Фильмы каннского кинофестиваля 2018

«Золотая пальмовая ветвь» в Каннах досталась японцу Хирокадзу Корээда. От России на награду претендовали фильмы «Лето» Кирилла Серебренникова и «Айка» Сергея Дворцевого

Читать в полной версии

Хирокадзу Корээда (справа) с главной наградой ​71-го Каннского кинофестиваля и председатель жюри Кейт Бланшетт

(Фото: Eric Gaillard / Reuters)

Главную награду 71-го Каннского кинофестиваля получил фильм японца Хирокадзу Корээды «Магазинные воришки». Об этом говорится в официальном Twitter кинофестиваля.

Фильм рассказывает историю бедной семьи, которая выживает за счет краж в магазинах (шоплифтинг). Возвращаясь из супермаркета, совершив очередную кражу, отец и сын находят маленькую девочку, которую оставили одну на морозе. Семейство решает взять ее к себе, несмотря на все трудности. «Кажется, что они живут счастливо вместе, пока непредвиденное событие не проливает свет на скрываемые тайны, проверяя объединяющие семью связи», — говорится на сайте фестиваля.

В номинациях кинофестиваля были представлены две картины российских режиссеров — «Лето» Кирилла Серебренникова и «Айка» Сергея Дворцевого. Награждение фильма Серебренникова состоялось ранее 19 мая — он не получил главной награды кинофестиваля, ему достался приз за лучший саундтрек. Фильм «Лето» рассказывает об истории Ленинградского рок-клуба и появлении в нем Виктора Цоя. Сам Серебренников не смог посетить Канны. Он остается в России под домашним арестом по делу «Седьмой студии». В апреле срок его домашнего ареста был продлен до 19 июля.

Награду получила и казахстанская актриса Самал Еслямова, исполнившая роль в фильме Дворцевого, — она была признана жюри фестиваля лучшей актрисой. Фильм «Айка», снятый при поддержке Министерства культуры, рассказывает о мигрантке из Киргизии, приехавшей в Россию, родившей здесь ребенка и вынужденно оставившей его в роддоме.

74 года прошло со дня основания Каннского кинофестиваля, а его «Золотая пальмовая ветвь» по-прежнему остается одной из самых почетных наград в индустрии. Этот приз доставался величайшим деятелям кино, среди лауреатов — Роберто Росселлини, Орсон Уэллс, Анри-Жорж Клузо, Луис Бунюэль и многие другие. Фестиваль по-настоящему всеобъемлющий — спорные и скандальные ленты, проливающие свет на насущные социальные проблемы, здесь только приветствуют. Несмотря на то что в этом году в связи с пандемией коронавируса смотр пришлось отменить, его авторитет не стал менее ощутимым, в особенности после «Паразитов» Пон Джун Хо — фильма-лауреата Канн прошлого года, снискавшего не только похвалу критиков, но и коммерческий успех.

23 мая должна была состояться церемония вручения наград победителям этого года, поэтому мы решили вспомнить 10 картин-призеров прошлых лет, которые стоит пересмотреть на этих выходных.

«Сладкая жизнь» (1960)

Знакомство с творчеством Федерико Феллини лучше всего начинать с этого шедевра. В нем запечатлены семь дней из декадентской жизни пресыщенного римского журналиста в исполнении Марчелло Мастроянни. Он коротает время в поисках историй для своей светской колонки и крутит романы с пленительными и загадочными женщинами: Анук Эме блеснула тут в образе уставшей от рутины богатой наследницы, а Анита Экберг в роли очаровательной кинозвезды, которая танцует до поздней ночи и купается в фонтане Треви, не снимая своего роскошного вечернего платья.

Кадр из фильма «Сладкая жизнь»

© Moviestore/

«Фотоувеличение» (1966)

Верушка в расшитом блестками коктейльном платье, Ванесса Редгрейв в клетчатой рубашке на пуговицах, Джейн Биркин в полосатом платье-трапеции — актрисы, появившиеся в этом культовом фильме Микеланджело Антониони, поражают экстраординарной игрой и неповторимым стилем. Они исполняют роли потенциальных возлюбленных модного фотографа (Дэвид Хеммингс), который стал случайным свидетелем убийства, после чего вся его жизнь идет наперекосяк. Триллер рисует яркий портрет свингующего Лондона 1960-х, бурные вечеринки и рок-н-ролльный саундтрек прилагаются.

Кадр из фильма «Фотоувеличение»

© Moviestore/

«Таксист» (1976)

Эта картина Мартина Скорсезе о городском сумасшедшем примечательна еще и тем, что стала определяющей в карьере Роберта Де Ниро. Он сыграл тут ветерана Вьетнама, который, вернувшись с войны, работает водителем такси. Катаясь по улицам Нью-Йорка, он постоянно сталкивается с коррупцией и эксплуатацией, и это его потрясает, пробуждает в нем ярость. В фильме присутствует своя красота, она и в запоминающемся музыкальном сопровождении, и в совершенно гипнотических кадрах: вспомните эти галлюциногенные неоновые вывески, залитые дождем тротуары и зловещий пар, вздымающийся над крышками канализационных люков.

Кадр из фильма «Таксист»

© Columbia/Kobal/

«Апокалипсис сегодня» (1979)

В центре сюжета военной киноэпопеи Фрэнсиса Форда Копполы — капитан американской армии (Мартин Шин), следующий из Вьетнама в Камбоджу по секретному заданию — убить полковника (Марлон Брандо), оказавшегося предателем. Режиссер бесстрашно и во всех красках демонстрирует нам ужасы боев: показывает усыпанные напалмом поля и охваченные пламенем джунгли, а на сцену авиационного удара накладывает «Полет валькирий» Вагнера. Это зрелищная часть, но если от нее абстрагироваться, тогда фильм предстанет как глубокое размышление о нелепости войны и о том, какие глубокие психологические шрамы она после себя оставляет.

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»

© Zoetrope/United Artists/Kobal/

«Весь этот джаз» (1979)

Наполовину автобиографическая музыкальная феерия Боба Фосса начинается с череды притопов, прихлопов и джазовых щелчков пальцами, но за всей этой глянцевой оболочкой скрывается немало серьезных смыслов. Главный герой — эксцентричный хореограф (Рой Шайдер), который ловко жонглировал проектами на Бродвее и в Голливуде, порхал между театральными постановками и монтажом до тех пор, пока не начал потихоньку терять связь с реальностью. Фильм полон фантастических танцевальных номеров, тщательно продуманных костюмов и неожиданных экскурсов в размышления творческого гения.

Кадр из фильма «Весь этот джаз»

© 20th Century Fox/Columbia/Kobal/

«Кагемуся: Тень воина» (1980)

Япония XVI века, смерть феодала пытаются скрыть посредством двойника — мелкого воришки, который по непонятной причине очень похож на усопшего. Обе роли блестяще исполнил японский актер Тацуя Накадаи, для него и легендарного режиссера Акиры Куросавы фильм «Тень воина» стал предпоследним совместным проектом. Это приключенческая лента о самураях, в которой сплелись придворные интриги в духе Шекспира и взрывные баталии. Кульминация происходящего — душераздирающая сцена, где самозванец позволяет гордыне возобладать над собой.

Кадр из фильма «Тень воина»

© Moviestore/

«Париж, Техас» (1984)

Лирической декорацией к этому задумчивому роуд-муви Вима Вендерса послужили бескрайние пейзажи юго-запада Америки. В самом начале нам показывают странника по имени Трэвис (Гарри Дин Стэнтон), одиноко плетущегося по пустыне. После четырех лет таинственной разлуки его находит брат Уолт (Дин Стокуэлл), вместе они задаются целью разыскать давно пропавшую жену Трэвиса Джейн (Настасья Кински). Смотреть ленту стоит хотя бы из-за трогательной сдержанной игры последней, о безупречной стрижке боб и розовом мохеровом свитере, которые сделали ее иконой стиля, и говорить нечего.

Кадр из фильма «Париж, Техас»

© Moviestore/

«Пианино» (1993)

С этой восхитительной исторической драмой Джейн Кэмпион стала первой и по сей день остается единственной женщиной-режиссером, взявшей главный приз Канн. В фильме сразу два ярких оскароносных образа: Холли Хантер в роли немой шотландской вдовы Ады и Анна Пэкуин в роли ее развитой не по годам младшей дочери. Они отправляются в Новую Зеландию, где Аде обещан брак с одним помещиком. Драма начинает вырисовываться, когда героиня соглашается давать уроки музыки неотесанному местному леснику, в которого она, конечно, влюбляется.

Кадр из фильма «Пианино»

© Jan Chapman Prods/Miramax/Kobal/

«Магазинные воришки» (2018)

Режиссер Хирокадзу Корээда исследует тему бедности в современном Токио. В центре сюжета оказалась незаурядная семья — пожилая женщина, пара, молодая девушка и мальчик. Они как могут сводят концы с концами, промышляя кражами по супермаркетам. Вскоре в семью принимают еще одного ребенка — девочку (Мию Сасаки), с которой, как герои предполагают, плохо обращались родители. Вот только что это — спасение или похищение? Да, фильм дает мало ответов, зато очаровывает своей теплотой, чувством сопереживания и необычным взглядом на мир.

Кадр из фильма «Магазинные воришки»

© AOI Promotion/Kobal/

«Паразиты» (2019)

Эта дерзкая сатирическая лента южнокорейца Пон Чжун Хо уже застолбила за собой место в истории мирового кинематографа — она первой со времен «Марти» (1955) Делберта Манна получила и «Оскар», и «Золотую пальмовую ветвь». В своем произведении режиссер умудрился объединить элементы черной комедии, хичкоковского хоррора и социального реализма. Перед нами притча о двух кланах: одни бедные, но амбициозные, вторые богатые и наивные — их жизни крепко переплетаются. Декорации безупречны, диалоги остры, а от предчувствия неизбежной беды захватывает дух.

«Cчастливый Лазарь»

Lazzaro felice

Реж. Аличе Рорвахер

У Лазаря, героя фильма Рорвахер, – особенные отношения со временем: оно не касается его, как львы Даниила. Лазарь вместе с другими крестьянами работает на табачной ферме маркизы Де Луны, пока не выясняется, что рабский труд зависших во времени жителей деревни Инвиолата маркиза использовала незаконно. Но «Счастливый Лазарь» – не социальная, а мистическая история. О святом, не совершающем подвигов и чудес, о природе доброты и потерянном времени, о жизни одной абсолютно счастливой деревни. Поделенный с фильмом Джафара Панахи приз за лучший сценарий.

Подробнее о фильме можно прочитать .

«Холодная война»

Zimna wojna

Реж. Павел Павликовский

Наследующая его же «Иде» – то же идеальное черно-белое изображение оператора Лукаша Зала, – «Холодная война» посвящена памяти родителей режиссера и рассказывает историю отношений дирижера и певицы, разные главы которой помещены в разные страны Восточного блока (а одна – во Францию). Заслуженный приз за лучшую режиссуру.

Подробнее о фильме можно прочитать .

«Экстаз»

Climax

Реж. Гаспар Ноэ

«Экстаз» – радикальная хореография Гаспара Ноэ, смертельный диско-трип по самым темным уголкам человеческого подсознания. Молодые танцовщики, электронная музыка 1990-х и сангрия – главные ингредиенты этой картины. Снятое как будто одним кадром кино о коллективном безумии.

Фильм куплен для российского проката и выйдет ориентировочно осенью.

«Пылающий»

Burning

Реж. Ли Чхан-дон

Один из самых сильных по режиссуре фильмов фестиваля, экранизация рассказа Харуки Мураками о молодом писателе, то взаимно, то безответно влюбленном в неуловимую девушку с несуществующей кошкой. О том, не вся ли интрига фильма – плод воображения героя, на фестивале велись споры. Бесспорно тут то, что как минимум одна сцена «Пылающего», в которой героиня накуривается, – кино, каким оно должно быть.

Фильм выйдет в российский прокат 5 июля.

«Лето»

Реж. Кирилл Серебренников

Любовный треугольник с участием звезд советской рок-сцены 1980-х так полюбился французской прессе, что главный приз местные критики предлагали отдать именно фильму Серебренникова. На премьере картины съемочная группа появилась с табличкой с именем режиссера, а в зале для все еще остающегося под домашним арестом Серебренникова оставили пустое кресло.

Подробнее о фильме можно прочитать . В российском прокате «Лето» появится уже 7 июня.

«Айка»

Реж. Сергей Дворцевой

Еще одна снятая российским режиссером картина в конкурсе Канн – о мигрантке из Киргизии и нескольких (ужасных) днях из ее жизни. Сильное, гуманистическое, но не спекулятивное кино, снятое в традиции братьев Дарденн (противоречивая главная героиня, моральные выборы, этические перевертыши), не осталось на фестивале без наград: сыгравшая Айку актриса Самал Еслямова получила в Каннах приз за лучшую женскую роль.

Подробнее о фильме можно прочитать .

«Женщина на войне»

Kona fer í stríð

Реж. Бенедикт Эрлингссон

Остроумная исландская картина, награжденная одним из призов в «Неделе критики», – о народной мстительнице, которая в одиночку сражается с вредящим экологии государством (например, перерезает линии электропередач) и мечтает удочерить сироту с Донбасса.

«Девочка»

Girl

Реж. Лука Донт

Приз за лучший дебют «Золотая камера» бельгийскому режиссеру Люке Донту. Захватывающая и эмоциональная драма взросления подростка, которому на фоне всех обычных бед переходного возраста предстоит гормональная терапия и операция по смене пола. Выдающееся исполнение главной роли молодым танцовщиком Виктором Полстером.

Подробнее о фильме можно прочитать .

«Граница»

Gräns

Реж. Али Аббаси

Главный хит программы «Особый взгляд» про таможенницу, которая принюхивается к подозрительным чемоданам так, словно она не человек. Образная и остроумная метафора жизни меньшинств в Европе и геноцида.

Подробнее о фильме можно прочитать . «Граница» куплена для российского проката.

«София»

Sofia

Реж. Мерьем Бенмбарек

Приз за лучший сценарий в программе «Особый взгляд» – история марокканской девушки, которая забеременела (внебрачная беременность в Марокко до сих пор подсудное дело для обоих родителей) и не заметила, пока во время семейного обеда у нее не начали отходить воды. Как и «Айка», «София» передает привет кинематографу братьев Дарденн.

«Дикая жизнь»

Wildlife

Реж. Пол Дано

Режиссерский дебют игравшего в «Нефти» и «Молодости» актера, – крайне удачный. Тонко написанная и уверенно снятая экранизация романа Ричарда Форда о том, как распадается молодая американская семья. Конец 1950-х, пейзажи Монтаны, замечательный молодой актер Эд Оксенбульд в главной роли и, кажется, лучшие работы в карьерах Джейка Джилленхола и Кэри Маллиган.

Фильм выйдет в российский прокат 18 октября.

«Дикая груша»

Ahlat Ağacı

Реж. Нури Бильге Джейлан

Одна из лучших, а также самых цельных и связных картин режиссера «Зимней спячки» и «Однажды в Анатолии» о выпускнике колледжа, который возвращается в родной город, чтобы найти денег на публикацию дебютного романа и вынести мозг как можно большему количеству людей. Больше всего у молодого человека претензий к отцу, интеллигентному и доброму учителю, пристрастившемуся к бегам. Метод турецкого режиссера Джейлана – особенный ритм, литературоцентричность, философские разговоры – в этой истории очень кстати.

«Магазинные воришки»

Manbiki kazoku

Реж. Хирокадзу Корээда

«Золотая пальмовая ветвь», которой никто не ожидал. Не потому, что фильм Корээды плох – совсем наоборот, – а потому, что похожие на эту картины Корээда показывает в Каннах примерно раз в два года. Впрочем, достоинств «Воришек…» – истории семьи душевных и ласковых шоплифтеров, принимающих в семью маленькую девочку, – это не умаляет. Корээда в картине задается вопросом о том, что же такое на самом деле семья, связана ли она с родством по крови или отсутствием судимостей, и приходит к выводу, что семья – это не судьба, а выбор.

«Донбасс»

Donbass

Реж. Сергей Лозница

Приз за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» – сатирическая фантасмагория из жизни Новороссии. В основу фильма легли реальные ютьюбовские ролики с участием различных донбасских и не только персонажей. Из этих эпизодов Лозница создал по-гоголевски ядовитую мозаику о коллективном безумии.

«Догмэн»

Dogman

Реж. Маттео Гарроне

Приз за лучшую мужскую роль в Каннах получил Марчелло Фонте за роль маленького собачьего парикмахера, вступившего в вынужденное противостояние с терроризирующим весь город бандюганом Симоне. Плотное метафоричное повествование от режиссера «Гоморры», все-таки высказавшемся о мафии, ни разу ее в этом фильме не показав.

Подробнее о фильме можно прочитать . В российском прокате «Догмэн» появится в октябре.

Доставляем все главные новости о стиле и рассказываем, как быть джентльменом и не облажаться, прямо в Telegram в нашем канале.

Фото: кадр из фильма «Холодная война»

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *