Этюд (музыка)

«Фортепианный этюд как жанр музыкального искусства»

Казанова Элина

Руководитель: Харитонова А.В.

МОУДОД ДШИ г.Красный Кут

Занятия в музыкальной школе значительно расширяют кругозор детей. И это не пустые слова. Ведь знакомясь на уроках специальности с различными произведениями, мы знакомимся с целыми историческими эпохами, музыкантами, которые в своем творчестве отражали жизнь своих современников, их интересы, увлечения и в произведениях передавали ритм жизни общества в целом.

Во всех классах музыкальных школ, начиная с 1 и заканчивая выпускным, учащиеся разучивают этюды. Для многих это неинтересное занятие. Но мне стало любопытно, а если посмотреть на этот жанр музыки по-другому. Узнать, когда он появился, какие композиторы обращались в своем творчестве к нему, какие бывают этюды, только ли в музыке применим и используется этот жанр?

Тема моего исследования важна, поскольку систематизирует сведения об этом жанре музыкального исполнительства и результаты работы могут быть применимы в просветительской работе не только для юных музыкантов , но и для широкого круга любителей живого музыкального звука.

Целью моего исследования является:

изучение музыкального жанра фортепианный этюд

Задачи: — узнать, что обозначает термин этюд;

— выяснить причины и время возникновения этого жанра ;

— познакомиться с классификацией этюдов;

— собрать материалы о музыкантах, которые в своем творчестве обращались

к жанру этюда;

— найти примеры в других видах искусства и деятельности человека, где

применяется понятие этюд;

Слово «этюд» в переводе с французского языка обозначает «учение, изучение». В музыке так называют пьесы, основанные на определенном приеме исполнения и предназначенные для развития технического мастерства исполнителя.

Этюд – инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении какого-либо трудного приема исполнения и предназначена для усовершенствования техники исполнителя. Нет такого музыканта, которому бы не пришлось бы сыграть ни одного этюда в музыкальной школе, колледже, консерватории.

Этюд развивает технику музыканта. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры гаммообразными пассажами, пунктирным ритмом, хроматическими гаммами, скачками, октавами, двойными нотами, техника трели и другие.

Обращаясь к различным словарям для уточнения значения слова этюд, обнаруживаем, что оно достаточно широко и представлено в разных сферах деятельности человека от музыки, живописи, литературы, до музыкознания, шахмат, хореографии, научных работ.

Но обратимся к жанру этюда музыкального. С появлением таких музыкальных инструментов как клавикорд и клавесин возникла необходимость в музыкальных произведениях для них. Появились инструменты и прекрасные исполнители на них, такие как И.С. Бах (Германия), Ф.Куперен, Л.Дакен, Ж.Рамо (Франция),Д.Скарлатти (Италия). Их прекрасная музыка была одновременно отличным учебным материалом. Ведь в то время исполнители были одновременно и педагогами, и композиторами, сочинявшими для своих учеников упражнения и пьесы.

Так, И.С.Бах писал маленькие прелюдии, инвенции и другие пьесы специально для детей, среди которых самыми любимыми были его сыновья, жена Анна Магдалена.

Бахом разработаны новые для того времени приемы игры на клавесине: подкладывание первого пальца, он ввел в игру первый палец, активно использовал пятый, но почти не пользовался перекрещиванием пальцев. Эти приемы способствовали певучести и мелодичности звучания. Для обучения этим приемам он написал 15 двухголосных и 15 трехголосных симфоний. Эту музыку и сейчас исполняют юные музыканты. Поскольку нет музыки лучше для развития полифонического слуха и приобретения технического мастерства. О назначении своих произведений Бах говорил: «Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как для особого время препровождения тех, кто преуспел в этом учении».

Для обучения игре на клавесине композитор Д.Скарлатти писал небольшие по размерам, но необыкновенно яркие и разнообразные клавирные сонаты (свыше 500!!!) Он был новатором в области клавирной техники. Именно Д.Скарлатти применил в своих экзерсисах многие исполнительские приемы, которые получили развитие в 19 веке. Это и репетиции (быстрое повторение одного и того же звука), глиссандо (скользить), перекрещивание рук. Свои сонаты он скромно называл «Упражнения для чембало». В предисловии к ним он писал, чтобы не искали глубокого плана в этих произведениях, так как написаны они «дабы приучить себя к технике клавесина».

Таким образом, можно говорить, что зарождение жанра этюда как пьесы обучающего характера происходило в творчестве композиторов эпохи барокко.

1709 год знаменателен появлением нового, более усовершенствованного музыкального инструмента, а вместе с ним и новых приемов игры, новой аппликатуры, нового исполнительского стиля. Началась эра рояля («королевский»).

Это время бурного исполнительства. Но путь к вершинам исполнительского мастерства долгий и трудный. Он начинается в детстве с небольших упражнений, легких пьес. Постепенно шаг за шагом растет мастерство, а овладевать исполнительской техникой помогают этюды. Техника исполнительская – это владение различными приемами игры на музыкальных инструментах. Фортепианная техника, как уже упоминалось выше, очень разнообразна: гаммы, арпеджио, октавы, аккорды, хроматизмы… На каждый вид техники есть этюды, которые учат , развивают ловкость, беглость пальцев. Конечно, они делают это не сами по себе, а под руководством педагога и при активном участии самих учеников. Исследователь жанра этюда Н.Терентьева подразделяет этюды на инструктивные, характеристичные и концертно-художественные. Конечно, такое подразделение носит условный характер. Развитие самого жанра этюд связано с усложнением музыкального языка. Среди инструктивных этюдов выделяют этюды на разные виды техники: мелкую, крупную, ит.п.), ритмические этюды. В таких этюдах в основном отрабатываются приемы исполнения фактурных технических формул, которые чаще встречались в нотной литературе того времени, а также различные приемы звукоизвлечения. 19 и начало 20 века стало следующим этапом в развитии жанра этюда, поскольку оно напрямую связано с развитием концертного исполнительства. Такие этюды исполняются не только в домашнем обиходе, но и на концертах.

Итак, жанр этюда известен с XVII века. Среди наиболее известных композиторов и педагогов писавших в жанре этюда, произведения которых и в настоящее время включены в репертуар юных музыкантов хочется назвать следующих.

Карл Черни — австрийский пианист и композитор чешского происхождения, создатель множества литературно-методических книг, посвященным проблемам преподавания игры на фортепиано. Более 800 произведений , связанных с разработкой техники игры на фортепиано («Ежедневные упражнения» ор.337, «Школа беглости» ор.299, «Искусство беглости пальцев» ор.740) до настоящего времени успешно используются педагогической практике. В детстве учился игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. Среди учеников К.Черни — Ф.Лист, Т.Лешетицкий.

Людвиг Шитте –датский пианист и композитор, ученик Ф.Листа. один из лучших представителей традиций музыкальности: как с технической стороны, так и мелодической. Если перед начинающим музыкантом стоит задача выработать ровность , мелодичности, дать душе удовольствие, берите Шитте. Как педагог с успехом работал в Вене и Берлине. Автор несложных фортепианных пьес и этюдов, адресованных начинающим пианистам.

Герман Беренс – шведский композитор, дирижер, педагог и пианист. Родился в Германии, но получил известность в Швеции как аккомпаниатор, выступая на концертах камерной музыки в Стокгольме. Особой популярностью пользуются его этюды для фортепиано, служащие необходимой основой воспитания современных пианистов.

Анри Бертини – французский пианист и композитор. Учился музыке у своего отца и старшего брата. В возрасте 12 лет выступал как пианист в Нидерландах и Германии. Автор многочисленных фортепианных пьес, а также специальных упражнений для развития исполнительской техники.

Корнелиус Гурлитт – немецкий композитор, церковный органист и дирижер хорового общества в Альтоне. Преподавал в Гамбургской консерватории. Автор сборников и «альбомов» фортепианных миниатюр для домашнего музицирования, концертных пьес для детей и юношества.

Луи Келлер – немецкий композитор, пианист и педагог. В 1847 году в Кенигсберге открыл школу для обучения игре на фортепиано. Приобрел известность как автор фортепианных этюдов, которые используются в репертуаре юных пианистов.

Конрад Макс Кунц – немецкий композитор, автор популярных вокальных квартетов, фортепианной музыки – 200 канонов для развития координации рук и беглости пальцев при игре на фортепиано.

Феликс Лекуппе – французский пианист, педагог и композитор. Окончил Парижскую консерваторию. С 1843 года преподавал в консерватории фортепиано и гармонию. Автор фортепианных пьес, этюдов и песен.

Анри Лемуан – французский композитор, педагог, пианист, музыкальный издатель. Это один из наиболее известных фортепианных педагогов первой половины XIX века. Игре на фортепиано учился в Парижской консерватории. Автор многих фортепианных произведений, пользовавшихся большой популярностью (сонаты, пьесы, вариации, этюды). Издал «Школу игры на фортепиано» и педагогическое пособие «Таблицы пианиста – памятка фортепианного педагога». В 1817 году возглавил нотоиздательскую фирму, основанную его отцом. Под руководством А.Лемуана эта фирма стала одним из крупнейших французских музыкальных издательств. Музыкальный язык Лемуана отличает особая мелодичность и изящество.

Карл Альберт Лёшгорн –немецкий пианист, педагог и композитор. Профессор королевского института церковной музыки в Берлине. Преподавал игру на фортепиано. Автор фортепианных сонат и концертов. Опубликовал практическую фортепианную методику.

Елена Фабиановна Гнесина – советская пианистка-педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Вела фортепианный класс, а также методику преподавания фортепиано. Является автором «Фортепианной азбуки» и другой учебной и методической литературы, в том числе инструктивных этюдов для начинающих. Была директором музыкального училища, которое в дальнейшем стало Российской академией музыки имени Гнесиных.

Произведения вышеназванных авторов начинающие пианисты играют в начале своего музыкального образования, затем с годами переходят к этюдам более сложным.

В жанре этюда создавались и создаются работы, относящиеся к различным сферам человеческой деятельности. Известны математические этюды, шахматные этюды, в жанре «этюда» создаются научные и научно-популярные труды: этюды о Вселенной, теологические этюды, медицинские этюды, литературные этюды, поэтические этюды, архитектурные, театральные этюды. Таким образом, этюд может является и техническим упражнением, может выступать в роли подготовительного этапа к определенной объемной работе, а также быть самостоятельным художественным произведением.

Следовательно, в музыкальном искусстве жанр этюда становится своеобразной школой для творческого развития музыканта и представлен как упражнение, и как целостное художественное произведение. Этюды писались в различные исторические периоды, но всем им характерна связь с исполнительскими и композиторскими особенностями (стилем), которые напрямую зависят от эстетического предпочтения той или иной эпохи, особенностями мировосприятия и философии.

Литература:

1. Михеева Л.В. «Музыкальный словарь в рассказах». М., «Советский композитор», 1984

2. «Музыкальный энциклопедический словарь» ред.Келдыш Г.В. – М., «Советский

композитор»,1990

3. Терентьева Н.А. «Карл Черни и его этюды». «Музыка»- Ленинградское отделение,

4. «Спутник музыканта. Энциклопедический словарь-справочник. Ред.А.Л.Островский.-

М.: Музыка, 1964

5. «Великие музыканты Западной Европы». Сост.Григорович В.Б.- М.:Просвещение,1982

6. Комарова Н.И. «Музыканты и композиторы». Краткий биографический словарь.-

У импрессионистов этюды магическим образом превратились «в картины», в которых они якобы выражают свое впечатление, хотя, если быть точным, почти все их картины — это именно этюды, то есть произведения вспомогательного характера выполненное целиком с натуры.

Для справки…
Импрессионизм (фр. impressionisme, от impression — впечатление) — художественное течение в искусстве, возникшее в последней трети XIX века. Это название, использованное журналистом как насмешка, но потом получившее широкое распространение, возникло после первой выставки Салона Отверженных в 1874 году, на которой в числе прочих была выставлена картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».

Именно импрессионисты массово вышли рисовать на пленэр, на природу (до этого художники работали в только в студиях), чтобы «улавливать и передавать естественное освещение». Однако главной причиной такого массового «выхода в свет» стало появление готовых красок в тюбиках, которые всю предыдущую историю художники изготавливали самостоятельно. Теперь любой мог стать «художником», даже не умея писать картины, ведь главное — импрессия, то есть впечатление.

И хотя история импрессионизма охватывает всего 12 лет (с первой выставки в 1874 г. по последнюю, восьмую, в 1886 г.), он, несмотря на ряд полезных моментов, сыграл злую шутку с живописью, вызвав наплыв дилетантов. С его легкой руки руки многие, как прошлые, так и современные, художники так и застряли на стадии этюдов, точнее пленэрных набросков, лишь в небольшой части случаев дотягивающих до той стадии готовности, когда их можно с чистой совестью назвать картиной.

Чтобы увидеть эту разницу, сравните, например, показанные выше «этюд» Айвазовского и «картину» Моне. Не путайте последнего с Эдуардом Мане, который, хоть и сидел часто на пленэрах бок о бок с Моне, но отказывался участвовать в выставках импрессионистов и был прекрасным художником. Так же, как и Пьер Ренуар, которого многие ошибочно считают импрессионистом. Хотя Ренуар и принял участие в ряде (4 из 8) выставок импрессионистов, его «импрессионистский период» длился всего 8 лет (с 1874 по 1882 год), то есть был в полтора раза короче всего «века импрессионизма». До и после этого он писал картины исключительно в классическом стиле. Или Эдгар Дега, который хоть и активно участвовал в выставках импрессионистов, пропустив только одну, никогда не писал свои работы на пленэре*…

Этюд в живописи — небольшое по размеру художественное произведение, написанное с натуры для ее дальнейшего изучения и использования в процессе создания картины. Термин «этюд» (от французского «etude» — «изучение») также применяется в музыке, сценическом искусстве, литературе и даже шахматах. С помощью этюдов музыканты совершенствуют технику исполнения, актеры оттачивают мастерство импровизации, литераторы развивают воображение, а шахматисты учатся решать композиционные задачи.

Этюды выдающихся мастеров живописи часто становятся самостоятельными произведениями искусства. Многие из них находятся в экспозициях музеев и частных коллекциях рядом с картинами разных жанров и стилей.

Зачем нужны этюды художникам

Этюд в изобразительном искусстве обычно служит вспомогательным материалом в творческом арсенале художника. С его помощью опытный мастер:

  • детально исследует взаимодействие предметов в композиции;
  • находит оптимальное цветовое и световое решение будущего произведения;
  • подбирает идеальный ракурс, форму и расположение объекта;
  • фиксирует на бумаге собственные впечатления и эмоции от увиденного.

Начинающие художники рисуют этюды в процессе обучения для развития глазомера, тренировки зрительной памяти, повышения уровня мастерства и закрепления практических навыков.

Классификация этюдов и немного истории

Этюды в живописи принято классифицировать по следующим критериям:

  • Месту исполнения (на природе или в студии).
  • Объекту изображения (природа, человек, здания).
  • Назначению (для учебных целей, в качестве вспомогательного материала, полноценные художественные произведения).

В истории изобразительного искусства известны многочисленные примеры, когда художник в процессе работы над картиной создавал десятки и даже сотни отдельных этюдов. Так, при написании монументального произведения «Явление Христа народу» Александр Иванов исполнил более 600 этюдов.

Питер Пауль Рубенс в течение 4 лет работал над портретом Марии Медичи. За это время он написал множество этюдов с натуры в Париже, которые затем использовал в мастерской в Антверпене для создания полноценного художественного произведения.

Этюды и картины известных мастеров живописи посетители сайта Very Important Lot могут приобрести на аукционах. Наш сайт также предоставляет возможность всем желающим купить напрямую картины у современных художников.

  • «Баядерка»
  • 8 марта
  • 9 Мая
  • andante
  • cantabile
  • riw
  • Абаза
  • Абако
  • Агапкин
  • Адан
  • Алессандро Марчелло
  • Алессандро Скарлатти
  • Алкей
  • Аллаш
  • Альберто Алонсо
  • Альбинони
  • Алябьев
  • Амфион
  • Анакреон
  • Ананиашвили
  • Ананиашвили Нина
  • Анджапаридзе Зураб
  • Андрианов
  • Анна Амалия Прусская
  • Аполлон
  • Арво Пярт
  • Аренский
  • Аристоксен
  • Аристотель
  • Армстронг
  • Арнонкур
  • Аррау
  • Артемьев
  • Архилох
  • Архипова
  • Асатрян Арутюн
  • Асафьев
  • Атлантов
  • Баззини
  • Балакирев
  • Баланчин
  • Барток
  • Барышников
  • Бах
  • Белл Джошуа
  • Беллини
  • Березовский
  • Берио
  • Берлиоз
  • Бессмертнова
  • Бетховен
  • Биберган
  • Благовещение
  • Богачева
  • Боккерини
  • Большой театр
  • Борзова София
  • Бородин
  • Брамс
  • Брегвадзе
  • Бриттен
  • Бронякин Александр
  • Брух
  • Брюсов
  • Булахов
  • Бурцева Софья
  • Бурчуладзе
  • Вагнер
  • Вакер Алексей
  • Вальдтейфель
  • Вальтер Иоганн Готфрид
  • Вангелис
  • Ванхаль
  • Варламов
  • Васильев
  • Вебер
  • Векерлен
  • Венский филармонический оркестр
  • Верачини
  • Верди
  • Верстовский
  • Виардо
  • Вивальди
  • Вилла-Лобос
  • Вильясон Роландо
  • Виотти
  • Вишнева Диана
  • Вишневская
  • Воан-Уильямс
  • Воскресенский
  • Вострелов
  • Враницкий Антон
  • Вяльцева
  • Габриель Форе
  • Гаврилин
  • Гаде
  • Гайдн
  • Гайдн Михаэль
  • Гаккель
  • Галуппи
  • Гамлет
  • Ганс Сакс
  • Гаспарян Гоар
  • Гендель
  • Гераклит
  • Герберт фон Караян
  • Гермес
  • Герольд
  • Глазунов
  • Глинка
  • Глиэр
  • Глюк
  • Гнесин Григорий
  • Годунов
  • Гольденвейзер
  • Гомер
  • Граппелли Стефан
  • Грибоедов
  • Григ
  • Грюмьо
  • Гумилев
  • Гумилёв
  • Гуммель
  • Гуно
  • Гурилёв
  • Гуссенс
  • Дакен Луи Клод
  • Даргомыжский
  • Дашкевич
  • Дворжак
  • Дебюсси
  • Дегтярев Степан
  • Дед Мороз
  • Делиб
  • День Музыки
  • День Победы
  • День России
  • Джильи Беньямино
  • Джорджо Стрелер
  • Дзен
  • Дзержинский
  • Ди Стефано
  • Диттерсдорф
  • Дога
  • Докшицер
  • Долуханова
  • Доминго Пласидо
  • Доницетти
  • Дохолян Нара
  • Дрдла
  • Древняя Греция
  • Дудинская
  • Дунаевский
  • Дюбюк
  • Дюка
  • Дюссек
  • Дягилев
  • Ермасова Софья
  • Есипова
  • Жаклин Дю Пре
  • Жан-Мари Леклер
  • Забела-Врубель
  • Задерацкий
  • Захарова
  • Золтан Орос
  • Зубин Мета
  • Иван Грозный
  • Иванова Виктория
  • Игорь Моисеев
  • Ипполитов-Иванов
  • Искусство звука
  • Истомина Авдотья
  • Кадинская
  • Кайзер
  • Калинников
  • Каллас
  • Кара Караев
  • Карлуш ди Сейшас
  • Касрашвили Маквала
  • Катуар
  • Кеплер
  • Керубини
  • Кибкало
  • Кири Те Канава
  • Кирнбергер
  • Клайбер
  • Клара Шуман
  • Клементи
  • Климентова-Муромцева
  • Князев
  • Коган
  • Коган Леонид
  • Козловский
  • Колонна Джованни Паоло
  • Комитас
  • Комлева
  • Кондратьева
  • Корелли
  • Корелли Франко
  • Корчак Дмитрий
  • Корьюс Милица
  • Крейслер
  • Крейцер
  • Кремер Гидон
  • Кретова Кристина
  • Крылов Сергей
  • Кулау
  • Кургапкина
  • Куркин Борис
  • Кшесинская
  • Кюи
  • Ламорис Этери
  • Ланнер
  • Левитановский музыкальный фестиваль
  • Левитин
  • Левко Валентина
  • Легран
  • Леонкавалло
  • Лепешинская
  • Лермонтов
  • Лисициан Павел
  • Лист
  • Литольф
  • Локателли
  • Луганский
  • Люлли
  • Лядов
  • Ляпунов
  • Мазурок
  • Мазурок Юрий
  • Майр Иоганн Симон
  • Максимова
  • Малахов Владимир
  • Малашкин
  • Малер
  • Мандельштам
  • Марго Фонтейн
  • Мариинский театр
  • Марио Ланца
  • Марчелло
  • Марчелло Алессандро
  • Марчелло Бенедетто
  • Масленица
  • Масленникова Леокадия
  • Массне
  • Маттезон
  • Мацуев
  • Мендельсон
  • Мендельсон Фанни
  • Менухин
  • Меркаданте
  • Мессерер Борис
  • Мессиан
  • Метнер
  • Мийо
  • Милашкина
  • Миллер Гленн
  • Минкус
  • Мирошниченко
  • Монсенжон
  • Монтеверди
  • Монтемецци
  • Монюшко
  • Морриконе
  • Моцарт
  • Моцарт Леопольд
  • Мошковский
  • Мусоргский
  • Мухамедов Ирек
  • Мясковский
  • Набоков
  • Найда Кирилл
  • Направник
  • Некрасов
  • Нетребко
  • Нижинский
  • Николаи
  • Новый год
  • Ноймайер
  • Нуреев
  • Нэлепп
  • Обер
  • Образцова
  • Образцова Евгения
  • Обухова
  • Ойген Йохум
  • Ойстрах
  • Олейниченко Галина
  • Оливье Латри
  • Олимп
  • Орефиче
  • Орф
  • Орфей
  • Островский
  • Островский А.Н
  • Отс
  • Оффенбах
  • Паваротти
  • Павлова
  • Павлова Анна
  • Павлова Надежда
  • Павловск
  • Паганини
  • Паизиелло
  • Пастернак
  • Пасха
  • Пахельбель
  • Перголези
  • Петипа
  • Петрарка
  • Петров
  • Пирогов
  • Пифагор
  • Пласидо Доминго
  • Платон
  • Плетнёв
  • Плисецкая
  • Полякин
  • Понкьелли
  • Прокофьев
  • Птолемей
  • Пуччини
  • Пушкарёв Сергей
  • Пушкин
  • Пьяццолла
  • Пёрселл
  • Равель
  • Радищев
  • Райнеке
  • Рамо
  • Рафф
  • Рахманинов
  • Регер
  • Репин
  • Респиги
  • Римский-Корсаков
  • Рихтер
  • Робсон
  • Роде
  • Рождество
  • Розетти
  • Ролан Пети
  • Ромберг
  • Ромен Роллан
  • Россини
  • Ростропович
  • Рубинштейн Антон
  • Рубинштейн Артур
  • Руденко
  • Русское музыкальное общество
  • Рыбников
  • Сабирова
  • Сабирова Малика
  • Сазерленд
  • Сальери
  • Сарасате
  • Сати
  • Сафо
  • Светланов
  • Свиридов
  • Святая Цецилия
  • Сгамбати
  • Северянин
  • Сейшас
  • Семеняка Людмила
  • Семёнова
  • Сен-Санс
  • Серж Лифарь
  • Серов
  • Сибелиус
  • Скарлатти
  • Скрябин
  • Сметана
  • Смирнитская
  • Снегурочка
  • Соге
  • Соре Эмиль
  • Соткилава
  • Спиваков
  • Стамиц Карл
  • Стравинский
  • Тальберг
  • Танеев
  • Таривердиев
  • Тартини
  • Тебальди
  • Телеман
  • Темирканов
  • Терпандр
  • Толстой
  • Томас Мур
  • Торелли
  • Тосканини
  • Тургенев
  • Тютчев
  • Уланова
  • Фибих
  • Филд
  • Финци
  • Фокин
  • Фомин
  • Франк
  • Франц фон Зуппе
  • Фридрих II
  • Фридрих фон Флотов
  • ХТК
  • Харито
  • Хачатурян
  • Хейфец
  • Хиндемит
  • Хренников
  • Хубаи
  • Хэйес
  • Цискаридзе
  • Чабукиани
  • Чайковский
  • Черни
  • Чернозуб Юлия
  • Чехов
  • Чехова Алёна
  • Чимароза
  • Чистякова Ирина
  • Чкония Ламара
  • Чюрленис
  • Чюрлёнис
  • Шабрие
  • Шаляпин
  • Шашина
  • Шекспир
  • Шимановский
  • Шитте
  • Шнитке
  • Шопен
  • Шоссон
  • Шостакович
  • Шпор
  • Штраус
  • Штраус Рихард
  • Шуберт
  • Шулаева Екатерина
  • Шульженко
  • Шуман
  • Шуман Клара
  • Щедрин
  • Щербаченко Екатерина
  • Эгон Петри
  • Эдит Пиаф
  • Эйфман
  • Экер Ян
  • Элгар
  • Энеску
  • Эпикур
  • Эркель
  • Эсхил
  • Ямаха
  • Яначек
  • Ярнефельт
  • австрийские композиторы
  • адажио
  • аккордеон
  • акустика
  • английские композиторы
  • анданте
  • ансамбль народного танца
  • античная литература
  • античная мифология
  • античная музыкальная эстетика
  • античная философия
  • античное искусство
  • аргентинские композиторы
  • ария
  • армянские композиторы
  • арфа
  • архив
  • багатель
  • балалайка
  • балет
  • балетмейстеры
  • баллада
  • баритон
  • баркарола
  • барокко
  • бас
  • баян
  • баянисты
  • бельгийские композиторы
  • бельканто
  • бразильские композиторы
  • британские композиторы
  • вальс
  • венгерские композиторы
  • весна
  • видеоуроки
  • виолончелисты
  • виолончельный ансамбль
  • вокальное искусство
  • вокальные произведения
  • времена года
  • выставки
  • гармония
  • гобой
  • греческие композиторы
  • григорианский хорал
  • гусли
  • гусляры
  • датские композиторы
  • детский балет
  • джаз
  • дирижёры
  • документальный фильм
  • драма
  • древнегреческая музыка
  • древнегреческие музыканты
  • духовная музыка
  • духовой оркестр
  • духовые инструменты
  • женщины-композиторы
  • жига
  • звук
  • зима
  • индийская классическая музыка
  • интервью
  • интернет-технологии
  • информация
  • ирландские композиторы
  • испанская музыка
  • испанские композиторы
  • история
  • история балета
  • история мировой культуры
  • история музыкальной эстетики
  • история музыки
  • история оперы
  • история песни
  • история русской музыкальной культуры
  • история русской музыки
  • итальянские композиторы
  • камерная музыка
  • кантабиле
  • кантата
  • квартет
  • клавесин
  • кларнет
  • классическая музыка
  • книги о музыкантах
  • книги о музыке
  • колыбельная
  • колёсная лира
  • композиторы
  • концерт
  • концерт для арфы
  • концерт для виолончели с оркестром
  • концерт для голоса с оркестром
  • концерт для кларнета с оркестром
  • концерт для скрипки с оркестром
  • концерт для фортепиано с оркестром
  • концертная фантазия
  • концертные залы
  • концертштюк
  • концерты
  • коронационный марш
  • кулинария
  • лад
  • лира
  • лирико-драматический тенор
  • лирико-драматическое сопрано
  • лирико-колоратурное сопрано
  • лирическое сопрано
  • литовские композиторы
  • мадригал
  • мажор
  • марш
  • мастер-класс
  • медицина
  • мейстерзингер
  • месса
  • меццо-сопрано
  • минор
  • мифология
  • мотет
  • музыка
  • музыка Австрии
  • музыка Средневековья
  • музыка Франции
  • музыка ХХ века
  • музыка Шотландии
  • музыка барокко
  • музыка для детей
  • музыка и архитектура
  • музыка и живопись
  • музыка и история
  • музыка и литература
  • музыка и природа
  • музыка из балета
  • музыка из балетов
  • музыка к спектаклю
  • музыка народов севера
  • музыка сфер
  • музыкальная интонация
  • музыкальная культура
  • музыкальная культура народов мира
  • музыкальная монограмма
  • музыкальная риторика
  • музыкальное искусство
  • музыкальное содержание
  • музыкальные апокрифы
  • музыкальные деятели
  • музыкальные инструменты
  • музыкальные педагоги
  • музыкальные театры мира
  • музыкальные формы
  • музыкальный календарь
  • музыкальный момент
  • музыкальный словарь
  • музыкальный этос
  • музыковедение
  • музыкотерапия
  • мультфильм
  • народная музыка
  • народные обычаи
  • немецкие композиторы
  • нидерландская музыка
  • ноктюрн
  • норвежские композиторы
  • обрядовая песня
  • опера
  • опера-балет
  • оперные арии
  • оратория
  • орган
  • органная музыка
  • органные концерты
  • оркестры
  • осень
  • па-де-де
  • павана
  • пеан
  • певицы
  • певцы
  • песни
  • песня
  • пианисты
  • поздравление
  • полонез
  • полька
  • польские композиторы
  • португальские композиторы
  • поэзия
  • поэма для скрипки с оркестром
  • поэты
  • праздники
  • проект
  • протестантский хорал
  • психология музыки
  • птицы
  • рапсодия
  • рождественская оратория
  • романс
  • романс для скрипки
  • романс для скрипки с оркестром
  • романтизм
  • рондо
  • румынские композиторы
  • русские композиторы
  • саратовская гармошка
  • сарсуэла
  • свадебный обряд
  • семейный дуэт
  • серенада
  • серпент
  • симфоническая музыка
  • симфоническая поэма
  • симфоническая фантазия
  • симфония
  • сказки с оркестром
  • скептицизм
  • скерцо
  • скоморохи
  • скрипачи
  • скрипичная музыка
  • скрипка
  • советские композиторы
  • соната
  • соната для скрипки и фортепиано
  • соната для фортепиано
  • сонатная форма
  • сонаты
  • сопрано
  • старинная музыка
  • стихи о музыке
  • стоицизм
  • струнный ансамбль «Вдохновение»
  • сюита для двух фортепиано
  • сюита для скрипки и оркестра
  • танго
  • танец
  • тарантелла
  • тенор
  • теория аффектов
  • теория музыки
  • труба
  • трубачи
  • увертюра
  • увертюра-фантазия
  • уроки музыки
  • фагот
  • фестиваль
  • фестиваль балета
  • фильм-балет
  • фильм-концерт
  • фильм-опера
  • финские композиторы
  • флейта
  • фокстрот
  • фолия
  • фортепианная музыка
  • фортепианный концерт
  • фортепиано
  • фото
  • французские композиторы
  • хор имени Пятницкого
  • хоральная прелюдия
  • хореография
  • хореографы
  • хоровая музыка
  • художественный фильм
  • цветомузыка
  • чакона
  • чешские композиторы
  • чешский композитор
  • шутка
  • экспромт
  • элегия
  • эпикуреизм
  • этюд
  • этюды-картины
  • юмор

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *