Для чего нужна культура речи

Любой человек, чтобы осуществлять какую бы то ни было деятельность, строит прогнозы. На основе чего? На основе своих ментальных моделей.
В течение жизни каждый из нас заимствует или создает огромнейшую кучу таких ментальных моделей, упрощенно описывающих окружающий мир. Через их призму мы мир и воспринимаем. Они определяют наши реакции и позволяют формировать линии поведения.
В процессе взаимодействия с другими людьми мы меняем как свои, так и чужие ментальные модели. Таким образом формируются общие ментальные модели, которые создают условия для одинакового восприятия и интерпретации реальности участниками отношений и служат основой любого совместного действия.
Ментальные модели, разделяемые обществом в целом, называются культурой данного общества.
Зачем же нужна культура?
Культура нужна для снижения трансакционных издержек, т.е. издержек на организацию взаимодействия двух или более субъектов.
При агрегированном рассмотрении субъекты могут быть разными (в т.ч. вплоть до целых государств), но мы ж помним: любой из «коллективных субъектов» при внимательном изучении раскладывается на совокупность людей. А значит, под взаимодействующими субъектами мы будем понимать людей.
Каким образом общность культуры способствует снижению трансакционных издержек?
Дело в том, что далеко не все правила взаимодействия можно формализовать в виде законов или договоров. Очень многое приходится оставлять неучтенным, рассчитывая на то, что это очевидно. Общность культуры как раз и означает, что рассматриваемые люди одинаково понимают эти очевидности. Часть из них, выражаясь языком юристов, называется «обычаями делового оборота», а часть — настолько очевидны, что даже не вызывают вопросов и не замечаются вовсе. А вот для людей другой культуры набор таких очевидностей может быть совершенно иным… Много, много сложностей возникает при необходимости координации и кооперации деятельности людей, принадлежащих к различным культурам! Разумеется, непреодолимых барьеров нет, но на их преодоление нужны дополнительные затраты ресурсов: и материально-финансовых, и временных, и психических.
Вопреки распространенному заблуждению, культура заключается отнюдь не в кимоно/килтах/кокошниках. Это все — внешняя атрибутика, мишура, не имеющая особой ценности. Туристам нравится — ну и пусть деньги платят за экзотику.
Настоящая же культура сама по себе не ощущается, как не ощущается свободное дыхание. Но стоит только встретиться с человеком другой культуры — он уже ведет себя непривычно. А если самому поселиться в инокультурной среде — долгое время будет очень и очень странно. Ибо вроде бы люди как люди, а ведут себя НЕ ТАК. Не так воспринимают мир, не так реагируют… предсказать их поведение намного сложней.
Но в процессе взаимодействия культурные различия выравниваются: Вы начинаете лучше понимать их, а они — Вас. Если соотношение не «один к обществу», а «общество к обществу», т.е. контакт двух наций, то их культуры сближаются. Века назад это в основном касалось наций-соседей, а сегодня, в стремительно глобализирующемся мире, соседями стали все. Бизнес и туризм не знают границ, а значит, и изоляция культур невозможна. Поэтому нравится это кому-то или нет, но формируется единая всемирная культура, культура всего человечества. Остановить и тем более обернуть вспять этот процесс невозможно, да и не нужно.
Ну и чтобы не быть голословным, проведем небольшой наглядный эксперимент, показывающий, как происходит координация действий совершенно незнакомых (!) друг с другом людей одной культуры. Комментарии скринятся: раскрою через пару дней и в отдельном посте сравним результаты того эксперимента с моим.
Этот эксперимент был реально проведен.
Организаторы собрали по-одиночке 41 испытуемого и раздали каждому задание. Каждому сказали, что у него есть парный участник, получивший точь-в-точь такие же задания. Если ответы будут одинаковыми — каждый получит вознаграждение. Разумеется, никто из участников не видел и не знал друг друга.
Задания были следующими:
1. Вы подбрасываете монетку. Загадайте «орла» или «решку».
2. Обведите кружочком одно из чисел следующего ряда: 7, 100, 13, 261, 99, 555.
3. Напишите произвольное натуральное число.
4. Назовите произвольную сумму денег.
5. Разрежьте торт на два куска.
(В 5 — надо указать величину долей каждого из двух кусочков).
На всякий случай еще раз уточню цель: надо постараться угадать то, что напишет Ваш парный участник. Все, что Вы о нем знаете — то, что он точно в таких же условиях пытается угадать Ваш выбор.
PS: Я уже однажды рекомендовал очень полезную книгу, но, видимо, недостаточно сильно хвалил. :)))
Очень, очень рекомендую.
ДОПОЛНЕНИЕ от 3.04.2009
Комментарии раскрыты.
Результаты эксперимента — в следующем посте
.
.

Метки: /социологический номинализм/, общество
Культура речи является одним из показателей общего уровня интеллектуального развития человека. Как бы хорошо вы ни выглядели, каким бы замечательным специалистом в той или иной области ни были, без грамотного владения речью карьерных высот вам достичь не удастся. Всё дело в том, что высокообразованной человек с широким кругозором, начитанный и перспективный должен быть хорошо знаком с культурой речи.
Когда вы приходите на переговоры с партнерами, на собеседование или куда-либо еще, вы презентуете себя или свою компанию. Конечно, то, что вы говорите, имеет очень большое значение, но то, как вы это говорите, может сыграть решающую роль.
Под культурой речи понимается не только знание конкретных правил, умение избегать различного рода ошибок, но и речевой этикет, уместность слов и выражений. Человек при разговоре с вами должен чувствовать себя комфортно, иначе беседа может не состояться или привести к конфликту.

Культура речи позволяет избежать ситуаций, в которых вы можете оскорбить или обидеть собеседника. Например, перебивание своего партнера строго запрещено языковым этикетом даже в том случае, когда вы уверены, что ваш оппонент не прав.
Культура речи, помимо прочих своих функций, предполагает умение слушать и слышать своего собеседника. Иногда люди забывают о том, что они ведут диалог, а не монолог, и увлекаются своими репликами и мыслями, напрочь игнорируя желания своего собеседника. Культурный человек не позволит себе такого и будет внимателен к каждой фразе своего оппонента.
Для того чтобы повысить качество своей речи, следует постоянно расширять свой словарный запас. Для этого нужно читать как можно больше литературных произведений, причем наилучшим вариантом будет классика.
Культура речи крайне важна, т.к. именно по ней собеседник судит об уровне вашего образования. Грамотно построенная речь может привлечь внимание слушателей и создать позитивное отношение к вам.

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для того, чтобы…» Но попробуйте сами ответить на него, и вы поймете, что все не так просто.

Культура — неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции.

Функция приспособления к окружающей среде. Можно сказать, что это древнейшая функция культуры. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться огнем и в результате смог заселить огромные территории земного шара.

Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру, религиозные доктрины Средневековья, известные вам из курса истории. Они одновременно создавали ценности общества, определяя, «что такое хорошо и что такое плохо», указывали, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами и нормами.

Функция социализации. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не могут адаптироваться к жизни в человеческом обществе. (Вспомните маугли — людей, найденных в лесу и воспитанных животными.)

Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. Многие ученые добавили бы к этому перечню еще десятки положений. Да и само раздельное рассмотрение функций достаточно условно. В реальной жизни они тесно переплетены и выглядят как неделимый процесс культурного творчества человеческого разума.

Представьте себе oгpoмнoe дерево со всеми его вeткaми и веточками, которые переплетаются между собой и тeряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все eгo ветви постоянно растут, меняются, coединяются и расходятся. И, для тoгo чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур.

В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое просто-напросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных Культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Может! — но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей, разве только где-то в малодоступных экваториальных лесах. Научно-технический прогpecc, связанные с ним информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда — все это влечет за собой ин тepнационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче вceгo в межнациональном общении усваиваются достижения тexники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художествeннoгo творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми литературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются новыми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывается для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным примером может служить судьба североамериканских индейцев, которые все больше и больше растворяются в американском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры — к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без cвoeгo культурного багажа ни один народ не может на равных входить в мировую культуру, ему нечего будет положить в общую копилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве потребителя.

Народная культура — это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, coздаваемая народом г бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает eгo жизнь, воззрения, ценности. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет aвторов. И именно поэтому она — плод коллективного творчества. Даже если ее достоянием становятся авторские произведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми eгo преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, apхитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей нaродной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних традиций регулярно использует в своем обиходе,- это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она нaходится в постоянном употреблении. Пока бабушки paccкaзывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится вceгo лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. Нaродная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения.

культура человек творчество

Феномен культуры стал находить свое место во многих областях, в которых одной из первых стала история. Культура давала понять сущность человека в историческом движении. За счет этого появились представления о культурных эпоха и народах, стадиях культуры.

Даже вот такое начало развития уже характеризовалось большим материалом и собственными особенностями, отличными от других наук, однако как самостоятельная дисциплина культурология стала закрепляться лишь в ХХ веке.

Зачем же она нужна? Ведь есть множество гуманитарных наук, изучающих человека: как биологическую составляющую, как звено общества, его мыслительную составляющую о бытие в целом.

Конечно, нужно отметить материал, присущий данной науке. Не столько в количественном плане, сколько в плане разности направлений: история культуры, история культурологических учений, философия, социология, антропология культуры и т.д. То есть в данной науке содержится внушительный пласт исторического развития сущности человека, формирование его культурной политики.

Следующим, и наверно самым главным моментом необходимости культурологии нам с вами, является значение науки, если так можно выразиться. Я имею в виду то, что культурология помогает человеку понять, что культура – это его пусть к своей душе, но душе, обретшей предметность. Это может быть любой созданный объект, в который человек вложил себя, свои силы и идеи: душа писателя – книга, художника – картина, архитектора – здание и т.д. Сейчас это изучает современная культурология, через время – история культуры, а реализация души снова проявляется в новых объектах.

Обществознание

Учебник для 10 класса

Глава 3. Духовная культура

  • Для чего обществу нужна культура?
  • Какую пользу она приносит?
  • Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?

Общество существует не только в мире вещей и предметов. Человек живет, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Все это и многое другое наполняет духовную жизнь общества и человека. Наряду с экономической, социальной и политической сферами жизни, духовная сфера является важнейшей для понимания деятельности человеческого общества.

Духовная жизнь — это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Довольно часто ученые для удобства отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности, каждая из которых имеет свое специфическое содержание.

Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей.

Для этой деятельности характерно разделение на два вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ и ценностей. Ее продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность — это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также потребление созданных духовных ценностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.

К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры.

  • § 8.1. Что такое культура
  • § 8.2. Зачем нужна культура
  • § 8.3. Много ли культур?
  • § 8.4. Массовая и элитарная культуры
  • Практические выводы к § 8

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *