«Фортепианный этюд как жанр музыкального искусства»
Казанова Элина
Руководитель: Харитонова А.В.
МОУДОД ДШИ г.Красный Кут
Занятия в музыкальной школе значительно расширяют кругозор детей. И это не пустые слова. Ведь знакомясь на уроках специальности с различными произведениями, мы знакомимся с целыми историческими эпохами, музыкантами, которые в своем творчестве отражали жизнь своих современников, их интересы, увлечения и в произведениях передавали ритм жизни общества в целом.
Во всех классах музыкальных школ, начиная с 1 и заканчивая выпускным, учащиеся разучивают этюды. Для многих это неинтересное занятие. Но мне стало любопытно, а если посмотреть на этот жанр музыки по-другому. Узнать, когда он появился, какие композиторы обращались в своем творчестве к нему, какие бывают этюды, только ли в музыке применим и используется этот жанр?
Тема моего исследования важна, поскольку систематизирует сведения об этом жанре музыкального исполнительства и результаты работы могут быть применимы в просветительской работе не только для юных музыкантов , но и для широкого круга любителей живого музыкального звука.
Целью моего исследования является:
изучение музыкального жанра фортепианный этюд
Задачи: — узнать, что обозначает термин этюд;
— выяснить причины и время возникновения этого жанра ;
— познакомиться с классификацией этюдов;
— собрать материалы о музыкантах, которые в своем творчестве обращались
к жанру этюда;
— найти примеры в других видах искусства и деятельности человека, где
применяется понятие этюд;
Слово «этюд» в переводе с французского языка обозначает «учение, изучение». В музыке так называют пьесы, основанные на определенном приеме исполнения и предназначенные для развития технического мастерства исполнителя.
Этюд – инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении какого-либо трудного приема исполнения и предназначена для усовершенствования техники исполнителя. Нет такого музыканта, которому бы не пришлось бы сыграть ни одного этюда в музыкальной школе, колледже, консерватории.
Этюд развивает технику музыканта. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры гаммообразными пассажами, пунктирным ритмом, хроматическими гаммами, скачками, октавами, двойными нотами, техника трели и другие.
Обращаясь к различным словарям для уточнения значения слова этюд, обнаруживаем, что оно достаточно широко и представлено в разных сферах деятельности человека от музыки, живописи, литературы, до музыкознания, шахмат, хореографии, научных работ.
Но обратимся к жанру этюда музыкального. С появлением таких музыкальных инструментов как клавикорд и клавесин возникла необходимость в музыкальных произведениях для них. Появились инструменты и прекрасные исполнители на них, такие как И.С. Бах (Германия), Ф.Куперен, Л.Дакен, Ж.Рамо (Франция),Д.Скарлатти (Италия). Их прекрасная музыка была одновременно отличным учебным материалом. Ведь в то время исполнители были одновременно и педагогами, и композиторами, сочинявшими для своих учеников упражнения и пьесы.
Так, И.С.Бах писал маленькие прелюдии, инвенции и другие пьесы специально для детей, среди которых самыми любимыми были его сыновья, жена Анна Магдалена.
Бахом разработаны новые для того времени приемы игры на клавесине: подкладывание первого пальца, он ввел в игру первый палец, активно использовал пятый, но почти не пользовался перекрещиванием пальцев. Эти приемы способствовали певучести и мелодичности звучания. Для обучения этим приемам он написал 15 двухголосных и 15 трехголосных симфоний. Эту музыку и сейчас исполняют юные музыканты. Поскольку нет музыки лучше для развития полифонического слуха и приобретения технического мастерства. О назначении своих произведений Бах говорил: «Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как для особого время препровождения тех, кто преуспел в этом учении».
Для обучения игре на клавесине композитор Д.Скарлатти писал небольшие по размерам, но необыкновенно яркие и разнообразные клавирные сонаты (свыше 500!!!) Он был новатором в области клавирной техники. Именно Д.Скарлатти применил в своих экзерсисах многие исполнительские приемы, которые получили развитие в 19 веке. Это и репетиции (быстрое повторение одного и того же звука), глиссандо (скользить), перекрещивание рук. Свои сонаты он скромно называл «Упражнения для чембало». В предисловии к ним он писал, чтобы не искали глубокого плана в этих произведениях, так как написаны они «дабы приучить себя к технике клавесина».
Таким образом, можно говорить, что зарождение жанра этюда как пьесы обучающего характера происходило в творчестве композиторов эпохи барокко.
1709 год знаменателен появлением нового, более усовершенствованного музыкального инструмента, а вместе с ним и новых приемов игры, новой аппликатуры, нового исполнительского стиля. Началась эра рояля («королевский»).
Это время бурного исполнительства. Но путь к вершинам исполнительского мастерства долгий и трудный. Он начинается в детстве с небольших упражнений, легких пьес. Постепенно шаг за шагом растет мастерство, а овладевать исполнительской техникой помогают этюды. Техника исполнительская – это владение различными приемами игры на музыкальных инструментах. Фортепианная техника, как уже упоминалось выше, очень разнообразна: гаммы, арпеджио, октавы, аккорды, хроматизмы… На каждый вид техники есть этюды, которые учат , развивают ловкость, беглость пальцев. Конечно, они делают это не сами по себе, а под руководством педагога и при активном участии самих учеников. Исследователь жанра этюда Н.Терентьева подразделяет этюды на инструктивные, характеристичные и концертно-художественные. Конечно, такое подразделение носит условный характер. Развитие самого жанра этюд связано с усложнением музыкального языка. Среди инструктивных этюдов выделяют этюды на разные виды техники: мелкую, крупную, ит.п.), ритмические этюды. В таких этюдах в основном отрабатываются приемы исполнения фактурных технических формул, которые чаще встречались в нотной литературе того времени, а также различные приемы звукоизвлечения. 19 и начало 20 века стало следующим этапом в развитии жанра этюда, поскольку оно напрямую связано с развитием концертного исполнительства. Такие этюды исполняются не только в домашнем обиходе, но и на концертах.
Итак, жанр этюда известен с XVII века. Среди наиболее известных композиторов и педагогов писавших в жанре этюда, произведения которых и в настоящее время включены в репертуар юных музыкантов хочется назвать следующих.
Карл Черни — австрийский пианист и композитор чешского происхождения, создатель множества литературно-методических книг, посвященным проблемам преподавания игры на фортепиано. Более 800 произведений , связанных с разработкой техники игры на фортепиано («Ежедневные упражнения» ор.337, «Школа беглости» ор.299, «Искусство беглости пальцев» ор.740) до настоящего времени успешно используются педагогической практике. В детстве учился игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. Среди учеников К.Черни — Ф.Лист, Т.Лешетицкий.
Людвиг Шитте –датский пианист и композитор, ученик Ф.Листа. один из лучших представителей традиций музыкальности: как с технической стороны, так и мелодической. Если перед начинающим музыкантом стоит задача выработать ровность , мелодичности, дать душе удовольствие, берите Шитте. Как педагог с успехом работал в Вене и Берлине. Автор несложных фортепианных пьес и этюдов, адресованных начинающим пианистам.
Герман Беренс – шведский композитор, дирижер, педагог и пианист. Родился в Германии, но получил известность в Швеции как аккомпаниатор, выступая на концертах камерной музыки в Стокгольме. Особой популярностью пользуются его этюды для фортепиано, служащие необходимой основой воспитания современных пианистов.
Анри Бертини – французский пианист и композитор. Учился музыке у своего отца и старшего брата. В возрасте 12 лет выступал как пианист в Нидерландах и Германии. Автор многочисленных фортепианных пьес, а также специальных упражнений для развития исполнительской техники.
Корнелиус Гурлитт – немецкий композитор, церковный органист и дирижер хорового общества в Альтоне. Преподавал в Гамбургской консерватории. Автор сборников и «альбомов» фортепианных миниатюр для домашнего музицирования, концертных пьес для детей и юношества.
Луи Келлер – немецкий композитор, пианист и педагог. В 1847 году в Кенигсберге открыл школу для обучения игре на фортепиано. Приобрел известность как автор фортепианных этюдов, которые используются в репертуаре юных пианистов.
Конрад Макс Кунц – немецкий композитор, автор популярных вокальных квартетов, фортепианной музыки – 200 канонов для развития координации рук и беглости пальцев при игре на фортепиано.
Феликс Лекуппе – французский пианист, педагог и композитор. Окончил Парижскую консерваторию. С 1843 года преподавал в консерватории фортепиано и гармонию. Автор фортепианных пьес, этюдов и песен.
Анри Лемуан – французский композитор, педагог, пианист, музыкальный издатель. Это один из наиболее известных фортепианных педагогов первой половины XIX века. Игре на фортепиано учился в Парижской консерватории. Автор многих фортепианных произведений, пользовавшихся большой популярностью (сонаты, пьесы, вариации, этюды). Издал «Школу игры на фортепиано» и педагогическое пособие «Таблицы пианиста – памятка фортепианного педагога». В 1817 году возглавил нотоиздательскую фирму, основанную его отцом. Под руководством А.Лемуана эта фирма стала одним из крупнейших французских музыкальных издательств. Музыкальный язык Лемуана отличает особая мелодичность и изящество.
Карл Альберт Лёшгорн –немецкий пианист, педагог и композитор. Профессор королевского института церковной музыки в Берлине. Преподавал игру на фортепиано. Автор фортепианных сонат и концертов. Опубликовал практическую фортепианную методику.
Елена Фабиановна Гнесина – советская пианистка-педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Вела фортепианный класс, а также методику преподавания фортепиано. Является автором «Фортепианной азбуки» и другой учебной и методической литературы, в том числе инструктивных этюдов для начинающих. Была директором музыкального училища, которое в дальнейшем стало Российской академией музыки имени Гнесиных.
Произведения вышеназванных авторов начинающие пианисты играют в начале своего музыкального образования, затем с годами переходят к этюдам более сложным.
В жанре этюда создавались и создаются работы, относящиеся к различным сферам человеческой деятельности. Известны математические этюды, шахматные этюды, в жанре «этюда» создаются научные и научно-популярные труды: этюды о Вселенной, теологические этюды, медицинские этюды, литературные этюды, поэтические этюды, архитектурные, театральные этюды. Таким образом, этюд может является и техническим упражнением, может выступать в роли подготовительного этапа к определенной объемной работе, а также быть самостоятельным художественным произведением.
Следовательно, в музыкальном искусстве жанр этюда становится своеобразной школой для творческого развития музыканта и представлен как упражнение, и как целостное художественное произведение. Этюды писались в различные исторические периоды, но всем им характерна связь с исполнительскими и композиторскими особенностями (стилем), которые напрямую зависят от эстетического предпочтения той или иной эпохи, особенностями мировосприятия и философии.
Литература:
1. Михеева Л.В. «Музыкальный словарь в рассказах». М., «Советский композитор», 1984
2. «Музыкальный энциклопедический словарь» ред.Келдыш Г.В. – М., «Советский
композитор»,1990
3. Терентьева Н.А. «Карл Черни и его этюды». «Музыка»- Ленинградское отделение,
4. «Спутник музыканта. Энциклопедический словарь-справочник. Ред.А.Л.Островский.-
М.: Музыка, 1964
5. «Великие музыканты Западной Европы». Сост.Григорович В.Б.- М.:Просвещение,1982
6. Комарова Н.И. «Музыканты и композиторы». Краткий биографический словарь.-
У импрессионистов этюды магическим образом превратились «в картины», в которых они якобы выражают свое впечатление, хотя, если быть точным, почти все их картины — это именно этюды, то есть произведения вспомогательного характера выполненное целиком с натуры.
Для справки…
Импрессионизм (фр. impressionisme, от impression — впечатление) — художественное течение в искусстве, возникшее в последней трети XIX века. Это название, использованное журналистом как насмешка, но потом получившее широкое распространение, возникло после первой выставки Салона Отверженных в 1874 году, на которой в числе прочих была выставлена картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».
Именно импрессионисты массово вышли рисовать на пленэр, на природу (до этого художники работали в только в студиях), чтобы «улавливать и передавать естественное освещение». Однако главной причиной такого массового «выхода в свет» стало появление готовых красок в тюбиках, которые всю предыдущую историю художники изготавливали самостоятельно. Теперь любой мог стать «художником», даже не умея писать картины, ведь главное — импрессия, то есть впечатление.
И хотя история импрессионизма охватывает всего 12 лет (с первой выставки в 1874 г. по последнюю, восьмую, в 1886 г.), он, несмотря на ряд полезных моментов, сыграл злую шутку с живописью, вызвав наплыв дилетантов. С его легкой руки руки многие, как прошлые, так и современные, художники так и застряли на стадии этюдов, точнее пленэрных набросков, лишь в небольшой части случаев дотягивающих до той стадии готовности, когда их можно с чистой совестью назвать картиной.
Чтобы увидеть эту разницу, сравните, например, показанные выше «этюд» Айвазовского и «картину» Моне. Не путайте последнего с Эдуардом Мане, который, хоть и сидел часто на пленэрах бок о бок с Моне, но отказывался участвовать в выставках импрессионистов и был прекрасным художником. Так же, как и Пьер Ренуар, которого многие ошибочно считают импрессионистом. Хотя Ренуар и принял участие в ряде (4 из 8) выставок импрессионистов, его «импрессионистский период» длился всего 8 лет (с 1874 по 1882 год), то есть был в полтора раза короче всего «века импрессионизма». До и после этого он писал картины исключительно в классическом стиле. Или Эдгар Дега, который хоть и активно участвовал в выставках импрессионистов, пропустив только одну, никогда не писал свои работы на пленэре*…
Этюд в живописи — небольшое по размеру художественное произведение, написанное с натуры для ее дальнейшего изучения и использования в процессе создания картины. Термин «этюд» (от французского «etude» — «изучение») также применяется в музыке, сценическом искусстве, литературе и даже шахматах. С помощью этюдов музыканты совершенствуют технику исполнения, актеры оттачивают мастерство импровизации, литераторы развивают воображение, а шахматисты учатся решать композиционные задачи.
Этюды выдающихся мастеров живописи часто становятся самостоятельными произведениями искусства. Многие из них находятся в экспозициях музеев и частных коллекциях рядом с картинами разных жанров и стилей.
Зачем нужны этюды художникам
Этюд в изобразительном искусстве обычно служит вспомогательным материалом в творческом арсенале художника. С его помощью опытный мастер:
- детально исследует взаимодействие предметов в композиции;
- находит оптимальное цветовое и световое решение будущего произведения;
- подбирает идеальный ракурс, форму и расположение объекта;
- фиксирует на бумаге собственные впечатления и эмоции от увиденного.
Начинающие художники рисуют этюды в процессе обучения для развития глазомера, тренировки зрительной памяти, повышения уровня мастерства и закрепления практических навыков.
Классификация этюдов и немного истории
Этюды в живописи принято классифицировать по следующим критериям:
- Месту исполнения (на природе или в студии).
- Объекту изображения (природа, человек, здания).
- Назначению (для учебных целей, в качестве вспомогательного материала, полноценные художественные произведения).
В истории изобразительного искусства известны многочисленные примеры, когда художник в процессе работы над картиной создавал десятки и даже сотни отдельных этюдов. Так, при написании монументального произведения «Явление Христа народу» Александр Иванов исполнил более 600 этюдов.
Питер Пауль Рубенс в течение 4 лет работал над портретом Марии Медичи. За это время он написал множество этюдов с натуры в Париже, которые затем использовал в мастерской в Антверпене для создания полноценного художественного произведения.
Этюды и картины известных мастеров живописи посетители сайта Very Important Lot могут приобрести на аукционах. Наш сайт также предоставляет возможность всем желающим купить напрямую картины у современных художников.
- «Баядерка»
- 8 марта
- 9 Мая
- andante
- cantabile
- riw
- Абаза
- Абако
- Агапкин
- Адан
- Алессандро Марчелло
- Алессандро Скарлатти
- Алкей
- Аллаш
- Альберто Алонсо
- Альбинони
- Алябьев
- Амфион
- Анакреон
- Ананиашвили
- Ананиашвили Нина
- Анджапаридзе Зураб
- Андрианов
- Анна Амалия Прусская
- Аполлон
- Арво Пярт
- Аренский
- Аристоксен
- Аристотель
- Армстронг
- Арнонкур
- Аррау
- Артемьев
- Архилох
- Архипова
- Асатрян Арутюн
- Асафьев
- Атлантов
- Баззини
- Балакирев
- Баланчин
- Барток
- Барышников
- Бах
- Белл Джошуа
- Беллини
- Березовский
- Берио
- Берлиоз
- Бессмертнова
- Бетховен
- Биберган
- Благовещение
- Богачева
- Боккерини
- Большой театр
- Борзова София
- Бородин
- Брамс
- Брегвадзе
- Бриттен
- Бронякин Александр
- Брух
- Брюсов
- Булахов
- Бурцева Софья
- Бурчуладзе
- Вагнер
- Вакер Алексей
- Вальдтейфель
- Вальтер Иоганн Готфрид
- Вангелис
- Ванхаль
- Варламов
- Васильев
- Вебер
- Векерлен
- Венский филармонический оркестр
- Верачини
- Верди
- Верстовский
- Виардо
- Вивальди
- Вилла-Лобос
- Вильясон Роландо
- Виотти
- Вишнева Диана
- Вишневская
- Воан-Уильямс
- Воскресенский
- Вострелов
- Враницкий Антон
- Вяльцева
- Габриель Форе
- Гаврилин
- Гаде
- Гайдн
- Гайдн Михаэль
- Гаккель
- Галуппи
- Гамлет
- Ганс Сакс
- Гаспарян Гоар
- Гендель
- Гераклит
- Герберт фон Караян
- Гермес
- Герольд
- Глазунов
- Глинка
- Глиэр
- Глюк
- Гнесин Григорий
- Годунов
- Гольденвейзер
- Гомер
- Граппелли Стефан
- Грибоедов
- Григ
- Грюмьо
- Гумилев
- Гумилёв
- Гуммель
- Гуно
- Гурилёв
- Гуссенс
- Дакен Луи Клод
- Даргомыжский
- Дашкевич
- Дворжак
- Дебюсси
- Дегтярев Степан
- Дед Мороз
- Делиб
- День Музыки
- День Победы
- День России
- Джильи Беньямино
- Джорджо Стрелер
- Дзен
- Дзержинский
- Ди Стефано
- Диттерсдорф
- Дога
- Докшицер
- Долуханова
- Доминго Пласидо
- Доницетти
- Дохолян Нара
- Дрдла
- Древняя Греция
- Дудинская
- Дунаевский
- Дюбюк
- Дюка
- Дюссек
- Дягилев
- Ермасова Софья
- Есипова
- Жаклин Дю Пре
- Жан-Мари Леклер
- Забела-Врубель
- Задерацкий
- Захарова
- Золтан Орос
- Зубин Мета
- Иван Грозный
- Иванова Виктория
- Игорь Моисеев
- Ипполитов-Иванов
- Искусство звука
- Истомина Авдотья
- Кадинская
- Кайзер
- Калинников
- Каллас
- Кара Караев
- Карлуш ди Сейшас
- Касрашвили Маквала
- Катуар
- Кеплер
- Керубини
- Кибкало
- Кири Те Канава
- Кирнбергер
- Клайбер
- Клара Шуман
- Клементи
- Климентова-Муромцева
- Князев
- Коган
- Коган Леонид
- Козловский
- Колонна Джованни Паоло
- Комитас
- Комлева
- Кондратьева
- Корелли
- Корелли Франко
- Корчак Дмитрий
- Корьюс Милица
- Крейслер
- Крейцер
- Кремер Гидон
- Кретова Кристина
- Крылов Сергей
- Кулау
- Кургапкина
- Куркин Борис
- Кшесинская
- Кюи
- Ламорис Этери
- Ланнер
- Левитановский музыкальный фестиваль
- Левитин
- Левко Валентина
- Легран
- Леонкавалло
- Лепешинская
- Лермонтов
- Лисициан Павел
- Лист
- Литольф
- Локателли
- Луганский
- Люлли
- Лядов
- Ляпунов
- Мазурок
- Мазурок Юрий
- Майр Иоганн Симон
- Максимова
- Малахов Владимир
- Малашкин
- Малер
- Мандельштам
- Марго Фонтейн
- Мариинский театр
- Марио Ланца
- Марчелло
- Марчелло Алессандро
- Марчелло Бенедетто
- Масленица
- Масленникова Леокадия
- Массне
- Маттезон
- Мацуев
- Мендельсон
- Мендельсон Фанни
- Менухин
- Меркаданте
- Мессерер Борис
- Мессиан
- Метнер
- Мийо
- Милашкина
- Миллер Гленн
- Минкус
- Мирошниченко
- Монсенжон
- Монтеверди
- Монтемецци
- Монюшко
- Морриконе
- Моцарт
- Моцарт Леопольд
- Мошковский
- Мусоргский
- Мухамедов Ирек
- Мясковский
- Набоков
- Найда Кирилл
- Направник
- Некрасов
- Нетребко
- Нижинский
- Николаи
- Новый год
- Ноймайер
- Нуреев
- Нэлепп
- Обер
- Образцова
- Образцова Евгения
- Обухова
- Ойген Йохум
- Ойстрах
- Олейниченко Галина
- Оливье Латри
- Олимп
- Орефиче
- Орф
- Орфей
- Островский
- Островский А.Н
- Отс
- Оффенбах
- Паваротти
- Павлова
- Павлова Анна
- Павлова Надежда
- Павловск
- Паганини
- Паизиелло
- Пастернак
- Пасха
- Пахельбель
- Перголези
- Петипа
- Петрарка
- Петров
- Пирогов
- Пифагор
- Пласидо Доминго
- Платон
- Плетнёв
- Плисецкая
- Полякин
- Понкьелли
- Прокофьев
- Птолемей
- Пуччини
- Пушкарёв Сергей
- Пушкин
- Пьяццолла
- Пёрселл
- Равель
- Радищев
- Райнеке
- Рамо
- Рафф
- Рахманинов
- Регер
- Репин
- Респиги
- Римский-Корсаков
- Рихтер
- Робсон
- Роде
- Рождество
- Розетти
- Ролан Пети
- Ромберг
- Ромен Роллан
- Россини
- Ростропович
- Рубинштейн Антон
- Рубинштейн Артур
- Руденко
- Русское музыкальное общество
- Рыбников
- Сабирова
- Сабирова Малика
- Сазерленд
- Сальери
- Сарасате
- Сати
- Сафо
- Светланов
- Свиридов
- Святая Цецилия
- Сгамбати
- Северянин
- Сейшас
- Семеняка Людмила
- Семёнова
- Сен-Санс
- Серж Лифарь
- Серов
- Сибелиус
- Скарлатти
- Скрябин
- Сметана
- Смирнитская
- Снегурочка
- Соге
- Соре Эмиль
- Соткилава
- Спиваков
- Стамиц Карл
- Стравинский
- Тальберг
- Танеев
- Таривердиев
- Тартини
- Тебальди
- Телеман
- Темирканов
- Терпандр
- Толстой
- Томас Мур
- Торелли
- Тосканини
- Тургенев
- Тютчев
- Уланова
- Фибих
- Филд
- Финци
- Фокин
- Фомин
- Франк
- Франц фон Зуппе
- Фридрих II
- Фридрих фон Флотов
- ХТК
- Харито
- Хачатурян
- Хейфец
- Хиндемит
- Хренников
- Хубаи
- Хэйес
- Цискаридзе
- Чабукиани
- Чайковский
- Черни
- Чернозуб Юлия
- Чехов
- Чехова Алёна
- Чимароза
- Чистякова Ирина
- Чкония Ламара
- Чюрленис
- Чюрлёнис
- Шабрие
- Шаляпин
- Шашина
- Шекспир
- Шимановский
- Шитте
- Шнитке
- Шопен
- Шоссон
- Шостакович
- Шпор
- Штраус
- Штраус Рихард
- Шуберт
- Шулаева Екатерина
- Шульженко
- Шуман
- Шуман Клара
- Щедрин
- Щербаченко Екатерина
- Эгон Петри
- Эдит Пиаф
- Эйфман
- Экер Ян
- Элгар
- Энеску
- Эпикур
- Эркель
- Эсхил
- Ямаха
- Яначек
- Ярнефельт
- австрийские композиторы
- адажио
- аккордеон
- акустика
- английские композиторы
- анданте
- ансамбль народного танца
- античная литература
- античная мифология
- античная музыкальная эстетика
- античная философия
- античное искусство
- аргентинские композиторы
- ария
- армянские композиторы
- арфа
- архив
- багатель
- балалайка
- балет
- балетмейстеры
- баллада
- баритон
- баркарола
- барокко
- бас
- баян
- баянисты
- бельгийские композиторы
- бельканто
- бразильские композиторы
- британские композиторы
- вальс
- венгерские композиторы
- весна
- видеоуроки
- виолончелисты
- виолончельный ансамбль
- вокальное искусство
- вокальные произведения
- времена года
- выставки
- гармония
- гобой
- греческие композиторы
- григорианский хорал
- гусли
- гусляры
- датские композиторы
- детский балет
- джаз
- дирижёры
- документальный фильм
- драма
- древнегреческая музыка
- древнегреческие музыканты
- духовная музыка
- духовой оркестр
- духовые инструменты
- женщины-композиторы
- жига
- звук
- зима
- индийская классическая музыка
- интервью
- интернет-технологии
- информация
- ирландские композиторы
- испанская музыка
- испанские композиторы
- история
- история балета
- история мировой культуры
- история музыкальной эстетики
- история музыки
- история оперы
- история песни
- история русской музыкальной культуры
- история русской музыки
- итальянские композиторы
- камерная музыка
- кантабиле
- кантата
- квартет
- клавесин
- кларнет
- классическая музыка
- книги о музыкантах
- книги о музыке
- колыбельная
- колёсная лира
- композиторы
- концерт
- концерт для арфы
- концерт для виолончели с оркестром
- концерт для голоса с оркестром
- концерт для кларнета с оркестром
- концерт для скрипки с оркестром
- концерт для фортепиано с оркестром
- концертная фантазия
- концертные залы
- концертштюк
- концерты
- коронационный марш
- кулинария
- лад
- лира
- лирико-драматический тенор
- лирико-драматическое сопрано
- лирико-колоратурное сопрано
- лирическое сопрано
- литовские композиторы
- мадригал
- мажор
- марш
- мастер-класс
- медицина
- мейстерзингер
- месса
- меццо-сопрано
- минор
- мифология
- мотет
- музыка
- музыка Австрии
- музыка Средневековья
- музыка Франции
- музыка ХХ века
- музыка Шотландии
- музыка барокко
- музыка для детей
- музыка и архитектура
- музыка и живопись
- музыка и история
- музыка и литература
- музыка и природа
- музыка из балета
- музыка из балетов
- музыка к спектаклю
- музыка народов севера
- музыка сфер
- музыкальная интонация
- музыкальная культура
- музыкальная культура народов мира
- музыкальная монограмма
- музыкальная риторика
- музыкальное искусство
- музыкальное содержание
- музыкальные апокрифы
- музыкальные деятели
- музыкальные инструменты
- музыкальные педагоги
- музыкальные театры мира
- музыкальные формы
- музыкальный календарь
- музыкальный момент
- музыкальный словарь
- музыкальный этос
- музыковедение
- музыкотерапия
- мультфильм
- народная музыка
- народные обычаи
- немецкие композиторы
- нидерландская музыка
- ноктюрн
- норвежские композиторы
- обрядовая песня
- опера
- опера-балет
- оперные арии
- оратория
- орган
- органная музыка
- органные концерты
- оркестры
- осень
- па-де-де
- павана
- пеан
- певицы
- певцы
- песни
- песня
- пианисты
- поздравление
- полонез
- полька
- польские композиторы
- португальские композиторы
- поэзия
- поэма для скрипки с оркестром
- поэты
- праздники
- проект
- протестантский хорал
- психология музыки
- птицы
- рапсодия
- рождественская оратория
- романс
- романс для скрипки
- романс для скрипки с оркестром
- романтизм
- рондо
- румынские композиторы
- русские композиторы
- саратовская гармошка
- сарсуэла
- свадебный обряд
- семейный дуэт
- серенада
- серпент
- симфоническая музыка
- симфоническая поэма
- симфоническая фантазия
- симфония
- сказки с оркестром
- скептицизм
- скерцо
- скоморохи
- скрипачи
- скрипичная музыка
- скрипка
- советские композиторы
- соната
- соната для скрипки и фортепиано
- соната для фортепиано
- сонатная форма
- сонаты
- сопрано
- старинная музыка
- стихи о музыке
- стоицизм
- струнный ансамбль «Вдохновение»
- сюита для двух фортепиано
- сюита для скрипки и оркестра
- танго
- танец
- тарантелла
- тенор
- теория аффектов
- теория музыки
- труба
- трубачи
- увертюра
- увертюра-фантазия
- уроки музыки
- фагот
- фестиваль
- фестиваль балета
- фильм-балет
- фильм-концерт
- фильм-опера
- финские композиторы
- флейта
- фокстрот
- фолия
- фортепианная музыка
- фортепианный концерт
- фортепиано
- фото
- французские композиторы
- хор имени Пятницкого
- хоральная прелюдия
- хореография
- хореографы
- хоровая музыка
- художественный фильм
- цветомузыка
- чакона
- чешские композиторы
- чешский композитор
- шутка
- экспромт
- элегия
- эпикуреизм
- этюд
- этюды-картины
- юмор