, грубо ошиблись в истолковании.

Анастасия Лях

Лучшие японские фильмы
​ ​ ​

Классические шедевры признанных мастеров и замечательные картины современных режиссёров — для тех, кто хочет познакомиться с миром японского кинематографа.

Расёмон

  • Драма, криминал, детектив.
  • 1950 год.
  • 88 мин.
  • IMDb: 8,3.

Именно этот фильм о загадочном преступлении познакомил зарубежную публику с японским кино в далёких 50-х. И породил мощный кинематографический приём: одна история рассказывается с разных точек зрения, у каждого героя своя правда, и каждый последующий эпизод полностью меняет восприятие сюжета.

Королевская битва

  • Фантастика, триллер, драма.
  • 2000 год.
  • 114 мин.
  • IMDb: 7,7.

Задолго до «Голодных игр» и прочих подростковых антиутопий была «Королевская битва» — жестокая история о школьниках, вынужденных убивать друг друга, чтобы выжить. Удивительно, но, несмотря на обилие разнообразных насильственных смертей, которые вы увидите на экране, фильм достаточно обнадёживающий. Яркая роль Такеши Китано добавляет изюминки, а ещё этот фильм находится в личном топе Квентина Тарантино.

Быть с вами

  • Фэнтези, драма, мелодрама.
  • 2004 год.
  • 119 мин.
  • IMDb: 8,0.

Лучшие японские фильмы: Быть с вами

Муж и маленький сын Мио считают себя виновными в её смерти и тяжело переживают утрату. Однажды на прогулке в дождливый день они встречают женщину, которая выглядит точь-в-точь как Мио — но не помнит о себе совершенно ничего. Может ли это быть настоящая Мио и как связана с этими событиями книжка, которую мама перед смертью оставила мальчику?

Фейерверк

  • Триллер, драма, криминал.
  • 1997 год.
  • 103 мин.
  • IMDb: 7,9.

Криминальная драма Такеши Китано, в которой он сыграл главную роль. Полицейский Ёситака Ниси ухаживает за больной лейкемией женой и увольняется с работы после трагического случая: погиб его напарник, а другой детектив получил тяжёлое ранение. Чтобы помочь вдове погибшего и ставшему инвалидом коллеге, Ниси совершает ограбление банка и вступает в столкновение с якудза.

Сумрачный самурай

  • Драма, история.
  • 2002 год.
  • 129 мин.
  • IMDb: 8,1.

Лучшие японские фильмы: Сумрачный самурай

Этот фильм начинает трилогию о самураях режиссёра Ёдзи Ямады. Сэйбэй, служащий самого низкого ранга, заботится о матери и дочерях, и он настолько беден, что ему пришлось продать свой самурайский меч, чтобы заплатить за похороны жены. Японский взгляд на тему «маленького человека» — о столкновении жестоких обстоятельств с чувствами и принципами отдельной личности.

Дневник Умимати

  • Драма, комедия.
  • 2015 год.
  • 128 мин.
  • IMDb: 7,6.

Фильм о родственных узах, основанный на одноимённой манге. Три девушки приезжают на похороны отца, который ушёл из семьи к другой женщине, когда они были ещё детьми. Здесь они впервые встречают свою единокровную сестрёнку, узнают, что у неё не осталось других родственников, и предлагают девочке переехать к ним.

Рай и ад

  • Триллер, драма, детектив.
  • 1963 год.
  • 143 мин.
  • IMDb: 8,4.

Лучшие японские фильмы: Рай и ад

Фильм Акиры Куросавы, основанный на романе американского писателя Эда Макбейна. Напряжённый детективный сюжет о похищении ребёнка оборачивается философской историей в духе произведений Достоевского — о природе добра и зла и о выборе между «раем» и «адом», который приходится делать человеку.

Никто не узнает

  • Драма.
  • 2004 год.
  • 141 мин.
  • IMDb: 8,1.

Мать оставляет четверым детям немного денег и записку, в которой просит старшего сына Акиру (ему всего двенадцать) присмотреть за остальными — ей нужно на время уехать. Месяц проходит за месяцем, мама не возвращается, и дети предоставлены самим себе. История основана на реальных событиях.

Кагемуся: тень воина

  • Драма, военный, история.
  • 1980 год.
  • 180 мин.
  • IMDb: 8,0.

Ещё один фильм легендарного Акиры Куросавы в нашей подборке. Нищему воришке, приговорённому к казни, внезапно даруют помилование, а затем его забирают во дворец: оказалось, что внешне он неотличим от правителя Такэды Сингэна, властного и сильного человека. Вскоре правитель погибает от вражеского выстрела, а клан Такэды, чтобы не потерять влияние, решает скрыть его смерть и посадить на трон двойника.

Сын в отца

  • Драма.
  • 2013 год.
  • 120 мин.
  • IMDb: 7,8.

Шокирующая новость полностью меняет жизнь молодой семьи. Выяснилось, что шесть лет назад в роддоме перепутали двоих малышей и биологический сын архитектора Рёты и его жены Мидори растёт в другой семье, а сами они воспитывают неродного ребёнка. Несмотря на завязку в стиле бразильских сериалов, создатели картины избежали мелодраматических штампов, и история получилась очень тонкой и трогательной.

Ушедшие

  • Драма.
  • 2008 год.
  • 130 мин.
  • IMDb: 8,1.

Философская драма, рассказывающая о смерти красиво — как о естественном завершении земного пути и о том, чего не надо бояться. Молодой виолончелист остаётся без работы и возвращается в родной городок, где по стечению обстоятельств устраивается в похоронное агентство: теперь его обязанность — готовить тела к погребению. Картина удостоилась «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Смотреть в iTunes →

Квайдан: повествование о загадочном и ужасном

  • Ужасы, фэнтези, драма.
  • 1964 год.
  • 163 мин.
  • IMDb: 8,0.

Квайдан: Повествование о загадочном и ужасном

Фильм-антология, состоящий из четырёх историй («Чёрные волосы», «Снежная женщина», «Безухий Хоити», «В чашке чая»), каждая из которых берёт начало из японских сказок и легенд. Герои встречаются с миром сверхъестественного, чуждым и пугающим, и мистическая атмосфера событий замечательно передаётся изобретательным подходом к декорациям и спецэффектам.

Счастливого рождества, мистер Лоуренс

  • Драма, военный.
  • 1983 год.
  • 123 мин.
  • IMDb: 7,3.

Исключение в нашей подборке — англоязычный фильм режиссёра Нагисы Осимы. В японский лагерь для военнопленных попадает майор Джек Селлиерс (Дэвид Боуи), бесстрашный бунтарь, который не собирается подчиняться строгим правилам командира лагеря, молодого капитана Ёнои. Параллельно развиваются другие своеобразные отношения: между жестоким сержантом Харой (Такеши Китано) и подполковником Лоуренсом — единственным из всех заключённых, кто знает японский.

Пешком-пешком

  • Драма.
  • 2008 год.
  • 115 мин.
  • IMDb: 8,0.

В годовщину гибели старшего сына, чтобы почтить его память, пожилая пара собирает дома взрослых детей, каждый из которых давно живёт своей жизнью. Перед зрителем предстаёт сложная история семейных отношений, сотканная из застольных разговоров и воспоминаний.

Линда, Линда, Линда

  • Комедия.
  • 2005 год.
  • 114 мин.
  • IMDb: 7,7.

Где смотреть японские фильмы: Линда, Линда, Линда

Девочки из школьной группы очень хотят исполнить на музыкальном фестивале каверы на песни Blue Hearts — японской панк-рок-группы 80-х. Но их затея близка к провалу, когда за несколько дней до выступления группу покидает вокалистка. Единственная надежда девочек — ученица по обмену из Кореи, которая едва говорит по-японски.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *