Фильмы а хичкока

15 фильмов Альфреда Хичкока, которые нужно знать
​ ​ ​

Главные фильмы режиссёра с рейтингом IMDb не ниже 7,7.

13 августа 1899 года родился Альфред Хичкок — режиссёр, который вывел жанр триллера на новый уровень. В каждой своей картине он различными приёмами создавал неповторимый саспенс — ощущение напряжённости и неопределённости. Кроме того, на несколько секунд Хичкок обязательно появлялся в кадре.

Психо

  • США, 1960 год.
  • Психологический хоррор.
  • Длительность: 109 минут.
  • IMDb: 8,5.

Девушка расстаётся с разведённым мужчиной, крадёт на работе деньги и уезжает из города. По пути она останавливается в мотеле, которым руководит приятный молодой человек Норман Бейтс. Но, как выясняется, у него очень странные отношения с матерью, которая не появляется в кадре.

Этот фильм давно стал эталоном триллеров. Он заслуженно признан одной из лучших работ Хичкока, а имя обаятельного сумасшедшего Нормана Бейтса уже стало нарицательным.

Позже другие режиссёры сняли три продолжения истории, но ни один фильм не смог повторить успех оригинала. В 1998 году режиссёр Гас Ван Сент покадрово переснял фильм Хичкока с другими актёрами. А в 2013-м стартовал сериал «Мотель Бейтса» — приквел истории «Психо», где действие перенесли в наши дни.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Окно во двор

Rear Window

  • США, 1954 год.
  • Детектив, триллер.
  • Длительность: 112 минут.
  • IMDb: 8,5.

Профессиональный фотограф из-за перелома ноги вынужден постоянно сидеть дома. От скуки он наблюдает за соседями из окна, выходящего во двор. И постепенно начинает подозревать, что в одной из квартир дома напротив произошло убийство.

Этот фильм интересен необычным подходом к съёмкам. Многие события здесь показаны как бы с точки зрения стороннего наблюдателя — через окно. К тому же, помимо детективной, в окнах разворачиваются вполне будничные, но увлекательные драматические истории.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Головокружение

  • США, 1958 год.
  • Триллер, драма, детектив.
  • Длительность: 128 минут.
  • IMDb: 8,3.

После гибели напарника у детектива Скотти Фергюсона развивается акрофобия и начинаются частые головокружения. Старый знакомый нанимает Фергюсона в качестве частного сыщика, чтобы проследить за женой. По мнению заказчика, она хочет совершить самоубийство. Детектив спасает девушку и понимает, что влюбился в неё. Но дальше всё становится только сложнее.

Этот фильм разрушает каноны детективного триллера. Динамичная сцена здесь помещена в начало, но дальше действие развивается очень медленно, а расследования как такового в фильме нет. Также интересно, что в заставке Хичкок использовал новаторские для тех лет визуальные эффекты.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

На север через северо-запад

North by Northwest

  • США, 1959 год.
  • Приключенческо-шпионский триллер.
  • Длительность: 136 минут.
  • IMDb: 8,3.

Главный герой Роджер Торнхилл работает рекламным агентом. Но однажды контрразведка принимает его за мифического секретного агента, которого никто не знает в лицо. Спецслужбы пытаются убить Роджера, но таинственная незнакомка помогает ему спастись.

В основу фильма легла реальная история времён Второй мировой войны. Тогда британская разведка придумала образ несуществующего спецагента и заставила врагов тратить время и силы на его поиски.

Смотреть в iTunes →

В случае убийства набирайте «М»

Dial M for Murder

  • США, 1954 год.
  • Детектив.
  • Длительность: 105 минут.
  • IMDb: 8,2.

Бывший теннисист, женатый на богатой наследнице, начинает подозревать супругу в неверности. Боясь развода и потери состояния, он решает убить жену и придумывает идеальный план, который обеспечит ему стопроцентное алиби. Герой находит своего старого знакомого из колледжа и шантажом заставляет его пойти на убийство. Но даже идеальный план может дать сбой.

Этот фильм — довольно точная экранизация пьесы Фредерика Нотта «Телефонный звонок». Интересно, что Хичкок не стал адаптировать сюжет под кинематограф. Практически всё действие происходит в одних и тех же декорациях, что создаёт ощущение театральной постановки. По мнению Хичкока, это только помогает сделать сюжет более напряжённым.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Ребекка

  • США, 1940 год.
  • Триллер.
  • Длительность: 130 минут.
  • IMDb: 8,1.

Спустя год после гибели жены Ребекки богатый владелец поместья Максимилиан де Винтер находит себе юную возлюбленную. Но новой миссис де Винтер со всех сторон напоминают о Ребекке, особенно домработница миссис Денверс. И это давление становится всё сильнее.

По мнению многих критиков, миссис Денверс воплощает образ лесбиянки, хоть об этом и не говорится прямо. Картину даже проверяли на соответствие Кодексу Хейса, который регулировал нравственные качества фильма. Но официально придраться оказалось не к чему.

Верёвка

  • США, 1948 год.
  • Триллер.
  • Длительность: 81 минута.
  • IMDb: 8,0.

Двое друзей ради развлечения убивают своего сокурсника. Они душат его верёвкой, а тело прячут в сундук. После этого друзья решают устроить вечеринку в той же квартире и приглашают на неё отца убитого, его невесту и преподавателя. Однако орудие убийства заставляет их осознать весь ужас содеянного.

Для Хичкока «Верёвка» была экспериментальным проектом. Он впервые режиссировал цветной фильм, причём с минимумом монтажных склеек. Для этого даже были построены раздвижные декорации: их можно было менять, не останавливая камеру. Поэтому сам заголовок «Верёвка» здесь имеет несколько значений: это и орудие убийства, и метафора связанности действий и последствий, и само построение кадра без склеек.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Незнакомцы в поезде

Strangers on a Train

  • США, 1951 год.
  • Нуарный триллер.
  • Длительность: 101 минута.
  • IMDb: 8,0.

Двое незнакомцев встречаются в поезде и в порыве откровенности делятся своими жизненными неурядицами. Первый хочет развестись с женой, а другой яростно ненавидит отца. В итоге один из попутчиков предлагает совершить убийства крест-накрест (каждый устраняет того, кто мешает другому). Прелесть в том, что у заказчика будет железное алиби, а у убийцы не будет мотива. Второй отвергает его предложение, но потом оказывается в безвыходном положении.

Помимо идеи, которая позже неоднократно повторялась другими авторами, фильм запомнился многим сценой с разваливающейся каруселью. Здесь Хичкок снова использовал передовые на тот момент технологии. Миниатюрная копия карусели была снята отдельно, а потом аккуратно вмонтирована в кадры.

Смотреть в iTunes →

Дурная слава

  • США, 1946 год.
  • Детектив.
  • Длительность: 101 минута.
  • IMDb: 8,0.

Дочь человека, обвинённого в измене родине, знакомится с агентом ФБР. Он просит её помощи в раскрытии нацистского заговора в Рио-де-Жанейро. Теперь девушка должна выйти замуж за немецкого агента и выяснить планы заговорщиков по созданию ядерной бомбы. Но муж начинает что-то подозревать, и шпионка оказывается в смертельной опасности.

Идея фильма появилась ещё во времена Второй мировой войны, когда о ядерном оружии люди знали довольно мало. Интересно, что Альфред Хичкок, чтобы создать правдоподобный сценарий, стал наводить справки об использовании урановой руды. Из-за этого он сам попал под подозрение ФБР.

Леди исчезает

The Lady Vanishes

  • Великобритания, 1938 год.
  • Триллер, комедия.
  • Длительность: 97 минут.
  • IMDb: 7,9.

Во время посадки в поезд на Айрис падает цветочный горшок. Пожилая попутчица мисс Фрой помогает девушке зайти в поезд и угощает чаем. Однако наутро мисс Фрой исчезает, все окружающие утверждают, что её никогда не было, а ложные воспоминания лишь следствие удара по голове.

Альфред Хичкок решил сделать акцент на звуковой составляющей. Резкие гудки поезда напоминают женский крик и создают атмосферу фильма.

Тень сомнения

Shadow of a Doubt

  • США, 1943 год.
  • Триллер.
  • Длительность: 108 минут.
  • IMDb: 7,9.

Старшеклассница из маленького городка от скуки начинает мечтать о том, чтобы к ней приехал её дядюшка Чарли, которого она не видела. Чудесным образом её желание сбывается. Но постепенно девушка начинает подозревать, что дядюшка вовсе не тот, за кого себя выдаёт. Тем более что полиция в другой части страны ищет опасного преступника.

Этот фильм первым из работ Хичкока признали настоящим шедевром.

39 ступеней

The 39 Steps

  • Великобритания, 1935 год.
  • Триллер.
  • Длительность: 86 минут.
  • IMDb: 7,8.

Новая знакомая главного героя просит защитить её от преследователей. Ричард не воспринимает слова девушки всерьёз, но ночью ту убивают. Ричард пытается доказать свою невиновность, но в итоге его преследует и полиция, и настоящие убийцы.

В этой картине для создания напряжённости режиссёр использовал очень быструю смену кадров, что для 1930-х годов было очень необычно. В результате действие выглядит очень динамичным и нервным даже по сегодняшним меркам.

Спасательная шлюпка

  • США, 1944 год.
  • Военная драма.
  • Длительность: 97 минут.
  • IMDb: 7,8.

Немецкая подводная лодка и американский корабль тонут после сражения. Переполненная шлюпка с американскими моряками подбирает капитана немецкой субмарины. Они надеются, что он сможет показать им путь к безопасной гавани. Однако капитан даже в такой момент не планирует мириться с врагами.

Уже в послевоенное время картина добралась до ФРГ. При этом капитана-немца превратили в нидерландского добровольца, чтобы не вызывать у зрителей негативных ассоциаций.

Птицы

The Birds

  • США, 1963 год.
  • Ужасы, триллер.
  • Длительность: 120 минут.
  • IMDb: 7,7.

Идея фильма возникла после событий 1960 года, когда на город Капитола в Калифорнии набросились сотни буревестников, отравившихся моллюсками.

Очаровательная Мелани Дэниелз едет в гости к своему новому приятелю. По дороге на неё нападает чайка, но потом оказывается, что это лишь начало апокалипсиса: все птицы начинают атаковать людей.

Альфред Хичкок решил провести аналогию между птицами и людьми. В начале картины пернатых держат в клетках. В конце люди сами оказываются заперты в домах и машинах.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Альфред Хичкок представляет

Alfred Hitchcock Presents

  • США, 1955–1965 годы.
  • Антология.
  • Длительность: 10 сезонов.
  • IMDb: 8,6.

Альфред Хичкок известен не только полнометражными фильмами, но и своими новеллами, собранными в сериале-антологии «Альфред Хичкок представляет» (после седьмого сезона — «Час Альфреда Хичкока»). Многие из коротких пугающих историй признаны классикой кинематографа и послужили прообразом для множества сюжетов.

Очень известна, например, серия «Открытое окно» о нескольких медсёстрах, которые заперлись в доме от убийцы, но забыли закрыть окно в подвале. Также многим знаком эпизод «Человек с Юга» о странном пари. Герой должен 10 раз подряд зажечь зажигалку, иначе ему отрубают палец. Эту историю в комедийном ключе обыграли в фильме «Четыре комнаты».

Новеллы Хичкока — концентрированное напряжение без лишних сюжетных линий и затягивания. Именно за это их так любят зрители. К тому же в начале и конце каждой серии сам автор комментирует свои истории.

Бонус: «Хичкок»

  • США, 2012 год.
  • Фильм-биография.
  • Длительность: 98 минут.
  • IMDb: 6,8.

Этот байопик снят по документальной книге Стивена Ребелло «Хичкок. Ужас, порождённый «Психо». Сюжет рассказывает об отношениях знаменитого режиссёра и его жены, а также соавтора Альмы Ревиль во время съёмок легендарного «Психо».

Альфреда Хичкока сыграл Энтони Хопкинс, его жену — Хелен Миррен. А актёров, исполнивших главные роли в «Психо», — Джеймс Д’Арси и Скарлетт Йоханссон.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Один из самых известных хорроров в истории, фильм Хичкока, как и многие его другие произведения, выдержан в стилистике сна. Почему-то самые обычные птицы нападают на людей и клюют их до смерти. А люди не могут противостоять этой неожиданной угрозе и спасаются, как могут, в закрытых помещениях. Всё это придумано, разумеется, для того, чтобы на экране испуганная гламурная блондинка в хорошем костюме сжималась от страха на дешёвом диванчике, ожидая гибели. И чтобы зритель, выходя на улицу, сторонился голубей с воробьями, которые, оказывается, могут иногда быть смертельно опасны.
Трейлер фильма «Птицы»

Когда этот фильм вышел, он практически провалился в прокате, и о нём надолго забыли как зрители, так и сам Хичкок, считавший, что если зритель не принял фильм, то фильм не удался. Однако с годами отношение к картине изменилось, и сегодня его относят к числу лучших работ мастера. Его по-прежнему обсуждают, на него ссылаются, любой просмотр «Головокружения» всегда собирает полный зал. Ни один другой фильм Хичкока не говорит настолько откровенно о сексуальном влечении и связанных с ним психологических явлениях. Замещение, подавление, компенсация, многочисленные фобии – и страсть в самом своём прямом воплощении. Хичкок здесь демонстрирует непревзойдённое умение передавать внутреннее через внешнее, и все актуальные режиссёры учатся снимать кино, пересматривая вновь и вновь эту картину.
Трейлер фильма «Головокружение»

Кажется, что это – маленькая, очень локальная картина, чьё действие происходит в маленькой квартире, откуда человек с переломанной ногой от нечего делать смотрит на соседские окна и воображает, что расследует убийство. На самом же деле фильм потребовал от Хичкока и студии огромных усилий и чрезвычайно сложного плана работы. В огромном павильоне были построены и квартира героя, и весь двор, который он видит из окна, включая несколько этажей жилого дома напротив и улицу, которую видно за ним. Потом техники сделали почти невозможное: добились того, чтобы камера, снимавшая «из квартиры» главного героя, «видела» всё, что происходит в противоположном доме так, чтобы и мы поверили, что сидим дома с героем. А дальше Хичкок добился того, чтобы нам передалось чувство бессилия главного героя, который ничего не в состоянии сделать, сидя в гипсе, но абсолютно уверен, что напал на след опасного преступника.
Трейлер фильма «Окно во двор»

Сцена с главным героем, которого в открытом поле атакует самолёт, стала одной из самых известных в истории кино. Она же лишний раз подчёркивает, что правдоподобие Хичкока интересует меньше, чем эффектность и соответствие процессам, происходящим у нас в подсознании. В конце концов, функционально самолёт, который пролетает прямо над головой и заставляет героя упасть на землю, мало отличается от взбесившихся птиц из упомянутого выше фильма «Птицы». Считается, что «На север через северо-запад» положил начало фильмам о Бонде, которые были похожи стилистически и даже отчасти пародировали эту картину. Впрочем, Хичкоку ни разу не предлагали взяться за фильм об агенте с лицензией на убийство.

Трейлер фильма «На север через северо-запад»

Один из любимых приёмов Хичкока – заставить зрителя усомниться в том, что преступление вообще произошло. Мы то разделяем уверенность его героев в том, что здесь что-то нечисто, то начинаем посмеиваться их простодушной уверенности, но сами никогда не знаем, какой сюрприз Хичкок готовит нам уже в следующей сцене. Так и здесь попутчица главной героини вдруг исчезает в движущемся на большой скорости поезде, и все окружающие убеждены, что никакой попутчицы не было вовсе. Уже в этой, относительно ранней картине, снятой ещё в Великобритании до войны, Хичкок демонстрирует саспенс высокого уровня.
Трейлер фильма «Леди исчезает»

Подозрение

Хичкока, который был счастлив в браке и у которого жена была одним из главных советников и в том, что касается профессии, почему-то очень волновала проблема отчуждённости между супругами. Например, жена, которая подозревает мужа в самых страшных преступлениях, — тема не одной его картины, но в «Подозрении» это выражено наиболее ярко. Ощущение, что всё, во что ты веришь и что ты любишь, — ложь, скрывающая за собой жуткую правду, пронизывает фильм, погружая зрителя в неуютное ощущение подозрительности. Хичкок с удовольствием дергает за невидимые ниточки, чтобы это ощущение стало невыносимым.
Трейлер фильма «Подозрение»

Не тот человек

Возможно, одним из источников вдохновения для Хичкока стал «Процесс» Кафки, хотя тематически картина перекликается и с фильмами самого Хичкока: это клаустрофобный триллер о человеке, которого обвинили в ограблении, а он его не совершал. Впрочем, по фильмам Хичкока зритель уже знает, что если сюжет сначала представляет человека невинным, то это вовсе не обязательно соответствует истинному положению вещей. Хичкок часто манипулирует зрителем, который верит в правдоподобие экранного образа: если что-то показано, значит, так оно и было. Но здесь ещё и невозможность доказать, что если чего-то не было, то этого и не было, какие бы улики не свидетельствовали об обратном.
Трейлер фильма «Не тот человек»

Среди прочих картин Хичкока эта выделяется тем, что снята как бы одним кадром, хотя внимательный глаз легко заметит спрятанные Хичкоком склейки. Приём «непрерывной» съёмки используется Хичкоком не как «фишка» фильма, но как приём для усиления напряжения. С самого начала мы знаем, что два молодых убийцы спрятали труп в сундук и что сундук этот стоит прямо в центре комнаты. Дальше экранное время полностью соответствует реальному, и мы напряжённо следим за местом преступления, пытаясь угадать, останется ли оно нераскрытым. Всё остальное мы уже знаем.
Трейлер фильма «Верёвка»

После ряда дорогостоящих цветных картин Хичкок решил снять недорогой чёрно-белый фильм, для которого он привлёк телевизионную команду. В результате была создана картина, которая оказалась не просто успешной, но превратилась в культ. «Психо» — один из известнейших фильмов в истории, ряд сцен оттуда бесконечно цитируются кинематографистами, о картине написано тысячи статей и даже научных работ. Хичкок же относился к этому фильму со присущими ему скромностью и иронией, кропотливо добиваясь от своих актёров нужного результата (например, актриса должна была в длинном кадре лежать голая и не моргать), сражаясь с цензурой и делая всё, чтобы фабула фильма не была известна до самого его выхода в прокат.
Трейлер фильма «Психо»

Семейный заговор

Последний фильм Хичкока предлагает чуть меньше саспенса и чуть больше юмора, чем в большинстве его известных картин. Одна только фальшивая ясновидящая, сцену с которой Хичкок поставил в начало фильма, сразу задает иронический и вместе с тем мистический тон разговора со зрителем, а потом две парочки преступников начинают искать загадочного наследника огромного состояния. Хичкок с удовольствием пользуется свободой, которую получило кино 70-х, и видно, что если бы не проблемы со здоровьем, старине Хичу ещё не раз удалось бы поразить профессионального и массового зрителя.
Трейлер фильма «Семейный заговор»

27 января 2021Искусство

Как-то Франсуа Трюффо угодил в пруд, и вскоре Хичкок стал культовым режиссером. В новом выпуске кинорубрики рассказываем о том, как «Психо» изменил представления о кинематографе, а также историю триллера и саспенса

Автор Всеволод Коршунов

«Господа, я вспоминаю о вас каждый раз, когда вижу кубики льда в стакане виски» — так Альфред Хичкок начинал разговор с кинорежиссерами Франсуа Трюффо и Клодом Шабролем, создателями французской «новой волны». Он любил рассказывать историю, произошедшую в 1955 году, когда Трюффо и Шаброль еще не снимали кино, а писали о нем. Они пришли в съемочный павильон, чтобы взять у Хичкока интервью, и были настолько ошеломлены происходящим на площадке, что угодили в студийный пруд. Водоем был покрыт тонкой коркой льда, молодые кинокритики проломили ее, оказались в воде, долго не могли выбраться на поверхность, переполо­шили всю студию и запомнились Хичкоку крайней впечатлительностью.

В середине 1950-х Хичкок еще не был культовым режиссером: его считали постановщиком средней руки, одним из многочисленных создателей криминальных фильмов и не причисляли к классикам. Как раз Трюффо, Шаброль, Годар, влюбленные в фильмы Хичкока, создали его культ, суще­ствующий до сих пор. Они возвели его в ранг автора — в значении, которое в те же годы сами разработали в теории авторского кино, провоз­гласившей создателем фильма не продюсера, а режиссера.

Хичкок действительно был автором. Вместе с Фрицем Лангом и Анри-Жоржем Клузо он сконструировал новый киножанр — триллер, — сделал психоанализ Зигмунда Фрейда видимым элементом сюжета в развлека­тельном кино и превратил в важнейший инструмент масскульта. Хичкок научил кинематографистов всего мира пугать зрителей не только мис­тическими персонажами, но и обыденными предметами — телефоном («В случае убийства набирайте «М»»), полупрозрачной занавеской в ванной комнате («Психо»), сундуком («Веревка»), инициалом, вышитым на подушке («Ребекка»). И каждым кадром, каждой мизансценой, каждой монтажной склейкой доказывал, что кино — это не только сюжет. Кино — это в первую очередь магия взаимодействия человека в зрительном зале и тени на белом полотне экрана. Хичкок сумел подчинить себе эту магию.

Именно поэтому в 1962 году Трюффо, к тому моменту уже снявший фильмы «Четыреста ударов» и «Жюль и Джим», напросился к нему в гости и записал 52-часовое интервью — уже не как критик, а как коллега-режиссер. В ре­зультате этих бесед появилась книга «Кинематограф по Хичкоку», в которой два постановщика размышляют о природе кино. Это идеальный путеводи­тель по творчеству Хичкока: разговор о фильмах идет в хронологическом порядке. Можно устроить полную ретроспективу, чередуя просмотр и чте­ние. Но если вы еще не смотрели Хичкока, вот более короткий маршрут.

Главные фильмы французской «новой волны»
Как Годар, Трюффо и другие режиссеры экспериментировали с камерой, актерами и цветом

С чего начать

Кадр из фильма «Психо». 1960 год © Paramount Pictures

С его главной картины — «Психо» (1960). Хичкок был так увлечен этим проектом, что после отказа студии его финансировать снял фильм на соб­ственные деньги. В режиссерской заявке руководству Paramount не понра­вилось решительно ничего: слишком революционно, провокационно и амо­рально, особенно переодевание юноши в женскую одежду и подглядывание за обнаженной девушкой.

«Психо» действительно перевернул представление о том, каким может быть кино. Перед премьерой Хичкок выкупил весь тираж романа Роберта Блоха, по которому снят фильм. Запретил пускать публику в зал после начала сеанса. Убил главную героиню на 50-й минуте (чуть раньше середины картины) и тем самым вывел из игры звезду фильма Джанет Ли. Соединил две истории, сделав первую обманкой для доверчивой аудитории: поначалу зритель думает, что это фильм о секретарше, укравшей деньги клиента, а потом оказывается втянут в историю психически нездорового человека, убивающего хорошеньких деву­шек. Причем втянут в буквальном смысле слова: Хичкок снимает преступления субъективной камерой  Субъективная камера — съемка от первого лица, при которой взгляд камеры совмеща­ется со взглядом персонажа., мы видим их глазами маньяка и становимся соучас­тниками его злодеяний.

Знаменитая сцена убийства в душе стала учебником монтажа: она длится всего 45 секунд, при этом снималась неделю, в ней 77 монтажных склеек. Саундтрек разбирается во всех киношколах мира: композитор Бернард Херрманн — пол­ноценный соавтор Хичкока. Его знаменитый скрипичный ансамбль помогает подключить зрителя к убийце и его действиям. Символика цвета — притом что фильм черно-белый — тоже стала хрестоматийной: перед тем как уехать с укра­денными деньгами, героиня переодевается, меняет белое нижнее белье и белую сумочку на черное белье и черную сумочку. Даже очень внима­тельный зритель вряд ли обратит внимание на эти детали, но Хичкок управ­ляет не толь­ко сознанием, но и коллективным бессознательным.

С помощью не столько истории, сколько киноязыка — ракурсов, длительности кадра, движения камеры, света, цвета — режиссер полностью завладевает глу­бинными пластами психики зрителя, залезает в его голову, заставляет мыслить и действовать как преступник, а затем ужасаться тому, в чем неосознанно при­нимал участие, когда смотрел этот жуткий «сон наяву».

Что смотреть дальше

1 / 3
Кадр из фильма «Неприятности с Гарри». 1955 год© Paramount Pictures

2 / 3
Кадр из фильма «Леди исчезает». 1938 год© United Artists

3 / 3
Кадр из фильма «Ребекка». 1940 год© Selznick International Pictures

У Хичкока репутация непревзойденного мастера ужасов, но на деле он работал на стыке нескольких жанров. Например, лихо сочетал триллер с черной коме­дией, как в фильме «Неприятности с Гарри» (1955), который можно посмо­треть на контрасте с пугающим «Психо». Фильм рассказывает о «приклю­че­ни­ях» обнаруженного в лесу трупа, который то выкапывают, то снова прячут в земле. Путешествие по хичкоковской комедиографии можно продолжить картиной британского периода  Хичкок родился в 1899 году в пригороде Лондона Лейтонстоуне (сейчас часть Боль­шого Лондона) и свои первые 28 фильмов (из 61) снял в Англии. В 1939 году он пере­ехал в США и начал работать в Голливуде, хотя периодически возвращался в Велико­британию. Незадолго до его смерти королева Елизавета II посвятила Хичкока в рыцари. «Леди исчезает» (1938), в которой Хичкок соединяет элементы комедии и детектива: при выезде из гостиницы на голову молодой туристке сваливается горшок с цветком, до станции ей помогает добраться пожилая гувернантка мисс Фрой, садится вместе с ней на поезд и бесследно исчезает. Все вокруг уверяют, что мисс Фрой никогда не существо­вало, все дело в горшке и ударе по голове. Но героиня не верит этому и начи­нает собственное расследование. Фильм был настолько успешным в Англии, что американский продюсер Дэвид Селзник пригласил Хичкока в Голливуд. Правда, в те времена у Хичкока была репутация создателя не криминальных фильмов с элементами комедии, а мелодрам, поэтому его первым голливуд­ским проектом становится эффектная мелодрама «Ребекка» (1940) с Джоан Фонтейн и Лоуренсом Оливье, трогательная и пугающая одновременно.

1 / 3
Кадр из фильма «Дурная слава». 1946 год© Vanguard Films, RKO Radio Pictures

2 / 3
Кадр из фильма «Завороженный». 1945 год© United Artists

3 / 3
Кадр из фильма «На север через северо-запад». 1959 год© Metro-Goldwyn-Mayer

После «Ребекки» можно познакомиться с двумя нуарными мелодрамами, главные роли в которых сыграла Ингрид Бергман, — «Дурная слава» (1946) и «Завороженный» (1945; партнерами актрисы стали Михаил Чехов и Грегори Пек). И, наконец, завершить изучение жанровых экспериментов Хичкока мож­но шпионским боевиком «На север через северо-запад» (1959), в котором за три года до выхода первого фильма о Джеймсе Бонде появляются все клю­чевые элементы бондианы: эффектные локации, хитроумная интрига, элегант­ный герой и экстравагантный злодей. Именно в этом фильме Хичкок, по его собственным словам, использовал лучший из своих макгаффинов  Изобретение этого термина приписывают Хичкоку, но на самом деле его впервые использовал британский сценарист Энгус МакФейл, с которым режиссер работал над фильмами «Завороженный» и «Не тот чело­век». В интервью Трюффо Хичкок разъясняет, откуда взялось столь странное слово: «Это, по всей вероятности, шотланд­ское имя из одного анекдота. В поезде едут два человека. Один спрашивает: «Что это там на багажной полке?» Второй отвечает: «О, это МакГаффин». — «А что такое МакГаффин?» — «Ну как же, это приспособление для ловли львов в Горной Шотландии». — «Но ведь в Горной Шотландии не водятся львы». — «Ну, значит, и МакГаффина никакого нет!» Так что видите, МакГаффин — это, в сущности, ничто».
Ф. Трюффо. Кинематограф по Хичкоку. М., 1996. — пред­метов, которые запускают интригу, но сами по себе не имеют значения. Здесь это чистая абстракция — некая правительственная тайна, причем ее суть не раскрывается. И именно в этом фильме Хичкок смело экспериментирует с фрейдистской символикой: после того как персонажи Кэри Гранта и Евы Мари Сейнт оказываются на одной полке в купе поезда, состав входит в тун­нель. Сам режиссер называл эту склейку самой дерзкой в своей карьере.

После ленты «На север через северо-запад» стоит вернуться к классическим хичкоковским триллерам. Их можно условно разделить на три группы.

Кадр из фильма «Веревка». 1948 год © Warner Bros. Pictures

Первая — «квартирные» фильмы, действие которых происходит в замкнутом пространстве. В «Веревке» (1948) Хичкок делает зрителя свидетелем преступ­ления в нью-йоркском небоскребе: двое молодых людей, приверженцев ницше­анства, решают на практике проверить теорию о сверхчеловеке, нарушить за­по­ведь «Не убий» и доказать тем самым собственную исключи­тельность. Они душат своего одноклассника, прячут его тело в огромном сундуке, а сундук ставят на самое видное место, чтобы использовать как стол для закусок, ведь скоро в эту квартиру придут друзья и родственники убитого.

Кадр из фильма «Окно во двор». 1954 год © Paramount Pictures

Действие «Окна во двор» (1954) тоже происходит в нью-йоркской квартире, но теперь главный герой — не преступник, а разоблачитель. Любопытный фото­граф (Джеймс Стюарт), из-за травмы ноги временно прикованный к крес­лу, от скуки начинает наблюдать за тем, что происходит в окнах напротив, и обнаруживает загадочное исчезновение жены соседа — всё говорит о том, что произошло убийство. Вместе с героем-вуайеристом зритель подгля­дывает за чу­жой жизнью — остроумный комментарий Хичкока о природе кинематог­рафа и того особого удовольствия, которое мы получаем, когда совершенно законно (ведь куплен билет!) подсматриваем за тем, что делают персонажи на экране.

Кадр из фильма «В случае убийства набирайте «М»». 1954 год © Warner Bros. Pictures

В роли невесты героя фильма «Окно во двор» снялась Грейс Келли. Она же исполнила главную роль в картине «В случае убийства набирайте «М»», со­зданной в том же 1954-м. На этот раз действие разворачивается не в нью-йорк­ских, а в лондонских апартаментах, Келли играет не бойкую манекенщицу, а типичную хичкоковскую «ледяную блондинку», пассивную и беспомощную жертву преступления.

1 / 3
Кадр из фильма «Не тот человек». 1956 год© Warner Bros. Pictures

2 / 3
Кадр из фильма «Головокружение». 1958 год© Alfred J. Hitchcock Productions; Paramount Pictures

3 / 3
Кадр из фильма «Незнакомцы в поезде». 1951 год© Warner Bros. Pictures

Следом можно посмотреть вторую группу триллеров, посвященных теме двойничества. Героя фильма «Не тот человек» (1956) по ошибке принимают за грабителя. Ким Новак в «Головокружении» (1958) играет сразу двух деву­шек, похожих друг на друга как две капли воды. «Незнакомцы в поезде» (1951) наполнены двойниками: два детектива, два мальчика в парке аттракционов, два старика на каруселях, две женщины в очках. Но самое главное — два незна­комца, решивших совершить перекрестное убийство: каждый из них должен выступить киллером по заказу другого. Так они смогут избавиться от тех, кого ненавидят, и при этом сохранить алиби.

1 / 2
Кадр из фильма «Птицы». 1963 год© Universal Pictures

2 / 2
Кадр из фильма «Марни». 1964 год© Universal Pictures

Завершить знакомство с хичкоковскими триллерами можно картинами, кото­рые вместе с «Психо» составляют трилогию, посвященную ментальным рас­стройствам и болезненным отношениям с матерью. В «Птицах» (1963) атака чаек работает как психоаналитическая метафора материнского гнева: главная героиня (в исполнении Типпи Хедрен) знакомится с молодым человеком, его мать против этой связи, и небеса, насылающие на влюбленных кару в виде пернатых убийц, оказываются на стороне властной женщины, желающей кон­тро­лировать личную жизнь своего сына. Героиня «Марни» (1964), которую также играет Типпи Хедрен, страдает клептоманией, боится красного цвета и избегает физических контактов с мужчинами. Разгадка ее состояния кроется, разумеется, в прошлом и отношениях с матерью. «Марни» стала одной из пос­ледних значительных картин Хичкока.

Семь классических камео Хичкока

1 / 7
Кадр из фильма «Спасательная шлюпка». 1944 год© 20th Century Fox

2 / 7
Кадр из фильма «В случае убийства набирайте «М»». 1954 год© Warner Bros. Pictures

3 / 7
Кадр из фильма «Окно во двор». 1954 год© Paramount Pictures

4 / 7
Кадр из фильма «Поймать вора». 1955 год© Paramount Pictures

5 / 7
Кадр из фильма «На север через северо-запад». 1959 год© Metro-Goldwyn-Mayer

6 / 7
Кадр из фильма «Психо». 1960 год© Paramount Pictures

7 / 7
Кадр из фильма «Марни». 1964 год© Universal Studios

Хичкок любил сниматься в собственных фильмах — это были крохотные роли без слов. Поиск режиссера среди эпизодических персонажей его фильмов до сих пор остается ритуалом и аттракционом для киноманов. В интервью Трюффо Хичкок так объяснял свое желание оказаться по другую сторону камеры: «Задача была вполне утилитарна: заполнить кадр. Потом это превра­тилось в суеверный предрассудок и наконец в гэг. Но в последнее время этот гэг стал причинять немало хлопот; я стараюсь показаться на экране в первые пять минут, чтобы дать людям спокойно смотреть фильм, не выискивая меня в толпе статистов»  Ф. Трюффо. Кинематограф по Хичкоку. М., 1996..

Камео дня: Альфред Хичкок в «На север через северо-запад»
Вспоминаем эпизодические кинороли знаменитостей

С каких фильмов не стоит начинать знакомство с Хичкоком

1 / 2
Кадр из фильма «Жилец». 1927 год© Gainsborough Pictures; Carlyle Blackwell Productions

2 / 2
Кадр из фильма «Шантаж». 1929 год© Associated British Picture Corporation

С его ранних картин — немого «Жильца» (1927) и «Шантажа» (1929), существующего в двух версиях, немой и звуковой. В этих картинах стиль Хичкока только формируется. Их лучше смотреть после ключевых лент 1940–60-х.

Не стоит торопиться и с просмотром фильмов середины 1930-х, таких как «Человек, который слишком много знал» (1934) и «39 ступеней» (1935). В них режиссер превращается в того Хичкока, которого мы знаем и любим, но их эстетические открытия будут лучше видны и более понятны после изучения его главных картин.

1 / 2
Кадр из фильма «Человек, который слишком много знал». 1934 год© Gaumont-British Picture Corporation

2 / 2
Кадр из фильма «39 ступеней». 1935 год© Gaumont British Picture Corporation

Фильмы 1920–30-х убедительно показывают творческую эволюцию режиссера, то, как Хичкок становился мастером саспенса, как подбирался к своему фир­менному приему — тревожному, мучительному ожиданию, когда зритель сидит будто бы на иголках и с ужасом смотрит на то, как персонаж направ­ляется в роковую ловушку. В «Человеке, который слишком много знал» одна из важнейших сцен строится на ожидании выстрела в лондонском Альберт-холле, и Хичкок буквально издевается над зрителем, позволяя камере в течение нескольких тягучих минут неспешно разглядывать оркестр, хор, зрителей в за­ле, страницы партитуры. Казалось бы, в кадре не происходит ничего особен­ного: музыканты исполняют ораторию. Но это одни из самых страшных и вол­ну­ющих минут в истории кино.

С кем работал Хичкок

Альфред Хичкок на съемках фильма «Окно во двор». 1954 год © John Springer Collection / Getty Image

Главным помощником Хичкока была Альма Ревиль, с которой он познакомился в Лондоне в начале 1920-х. Она стала его ассистентом, соавтором, редактором, а в 1926 году — женой.

Большую часть фильмов британского периода снял оператор Джек Э. Кокс, а американского — Роберт Бёркс, получивший «Оскара» за ленту «Поймать вора» (1955).

Любимой актрисой Хичкока была Грейс Келли, хотя она снялась всего в трех его фильмах. Дальнейшему сотрудничеству помешало ее замужество: на съем­ках третьего фильма («Поймать вора») Келли познакомилась с князем Монако и, став княгиней, прекратила сниматься в кино.

Из мужчин Хичкок чаще других работал с Джеймсом Стюартом и Кэри Гран­том. Именно они воплотили на экране хичкоковского героя — проницатель­ного, ироничного, циничного.

Цитаты о Хичкоке

Альфред Хичкок. 1955 год © CBS Photo Archives / Getty Images

«Фильмы Альфреда Хичкока самые богатые в визуальном плане в истории всего кинематографа. Когда я впервые познакомился с его картинами, то по сво­ей глупости подумал, что это просто отличный развлекательный режиссер. Позже, начав всерьез изучать его работы, я понял, насколько он ге­ни­ален. Хичкок — настоящий инноватор. Его влияние настолько безгранично, что иногда кажется, будто это он изобрел кино»  Цит. по: А. Константинов. Тень мастера: режиссеры, очарованные Альфредом Хичкоком. Кинопоиск. 4 августа 2014 года..

Педро Альмодовар, режиссер

«Каждый фильм Хичкока был событием. Просмотр «Окна во двор» в набитом зрителями старом кинотеатре был незабываемым опытом — событие созда­валось химией, возникающей между зрителем и картиной. Как разряд тока.
<…> Я помню, как смотрел «Психо» ночью в день выхода. Люди приходили, чтобы их удивили и напугали, и не уходили разочарованными.
60 или 70 лет спустя мы все еще смотрим эти фильмы и поражаемся им»  Цит. по: Мартин Скорсезе: «Я сказал, что фильмы Marvel — это не кино. Позвольте объясниться». Cеанс. 5 ноября 2019 года..

Мартин Скорсезе, режиссер

«Я обожаю Хичкока, в частности «Окно во двор», где ему удалось создать целый мир в замкнутом пространстве. Джеймс Стюарт за все время не поки­дает своей инвалидной коляски, тем не менее его глазами мы видим очень сложную схему убийства. Хичкоку удается взять нечто масштабное и поме­стить в очень маленькое. И достигает этого он благодаря своему уникальному кинематографическому мастерству»  Цит. по: А. Константинов. Тень мастера: режиссеры, очарованные Альфредом Хичкоком. Кинопоиск. 4 августа 2014 года..

Дэвид Линч, режиссер

«Пересмотрел «Психоз» Альфреда Хичкока. Кино находит самую неочевидную связь и играет с ней: связь между страхом смерти и зрением. Саспенс — это страх первобытного человека, ослепленного высокими травами саванны. Вы­живу ли я? Убьют ли меня? Надо встать на цыпочки, посмотреть, где же хищ­ник, где смертельная опасность! Выбраться из предательской саванны. Видеть! Выбраться из этого адского напряжения, из парализующего страха! Видеть! Кино вновь погружает нас в полную опасностей высокую траву, в не­опре­де­ленность образов, которые невозможно разглядеть. Воображаемое возвраще­ние в первобытный ужас и темноту саванны. Удовольствие в страхе!»  Цит. по: Хрупкость, общая для всех. Люк Дарденн о фильмах других режиссеров. Сеанс. 15 ноября 2016 года.

Люк Дарденн, режиссер

«Я довольно поздно обнаружил, что он был творцом формы, художником-живописцем, что о нем надлежало говорить, как о Тинторетто, не ограни­чиваясь рамками сценария, саспенсом или религиозностью. Я это понял после того, как один за другим посмотрел семь-восемь лучших его фильмов»  Цит. по: А. Брагинский. Годар-критик. Искусство кино. № 1. Январь 1998 года..

Жан-Люк Годар, режиссер
Как начать смотреть Годара
И обязательно ли понимать, о чем идет речь в его фильмах

«…Альфред Хичкок является практически единственным режиссером, который непосредственно (то есть без помощи объяснительного диалога) передает такие чувства, как подозрение, ревность, желание, зависть. Все это приводит нас к следующему парадоксу: Альфред Хичкок, кинематографист, чья простота и ясность делают его доступным всем категориям публики, одновременно является художником, способным передавать самые тонкие нюансы отноше­ний между людьми.
<…>
Кино Альфреда Хичкока не всегда воодушевляет, но всегда обогащает, хотя бы благодаря той ужасающей ясности, с которой он развенчивает оскор­бле­ния, наносимые человеком красоте и чистоте»  Ф. Трюффо. Кинематограф по Хичкоку. М., 1996..

Франсуа Трюффо, режиссер
как начать смотреть фильмы:
Вуди Аллена

Микеланджело Антониони

Милоша Формана

Джима Джармуша

Акиры Куросавы

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *