Эффекты восприятия

Познание другого человека сопровождается эмоциональной оценкой этого человека, попыткой понять поступки, спрогнозировать изменения в поведении и смоделировать собственное поведение. Поскольку к этому процессу привлечены как минимум два человека, и каждый является активным субъектом, то в построении стратегии взаимодействия каждому необходимо учитывать не только потребности, мотивы другого, но и то, как другой понимает потребности и мотивы партнера.

Прежде всего, это происходит с помощью такого механизма , как идентификация (от лат. Identicus — тождественный) , который в социальной психологии выражает тот факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

Это понятие имеет неоднозначное толкование. Его трактуют как:

  • процесс отождествления (уподобления) себя с другим индивидом или группой, в основе которого лежит эмоциональный связь;
  • получение, усвоение ценностей, ролей, моральных качеств другого человека, особенно родителей;
  • копирование субъектом мыслей, чувств или действий другого человека, который является моделью, и др.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное отождествление его с собой, попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и к себе, поставив себя на его место.

Эмпатия

Следующим механизмом, который тесно связан с идентификацией, эмпатия , т.е. стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого сопереживать, сочувствовать.

Эмпатия — чрезвычайно сложное, многогранное понятие, которое означает: постижение эмоциональных состояний другого человека; психический процесс, который дает возможность понять чужие переживания (эмпатия как механизм познания); действие индивида, что помогает ему особым образом построить общение (эмпатия как особый вид внимания к другому человеку); способность, свойство индивида, его способность проникать в психическое состояние другого человека, с которым вступает в контакт (эмпатия как характеристика человека, т.е. эмпатичность).

Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает при поразительной схожести людей между собой, а также в приобретении жизненного опыта. Доказано, что чем выше является эмпатия , тем краше человек способен представить себе, как одно и то же событие восприниматься разными людьми, и тем больше он допускает право на существование различных взглядов.

В психологической литературе приводятся характеристики индивида, способного к эмпатии :

  • проявляет терпимость к выражениям эмоций другим человеком;
  • способный глубоко вникать в субъективный внутренний мир своего собеседника, не раскрывая при этом собственного настроения и мира;
  • готов адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека с целью достижения еще большего понимания того, что с ним происходит.

В определенных признаках механизм эмпатии подобный механизму идентификации, ведь имеется способность поставить себя на место другого, посмотреть на вещи с его точки зрения. Но это не предполагает отождествление себя с тем человеком. Таким образом, когда человек отождествляет себя с кем-то, то это означает, что он строит свое поведение так, как и этот другой.

Вместе с тем, если человек проявляет к другому человеку эмпатию, то он просто принимает во внимание линию его поведения. При этом собственное поведение может строиться совершенно иначе.

Эмпатичность , способность к эмпатичному вниманию может рассматриваться как одна из важнейших профессиональных качеств психолога, педагога, врача, руководителя. К. Роджерс, описывая эмпатичное внимание (слушание), охарактеризовал этот феномен как особое отношение к партнеру, которое основано на соединении идентификации и эмпатии. От идентификации в нем — включение в другого человека, соединение душ, что дает возможность достичь глубины и открытости контакта.

Однако такое » погружение » в другого имеет негативные последствия для ситуации оказания помощи, так как психолог может быть » связан » трудностями собеседника, может » заболеть » его проблемой. Для оказания действенной помощи есть второй аспект эмпатичного внимания — отстранение от актуального состояния партнера, » вненахождение «.

В совокупности эти два фактора обеспечивают создание ситуации оказания помощи человеку психологом. Итак эмпатия проявляется в повседневной жизни и всегда связана с определенной ситуацией. И если она не реализуется в достаточной мере, то возникают нарушения в межличностных отношениях.

Выделяют адекватные и неадекватные эмпатичные переживания относительно переживаний объекта эмпатии. Например, одни люди радуются чужому горю, а другие — нет.

Также различают эмпатии:

  • эмоциональную, которая основана на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;
  • когнитивную, базирующейся на интеллектуальных процессах;
  • предикативную которая проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Важными формами эмпатии является сопереживание, то есть переживания индивидом тех же эмоциональных состояний, чувств, которые испытывает другой, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание неудач другого безотносительно к собственному состоянию.

Эгоцентризм

Процесс межличностного познания людьми друг друга осложняется явлением эгоцентризма (от лат. ego — я и centrum — центр круга), то есть сосредоточенности индивида только на собственных интересах и переживаниях, что приводит к неспособности личности понять другого человека как субъекта и личность, отличную от нее.

В исследованиях выделяют такие разновидности эгоцентризма:

  • познавательный (проявляется в процессах восприятия и мышления);
  • моральный (характеризуется неспособностью к пониманию причин поступков других людей) ;
  • коммуникативный (показывает неуважение к смысловым понятиям партнеров по общению.

Осознание субъектом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или сообщества, называется в социальной психологии рефлексией (от лат. reflexio — изгиб, отображение).

Иначе говоря, рефлексия — это внутреннее представление о том, что думают обо мне люди, с которыми вступаю в контакт. То есть, этот важный момент социального познания означает и познание другого через то, что он (как мне покажется) думает обо мне, и познание себя через то, что думает обо мне другой. И чем шире круг общения, чем больше разных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше индивид знает о себе и о людях, которые его окружают.

Стереотип

Стереотип является одним из важных механизмов межличностного познания и означает процесс формирования впечатления о человеке, который воспринимается, на основе выработанных стереотипов.

Термин » социальный стереотип » был введен В. Липманом (1922) для обозначения представлений, связанных с ложью и неточностью. Зачастую формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.д.) происходит незаметно для самого индивида.

Возможно, именно из-за недостаточной осмысленности стереотипы так прочно закрепляются в форме устойчивых эталонов и имеют власть над людьми. Стереотип состоит в условиях недостаточной информации или является результатом обобщения собственного опыта личности, к которому прилагаются сведения, полученные из книг, кинофильмов, высказываний других людей.

Стереотип позволяет быстро и часто, достаточно надежно упрощать, оформлять в определенные категории и эталоны социальное окружение человека, делать его понятным, а следовательно, и прогнозируемым. Вообще такие операции, как селекция, ограничение, категоризация большого количества социальной информации, формируют когнитивную основу стереотипизации.

Мотивационную же основу этого механизма составляют процессы оценочной поляризации в пользу своей группы, дающие индивиду чувство принадлежности и защищенности.

Стереотип выполняет ряд функций, одни из которых реализуются на индивидуальном уровне, а другие — на групповом:

  • селекция социальной информации;
  • создание и поддержка позитивного » я — образа «;
  • формирование и поддержка групповой идеологии, которая объясняет и оправдывает поведение группы;
  • создание и поддержание положительного » мы — образа «.

Стереотипы — регуляторы социальных отношений, их отличает экономия мышления, своеобразная » защита «, то есть оправдания собственного поведения, удовлетворения агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения, устойчивость.

Ученые отмечают, что последний признак (устойчивость) имеет относительный характер. В лонгитюдных исследованиях обнаружен эффект » затухания «, движения в направлении большей схематизации и абстракции.

Классификация стереотипов

Есть несколько классификаций стереотипов. Согласно одной из них (В. Панферов), стереотипы делятся на три класса: антропологические, социальные, этнонациональные.

Вторая классификация (А. Реан) предлагает выделить следующие группы социально-перцептивных стереотипов:

  • антропологические (проявляются в том случае , если оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от ее антропологических признаков, т.е. от особенностей физического облика);
  • этнонациональные (проявляются тогда, когда психологическая оценка человека опосредована ее принадлежностью к той или иной нации, расе, этнической группе);
  • социально-статусные (заключаются в зависимости оценки личностных качеств индивида от его социального статуса);
  • социально-ролевые (проявляются в подчиненности оценки личностных качеств индивида его социальной роли, ролевым функциям);
  • экспрессивно-эстетические (определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека: чем более привлекательной кажется внешность человека, тем более позитивными личностными чертами ее наделяют);
  • вербально-поведенческие (связанные с зависимостью оценки личности от внешних особенностей — языка, мимики, пантомимики и др.).

Известны и другие классификации, согласно которым выделяют профессиональные (персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала), физиогномические (в основу положена связь черты внешности и личности), этнические и другие стереотипы.

Наиболее исследованными и изученными являются национальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этническими группами, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют ярко выраженную связь с национальным характером. Возникающих в условиях ограниченной информации об объекте восприятия, стереотипы могут оказаться ошибочными и выполнять консервативную, иногда даже реакционную роль , формируя неправильные представления о людях и деформирующий процесс межличностного понимания и взаимодействия.

Именно поэтому определение истинности или ошибочности социальных стереотипов должно базироваться на анализе конкретных ситуаций. Речь идет о том, что любой социальный стереотип, который является истинным в одном случае, в другом — может оказаться совершенно неверным или таким, что в наименьшей степени соответствует объективной действительности, а следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающей среде .

Выделяют такие последствия, к которым может привести стереотипизация в процессе познания людьми друг друга:

  • до определенного упрощения и сокращения процесса познания другого человека (в этом случае стереотип не обязательно имеет оценочные нагрузки);
  • до возникновения предубеждения в восприятии другого человека (если суждения о другом человеке основываются на основе предварительного ограниченного негативного опыта, то новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью).

Каузальная атрибуция

Часто, не зная или недостаточно зная истинные причины поведения другого индивида, люди в условиях дефицита информации начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и ее образцы или общие характеристики. Этот феномен в социальной психологии получил название » каузальная атрибуция » (от лат. сausa — причина и attributio — приписывание).

Исследование каузальной атрибуции дает возможность приблизиться к механизмам взаимопонимания, к процессам своеобразной интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Ф. Гайдер одним из первых сформулировал основные теоретические представления о каузальной атрибуции.

В частности, он разделял потенциальные источники воздействия на внутренние и внешние. Исходя из этого, тот, кто воспринимает, пытается решить, производится ли данное действие благодаря чему-то в самом человеке (например способности, усилия и др.), который его осуществляет, или потому, что есть вне его (например тяжесть задачи, везения и др. ).

За Ф. Гайдером, понимание того, какой набор факторов следует использовать с целью интерпретации поведения другого, сделает мир того, кто воспринимает, более предсказуемым . Это также даст ощущение контроля.

Изучая то, как люди интерпретируют поведение отдельного индивида, исследователи заметили явление, которое стали называть фундаментальной ошибкой атрибуции. Оно связано с тем, что переоценивается значение личностных черт и недооценивается роль ситуации. Другие исследования выявили феномен » эгоцентричного приписывания » (Г. Келли).

Исследование процесса интерпретации поведения человека, основанной на знании ее групповой принадлежности, показали, что эгоцентричность выражается в приписывании успеха себе, а неудачи — другим людям.

В соответствии с тем, является ли субъект восприятия сам участником какого-то события или его наблюдателем, Г. Келли выделил три типа атрибуции:

  • личностную атрибуцию (причина приписывается лично тому, кто совершает поступок);
  • объектная атрибуция (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие);
  • атрибуция, связана с обстоятельствами (причина того, что происходит, приписывается обстоятельствам).

Было выявлено, что наблюдатель чаще прибегает к личностной атрибуции, а участник склонен большей степени объяснить происходящее, обстоятельствами. Именно эта особенность отчетливо проявляется в приписывании причин успеха и неудачи: участник действия обвиняет в неудачах преимущественно обстоятельства, а наблюдатель — самого исполнителя (Г. Андреева).

В исследовании каузальной атрибуции важным является вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком, особенно в формировании первого впечатления о неизвестном человека. Это было выявлено в экспериментах А. Бодальова, сущность которых сводится к тому, что разным группам людей демонстрировали фотографию одного и того же человека, сопровождая ее короткой установочной характеристикой типа «герой», «преступник», «писатель».

В тех случаях, когда установка срабатывала, словесные портреты одних и тех же людей кардинально отличались. Также оказалось, что есть люди, которые не поддаются стереотипному восприятию, и такие, которые избирательно стереотипные.

Эффекты межличностной перцепции

На почве стереотипов формируются эффекты межличностной перцепции.

Эффект ореола — это тенденция того, кто воспринимает, преувеличивать однородность личности собеседника, переносить благоприятное или неблагоприятное впечатление об одном качестве индивида на все другие его качества. При формировании первого впечатления эффект ореола проявляется в том, что общее положительное впечатление, вызванное человеком, побуждает к положительным оценкам и тех качеств, которые не представлены в восприятии, и наоборот, общее неприятное впечатление порождает, соответственно, негативные оценки.

Эффект первичности проявляется тогда, когда воспринимается незнакомый человек. Во время оценки этого человека роль установки играет информация, представленная ранее.

Эффект новизны действует в ситуации восприятия знакомого человека, который заключается в том, что последняя, новая информация становится самой значительной.

Любое формирование представления о другом человеке начинается с оценки и воссоздания его социальной перцепции физического облика, манеры поведения в целом , из анализа той информации, которую дает внешность и черты лица. В дальнейшем эта информация становится основой в восприятии и понимании другого человека. Информация зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей того, кто воспринимает, его социального опыта, уровня культуры, эстетических предпочтений и др. Важным фактором являются возрастные особенности того, кто воспринимает.

Так, ребенок, который только-только начал посещать детский сад, опирается в общении с другими на те первичные, элементарно обобщенные представления о людях, которые сформировались в нем прежде всего во время взаимодействия с родителями или в яслях. И в зависимости от того, как у малыша складывались отношения с людьми раньше, он проявляет доверчивости или недоверие, раздражительность или уступчивость, послушание или упрямство.

Возрастные особенности социальной перцепции

А. Бодальов, исследуя возрастные особенности социальной перцепции , утверждает, что в дальнейшем новые переживания, которые возникли у ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми, во время выполнения задач по самообслуживанию, в игре, на занятиях, которые готовят его к школе, облегчают развитие одних представлений о людях и ухудшают развитие других, способствуют формированию однозначного или дифференцированного представления об отношении к людям.

Уже на этой стадии формирование у ребенка образа других людей определяется не только простым поведением и действиями этих людей, но и тем, что представляет собой сам ребенок как личность, какие первоначальные черты характера у него уже сформировались, как он умеет вести себя среди себе подобных, контактировать с ними, слушать взрослых и т.д.

Особенностью мысли, которую дошкольник выражает про другого человека, является ее большая изменчивость, ярко выраженная неустойчивость, ситуативность. Вообще, доказано, что большую роль в выработке у ребенка представления о другом человеке играет внешний вид, поведение того человека, особенности взаимоотношений между ровесниками в детской группе.

В отношении детей младшего школьного возраста, то одним из основных объектов познания в этом возрасте становится поведение сверстников, их действия и поступки. Известно, что дети младшего школьного возраста могут выделять во внешнем виде ровесника только элементы, такие как рост, цвет глаз, волос и др. Если внимание фиксируется на одежде, то преобладает простой перечень признаков, отсутствуют характеристики : мимические особенности сверстников, специфики их языка, осанки, походки.

В характеристике выбранных элементов преобладает неопределенная оценка — «нормальный». В этом возрасте, по мнению многих исследователей, социальная перцепция сформирована недостаточно, а информация, которая поступает извне, медленно осознается, не выражается в четких понятиях. То есть можно констатировать, что в этом возрасте умение оценить поведение ровесников приходит постепенно, по мере того, как школьник сам усваивает требования окружения и вырабатывает эталоны для оценки других.

В подростковом возрасте значению физических данных другого лица предоставляется больше внимания. В представлении подростка анатомические особенности, черты лица, особенности строения тела больше характеризуют человека, чем его одежда или прическа. Зачастую подросток фиксирует волос, рост, глаза, лицо. И в этих элементах не все признаки выделяются одинаково часто. Доказано, что наиболее значимыми являются цвет волос, цвет глаз, рост. Относительно характеристик лица, то из всех его признаков (цвет, форма, черты, веснушки, родинки, морщины, оценка эстетической привлекательности), чаще всего отличаются цвет и форма.

В отличие от взрослого, подросток недооценивает такие экспрессивные черты, как мимика, жестикуляция, специфика языка и речи. Он очень редко включает их в портретную характеристику другого человека. В возрасте 13-14 лет объем и адекватность признаков, которые подлежат оценке, значительно увеличивается и процесс изменений в социальной перцепции происходит особенно интенсивно.

Доказано, что разница в возрасте всего лишь в один год — 14 и 15 лет — характеризуется у подростков существенными количественными изменениями. Для примера, группа четырнадцати летних подростков характеризует хорошо знакомого им человека, его поведение, внешний вид так: коммуникабельный, движется не спеша, много курит, лицо в морщинах, на вид ему лет пятьдесят, любит порядок, к людям относится доброжелательно, одевается в темные костюмы. Через год к выделенным признакам прилагаются следующие: очень внимательные глаза; на голове большое количество морщин; когда улыбается, то глаза становятся теплее; во время шествия руки держит в карманах; человек волевой, с твердым характером.

Интенсивность развития восприятия и понимания в подростковом возрасте объясняется не только созреванием всех психических функций, развитием интеллекта, накоплением жизненного опыта взаимодействия, ростом самосознания, но и усвоением социальных норм, ценностей, эталонов и стереотипов поведения, социальных установок. По мере того, как общение подростков с другими людьми выходит за рамки обучения, так у подростков устанавливаются контакты и связи с различными лицами вне класса, в формировании у них системы знаний о других людях происходят новые изменения. Речь идет, прежде всего, о важных и существенных качественных изменениях в воспроизводстве основных черт внешности другого человека.

Описывая другого человека, подросток все чаще «за деревьями видит лес», т.е. не только перечисляет отдельные признаки внешности, но и выделяет те свойства, которые воспроизводят индивидуальные, характерные особенности того, кого он воспринимает. И чем больше человек осознает себя личностью, тем больше он начинает присматриваться к людям и их взаимоотношениях.

Шире становится эмпирическая база для развития у подростка обобщенного знания человеческой психологии. Перед школьником открывается возможность увидеть поведение других людей с таких сторон, которые по условиям обучения даже не проявляются . При этом наблюдается двусторонний процесс: практика совместного обучения, общения, отдыха с новыми людьми не только обогащает впечатление подростка о других людях, заставляет его размышлять об их поступках и поведении, но и постоянно побуждает школьника к активному применению полученных знаний в общении.

Проблема социальных связей и контактов важна как в подростковом, так и в юношеском возрасте. Юноша нуждается в помощи взрослого в обогащении его нравственными, эстетическими представлениями о самом себе и людях, которые его окружают.

В общем, сопоставление школьников разных возрастных групп показывает, что оказывается, происходит постепенный переход от раскрытия содержания личности путем описания и оценки ее действий и поведения до непосредственных указаний на психические свойства и качества, присущие этой личности.

С возрастом дальнейшее развитие социальной перцепции проявляется главным образом в изменении субъективной значимости различных групп воспроизводимых признаков для построения образа другого. Так, если для детей младшего школьного возраста важными оказываются одежда и общий внешний вид, для подростков — преимущественно выделение черты внешности, то для взрослого человека в большинстве случаев – выразительное поведение другого.

Чем старше становится человек, тем чаще он использует элементы внешности другого человека для определения его профессиональной, национальной, расовой принадлежности, а элементы экспрессии — для суждений о его темпераменте, характере, профессии.

У ребенка, так же как и у взрослого человека, черты внешности, поведение, которое воспринимается у другого человека, могут в значительной степени трансформироваться, перекручиваться под влиянием самооценки , которая сложилась, уровня притязаний, характера взаимоотношений с человеком, который воспринимается. Именно поэтому индивидуальные различия в восприятия взрослым одного и того же человека гораздо больше, чем у подростков при тех же условиях. То есть образ человека, который воспринимается, в сознании взрослого формируется как гармоничное целое, где важны как элементы внешности, так и личностный подтекст и социальный контекст.

Днем 20-го января 1843-го года пятидесятилетний государственный служащий покинул апартаменты премьер-министра Великобритании Роберта Пиля в Уайтхолле и направился по Даунинг-стрит в сторону вокзала Черинг-кросс. Подошедший к нему сзади неброско одетый мужчина вытащил из кармана однозарядный пистолет и практически в упор выстрелил ему в спину. Констебль лондонской полиции, ставший свидетелем происшедшего, немедленно обезоружил стрелявшего. Жертвой оказался Эдвард Драммонд, личный секретарь премьер-министра; стрелявшим – Даниэль Макнотен, владелец небольшого деревообрабатывающего предприятия в Глазго, за несколько лет до покушения продавший свой бизнес.

Как выяснилось впоследствии, Макнотен был одержим манией преследования: ему казалось, что правящая партия консерваторов объявила ему войну, регулярно подсылает к нему шпионов и практически довела его до разорения. Он всего лишь решил нанести упреждающий удар, выстрелить первым, и жертвой должен был стать не Драммонд, а сам премьер-министр Роберт Пиль.

Эдварду Драммонду была оказана помощь, рана не выглядела тяжелой и все лондонские газеты уже писали о его успешном выздоровлении, когда, неожиданно, открылось внутреннее кровотечение. Секретарь Пиля скончался через пять дней после выстрела.

Даниэль Макнотен предстал перед судом, где сообщил о преследованиях со стороны тори. Медицинское заключение диагностировало несомненное психическое расстройство параноидного типа. Обвинение стремилось доказать, что «несмотря на частичное помутнение сознания, обвиняемый все же действовал как сознательный и ответственный субъект, понимал последствия своих действий, а потому должен понести заслуженное наказание». Защитник – известный всему Лондону блестящий юрист Александр Кокберн (которому пэрство мешала получить только королева Виктория, не одобрявшая его чрезмерного увлечения женским полом) – настаивал на том, что подсудимый «не контролировал свои действия, а потому не может нести за них ответственность». После недолгого совещания присяжные согласились с доводами Кокберна. Даниэль Макнотен был признан невиновным на основании помешательства. Его препроводили в психиатрическую лечебницу, где он и скончался двадцать два года спустя.

Однако история на этом не заканчивается.

Взбудораженная громким происшествием, Палата лордов потребовала от специально созданной комиссии судей ответить на несколько «гипотетических вопросов». А именно: сформулировать ряд четких критериев, по которым подсудимый может быть признанным ответственным за свои действия, даже если страдает от помутнения рассудка. Ответы, данные судьями, вошли в историю как «правила Макнотена» и очень быстро из предмета юридического спора стали источником новых литературных, философских, психологических и социологических прозрений.

Мы все отчасти знакомы с «правилами Макнотена» по фильмам, где в ходе судебного заседания представители защиты или обвинения произносят фразу «…он был неспособен отличить добро от зла и не понимал последствий своих действий». Это – второе правило Макнотена. Один из вопросов, заданных лордами, звучал так: «Если человек под влиянием болезненно-бредового восприятия фактов действительности совершает преступление с тяжелыми последствиями, то освобождает ли его это от юридической ответственности?». Судьи ответили на него следующим образом: «…при том же допущении, какое мы сделали раньше, а именно, что спорное лицо обладает лишь частичным, выборочным искажением восприятия, а в других отношениях здраво, мы полагаем, о его ответственности следует судить, разбирая его поступки в такой ситуации, как если бы факты, в отношении которых наблюдается болезненное заблуждение, существовали реально («…he must be considered in the same situation as to responsibility as if the facts with respect to which the delusion exists were real»). Например, если под влиянием заблуждения это лицо полагает, будто на его жизнь покушается другой человек, и убивает такого человека, как оно убеждено, в целях самозащиты, – убийца может быть освобожден от наказания. Если же его заблуждение состояло в том, что покойный якобы причинил серьезный вред его репутации и благосостоянию и он убил этого человека в отместку за такой предполагаемый вред, убийца подлежит наказанию».

Иными словами, Макнотена оправдали не потому, что он – в момент совершения преступления – находился в иллюзорном мире, созданном его болезненным воображением. И не потому что, как утверждал его адвокат, он не мог контролировать свои действия. Его оправдали, потому что в его воображаемом мире на него велась безжалостная политическая охота, и он действовал в нем из соображений самозащиты, покушаясь на главный источник опасности. Если бы Макнотен – находясь в таком же точно состоянии – выстрелил в Драммонда, чтобы «передать послание Пилю», его бы, скорее всего, осудили на казнь. Поскольку тогда это уже не было бы самозащитой даже в мире безумия.

Макнотена оправдали, потому что в его воображаемом мире на него велась безжалостная политическая охота, и он действовал в нем из соображений самозащиты, покушаясь на главный источник опасности.

Правила Макнотена до сих пор остаются уникальным прецедентом и практическим руководством для юристов. Если человек, живущий в мире безумия, полагает себя агентом секретной службы, которому поручено устранить вражеского шпиона, он – за совершенное им убийство – подлежит принудительному лечению. Если же человек, страдающий психическим расстройством, убивает своего соседа из-за того, что у того, якобы, роман с его женой, он должен быть признан виновным в убийстве.

Английские судьи тем самым признали, что мир безумия является миром sui generis, «структурно подобным» миру здравого смысла, и его обстоятельства имеют решающее значение для вынесения вердикта.

Но что значит «структурно подобным»? И что имеет решающее значение: структурное подобие миров или их суверенность, независимость друг от друга?

Спустя полстолетия после выстрела на Даунинг-стрит в Гарварде была издана книга Уильяма Джеймса «Принципы психологии» (1890) – работа, которой было суждено изменить весь облик психологии ХХ века. Двадцать первая глава этой книги называется «Восприятие реальности». В ней Джеймс впервые обосновал тезис о множественности относительно автономных (но подобных друг другу) миров, предложив попутно их первичную классификацию. У Джеймса таких миров насчитывается семь:

1) Мир ощущений или физических «вещей», постигаемых инстинктивно и обладающих такими качествами, как теплота, цвет и звук, и такими «силами», как жизнь, химическое сродство, тяготение, электричество.

2) Мир науки или физических вещей, постигаемых ученым и лишенных вторичных качеств и «сил» (в общепринятом смысле), в котором реальны только твердые тела, жидкости и «законы» их движения.

3) Мир идеальных связей или абстрактных истин, принимаемых на веру или могущих быть принятыми на веру всеми и выражаемых в форме логических, математических, метафизических, этических или эстетических утверждений.

4) Мир «идолов племени», иллюзий или предрассудков, общих для определенного народа. Все образованные люди признают их в качестве одной из подвселенных. Например, к этому миру принадлежит вращение неба вокруг земли. Это вращение не признается ни в одном другом мире, но как «идол племени» оно реально существует. Для некоторых философов «материя» существует только как идол племени. В науке таким «идолом племени» являются «вторичные качества» материи.

5) Различные сверхъестественные миры: христианские рай и ад, мир индуистской мифологии и т. д. Каждый из них является непротиворечивой системой, между частями которой имеются определенные связи. Например, трезубец Нептуна не обладает никакой реальностью в христианском раю, но в пределах классического Олимпа некоторые его свойства истинны, вне зависимости от присутствия или отсутствия веры в реальность классической мифологии в целом. В один ряд с этими мирами религиозной веры можно поставить множество преднамеренно выдуманных миров – мир «Илиады», мир «Короля Лира», мир «Записок Пиквикского клуба» и т. п.

6) Различные миры индивидуальных мнений, которых столько же, сколько людей.

7) Миры чистого безумия и помешательства, тоже бесконечно разнообразные.

Эта классификация немного напоминает знаменитую борхесовскую классификацию животных, в которой любимые животные императора соседствуют с животными, только что разбившим кувшин, или нарисованными тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти (не случайно Борхес был фанатом джеймсовской философии). Однако Джеймс детально анализирует то общее, что свойственно нашему восприятию реальности в каждом из миров: будь то «верховная реальность» мира повседневной жизни или реальность мира безумия. Главное их свойство – непротиворечивость. Все эти миры – здравого смысла, науки, литературы или безумия – блокируют сомнение в их собственной реальности до тех пор, пока вы находитесь «внутри». Вы не сомневаетесь в реальности стула, на котором сидите. Дон Кихот не сомневается в реальности великанов. Физик не сомневается в реальности атомов. Это не значит, что в атомах, великанах и стульях нельзя усомниться – это лишь значит, что в них нельзя усомниться, пока вы находитесь в их мире (здравого смысла, безумия или физики).

Все эти миры – здравого смысла, науки, литературы или безумия – блокируют сомнение в их собственной реальности до тех пор, пока вы находитесь «внутри».

Однако в каком отношении миры находятся друг к другу? Являются ли они «суверенными государствами» со своими собственными законами и лишь им одним присущей внутренней логикой? Могут ли миры пересекаться и накладываться друг на друга? Есть ли среди них «метрополии» и «колонии»?

Все эти вопросы составляют часть «джеймсовской проблемы» (которая возникает лишь тогда, когда мы – вслед за английскими судьями – признаем, тезис о множественности миров и их относительном подобии друг другу). Развитие феноменологии в работах Эдмунда Гуссерля придало «джеймсовской проблеме» особое звучание. Ученик Гуссерля, создатель феноменологической социологии Альфред Шюц переносит эту проблему в социологию: как устроено наше сосуществование с Другими в каждом из миров?

Работа Шюца «О множественности реальностей» – классика социологии повседневности. Прежде всего, потому что для мира повседневности Шюц (вслед за Джеймсом) резервирует особое, привилегированное место. Мир здравого смысла – это «верховная реальность». За ним следуют (по степени убывания реальности) воображаемые миры искусства, всевозможных фантазий, игры, научной теории, религиозного переживания и, наконец, сновидения. Каждый мир, по Шюцу, обладает своим «когнитивным стилем»: способом блокировки сомнения в чем-либо, способом действия, способом переживания своего «Я», способом отношения с другими людьми, способом восприятия времени. Скрепляет их все особое «напряжение внимания к жизни» (термин Анри Бергсона) – оно максимально в мире повседневности и минимально в мире сновидения.

Две главные аксиомы феноменологической социологии:

а) миры замкнуты, переход из одного мира в другой (когда поднимается театральный занавес, когда обрывается сновидение, когда приходит переживание религиозного экстаза и т.п.) сопровождаются «шоком» или «скачком» (этот термин Шюц заимствует у С. Кьеркегора);

б) миры не равноценны – все они являются «колониями» мира повседневности, от которого происходят. И именно этим объясняется их структурное подобие.

Первый тезис у Шюца существеннее второго – миры суверенны. Поэтому шюцевское решение «джеймсовской проблемы» означает буквально следующее: повседневность – это повседневность, игра – это игра, сон – это сон, а безумие – это безумие. Не существует никакой «формулы трансформации» содержаний одного мира в содержания другого, а значит, человека, находящегося в мире безумия, нельзя судить по законам мира здравого смысла. Суверенитет миров важнее их «структурного родства» (на котором акцентировал внимание Джеймс).

Сегодня «джеймосвская проблема» снова заставляет философов и социологов обращаться за примерами к судебной практике. Например, к возбуждению дела против создателей масштабного сетевого проекта «Second Life» в июне 2007 г. «Second Life» – одна из самых популярных на сегодняшний день трехмерных онлайновых вселенных. Уже к началу 2008 г. в игре было зарегистрировано более 10 млн. участников. По сути, речь идет о строительстве в виртуальном мире своего рода утопического государства. Но с реальными деньгами – заработанные во «Второй жизни» линден-доллары легко обменять на наличность. (И наоборот, соответственно.) Именно данное обстоятельство позволило ФБР начать уголовное преследование создателей игры за «открытие игорных домов» – поскольку на виртуальной территории «Второй жизни» участники могли потратить свои виртуальные сбережения не только в виртуальных магазинах и виртуальных ресторанах, но и в виртуальных казино.

Поскольку на виртуальной территории «Второй жизни» участники могли потратить свои виртуальные сбережения не только в виртуальных магазинах и виртуальных ресторанах, но и в виртуальных казино, ФБР начало уголовное преследование создателей игры за «открытие игорных домов».

Признав, что игрок, находясь в воображаемом мире компьютерной игры, должен руководствоваться правилами мира реального (например, «не играть в азартные игры», которые запрещены на большей части территории США), американские власти вернулись к «правилам Макнотена». Их вопрос одновременно напоминает вопросы Палаты лордов к коллегии судей и сюжет фильма «Начало»: если казино находится не в реальном, а в виртуальном мире, остается ли оно при этом игорным домом? Что важнее: то, что это «игра» или то, что это «игра в игре»? Если для нас централен тезис о структурном подобии миров (Джеймс), то казино в «Second life» следует запретить, если более значим тезис об их суверенитете (Шюц) – на мир компьютерной игры не должны распространяться законы США, как не распространяются они на мир сна или литературы. Если Шюц неправ, то вслед за иском ФБР к Linden Lab Corp. (создателям «Второй жизни») должен последовать иск возмущенных фанатов саги «Игра престолов» к писателю Джорджу Мартину за убийство единственного положительного персонажа – Эддарда Старка.

Во избежание неприятностей хозяева иллюзорного мира закрыли все сомнительные заведения (чем нанесли существенный урон экономике своей вселенной). Это, впрочем, не спасло их от обвинений «в создании благоприятных условий для пропаганды терроризма и организации преступных сообществ» (доклад ФБР, 2011).

Следующий вопрос: как различить «авторские миры» и «миры нерукотворные»? Сновидение или безумие, предположительно, не являются «авторскими проектами». Тогда как мир «Второй жизни» имеет вполне конкретного творца и создателя – Корпорацию Линден-Лаб. Значит ли что между этими мирами и миром безумия нет разницы? Для Джеймса и Шюца – при всех их разногласиях – нет. А значит, невозможно установить меру ответственности демиурга (как невозможно установить меру ответственности Г-спода за совершаемое людьми).

Миры больше не замкнуты и повседневность больше не занимает среди них особого привилегированного места.

Чтобы ввести в теоретическую логику фигуру «творца реальности» социологам потребовалось отказаться от обеих аксиом Джеймса-Шюца: миры больше не замкнуты и повседневность больше не занимает среди них особого привилегированного места. Такое теоретическое решение (принадлежащее Ирвингу Гофману) отнюдь не просто далось социологической теории.

Впрочем, это уже предмет другого эссе.

Donnely R., Goldstein J, Schwartz R. Criminal Law. NY.: The Free Press, 1962, р. 735. Цит. по: Гофман 2003: 351.

Перевод сделан Андреем Корбутом по изданию William J. The Principles of Psychology, Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1981, pp. 913–951.

Шюц А. О множественности реальностей // Социологической обозрение. 2003. Том 3. №2.

См.: http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2007/07/26/260393

http://www.fbi.gov/stats-services/publications/2011-national-gang-threat-assessment/2011%20National%20Gang%20Threat%20Assessment%20%20Emerging%20Trends.pdf

22 психологических эффекта, которые искажают восприятие реальности
​ ​ ​

Узнайте о самых частых уловках мозга, чтобы больше не поддаваться на них.

Эффект прожектора

Человек склонен преувеличивать интерес других людей к своей персоне. Представьте: вы нелепо споткнулись на улице или заметили пятнышко на рубашке уже на полпути к работе. Кажется, это увидели все, будто вы освещены ярким лучом прожектора, а внимание окружающих целиком и полностью фокусируется только на вас.

На самом деле это не так. Кто-то и правда обратит внимание на пятнышко или вашу неуклюжесть, но отнюдь не все. И они не придадут этому такое значение, как вы думаете.

Вера в справедливость мира

Люди верят, что справедливость восторжествует: хорошие поступки будут вознаграждены, а негодяи — наказаны. И если с плохим человеком случается беда, мы думаем: «Так ему и надо, он это заслужил».

Человеку просто нужно знать, что жизнь справедлива и каждый получит по заслугам. Кто-то называет это божьей волей или кармой, однако суть не меняется.

Эффект плацебо

В основе эффекта — могучая сила внушения. Плацебо — лекарство-пустышка, не обладающее целебными свойствами, которое предлагают пациенту как действенный препарат от его проблемы. В итоге человек ждёт результата, а через некоторое время действительно чувствует себя лучше — это и есть эффект плацебо.

Эффект аудитории

Человек по-разному делает одни и те же вещи в одиночестве и в присутствии других людей. Причём наблюдатели могут влиять как положительно, так и отрицательно. Например, человек будет лучше справляться с хорошо знакомой ему работой и хуже выполнять новые поручения, когда рядом с ним находится кто-то ещё.

Психолог Роберт Зайонц считал, что наблюдатели становятся причиной возбуждения, ведь их реакция на действия человека непредсказуема. Когда человек делает то, что умеет и знает, ему легче справиться с психологическим стрессом и страхом оценки, чем если он берётся за совершенно новую незнакомую задачу.

Эффект Google, или цифровая амнезия

Люди перестали запоминать информацию, которую легко можно найти в Сети. Это больше не нужно. Интернет упрощает жизнь: всё, что раньше хранилось в библиотеке или памяти человека, теперь доступно по клику мышки. Информация воспринимается, но мозг думает, что сосредотачиваться и запоминать её необязательно, ведь есть Google.

Эффект Барнума, или эффект Форера

Мы считаем точными общие характеристики нашей личности, если думаем, что они созданы специально под нас.

Психолог Бертрам Форер предложил группе студентов пройти тест. Участники выполнили задание и передали бумаги на обработку, которую на самом деле не проводили. Форер просто составил одно общее описание личности, подходящее каждому, и представил его ученикам. Он вызывал студентов по одному и просил оценить точность характеристики по пятибалльной шкале. В результате получился средний балл 4,26. То есть, по мнению участников, точность была высокой.

Эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя

Психологический феномен относится к разряду самосбывающихся пророчеств. Некоторые социологии описывают это как самогипноз: ожидания человека влияют на его действия и поступки.

Когда мы думаем, что симпатичны собеседнику (даже если это на самом деле не так), то строим разговор в особой манере и проникаемся взаимной симпатией. Или когда руководитель возлагает на сотрудника большие надежды, ставит сложные, но выполнимые цели, работник показывает большую продуктивность и лучшие результаты. Такое самопрограммирование работает и на успех, и на неудачу: ожидание провала непременно к нему и приведёт.

Парадокс выбора

Возможность выбора ставит в тупик. И хотя кажется, что большой выбор — хорошо, на деле получается иначе.

Бесчисленное множество альтернатив превращает процесс выбора в страдание.

Нужно разобраться, чем каждый из вариантов отличается от остальных и какой окажется лучше. Это не только долго, но и мучительно. В результате человек может не выбрать вообще ничего либо всё-таки остановится на одном варианте, но удовольствия от него уже не получит.

Эффект свидетеля

Чем больше людей оказались рядом с местом преступления или ДТП, тем меньше шанс, что кто-нибудь из них отреагирует и поможет пострадавшим. Каждый очевидец думает, что помочь должен не он, а другой.

Ответственность за поступок распределяется между несколькими людьми, и у каждого отдельного человека она будет ниже, чем есть на самом деле. Но если очевидец происшествия всего один, он понимает, что ответственность переложить не на кого, и с наибольшей вероятностью придёт на помощь.

Эффект фокусировки

Мы придаём большое значение одной детали, игнорируя общую картину. Это может привести к неверным суждениям о ситуации в целом или к негативным последствиям.

Например, некоторые считают, что деньги — залог счастья. Но это не так: высокий доход при отсутствии здоровья, времени или любви едва ли можно назвать пределом мечтаний.

Систематическая ошибка выжившего

Мы делаем неверные предположения, потому что учитываем не все аспекты.

Во времена Второй мировой войны статиста Абрахама Вальда попросили рассчитать, какие части самолётов-бомбардировщиков нужно укрепить, чтобы увеличить число вернувшихся на базу лётчиков. Вальд обнаружил, что до базы добирались самолёты с повреждениями фюзеляжа: на крыльях, хвосте и других деталях. Аппаратов с подбитыми двигателями или бензобаками было гораздо меньше. Кто-то предложил укреплять крылья и хвост — это казалось логичным. Но Вальд мыслил иначе: раз среди вернувшихся самолётов нет повреждений двигателя и бензобака, значит, они просто не добираются до базы. Он решил укреплять именно эти части и оказался прав.

Было бы ошибкой брать в расчёт только данные по вернувшимся, то есть «выжившим», в то время как общая картина может быть совсем иной.

Эффект первого впечатления

Нельзя произвести первое впечатление дважды. А оно важно! Мнение, сформировавшееся в первые минуты знакомства, влияет на дальнейшую оценку вашей персоны. И общение с вами будут строить, полагаясь на впечатление от первой встречи.

Эффект доктора Фокса

Яркая подача информации авторитетным оратором может завуалировать бесполезность сказанного. Слушатели выйдут из аудитории с мыслью, что получили новые ценные знания, даже если прослушали откровенную чушь.

Предвзятость подтверждения

Человек отдаёт предпочтение информации, которая подтверждает его точку зрения. Даже если данные недостоверны, он всё равно будет опираться на них. Распространённая ловушка, в которую не раз попадал каждый.

Иллюзорная корреляция

Люди верят в связь между вещами, которые на самом деле друг от друга не зависят. Эта ловушка создаёт предпосылки для развития стереотипов. «Все блондинки — глупые», «В крупных городах люди бездушные и озлобленные», «День не задался, потому что утром мне перебежала дорогу чёрная кошка» — типичные примеры иллюзорной корреляции.

Мы придаём значение одному яркому, запоминающемуся аспекту, но игнорируем остальные и из-за этого неверно устанавливаем причинно-следственную связь.

Эффект ореола

Общее впечатление о человеке влияет на его оценку в частных случаях. Думая, что человек хороший, мы считаем, что он также умный и привлекательный. Или наоборот: привлекательный человек кажется нам хорошим и умным. Мы проецируем общее мнение на конкретные качества, что на самом деле неправильно.

Эффект тамагочи

Многие помнят эту любопытную игрушку из конца 90-х: симпатичная пластиковая оболочка и монохромный экран с электронным любимцем. Строго по расписанию мы кормили подопечного, давали лекарства, если заболел, и очень горевали, когда в итоге он умирал от скуки. Дети привязывались к ненастоящему питомцу и испытывали тёплые искренние чувства.

Сейчас тамагочи утратил свою былую славу, но привязанность к гаджетам осталась. Мобильные телефоны, планшеты и даже отдельные приложения — все они вызывают эмоциональную зависимость. Она может проявляться в любом возрасте и оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

Эффект Веблена

Люди склонны демонстративно покупать товары по высокой цене, чтобы подчеркнуть социальный статус. Многим кажется неразумным осознано выбирать самую дорогую вещь в магазине только ради того, чтобы гордо нести её на кассу ценником вверх. Но это действительно работает: в сезон повышения цен спрос на товары также повышается.

Эффект несовершенства

Абсолютное совершенство отталкивает, а вот неуклюжесть и лёгкая растрёпанность вызывают симпатию. Особенно если человек самоироничен и любой конфуз превращается в шутку. Так что если хотите кому-то понравиться, не стремитесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле. Простота и естественность берут верх.

Эффект Зейгарник

Ещё один психологический феномен, связанный с памятью. Оказывается, мы лучше запоминаем прерванное действие, чем завершённое.

Так, если человеку не дают доделать то, что он начал, возникает некое напряжение, которое не отпускает до тех пор, пока задача не будет закончена. И поэтому он будет её помнить.

Например, сотрудник готовит отчёт, как вдруг его просят зайти в конференц-зал и провести совещание. Вернувшись на рабочее место через несколько часов, он не забудет о том, что именно делал. Но если бы он успел закончить, воспоминания не были бы столь ясными. Эти уловки также используют в рекламе: недосказанность в ролике заставляет смотрящего лучше его запомнить.

Эффект проекции

Люди приписывают другим те качества, эмоции и переживания, которые есть в них самих. Добряки думают, что все вокруг такие же. Пережившие болезненное расставание уверены, что другие пары тоже рано или поздно разойдутся.

Эффект страуса

Когда в нашей жизни случается что-то плохое, мы не желаем знать подробностей. Образно выражаясь, прячем голову в песок и стараемся не углубляться в проблему. Хотя страусы, как известно, так всё-таки не делают. А вот инвесторы стараются как можно реже мониторить состояние своих вкладов, когда на рынке начинается спад.

Эффект неожиданности — обязательное условие аникса. Аникс — смех, основанный на неожиданности, резко превращающейся в озарение. Смотри →

Если нарушается требование неожиданности, тогда мы имеем дело с «плоским» юмором, в котором «смешное»не было неожиданным.

Рассмотрим наиболее обычные ошибки, которые срывают эффект неожиданности.

Похожая мысль уже знакома слушателю.

Вывод: нельзя повторять аникс тому же слушателю, по крайней мере до тех пор, пока он его не забыл. Таким образом, известная поговорка: «шутка, повторенная второй раз, уже не шутка» получает объяснение. Кроме простых повторов плохую службу может сослужить предварительная информация о чем-то подобном. Например, если после анекдота рассказать очень похожий анекдот, то реакция слушателей будет гораздо более вялой, чем сначала. По той же самой причине аниксы, которые приводятся в этой книге, теряют большую часть своего смехотворного действия. Ведь мы будем заранее объяснять, по какому принципу они строятся.

Слушатель слишком хорошо соображает для этого аникса.

Примитивные аниксы вызывают слабую реакцию у искушенного слушателя, поскольку он успевает понять, что будет сказано, еще до того, как эти слова произнесены. Вывод: для более сообразительной аудитории требуются более сложные аниксы, чтобы их не успели предсказать слишком рано, и не пропал эффект неожиданности.

Слушатель слишком быстро соображает для этого аникса.

Если вы дадите слушателю слишком много времени, он может понять, какую неожиданность ему готовят (или какую-то ее часть). В результате элемент неожиданности исчезнет (или будет ослаблен). Характерная ситуация: объявляется, что сейчас будет рассказан анекдот. Однако вступительная часть анекдота рассказывается очень многословно и медленно. За это время слушатель успевает перебрать много вариантов, вспомнить похожие шутки и анекдоты. И велик шанс, что среди вариантов окажется развязка целиком или отчасти. А к каждому из рассмотренных вариантов разум слушателя уже готов. Вывод: у аникса не должно быть длительного вступления.

Клуб distant-nik
Кураторы Клуба

Жизнь человека очень сложна и многогранна. А если рассматривать её с чисто психологической точки зрения – тем более. Каждый человек обладает только ему присущими уникальными чертами и качествами, внутренними миром, душевной организацией и специфическими свойствами психики. Люди ежедневно общаются с другими людьми и взаимодействуют с обществом, занимаются какой-либо деятельностью, выполняют определённые функции и достигают результатов. И нередко, наблюдая за процессом жизнедеятельности, можно заметить в жизни человека и общества некие закономерности – социально-психологические феномены, которые характеризуют особенности взаимоотношений людей между собой. Именно этим закономерностям и посвящён представленный материал.

В этой статье мы расскажем о том, что такое психологические эффекты и какое отражение они нашли в жизни человека и общества. Нами будут рассмотрены различные особенности воздействия психологических эффектов посредством межличностного общения и массовой коммуникации. А также мы узнаем о многих эффектах восприятия, проявляющихся в общении, процессе работы, игровой деятельности и других сферах жизни людей.

Итак, что же это за феномен – психологические эффекты?

Что такое психологические эффекты?

Психологические эффекты (социально-психологические эффекты) являются стабильными и легко обнаруживаемыми закономерностями, отражающими межличностные характеристики отношений людей в социуме и раскрывающими особенности тех процессов, которые отражают параметры их общения и взаимодействия. Проще говоря, психологические эффекты – это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом.

Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни.

Ниже мы приводим примеры самых известных и распространённых психологических эффектов.

  1. Эффект плацебо
  2. Эффект Веблена
  3. Эффект Зейгарник
  4. Холодное чтение
  5. Эффект Пигмалиона
  6. Эффект Барнума/эффект Форера
  7. Эффект аудитории
  8. Эффект последовательности
  9. Эффект Хоторна
  10. Эффект доктора Фокса
  11. Эффект первого впечатления
  12. Эффект очевидца
  13. Эффект ореола
1

Вообще, термином «плацебо» называют какое-либо вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. А целебный эффект, вызываемый этим веществом, связан с верой пациента в то, что он принимает не «пустышку», а настоящее лекарство. В психологии же эффект плацебо представляет собой прекрасный пример того, как то, что мы говорим людям, влияет на их восприятие. Ведь основан эффект плацебо на внушении. Человеку просто сообщают, что, например, какой-то препарат оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В итоге, в результате внушения, происходит и ожидаемый эффект.

Проверить, насколько приведённая информация соответствует действительности, вы можете на собственном опыте. Самый простой пример: наверняка у кого-то из ваших родных или друзей время от времени возникает головная боль, дискомфортные ощущения в желудке или что-нибудь подобное. Когда случится недуг, скажите человеку, что через минуту принесёте лекарство – растворённую в воде таблетку. Пусть человек подождёт. Отойдите куда-нибудь, налейте стакан воды и потяните время, делая вид, что добавляете в воду лекарство. Потом дайте человеку выпить эту воду, ещё раз напомнив, что лекарство очень хорошее и совсем скоро состояние нормализуется. Вероятность того, что через небольшой промежуток времени этому человеку станет легче, составляет 80%, несмотря на то, что выпил он стакан обычной воды.

Узнать подробнее об эффекте плацебо вы можете .

2

Эффект Веблена – это необоснованный с экономической точки зрения повышенный спрос на товары высокой ценовой категории. Причём, чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Данный эффект характерен, в основном, для товаров, которые недоступны большинству людей из-за своей высокой цены. А это, в свою очередь, подчёркивает социальное положение владельцев таких вещей. Эффект Веблена характерен, главным образом, для людей, которые ценят статус товаров, привержены какой-то конкретной марке или бренду. Иногда этому эффекту поддаются люди, переходящие на ступень выше по социальной лестнице (карьерный рост, более престижное место работы и т.п.). Также эффект Веблена это показатель того, что в психике подверженных ему людей доминируют мотивы стремления к роскоши и престижу.

Наглядно увидеть воздействие эффекта Веблена на психику человека вы можете, просто обратив внимание на окружающих вас людей. Более всего его влиянию подвержена молодёжь. В наше время существует огромнейшее количество различных фирм, брендов, торговых марок. И у каждой из них есть своя армия поклонников. Обратите внимание на то, что покупают молодые парни и девушки: обувь и одежду, которая совершенно проста на вид, но стоит довольно дорого. Или телефоны, стоящие многие тысячи рублей, хотя бюджетных аналогов им существует множество. И, как правило, чем дороже будут новинки, тем больше людей захотят их приобрести. Но тут ничего не поделаешь, ведь это влияние моды. К тому же, в наше время, к сожалению, широко распространено заблуждение: чем дороже вещи у человека и чем их больше, тем значимее его персона. Хороший совет родителям: воспитывайте в своих детях здоровое отношение к материальным ценностям.

Больше информации об эффекте Веблена можно найти .

3

Эффект Зейгарник – это психологический феномен, который заключается в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания, лучше, чем те, которые успели завершить. Данные об этом эффекте были получены опытным путём: проводилось несколько экспериментов, участниками которых были школьники и студенты. Во время этих экспериментов испытуемые заканчивали одни задания и прерывали выполнение других. По окончании экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.

Эффект Зейгарник вы можете испробовать даже на себе. Возьмитесь за выполнение какого-нибудь не очень простого для вас самостоятельно выбранного задания и доведите дело до конца. Сделайте небольшую паузу. Затем возьмите листок и ручку и запишите все детали процесса выполнения. После этого выберите для себя другое задание. Доведите его готовность до половины и прекратите выполнение. После аналогичной паузы запишите все детали процесса. Вы заметите, что то, что вы закончить не успели, воссоздаётся в памяти гораздо легче и отчётливее, чем то, что вы закончили. Такой, так сказать, приём очень практично использовать для контроля выполнения каких-либо заданий и повышения эффективности. Если вы утомились, делая что-то, сделайте паузу, отдохните. После вы сможете продолжить с новыми силами, и в точности помня все детали того, что делали.

Интересные данные об эффекте Зейгарник можно найти по .

4

Холодное чтение

Холодным чтением называют определённую совокупность приёмов, использующихся экстрасенсами, медиумами, гадалками, иллюзионистами и т.д. Холодное чтение используется для того, чтобы создать впечатление, что применяющий его знает о другом человеке много информации, несмотря на очень короткое знакомство. И практикующий действительно способен многое узнать. Делается это с помощью анализа физических данных человека: пола, возраста, стиля одежды, расовой, религиозной и сексуальной принадлежности, места рождения, уровня образования и других данных. В основном, практикующие используют догадки: если высказанное предположение находит вербальное или не вербальное подтверждение, то продолжается «прощупывание» человека в том же направлении. Если же подтверждения нет, то догадки отбрасываются и находятся другие. Умелые практики холодного чтения могут оказывать на людей очень сильное впечатление и влияние.

Яркий пример холодного чтения это гадания на улице. Множество людей попадали в такие ситуации, когда на улице подходит человек и говорит, что может погадать, предсказать будущее, снять сглаз, порчу и т.п. Лишь на минуту остановившись, человек, к которому обратились, начинает выслушивать от совершенно постороннего человека детали своей биографии, описание каких-то моментов своей жизни, личных событий и прочего. Человек удивляется, начинает испытывать своеобразный трепет и благоговение перед «магом». Нередко «чтецы» используют свои навыки холодного чтения с целью обмана и вымогательства. Поэтому если вдруг незнакомый человек начинает удивлять вас своими «магическими» способностями, не поддавайтесь на провокации и помните, что, скорее всего, этот человек очень хороший психолог и «читает» вас, как открытую книгу, а вся его «магия» лишь отточенный навык. Будьте бдительны.

Узнать подобнее о холодном чтении можно вот по .

5

Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека. Эффект Пигмалиона, кстати, часто получает подтверждение в проверке паранормальных явлений: сторонники убеждаются в том, что эти явления есть, а противники – в том, что их нет.

Эффект Пигмалиона очень эффективен в применении. Вы можете испытать это, например, на своём ребёнке, который должен в ближайшее время попасть в новое окружение (новый класс, школа, спортивная секция и т.п.). Как правило, многие дети испытывают дискомфорт от того, что им предстоит общаться с незнакомыми людьми, думают о том, как их воспримут, боятся не понравиться и т.д. Скажите ребёнку, что вы уже общались с теми людьми, с которыми ему предстоит встретиться, и они настроены в отношении него очень доброжелательно, позитивно, дружелюбно, и рассчитывают на такое же отношение в ответ. Оказавшись в новом окружении, но будучи настроенным на позитивный лад, ваш ребёнок будет непроизвольно вести себя, рассчитывая на то, что вы ему говорили. А это, в свою очередь, будет реализовывать ваше пророчество. В итоге, велика вероятность того, что отношения в новом коллективе будут приятными и доставят удовольствие и вашему ребёнку и тем, кто будет с ним общаться.

Подобности эффекта Пигмалиона вы найдёте .

6

Эффект Барнума/эффект Форера

Эффект Барнума (он же эффект Форера или эффект субъективного подтверждения) – ещё один уникальный феномен, смысл которого заключается в том, что люди верят в описания их личности, созданные, по их мнению, конкретно для них, но на самом деле имеют обобщённый характер и могут быть применены в отношении других людей. Эффект Барнума, наряду с холодным чтением, рассмотренным нами выше, нередко применяется различными мошенниками, позиционирующими себя в качестве астрологов, хиромантов, медиумов. Делается это ими с целью обмана.

В нашей повседневной жизни мы можем увидеть множество подтверждений эффекту Барнума. Так, например, вы можете заметить, что многие люди верят в достоверность гороскопов, астрологических прогнозов, описаний их личности в различных тестах и т.д. Попробуйте написать обобщённую характеристику нескольким своим коллегам по работе (всем одну и ту же), используя самые общие описания качеств личности, и дайте им почитать, сказав, что каждая характеристика для каждого из них написана индивидуально. Большинство людей согласится с этим описанием «себя». Так что если кто-то вдруг говорит вам о вас же много интересных вещей, подумайте о том, что это, вероятнее всего, лишь набор общих фраз, и на вас пытаются оказать воздействие. Сами же вы можете использовать такой приём, чтобы располагать к себе людей, налаживать доверительные отношения, вызывать определённые эмоции и реакции. Но помните, что злоупотреблять этим не стоит.

Узнать больше об эффекте Барнума можно .

7

Эффектом аудитории называют влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря многочисленным исследованиям было замечено, что если человек выполняет лёгкую и знакомую ему работу, то присутствие других людей улучшает его результаты, т.к. стимулирует возникновение правильных реакций. Если же работа сложная и мало знакомая, то присутствие других людей результаты ухудшает, стимулируя неправильные реакции.

Вы можете заметить действие этого эффекта в своей повседневной жизни, просто обращая внимание на себя и окружающих. Спортсмены зачастую показывают лучшие результаты, если знают, что за ними наблюдают зрители. Работники, сталкивающиеся с новым видом деятельности, совершают больше ошибок, если на них смотрят другие люди (начальство, коллеги). Подобные аналогии можно привести из любой сферы жизни. С помощью данного эффекта можно научиться оказывать влияние на людей и результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними. Таким же образом вы можете воздействовать и на свою личную эффективность.

Познакомиться с эффектом аудитории более подробно вы можете .

8

Эффект последовательности

Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше. По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.

В жизни людей эффект последовательности часто оказывает влияние на их деятельность. Продуктивность сотрудников организации может повыситься или понизиться, в зависимости от того, как построен распорядок их дня. Различные мероприятия, проводимые на работе начальством, могут привести к преждевременному утомлению или, наоборот, всплеску активности работников. Спортсмен, тренирующийся по определённой программе, сможет повысить свою результативность, если будет варьировать составляющие процесса тренировки. Родители могут влиять на эмоционально и физическое состояние своих детей в течение дня, составив индивидуальный распорядок дня или разработав свой уникальный подход к процессу воспитания. Педагоги могут улучшить успеваемость учеников за счёт изменения обучающего процесса в плане перестановки отдельных его составляющих и т.д.

Более подробно прочитать об эффекте последовательности можно .

9

Эффект Хоторна

Эффект Хоторна это феномен, проявляющийся в том, что осознание человеком своего участия в каком-либо эксперименте приводит к искажённому, в основном, лучшему результату. Человек, принимающий участие в эксперименте и знающий об этом, начинает действовать более эффективно, сосредоточеннее и усердно, нежели в обычных условиях. Потребность человека в ощущении своей причастности к какой-то особой «экспериментальной» группе вызывает изменение его поведения и, соответственно, влияет на результаты его деятельности. Эффектом Хоторна также часто называют явление, в котором любая инновация приводит к улучшению результатов, т.к. она вызывает у людей энтузиазм.

При помощи эффекта Хоторна можно повлиять на успеваемость учеников или производительность труда работников в организации. Вариантов может быть несколько. Во-первых, можно сообщить людям, что проводится некий важный эксперимент, на основании результатов которого будут сделаны улучшения в данной области. Во-вторых, можно просто ввести в процесс деятельности какое-либо новшество, вследствие чего люди будут выполнять свои функции с большим интересом, чем обычно. Но есть и другая сторона этого вопроса: часто эксперименты проводятся с целью получения данных, наиболее соответствующих действительности. В этом случае осведомлённость людей о проведении эксперимента окажет искажающее воздействие на результаты. Во избежание этого нужно сделать так, чтобы участники эксперимента не знали о нём, либо не были осведомлены о том, что конкретно будет устанавливаться в ходе исследования.

Больше интересных деталей об эффекте Хоторна вы найдёте .

10

Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации. Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового и чему-то научился.

Люди, обладающие выдающимися актёрскими или ораторскими способностями, могут оказывать сильнейшее воздействие на людей своим талантом. Например, вы присутствуете на лекции или семинаре, и перед вами выступает человек, обладающий харизмой, эмоциональностью и умением замечательно рассказывать. При этом лектор совершенно не разбирается в теме, а информационная составляющая его речи находится на очень низком уровне. После мероприятия вы всё равно будете находиться под исключительно положительным впечатлением, уверенные в том, что получили массу полезных знаний. Это ещё раз говорит нам, что, зачастую, имидж человека, особенности его личности и определённые свойства психики оказывают на нас гораздо большее влияние, чем то, что он говорит. А развитие и тренировка своих личных способностей рассказчика позволит вам поддерживать любой разговор и оказывать воздействие на людей, формируя о себе только положительное впечатление.

Узнать больше подробностей об эффекте доктора Фокса можно отсюда.

11

Смысл эффекта первого впечатления заключается в том, что люди при знакомстве с другими людьми и их оценке часто придают значение впечатлению, которое у них возникает в первые минуты общения. Бывает даже так, что при дальнейшем общении все последующие впечатления и сведения представляются неверными и отбрасываются. Первое впечатление может быть сформировано преднамеренно или непреднамеренно. На первое впечатление влияют такие особенности человека, как его внешний вид, манера держаться и разговаривать, уверенность или неуверенность в себе, голос, взгляд и т.д.

При встрече с незнакомыми людьми обращайте внимание на то, как вы сами начинаете их оценивать: обращать внимание на особенности того, с кем общаетесь, эмоции, которые этот человек у вас вызывает. Наверняка вам знакома такая ситуация, когда при встречах с какими-то людьми, с которыми вы недавно познакомились, вы прокручиваете в памяти те «сведения», которые получили ещё при первой встрече. Если человек изначально вам понравился, то и относиться к нему впоследствии вы будете с симпатией. Если же он вам не понравился, то и ваше отношение к нему будет соответствующим. Появившееся ранее ощущение позитива или негатива будет сохраняться даже в случае противоположного поведения этого человека в дальнейшем. Кстати говоря, создавать первое впечатление человек может научиться специально: для этого нужно просто готовиться к встречам с незнакомыми людьми, а в процессе общения следить за собой: речью, поведением, внешним видом и т.д.

Больше интересных особенностей эффекта первого впечатления вы можете найти .

12

Эффект очевидца

Эффект очевидца (он же эффект свидетеля или синдром Дженовезе) проявляется в том, что люди, которые оказались свидетелями каких-либо чрезвычайных ситуаций, не пытаются помочь тем, кто пострадал, оставаясь в стороне. Интересно то, что чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-нибудь поможет, т.к. каждый из них считает, что помочь должен кто-то другой. А если очевидец один, то и вероятность его помощи существенно увеличивается.

Проявление эффекта очевидца наглядно иллюстрируют различные сводки новостей о происшествиях, где сообщается, что люди, ставшие очевидцами трагических событий, не оказали никакой помощи пострадавшим. Возможно, и вы сами могли наблюдать ситуации, когда, например, человеку стало плохо в людном месте, и он упал, а толпа зевак, находившаяся рядом, просто продолжала наблюдать. Каждый мог помочь, но думал, что поможет кто-то другой. На самом деле, это проявление безразличия и бесчеловечности. Если вдруг вы станете очевидцем какого-то случая, не думайте, что помогут остальные, не оставайтесь безучастными, а поспешите на помощь пострадавшему. Быть может, вы спасёте чью-то жизнь. Не важно, как другие реагируют на ситуацию. Важно то, как отреагируете именно вы.

Интересная информация об эффекте очевидца находится по .

13

Сутью эффекта ореола или хало-эффекта является следующее: если человек произвёл хорошее впечатление, то впоследствии люди будут ему «приписывать» другие хорошие качества, которых на самом деле может и не быть. Если же человек произвёл плохое впечатление, то в дальнейшем люди будут неосознанно стараться видеть в нём плохие качества, независимо от общей характеристики его личности. Эффект ореола часто проявляется в визуальной оценке: если человек красив внешне, то он воспринимается умным, образованным, приятным в общении и т.д. Если же человек обладает не очень привлекательной внешностью, то и оценка его будет противоположной.

На деле эффект ореола может проявиться в работе или учёбе: если вы изначально зарекомендуете себя, как ответственного и добросовестного ученика, студента или работника, будете прилежно выполнять все задания, активно участвовать в учебном или рабочем процессе, вы, тем самым, создадите себе положительную репутацию, которая в будущем будет работать на вас. В дальнейшем вам могут простить небольшие погрешности в работе, невыполнение задания по каким-либо причинам, отсутствие на занятиях и т.п. Но стоит помнить о том, что злоупотреблять этим нельзя, иначе вы можете потерять свою репутацию. Старайтесь всегда и везде показывать себя только с лучшей стороны и проявлять только положительные качества. Именно это сослужит вам хорошую службу. Не нужно притворяться лучше, чем вы есть на самом деле, а стоит уделить внимание своим слабостям и постараться их искоренить, сделав себя более сильной личностью.

Узнать подробнее об эффекте ореола вы можете по .

Конечно же, рассмотренные нами психологические эффекты не являются единственными в своём роде. Подобных эффектов существует масса и все они уникальны и интересны. Психология, как известно, наука очень глубокая и обладает множеством особенностей и нюансов. Но эффектов, приведённых выше, должно быть достаточно, чтобы понять, что жизнь человека наполнена удивительными феноменами, а сама его личность – это предмет глубокого и тщательного изучения.

Желание разобраться в особенностях человеческой натуры – это повод не только к поиску и усвоению новых знаний, но и похвальное стремление стать лучше самим и сделать лучше свою жизнь. Развивайтесь, открывайте для себя новые грани человеческого бытия, аспекты своей личности и неповторимость природы человека!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *